Научная статья на тему 'Административные меры регулирования во внешней торговле в ев- ропейском союзе (на примере Республики Польша) и в евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации)'

Административные меры регулирования во внешней торговле в ев- ропейском союзе (на примере Республики Польша) и в евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / NON-TARIFF MEASURES / EURASIAN ECONOMIC UNION / EUROPEAN UNION / REPUBLIC OF POLAND / RUSSIAN FEDERATION / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карданов В. А., Кулик В. Н.

Европейский союз является крупнейшим торговым партнером для Евразийского экономического союза. Мультиинтеграция Евразийского экономического союза с государствами дальнего зарубежья практически гарантирует положительный результат. В статье рассмотрены вопросы, связанные с нетарифными мерами регулирования внешней торговли. Для стран Евразийского экономического союза и Российской Федерации в частности на ближайшую перспективу основной задачей должна стать пошаговая стандартизация и ликвидация практически всех нетарифных преград в торговле, так как эти величины значительно усугубляют встречную торговлю товарами и услугами и препятствуют дальнейшей интеграции. И это касается прежде всего развития в сторону Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative regulation measures for foreign trade in the European union (on the example of the Republic of Poland) and in the Eurasian economic union (on the example of the Russian Federation)

The European Union is the largest trading partner for the Eurasian Economic Union. The multi-integration of the Eurasian Economic Union with foreign countries practically guarantees a positive result. The issues, related with non-tariff measures regulating foreign trade, have been considered in the article. For the countries of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation in particular, in the near future, the main task should be step-by-step standardization and elimination of almost all non-tariff barriers to trade, as these values significantly aggravate the counter-trade in goods and services and hinder further integration. And this concerns, above all, the development towards the European Union.

Текст научной работы на тему «Административные меры регулирования во внешней торговле в ев- ропейском союзе (на примере Республики Польша) и в евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации)»

УДК 339.543.6

JEL К20

Карданов Валерий Алексеевич

канд. пед. наук, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва e-mail: [email protected]

Кулик Владимир Николаевич

аспирант, ГАУО ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

e-mail: [email protected]

Kardanov Valerii

Candidate of Pedagogical Sciences, Russian New University, Moscow e-mail: [email protected]

Kulik Vladimir

Postgraduate Student, Moscow City Pedagogical University, Moscow e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2019-2-101-105

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША) И В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Аннотация. Европейский союз является крупнейшим торговым партнером для Евразийского экономического союза. Мультиинтеграция Евразийского экономического союза с государствами дальнего зарубежья практически гарантирует положительный результат. В статье рассмотрены вопросы, связанные с нетарифными мерами регулирования внешней торговли. Для стран Евразийского экономического союза и Российской Федерации в частности на ближайшую перспективу основной задачей должна стать пошаговая стандартизация и ликвидация практически всех нетарифных преград в торговле, так как эти величины значительно усугубляют встречную торговлю товарами и услугами и препятствуют дальнейшей интеграции. И это касается прежде всего развития в сторону Европейского союза.

Ключевые слова: нетарифные меры, Евразийский экономический союз, Европейский союз, Республика Польша, Российская Федерация, протекционизм.

ADMINISTRATIVE REGULATION MEASURES FOR FOREIGN TRADE IN THE EUROPEAN UNION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF POLAND) AND IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION (ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Abstract: The European Union is the largest trading partner for the Eurasian Economic Union. The multi-integration of the Eurasian Economic Union with foreign countries practically guarantees a positive result. The issues, related with non-tariff measures regulating foreign trade, have been considered in the article. For the countries of the Eurasian Economic Union and the Russian Federation in particular, in the near future, the main task should be step-by-step standardization and elimination of almost all non-tariff barriers to trade, as these values significantly aggravate the counter-trade in goods and services and hinder further integration. And this concerns, above all, the development towards the European Union.

Keywords: non-tariff measures, Eurasian Economic Union, European Union, Republic of Poland, Russian Federation, protectionism.

В условиях продолжающегося сближения государств — членов Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) особая роль отводится формированию единой торговой политики посредством установления единого таможенного тарифа и определения единых мер нетарифного регулирования для стран-участниц [5]. Так как Европейский союз (далее - ЕС) является крупнейшим торговым партнером для ЕАЭС, то возрастает интерес к вопросу развития дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества этих двух объединений. Фундамент для начала сближения упомянутых союзов основан на значительных объемах торговли и территориальной близости.

В качестве примера со стороны ЕС будем рассматривать данные Республики Польша. По различным показателям делового климата и конкурентной способности национальной экономики Республика Польша уступает многим государствам ЕС. Стоит напомнить, что страна была принята в ЕС 1 мая 2004 г.

© Карданов В.А., Кулик В.Н., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

В рейтинге мировой конкурентности за 2017-2018 гг., который составляется Всемирным экономическим форумом, Польша, среди стран ЕС, попала на 16 место. В 2017 г. продолжилось медленное восстановление объемов российско-польской торговли, начавшееся в IV квартале предшествующего года. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации в 2017 г. по сравнению с минувшим годом российско-польский товарооборот вырос на 25,9 % до 16,5 млрд долл. США. В 2017 г. доля Польши во внешней торговле России осталась на уровне предшествующего года - 2,8 % (в экспорте Российской Федерации (далее - РФ) она увеличилась с 3,1 % до 3,2 %, а в импорте осталась на уровне 2,2 %). Среди всех внешнеторговых партнеров России Польша сохранила за собой 11 место. В экспорте России она поднялась с 9 на 10 место, а в импорте РФ - опустилась с 9 на 11 место. В 2017 г. постепенно реанимировались объемы российского импорта из Польши, это во многом обусловлено восстановлением платежеспособности со стороны российских компаний. Ведущее место в польском экспорте продолжают занимать такие группы товаров как: машины, оборудование и продукция химической промышленности.

Республика Польша как государство — член ЕС в отношениях с третьими странами применяет все инструменты совместной торговой политики ЕС, в том числе общий таможенный тариф и нетарифные инструменты. Она является также стороной международных соглашений, подписанных ЕС, регулирующих торговлю с этими странами. Торговый обмен со странами ЕС проводится по принципам единого рынка ЕС, на котором происходит свободное передвижение товаров, т. е. не существуют границы и действуют гармонизированные (схожие) правила технических требований по отношению к изделиям. Формирование и ведение общей торговой политики происходит на уровне Сообщества. Торговые правила устанавливает Совет ЕС или Европейская комиссия путем прямого введения нормативных актов. Важнейшими законодательными актами являются Договор о Европейском сообществе, Таможенное право, Закон об администрировании оборотом с зарубежными странами (вступил в силу со дня вступления Польши в ЕС).

Со дня вступления в ЕС Польша применяет европейские принципы при допуске продуктов к обороту. Все товары, произведенные в Польше согласно требованиям ЕС, могут свободно циркулировать на едином европейском рынке [6].

Государства, ведущие протекционистскую политику, применяют инструменты внешнеторговой политики, выбор которой зависит от ее конкретных установок. Для успеха могут применяться разные средства, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает приемлемую комбинацию.

Протекционизм (от лат. ргОеСю - прикрытие, покровительство) определяется в Рунете чаще всего как политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений [8]. Так, в Современном экономическом словаре под протекционизмом понимается «экономическая политика государства, проявляющаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров. Такая политика ставит своей задачей поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров. Всемирная торговая организация противодействует протекционизму, устанавливая ограничения на пошлины в пределах 10 % от стоимости товаров» [7, с. 386].

Протекционизм реализовывается как: а) как меры тарифного регулирования; б) как меры нетарифного регулирования. «Нетарифные ограничения», относят к числу мер, все чаще используемых в рамках так называемого «нового протекционизма». Они все больше выдавливают традиционные методы защиты внутреннего рынка - пошлины [5].

Средства нетарифного ограничения в иностранной литературе часто называют «нетарифными мерами». Вместе с тем, встречаются и такие обозначения данного понятия как, «нетарифные барьеры», «нетарифные ограничения», и т. д.

В другом источнике - ЮНКТАД (UNCTAD) - находим следующее определение: под «нетарифными барьерами» понимают меры в области торговой политике, которые не относятся к таможенным тарифам и которые влияют на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на то и другое [11].

В законодательстве ЕАЭС изложено следующее определение: «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического

регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов [1].

Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Предлагаем вспомнить часть из них. Так, согласно классификации Европейской экономической комиссии ООН, эти меры делятся на три группы.

1. Меры прямого ограничения:

- квотирование;

- лицензирование;

- специальные защитные меры.

2. Таможенные и административные формальности:

- сертификация;

- санитарно-эпидемиологический контроль;

- ветеринарный надзор;

- карантинный фитосанитарный контроль.

3. Прочие нетарифные методы:

- валютный контроль [8].

В последние годы вопрос нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности вызывает возросший интерес. К примеру, Hertel, Walmsley, Itakura (2001 г.), рассматривая результат от создания зоны свободной торговли между Сингапуром и Японией, исследовали воздействие нетарифных барьеров, а именно, уменьшение затрат, которые были связаны с таможенной очисткой. Их подсчеты показали, что реализация мер по содействию торговле приведет к росту благополучия в размере 9 млрд США ежегодно [10].

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений оказываются количественные ограничения экспорта и/или импорта. Как одна из мер такого ограничения применяется установление квот. Государство устанавливает квотирование путем выдачи лицензий на ввоз/вывоз. В Российской Федерации объем квот определяет Правительство РФ. В применении квотирования есть как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести:

- гарантии ограничения ввоза товаров до определенной величины;

- поддержка определенных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством.

В части недостатков применения квот стоит указать на то, что эта процедура способствует монополизации экономики.

Под лицензированием в законодательстве ЕАЭС понимается комплекс административных мер, устанавливающий порядок выдачи лицензий и (или) разрешений [2].

Для России Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 1567-р установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи надлежащих лицензий [4]. Отсутствие лицензии будет являться основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Специальные защитные меры применяются для защиты экономических интересов производителей товаров государств - членов ЕАЭС в связи с возросшим импортом (как вариант). В эту группу входят специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины.

При ввозе в Республику Польша товаров действует таможенный тариф ЕС. Этот тариф включает колонку ставок - конвенционные ставки. Они активны в импорте товаров, которые не пользуются какими-либо таможенными преференциями на рынке ЕС.

Таможенный тариф публикуется в официальном вестнике ЕС. Более детальная информация о ставках таможенной пошлины, а также о других инструментах торговой политики содержится в Интегрированном таможенном тарифе (TARIC).

По состоянию на начало 2018 г. в ЕС действовали следующие нетарифные меры, которые касаются или могут касаться продукции стран — членов ЕАЭС. Административные меры: а) тарифные квоты; б) антидемпинговые меры; в) технические барьеры; г) сертификация.

Сертификация соответствия продукта с получением сертификата соответствия - процесс, которым изготовитель подтверждает сходство технологии изготовления и качества продукции согласно действующим

нормам. Результатом выдачи такого сертификата соответствия является то, что изготовитель получает право использовать знак соответствия продукции необходимым стандартам и требованиям. Сертификация может быть, как обязательной, так и добровольной. Обязательная сертификация применяется, если этого требует национальное или международное законодательство. Добровольные системы внедряются контролирующими организациями для того, чтобы улучшить качество компонентов, которые составляют неотъемлемую часть целого продукта. В простой форме, маркировка на продукте есть форма гарантии того, что продукт и система, используемая для того чтобы его изготовить, соответствуют регламентированным требованиям и соответствующим спецификациям. Маркировка применяется в разной форме, некоторые знаки являются обязательными. Основная процедура сертификации может включать различные испытания и процедуры по подтверждению качества продукции, стоимость которых различна. Сертификационные знаки на продукте сигнализируют о том, что продукт соответствует спецификации. В соответствии с Директивой 2006/42/ЕС, важно иметь право наносить на свои изделия маркировку в виде знака «СЕ». Этот символ размещается производителем на свою продукцию. Символ «СЕ» (европейское соответствие) подтверждает то, что продукция соответствует главным требованиям директив ЕС и гармонизированным стандартам ЕС. Маркировка «СЕ» сообщает, что изделие не является вредным (опасным) для здоровья его потребителей, а также безвредно для окружающей среды [3]. Важно отметить, что если символ «СЕ» отсутствует на продукции, то ее не разрешается использовать на внутреннем рынке стран ЕС.

Импортеры продовольствия, которые планируют поставлять новые для Польши продукты, должны предварительно направить запрос о получении соответствующего подтверждения/разрешения для данного провианта, в Национальный институт общественного здоровья - государственный институт гигиены, который и выдает разрешение. Импортеру следует подготовить ряд документов. Например: копию инвойса; сертификат на продукцию; результаты лабораторных анализов производителя; этикетку (на польском языке). Когда получено разрешение, то продукция может быть завезена в Польшу.

Пограничному санитарному контролю подлежат продукты питания и корма для животных. Процедура осуществления такого контроля нормативно закреплена в актах ЕС. После прохождения процедуры выдается свидетельство о выполнении требований (что позволяет ввозить пищевые или кормовые продукты) или продукт вносится в систему RASFF (что означает запрет его ввоза на территорию какого-либо государства-члена ЕС и Европейской экономической зоны). Кроме того, импорт органических продуктов питания охвачен системой электронной сертификации в системе TRACES [6].

Таким образом, одной из центральных задач для государств — членов ЕАЭС, куда входит и Россия, на ближайшие годы является постепенная стандартизация нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами. А также использование положительного опыта ЕС в сфере применения нетарифных мер.

Интеграция ЕАЭС со странами дальнего зарубежья практически гарантирует успех. Это касается, прежде всего, интеграции в сторону ЕС. Предполагаем, что при создании зоны свободной торговли ЕАЭС и ЕС страны-участницы получили бы ощутимый макроэкономический эффект.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2018. - С. 34.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 07.01.2019).

3. Директива 2006/42/ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icqc.eu/userfiles/files/directive%202006%20 42%20ec%20rus.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

4. Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р (ред. от 18.03.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105252/ (дата обращения: 10.01.2019).

5. Геврасева, А. П. Нетарифные методы регулирования и их влияние на развитие взаимной торговли в условиях Евразийского экономического союза // Труды БГТУ - 2016. - № 7. - С. 44-48.

6. Путеводитель для бизнеса по Республике Польша. Варшава 2018. - С. 64. Издание Торгового представительства Российской Федерации в Республике Польша.

7. Райзберг, Б. А. и др. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 602 с.

8. Цедилин, Л. И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. - М.: Институт экономики РАН, 2014. 209 с.

9. Оценка регулятивных и процедурных мер в торговле: Методология для оценки. ООН Нью-Йорк и Женева, 2013. 160 с. Издание Организации Объединенных Наций ECE/TRADE/409.

10. Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. Доклад № 29 - 2015г. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/ developDocs/Documents/EAEU_estims.pdf (дата обращения: 16.01.2019).

11. UNCTAD, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctad.org/en/Pages/DITC/Trade-Analysis/Non-Tariff-Measures/NTMs-Classification.aspx (дата обращения: 09.01.2019).

References

1. Tamozhennyi Kodeks Evraziiskogo economicheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k dogovoru o Tamozhennom Kodekse Evraziiskogo economicheskogo soyuza). [The Customs Code of the Eurasian Economic Union (Annex № 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union)]. Pod red. G. U. Kas'yanovoi. M.: ABAC, 2018.

2. Dogovor o Evraziiskom economicheskom soyuse (podpisan v Astane 29.05.2014) (red. ot 11.04.2017) [«Treaty on the Eurasian Economic Union» (Signed in Astana on 05.29.2014) (as amended on 04.04.2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 01.01.2019).

3. Directive 2006/42 / EC. Available at: http://www.icqc.eu/userfiles/files/directive%202006%2042%20ec%20rus.pdf (accessed 01.01.2019).

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.09.2010 № 1567-r (red. ot 18.03.2014). [By the order of the Government of the Russian Federation of September 23, 2010 № 1567-p (as amended on March 18, 2014)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_105252/ (accessed 01.01.2019).

5. Gevraseva A. P. Netarifnye metody regulirovaniya I ikh vliyanie na razvitie vzaimnoi torgovli v usloviyakh Evraziiskogo economicheskogo soyuza [Non-tariff regulation methods and their influence on the development of mutual trade in the conditions of the Eurasian Economic Union]. Trudy BGTU [Proceedings ofBSTU], 2016, I. 7, pp. 44-48.

6. Putevoditel' dlya biznesa po Respublike Pol'sha. Warshava. [Guide for business in the Republic of Poland. Warsaw 2018]. Izdanie Torgovogo predstavitel'stva Rossiiskoi Federatsii v Respublike Pol'sha [Publication of the Trade Representation of the Russian Federation in the Republic of Poland]. 64 p.

7. Raizberg B. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyi economicheskii slovar' [Modern economic dictionary], 6th ed., Pererab. and add. Moscow, INFRA-M, 2011. 602 p.

8. Tsedilin L. I. Protektsionizm v rossiiskoi economicheskoi politike: institutsional'nyi istoricheskii opyt. [Protectionism in Russian economic policy: institutional historical experience]. Moscow, Institute of Economics, RAS, 2014. 209 p.

9. Otsenka regulyativnykh I procedurnykh mer v torgovle: Metodologiya dlya otsenki. OON N'u-York I Zheneva [Evaluation of regulatory and procedural measures in trade: Methodology for evaluation]. UN New York and Geneva, 2013. 160 p.

10. Otsenka economicheskikh effectov otmeny netarifnykh bar'erov v EAES. Doklad № 29. [Assessment of the economic effects of the abolition of non-tariff barriers in the EAEU. Report number 29 - 2015 St. Petersburg]. Available at: http://www.eurasian-commission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_estims.pdf (accessed 16.01.2019).

11. UNCTAD, 2010. Available at: https://unctad.org/en/Pages/DITC/Trade-Analysis/Non-Tariff-Measures/NTMs-Classification. aspx (accessed 09.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.