Карданов Валерий Алексеевич
канд. пед. наук, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, Российская Федерация
Стойков Денис Андреевич
канд. экон. наук, Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, г. Москва, Российская Федерация
Kardanov Valerii
Candidate of pedagogical sciences, Russian New University, Moscow, Russia
Stoikov Denis
Candidate of Economic Sciences, All-Russian State Television and Radio Broadcasting Company, Moscow, Russia
УДК 339.543.6 JEL К20 DOI 10.26425/2309-3633-2019-1-66-71
Получено 15.02.2019 Одобрено 14.03.2019 Опубликовано 18.04.2019 Received 15.02.2019 Approved 14.03.2019 Published 18.04.2019
Сравнение систем товарной сертификации в Европейском союзе и в Евразийском экономическом союзе
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы товарной сертификации в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе. Объектами исследования являются экономические системы Европейского союза и Евразийского экономического союза. Область исследований - теоретические основы мониторинга развития экономических систем, указанных объединений. План соглашения об экономическом сближении Европейского союза и Евразийского экономического союза сегодня, по мнению авторов, кажется фантастическим. Связи России и Евросоюза в настоящий момент находятся в значительном кризисе. Сотрудничество в экономической области сокращается в условиях взаимных санкций. Вместе с тем, авторы полагают, что Европейский союз способен сыграть основную роль в решении вопросов совершенствования государств -членов Евразийского экономического союза, прежде всего в экономическом масштабе. Роль российского лимита на импорт продовольствия показал степень взаимозависимости во внешней торговле и заинтересованность европейских компаний в нормализации коммерческих и экономических отношений. Страны мирового сообщества, в том числе и Россия, подтверждают единство своих взглядов к процессу гармонизации стандартов, понимая, что на практике гармонизированные стандарты гарантируют качество продукции и услуг, экологичность производств и товаров, безопасность труда, функциональную совместимость продукции и, при необходимости, ее взаимозаменяемость. В связи с этим актуален вопрос гармонизации европейских и российских эталонов соответствия, оформления документации по сертификации и оценке соответствия и качества экспортируемой и импортируемой продукции, механизма управления качеством работ и услуг. В статье проанализированы правила сертификации в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе, рассмотрены маркировки СЕ, ЕАС и проблемы, возникающие при нанесении этих символов, исследовано влияние внешних (требования рынка, конкуренция) и внутренних (организационные, экономические и т. д.) факторов на развитие рынков, размещение производительных сил, повышение эффективности общественного производства. Сделан вывод о том, что стандартизацию следует воспринимать как результативный элемент механизма управления качеством продукции, работ и услуг. Это подтверждается тем, что создание и применение гармонизированных стандартов позволяет приблизиться к ориентирам устойчивого развития и своевременно удалить с повестки дня многие вызовы современности.
Ключевые слова:
сертификация, Евразийский экономический союз, Европейский союз, маркировка, ГОСТ, ответственность.
Цитирование: Карданов В.А., Стойков Д.А. Сравнение систем товарной сертификации в Европейском союзе и в Евразийском экономическом союзе//Управление. 2019. № 1. С. 66-71.
Comparison of the commodity certification systems in the European Union and in the Eurasian Economic Union
Abstract
The article deals with issues of product certification in the European Union and the Eurasian Economic Union. The objects of study are the economic systems of the European Union and the Eurasian Economic Union. The area of research is the theoretical basis for monitoring the development of economic systems of these associations. According to the authors, the plan for an agreement on economic rapprochement between the European Union and the Eurasian Economic Union today seems fantastic. Relations between Russia and the European Union are currently in a significant crisis. Cooperation in the economic field is reduced in terms of mutual sanctions. At the same time, the authors believe that the European Union is capable of playing a major role in solving the issues of improving the states of the Eurasian Economic Union member states, primarily on an economic scale. The role of the Russian food import limit showed the degree of interdependence in foreign trade and the interest of European companies in the normalization of commercial and economic relations. The countries of the world community, including Russia, confirm the unity of their views on the process of harmonization of standards, understanding that in practice harmonized standards guarantee the quality of products and services, the environmentally friendly production and goods, occupational safety, interoperability of products and, if necessary, its interchangeability. In this regard, the issue of harmonization of European and Russian standards of conformity, paperwork for certification and assessment of conformity and quality of exported and imported products, the mechanism of quality management of works and services is relevant. The certification rules in the European Union and the Eurasian Economic Union have been analyzed in the article, the CE and EAU marking and problems arising when applying these symbols have been considered, the influence of external (market requirements, competition) and internal (organizational, economic, etc.) factors on development of markets, placement of productive forces, increasing the efficiency of social production have been examined. It has been concluded, that standardization should be perceived as an effective element of the mechanism for managing the quality of products, works and services. This is confirmed by the fact, that the creation and application of harmonized standards allows one to get closer to the benchmarks of sustainable development and to remove many of the modern challenges from the agenda in a timely manner.
Keywords:
certification, Eurasian Economic Union, European Union, labeling, GOST, responsibility.
For citation: Kardanov V.A., Stoikov D.A. Comparison of the commodity certification systems in the European Union and in the Eurasian Economic Union (2019) Upravlenie, 7 (1), pp. 66-71. doi: 10.26425/2309-3633-2019-1-66-71
© Карданов В.А., Стойков Д.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная. (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
Мировая практика показывает, что при выходе на внешний рынок продукция обязана иметь документацию по подтверждению соответствия определенным требованиям безопасности. В любом государстве мирового сообщества каждая промышленная отрасль и производство должны соответствовать регламентам и мировым стандартам, что способствует всеобщей интеграции и развитию мировой торговли. В Европейском союзе (далее — ЕС) приняты меры, которые способствуют международной торговле различным товаром между этим сообществом и третьими странами. В случае, если третья страна имеет сопоставимый уровень технического развития и совместимый подход в отношении по оценке безопасности изделий, ЕС заключает с такими государствами договор о взаимном признании протоколов испытаний, соответствия продукции по безопасности, знаков соответствия, сертификатов и деклараций. Такие соглашения способствуют развитию международной торговли через снижение затрат на доказательства соответствия.
В настоящее время ЕС подписаны соглашения с Японией, Швейцарией, США, Израилем, Австралией, Новой Зеландией и Канадой, что дает возможность экспорта с маркировкой СЕ (фр. Conformité Européenne — европейское соответствие). К сожалению, на сегодняшний день по различным причинам такие соглашения между ЕС и Евразийским экономическим союзом (далее — ЕАЭС) и/или СНГ не подписаны, но работа в этом направлении ведется всеми заинтересованными сторонами. Законодательство ЕС по процедурам проведения сертификации с правом нанесения знака СЕ (СЕ-марки-ровка) на продукцию, достаточно сложно и не всегда понятно человеку, не обладающему определенными знаниями в процедурах. В то же время, процесс достаточно прост и понятен специалистам нотифицированных органов. Сложности с маркировкой товара могут возникнуть у каждого участника внешней экономической деятельности (далее — ВЭД): крупные европейские и азиатские изготовители зачастую отказываются от самостоятельного нанесения данных, необходимых для проведения таможенной очистки на территории Евразийского экономического союза, и выполнять этот процесс приходится импортеру. Ошибки в маркировке, в свою очередь, часто приводят к запрету выпуска товара таможенными органами и большим финансовым потерям компании.
Цель статьи — познакомить научное сообщество с результатами проведенного анализа порядка сертификации и нанесения символов соответствия на продукцию в государствах — членах ЕАЭС
и странах ЕС, а также еще раз напомнить о необходимости подтверждения безопасности продукции и ее соответствия действующим регламентам.
Знак СЕ
Маркировка СЕ, размещенная на изделии, является декларацией производителя о том, что продукт соответствует требованиям директив так называемого «Нового подхода» ЕС. Эти директивы созданы для устранения проблем, которые связаны с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды, определяют угрозы, и которые производитель должен выявить и устранить. Маркируя свое изделие знаком СЕ, изготовитель декларирует его соответствие требованиям всех касающихся его директив.
Чтобы получить возможность маркировать свой продукт знаком СЕ, производитель должен провести контрольные исследования своего продукта, провести мероприятия по выполнению соответствующих требований, а после — подвергнуть продукт процедуре оценки соответствия директивам. Реализация и результаты мероприятий должны быть запротоколированы.
Процесс оценки соответствия осуществляет изготовитель, или уполномоченный представитель, используя предписанную последовательность операций так называемых модулей. Выбор череды модулей зависит от производителя, который выбирает их самостоятельно в соответствии с возможностями, отмеченными в директиве, касающейся данного изделия. Для несложного в техническом отношении изделия оценка соответствия может состоять из одного модуля.
В большинстве случаев, в зависимости от выбора, процедура оценки соответствия требует участия уполномоченного органа — третьей стороны, организации, уполномоченной государственными властями для выполнения заданий, вытекающих из директив.
Если изделие требует оценки только в соответствии с модулем А (внутренний контроль продукции), производитель самостоятельно, без участия третьей стороны проводит оценку, опираясь на соответствующие нормативы. В остальных случаях изготовитель обращается в самостоятельно выбранный уполномоченный орган. Уполномоченный орган может быть выбран производителем в любой стране ЕС.
Существенным понятием, связанным с оценкой соответствия, является «презумпция соответствия», заключающаяся в признании того, что продукты, которые отвечают требованиям национальных стандартов, разработанных на основании стандартов ЕС, чьи номера были опубликованы в Официальном
журнале Европейских сообществ, соответствуют основным требованиям.
Оценка соответствия завершается составлением производителем Декларации соответствия. В дальнейшем декларация прилагается к изделию или предоставляется по требованию органов надзора рынка.
Страны ЕС не могут запретить ввоз на свои рынки продуктов с маркировкой СЕ. Если данное изделие подлежит хотя бы одной директиве «Нового подхода», то без маркировки СЕ оно не может быть допущено в оборот или к использованию на территории ЕС. Органы надзора рынка тщательно отслеживают выполнение европейского законодательства, охраняющего интересы потребителей и работников, а также предотвращающего нечестную конкуренцию.
Страны, в которых необходимо использовать маркировку CE
Маркировка СЕ обязательна для определенных групп товаров в Европейской экономической зоне, в состав которой входят 28 государств — членов ЕС, в 14 странах Европейской ассоциации свободной торговли, а также в Турции.
Этот знак является обязательным для всех товаров, произведенных в третьих странах и продаваемых в Европейской экономической зоне. Импортер должен убедиться, что производитель за пределами ЕС предпринял необходимые шаги, позволяющие ему разместить на своем изделии знак СЕ. В противном случае, импортер должен принять на себя обязательства производителя по ввозу изделия на территорию ЕС.
Правила размещения знака CE
Производитель размещает знак СЕ самостоятельно, однако предварительно он должен провести определенные мероприятия. Обязательным является выполнение контроля соответствия, оформление технической документации и подписание декларации соответствия ЕС. По требованию, вся документация должна быть предоставлена соответствующим органам по надзору за рынком.
Импортеры должны проверить, произвел ли производитель необходимые действия и может ли необходимая документация быть предоставлена по первому требованию. Также импортер должен быть уверен, что всегда сможет быстро связаться с производителем для получения необходимой информации.
Дистрибьюторы должны также иметь свидетельство от производителя или импортера, подтверждающее проведение оценки соответствия продукта.
Если импортер или дистрибьютор продает изделие под названием собственной марки, в этом случае он принимает на себя все обязанности
производителя, т. е. он должен обладать достаточной информацией относительно всего проекта и процесса производства данной продукции, так как на него ложится юридическая ответственность, связанная с размещением на товаре знака СЕ.
Правила маркировки
Изделия, являющиеся предметом директив ЕС, должны быть промаркированы знаком СЕ и только затем могут быть допущены на рынок. Производители должны самостоятельно и под собственную ответственность проверить, какие директивы ЕС касаются их продукта. Изделие может быть допущено к обороту, если оно соответствует положениям всех соответствующих директив, и если процедура оценки соответствия была корректно проведена. Производитель составляет декларацию соответствия ЕС и размещает маркировку СЕ на изделии. Если в директивах указана возможность участия третьей стороны (уполномоченного органа), она может быть привлечена к проведению процедуры оценки соответствия на основании письменной доверенности производителя. Если на изделии размещена маркировка СЕ, оно может иметь дополнительную маркировку при условии, что она имеет иное произношение, не вводит в заблуждение и не влияет на видимость и читаемость маркировки СЕ.
Характеристики маркировки CE
Маркировка СЕ должна наноситься производителем или его представителем, уполномоченным действовать в ЕС, отчетливо, разборчиво и стойко, только на тех продуктах, которые охвачены требованиями директив «Нового подхода» [6]. Минимальный размер знака СЕ — 5 мм. Если знак имеет увеличенные размеры, его пропорции должны быть сохранены [10]. Если размеры и фактура изделия не позволяют разместить маркировку на самом изделии, знак СЕ должен быть помещен на упаковке или прилагаемых документах. Если директива требует участия в процедуре оценки соответствия уполномоченного органа, его идентификационный номер должен быть размещен после знака СЕ.
Юридические последствия
Существуют механизмы проверки соответствия размещения маркировки СЕ. Такой контроль входит в обязанность государственных органов (надзор за рынком) ЕС в сотрудничестве с Европейской Комиссией. В случае предположения на злоупотребление маркировкой СЕ, или если безопасность продукта ставится под сомнение, граждане могут обратиться в государственные органы по надзору за рынком. Процедуры, средства и санкции,
применяемые в установленных случаях использования фальшивого знака СЕ, могут отличаться, в зависимости от административного и уголовного законодательства конкретного государства.
В зависимости от степени нарушения, хозяйственные субъекты могут подвергаться штрафу, а в некоторых случаях может наступить уголовная ответственность. Однако если продукт не признан непосредственно опасным, производитель может получить второй шанс доказать, что его продукт соответствует требованиям действующего нормативного законодательства прежде, чем его обяжут удалить продукт с рынка.
В системе органов государственного управления ВЭД особая роль отводится таможенной службе, как наиболее динамично развивающейся, своевременно и качественно обслуживающей участников ВЭД [7]. С января 2018 г. начал действовать Договор о таможенном кодексе ЕАЭС [1; 2]. Это дало импульс реформированию таможенного законодательства Российской Федерации (далее — РФ). Нововведениями в таможенное законодательство стран — участниц ЕАЭС и РФ стали упрощение и ускорение таможенных процедур и таможенного контроля [8]. Кроме того, затронуты вопросы товарной сертификации.
Сегодня сертификация — элемент рыночной составляющей, которая предъявляет экономическим агентам повышенные требования в соответствии с текущей действительностью. Опыт показывает, что сертификация выступает инструментом регулирования интересов двух групп: для потребителей она осуществляет информирование о качестве покупаемой ими продукции, а для торговых фирм она оказывает возможность обозначать себя на рынке товаров и услуг надежными представителями.
По результатам фундаментальных исследований Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, проведенных в середине 2000-х гг., применение мер по гармонизации технического регулирования дает странам, которые входят в этот союз, экономический эффект, вдвое превышающий результативность мер по снижению таможенных тарифов [11].
Институт оценки соответствия продукции в России стал формироваться поздно — в 1980-х гг., в то время как в зарубежных странах системы сертификации стали складываться еще в 1920-х гг. В 1988 г. членами Совета экономической взаимопомощи была подписана конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции. С введением этой системы появляется международная аккредитация и аттестация испытательных лабораторий.
Позднее в РФ была сформирована двухуровневая система подтверждения соответствия продукции: обязательная и добровольная сертификация. Соблюдая обязательные стандарты (ГОСТы, технические условия), производитель обеспечивает безопасность продукции. Но есть также показатели качества продукции, которые не имеют отношения к безопасности продукции для жизни и здоровья человека, но именно эти свойства оценивают покупатели на рынке в условиях конкуренции между товаропроизводителями, такие как: потребительские свойства, показатели надежности, эстетические показатели. Поэтому для подтверждения высококачественных потребительских свойств продукции и повышения конкурентоспособности на рынке многие производители сертифицируют свою продукцию в добровольном порядке и оформляют добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р.
В настоящее время правовой основой сертификации в РФ является Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ [5]. А стандартом, который устанавливает обязательные требования к продукции, общие принципы межгосударственной стандартизации, объекты межгосударственной стандартизации, является ГОСТ РФ.
Знак ЕАС
Знаком обращения, принятым на территории ЕАЭС для обозначения продукции, которая прошла процедуру согласования с техническими регламентами и имеет гарантию обслуживания продукции в сервисных центрах изготовителя, является маркировка EAC — Евразийское соответствие (англ. Eurasian Conformity). Предписания к изделиям в государствах — членах ЕАЭС неодинаковы, однако в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25.01.2008 и с учетом положений Соглашения о единых принципах технического регулирования в государствах — членах ЕАЭС создана гармонизированная система стандартов качества продукции [2; 3; 9].
Требования, предъявляемые к знаку ЕАС
Единый знак обращения ЕАС представляет собой сочетание трех букв — E, A и C одинаковой высоты и ширины. Изображение знака ЕАС должно быть размером не менее 5 мм, одноцветным и контрастным с поверхностью нанесения, легко читаемым.
Знак маркировки EAC наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию (в инструкцию по применению, руководство по эксплуатации, паспорт). Товары
должны быть промаркированы изготовителем, уполномоченным изготовителем лицом или импортером на складе или заводе непосредственно до отгрузки/ ввоза товара на территорию ЕАЭС.
В отдельных случаях можно промаркировать товар уже после его ввоза (на таможенном складе), такой вариант возможен в редких случаях по согласованию с таможенным органом.
Ответственность за нарушение требований по маркировке
Выпуск в обращение немаркированных товаров запрещен. Данное требование установлено как в Технических регламентах ЕАЭС, так и в нормативных актах РФ.
Отсутствие на товаре, подлежащего обязательной сертификации, знака ЕАС в соответствии со статьей 14.46 КоАП РФ «Нарушение порядка маркировки продукции», подлежащей обязательному подтверждению соответствия (введена Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 237-Ф3) влечет за собой наложение административного штрафа [4].
Вместе с тем, маркировать все подряд («на всякий случай»), даже если товар не подлежит обязательной сертификации в соответствии с Техническими регламентами, тоже неверно. Нанесение на товар маркировки ЕАС в таком случае будет вводить потребителя в заблуждение относительно требований, предъявляемым к продукции.
Выводы
Изучив сходства и отличия в сертификации в ЕАЭС и странах ЕС, можно сказать, что несмотря на различные подходы к оценке соответствия качества продукции и уровень развития в разных
странах, общим является то, что стандартизация направлена на повышение уровня безопасности жизнедеятельности, содействие соблюдению требований технических регламентов, обеспечению научно-технического прогресса.
Поскольку создание системы стандартизации и технического регулирования в ЕАЭС не завершено, то для того чтобы минимизировать нетарифные барьеры и создать более комфортные условия ведения торговли странам — членам ЕАЭС следует принять ряд мер:
1) активнее участвовать в работе по совершенствованию нормативной документации;
2) продолжить работу над гармонизацией национальных систем технического регулирования и приведение их в соответствие с международными стандартами;
3) энергичнее работать над развитием системы информирования бизнеса по вопросам изменений в системе стандартизации и технического регулирования.
Глобализация мирового рынка требует, чтобы государственные сообщества и союзы скорее переходили на единые стандарты (экономические, технические, правовые). Поэтому главной задачей для государств — членов ЕАЭС должна стать совместная разработка стандартов, правовых регламентов, применяя положительный мировой опыт и практику.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2018. С. 34.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://^^^ consultant.ru/document/cons (дата обращения: 08.01.2019).
3. Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008 «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитоса-нитарных мер» (ред. от 19.05.2011, с изм. от 10.10.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим до-
References
1. Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom ko-dekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza) / Pod red. G. Yu. Kas'yanovoi [ The customs code of the Eurasian Economic Union (annex no 1 to the Treaty on the customs code of the Eurasian Economic Union) / Ed. G. Yu. Kasyanova]. Moscow: ABAK, 2018. 34 p.
2. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 11.04.2017) [Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 05.29.2014) (Ed. 04.04.2017)]. Spravochnaya pravovaya sistema «Kon-sul'tantPlyus» [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 08.01.2019).
3. Soglashenie Pravitel'stv gosudarstv — chlenov Evraziiskogo ekonomicheskogo soobshchestva ot 25.01.2008 r. "O pro-vedenii soglasovannoi politiki v oblasti tekhnicheskogo
ступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 08.01.2019).
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г., с изм. от 04.02.2019 г.) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons (дата обращения: 08.01.2019).
5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ / Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 08.01.2019).
6. Директива 2006/42/ЕС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.icqc.eu/userfiles/files/directive%20 2006%2042%20ec%20rus.pdf (дата обращения: 08.01.2019).
7. Власенков, Г. Ю. Информационная безопасность таможенных технологий / Г. Ю. Власенков, В. А. Карданов. Том 1: монография. М.: Юстиция, 2016. 62 с.
8. Карданов, В. А. Правовая регламентация международных авиаперевозок грузов // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2019. Вып - 1. С. 153-159.
9. Ничитенко, И. Д. Знак «ЕАС»: Сравнение систем товарной сертификации в ЕАЭС и за рубежом. Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2 / И. Д. Ничитенко, М. Т. Сабиев. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. 256 с.
10. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 602 с.
11. Румянцев, В. Техническое регулирование в рамках ЕАЭС как инструмент развития внешней торговли Беларуси // Наука и инновации. 2017. № 3. С. 42-46.
regulirovaniya, sanitarnykh i fitosanitarnykh mer" (red. ot 19.05.2011, s izm. ot 10.10.2014) [The agreement of the governments of the member States of the Eurasian economic community dated 25 January 2008 "On realization of coherent policy in the field oftechnical regulation, sanitary and phytosan-itary measures" (Ed. 19 May 2011, Rev. 10 October 2014)]. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons (accessed 08.01.2019).
4. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pra-vonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 27.12.2018, s izm. ot 04.02.2019) [The code of the Russian Federation about administrative offences dated 30December 2001 No 195-FZ (as amended on 27 December 2018, Rev. 04 February 2009)]. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons (accessed 08.01.2019).
5. Federal'nyi zakon «O tekhnicheskom regulirovanii» ot 27.12.2002 № 184-FZ [Federal law "On technical regulation" of27 December2002No 184-FZ]. Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system "ConsultantPlus"] Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons (accessed 08.01.2019).
6. Direktiva 2006/42/ES [Directive 2006/42/EC]. Available at: http://www.icqc.eu/userfiles/files/directive%202006%20 42%20ec%20rus.pdf (accessed 08.01.2019).
7. Vlasenkov G. Yu., Kardanov V. A. Informatsionnaya bezo-pasnost' tamozhennykh tekhnologii, Tom 1: monografiya [Information security of customs technologies, volume 1: monograph]. Moscow: Yustitsiya, 2016. 62 p.
8. Kardanov V. A. Pravovaya reglamentatsiya mezhdunarod-nykh aviaperevozok gruzov [Legal regulation of international air cargo transportation]. Vestnik RosNOU [Bulletin Ros-NOU]. 2019. I. 1. pp. 153-159.
9. Nichitenko I. D., Sabiev M. T. Nichitenko I. D. Znak «EAC»: Sravnenie sistem tovarnoi sertifikatsii v EAES i za rubezhom. Sovremennaya ekonomika: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik statei XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, v 2 ch, Ch. 2 [ The sign "EAC": a Comparison of systems of product certification in the EAEU and abroad. Modern Economics: topical issues, achievements and innovations: collection of articles of XI International scientific-practical conference, at 2 ch., Ch. 2]. Penza: MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. 256 p.
10. Raizberg B. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovre-mennyi ekonomicheskii slovar'. 6-e izd., pererab. i dop. [Modern economic dictionary. 6th ed., rev.]. Moscow: IN-FRA-M, 2011. 602 p.
11. Rumyantsev V. Tekhnicheskoe regulirovanie v ramkakh EAES kak instrument razvitiya vneshnei torgovli Belarusi [ Technical regulation within the EAEU as a tool for the development offoreign trade of Belarus]. Nauka i innovatsii [Science and Innovations], 2017, I. 3, pp. 42-46.