Научная статья на тему 'Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза'

Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4539
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОВАРЫ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SAFETY / GOODS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / EURASIAN ECONOMIC UNION / STANDARD LEGAL SUPPORT / CERTIFICATION / DECLARING / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS CONTROL / TECHNICAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берлова Наталья Викторовна, Чадова Татьяна Владимировна

С каждым годом увеличивается ввоз некачественных и опасных товаров, перемещаемых через таможенную территорию Евразийского экономического союза. Достаточно большая часть перемещаемой продукции не соответствует требованиям безопасности, установленным на нее. Анализ систем технического регулирования России и других государств членов Евразийского экономического союза показывает, что, несмотря на стремление данных государств сблизить свое законодательство в области технического регулирования, все еще остаются существенные различия. В настоящее время самым главным элементом в системе обеспечения безопасности импортируемых товаров является проверка наличия и действительности разрешительных документов, в том числе во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Проблема обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу, обостряется еще и тем, что все чаще участники внешнеэкономической деятельности стремятся обмануть представителей контролирующих государственных органов путем представления к таможенному оформлению недействительных разрешительных документов, что способствует проникновению на внутренние рынки стран опасной для жизни и здоровья граждан продукции. Большое ассортиментное разнообразие на рынках государств членов Евразийского экономического союза продукции, вредной для жизни и здоровья людей, не соответствующей установленным требованиям безопасности, свидетельствует о несовершенстве системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу. В статье представлена характеристика нормативно-правовой базы, определяющей порядок контроля безопасности перемещаемых товаров государственными органами в сфере карантинного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, технического регулирования, обеспечения благополучия населения. Авторами проведен анализ поставленных в статье проблем и разработаны конкретные обоснованные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the operating system of safety of the goods moved through customs border of the Eurasian Economic Union

Every year import of the low-quality and dangerous goods moved through the customs territory of the Eurasian Economic Union increases. Rather most part of the moved products does not conform to safety requirements established on it. The analysis of systems of technical regulation of Russia and other member states of the Eurasian Economic Union shows that, despite the aspiration of data of the states to pull together the legislation in the field of technical regulation, still there are essential distinctions. Now the most important element in the system of safety of the imported goods is verification and validity of allowing documents, including in interaction with other federal executive authorities. The problem of safety of the goods moved through customs border becomes aggravated also the fact that even more often participants of foreign economic activity seek to deceive representatives of the controlling public authorities by representation to customs execution of invalid allowing documents that promotes penetration on domestic markets of the countries life-threatening and health of citizens of products. A big assortment variety in the markets of member states of the Eurasian Economic Union of the products harmful to the life and human health which is not conforming to the established safety requirements demonstrates imperfection of a system of safety of the goods moved through customs border. Characteristic of the regulatory framework defining an order of control of safety of the moved goods by public authorities in the sphere of quarantine, phytosanitary and veterinary supervision, technical regulation, ensuring wellbeing of the population is presented in article. Authors carried out the analysis of the problems put in article and concrete reasonable recommendations are developed.

Текст научной работы на тему «Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза»

6044742Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today

2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html

URL статьи: https://esj.today/PDF/46ECVN119.pdf

Статья поступила в редакцию 27.02.2019; опубликована 18.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Берлова Н.В., Чадова Т.В. Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/46ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Berlova N.V., Chadova T.V. (2019). The analysis of the operating system of safety of the goods moved through customs border of the Eurasian Economic Union. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https ://esj. today/PDF/46ECVN 119.pdf (in Russian)

УДК 339.19 ГРНТИ 06.51.51

Берлова Наталья Викторовна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал, Владивосток, Россия

Профессор

Кандидат технических наук, доцент E-mail: berlova@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=274143

Чадова Татьяна Владимировна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал, Владивосток, Россия

Доцент

Кандидат технических наук, доцент E-mail: chadovatv@yandex.ru, chadova.tv@vfrta.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=470575

Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза

Аннотация. С каждым годом увеличивается ввоз некачественных и опасных товаров, перемещаемых через таможенную территорию Евразийского экономического союза. Достаточно большая часть перемещаемой продукции не соответствует требованиям безопасности, установленным на нее. Анализ систем технического регулирования России и других государств - членов Евразийского экономического союза показывает, что, несмотря на стремление данных государств сблизить свое законодательство в области технического регулирования, все еще остаются существенные различия. В настоящее время самым главным элементом в системе обеспечения безопасности импортируемых товаров является проверка наличия и действительности разрешительных документов, в том числе во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Проблема обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу, обостряется еще и тем, что все чаще участники внешнеэкономической деятельности стремятся обмануть представителей контролирующих государственных органов путем представления к таможенному оформлению недействительных разрешительных документов, что способствует проникновению на внутренние рынки стран опасной для жизни и здоровья граждан продукции. Большое

ассортиментное разнообразие на рынках государств - членов Евразийского экономического союза продукции, вредной для жизни и здоровья людей, не соответствующей установленным требованиям безопасности, свидетельствует о несовершенстве системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу. В статье представлена характеристика нормативно-правовой базы, определяющей порядок контроля безопасности перемещаемых товаров государственными органами в сфере карантинного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, технического регулирования, обеспечения благополучия населения. Авторами проведен анализ поставленных в статье проблем и разработаны конкретные обоснованные рекомендации.

Ключевые слова: безопасность; товары; внешнеэкономическая деятельность; Евразийский экономический союз; нормативно-правовое обеспечение; сертификация; декларирование; таможенные органы; таможенный контроль; техническое регулирование

Введение

Безопасность товаров, перемещаемых через таможенную границу и используемых в промышленном производстве, сельском хозяйстве, а также потребляемых непосредственно человеком, является составным элементом национальной безопасности.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России обеспечивает контроль за безопасностью ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и непосредственно в Российскую Федерацию товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

На данный момент законодательством не закреплено юридическое определение понятия «обеспечение безопасности ввозимых товаров». Однако, кандидат экономических наук Кожевникова В.В. дает следующее определение: «обеспечение безопасности ввозимых товаров - это комплекс мер по созданию условий, при которых невозможно поступление на внутренний рынок государства опасных для здоровья населения, окружающей среды, растительного и животного мира товаров и по выявлению рисков пропуска таких товаров на внутренний рынок» [1].

По мнению автора Кудряшева А.О. обеспечение безопасности ввозимых товаров является частью обеспечения национальной безопасности, и под собой подразумевает [2]:

• обеспечение безопасности существования человека, т. е. защищенность человеческого общества от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму;

• обеспечение безопасности окружающей среды, т. е. защищенность человека и окружающей среды от негативных воздействий техногенного характера, в том числе и от ввозимой продукции, не отвечающей установленным требованиям.

В современных экономических условиях вопросы безопасности являются одними из наиболее важных аспектов в дискуссиях, касающихся выбора перспективных направлений развития национальной экономики. Данный факт нашел отражение в трудах таких ученых как С.С. Бекенов, С.Ю. Глазьев, Н.Я. Коваленко, Д.С. Львов, В.К. Сенчагов, А.В. Харламов и др. Ученые раскрыли и обосновали основные положения концепции экономической безопасности, определяющие сущность продовольственной безопасности и ее роль в системе экономической безопасности. Уточнили и дополнили терминологический аппарат, отражающий состояние и

изменчивость системы продовольственной безопасности под влиянием негативных факторов

Факторы обеспечения продовольственной независимости и политики импортозамещения основных категорий продовольствия обострились вследствие введенных против нашей страны экономических санкций. В своем научном труде Муратов М.В. изучил и охарактеризовал особенности обеспечения продовольственной безопасности России в условиях негативного внешнеэкономического воздействия со стороны США, стран Евросоюза и Северо-Атлантического блока, а также других государств, примкнувших к ним. С введением весной 2014 года в отношении и России экономических санкций, вопросы продовольственной безопасности вышли на одно из первых мест в системе экономической безопасности страны. И эту проблему необходимо рассматривать как важнейшую составляющую обеспечения независимости и национального суверенитета страны. У России по сравнению с другими странами, прежде всего западноевропейскими, более низкий уровень потребления продуктов питания, более высокие цены на них при низких доходах основной массы населения. Такое положение объясняется зависимостью нашей страны от импорта продовольствия, прежде всего животноводческой продукции из Германии, США, Польши, Канады, Бразилии, Австралии и ряда других стран. В новых экономических условиях потребность обеспечения продовольственной безопасности России, как основы экономической безопасности страны, приобрело высокую степень актуальности, научной и практической значимости [4].

В настоящее время несмотря на множество государственных контролирующих органов и нормативных правовых актов, число нарушений в сфере безопасности товаров увеличиваться с каждым годом. Нет реальной возможности быстро и эффективно установить законность нахождения товара в торговом обороте. Ситуацию усугубляют недостатки в материально-техническом обеспечении и недостаточное количество личного состава контролирующих федеральных органов власти на границе, что в определенной степени создает условия для возможного ввоза опасной продукции на таможенную территорию РФ. Еженедельно Роспотребнадзор проверяет более тысячи магазинов, продающих отечественную и импортную одежду и обувь, продукты питания. Нарушения находятся в 90 % проверенных торговых объектов. Самые распространенные нарушения - отсутствие или несоответствие маркировки, наличие сильного искусственного запаха от товаров легкой промышленности, превышение индекса токсичности, низкая воздухопроницаемость одежды и обуви [5].

Поэтому обеспечение безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС является одной актуальнейших проблем на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что в настоящее время потребительские рынки государств - членов ЕАЭС переполнены небезопасной и фальсифицированной продукцией, о чем свидетельствуют данные, получаемые от государственных уполномоченных органов и учреждений контроля и надзора Российской Федерации.

Основными элементами системы обеспечения безопасности ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров являются контролирующие государственные органы, каждый из которых в рамках своей компетенции организует проведение определенного вида контроля, обеспечивающего безопасность ввозимых товаров, а также широкий перечень нормативно-правовых актов государств - членов ЕАЭС, регламентирующих порядок его осуществления (органы по защите прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), органы ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (Россельхознадзор), органы

[3].

Цель исследования

здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), а также органы, обеспечивающие техническую безопасность ввозимых товаров (Ростехрегулирование).

Одним из основных полномочий ФТС России согласно Положению Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 8091 , является осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности. В связи с этим целью работы является исследование деятельности таможенных органов, органов контроля и надзора, их взаимодействие по выявлению опасной продукции на территории РФ.

Результаты исследования и их обсуждения

Таможенные органы на постоянной основе осуществляют контроль относительно применения запретов и ограничений на товары. Технические регламенты Таможенного союза и ЕАЭС, устанавливающие обязательные требования к продукции, утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза, охватывают широкую номенклатуру товаров, призваны обеспечить на единой таможенной территории ЕАЭС защиту жизни и здоровья человека, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей.

В I полугодии 2017 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров и правоохранительными подразделениями таможенных органов (как самостоятельно, так и во взаимодействии с контролирующими органами) проведено 528 проверочных мероприятий в отношении 4 193 тонн товаров. По результатам проверочных мероприятий:

• выявлена 581 тонна запрещенных к ввозу, обороту и реализации товаров;

• изъята и уничтожена 161 тонна запрещенных к ввозу, обороту и реализации товаров;

• возбуждено 123 дела об административных правонарушениях;

• наложено штрафов на сумму 2,3 млн руб.2

Анализ данных показывает, что достаточно большая часть перемещаемой продукции не соответствует требованиям безопасности, установленным на нее в технических регламентах, ГОСТ, технических условиях и др. нормативной документации. Так, доля пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, остается на высоком уровне. Наиболее загрязненными по микробиологии и санитарно-техническим показателям являются рыба и рыбные продукты, мясо и мясные продукты, овощи, молоко [6]. Кроме того, увеличивается ввоз некачественных и опасных непродовольственных товаров. Это, например, широко используемые в производстве игрушек красители, а также многокомпонентные полимеры, из которых изготовлены игрушки, способны выделять токсичные соединения, обладающие аллергическими, канцерогенными и мутагенными свойствами3. В IV квартале 2018 года на

1 Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 ред. от 07.02.2019) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 11.04.2019).

2 Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: [Федеральная таможенная служба] - Режим доступа: www.customs.ru (дата обращения: 11.04.2019).

3 10 самых вредных и опасных игрушек для ребёнка [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://adeЦa.raЯamily/baby-goods/opasnye-igrushki.html (дата обращения: 04.12.2018).

лабораторные испытания, согласно данным представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области было проверено 23 образца легкой промышленности (одежда, белье, обувь), из которых 2 образца не соответствовало гигиеническим требованиям по биологическим показателям (гигроскопичность), 1 образец - по маркировке продукции (содержалась неполная информация о товаре: отсутствовала дата изготовления товара; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, уполномоченного изготовителем лиц, наименование продукции)4.

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, например, информирует о реализации товаров, не соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»: по показателям безопасности («гигроскопичность», «воздухопроницаемость», наличие недопустимых синтетических материалов в изделиях для новорожденных и бельевых изделиях для детей в возрасте до одного года показатель «вид и массовая доля сырья, %»)5.

Рейдовые проверки предприятий, занятых производством и оборотом парфюмерно-косметической продукции, лекарств, табачных изделий и других видов товаров, показывают, что часть продукции также не соответствуют гигиеническим нормативам по показателям безопасности [7].

Меры по контролю за безопасностью ввозимых товаров в целях предотвращения появления на внутреннем российском рынке некачественных и, или опасных товаров относятся к нетарифным мерам государственного регулирования внешней торговли. В ЕАЭС и в РФ под данной мерой государственного регулирования понимается установление лицензирования или разрешительного порядка при перемещении только отдельных категорий товаров (иногда такие товары называют «специфическими»). Таким образом, законодательство как РФ, так и ЕАЭС основывается на принципах ВТО и других международных стандартов, но имеет свои особенности [8].

Основным методом борьбы с проблемой перемещения через таможенную границу опасных продовольственных товаров, как показывает практика, является обязательная и добровольная сертификация. Как отмечают Д. Цветкович и М. Джорджевич, продукция, попадающая на рынок Европейского союза, должна подтверждать свое соответствие документально. В зависимости от вида и назначения продукции требуется обеспечить ее или ЕС Сертификатом соответствия (EC Certificate of Conformity), или ЕС Декларацией соответствия (EC Declaration of Conformity), если продукция попадает под европейские директивы, которые определяют порядок маркировки продукции знаком СЕ (CE Mark). Лучшим способом обеспечения соответствия продукции всем требованиям безопасности в отношении человека и окружающей среды в рамках требований законодательства ЕС является контроль на внутреннем рынке, выполняющийся таможенными органами и органами надзора за рынком (рыночный контроль) [9].

4 О результатах исследований товаров легкой промышленности // Официальный сайт Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области. «ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://71.rospotrebnadzor.ru/content/590/82054/?sphrase_id=117258 (дата обращения: 11.04.2019).

5 О реализации товаров, не соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» // Официальный сайт Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://30.rospotrebnadzor.ru/predprinimatel/Dokumenty_upravleniia_rospotre/146624/ (дата обращения: 11.04.2019).

Как считают вышеуказанные авторы, неспособность таможенных органов выявлять опасные товары при их перемещении через таможенную границу и выявлять нарушения объясняется несколькими причинами: низким уровнем знаний таможенных органов, слабой обеспеченностью таможенных постов специальными техническими средствами контроля. Поэтому необходимо повышать уровень работы соответствующих органов, отвечающих за данное направление, чтобы не происходило обмана потребителя.

Обеспечение безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется посредством проведения таких видов контроля, как:

1. Таможенный контроль.

2. Техническое регулирование.

3. Санитарно-эпидемиологический контроль.

4. Ветеринарный контроль.

5. Карантинный фитосанитарный контроль.

6. Контроль в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека6.

Нормативно-правовая база, определяющая порядок контроля безопасности перемещаемых товаров государственными органами в сфере карантинного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, технического регулирования, обеспечения благополучия населения, включает акты ЕАЭС и национальные акты государств-членов ЕАЭС. К основным правовым документам относятся документы, представленные в таблице 1.

Согласно статье 56 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках ЕАЭС проводится согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, заключающаяся в совместной разработке, принятии и реализации государствами - членами международных договоров и актов ЕЭК в данной области.

Сравнение систем технического регулирования России и других государств - членов ЕАЭС показывает, что, несмотря на стремление данных государств прийти к единообразию в своих законодательство в области технического регулирования, все еще остаются существенные различия.

Так, в странах ЕАЭС различны даже цели технического регулирования: в России - это защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды и предупреждение введения приобретателя в заблуждение; в других странах устанавливаются обязательные требования, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности (Белоруссия, Казахстан, Украина), защиты (рационального использования) естественных ресурсов (Белоруссия, Украина), повышения конкурентоспособности продукции (Белоруссия, Казахстан), устранения технических барьеров в торговле (Казахстан), обеспечения наследственности населения (Белоруссия). В данном случае все страны реализуют одно и то же обязательное в рамках ВТО Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Из-за отсутствия единой централизованной системы разработки технических регламентов в России имеет место многочисленное дублирование работ, пересечение областей действия будущих технических регламентов и предъявление различных требований к одним и тем же объектам технического регулирования.

6 Составлено автором. Страница 6 из 19

Таблица 1

Нормативно-правовые документы в области контроля безопасности перемещаемых товаров

№ п/п Название и правовой статус документа Основные положения

1 Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 года' Определены общие принципы, порядок, правила и процедуры технического регулирования и применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер в рамках ЕАЭС

2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»8 Регламентирован перечень ввозимой продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования

3 Решение КТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»9 Установлен перечень продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому контролю на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к данной продукции, форма документа, подтверждающего ее безопасность, порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за подконтрольной продукцией, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС

4 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»10 Установлен перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, порядок осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, порядок проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров, подлежащих ветеринарному контролю, ветеринарные требования, предъявляемые к ним, а также единые формы ветеринарных сертификатов

5 Решение КТС от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»11 Установлен перечень продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе ЕАЭС и таможенной территории ЕАЭС, порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля в отношении данной продукции

7 Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: [Подписан в г. Астане 29.05.2014] - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2018).

8 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза». [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2018).

9 Решение КТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2018).

10 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317«О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2018).

11 Решение КТС от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.11.2018).

№ п/п Название и правовой статус документа Основные положения

6 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06. 2010 г. № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе»12 Установлен порядок формирования и ведения Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий таможенного союза, порядок формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, единые формы указанных документов, а также Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза

7 Технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС, ЕАЭС) Установлены обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия

8 Международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) Принимаются за основу фитосанитарных мер, применяемых членами Всемирной торговой организации (ВТО) по Соглашению о применении санитарных и фитосанитарных мер13

9 Региональные документы (регламенты, директивы, решения, стандарты, правила и иные документы), национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты государств

В отличие от нормативных документов, действующих в Российской Федерации, в Республике Казахстан могут разрабатываться и приниматься в установленном порядке неправительственные стандарты и стандарты консорциума - временного добровольного равноправного союза на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач. Отличительной особенностью неправительственного стандарта является то, что в процессе его обсуждения и разработки принимают участие потребители продукции, что позволяет разрабатывать стандарты на продукцию, действительно востребованную на внутреннем рынке. В Республике Казахстан утверждаются Правила разработки планов государственной стандартизации. В России данной практики нет [10].

10 мая 2018 года Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняло решение №74 «О реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза» 14 . Был утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техническим регламентам ЕАЭС.

12 Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. №319 «О Техническом регулировании в Таможенном деле». [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. consultant. ru.

13 Санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры // Евразийская экономическая комиссия (библиотека евразийской интеграции). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://eurasian-movement.ru (дата обращения: 11.01.2019).

14 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 N 74 «О реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2018-2019 годах пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС» [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2019).

Система информирования об опасной продукции создана в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники должны сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза и ЕАЭС, без документов о такой оценке и т. п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям технических регламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС. Пилотный проект запланирован апробировать пять технических регламентов ЕАЭС:

1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011);

2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011);

3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011);

4. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);

5. Технический регламент Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Временный порядок призван повысить эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

На официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с мая 2018 года представлены данные о выявленной опасной продукции, не соответствующей техническим регламентам ЕАЭС15. В таблице 2 представлены сведения о выявленной опасной продукции, не соответствующей техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).

Таблица 2

Информация об опасной импортной продукции за март 2018 года (ЦМТУ Росстандарт)

Категория продукции Машины и оборудование Низковольтное оборудование

Название продукции Ударный шуруповерт Лампа настольная

Фабричная марка 1Э0101 Макита Odeon Light GAP

Доказательства соответствия Сертификат соответствия Сертификат соответствия

Стандарты и регламенты Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011); Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011); Технический регламент Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011). Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011); Технический регламент Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011).

15 Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cmtu.ru/index.php/rukovodstvo/9-tsmtu/363-informatsiya-ob-opasnoj-produktsii-2018-god.

Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today

Категория продукции Машины и оборудование Низковольтное оборудование

Характер опасности/ риска Выявлены нарушения п. 6 ст. 4 ТР ТС 010/2011 в части отсутствия установленных уровней физических факторов (уровень шума, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей) и п. 53 Приложения 1 в части отсутствия в руководстве по эксплуатации установленных параметров шума. Выявлены нарушения ст. 5 ТР ТС 004/2011, ст. 5 ТР ТС 020/2011 в части отсутствия: - страны изготовителя на приборе; - в «Инструкции для применения» наименования и (или) обозначения НО, основных параметров и характеристик, влияющих на безопасность; - информации о назначении НО, правил безопасной эксплуатации, перевозки и утилизации прибора; - сведений об ограничениях в использовании технического средства с учётом его предназначения для работы в жилых зонах.

Принятые меры Выданы предписания: - об устранении нарушений; - о приостановке реализации продукции; - о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ на юридическое и должностное лица. Направлены уведомления: В органы по сертификации продукции о приостановке или прекращении действия сертификатов соответствия; Поставщикам продукции о несоответствии продукции обязательным требованиям.

Подтверждение о принятии мер Наложены административные штрафы на юридическое и должностное лица в размере 100 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.

В таблице 3 представлена информация о выявленной опасной продукции, не соответствующей техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Таблица 3

Информация о выявленных нарушениях обязательных требований ТР ТС 018/2011 к импортной продукции за 2018 г. (май, сентябрь)

Категория продукции Компоненты колёсных транспортных средств

Название продукции Зеркало боковое основное Зеркало мертвой зоны (внутреннее)

Фабричная марка т.м. 443*215 КАМАЗ, МАЗ PHANTOM

Тип/номер модели PH5097

Доказательства соответствия Сертификат соответствия

Стандарты и регламенты Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)

Характер опасности/риска Выявлены нарушения требования ТР ТС 018/2011 в части: - на зеркале отсутствует наименование, товарный знак изготовителя (п. 3.1 Раздела III Приложения 7 ТР ТС 018/2011); - на зеркале отсутствует информация о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (п. 3.1 Раздела III Приложения 7 ТР ТС 018/2011); Нарушения представляют непосредственную угрозу. Не соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН 46-02 в отношении зеркал заднего вида: - в части маркировки: п. 4.1 - на образцах зеркал заднего вида, представленных для официального утверждения, должен быть нанесен фабричный или торговый знак предприятия-изготовителя; знак должен быть четким и

Категория продукции Компоненты колёсных транспортных средств

- на колодках отсутствует знак официального утверждения «Е» или «е» либо единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Нанесён знак соответствия (п. 3.1 Раздела III Приложения 7 ТР ТС 018/2011); - в инструкции по эксплуатации отсутствует указание того, что сменные тормозные накладки в сборе или сменные тормозные накладки барабанного тормоза следует заменять комплектами из расчета на ось (приложение 10, п. 7: Правила ООН № 90-02, п. 6.4.2). нестираемым - на корпусе зеркала не нанесен товарный знак или знак изготовителя; п. 4.2 - на защитном корпусе каждого зеркала заднего вида должно быть место, достаточное для нанесения знака официального утверждения, который должен быть удобочитаемым после установки зеркала заднего вида на транспортное средство; это место должно быть указано в чертежах - на корпусе зеркала отсутствует специальное место для нанесения знака официального утверждения; п. 5.4.3 - на каждое устройство непрямого обзора, соответствующее официально утвержденному типу в силу настоящих Правил, наносят помимо знака, предписанного в пункте 4.1, в предусмотренном в пункте 4.2 месте хорошо видимый международный знак официального утверждения, состоящий из: дополнительного обозначения I, II, III, IV, V, VI или VII, указывающего класс, к которому принадлежит тип зеркала, либо обозначения S в случае любого устройства непрямого обзора, кроме зеркала. Дополнительное обозначение проставляют в любом удобном месте поблизости от круга, внутри которого помещена буква "Е" - отсутствует обозначение указывающее класс, к которому принадлежит тип зеркала.

Основные результаты испытаний Не соответствует требованиям ТР ТС 018/2011: - на корпусе не нанесены торговый (фабричный) знак, знак официального утверждения типа и класс зеркала, что не соответствует п.п. 4.1, 4.2, 5.4, 5.5 Правил ООН №46-02, часть класс зеркала (п. 5.4.3 Правил ООН № 46-01, часть I); - при испытании отражающая поверхность разбилась на крупные и мелкие части, осколки не прилегают к поверхности корпуса зеркала (отсутствует противоосколочная плёнка); отражающая поверхность изготовлена из небезопасного стекла, что не соответствует п.п. 6.1.3.3.3.1, 6.1.3.3.3.2 Правил ООН №46-02, часть I. Не соответствует требованиям ТР ТС 018/2011: п. 6.1.3.3.3.2 - отражающая поверхность должна изготавливаться из безопасного стекла: п. 6.1.3.3.3 - отражающая поверхность не должна разбиваться - отражающая поверхность зеркала разбилась. п. 6.1.3.3.3.1 - осколки должны прилегать к основанию защитного корпуса или к поверхности, прочно соединенной с защитным корпусом; допускается частичное отделение стекла при условии, что оно не превышает 2,5 мм с каждой стороны трещины. Допускается отделение мелких осколков с поверхности стекла в точке удара - отражающая поверхность разбилась на крупные и мелкие части, осколки не прилегают к поверхности корпуса зеркала (отсутствует противоосколочная пленка).

Принятые меры Выданы предписания: - об устранении нарушений, - о приостановке реализации продукции; - о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Составлены протоколы об административном правонарушении по ч. Выданы предписания: - об устранении нарушений; - о разработке программы по предотвращению причинения вреда; - о приостановке реализации продукции. Составлены протоколы об административном правонарушении в отношении юридического лица и его руководителя по с. 14.43 КоАП РФ.

Категория продукции Компоненты колёсных транспортных средств

1 ст. 14.43 КоАП РФ на юридическое лицо и на должностное лицо. Направлены уведомления: - заявителю о несоответствии продукции; - поставщику о несоответствии продукции; Органу по сертификации о прекращении или приостановлении действия сертификата соответствия.

Подтверждение о принятии мер Наложен административный штраф на юридическое лицо в размере 50 000 рублей. На должностных лиц составлено 2 протокола, из них по одному объявлено предупреждение, по второму наложен штраф в размере 10 000 рублей. Наложены административные штрафы: на юридическое лицо 100 000 рублей; на должностное лица в размере и 10 000 рублей.

В 2018 году ЦМТУ Росстандарта по результатам проверок в соответствии с главой 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлено 282 письма (уведомлений) о несоответствии продукции обязательным требования, в том числе: изготовителю продукции - 60; поставщику (импортёру) продукции - 100; орган по сертификации - 83; заявителю - 22; арендодатель - 1; импортёру, представителю изготовителя - 7; фасовщику - 1. В органы МВД направлено 8 писем для принятия мер в рамках компетенции.

Анализ всех выявленных нарушений за период май-ноябрь 2018 года показал, что в основной массе проверенной продукции несоблюдение обязательных требований установлены в части: требований безопасности; маркировки продукции; требований к документации; обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия, декларация о соответствии). Характерные нарушения по основным группам продукции16:

1. Низковольтное оборудование - нарушение обязательных требований технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» и технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС) в части:

• нормируемых показателей (наличие радиопомех и индустриальных помех, толщине изоляции);

• испытаний (испытания проводятся не в полном объёме и с нарушением установленных требований);

• маркировки (отсутствует знак обращения на рынке);

• оформления документации (отсутствует информация о необходимом уровне защиты от прямого воздействия электрическим током, в документах предприятия (технических условиях, паспортах) не регламентированы требования по отсутствию недопустимого риска возникновения повышенных температур, дуговых разрядов или излучений, отсутствует руководство по эксплуатации);

• обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия (декларации)).

16

Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cmtu.ru/index.php/rukovodstvo/9-tsmtu/363-informatsiya-ob-opasnoj-produktsii-2018-god.

Вестник Евразийской науки 2019, №1, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today

2. Электрическая энергия - нарушение обязательных требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» в части:

• нормируемых показателей («отклонение напряжения»);

• обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия).

3. Колёсные транспортные средства - нарушение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011):

Детские удерживающие устройства не соответствуют требованиям ТР ТС в части:

• безопасности (детские удерживающие устройства и адаптеры ремней безопасности не соответствуют по уровню защиты при ДТП);

• документации (в инструкции пользователя отсутствует надпись об универсальности кресла, отсутствуют рекомендации по замене ДУУ);

• обязательного подтверждения соответствия (отсутствует сертификат соответствия).

В таблице 4 представлены статистические данные по количеству импортированной потенциально опасной продукции в общем объеме ввезенных товаров через таможни в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) за период 2015-2017 гг. в натуральном и стоимостном выражении.

Таблица 4

Количество импортированной потенциально опасной продукции в общем объеме ввезенных товаров в натуральном и стоимостном выражении17

Года 2015 2016 2017

Ед. измерений тыс. тонн тыс. долл. США тыс. тонн тыс. долл. США тыс. тонн тыс. долл. США

Все импортируемые товары 6998,27 16448858,9 4347,19 10849964,8 4170,68 11078560,6

Потенциально опасные товары 2793,91 6746791,97 1553,66 4124597,67 1418,86 4199863,21

Данные таблицы 4 показывают, что доля потенциально опасных товаров в общем объеме импортированной продукции имеет тенденцию к снижению. Однако, несмотря на отрицательную динамику, количество потенциально опасной продукции в структуре ввезенных на территорию России товаров по-прежнему остается значительным.

Согласно статистическим данным (ДВТУ) доля потенциально опасных товаров, в отношении которых при декларировании представлялись разрешительные документы, в общем объеме импортируемой продукции за период 2015-2017 гг. в среднем составляет 36 % в натуральном выражении и 39 % - в стоимостном. При этом основная номенклатура таких товаров включает машины и механизмы, электрическое оборудование, средства наземного транспорта, обувь, овощи и фрукты.

17 Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: [Федеральная таможенная служба] - Режим доступа: www.customs.ru (дата обращения: 26.09.2018).

Все вышесказанное говорит о несовершенстве системы обеспечения безопасности ввозимых на таможенную территорию РФ товаров. Рост объемов и ассортимента ввоза опасной и вредной продукции составляет угрозу национальной безопасности России.

Проблема обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу, обостряется еще и тем, что все чаще участники внешнеэкономической деятельности стремятся обмануть представителей контролирующих государственных органов путем представления к таможенному оформлению недействительных разрешительных документов (сертификатов и деклараций соответствия продукции), что способствует проникновению на внутренние рынки стран опасной для жизни и здоровья граждан продукции.

В настоящее время самым главным элементом в системе обеспечения безопасности импортируемых товаров является проверка наличия и действительности разрешительных документов, в том числе во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Проверка наличия и действительности сертификатов соответствия и деклараций о соответствии осуществляется путем проверки через КПС «АИСТ -М» сведений, заявленных в графе 33 декларации на товар о коде товара, сведений в графе 44 о предоставлении разрешительного документа. При этом в обязательном порядке проверяется факт выдачи данного документа контролирующим органом, путем направления запросов в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) о предоставлении таких документов. В эту систему подгружаются базы разрешительных документов, выдаваемых контролирующим государственным органом и его территориальными подразделениями, либо контролируемых им.

Практика деятельности таможенных органов Дальневосточного региона свидетельствует о высокой степени несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенного законодательства по соблюдению порядка предоставления разрешительных документов (табл. 5).

Из таблицы 5 следует, что в 2017 году таможнями региона выявлено 4 тыс. недействительных разрешительных документов (основную массу из них составляют сертификаты соответствия и декларации о соответствии) (в 2016 году - 3,6 тыс.). В связи с выявлением фактов несоблюдения участниками ВЭД запретов и ограничений возбуждено 509 дел об административных правонарушениях (АП) (ст. 16.2 ч. 3, 16.3 КоАП РФ, без учета дел в отношении физических лиц), что на 9 % больше, чем в 2016 году (461 дело об АП). Основная номенклатура товаров, по которым представлялись недействительные документы, включает: одежду, обувь, шины новые для автотранспортных средств, машины и оборудование и бытовую технику групп 84, 85 ТН ВЭД, запчасти для автомобилей, мебель группы 94 ТН ВЭД и игрушки группы 95 ТН ВЭД.

Таблица 5

Результаты деятельности таможенных органов по обеспечению безопасности ввозимых товаров

№ п/п Показатель 2016 год 2017 год

1 Количество выявленных недействительных разрешительных документов, шт. 3600 4000

2 Количество возбужденных дел об АП, шт. 461 509

3 Сумма наложенных штрафов, млн руб. 20,9 15,6 (ряд дел об АП находится в производстве)

Составлено автором на основании внутреннего отчета отдела торговых ограничений и экспортного контроля ДВТУ

При проведении государственного ветеринарного контроля в отношении экспортируемой продукции животного происхождения, ветеринарными специалистами управления было досмотрено 1,43 млн тонн продукции, из них продукция водного промысла, добываемая в морях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, составила 1,24 млн тонн. Мясо и мясопродукты составили 140,3 тыс. тонн. За 2017 год инспекторами Россельхознадзора на государственной границе приостановлено действие 56 деклараций о соответствии молочной продукции, вырабатываемой 20 предприятиями Республики Беларусь.

В области государственного карантинного фитосанитарного надзора должностными лицами таможенных органов в пунктах ввоза досмотрено 308 тыс. тонн и 4,6 млн штук импортных подкарантинных грузов, выявлено 400 правонарушений при ввозе подкарантинной продукции в ручной клади.

Анализ правоохранительной деятельности в области соблюдения безопасности импортируемых товаров свидетельствует о том, что наибольшее количество нарушений при перемещении через таможенную границу потенциально опасных товаров в регионе деятельности ДВТУ за последние три года было связано с непредоставлением документов, подтверждающих соблюдение требований к безопасности товаров. Однако, основное количество штрафных санкций было взыскано по итогам рассмотрения дел, проявившихся в предоставлении при таможенном декларировании недействительных документов, подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям ТР ТС в случаях отсутствия на товарах и (или) их упаковке маркировки либо ее несоответствия требованиям технических регламентов (нарушение требований к маркировке товаров).

Следует заметить, что в таможенных органах Уральского региона начала формироваться положительная правоприменительная практика - ими возбужденно за год 20 дел о нарушениях требований к маркировке товаров.

Анализ практики показал, что дела о нарушениях требований к маркировке товаров возбуждались таможенными органами в связи с:

• отсутствием на товаре маркировки (в том числе на русском языке), предусмотренной ТР ТС и ТР ЕАЭС;

• несоответствием маркировки требованиям ТР ТС (отсутствие сведений об изготовителе (производителе), дате производства товара, количестве, сроке годности продукции, условиях ее хранения, единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС (единый знак «ЕАС») и т. д.);

• несоответствием маркировки товаров сведениям, содержащимся в разрешительных документах, подтверждающих соответствие товаров требованиям ТР ТС (например, об изготовителе либо месте его происхождения).

Предметами АП чаще всего являлись пищевая продукция, игрушки детские, продукция легкой промышленности, мебель, низковольтное оборудование.

Как говорилось выше, взаимодействие с другими контролирующими органами в рамках таможенного контроля потенциально опасных товаров на данный момент является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов России и осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), позволяющую обеим сторонам обмениваться необходимой информацией.

Большое практическое значение в деятельности таможенных органов в области обеспечения безопасности перемещаемых товаров имеют также реализация СУР и таможенный контроль после выпуска.

Заключение

Анализ практики деятельности таможенных органов, органов контроля и надзора в области обеспечения безопасности импортируемых товаров показал, что на сегодняшний день в качестве основных проблем можно выделить:

1. Недобросовестность органов по сертификации. Данная проблема проявляется в том, что, являясь коммерческими органами, они зачастую выдают документы с нарушением основных требований законодательства либо неполным соответствием за определенную плату. В практике работы таможенных органов ДВ региона имеют место случаи представления разрешительных документов, выданных органами по сертификации с аннулированными (приостановленными) аттестатами аккредитации, а также случаи выдачи документов на продукцию, не входящую в область аккредитации органа.

Установить действительность таких сведений можно только в результате дополнительной проверки с использованием ресурсов Интернет, либо с использованием СУР -если существуют профили рисков, направленные на недопущение случаев выпуска товаров на основании недействительных разрешительных документов, выдаваемых определенными органами либо документов с конкретными номерами, либо с использованием информации иных контролирующих органов, направленной в таможенные органы в рамках взаимодействия (письма).

2. Недостаточное взаимодействие таможенных органов с контролирующими государственными органами по вопросам проведенных ими проверок на территории РФ для формирования профилей рисков. К сожалению, на данный момент существует всего один документ, согласно которому контролирующий орган представляет в таможенные органы информацию подобного рода. Им является письмо ФТС России, адресованное начальникам региональных таможенных управлений, содержащее алгоритм взаимодействия ФТС России и Росздравнадзора при ввозе на территорию Российской Федерации лекарственных средств, на качество которых неоднократно поступали рекламации. Согласно ему Росздравнадзор ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в ФТС России информацию о выявленных недоброкачественных лекарственных средствах по установленной форме. ФТС России, в свою очередь, издает профили рисков в отношении данных лекарственных средств. Также Росздравнадзор ежеквартально информирует ФТС России о результатах проведенных исследований (испытаний) лекарственных средств, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков.

Нельзя не заметить, что рассматриваемая проблема касается не только лекарственных средств. Фальсификации подвергается огромное количество ввозимой продукции, что также приводит к возникновению множества негативных последствий для здоровья граждан и окружающей среды.

В частности, это касается и той продукции, в отношении которой на протяжении последних трех лет наблюдается существенный рост случаев предоставления недействительных разрешительных документов, ведь таким способом многие злоумышленники и пытаются скрыть сведения об истинном качестве перемещаемых ими товаров.

3. Низкая информативность должностных лиц таможенных органов о возможных способах уклонения от предоставления разрешительных документов. Это подтверждают как сами должностные лица таможенных органов, так и наличие фактов нарушения таможенного законодательства в области запретов и ограничений в части обеспечения безопасности импортируемой продукции, выявляемые в ходе таможенного контроля после выпуска товаров.

Для решения сложившихся проблем предлагается следующее: Страница 16 из 19

1. Осуществлять информационное взаимодействие ФТС России с Росаккредитацией через СМЭВ таким образом, чтобы должностные лица таможенных органов имели возможность наряду с запросом о предоставлении разрешительного документа также направлять запрос на получение сведений из государственного реестра аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по подтверждению соответствия.

2. Автоматизировать процесс проверки разрешительных документов, усовершенствовав систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

3. Усилить взаимодействие с контролирующими государственными органами по вопросу получения от них информации, о проведенных ими на территории РФ проверках, через ЕАИС, с целью формирования на ее основе профилей рисков на потенциально опасную продукцию. Такое сотрудничество имеет большое значение, поскольку информация о наличии некачественной импортной продукции на рынке у конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя может свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства при перемещении данной продукции через таможенную границу. Следовательно, владение данной информацией позволит таможенным органам сконцентрировать внимание на наиболее рисковых поставках, в отношении которых существует подозрение в возникновении прецедентов в прошлом.

4. Организовать совещания и конференции между должностными лицами отделов таможенного оформления и экспортного контроля по вопросу возможных способов уклонения от предоставления разрешительных документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, необходимо пересмотреть порядок ведения реестра сертификатов и деклараций, что, прежде всего, связано с утверждением новых правил заполнения бланков сертификатов и деклараций о соответствии требованиям технических регламентов ЕАЭС в электронной форме.

Для решения проблемы по программному обеспечению электронного декларирования сертификатов о соответствии, необходимо создать единый реестр сертификатов всех стран, по которым будут работать таможенные органы.

Таким образом, система обеспечения безопасности ввозимых товаров в настоящее время недостаточно эффективна вследствие противоречивости законодательных норм, слабой развитости имеющихся сил государственного контроля, недостаточности средств, а также мощного негативного воздействия на эту систему со стороны стран-контрагентов, основной целью которых является фактический захват рынка РФ, наводнение его товарами, запрещенными к обращению и создание недолговечных объектов инфраструктуры, добывающей и обрабатывающей промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожевникова В.В. Совершенствование системы обеспечения безопасности ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - М., 2011. - 143 с.

2. Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию: Таможенное обозрение. - М., 2012. - № 1.

3. Зиньковская В.Ю. Совершенствование механизмов обеспечения продовольственной безопасности в условиях кризиса: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - С.-Петерб., 2017. - 136 с.

4. Муратов Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях негативного внешнеэкономического воздействия: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 - М., 2016. - 178 с.

5. Чадова Т.В., Берлова Н.В. Проблемы выявления контрафактных и фальсифицированных товаров во внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии (Vestnic of the Russian customs academy): журнал / учредитель и издатель: Государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». -Люберцы, Московская обл.: Российская таможенная академия, №1, 2019, с. 8590.

6. Данилина А.В. О мерах по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции: сб. материалов II международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Исследование и классификация товаров в таможенных целях: теория и практика». - М.: Изд-во РТА, 2014. - 152 с.

7. Костякова Ю.В. Таможенные проверки как инструмент профилактики правонарушений в области таможенного дела // Вестник РТА. - Люберцы: РИО РТА. - 2016. - № 3. - С. 117-118.

8. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №2.

9. Драган Цветкович, Мирослав Джорджевич Обеспечение безопасности рынка товаров в Сербии: сб. материалов международной науч. -практ. конференции ученых, аспирантов и студентов «Актуальные проблемы обеспечения безопасности при перемещении товаров через таможенную границу 19 дек. 2014 года. - М.: Изд-во РТА, 2015 - 170 с.

10. Найзабеков А.Б., Гун Г.С., Данилова Ю.В., Полякова М.А. Общее и особенности в системах стандартизации России и Казахстана: сравнительный анализ // Качество в обработке материалов. - 2014. - № 2. - С. 45-52.

Berlova Natalya Viktorovna

Russian customs academy, Vladivostok, Russia E-mail: berlova@mail.ru

Chadova Tatyana Vladimirovna

Russian customs academy, Vladivostok, Russia E-mail: chadovatv@yandex.ru, chadova.tv@vfrta.ru

The analysis of the operating system of safety of the goods moved through customs border of the Eurasian Economic Union

Abstract. Every year import of the low-quality and dangerous goods moved through the customs territory of the Eurasian Economic Union increases. Rather most part of the moved products does not conform to safety requirements established on it. The analysis of systems of technical regulation of Russia and other member states of the Eurasian Economic Union shows that, despite the aspiration of data of the states to pull together the legislation in the field of technical regulation, still there are essential distinctions. Now the most important element in the system of safety of the imported goods is verification and validity of allowing documents, including in interaction with other federal executive authorities. The problem of safety of the goods moved through customs border becomes aggravated also the fact that even more often participants of foreign economic activity seek to deceive representatives of the controlling public authorities by representation to customs execution of invalid allowing documents that promotes penetration on domestic markets of the countries life-threatening and health of citizens of products. A big assortment variety in the markets of member states of the Eurasian Economic Union of the products harmful to the life and human health which is not conforming to the established safety requirements demonstrates imperfection of a system of safety of the goods moved through customs border. Characteristic of the regulatory framework defining an order of control of safety of the moved goods by public authorities in the sphere of quarantine, phytosanitary and veterinary supervision, technical regulation, ensuring wellbeing of the population is presented in article. Authors carried out the analysis of the problems put in article and concrete reasonable recommendations are developed.

Keywords: safety; goods; foreign economic activity; Eurasian Economic Union; standard legal support; certification; declaring; customs authorities; customs control; technical regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.