Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз и национальные системы аккредитации стран – участниц Таможенного союза'

Евразийский экономический союз и национальные системы аккредитации стран – участниц Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная система аккредитации / единство измерений / Федеральная служба по аккредитации / Национальный центр аккредитации / Белорусский государственный центр аккредитации / Евразийский экономический союз / Таможенный союз / national Accreditation System / traceability of measurements / Federal Accredita-tion Centre / National Accreditation Centre / Belarusian State Accreditation Centre / Eurasian economic community / Customs Union

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидуленко Олег Анатолье-вич, Калиниченко Николай Пет-рович, Яковлева Елена Владимировна

Взаимодействие различающихся систем аккредитации необходимо для обеспечения качества товаров, импортируемых и экспортируемых разными странами. Статья посвящена изучению национальных систем аккредитации стран – участниц Таможенного союза: России, Республики Беларусь и Казахстана. Актуальность представленного исследования связана с необходимостью признания документов по оценке соответствия лабораторий и органов по сертификации установленным требованиям для реализации соглашений Таможенного союза и Евразийского экономического союза, а также создания зон свободной торговли. Для оценки функционирования национальных аккредитационных систем стран – участниц Таможенного союза и их деятельности по реализации соглашений и требований было проведено теоретическое исследование. Система аккредитации Республики Беларусь охватывает больше областей аккредитации по видам лабораторий и органов по сертификации, чем системы Казахстана и России. Национальная система Казахстана оценивает соответствие лабораторий и органов по сертификации установленным требованиям. Его основная цель заключается в соблюдении требований Международного союза по аккредитации с целью вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Российская система направлена на создание прозрачного информационного поля оценки соответствия для повышения доверия между организациями и результатов их деятельности. Исследование показало, что для соблюдения общих положений по аккредитации национальные системы аккредитации используют аналогичные требования, однако их задачи и структуры различны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидуленко Олег Анатолье-вич, Калиниченко Николай Пет-рович, Яковлева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY AND THE NATIONAL ACCREDITATION SYSTEMS OF MEMBER COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Different accreditations systems are to interact to insure the quality of goods exported and imported from differ-ent countries. The paper describes the National accreditation system of countries, the members of the Customs Union: Russia, the Belarus Republic and Kazakhstan. The documents to assess the compliance of certification laboratories and authorities with the requirements for implementation of agreements between the Customs Union and Eurasian Economic Community and for creation of free trade zones should be mutually recognized. Theoret-ical research was conducted to evaluate the functioning of National accreditation systems of the member coun-tries of the Customs Union and their activities on implementation of agreements and requirements. Implementa-tion of agreements of the Eurasian Economic Community in accreditation according to National accreditation systems is considered. The Belarus Republic accreditation system covers lager accreditation areas by the type of certification laboratories and authorities then those in Kazakhstan and Russia. The Kazakhstan national system evaluates the compliance of certification laboratories and authorities with the requirements. Its main aim is to comply with the requirements of the International accreditation union to join the World Trade Organization (WTO). The Russian system is aimed at creating transparent assessment to enhance confidence between organi-zations and the results of their activities. The research indicated that to comply with general provisions on ac-creditation, the national accreditation systems employ similar requirements; however, their objectives and struc-tures are different.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз и национальные системы аккредитации стран – участниц Таможенного союза»

УДК 339.543.622: 339.923

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ СТРАН - УЧАСТНИЦ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА THE EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY AND THE NATIONAL ACCREDITATION SYSTEMS OF MEMBER COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION

Н.П. Калиниченко1, О.А. Сидуленко2, Е.В. Яковлева1 N.P. Kalinichenko, O.A. Sidulenko, E.V. Yakovleva

1 Томский политехнический университет, Россия 2ООО «Аттестационный региональный центр специалистов неразрушающего контроля», Россия 1Tomsk Polytechnic University, Russia 2Attestation Regional Center of non-destructive testing specialists

Взаимодействие различающихся систем аккредитации необходимо для обеспечения качества товаров, импортируемых и экспортируемых разными странами. Статья посвящена изучению национальных систем аккредитации стран - участниц Таможенного союза: России, Республики Беларусь и Казахстана. Актуальность представленного исследования связана с необходимостью признания документов по оценке соответствия лабораторий и органов по сертификации установленным требованиям для реализации соглашений Таможенного союза и Евразийского экономического союза, а также создания зон свободной торговли. Для оценки функционирования национальных аккре-дитационных систем стран - участниц Таможенного союза и их деятельности по реализации соглашений и требований было проведено теоретическое исследование. Система аккредитации Республики Беларусь охватывает больше областей аккредитации по видам лабораторий и органов по сертификации, чем системы Казахстана и России. Национальная система Казахстана оценивает соответствие лабораторий и органов по сертификации установленным требованиям. Его основная цель заключается в соблюдении требований Международного союза по аккредитации с целью вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Российская система направлена на создание прозрачного информационного поля оценки соответствия для повышения доверия между организациями и результатов их деятельности. Исследование показало, что для соблюдения общих положений по аккредитации национальные системы аккредитации используют аналогичные требования, однако их задачи и структуры различны.

Ключевые слова: национальная система аккредитации, единство измерений, Федеральная служба по аккредитации, Национальный центр аккредитации, Белорусский государственный центр аккредитации, Евразийский экономический союз, Таможенный союз.

Different accreditations systems are to interact to insure the quality of goods exported and imported from different countries. The paper describes the National accreditation system of countries, the members of the Customs Union: Russia, the Belarus Republic and Kazakhstan. The documents to assess the compliance of certification laboratories and authorities with the requirements for implementation of agreements between the Customs Union and Eurasian Economic Community and for creation of free trade zones should be mutually recognized. Theoretical research was conducted to evaluate the functioning of National accreditation systems of the member countries of the Customs Union and their activities on implementation of agreements and requirements. Implementation of agreements of the Eurasian Economic Community in accreditation according to National accreditation systems is considered. The Belarus Republic accreditation system covers lager accreditation areas by the type of certification laboratories and authorities then those in Kazakhstan and Russia. The Kazakhstan national system

Сидуленко Олег Анатольевич, д-р техн. наук, эксперт по аккредитации Федеральной службы по аккредитации, директор ООО «Аттестационный региональный центр специалистов неразрушающего контроля» (634009, Россия, г.Томск, ул. Большая Подгорная, д. 52). E-mail: [email protected] Калиниченко Николай Петрович, канд. техн. наук, доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества Института неразру-шающего контроля Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: [email protected] Яковлева Елена Владимировна, магистр кафедры физических методов и приборов контроля качества Института неразрушающего контроля Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail:

[email protected]

evaluates the compliance of certification laboratories and authorities with the requirements. Its main aim is to comply with the requirements of the International accreditation union to join the World Trade Organization (WTO). The Russian system is aimed at creating transparent assessment to enhance confidence between organizations and the results of their activities. The research indicated that to comply with general provisions on accreditation, the national accreditation systems employ similar requirements; however, their objectives and structures are different.

Key words: national Accreditation System, traceability of measurements, Federal Accreditation Centre, National Accreditation Centre, Belarusian State Accreditation Centre, Eurasian economic community, Customs Union.

Важными целями формирования Таможенного союза являются устранение барьеров в торговле, формирование единого рынка продукции, содействие конкуренции, разработка и реализация единой торговой политики.

Для формирования Таможенного союза и на его основе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создания зон свободной торговли необходимым элементом является взаимное признание документов об оценке соответствия. Одним из важнейших аспектов взаимного признание результатов оценки соответствия является взаимное признание аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий [1].

Евразийский экономический союз - международная экономическая организация ряда стран. Союз создан для эффективного продвижения её участниками процесса по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Членами ЕАЭС в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Принятые и разрабатываемые технические регламенты стран Таможенного союза соответствуют структуре, которая определена в рекомендациях по типовой структуре технического регламента ТС (ЕАЭС). Данные рекомендации утверждены Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 октября 2006 г. № 321 [2].

Регламенты, затрагивающие системы аккредитации, направлены на обеспечение качества экспортируемой продукции и услуг, защиты здоровья человека, охраны окружающей среды [3]. Данная задача решается путем гармонизации стандартов, применения единых форм и правил оценки соответствия, аккредитации испытательных лабораторий, участвующих в процессе обязательного подтверждения соответствия.

Государствами - участниками Таможенного союза признаются аттестаты аккредитации, выданные органами по аккредитации, правила и процедуры аккредитации, установленные на территории государств и соответствующие требованиям международных стандартов [4]. Орган по аккредитации одного государства-участника не должен конкурировать с органами по аккредитации других государств - участников ЕАЭС. В настоящее время действуют Федеральная служба по аккредитации в России, Национальный центр аккредитации в Казахстане, Белорусский государственный центр аккредитации в Беларуси, Национальный орган по аккредитации в Армении, Кыргызский центр аккредитации в Киргизии.

Благодаря взаимному признанию аттестатов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и их результатов работ [4, 5] обеспечивается единство измерений для возможности сопоставления результатов по оценке соответствия продукции требованиям применяемых технических регламентов Таможенного союза.

Технический регламент [6] определяет, что для включения лаборатории в Единый реестр испытательных лабораторий Таможенного союза она должна иметь действующий аттестат аккредитации. Аттестат должен быть выдан в соответствии с требованиями международных стандартов или национальных стандартов, идентичных с международными стандартами.

В Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) внесены органы сертификации и испытательные лаборатории с действующим аттестатом аккредитации, их количество на 25 апреля 2015 года приведено в табл. 1 [7].

Таблица 1. Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) Таможенного союза

Страна Органы сертификации Испытательные лаборатории

Российская Федерация 776 1578

Республика Беларусь 51 273

Республика Казахстан 75 233

Для реализации соглашения ЕАЭС в области аккредитации странами разработаны национальные системы аккредитации. Целью данной работы является определение основных направлений функционирования систем аккредитации организаций, занимающихся сертификацией и испытаниями, в странах - участницах Таможенного союза и их деятельности по реализации соглашений и установленных требований. Рассмотрим системы России, Казахстана и Белоруссии. В основе этих систем лежат следующие принципы:

• один аккредитующий орган в стране;

• органы по аккредитации создаются на базе некоммерческих организаций при поддержке правительства;

• единые требования и процедуры аккредитации;

• орган по аккредитации обеспечивает сбалансированное представительство заинтересованных сторон;

• аккредитация проводится в законодательно регулируемой и законодательно не регулируемой областях;

• единые реестры аккредитованных организаций и экспертов по аккредитации.

Российская Федерация

В России Федеральная служба по аккредитации (ФСА, или Росаккредитация) является уполномоченным национальным органом Российской Федерации по аккредитации [8]. Структура Федеральной службы по аккредитации представлена на рис. 1.

Руководитель

Помощник руководителя Советник руководителя

1

Управление административно-финансовой деятельности и развития информационных технологий

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

Отдел планирования, анализа исполнения бюджета и внутреннего финансового контроля

Отдел организации деятельности контрактной службы и материально-технического снабжения

Отдел информационных технологий

Отдел государственной службы и кадров

Отдел делопроизводства, контроля и архива

Протокольный отдел

Управление контроля за деятельностью аккредитованных лиц

Отдел

государственного

контроля за

деятельностью

аккредитованных лиц

Отдел анализа и

мониторинга

деятельности

аккредитованных лиц

Отдел судебной работы

Рис. 1. Структура Федеральной службы по аккредитации

Сферу деятельности Росаккредитации составляют формирование единой национальной системы аккредитации и осуществление контроля деятельности аккредитованных лиц. ФСА осуществляет:

• аккредитацию органов по сертификации, испытательных лабораторий на право производства продукции, оказания услуг обеспечения единства измерений;

• контроль над деятельностью аккредитованных лиц;

• ведение реестров аккредитованных лиц, сертификатов соответствия, деклараций о соответствии;

• программное обеспечение органов по сертификации;

• выдача бланков сертификатов соответствия.

Основной целью Федеральной службы по аккредитации является повышение прозрачности процедур сертификации, повышение степени защиты от опасной продукции, взаимное признание сертификатов на международном уровне и снижение цен за получение сертификатов.

Главная задача ФСА - определять, компетентна ли организация для того, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролировать соблюдение законодательства в данной сфере.

Для повышения качества оценки аккредитованных лиц создана Комиссия по апелляциям при Росаккредитации, которая рассматривает все сложные случаи, связанные с противоречиями, возникшими в процессе аккредитации или контрольных мероприятий.

Также сформирован Общественный совет, основная функция которого заключается в обеспечении общественного контроля за деятельностью ФСА. Структуры Общественного совета при Росаккредитации становятся основой для формирования профессиональных объединений органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов по аккредитации.

В Росаккредитации внедрена система менеджмента качества, что дает стимул для повышения качества работы службы и позволяет получать международное признание как единого национального органа по аккредитации.

Республика Казахстан

Национальный центр аккредитации (НЦА) Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан - единственный орган по аккредитации, уполномоченный Правительством Республики Казахстан.

Деятельность по аккредитации осуществляется в соответствии с законом Республики Казахстан [9], который распространяется на организации по подтверждению соответствия, поверочные, калибровочные, испытательные лаборатории, организации, выполняющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений.

Основными целями НЦА являются аккредитация органов по подтверждению соответствия установленным требованиям и лабораторий в соответствии с международными стандартами и создание условий для признания результатов работ организаций по аккредитации другими странами.

Одной из задач Казахстана является вступление в ВТО. Таким образом, необходимо соблюдать требования Международной организации по аккредитации лабораторий (^АС) и Международного форума по аккредитации (IAF).

В НЦА разработана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества.

Структура органа по аккредитации и процедуры гарантируют беспристрастность, независимость и объективность деятельности НЦА. Это обеспечивается единым подходом при аккредитации отечественных и зарубежных заявителей независимо от формы собственности.

В своей деятельности НЦА привлекает ведущих специалистов в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и государственного надзора.

План по развитию НЦА основывается на единых принципах с учетом международных требований. Структура НЦА представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура Национального центра аккредитации

Основными направлениями деятельности системы являются:

• аккредитация органов по подтверждению соответствия, испытательных и поверочных лабораторий;

• инспекционные проверки органов по подтверждению соответствия, испытательных и поверочных лабораторий;

• проведение межлабораторных сравнительных испытаний;

• взаимодействие с международными и региональными организациями в области аккредитации;

• экспертиза проектов документов, подготовленных органам и по подтверждению соответствия;

• разработка проектов нормативных документов в области аккредитации органов по подтверждению соответствия, испытательных и поверочных лабораторий;

• методическая помощь заинтересованным хозяйствующим субъектам по внедрению организационно-методических и нормативных документов системы аккредитации;

• взаимодействие с международными и региональными организациями по вопросам аккредитации;

• ведение реестра субъектов аккредитованных в республике и экспертов по аккредитации и технических экспертов;

• выдача, приостановление действия, аннулирование аттестата аккредитации.

Республика Беларусь

Белорусский государственный центр аккредитации (БГЦА) создан Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и выполняет работы по аккредитации в роли независимой, третьей стороны в соответствии с международными принципами, стремится удовлетворять ожиданиям клиентов в росте технической компетентности и качества предоставляемых услуг и повышения доверия к результатам оценки соответствия, выдаваемых этими организациями.

Национальная система аккредитации Республики Беларусь действует в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5.01.2004 г. № 269-З [10].

В Белорусском государственном центре аккредитации проходят аккредитацию следующие организации:

• инспекционные органы;

• испытательные лабораторий (центров);

• калибровочные лабораторий (центров);

• медицинские лабораторий (центров);

• организации-провайдеры межлабораторных сличений;

• органы по сертификации;

• поверочные лабораторий (центров);

• юридические лица, осуществляющие государственные испытания, метрологическое подтверждение пригодности методик выполненных измерений и метрологическую аттестацию средств измерений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура БГЦА представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структура Белорусского государственного центра аккредитации

Аккредитация в Республике Беларусь осуществляется в целях подтверждения компетентности организаций в осуществлении работ в области проведения испытаний объектов по оценке или подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Также обеспечивается доверие к деятельности аккредитованных испытательных лабораторий и органов по сертификации. Создаются условия для взаимного признания результатов деятельности.

Совет по аккредитации создан для обеспечения объективности и беспристрастности при разработке и реализации политики БГЦА и функционирует для обеспечения исполнения международных требований в сфере аккредитации.

При Совете по аккредитации создана Комиссия по апелляциям, которая рассматривает апелляции, поступившие от аккредитованных субъектов и заявителей на аккредитацию, и принимает по ним обоснованные решения.

Техническая комиссия по аккредитации является коллегиальной структурой, созданной для рассмотрения и принятия решений по аккредитации заявителей на аккредитацию и аккредитованных субъектов с соблюдением принципов компетентности, объективности, независимости и беспристрастности.

В БГЦА была разработана и внедрена система менеджмента в соответствии с требованиями международных документов и стандартов по аккредитации. Это создает условия для признания деятельности БГЦА международным сообществом и странами Таможенного союза. В то же время для оптимизации правил аккредитации нормативно-правовая база постоянно совершенствуется для соответствия международным требованиям документов, определяющих правила аккредитации [11].

Прохождение лабораториями процесса аккредитации на соответствие требованиям международного стандарта указывает на их стремление использования современной и эффективной практики исследований и испытаний.

Заключение

Сейчас производители обращаются в лаборатории для проведения испытаний и подтверждения того, что их продукция соответствует техническим регламентам Таможенного союза. С этой целью органы по аккредитации трех стран Таможенного союза формируют реестр ак-

кредитованных лабораторий, которые проводят испытания на соответствие техническим регламентам. Эти лаборатории аккредитованы по международному стандарту, а также оцениваются на дополнительные критерии по соответствию техническим регламентам. В лаборатории, которые внесены в реестр, и обращается производитель для проведения испытаний своей продукции.

Сотрудничество с международными и региональными организациями по аккредитации позволяет национальным органам по аккредитации осуществлять свою деятельность на основе наилучшей международной практики.

Рассмотренные национальные системы аккредитации основываются на одинаковых требованиях нормативных актов ЕАЭС, но при этом они имеют отличия в своих целях и структуре. Система аккредитации Республики Беларусь охватывает больше областей аккредитации по видам лабораторий и органов по сертификации, чем системы Казахстана и России. В то же время национальная система Казахстана направлена на область оценки соответствия лабораторий и органов по сертификации установленным требованиям, основной целью является соблюдение требований международных союзов по аккредитации с целью вступления в ВТО. Основное направление российской системы - создание прозрачного информационного поля по оценке соответствия для повышения доверия между организациями и результатами их работы. Взаимодействие различающихся систем по аккредитации необходимо для обеспечения качества товаров, экспортируемых и импортируемых разными странами в пределах государственных границ стран - участниц ЕАЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойцов В.Б. Аккредитация как механизм реализации технических регламентов Таможенного союза // Компетентность. - 2014. - № 2. - С. 4-9.

2. О Рекомендациях по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества: решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 октября 2006 № 32. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер: соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008. Дата изменения 19 мая 2011 // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 8. - С. 22-31 .

4. О взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия: Соглашение Правительств государств - членов Таможенного союза от 11 декабря 2009 // Бюллетень международных договоров. - 2011. - № 3. - С. 18-20.

5. Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза: соглашение Правительств государств - членов Таможенного союза от 11 декабря 2009 // Бюллетень международных договоров. -2011.- № 3. - С. 15-18 .

6. О порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр испытательных лабораторий таможенного союза, а также его формирования и ведения: положение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. иЯЬ: http://www.tsouz.ru/db/techregulation/Pages/link1.aspx (дата обращения: 25 апреля 2015).

8. Об аккредитации в национальной системе аккредитации: закон Российской Ф едерации от 28 декабря 2013 № 412-Ф. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об аккредитации в области оценки соответствия: Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года № 61-IV. Дата изменения 19 мая 2011. Доступ из справ.-правовой системы «Юрист».

10. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-З. Доступ из справ.-правовой системы «Законодательство Беларуси».

11. Отчет о деятельности Республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный центр Аккредитации» за 2011 год. - Минск, 2012. - С. 40.

REFERENCES

1. Boytsov V.B. Akkreditatsiya kak mekhanizm realizatsii tekhnicheskikh reglamentov Tamozhennogo soyuza [The accreditation as a mechanism for the implementation of technical regulations of the Customs Union]. Kompetentnost, 2014, no. 2, pp. 4-9.

2. O rekomendatsiyakh po tipovoy strukture tekhnicheskogo reglamenta Evraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva [About Recommendations of on a model structure of technical regulations of the Eurasian Economic Community]: reshenie Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzES ot 27 oktyabrya 2006 № 32 (EurAsEC Interstate Council decision from 27 October 2006 no. 32). The document has not been published. Access from the reference legal system "KonsultantPlyus".

3. O provedenii soglasovannoy politiki v oblasti tekhnicheskogo regulirovaniya, sanitarnykh i fitosanitarnykh mer: soglashenie Pravitelstv gosudarstv - chlenov Evraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva ot 25 yanvarya 2008 [About coordinated policy in technical regulations, sanitary and phytosanitary measures: the agreement of the Governments of the States - members of the Eurasian Economic Community from 25 January 2008]. Changed 19 May 2011 // Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov, 2012, no. 8, pp. 22-31.

4. O vzaimnom priznanii akkreditatsii organov po sertifikatsii (otsenke (podtverzhdeniyu) sootvetstviya) i ispytatel'nykh laboratoriy (tsentrov), vypolnyayushchikh raboty po otsenke (podtverzhdeniyu) sootvetstviya: Soglashenie Pravitelstv gosudarstv - chlenov Tamozhennogo soyuza ot 11 dekabrya 2009 [About mutual recognition of accreditation of certification bodies (conformity assessment (confirmation) of compliance) and testing laboratories (centers) executing the works on conformity assessment (confirmation) of conformity: Agreement of the Governments of the States - members of the Customs Union from 11 December 2009] // Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov, 2011, no. 3, pp. 18-20.

5. Ob obrashchenii produktsii, podlezhashchey obyazatelnoy otsenke (podtverzhdeniyu) sootvetstviya, na tamozhennoy territorii Tamozhennogo soyuza: soglashenie Pravitelstv gosudarstv - chlenov Tamozhennogo soyuza ot 11 dekabrya 2009 [About the circulation of products subject to mandatory conformity assessment (attestation), the customs territory of the Customs Union: the agreement of the Governments of the States - members of the Customs Union on 11 December 2009]. // Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov, 2011, no. 3, pp. 15-18.

6. O poryadke vklyucheniya organov po sertifikatsii i ispytatelnykh laboratoriy (tsentrov) v Edinyy reestr ispytatelnykh laboratoriy tamozhennogo soyuza, a takzhe ego formirovaniya i vedeniya [About the order of inclusion of certification bodies and testing laboratories (centers) in the Unified Register of testing laboratories of the Customs Union, as well as its formation and maintenance]: polozhenie Komissii tamozhennogo soyuza ot 18 iyunya 2010 g. № 319 (position of the Customs Union Commission dated 18 June 2010 no. 319). Access from the reference legal system "KonsultantPlyus".

7. Edinyy reestr organov po sertifikatsii i ispytatel'nykh laboratoriy (tsentrov) Tamozhennogo soyuza [The Unified Register of certification bodies and testing laboratories (centers) of the Customs Union]. Available at: http://www.tsouz.ru/db/techregulation/Pages/link1.aspx (accessed 4 April 2015).

8. Ob akkreditatsii v natsionalnoy sisteme akkreditatsii [About accreditation in national accreditation system]: zakon Rossiyskoy federatsii ot 28 dekabrya 2013 № 412-F (Law of the Russian Federation from 28 December 2013 no. 412-F). Access from the reference legal system "KonsultantPlyus".

9. Ob akkreditatsii v oblasti otsenki sootvetstviya [About accreditation of conformity assessment]: Zakon Respubliki Kazakhstan ot 5 iyulya 2008 goda № 61-4 (Law of the Republic of Kazakhstan dated 5 July 2008 no. 61-IV). Access from the reference legal system "Yurist".

10. Ob otsenke sootvetstviya trebovaniyam tekhnicheskikh normativnykh pravovykh aktov v oblasti tekhnicheskogo normirovaniya i standartizatsii [An estimate of the requirements of technical normative legal acts in the field of technical regulation and standardization]: Zakon respubliki Belarus

ot 5 yanvarya 2004 g. № 269-Z (Law of the Republic of Belarus on 5 January 2004 no. 269-Z). Access from the reference legal system "Zakonodatelstvo Belarusi". 11. Otchet o deyatel'nosti Respublikanskogo unitarnogo predpriyatiya "Belorusskiy gosudarstvennyy tsentr Akkreditatsii" za 2011 god [The report on the activities of the Republican Unitary Enterprise "Belarusian State Accreditation Center" for 2011]. Minsk, 2012, p. 40.

Поступила 21.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.