Научная статья на тему 'Особенности применения протекционизма в современных условиях функционирования мирового хозяйства'

Особенности применения протекционизма в современных условиях функционирования мирового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2483
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕМПИНГ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / МИРОВОЙ РЫНОК / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / "ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ" / ФРИТРЕДЕРСТВО / PROTECTIONISM / LIBERALISM / FREE TRADING / NON-TARIFF REGULATION / FOREIGN TRADE / WORLD MARKET / DUMPING / "TRADE WARS" / DOMESTIC MARKET / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна, Тазаян Гаянэ Егишовна

Введение: установлено, что в современных условиях функционирования мирового рынка государства все чаще прибегают к использованию протекционизма как средства регулирования внешних связей. Выдвинуто предположение о том, что выводы теоретического характера относительно выбора направления и мер экономического развития государства в последнее время на практике нивелируются не столько экономическими и социальными, но чаще политическими тенденциями функционирования мирового хозяйства. Материалы и методы: синтез теоретических материалов фундаментальных научных трудов, публикаций в научных журналах позволил выявить, что в экономической теории достаточно четко и обосновано сформулированы позиции представителей различных взглядов на формирование модели развития экономики с учетом места и роли государства в этой системе. Использование системного подхода позволило придать целостность исследованию взглядов основных экономических школ, отстаивающих идеи протекционизма, а также выявить основные элементы протекционистской политики инструменты и виды протекционизма. С помощью структурно-функционального метода была осуществлена классификация видов протекционизма. На основе метода сравнения произведена характеристика основных особенностей тарифного и нетарифного регулирования экономики. Результаты: исследование современной системы внешнеэкономических отношений явно указывает, что предпочтительным для большинства государств в настоящее время является проведение политики нетарифного регулирования. Тенденции роста числа международных региональных экономических и многопрофильных объединений и альянсов и неуклонное усиление их позиций указывают на необходимость сопоставления применяемых ими мер нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений, правомерных для осуществления регулирующих воздействий на величину, структуру и скорость товаропотоков. Обсуждения: в результате проведенного анализа мер нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений, применяемых в РФ и ЕврАзЭС, выявлено, что по большинству мер Евроазиатского экономического союза установлены единые ограничения правил использования, за исключением продукции военного назначения и экспортного контроля. На территории ЕврАзЭС все таможенные процедуры, кроме выпуска для внутреннего потребления и экспорта, дают возможность помещать товары под таможенные процедуры, избегая нетарифного регулирования. Выводы: в условиях функционирования современной мировой экономики и изменения направлений регулирования внешнеэкономической деятельности возрастает роль и значение нетарифных мер защиты национального рынка, не уступающих по уровню тарифным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF PROTECTIONISM IN MODERN CONDITIONS OF WORLD ECONOMIC FUNCTIONING

Introduction: it is established that in modern operating conditions of the world market the states even more often use resort of the protectionism as means of regulation of external relations. It’s made the assumption that conclusions of theoretical character concerning the choice of the direction and measures of economic development of the state in practice are leveled recently not so much as economic and social, but more often is made by political tendencies of functioning of the world economy. Materials and methods: synthesis of theoretical materials of fundamental scientific works, publications in scientific magazines has allowed to reveal that in the economic theory is rather accurate and proved positions of representatives of different views on formation of model of development of economy taking into account the place and a role of the state in this system are formulated. Use of system approach has allowed to give integrity to a research of views of the main economic schools defending the ideas of protectionism and also to reveal basic elements of protectionist policy tools and types of protectionism. By means of a structurally functional method classification of types of protectionism has been carried out. On the basis of a method of comparison the characteristic of the main features of tariff and non-tariff regulation of economy is made.Results. The research of modern system of the external economic relations obviously specifies that carrying out policy of non-tariff regulation is preferable to most the states now. Tendencies of growth of number of the international regional economic and versatile associations and alliances and steady strengthening of their positions indicate the need comparisons of the measures of non-tariff regulation and also the bans and restrictions applied by them, lawful for implementation of the regulating impacts on size, structure and speed of goods flow. Discussions: as a result of the carried-out analysis of measures of non-tariff regulation and also the bans and restrictions applied in the Russian Federation and EAEUnion it is revealed the uniform restrictions of rules of use, except for military products and export control are set on the majority of measures of the Euroasian economic union. In the territory of EAEUnion all customs procedures, except release for internal consumption and export, give the chance to place goods under customs procedures, avoiding non-tariff regulation. Conclusions: the role and value of the non-tariff measures of protection of the national market which aren't conceding on level to tariff increases in operating conditions of modern world economy and change of the directions of regulation of foreign economic activity are grow up.

Текст научной работы на тему «Особенности применения протекционизма в современных условиях функционирования мирового хозяйства»

14. Harchenko V. A. Sushchnost' sistemy upravleniya razvitiem promyshlennogo predpriyatiya [The essence of the industrial development management system], Ekonomika promyshlennosti [Economics of industry], 2013. No. 4 (64), pp. 100-110.

15. Makarov A. M., Sinyakova O. S. Upravlenie razvitiem promyshlennogo predpriyatiya na osnove ehffektiv-nogo ispol'zovaniya resursnogo potenciala potrebitelej [Management of the development of an industrial enterprise based on the effective use of the resource potential of consumers], Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2014. No. 4, pp. 202-204.

16. Lytneva N. A. Mekhanizm upravleniya ustojchivym razvitiem promyshlennyh predpriyatij [Mechanism for managing sustainable development of industrial enterprises], Sovremen-nye tekhnologii upravleniya [Modern management technologies], 2016, No. 4 (64) [Electronic resource], URL: http://sovman.ru/article/6403/ (accessed 07.01.2018).

17. Bogachev YU. S., Oktyabr'skij A. M., Popadyuk T. G. Sovremennye tendencii razvitiya mekhanizmov insti-tucional'nogo obespecheniya ehkonomicheskogo rosta na innovacionnyh principah [Current trends in the development of institutional mechanisms for economic growth on innovative principles], Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)], 2015, No. 12, pp. 46-51.

18. Najdenova A. A., Najdenov A. S. Mekhanizm upravleniya processom vosproizvodstva inzhenernyh kadrov v sisteme VPO [Mechanism of management of the process of reproduction of engineering personnel in the system of HPE], Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economics andEntrepreneurship], 2015, No. 12-1 (65-1), pp. 103-105.

19. Vorotynceva A. V., SHibaeva M. A., Okolelova EH. YU. Formirovanie mekhanizma ehkonomicheskoj bezopas-nosti kak instrumenta obespecheniya ego ustojchivogo razvitiya [Formation of the mechanism of economic security as a tool for ensuring its sustainable development], Fundamentalnye issledovaniya [Basic research], 2015, No. 7-3, pp. 583-588.

20. Pryanichnikov S. B. Formirovanie ehkonomicheskogo mekhanizma upravleniya ustojchivym innovacionnym razvitiem - osnovnoj put' dolgosrochnogo rosta promyshlennyh predpriyatij strany [Formation of an economic mechanism for managing sustainable innovative development is the main way of long-term growth of industrial enterprises in the country], Nauchnye issledovaniya: teoretiko-metodologicheskie podhody i prakticheskie rezul'taty: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the international scientific and practical conference «Scientific research: theoretical and methodological approaches and practical results»], Samara, 2017,pp.289-291.

Submitted 12.02.2018, revised 26.03.2018.

About the author:

Andrey V. Veretyokhin, the senior lecturer of the chair «Advertising and Publishing Business» Address: V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 295007, Russia, Simferopol, Vernadsky Street, 4 E-mail: v_a_v_crimea@mail.ru Spin-code: 2757-6296

Author have read and approved the final manuscript. 08.00.05

УДК 339.54.012.435

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

© 2018

Надежда Олеговна Старкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, Краснодар (Россия) Гаянэ Егишовна Тазаян, магистр кафедры «Мировая экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, Краснодар (Россия)

Аннотация

Введение: установлено, что в современных условиях функционирования мирового рынка государства все чаще прибегают к использованию протекционизма как средства регулирования внешних связей. Выдвинуто предположение о том, что выводы теоретического характера относительно выбора направления и мер экономического развития государства в последнее время на практике нивелируются не столько экономическими и социальными, но чаще политическими тенденциями функционирования мирового хозяйства. Материалы и методы: синтез теоретических материалов фундаментальных научных трудов, публикаций в научных журналах позволил выявить, что в экономической теории достаточно четко и обосновано сформулированы позиции представителей различных взглядов на формирование модели развития экономики с учетом места и роли государства в этой системе. Использование системного подхода позволило придать целостность исследованию взглядов основных экономических школ, отстаивающих идеи протекционизма, а также выявить основные элементы протекционистской политики - инструменты и виды протекционизма. С помощью структурно-функционального метода была осуществлена классификация видов протекционизма. На основе метода сравнения произведена характеристика основных особенностей тарифного и нетарифного регулирования экономики.

Результаты: исследование современной системы внешнеэкономических отношений явно указывает, что предпочтительным для большинства государств в настоящее время является проведение политики нетарифного регулирования. Тенденции роста числа международных региональных экономических и многопрофильных объединений и альянсов и неуклонное усиление их позиций указывают на необходимость сопоставления применяемых ими мер нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений, правомерных для осуществления регулирующих воздействий на величину, структуру и скорость товаропотоков.

Обсуждения: в результате проведенного анализа мер нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений, применяемых в РФ и ЕврАзЭС, выявлено, что по большинству мер Евроазиатского экономического союза установлены единые ограничения правил использования, за исключением продукции военного назначения и экспортного контроля. На территории ЕврАзЭС все таможенные процедуры, кроме выпуска для внутреннего потребления и экспорта, дают возможность помещать товары под таможенные процедуры, избегая нетарифного регулирования.

Выводы: в условиях функционирования современной мировой экономики и изменения направлений регулирования внешнеэкономической деятельности возрастает роль и значение нетарифных мер защиты национального рынка, не уступающих по уровню тарифным.

Ключевые слова: внешняя торговля, внутренний рынок, государственное регулирование, демпинг, протекционизм, либерализм, мировой рынок, нетарифное регулирование, «торговые войны», фритредерство.

Для цитирования: Старкова Н. О., Тазаян Г. Е. Особенности применения протекционизма в современного условиях функционирования мирового хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 4 (63). С. 83-92.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF PROTECTIONISM IN MODERN CONDITIONS OF WORLD ECONOMIC FUNCTIONING

© 2018

Nadezhda Olegovna Starkova, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair of the chair «International economics and management» Kuban State University, Krasnodar (Russia) Gayane Egishovna Tazayan, postgraduate of the chair «International economics and management»

Kuban State University, Krasnodar (Russia)

Abstract

Introduction: it is established that in modern operating conditions of the world market the states even more often use resort of the protectionism as means of regulation of external relations. It's made the assumption that conclusions of theoretical character concerning the choice of the direction and measures of economic development of the state in practice are leveled recently not so much as economic and social, but more often is made by political tendencies of functioning of the world economy.

Materials and methods: synthesis of theoretical materials of fundamental scientific works, publications in scientific magazines has allowed to reveal that in the economic theory is rather accurate and proved positions of representatives

of different views on formation of model of development of economy taking into account the place and a role of the state in this system are formulated. Use of system approach has allowed to give integrity to a research of views of the main economic schools defending the ideas of protectionism and also to reveal basic elements of protectionist policy -tools and types of protectionism. By means of a structurally functional method classification of types of protectionism has been carried out. On the basis of a method of comparison the characteristic of the main features of tariff and non-tariff regulation of economy is made.Results. The research of modern system of the external economic relations obviously specifies that carrying out policy of non-tariff regulation is preferable to most the states now. Tendencies of growth of number of the international regional economic and versatile associations and alliances and steady strengthening of their positions indicate the need comparisons of the measures of non-tariff regulation and also the bans and restrictions applied by them, lawful for implementation of the regulating impacts on size, structure and speed of goods flow.

Discussions: as a result of the carried-out analysis of measures of non-tariff regulation and also the bans and restrictions applied in the Russian Federation and EAEUnion it is revealed the uniform restrictions of rules of use, except for military products and export control are set on the majority of measures of the Euroasian economic union. In the territory of EAEUnion all customs procedures, except release for internal consumption and export, give the chance to place goods under customs procedures, avoiding non-tariff regulation.

Conclusions: the role and value of the non-tariff measures of protection of the national market which aren't conceding on level to tariff increases in operating conditions of modern world economy and change of the directions of regulation of foreign economic activity are grow up.

Keywords: protectionism, liberalism, free trading, non-tariff regulation, foreign trade, foreign trade, world market, dumping, «trade wars», domestic market, state regulation.

For citation: Starkova N. O., Tazayan G. E. Peculiarities of application of protectionism in modern conditions of world economic functioning // Bulletin NGIEI. 2018. № 4 (63). P. 83-92.

Введение

Проблема выбора пути экономического развития, основанного на определении наиболее приемлемой для страны экономической государственной политики, всегда была, есть и будет оставаться острой темой для научных дискуссий. Многочисленные сторонники протекционизма и противоположного ему либерализма (фритредерства) не прекращают проводить баталии, каждый, соответственно, аргументируя свою точку зрения по этому вопросу. Однако помимо экономического использования протекционизм в последнее время все больше становится рычагом политического влияния и применяется многими странами как инструмент демонстрации собственной политической воли [7; 14]. При этом протекционистские меры могут использоваться как в одностороннем, так и двустороннем порядке и иметь как негативные, так и позитивные последствия [18].

В современных условиях функционирования российского рынка протекционизм вполне справедливо может рассматриваться не только как элемент зеркального ответа на санкционную политику западных стран, но и как принцип государственного регулирования отечественного производства [1; 3].

Материалы и методы

Несмотря на то, что данная работа прежде всего сосредоточена на исследовании протекциони-

стских мер, здесь необходимо кратко охарактеризовать противоположный протекционизму классический либерализм, под которым в экономике прежде всего понимают свободу рыночных сил, саморегулируемый механизм развития рынка, в котором государство имеет роль скорее наблюдателя, нежели регулятора [10]. Рассуждения классиков экономической теории и современных сторонников либерализма выходят за рамки данной статьи, так как наше исследование больше сосредоточено на современных реалиях функционирования международного рынка, где превалирует протекционизм.

Протекционизм (франц. protectюшsme от лат. protectio - прикрытие, покровительство) - государственная политика защиты национального рынка в лице отечественных производителей и других участников внешнеэкономической деятельности от иностранной конкуренции [16].

Экономическая мысль протекционизма начала развиваться довольно давно, еще в XVI - XVIII вв. ее теоретической основой выступало мнение о том, что благосостояние страны заключается в положительном сальдо торгового баланса, что говорило о превышении объемов положительного потока золота и серебра, выполнявших роль денег, над отрицательным движением, оттоком из страны [12].

Конечно, данная точка зрения активно оспаривалась, и вскоре в противовес теории мерканти-

лизма, к которой и стали причислять протекционистские взгляды, возникло совершенно противоположное явление, ознаменованное политикой фритредерства, подразумевавшей невозможность достижения общественного благополучия без возможности ведения свободной торговли [2].

В период первоначального накопления капитала и непосредственно возникновения капиталистических отношений меркантилисты требовали у представителей государственной власти предпринять все меры, направленные на защиту отечественной промышленности от конкуренции производителей из других государств. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 гг. государственного деятеля Кольбера), Австрийской империи, многих германских государствах, в России - во время правления Петра I. Под эгидой протекционизма наполеоновская Франция проводила конкурентную экономическую борьбу с Великобританией.

В рядах сторонников протекционизма достаточно много ярких имен, среди которых: Ф. Лист, Г. Кэри, А. Гамельтон, Ш. Дюпен, А. Мюллер, С. Ю. Витте, Д. И. Менделеев и др [4; 13].

Процесс защиты внутреннего рынка по своей сути есть не что иное, как обеспечение государственными органами таких условий, в которых спросом пользовались бы товары национальных производителей, т.е. создание конкурентных преимуществ для производителей страны, предоставление привилегий для наиболее успешной коммерческой деятельности отечественных компаний, принятие таких мер, которые затрудняют или вовсе не позволяют войти на внутренний рынок иностранным аналогам, поддержка экспортеров для занятия максимально выгодного положения на внешнем рынке и т. п.

Традиционно, инструменты протекционистской политики воплощаются такими действиями, как:

- введение и регулирование величины таможенных пошлин;

- определение величины квот на импорт;

- применение нетарифных барьеров;

- осуществление программ по субсидированию;

- целенаправленные государственные закупки;

- регулирование уровня налоговых ставок и т. п.

Существенная роль ограничений выражается

в необходимости сертификации продукции, без которой не возможен допуск на рынок страны [8]. Как правило, государства стремятся защитить стратегически важные и наиболее уязвимые отрасли своей экономики.

Непосредственный выбор направления внешнеторговой политики является многофакторным, ес-

ли рассматривать их интегрировано, то это будут факторы, оказывающие воздействие на основе ситуации, сложившейся в самом государстве и за его пределами, определяющие международные условия развития страны. Традиционными экзогенными факторами можно назвать: нарастающую взаимозависимость стран (причем, как экономическую, так и социальную, культурную, информационную и политическую), усиление интеграционных процессов, в том числе в производственной деятельности, в области международной специализации и кооперации, а также трансграничное перемещение результатов достижений научно-технического прогресса и др [9].

Рассматривая развитие протекционизма в динамике временного лага, можно отметить, что наибольший акцент на использование такой торговой политики применялся в отрезки между мировыми войнами. К примеру, на рубеже 50-60-х гг. наиболее активным было применение протекционизма в области внешней торговли, а вот через 10 лет уже зародился новый протекционизм, который стали называть неопротекционизмом. В качестве отличительной особенности этого явления выделяли тот факт, что он позволяет достичь мультипликативного эффекта в экономике.

Сторонники такого вида политической организации системы внешнеторговых отношений приводят в виде доводов в пользу своей позиции следующие мотивы [9; 10]:

- поддержка новых, достаточно молодых отраслей, являющихся несоразмерно слабыми в сравнении с «игроками», имеющими уже опыт ведения хозяйственной деятельности;

- снижение уровня безработицы;

- поддержка со стороны государства в периоды кризисов и иных неблагоприятных изменений в системе общественного воспроизводства;

- защита от используемой тактики демпинга со стороны иностранных экономических субъектов;

- защита и обеспечение национальной безопасности.

Причем издержки, которые несет государство в ходе реализации мер, включаются в цену товара, поэтому это достаточно приемлемая позиция для органов власти.

Конечно, оппозиция, в свою очередь, приводит ряд доводов против мнения своих коллег, а именно:

- как следствие происходит ослабление конкуренции между национальными и иностранными товарами, что негативно сказывается на процессах разработки и внедрения инновационных решений, так как отсутствуют побудительные силы;

- очень высока вероятность совершения аналогичного ответного шага со стороны стран-партнеров;

- нарушается возможность применения всех выгод, возникающих в результате специализации с опорой на теорию относительных преимуществ;

- значительно увеличивается риск начала «торговых войн»;

- такая позиция совершенно не совпадает с принципами Всемирной торговой организации и, соответственно, стран-участниц (на апрель 2015 г. их состав представлен 162 государствами).

Как правило, в экономической литературе принято классифицировать виды протекционизма следующим образом [11]: отраслевой, скрытый, селективный, интеграционный.

Отраслевой протекционизм, направленный на защиту отраслей, которые только зарождаются и проходят путь становления. Как правило, это промышленность и аграрный сектор.

Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы, не позволяющие явно идентифицировать их с защитными мерами, направленными против импорта.

Селективный протекционизм, применяемый конкретно и точно в направлении мегасубъектов,

товаров или услуг. Например, эмбарго, являющийся воплощением мер по запрету на поставку.

Интеграционный протекционизм, являющийся инициативой со стороны интеграционных объединений, устремленных в отношении остальных субъектов экономики на мегауровне [18].

Инструментами, позволяющими проводить политику протекционизма, являются тарифные и нетарифные меры. Очень важно учитывать то, что тарифные меры позволяют лишь получить доходы в бюджет государства в виде тарифных выплат по причине пересечения границы, но это вовсе не означает отсутствия у импортной продукции возможности пересечения границы и дальнейшего обращения на внутреннем рынке без осуществления выплат в бюджет. Таким образом будет создан неблагоприятный климат, который оказывает негативное влияние на величину расходов иностранного производителя/экспортера (отечественного импортера), естественно, в сторону увеличения. И в итоге, также отрицательно повлияет и на конечный результат коммерческой деятельности заинтересованного в такой операции лица [4]. Как бы не реформировалась система тарифного регулирования, но таможенные нарушения в совокупном объеме в последнее время стабильно растут, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.

I По пеням . on a penalty fee Рис. 1. Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2011-2016 гг. Fig. 1. Dynamics of a condition of debt on customs payment and a penalty fee in 2011-2016. Источник: составлена автором по данным [17]

В условиях применения нетарифных мер разворачивается несколько иная ситуация. В этом случае происходит формирование таких предпосылок, которые не позволяют продукции проникать на рынок только по причине оплаты тарифных платежей, создаются такие барьеры, которые либо не допускают пересечение границы, либо вводят количественные лимиты на импорт, либо оказывают поддержку национальным компаниям в виде выделения субсидий, способствующих формированию таких качественных характеристик продукции, чтобы она смогла приобрести конкурентные преимущества на внутреннем, а в зависимости от целей и внешнем рынках.

Известный немецкий социолог У. Бек в своем научном труде «Заблуждения глобализма» обращает внимание читателя на такие явления, как «черный» и «зеленый» разновидности протекционизма.

По его мнению, «черные протекционисты» запутываются в своем же противоречии: с одной стороны, они ратуют за национальную государственность, но с другой - занимаются его же демонтажем посредством неолиберальной идеологии режима свободного рынка.

«Зеленые» же, считает автор, воспринимают национальное государство как ослабленный, находящийся на грани исчезновения политический биотоп. Он занимается защитой экологических стандартов от попыток негативных интервенций со стороны мирового рынка, именно поэтому, оказавшись в аналогичной с природой ситуации, так же нуждается в защите [2].

Эко-протекционистская политика стремится к отделению рынков со строгими рамками в области экологических стандартов, регламентов и требований к товарам, от тех рынков, что предъявляют меньший уровень строгости, их принято рассматривать как контрпродуктивные. Они лоббируют интересы только тех промышленников, экологические стандарты которых не подвержены влиянию более либеральных с точки зрения требований к безопасности действий по отношению к окружающей среде стран.

Как правило, страны, уровень экономического развития которых не находится на высоком уровне, не являются приверженцами эко-

протекционистских взглядов. В то время как большинство государств-лидеров являются таковыми и создают нетарифные барьеры для импорта, делая акцент на предъявление высочайших требований к уровню соответствия внутренним стандартам.

Профессор У. Бек считает, что такая модификация современного протекционизма является весь-

ма противоречивой. И аргументирует это тем, что, во-первых, проблема экологического кризиса - глобальное явление, а во-вторых, такой вид протекционизма сам же и лишает себя возможности оказывать сопротивление, отказываясь от политического рычага, который позволяет мыслить локально, но тем самым действовать глобально.

На самом деле, в большинстве случаев граница между политикой эко-протекционизма и необоснованным насаждением непреодолимовысоких барьеров практически стерлась [8]. Очень часто правящие силы стран прибегают к нетарифному регулированию для того, чтобы сделать невозможным или просто экономически нерациональным перемещение импортной продукции на свой рынок, создавая тем самым конкурентные преимущества национальным товарам [10]. Хотя в последнее время данный вид регулирования стал все активнее использоваться не только в экономических, но и политических интересах.

Результаты

В последнее время наблюдается неуклонное усиление позиций региональных объединений и альянсов как экономического, так и многопрофильного характера. Такие союзы имеют определенную специфику и в области правил использования протекционистской политики, соответственно и нетарифного регулирования. Поэтому важно рассмотреть особенность его нормативной базы.

Формирование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации происходило на принципе координации подходов всех стран - членов Таможенного союза к работе в рамках общей системы многостороннего регулирования международной торговой деятельности с учетом гармонизации и унификации воздействия, оказываемого со стороны государственного аппарата власти, в том числе и по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Аналогичен и подход в образовавшемся на базе Таможенного союза Евразийском экономическом союзе, функционирующем с 1 января 2015 года [15].

Естественно, в рамках и Таможенного Союза (ТС), и Евразийского экономического союза (ЕА-ЭС) существуют свои перечни мер нетарифного регулирования, закрепленные соответствующими нормативными актами. Причем они не абсолютно одинаковы, а имеют свои особенности.

Основные категории единых нетарифных ограничений, использование которых легитимно в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и действующих в данный момент непосредственно в Евразий-

ском экономическом союзе, а также в самой Российской Федерации, для наглядности и возможности провести сравнительный анализ приведены ниже в виде таблицы (табл. 1).

Система регулирующего государственного воздействия в отношении внешней торговли в рамках Евразийского экономического союза была составлена на базе международных соглашений с использованием общепризнанных методик и методов нетарифного и таможенно-тарифного регулирования.

На территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации помимо мер экономического воздействия возможно применение и административных, которые относят по действующей терминологии таможенного законодательства ТС к запретам и ограничениям.

Сравнительный анализ запретов и ограничений, правомерных для осуществления регулирующих воздействий на величину, структуру и скорость товаропотоков в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации, представлен в таблице 2.

Таблица 1. Классификация единых мер нетарифного регулирования в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе

Table 1. Classification of uniform measures of non-tariff regulation in the Russian Federation and the Eurasian Economic Union

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меры НТР в РФ

Меры НТР в ЕврАзЭс

Меры НТР в ТС в рамках ЕврАзЭС

Количественные ограничения со стороны Правительства РФ (в исключительных случаях могут быть предусмотрены международными договорами РФ) Принцип не дискриминации в ходе применения количественных ограничений

Квотирование и распределение квот

Лицензирование Исключительное право на экспорт и (или) импорт Специальные защитные меры, антидемпинг и компенсации

Источник: составлено автором по материалам: [11]; [15]

Таблица 2. Классификация запретов и ограничений в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации

Table 2. Classification of the bans and restrictions in the Eurasian Economic Union and the Russian Federation

Запрет на ввоз и (или) вывоз Количественное ограничение на ввоз и (или) вывоз

Исключительное право на ввоз и (или) вывоз

Наблюдение импорта и (или) экспорта. Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза

Лицензирование

Количественные ограничения и запреты

Исключительное право на экспорт и (или) импорт Лицензирование

Наблюдение импорта и (или) экспорта

Запреты и ограничения в РФ

Запреты и ограничения в ЕврАзЭС

Меры НТР

Наблюдение импорта и (или) экспорта Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры Предотгрузочная инспекция Меры по отношения к группе товаров, представляющих национальный интерес Запреты и ограничения в торговле услугами и товарами интеллектуальной собственности Санитарные, ветеринарно-санитарные, карантинные фитосанитарные меры Экспортный контроль

Меры по импорту и (или) экспорту вооружения

Меры НТР

Меры по защите внутреннего рынка: специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные Меры защиты внутреннего рынка в двустороннем порядке, в т.ч. по отношению к товарам сельскохозяйственного производства

Меры по техническому регулированию Общие исключения

Санитарные, ветеринарно-санитарные, карантинные фи-тосанитарные меры

Источник: составлено автором по материалам: [11]; [15]

Обсуждения

Проанализировав имеющиеся данные, можно прийти к выводу, что по большинству мер ЕАЭС установлены единые ограничения правил использования. Исключения составляют лишь продукция военного назначения и экспортный контроль, которые базируются на национальных законодательствах.

Также можно говорить о том, что ограничительные меры на товары, помимо тарифов, по та-

моженному законодательству и ЕАЭС и РФ, относятся к категории запретов и ограничений. А меры нетарифного регулирования, в свою очередь, представляются составной частью этих ограничений. Это говорит о том, что все таможенные процедуры, кроме выпуска для внутреннего потребления и экспорта, дают возможность помещать товары под таможенные процедуры, избегая нетарифное регулирование (табл. 3).

Таблица 3. Типология мер нетарифного регулирования, используемых в Российской Федерации Table 3. Typology of the measures of non-tariff regulation used in the Russian Federation

Характер ограничений

Меры ограничений

Количественные ограничения

Экономического характера

Неэкономического характера

Квоты Лицензии

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров Специальные меры защиты Антидемпинговые меры Компенсационные меры

Меры, гарантирующие выполнение международных договоров Российской Федерации и федеральных законов:

- количественные ограничения;

- меры технического характера

Меры, гарантирующие обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов:

- разрешительный порядок экспорта/импорта;

- запреты экспорта/импорта.

Источник: составлено автором

Заключение

Эффективной экономической государственной политике всегда будет характерна динамичность, потому что сама экономика является динамичной системой. Следовательно, меняются и взгляды в области регулирования ВЭД и используемого инструментария, который также модифицируется в соответствии с требованиями современности. Наращивание нетарифного регулирования со стороны государственных органов оказалось ответом не только на политические методы

внешнего давления, но и на требования и условия большинства современных интеграционных объединений снизить или вовсе отменить применяемые ранее тарифные ограничения, что в итоге, по мнению многих экспертов, оказалось более действенной мерой защиты внутреннего рынка РФ от импортных товаров. Таким образом, стремясь создать равные условия для каждого участника ВЭД, Российская Федерация смогла обеспечить уровень защиты национального рынка, не уступающий тарифным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башлаков Г. В., Башлакова О. С. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана // Проблемы и перспективы. 2014. № 1. С. 66-75.

2. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М. : Прогресс-Традиция. 2000. 313 с.

3. Витюк В. В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 7. С. 63-88.

4. Дорошенко К. А., Егорова Л. И., Чуц М. К. Методические подходы оценки гармонизации внешней торговли и экономической безопасности региона // Экономика устойчивого развития. 2013. № 13. С. 87-93.

7. Дудин С. Г., Толстова А. З., Суровцева Е. С. Доверие в макроэкономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 44-49.

8. Егорова Л. И., Ковтун Ю. В. Инструменты обеспечения экологической безопасности во внешнеторговых отношениях хозяйствующих субъектов // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. 2013. № 1-2 (13-14). С. 130-135.

9. Кадочников П. А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3. С. 3-13.

10. Кузнецов М. М., Борисов А. В. Нетарифный протекционизм в условиях индустриального развития национальных экономик // Экономика и управление. Том 1 (67). 2015. № 1. С. 91-96.

11. Кулешов А. В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 44-52.

12. Арефьев П. В., Сарафанов К. В., Саркисян Э. П., Сидельников А. Р., Смирнова О. С., Чехов А. В. Экономические санкции против России: пути минимизации ущерба и преодоления автаркии // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 168-176.

13. Макарова Г. В., Матвеева О. П. Теоретические аспекты нетарифного регулирования в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 1 (33). С. 157-162.

14. Невская Н. В. Санкционная политика и диверсификация отечественной экономики // Современный научный вестник. 2014. Т. 8. № 1. С. 25-29.

15. Европейское экономическое сообщество «ЕврАзЭс». Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazes.com/ (дата обращения 21.01.2018)

16. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М. : ИНФРА-М. 2012. 820 с.

17. Федеральная таможенная служба РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 19.01.2018)

18. Дынкин А. А., Барановский В. Г., Адно Ю. Л., Афонцев С. А., Богаевская О. В., Володин А. Г., Кудинова О. Н., Кузнецов А. В., Леонтьева Е. Л., Луконин С. А., Мачавариани Г. И., Миркин Я. М., Михеев В. В., Никитина Е. Н., Попов В. В., Сергеев П. А., Закревская Я. А., Васильев А. Д., Вода К. Р., ВолодинаМ. А. Россия и мир: 2012. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Москва, 2011. 157 с.

Дата поступления статьи в редакцию 20.02.2018, принята к публикации 02.03.2018.

Информация об авторах: Старкова Надежда Олеговна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и менеджмент»

Адрес: Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодар, ул. Ставропольская, 149 E-mail: n.starkova@mail.ru

Spin-код: 9963-9879

Тазаян Гаянэ Егишовна, доцент, магистрант кафедры «Мировая экономика и менеджмент» Адрес: Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодар, ул. Ставропольская, 149 E-mail: tazayan.gayane@mail.ru

Заявленный вклад авторов: Старкова Надежда Олеговна: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Тазаян Гаянэ Егишовна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bashlakov G. V., Bashlakova O. S. Tamozhennyi soyuz Rossii, Belarusi i Kazakhstana [The Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan], Problemy i perspektivy [Problems and Prospects], 2014. No. 1, pp. 66-75.

2. Bek U. Obshchestvo riska: Na puti k drugomu modernu [Risk Society: Towards Another Modernity], V. Sedel'nika, N. Fedorovoi. (In Russ.) Moscow: Progress-Traditsiya. 2000. 313 p.

3. Vityuk V. V., Fedorenko K. P. Eksportnyi kontrol' v Rossiiskoi Federatsii [Export Control in the Russian Federation], Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Journal], 2014. No. 7, pp. 63-88.

4. Doroshenko K. A., Egorova L. I., Chuts M. K. Metodicheskie podkhody otsenki garmonizatsii vneshnei torgovli i ekonomicheskoi bezopasnosti regiona [Methodological approaches to assessing the harmonization of foreign trade and economic security of the region ], Ekonomika ustoichivogo razvitiya [Economics of sustainable development], 2013. No. 13, pp. 87-93.

7. Dudin S. G., Tolstova A. Z., Surovtseva E. S. Doverie v makroekonomike [Trust in Macroeconomics], Ekonomika: teoriya i praktika [Economics: Theory and Practice], 2015. No. 2 (38), pp. 44-49.

8. Egorova L. I., Kovtun Yu. V. Instrumenty obespecheniya ekologicheskoi bezopasnosti vo vneshnetorgovykh otnosheniyakh khozyaistvuyushchikh sub"ektov [Instruments for ensuring environmental security in foreign trade relations of economic entities], Chrezvychainye situatsii: promyshlennaya i ekologicheskaya bezopasnost' [Emergency situations: industrial and environmental safety], 2013. No. 1-2 (13-14), pp. 130-135.

9. Kadochnikov P. A. Protektsionizm i liberalizatsiya vneshnei torgovli v Rossii i vedushchikh stranakh mira [Protectionism and liberalization of foreign trade in Russia and the leading countries of the world], Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik[Russian foreign economic bulletin], 2015. No. 3, pp. 3-13.

10. Kuznetsov M. M., Borisov A. V. Netarifnyi protektsionizm v usloviyakh industrial'nogo razvitiya natsional'nykh ekonomik [Non-tariff protectionism in the conditions of industrial development of national economies], Ekonomika i upravlenie [Economics and management], Vol. 1 (67). 2015. No. 1, pp. 91-96.

11. Kuleshov A. V. Klassifikatsiya mer netarifnogo regulirovaniya: mirovoi opyt i osobennosti klassifikatsii v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze i Rossiiskoi Federatsii [Classification of measures of non-tariff regulation: world experience and classification peculiarities in the Eurasian Economic Union and the Russian Federation], Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala rossiiskoi tamozhennoi akademii [Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni VB Bobkov of the branch of the Russian customs academy], 2014. No. 4, pp. 44-52.

12. Arefev P. V., Sarafanov K. V., Sarkisyan E. P., Sidel'nikov A. R., Smirnova O. S., Chekhov A. V. Eko-nomicheskie sanktsii protiv Rossii: puti minimizatsii ushcherba i preodoleniya avtarkii [Eco-nomic sanctions against Russia: ways to minimize damage and overcome autarky], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entre-preneurship], 2016. No. 2-1 (67-1), pp. 168-176.

13. Makarova G. V., Matveeva O. P. Teoreticheskie aspekty netarifnogo regulirovaniya v Rossiiskoi Federatsii [Theoretical aspects of non-tariff regulation in the Russian Federation], Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoi kooperatsii [Bulletin of the Belgorod University of Consumer Cooperatives], 2010. No. 1 (33), pp. 157-162.

14. Nevskaya N. V. Sanktsionnaya politika i diversifikatsiya otechestvennoi ekonomiki [Sanctionary policy and diversification of the domestic economy], Sovremennyi nauchnyi vestnik [A modern scientific herald], 2014. Vol. 8. No. 1, pp. 25-29.

15. Evropeiskoe ekonomicheskoe soobshchestvo «EvrAzEs». Ofitsial'nyi sait [European Economic Community «EurAsEC». Official site] [Electronic resource]. URL: http://www.evrazes.com/ (accessed 21.01.2018)

16. Rumyantseva E. E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [New Economic Encyclopedia]. Moscow: INFRA-M. 2012. 820 p.

17. Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. Ofitsial'nyi sait. [Federal Customs Service of the Russian Federation. Official site.] [Electronic resource]. URL: http://www.customs.ru/ (accessed 19.01.2018)

18. Dynkin A. A., Baranovskii V. G., Adno Yu. L., Afontsev S. A., Bogaevskaya O. V., Volodin A. G., Kudinova O. N., Kuznetsov A. V., Leont'eva E. L., Lukonin S. A., Machavariani G. I., Mirkin Ya. M., Mikheev V. V., Nikitina E. N., Popov V. V., Sergeev P. A., Zakrevskaya Ya. A., Vasil'ev A. D., Voda K. R., Volodina M. A. Rossiya i mir: 2012. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyi prognoz [Economics and foreign policy. Annual forecast], Moscow, 2011. 157 p.

Submitted 20.02.2018, revised 02.03.2018.

About the authors:

Nadezhda O. Starkova, Ph. D. (Economy), candidate of economical science, associate professor of the chair «International economics and management»

Address: Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar, Stavropolskaya st, 149 E-mail: n.starkova@mail.ru Spin-code: 2788-7770

Gayane E. Tazayan, postgraduate of the chair «International economics and management» Address: Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar, Stavropolskaya st, 149 E-mail: tazayan.gayane@mail.ru

Contribution of the authors: Nadezhda O. Starkova: managed the research project, analysing and supplementing the text. Gayane E. Tazayan: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.