УДК 339
Глушак О.В., кандидат экономических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
Новиков Н.Ю., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
В настоящей статье проведено исследование системы таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза. Проведена оценка применения единого таможенного тарифа во внешнеторговой деятельности государствами-членами Евразийского экономического союза с третьими странами и представлен прогноз изменения ставок на период до 2019 года.
Ключевые слова: экономика, экспорт, импорт, единый таможенный тариф.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. Таможенные тарифы, как инструмент торговой политики, используется странами - участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в виде дифференциации ставок импортных пошлин Единого таможенного тарифа [7].
В рамках выполнения обязательств отдельных союзных стран перед ВТО концепция тарифного регулирования в ЕАЭС предусматривает постепенное снижение средневзвешенной ставки Единого таможенного тарифа
Снижение единых таможенных пошлин по 472 товарам из перечня чувствительных позиций осуществилось с 1 сентября 2017 года. Ранее в мае 2017 году ставки были снижены в отношении 491 позиции. В частности [8]:
- импортные пошлины на одежду — с
- на столовую и кухонную посуду, а также холодильники - с 13,6% до 12%;
- на тихоокеанского лосося - с 4,4% до 3%;
- на треску -с 6% до 5%, на розы - с 7% до 5%.
Это снижение является плановым — после которого средневзвешенная ставка тарифа опустится до 5,3% (с 1 января 2017 она составляла 5,4%).
До присоединения России к ВТО в 2012 году средняя пошлина при импорте в РФ составляла 9,6%.
В первый год после вступления снижение затронуло лишь 10% товарных позиций (из 11 тыс.), к сентябрю 2015 года её уровень был снижен до 5,5% (в 2014-2015 годах ставки были снижены по более чем 4 тыс. позиций).
Эффективность, при вступлении в ВТО либерализации торговли, для потребителей был частично ограничен введёнными Россией в 2014 году контрсанкциями в отноше-
9,2% до 6,5%; нии импортируемого продовольствия [2].
ОЦЕНКА СРЕДНЕВЗВЕШЕННОГО ТАРИФА В 2015-2019 ГОДАХ ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ ИМПОРТА (%)
О 7,5 Текстиль н оСувь О 6,9 Металлы
О 6,2 Продовольствие и с/х сырье
О 4,7 Хкмпром
О 3 Б Машнкь г ' н оборудование
2015 2СТ6 2И7 201Й 2010
Рис. 1. - Оценка средневзвешенного тарифа в 2015 - 2019 гг. по основным группам импорта
товаров, % [6]
Импортный тариф ЕАЭС не может превышать согласованные РФ в ходе переговоров с ВТО ставки. Однако сейчас три страны ЕАЭС применяют и собственные ставки. Так, Республика Армения и Киргизская Республика, вступившие в ВТО раньше России — в 2003 и 1998 годах,- при вхождении в ЕАЭС согласовали изъятия из общего тарифа по 775 и 169 позициям соответственно.
Ставки должны быть гармонизированы с Единым таможенным тарифом ЕАЭС за два года, но по отдельным позициям изъятия сохранятся до 2020 года [3].
Республика Казахстан присоединилась к ВТО в ноябре 2015 года, причём по большому количеству позиций были согласованы более низкие ставки. На момент присоединения к таможенной организации у страны
Таблица 1
Условия вступления Республики Казахстан в ВТО в отношении сельскохозяйственной
было 1347 товаров в списке изъятий, в этом году это число увеличилось до 1914 позиций (как и РФ, Республика Казахстан постепенно снижает пошлины в соответствии с графиком перехода к более низким тарифам). В настоящее время по пониженным ставкам в Республику Казахстан ввозится 10% товаров.
В настоящее время корректируется размер таможенных пошлин на товары, включённые в перечень чувствительных. В это число вошли различные виды оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, беспилотные летательные аппараты, некоторые типы авиационной техники, ткани, другие изделия лёгкой промышленности, рыба и морепродукты, ряд иных товаров.
Наименование Начальный уровень связывания для Республики Казахстан Конечный уровень связывания Республики Казахстан
Свинина 30% С 2020 года 25%
Птица Вне квоты - 55% Внутри квоты -15% Вне квоты 40%, но не менее 0,65 евро/кг. С 2020 года внутри квоты -15%
Сахар сырец тростниковый 5% 5%
Рыба, филе рыбы, ракообразные и моллюски 0-15% 0% с 2018-2020 года
Яблоки 0,042 -0,115 евро за 1 кг. С 2017-2020 гг. 0,015-0,03 евро за 1 кг.
Колбасы 0,25 евро за кг. 0,25 евро за кг.
16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%
13,60% 13,60%
4,40%
3%
1%
6%
6,60%
9,20%
5%
5%-
8,80%
7%
6,50%
5%
12%
12%
/
¿г
С
прежние ставки
о>"
*
ж
от
¥
сниженные ставки
Рис. 2. - Снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в
2017 году в рамках ЕАЭС, % [7]
а также холодильники - с 13,6 до 12%. Снизятся также пошлины на яблоки, груши, айву, дрожжи, двери, окна, различные виды тканей, микроволновки и т.д.
Представим показатели исчисленной средневзвешенной ставки таможенной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС в таблице 2.
Таблица 2.
Мониторинг средневзвешенной ставки пошлины Единого таможенного тарифа, в % от
В частности, снижены пошлины на тихоокеанский лосось с 4,4% до 3%, на треску
- с 6% до 5%, на печень и икру - с 6,6% до 5%, на спички - с 11 до 8,8%, на одежду и принадлежности к ней, включая перчатки, рукавицы и митенки, - с 9,2 до 6,5%, на розы
- с 7 до 5%, на столовую и кухонную посуду,
Товарная группа Ставка Товарная группа Ставка Товарная группа Ставка Товарная группа Ставка
01 5 25 5 49 3-5 73 5-10
02 15 26 5 50 3 74 5
03 5,3-11,5 27 5 51 5 75 5-10
04 10-18,3 28 5 52 5 76 10-16
05 5-11 29 5 53 5-10 78 0-3
06 5-8,3 30 3-8 54 6,7 79 15
07 5-15 31 5 55 5 80 0,2 евро за 1 кг.
08 3-10 32 5 56 5 81 15
09 3-4 33 5-10 57 10 82 3-10
10 5 34 10 58 15 83 15-16
11 10 35 5 59 5 84 5-10
12 5 36 15 60 8 85 0
13 5-15 37 5 61 10 86 5-8
14 13,7 38 5 62 10 87 10-20
15 5 39 6,5 63 10-12 88 18
16 10-15 40 5 64 1,75 евро за 1 пару 89 10-15
17 150-250 долл. за 1000 кг. 41 5 65 18 90 10
18 5-15 42 3,7 66 10 91 12,5-15
19 12 43 3,7-5 67 10 92 11,7
20 10-15 44 10 68 14 93 18
21 10-15 45 5 69 10 94 15, но не менее 0,437 евро за 1 кг.
22 15-16,3 46 10-15 70 15 95 5
23 5 47 10 71 15-16,3 96 5
24 5-20 48 10 72 0-5 97 0
Согласно данным представленного мониторинга наиболее высокая средневзвешенная ставка Единого таможенного тарифа ЕАЭС характерна для таких товарных групп как 88 «Летательные аппараты, космические аппараты, и их части» - 18% и группам наземного транспорта 10-20%.
В части развития нетарифного регулирования следует отметить, что главной задачей государств - членов ЕАЭС состоит в постепенном сокращении протекционистских мер и внутренних барьеров к ввозимым товарам, при одновременном ужесточении контроля к качеству импортируемой продукции [5]. В связи с
эти Евразийской экономической комиссией вводятся и постоянно совершенствуются технические регламенты. Это особенно затрагивает и сырьевые товары, которые от экспорта которых значительно зависит объем поступления денежных средств в бюджет России [4].
Так, в сфере развития технического регулирования следует отметить, что в 2017 году Совет Евразийской комиссии принял два технических регламента - «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» и «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».
Технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» устанавливает требования к производству, бутилированию, хранению и перевозке питьевой и минеральной воды. Особое внимание уделено маркировке и упаковке.
Технический регламент ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» включает в себя требования к пожарному оборудованию и механизмам, в том числе к пожарным автомобилям, системам пожарной автоматики, огнетушителям, средствам индивидуальной защиты органов дыхания. Кроме того, сформулированы требования к условиям хранения оборудования. Особое внимание уделено средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. В частности, время защитного действия дыхательных аппаратов со сжатым воздухом должно быть не меньше часа, а со сжатым кислородом - не меньше четырёх часов.
Утверждена единая форма разрешительного документа на перемещение между странами ЕАЭС служебного и гражданского оружия, а также озоноразрушающих веществ и продукции, которая их содержит.
При разработке разрешительного документа за основу была взята единая форма разрешительного документа, применяемая при ввозе (вывозе) этих товаров в ЕАЭС из третьих стран.
Решение Коллегии ЕЭК позволит использовать один документ на все виды перемещения. Это упростит учёт продукции при осуществлении взаимной торговли государств-членов, исключит необходимость разрабатывать дополнительное программное обеспечение для заполнения новой единой формы разрешительного документа и соответствующих 47,1.
бланков. Кроме того, в странах Союза уже отработан порядок и сроки выдачи разрешительного документа по единой форме.
Одобрен информационно-аналитический обзор объёмов и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства стран ЕАЭС в 2017 году. Документ включает анализ текущей практики поддержки сельского хозяйства государствами ЕАЭС, сравнительные характеристики налоговых политик стран в аграрной сфере, а также рекомендации по налоговому стимулированию отрасли с учётом международного опыта. Он позволит обеспечить прозрачность господдержки сельского хозяйства и информированность сторон о приоритетных направлениях субсидирования отрасли.
Значительные средства предусмотрены на услуги, связанные с инфраструктурой, компенсацию затрат банкам при выдаче льготных кредитов сельхозпроизводителям, компенсацию инвестиционных вложений и субсидирование молочного животноводства.
В 2017 году отмечена тенденция к сокращению объёмов государственной поддержки сельского хозяйства во всех государствах ЕАЭС, за исключением Казахстана и Кыргызстана, где в национальных валютах поддержка увеличилась на 31,5% и 27% соответственно по сравнению с 2015 годом.
В целом объёмы государственной поддержки сельского хозяйства в 2017 году составили в Республике Армения 47,1 млн. долл. США, в Республике Беларусь - 1055,8 млн. долл. США, в Республике Казахстан - 931,9 млн. долл. США, в Кыргызской Республике -24,1 млн. долл. США, в Российской Федерации - 4159,0 млн. долл. США.
24,1
Республика
Беларусь
Республика
Казахстан
Российская
федерация
Республика
Армения
Кыргызская
Республика
Рис. 3. - Объёмы государственной поддержки отрасли сельское хозяйство государств - членов
ЕАЭС в 2017 году, млн. долл. США [7]
Коллегия ЕЭК одобрила рекомендации «О повышении эффективности мер государственного регулирования аграрного рынка и государственной поддержки сельского хозяйства».
Документ рекомендует странам ЕАЭС разработать меры, направленные на стимулирование инноваций, инвестиций и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере АПК, обеспечение финансовой и экономической стабильности сельскохозяйственных предприятий, развитие рынков сельхозпродукции, системы страхования
Таблица 3.
Направления дальнейшего регулирования развития интеграционных процессов и сти-
рисков производителей и ряд других.
Меры, которые примут государства ЕАЭС, будут способствовать увеличению доли сельхозпроизводителей в общей цепочке формирования потребительской цены на продовольствие, повышению конкурентоспособности отрасли, обеспечению финансовой устойчивости сельского хозяйства.
К мерам дальнейшего регулирования развития интеграционных процессов в ЕАЭС следует отнести следующие (таблица 3).
Механизм прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза (введение их в действие не должно приводить к появлению новых барьеров и препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС) Развитие интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС, с помощью которой государства-члены будут обмениваться необходимой информацией;
Дальнейшее развитие системы маркировки товаров средствами идентификации в рамках единого правового поля Снятие внутрисоюзных барьеров устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами
По тарифному регулированию, в 2019 году средневзвешенная ставка должна составить 4,5%.
Таким образом, таможенное регулирование в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе относится к компетенции союза и является единым для пяти государств, входящих в ЕАЭС. Поэтому, законодательные
инициативы, разрабатываемые для реализации данных элементов развития, могут быть блокированы или их внедрение может быть существенно затруднено из-за необходимости вовлечения государственных органов других государств — членов ЕАЭС, поэтому в первую очередь союзные государства, должны согласовать правовую базу регулирования Евразийского экономического союза.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 10.06.2018);
2. Глушак Н.В. Научно-теоретический анализ сценарных прогнозов раз вития э кономики России. // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. - 2016. - № 1 (8). -С. 151-160.
3. Глушак Н.В. Оценка внешнеэкономической устойчивости России в условиях эконо-мич еских санкций и проблемы импортозамещения. // Экономика. Социология. Право. - 2017. -№3(7).-С. 21-28.
4. Глушак Н.В., Глушак О.В. Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России. // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. -№3. - С. 260-264.
5. Глушак Н.В., Глушак О.В. Сертификация в системе защиты национальных экономик стран - членов евразийского экономического союза. // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. - 2015. - Т. 2. № 1. - С. 170-175.
6. Министерство финансов РФ. - URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 11.06.2018);
7. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL:
http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 11.06.2018);
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 11.06.2018).
EVALUATION OF THE SYSTEM OF CUSTOMS REGULATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT
In this article the study of the system of customs regulation within the Eurasian economic Union. The application of the common customs tariff in foreign trade activities of the member States of the Eurasian economic Union with third countries was evaluated and the forecast of changes in rates for the period up to 2019 was presented. Keywords: economy, export, import, single customs tariff.
References
1. Tamozhennyiy kodeks Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza (Prilozhenie N 1 k Dogo-voru o Tamozhennom kodekse Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza). - URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (data obrascheniya: 10.06.2018);
2. Glushak N.V. Nauchno-teoreticheskiy analiz stsenarnyih prognozov razvitiya ekonomiki Ros-sii. // Ezhegodnik NII fundamentalnyih i prikladnyih issledovaniy. - 2016. - № 1 (8). - S. 151-160.
3. Glushak N.V. Otsenka vneshneekonomicheskoy ustoychivosti Rossii v usloviyah ekonomicheskih sanktsiy i problemyi importozamescheniya. // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. -2017. - № 3 (7). - S. 21-28.
4. Glushak N.V., Glushak O.V. Mesto i rol syirevogo kompleksa v formirovanii eksportnogo potentsiala Rossii. // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 3. - S. 260-264.
5. Glushak N.V., Glushak O.V. Sertifikatsiya v sisteme zaschityi natsio-nalnyih ekonomik stran - chlenov evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. // Ezhegodnik NII fundamentalnyih i prikladnyih issledovaniy. - 2015. - T. 2. № 1. - S. 170-175.
6. Ministerstvo finansov RF. - URL: https://www.minfin.ru/ru/ (data obrascheniya: 11.06.2018);
7. Ofitsialnyiy sayt Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ (data obrascheniya: 11.06.2018);
8. Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki RF. - URL: http://www.gks.ru/ (data obrascheniya: 11.06.2018).
Об авторах
Глушак Ольга Васильевна - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail: [email protected] Новиков Никита Юрьевич - аспирант кафедры экономики и управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, E-mail: [email protected]
Glushak Olga Vasilievna - candidate of economic Sciences, associate Professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: [email protected]
Novikov Nikita Yurievich - postgraduate of the Department of Economics and management, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: [email protected]