РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 9 • май 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
институционально-правовые аспекты торгово-экономического развития ЕАЭс в условиях вто
Селиверстова А.А. 1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В текущей ситуации, когда страны - участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) присоединяются к Всемирной торговой организации (ВТО) не единым блоком, а как отдельные страны, наблюдаются множественные противоречия между национальными и региональными интересами. В частных случаях согласование данных противоречий «замораживается» на некоторый период, например как в случае с согласованием Единого таможенного тарифа между Казахстаном и ЕАЭС после его присоединения к ВТО, что в некоторой степени подрывает основы самого союза. В других случаях согласованные условия создают ситуацию, при которой наносится серьезный ущерб отдельной национальной экономике, довольно часто он наносится Беларуси, вследствие значительных расхождений в товарных структурах внешней торговли. В этой связи актуальным представляется изучение влияния условий членства в ВТО некоторых стран ЕАЭС на развитие интеграции стран союза как с точки зрения институционально-правового, так и с точки зрения экономического подхода. В рамках данной статьи будет представлены результаты анализа правовых и институциональных аспектов влияния условий ВТО на развитие интеграции стран ЕАЭС, а также разработаны рекомендации с точки зрения институционального подхода.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Евразийский экономический союз, Всемирная торговая организация, торгово-экономическая интеграция.
Institutional and legal aspects of the trade and economic development of the EAEu in the context of the WTo
Seliverstova A.A. 1
1 The St. Petersburg State University of Economics (UNECON), Russia
введение
В текущей ситуации, когда страны - участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) присоединяются к Всемирной торговой организации (ВТО) не единым блоком, а как отдельные страны, наблюдаются множественные противоречия между национальными и региональными интересами. В частных случаях согласование данных противоречий «замораживается» на некоторый период, например как в случае с согласованием Единого таможенного тарифа между Казахстаном и ЕАЭС после
его присоединения к ВТО, что в некоторой степени подрывает основы самого союза. В других случаях согласованные условия создают ситуацию, при которой наносится серьезный ущерб отдельной национальной экономике, довольно часто он наносится Беларуси, вследствие значительных расхождений в товарных структурах внешней торговли. В этой связи актуальным представляется изучение влияния условий членства в ВТО некоторых стран ЕАЭС на развитие интеграции стран союза как с точки зрения институционально-правового, так и с точки зрения экономического подхода. В рамках данной статьи будет представлены результаты анализа влияния условий ВТО на развитие интеграции стран ЕАЭС с институционально-правовой точки зрения.
На основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих правовые аспекты соотношения региональной экономической интеграции стран ЕАЭС и членства некоторых стран союза в ВТО [1-12, 25-26], а также работ экономистов и юристов, занимающихся данной проблемой, в частности Боклан Д. С. [13] (Boklan, 2016), Ковалева В. Е. [14] (Kovalev, 2014), Кричевского С. Ю., Михневича С. И. [15] (Mikhnevich, 2016), Мишальченко Ю. В. [16] (Mishalchenko, Belousov, 2013), Спартака А. Н. [18] (Spartak, 2016), Шерова-Игнатьева В. Г. [20], была разработана схема взаимодействия стран - участниц ЕАЭС в рамках ВТО по наиболее значимому вопросу с точки зрения экономического развития ЕАЭС в среднесрочной перспективе - вопросу согласования единого импортного таможенного тарифа (рис. 1).
ABSTRACT:_
Today, when the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU) join the World Trade Organization (WTO) not as a single bloc, but as separate countries, we may see multiple contradictions between national and regional interests. In special cases, the reconciliation of these contradictions is being "frozen" for some time, like, for example, in the case of establishment of the Common Customs Tariff between Kazakhstan and the EAEU after its accession to the WTO. That to some extent undermines the foundations of the Union itself. In other cases, the agreed conditions create a situation in which a serious damage is being caused to a particular national economy. The damage it is often inflicted on Belarus, due to significant discrepancies in commodity structures of foreign trade. In this regard we think that it is important to study from the institutional and legal point of view and from the economic approach the impact of the WTO membership conditions is some EAEU member countries on the development of integration of the countries of the Union. In the paper we present the results of the analysis of legal and institutional aspects of the impact of the WTO conditions on the development of the integration of the EAEU countries. We also developed recommendations from an institutional perspective.
KEYWORDS: Eurasian Economic Union, World Trade Organization, trade and economic integration.
Received: 02.05.2017 / Published: 16.05.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Seliverstova A.A. (a.slvBmail.ru)
CITATION:_
Seliverstova A.A. (2017) Institutsionalno-pravovye aspekty torgovo-ekonomicheskogo razvitiya EAES v usloviyakh VTO [Institutional and legal aspects of the trade and economic development of the EAEU in the context of the WTO]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(9), 1431-1446. doi: 10.18334/rp.18.9.37821
Рисунок 1. Схема взаимодействия стран - участниц ЕАЭС по вопросу согласования единого импортного таможенного тарифа в рамках ВТО
1. Функционирование регионального торгового соглашения в части торговли товарами и единой таможенной политики по отношению к третьим странам регулирует ВТО соглашением ГАТТ-1994 ст. XXIV. В свою очередь Таможенный союз стран ЕАЭС функционирует в рамках ВТО в соответствии с Договором о функционировании таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы.
2. В перечне тарифных уступок (Приложении к Докладу о присоединении страны к ВТО) зафиксированы обязательства страны - члена ВТО по либерализации доступа на внутренний рынок.
3. С момента присоединения любой из стран - членов ЕАЭС к ВТО обязательства, принятые страной в ходе переговорного процесса и отраженные в Перечне тарифных уступок, становятся составной частью правовой системы ЕАЭС. В то же время в случае отличий между консолидированными результатами переговоров по ставкам импортных пошлин сторон, достигнутыми в процессе присоединения к ВТО, такие стороны незамедлительно проведут между собой консультации и в сжатые сроки вступят в переговоры с членами ВТО.
4. Процесс согласования Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), изъятий из него, переходных периодов по присоединению к ЕТТ ЕАЭС.
5. Внесение изменений в ЕТТ ЕАЭС, утверждение перечня изъятий из ЕТТ ЕАЭС для Казахстана и системы прослеживаемости товаров (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015), утверждение перечней товаров и ставок отличных от ЕТТ ЕАЭС в течение переходного периода для Армении (Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС) и Киргизии (Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС).
6. Переговорный процесс о пересмотре тарифных обязательств по ст. XXIVГАТТ-1994 (для Армении, Киргизии и Казахстана).
7. Переговорный процесс от имени ЕАЭС по внесению изменений в правовую базу ВТО.
Источник: составлено автором.
ОБ АВТОРЕ:_
Селиверстова Анна Андреевна, аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений [[email protected]]
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Селиверстова А.А. Институционально-правовые аспекты торгово-экономического развития ЕАЭС в условиях ВТО // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 9. - С. 1431-1446. -Сог 10.18334/гр.18.9.37821
Что касается других вопросов соотношения ЕАЭС и членства его некоторых стран в ВТО, то они являются столь же значимыми, как и предыдущий, но менее сложными с точки зрения нормативно-правового регулирования.
Так, например, согласно праву ЕАЭС, «в торговле с третьими странами на территории Союза применяются единые меры нетарифного регулирования» [3], за исключением некоторых случаев, предусмотренных в Договоре о ЕАЭС. Товары, в отношении которых применяются данные меры, включаются в единый перечень1. В то же время положения ст. 46 Договора о ЕАЭС о мерах нетарифного регулирования и Протокола о данных мерах в отношении третьих стран (Приложение № 7 к Договору) разработаны в соответствии с положениями ВТО (в т. ч. ст. XX и XXI ГАТТ-94). Т. е. применение указанных мер в соответствии с правом ЕАЭС оправдано правом ВТО.
Аналогичная ситуация наблюдается в сфере технического регулирования. В рамках ЕАЭС для всех стран - участниц устанавливаются единые обязательные требования в технических регламентах к продукции, включенной в единый перечень. Предусматриваются также исключения, при которых страна в одностороннем порядке может предпринять экстренные меры по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции. В то же время технические регламенты разрабатываются на основе международных стандартов2, «за исключением случаев, когда соответствующие документы отсутствуют или не соответствуют целям принятия технических регламентов Союза» [3]. Т. е. и в данном случае правовая база ЕАЭС полностью соответствует требованиям ВТО.
правила, директивы, рекомендации и иные документы, принятые международными организациями по стандартизации.
Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры также являются едиными для всех стран - участниц ЕАЭС и вводятся по факту установления серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов от импорта товаров из третьих стран или по факту выявления угрозы причинения такого ущерба с целью защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС. Положения о данных мерах, закрепленные в законодательстве ЕАЭС, тоже разработаны на основании положений ВТО.
Таким образом, на основании анализа вопросов, касающихся мер торговой политики и поддержки внутреннего производства ЕАЭС и находящихся на стыке компе-
1 Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами [Электронный ресурс] // Eurasiancommission.org. - URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/nontariff/Pages/ed-perechen_title.aspx (дата обращения: 18.01.2017).
2 Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 (ред. от 02.12.2014) «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» [Электронный ресурс] // Consultant.ru. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113971/ (дата обращения: 18.01.2017).
тенций ВТО, ЕАЭС и отдельного государства, можно констатировать, что существуют четыре основных способа регулирования:
1. Регулирование осуществляется национальным законодательством. В случае если страна - участница ЕАЭС является членом ВТО, национальное законодательство приводится в соответствие с обязательствами данной страны в ВТО. В законодательстве ЕАЭС указано, что данный вопрос регулируется на национальном уровне. К указанным вопросам относятся: установление экспортных пошлин и субсидирование промышленности.
2. Страны - участницы ЕАЭС проводят согласованную политику, которая не означает введение единых норм и правил. В этой связи регулирование происходит как на национальном, так и на региональном уровнях. В случае если страна - участница ЕАЭС является членом ВТО, ее национальное законодательство приводится в соответствие с обязательствами данной страны в ВТО, что также находит свое отражение при проведении согласованной политики в рамках ЕАЭС. К данным вопросам относятся: внешняя торговля услугами, распределение тарифных квот между странами - участницами ЕАЭС, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
3. Страны - участницы ЕАЭС проводят единую политику. В этой связи регулирование осуществляется законодательством ЕАЭС, которое полностью приведено в соответствие с требованиями ВТО. К указанным вопросам относятся: меры нетарифного регулирования (по классификации ЕЭК), технического регулирования и меры защиты внутреннего рынка.
4. Страны - участницы ЕАЭС проводят единую политику. Однако в результате присоединения к ВТО по отдельности странами согласованы разные обязательства. В этой связи инициируется переговорный процесс по пересмотру обязательств в рамках ВТО, а также продолжается процесс согласования в рамках ЕАЭС и внесение изменений в правовые акты ЕАЭС. К данным вопросам относятся: импортный таможенный тариф.
Следовательно, автором выявлено, что правовые положения нормативных актов ЕАЭС и ВТО согласованы между собой. Т. е. с точки зрения анализа правовых аспектов процессы многосторонности и регионализма не противоречат друг другу. Более того, право ВТО является высшим по силе законом по отношению к праву ЕАЭС, а право ЕАЭС является специальным по отношению к праву ВТО [13, с. 40] (Вок1ап, 2016; Р. 40). Следовательно, в разрезе анализа правовых аспектов положения ВТО в большей степени влияют на развитие отдельных РИО, чем положения отдельных РИО на ВТО, т. к. региональные правовые системы существуют в рамках норм и правил международных нормативных актов ВТО.
Далее для целей исследования был проведен анализ условий внешней торговли стран ЕАЭС за период с 2010 по 2016 гг. (а также в течение переходного периода до 2020 г.). Выбор периода обусловлен тем, что именно за последние 7 лет произошло
Россия
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ #
Казахстан
^ # ^ ^ ^ #
Беларусь
2010 2012 2014 2015 2016*2017*2018*2019*2020*
Прод. товары -Нефть
Прод-я хим. пром. Кож. и текстил. прод-я ■Древесина и ЦБ изделия -Минералы** -Металлы и изделия из них Машины и транспорт Разные готовые изделия
Рисунок 2. Средние ставки ввозных таможенных пошлин по укрупненным товарным группам1 в
период с 2010 по 2020 гг. *В части ставок Республики Беларусь с 2016 по 2020 гг. приведены данные в соответствии с переходным периодом Российской Федерации в рамках ВТО в связи с тем, что на текущий момент ЕТТ ЕАЭС изменяется в большей степени в соответствии с обязательствами, взятыми РФ при присоединении к ВТО.
** До 2012 г. по товарной группе «Минералы» по России и Беларуси нет данных, до 2015 г. - по Казахстану.
Источник: рассчитано автором по: [7-9, 27].
1 Здесь и далее: средние ставки ввозных таможенных пошлин по укрупненным товарным группам рассчитывались по формуле простой средней арифметической по каждой группе. К расчету не принимались значения специфических ставок. Смешанные ставки приравнивались к значению указанной адвалорной ставки.
Укрупненные товарные группы определены в соответствии с классификацией департамента статистики ЕЭК. Автором объединены в одну укрупненную группу «Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них» (41-43) и «Текстиль, текстильные изделия и обувь» (50-67).
присоединение России и Казахстана к ВТО и вступление Армении и Киргизии в ЕАЭС. Изменения внешнеторговых условий отдельных стран, являющиеся результатом указанных событий, непосредственным образом влияли на развитие ЕАЭС.
Так, например, ставки ввозных таможенных пошлин в период с 2010 по 2016 гг. изменялись у всех пяти стран. Наибольшей либерализации подверглась Беларусь. По отдельным укрупненным товарным группам средние ставки снизились на 50-60% (древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 59%, продукция химической промышленности - 52%, металлы и изделия из них - 47%). В России наблюдается схожая ситуация, т. к. импортные тарифы данных стран еще даже до введения Единого таможенного тарифа в 2010 г. отличались незначительно. Между тем в Казахстане более всего ставки снизились на древесину и целлюлозно-бумажные изделия (на 37%), на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (на 27%) и на металлы и изделия из них (на 23%). Меньшие значения объясняются тем, что казахстанский тариф до введения Единого таможенного тарифа Таможенного союза был более либеральным по сравнению с Россией и Беларусью, и даже после его введения оставались некоторые расхождения (рис. 2).
В Армении и Кыргызстане, наоборот, в 2015 г. все значения средних ставок по изучаемым товарным группам возросли в среднем на 2,5-3 пункта, тем самым почти сравнялись со «связанными» ставками [27]. У Армении и Кыргызстана, согласно их обязательствам в ВТО, указанные ставки были значительно выше используемых ими ставок в последние годы (2010-2014 гг.) (рис. 3).
Армения
Кыргызстан
^ ^ ^ ^ ^ ^
Прод. тов ары Прод-я хим. пром. Древ есин а и ЦБ изделия Металлы и изделия из них Разные готовые изделия
^ ^ Нефть
Кож. и текстил. прод-я Минер алывв -Машины и транспорт
Рисунок 3. Средние ставки ввозных таможенных пошлин по укрупненным товарным группам в
период с 2010 по 2020 гг. ** До 2015 г. по товарной группе «Минералы» по Армении и Кыргызстану нет данных.
Источник: рассчитано автором по: [4, 5, 27].
Более всего в Армении и Киргизии уровень защиты рынка от товаров из третьих стран возрос на древесину и целлюлозно-бумажные изделия - на 7,1 и 7,9 пунктов соответственно. Также в Армении существенно возросли ставки на нефть, продукцию химической промышленности и металлургии (на 3,7; 3,9 и 4,6 пунктов соответственно). В Киргизии - на металлы и изделия из них и продукцию химической промышленности (на 4,5 и 2,6 пункта соответственно).
К 2020 г. у России и Казахстана окончится переходный период по тарифным обязательствам в рамках ВТО, а у Кыргызстана - в рамках присоединения к ЕАЭС (у Армении переходный период оканчивается в 2022 г.). Важно заметить, что почти все страны - участницы ЕАЭС, за исключением Казахстана3, к данному периоду согласуют между собой импортные пошлины по большинству товарных позиций. Наибольшие разночтения останутся только по товарам, включенным в группы машин, оборудования и транспортных средств. Например, у России к 2020 г. средняя ставка по данной укрупненной товарной группе составит 8,4%, в то же время у Армении и Кыргызстана - 6,3%.
В условиях вышеуказанного отсутствия единства таможенного тарифа, которое установлено в Договоре о ЕАЭС, полагается, что Казахстан инициирует процесс по пересмотру тарифных обязательств в ВТО, а также продолжит процесс согласования в рамках ЕАЭС. Предполагается, что по результатам всех раундов переговоров в связи с присоединением Казахстана к ВТО Единый таможенный тариф ЕАЭС снизится до уровня 6,5-6,7% [15, с. 70-71] (М1ккпву1ск, 2016; Р. 70-71). В отношении Армении и Кыргызстана, даже несмотря на то, что они в последнее время перед присоединением к ЕАЭС использовали средний таможенный тариф на уровне 5,0 и 4,7 соответственно, что существенно ниже тарифа ЕАЭС, их конечные уровни согласования составляют 8,2 и 7,4%, что, в общем, сопоставимо с тарифом ЕАЭС. В этой связи процесс унификации тарифных обязательств Армении, Кыргызстана и ЕАЭС проходит и будет проходить без разрушительных последствий для системы защиты рынка товаров ЕАЭС. Существенные различия между конечными уровнями связывания и средними ставками на 2020 г. у данных стран наблюдаются только по группам «Древесина и целлюлозно-бумажные изделия», «Продукция химической промышленности» и «Металлы и изделия из них», что может дать начало очередному витку либерализации доступа на рынок данных товаров ЕАЭС. Т. е. для того, чтобы унифицировать импортный таможенный тариф, Армении и Кыргызстану необходимо будет «предоставить странам -членам ВТО тарифные компенсации в каких-то иных секторах или по какой-то иной схеме» [15, с. 68] (М1ккпву1ск, 2016; Р. 68).
3 Что касается Казахстана, то его средние ставки существенно меньше по многим укрупненным товарным группам. Более всего значения расходятся (от 3,7 до 1,5 пунктов) по следующим группам: древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование и транспортные средства; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
14% 12% 10% 8% 6% 4% 2% 0%
2011 Кон. Россия
2011 Кон. Казахстан
2002 Кон. Армения
1996 Кон. Киргизия
2011 2014 Белоруссия
Рисунок 4. Общий уровень обязательств по мерам поддержки сельского хозяйства, искажающим внешнюю торговлю - мерам «желтой корзины» (до присоединения к ВТО и конечный уровень
связывания)
Примечание: Кон. - конечный уровень связывания.
Источник: составлено автором по: Перечни уступок и обязательств по товарам: СЬХУ - Россия (ШТ/ЛСС/КШ/70/Лаа.1), СЬХХП - Казахстан (ШТ/ЛСС/КЛ2/93/Лаа.1) - С. 842, СЬУ - Армения (ШТ/АСС/АЯМ/23/Лаа.1) - С. 395, СХЬП - Киргизия (ШТ/ЛСС/КС2/26/Лаа.1) - С. 606; Анализ мировых тенденций поддержки сельского хозяйства. - Москва: Издательство ЕЭК, 2015. - С. 121.
Также одним из ключевых и наиболее противоречивым вопросом при присоединении страны к ВТО является согласование уровня внутренней поддержки производства сельскохозяйственной продукции в рамках мер, искажающих международную торговлю (мер «желтой корзины»). На текущий момент у России, Армении и Киргизии данный показатель установлен на уровне развитых стран в размере 5%. В то же время Казахстану удалось согласовать более высокий уровень. Белоруссия, не являющаяся членом ВТО, субсидирует производителей продукции сельского хозяйства в размере 7,4%4 (рис. 4).
Согласованный уровень мер стран ЕАЭС, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, рассчитывается как «процентное отношение объема государственной поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом» [3] и устанавливается в размере не более 10% в соответствии с Договором о ЕАЭС. Страны, являющиеся членами ВТО, используют указанные меры в размере, установленном в рамках обязательств по присоединению к ВТО.
В рамках установленного уровня данные страны могут использовать различные меры «желтой корзины», к которым относятся как инструменты с привязкой к определенному продукту (например, поддержка производства продукции животноводства), так и меры, не относящиеся к конкретному товару (например, компенсация затрат на энергоресурсы) (табл.).
4 По данным Доклада Департамента агропромышленной политики ЕЭК «Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства».
Таблица
Меры государственной поддержки сельского хозяйства («желтой корзины») на дату присоединения к ВТО (Белоруссия - на 2014 г.)
Россия Казахстан Армения Киргизия Белоруссия
Поддержка про- Госзакупки для Предоставление Предостав- Субсидии
5 ^ Ф изводства льна и поддержки отече- государствен- ление госу- на продук-
I I конопли - 3 %. ственных произ- ных кредитов дарственных цию расте-
Ф ^ Поддержка водителей: производите- кредитов про- ниеводства
1- ^ производст- - пшеницы,ячме- лям пшеницы изводителям: (картофель
т ва продукции ня, хлопка-сырца - 100 %. - семян пше- и др.).
5 ^ О животноводства (4 %); ницы, куку- Субсидии
и ф (овцы, лошади, - говядины, сви- рузы, ячменя на продук-
Т северные олени) нины, домашней (84 %); цию живот-
- 13 %. птицы (23 %); - семян карто- новодства
ф Субсидии на пе- - овец, коз, лоша- феля,сахарной (мясное,
1= и реработку и сбыт дей (65 %); свеклы, ово- молочное).
о молока, мяса, - сухого молока, щей (16 %).
^ си яиц, шерсти - обезжиренного
т о 84 %. сыра, масла, ове-
н чьей шерсти (3 %).
н I Компенсацион-
ф * ные выплаты на
ф производство
и хлопкового волок-
и о 1= на - 0,001 %.
Финансирова- Субсидии на за- Предоставле- Перепла- Финанси-
ние затрат по купку комбикорма ние льготных нирование рование
о обслуживанию - 19 %. кредитов для задолженности затрат по
^ и кредитов - 29 %. Компенсация покрытия дол- - 43 %. обслу-
■у Компенсация за- затрат на энерго- гов водополь- Льготные живанию
трат по приобре- ресурсы - 17 %. зователями за кредиты (для кредитов -
ф тению удобрений Субсидии на прио- энергоресурсы проведения 41,8 %.
1= о и химикатов - бретение племен- - 88 %. весенних Инвестиции
ф I 11 %. ного скота - 11 %. Предоставле- полевых работ, в основной
о § X Компенсация за- ние льготных для снижения капитал -
^ трат на энерго- кредитов по цен на тракто- 10,7 %.
т о ресурсы - 10 %. более низким ры) - 31 %.
н о 1= процентным Компенсация
н I 5 ^ ф ставкам про- затрат на
ф I I изводителям энергоресурсы
> ^ ф основных видов - 17 %.
1— и I с/х продукции -
^ ш 12 %.
* - указан % от объема всей товарно-специфической внутренней поддержки страны. ** - указан % от объема всей товарно-неспецифической внутренней поддержки страны. Источник: составлена автором по: [21-24].
Важно отметить, что согласованный уровень (например, для России - 5% от стоимости продукции) не должен быть превышен отдельно по товарно-специфическим мерам и отдельно по товарно-неспецифическим мерам.
В отличие от инструментов в рамках «желтой корзины» ограничения на меры «зеленой корзины» не распространяются, т.е. их использование не лимитировано. Однако страны - участницы ЕАЭС значительно меньше поддерживают сельское хозяйство с помощью данных мер (рис. 5). Россия в основном использует обучение и образование в области сельского хозяйства, меры по борьбе с вредителями и болезнями и инструменты в рамках государственной программы «Удобрения». Казахстан также финансирует затраты, направленные на борьбу с вредителями и болезнями и строительство ирригационных и дренажных систем. Другие страны используют данные меры в еще меньшем размере.
Таким образом, за периоды до и после присоединения к ВТО общий уровень обязательств по мерам поддержки сельского хозяйства вырос как у России, так и у Казахстана. В то же время Армении и Беларуси пришлось существенно сократить уровень поддержки в рамках «желтой корзины»: Армении - в связи с обязательствами в ВТО, Беларуси - в связи с обязательствами в рамках ЕАЭС. Следовательно, в данном случае с институциональной точки зрения нормы и правила ВТО повлияли только на страны - участницы ЕАЭС, являющиеся членами ВТО. В свою очередь ЕАЭС как международный институт повлиял на изменение обязательств по поддержке сельского хозяйства Беларуси, которая не является членом ВТО.
В результате исследования институциональных аспектов развития ЕАЭС в рамках ВТО автором выявлено, что условия внешней торговли стран - участниц ЕАЭС в течение изучаемого периода претерпевают постепенную либерализацию. Данный факт обусловлен тенденциями как многосторонности, так и регионализма. Страны -
■ Зеленая корзина
■ Желтая корзина
Рисунок 5. Поддержка сельского хозяйства странами - участницами ЕАЭС (млн долл. США) Источник: составлено автором по: [21-24].
участницы ЕАЭС, являющиеся членами ВТО, снижают уровень защиты внутреннего рынка в соответствии с обязательствами по присоединению к ВТО. Указанные обязательства согласуются на региональном уровне, не вступая в противоречие с нормами и правилами ВТО, и, в свою очередь, оказывают влияние на ЕАЭС в целом. Т. е. уровень защиты внутреннего рынка ЕАЭС в целом от производителей из третьих стран также подвергается либерализации. В этой связи некоторым странам (таким как Россия и Беларусь) приходится в еще большей степени снижать барьеры и ограничения по доступу на внутренний рынок, чем если бы они функционировали вне ЕАЭС. С другой стороны, у Армении, Кыргызстана и Казахстана появляется возможность частично пересмотреть взятые на себя обязательства в рамках присоединения к ВТО. Таким образом, под давлением условий ВТО странам, являющимся экономическими локомотивами союза, приходится еще больше уменьшать уровень защиты внутреннего рынка от поставщиков из третьих стран во благо интересов всех стран - участниц ЕАЭС.
Указанные витки либерализации создают множественные коллизии экономических интересов производителей стран ЕАЭС. Условно все противоречия5 развития региональной экономической интеграции стран ЕАЭС в рамках ВТО, т. е. в рамках изменения условий внешней торговли, можно классифицировать следующим образом [20, с. 227-228]:
1. Противоречия, связанные с развитием национальных экономик в условиях увеличения конкурирующего импорта из третьих стран.
2. Противоречия, связанные с развитием экспортных возможностей в страны -партнеры по ЕАЭС в условиях усиления конкуренции на данных рынках.
3. Противоречия, связанные со снижением поступлений от внешнеэкономической деятельности в бюджеты некоторых стран - участниц ЕАЭС в условиях либерализации тарифной защиты.
Что касается первых разногласий, то показательным является ситуация с рынком зерноуборочных комбайнов [14, с. 3] (Коуа1ву, 2014; Р. 3). После присоединения России к ВТО в Единый таможенный тариф были внесены изменения в силу обязательств по связыванию. Так, пошлины на зерноуборочные комбайны были снижены с 15% до 5%. Далее в целях защиты национальных рынков решением ЕЭК № 143 от 25 июня 2013 г. была введена специальная защитная пошлина на данные комбайны и их модели. Инициировала данное предложение Россия, Беларусь поддержала Россию. В то же время Казахстан оказался против в связи с тем, что он не является производителем зерноуборочных комбайнов, и вместе с тем производство зерна занимает суще-
5 Противоречия экономических интересов в основном возникают из-за согласования единого импортного таможенного тарифа. В отношении большинства остальных инструментов тарифного и нетарифного регулирования торговли товарами и условий внешней торговли услугами союзом проводится согласованная (скоординированная) политика, что позволяет избежать проблемы распространения обязательств отдельной страны ЕАЭС, являющейся членом ВТО, на все остальные страны ЕАЭС.
ственную долю в структуре производства и экспорта. Следовательно, низкие ставки импортных пошлин на зерноуборочные комбайны выгодны Казахстану для снижения себестоимости зерна.
Противоречия, связанные с ограничением экспортных возможностей в страны -партнеры по ЕАЭС, возникают в результате либерализации рынка ЕАЭС для поставщиков из третьих стран и, следовательно, ужесточения конкуренции. Например, уже упомянутая Беларусь экспортирует в Россию и Казахстан ряд товаров, в частности мясомолочную продукцию, по которым в результате присоединения к ВТО импортные пошлины сокращаются в ЕАЭС в целом или отдельно в Казахстане, в соответствии с изъятиями из ЕТТ. На рынках России и Казахстана снижаются цены, и это приводит к росту конкуренции белорусской продукции с иностранными товарами на рынке стран - участниц ЕАЭС6.
Данные ситуации не являются уникальными. Они представлены только в качестве примера проблемы отсутствия баланса между индивидуальными и коллективными интересами, которая еще более обнажается под влиянием ВТО.
Заключение
В результате исследования институциональных и правовых аспектов развития интеграции стран ЕАЭС в рамках ВТО автором определено, что глобальные интересы оказывают преобладающее влияние на национальные экономики, нежели региональные. Подтверждением, в частности, является то, что вследствие присоединения некоторых стран - участниц ЕАЭС к ВТО, а также стран - членов ВТО к ЕАЭС условия внешней торговли некоторых союза, в частности России, Беларуси и Казахстана, претерпевают большую либерализацию, нежели если бы они функционировали вне торгово-экономического союза. Также показал, что указанные условия создают определенные ограничения для экономического развития регионального объединения. В результате возникают множественные противоречия экономических интересов стран - участниц ЕАЭС.
В этой связи предлагаются следующие рекомендации по развитию торгово-экономической интеграции стран ЕАЭС в условиях ВТО с точки зрения институционального подхода:
1. Содействие стран ЕАЭС присоединению Беларуси к ВТО. Проекты в данной сфере уже реализуются, однако среди всех стран ЕАЭС основную помощь оказывает
6 Например, «с момента присоединения России к ВТО квота на импорт свинины составит 400 тыс. т в год, в том числе 30 тыс. т тримминга (ранее на 2012 г. планировалось 320 и 30 тыс. т соответственно). В рамках квоты пошлина будет нулевой, сверх квоты - 65%. В итоге цены на эти товары на российском рынке могут снизиться минимум на 10%. В настоящее время пошлина составляет 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг, впоследствии будет снижена до 5%. А с января 2020 г. РФ отменит квоты на импорт свинины и введет на нее пошлину в размере 25%. В связи с этим существует крайне высокая вероятность получения значительных потерь российскими и белорусскими производителями» [19, с. 31] (ТоскШкауа, 2012; Р. 31).
в основном только российская сторона. По мнению автора, важно, чтобы все страны ЕАЭС были заинтересованы и оказывали содействие в рамках Рабочей группы ЕАЭС по присоединению Беларуси к ВТО.
2. Пользование в полной мере правами, полученными вследствие присоединения к ВТО, странами ЕАЭС, являющихся членами ВТО, включая использование механизма ВТО по разрешению споров и конфликтных ситуаций, права требовать пересмотра ограничений, применяемых в отношении отечественных товаров, в том числе антидемпинговых мер, нетарифных барьеров и защитных мер, и др.
3. Применение комплексного подхода при проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, благодаря которому будут согласованы, во-первых, условия членства в ВТО отдельной страны с целями и задачами ее внутренней экономической политики, и, во-вторых, экономические интересы стран - участниц ЕАЭС с единой торговой политикой (основные принципы в отношении согласования единого таможенного тарифа представлены в работе).
4. Разработка совместного плана действий Казахстана и стран ЕАЭС по урегулированию существующих расхождений между уровнями импортных тарифов путем согласования Казахстаном с партнерами по интеграционному объединению наиболее приемлемых алгоритмов унификации механизма тарифной защиты общего рынка, а также инициация переговорного процесса с заинтересованными странами - членами ВТО на предмет изменения тарифных обязательств Казахстана, руководствуясь принципами, разработанными в диссертационной работе.
5. Рассмотрение вопроса в рамках ЕАЭС об изъятии отдельных товарных позиций из сферы единого тарифного регулирования, в частности для Беларуси, на основании расчета и научного обоснования значительного ущерба от применения ставок ЕТТ ЕАЭС на некоторые виды товаров.
6. Грамотная расстановка приоритетов уполномоченными органами по вопросам регулирования внешней торговли ЕАЭС между задачами регулирования торговли с помощью тарифных и нетарифных мер, учитывая тот факт, что в мире происходит смещение приоритетов с тарифных мер на нетарифные.
источники:
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 08.05.2014.
4. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
5. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
6. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011.
7. Доклад Рабочей группы по присоединению Республики Казахстан к ВТО.
8. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16.11.2011).
9. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
10. Соглашение ВТО по сельскому хозяйству.
11. Соглашение ВТО по специальным защитным мерам.
12. Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
13. Боклан Д.С. Соотношение права Евразийского экономического союза и соглашений ВТО // Современное международное право: глобализация и интеграция: Сборник научных статей. - Воронеж, 2016. - C. 38-45.
14. Ковалев В.Е. Влияние присоединения России к ВТО на внешнеэкономические связи аграрно-промышленного комплекса ЕАЭС // Агропродовольственная политика России. - 2014. - № 12. - C. 2-5.
15. Михневич С. Либерализация тарифной защиты рынка ТС/ЕАЭС: причины и перспективы // Общество и экономика. - 2016. - № 9. - C. 63-74.
16. Мишальченко Ю.В., Белоусов С.Н. Торгово-экономическое сотрудничество Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России с Европейским союзом в условиях глобализации // Таможенное дело. - 2013. - № 4. - C. 7-10.
17. Рекорд С.И. Современная конфигурация мировой экономики как «новая нормальность»: поиски резервов экономического рост, новые центры развития и новая периферия // Современная трансформация мировой экономики: возможности и риски развития для России: Монография. - СПб: Издательство СПбГЭУ, 2016. - 369 с. - С. 15-29.
18. Спартак А.Н. Новый этап регионализации: основное содержание, вызовы для многосторонней торговой системы и постсоветской интеграции // Международная торговля и торговая политика. - 2016. - № 2. - C. 8-27.
19. Точицкая И.Э. Последствия вступления России в ВТО для торговли Беларуси // Банковский вестник. - 2012. - № 31. - C. 30-38.
20. Шеров-Игнатьев В.Г. ВТО и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: противоречие или взаимодополнение? // Членство в ВТО - новый этап участия России в международной торговой системе. - СПб: ИЦ Экономического факультета СПбГУ, 2013. - 264 с. - С. 221-231.
21. Domestic Support and Export Subsidies in the Agricultural Sector - Armenia (WT/ ACC/SPEC/ARM/4/Rev.3).
22. Domestic Support and Export Subsidies in the Agricultural Sector - Kazakhstan (WT/ACC/SPEC/KAZ/6/Rev.14).
23. Domestic Support and Export Subsidies in the Agricultural Sector - Kyrgyz Republic (G/AG/AGST/KGZ).
24. Domestic Support and Export Subsidies in the Agricultural Sector - Russian Federation (WT/ACC/SPEC/RUS/39).
25. Report of the Working Party on the Accession of the Kyrgyz Republic. 31.07.1998. (WT/ACC/KGZ/26).
26. Report of the Working Party on the Accession of Republic of Armenia. 26.11.2002. (WT/ACC/ARM/23).
27. Tariff profiles - WTO [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.wto.org/ (дата обращения: 23.12.2016).
REFERENCES:
Boklan D.S. (2016). Sootnoshenie prava Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i soglasheniy VTO [Balance of the right of the Eurasian Economic Union and WTO agreements]. In Current international law: globalization and integration (P. 38-45). Voronezh. (in Russian).
Kovalev V.E. (2014). Vliyanie prisoedineniya Rossii k VTO na vneshneekonomicheskie svyazi agrarno-promyshlennogo kompleksa EAES [The impact of Russia\'s accession to the WTO on foreign economic relations of the agricultural and industrial complex of the Unified Energy System]. Agroprodovolstvennaya politika Rossii, 12, 2-5. (in Russian).
Mikhnevich S. (2016). Liberalizatsiya tarifnoy zaschity rynka TS/EAES: prichiny i perspektivy [Liberalisation of tariff protection of the market of the customs union/ eaeu: causes and prospects]. Obschestvo i ekonomika, 9, 63-74. (in Russian).
Mishalchenko Yu.V., Belousov S.N. (2013). Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo Tamozhennogo soyuza i Edinogo ekonomicheskogo prostranstva Belorussii, Kazakhstana i Rossii s Evropeyskim soyuzom v usloviyakh globalizatsii [Commercial and economics cooperation of the Customs Union and the Common Economic Space of Belarus, Kazakhstan and Russia with the European Union under the conditions of globalization]. Tamozhennoe delo, 4, 7-10. (in Russian).
Spartak A.N. (2016). Novyy etap regionalizatsii: osnovnoe soderzhanie, vyzovy dlya mnogostoronney torgovoy sistemy i postsovetskoy integratsii [New stage of regionalization: basic content, challenges for multilateral trading system and postsoviet integration]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, 2, 8-27. (in Russian).
Tochitskaya I.E. (2012). Posledstviya vstupleniya Rossii v VTO dlya torgovli Belarusi [The consequences for the trade of Belarus of Russia's accession to the WTO]. Bankovskiy vestnik, 31, 30-38. (in Russian).