А. А. Виниченко
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ
В статье раскрыта сущность понятия «цифровая трансформация». Выявлена и описана взаимосвязь между общими процессами Евразийского экономического союза и государственными услугами, предоставляемыми таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: таможенные органы; цифровая трансформация; государственные услуги; качество государственных услуг; Евразийский экономический союз.
A. A. Vinichenko
DIGITAL TRANSFORMATION AS A DEVELOPMENT FACTOR OF THE MECHANISM OF QUALITY IMPROVEMENT OF PUBLIC SERVICES PROVIDED BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA
The essence of the concept "digital transformation" is revealed in the article. Interrelation between general processes of the Eurasian Economic Union and public services provided by the customs bodies of the member-states of the Eurasian Economic Union is identified and described.
Keywords: customs authorities; digital transformation; public services; quality of public services; the Eurasian Economic Union.
В последние годы деятельность таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) становится все более сервисно-ориентированной. Согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» таможенное администрирование реформируется с учетом необходимости обеспечения адекватных обратных связей с объектом администрирования - участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Концептуальный пересмотр базовых принципов таможенного администрирования позволит в полной мере реализовать концепцию государственных услуг в области таможенного дела на основе международных стандартов качества.
Сегодня на процесс предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела (таможенных услуг) оказывает большое влияние развитие информационных технологий. Это, в свою очередь, существенно изменяет состав и порядок процедур, осуществляемых в рамках предоставления услуги. Изменяется и качество предоставляемых услуг.
В рамках ЕАЭС внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию процессов информационного взаимодействия называется цифровой трансформацией. Это проявление качественных революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад, а также происходит создание новых отраслей экономики [1; 2].
132 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2018
Цифровая трансформация включает множество направлений, таких как электронная торговля, развитие искусственного интеллекта, работа с «большими данными», математическое моделирование и др. Развитие цифровой трансформации можно наблюдать в следующих сферах: экономика, логистика, социальная сфера, производственная сфера, розничная торговля и т. д. [3; 4]. Непосредственное влияние она оказывает и на процесс предоставления таможенных услуг в государствах - членах ЕАЭС.
В настоящее время таможенные услуги предоставляются на национальном уровне в соответствии с нормативными актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела. Данные услуги подразумевают схожий набор действий в рамках их предоставления, но имеют также и особенности в каждом государстве - члене ЕАЭС. В связи с образованием Союза возникла необходимость разработки общих для участников ВЭД и государственных органов процедур деятельности, называемых общими процессами. Однако проблемой является отсутствие четкого описания их взаимосвязи с таможенными услугами, предоставляемыми на уровне государств - членов ЕАЭС.
Согласно приложению № 3 к Договору о ЕАЭС общий процесс - операции и процедуры, регламентированные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств - членов ЕАЭС, которые начинаются на территории одного из государств - членов ЕАЭС, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства - члена ЕАЭС [5]. Общие процессы ЕАЭС закреплены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 14.04.2015 № 29 [6].
Следует отметить, что общие процессы построены на основе Евразийской открытой модели информационной интеграции, представляющей собой их формализованное описание в рамках ЕАЭС, обеспечивающее унифицированный подход к построению общих процессов и поддержанию их в нужном состоянии. Данная модель общих процессов разрабатывается с учетом рекомендаций Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций по упрощению процедур международной торговли, созданию механизма «единого окна», упрощению и стандартизации данных для международной торговли [7].
Согласно Решению в правовом поле Союза разработано более 70 общих процессов, определяющих основные направления взаимодействия. Среди них выделяются общие процессы в сфере таможенного дела (общие таможенные процессы). Дефиниция термина «общий процесс» позволяет сделать вывод о том, что общий таможенный процесс - это подмножество общих процессов, относящихся к компетенции таможенных органов. Они сгруппированы в 11 основных направлений, каждое из которых имеет свою схему реализации в соответствии с технологиями информационного взаимодействия, разрабатываемыми Объединенной коллегией государств - членов ЕАЭС [6]:
1. Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли.
2. Формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов (реестров, перечней, классификаторов) для поддержки деятельности таможенных органов.
3. Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями и информацией между таможенными органами государств - членов ЕАЭС в процессе таможенного контроля.
4. Защита прав интеллектуальной собственности.
5. Информационная поддержка ведения классификаторов товаров, единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС.
6. Информационное обеспечение процессов, связанных с обменом информацией по вопросам налогообложения, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.
7. Информационное обеспечение применения санитарных, ветеринарно-сани-тарных, карантинно-фитосанитарных мер.
8. Информационное обеспечение в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
9. Информационное обеспечение системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности.
10. Информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля.
11. Обеспечение информационного взаимодействия в целях мониторинга и контроля таможенных процессов.
Такая систематизация позволяет определить основные направления информационного взаимодействия государств - членов ЕАЭС в таможенной сфере. Классификация общих процессов также позволит повысить качество предоставления таможенных услуг.
Важно отметить, что некоторые из вышеуказанных общих таможенных процессов складываются на основе предоставляемых таможенных услуг в каждом государстве - члене ЕАЭС. В результате этого услуги на национальном уровне могут быть доступны всем государствам - членам ЕАЭС. К числу таких общих таможенных процессов относятся:
1. Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для целей подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
2. Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу ЕАЭС, а также баз данных паспортов пунктов пропуска через внешнюю границу ЕАЭС.
3. Формирование общих информационных ресурсов (реестров, перечней, классификаторов):
- общего реестра резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон;
- общего реестра мест прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и мест убытия товаров с этой территории;
- общих реестров таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев свободных складов, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов;
- классификаторов, используемых для заполнения таможенных деклараций;
- баз данных наименований, адресов и образцов оттисков печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товаров.
4. Обеспечение охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности:
- формирование, ведение и использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов ЕАЭС;
- защита прав интеллектуальной собственности.
5. Информационная поддержка ведения классификаторов товаров, единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единого таможенного тарифа ЕАЭС:
- формирование сборника принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов ЕАЭС по классификации товаров.
6. Обеспечение информационного взаимодействия в целях мониторинга и контроля таможенных процессов:
- обеспечение обмена информацией из баз данных электронных копий предварительных решений, принимаемых таможенными органами государств - членов ЕАЭС.
Важно отметить, что вышеприведенные общие таможенные процессы связаны в основном с таможенными услугами, предоставляемыми в соответствии с административными регламентами Федеральной таможенной службы (ФТС России). Представляется целесообразным показать данную взаимосвязь на примере ведения реестров лиц, осуществляющих ВЭД (рис. 1).
Рис. 1. Схема взаимосвязи общих таможенных процессов ЕАЭС с таможенными услугами
Согласно данной схеме из общих процессов ЕАЭС в таможенной сфере выделяется группа процессов, которые имеют взаимосвязь с таможенными услугами. Каждый из этих процессов включает в себя набор административных процедур в рамках его реализации. С другой стороны, в Российской Федерации административными регламентами ФТС России закреплен перечень государственных услуг в сфере таможенного дела. Каждая из этих услуг также включает набор административных процедур, выполняемых в ходе предоставления данной услуги. Более того, названия некоторых общих процессов и названия государственных
услуг в сфере таможенного дела схожи. Как отмечалось ранее, о наличии взаимосвязи между общими таможенными процессами и таможенными услугами свидетельствует и тот факт, что общие процессы ЕАЭС складываются на основе результатов предоставленных таможенных услуг на уровне государств - членов ЕАЭС. Это относится, прежде всего, к общим таможенным процессам, имеющим отношение к ведению различных реестров [8].
Далее приведена взаимосвязь общих таможенных процессов ЕАЭС и таможенных услуг на примере ведения реестра таможенных представителей (ТП) (рис. 2).
Заинтересованные лица в Российской Федерации Заинтересованные лица в Республике Беларусь Заинтересованные лица в Республике Казахстан
\ , /
Заинтересованные лица в Кыргызской Республике - Включение в национальный реестр ТП как услуга - Заинтересованные лица в Республике Армения
Общий реестр ТП, формируемый ЕЭК
Российская Федерация __^ Республика Армения
Использование информации
Республика Беларусь из реестра как общий процесс Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Рис. 2. Схема взаимосвязи общих таможенных процессов ЕАЭС с таможенными услугами на примере реестра таможенных представителей
В России заинтересованному лицу предоставляется государственная услуга по включению в реестр ТП в соответствии с административным регламентом ФТС России. Аналогичным образом предоставляется данная услуга и в остальных государствах - членах ЕАЭС. Далее информация из национальных реестров аккумулируется в ЕЭК, которая ведет общий реестр ТП в рамках общего процесса ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК [6]. Ведение общего реестра ТП и предоставление информации из него можно считать общим процессом ЕАЭС. Следует отметить, что на всех этапах реализации общих процессов происходит тесное взаимодействие между таможенными органами государств - членов ЕАЭС и участниками ВЭД. Прежде всего, это касается предоставления всех необходимых документов и сведений, уточнения данных [8].
Практически все вышеуказанные процессы реализуются по моделям «business-to-govemment / government-to-busmess» (B2G / G2B). На рис. 3 приведена принципиальная схема построения данных моделей.
По данной схеме происходит также предоставление государственных услуг, в том числе и таможенных услуг. Для их получения юридическое лицо обращается к «Единому порталу государственных услуг». Для участия в торгах (государственные закупки) юридическое лицо также подает заявку через web-сайт. Основные положения по предоставлению государственных услуг регламентиро-
ваны Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [9], согласно которому межведомственное информационное взаимодействие определяется как взаимодействие, осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между следующими институтами:
- органами, предоставляющими государственные услуги;
- органами, предоставляющими муниципальные услуги;
- подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- иными государственными органами;
- органами местного самоуправления;
- органами государственных внебюджетных фондов;
- многофункциональными центрами.
Рис. 3. Принципиальная схема построения моделей B2G/ G2B
Взаимосвязь таможенных услуг и общих таможенных процессов ЕАЭС может быть описана математически в следующем виде (на примере ведения реестров):
/ (хстр)=К;и2;из},
где / (х ) ^ результат отдельной таможенной услуги (таможенная услуга) в рамках одного государства - члена ЕАЭС;
п - единичные действия, совершаемые в рамках предоставления отдельной услуги.
Так, в каждом государстве - члене ЕАЭС в рамках предоставления каждой услуги совершается определенный набор действий, приводящий к результату услуги /(х):
а=/ ( х рф ) + / ( х ра ) + / ( х рб ) + / ( х рк ) + / ( хкр ),
где 2 - общий таможенный процесс в рамках ЕАЭС.
Информация, полученная в рамках предоставления определенной услуги в каждом государстве - члене ЕАЭС, направляется в ЕЭК. В случае ведения реестров - для формирования общего реестра в рамках ЕАЭС. Дальнейшее использование информации из общего реестра всеми государствами - членами ЕАЭС, в соответствии с законодательством ЕАЭС, является общим процессом. Однако использование такой информации может происходить в том же государстве - члене ЕАЭС, из которого данная информация поступила в ЕЭК, или не происходить вовсе.
В связи с этим предлагается существующее определение термина «общий процесс», закрепленное в приложении № 3 к Договору о ЕАЭС, привести к следующему виду: «общий процесс в рамках Союза - операции и про-
цедуры, регламентированные (установленные) международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств - членов ЕАЭС, которые могут начинаться на территории одного из государств -членов ЕАЭС, а заканчиваться (изменяться) на территории другого государства - члена ЕАЭС».
Таким образом, в настоящее время государственные услуги в сфере таможенного дела, предоставляемые в рамках государств - членов ЕАЭС в соответствии с национальным законодательством, переходят в общие таможенные процессы в рамках ЕАЭС, регламентируемые наднациональным законодательством. Постоянное совершенствование и развитие общих процессов ЕАЭС приводят к необходимости выдвижения определенных требований к предоставлению связанных с ними государственных услуг, воздействуя тем самым на качество их предоставления в целом. Иными словами, качество таможенных услуг, предоставляемых в каждом государстве - члене ЕАЭС, в сумме определяет качество реализации того или иного общего таможенного процесса. На основе анализа результатов осуществления данного общего процесса может быть принято решение об усовершенствовании схемы его реализации, о доработке нормативной правовой базы, т. е. о повышении качества его реализации. Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на качество предоставления таможенных услуг на уровне государств - членов ЕАЭС.
Использованные источники
1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Сайт организации i-scoop. URL: https://www.i-scoop.eu/digital-transformation/ (дата обращения: 18.09.2018).
3. Стародубцева Е. Б., Маркова О. М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2018. № 2. С. 7-15.
4. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.04.2015 № 29 «О перечне общих процессов в рамках Евразийского экономического союза и внесении изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 года № 132» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Модель общих процессов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: https://eomi.eaeunion.org/ru/#/ (дата обращения: 24.08.2018).
8. Немирова Г. И., Виниченко А. А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.
9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. 19.02.2018 № 26-ФЗ) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».