Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ / CUSTOMS FORMALITIES / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ВЫПУСК ТОВАРОВ / RELEASE OF GOODS / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / SUSPENSION OF GOODS RELEASE / ОТКАЗ В ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ / A REFUSAL OF GOODS RELEASE / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Жанна Дмитриевна

В статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты выпуска товаров и таможенных операций, связанных с ним. Проводится сравнительный анализ содержания терминов «таможенные формальности» и «таможенные операции». Предлагаются авторские определения правового института выпуска товаров и таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF CUSTOMS REGULATION OF CUSTOMS OPERATIONS CONNECTED WITH GOODS RELEASE

Theoretical and legal aspects of goods release and customs operations connected with it are considered in the article. A comparative analysis of the terms “customs formalities” and “customs operations” is conducted. The author suggests her own definitions for the legal institution of release of goods and customs operations connected with the release of goods.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ»

Использованные источники

1. Гупанова Ю. Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 164 с.

2. Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги: монография. 2-е изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

3. ГОСТ Р 56826-2015 «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита».

4. Сорокин А. М. Процессный подход в таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. № 1 (19). С. 60-66.

5. Анализ современного состояния защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными методами в рамках Таможенного союза: отчет о НИР / Е. В. Юрьева; науч. рук. работы Е. В. Юрьева; отв. исполн. А. М. Сорокин; ФТС России, Российская таможенная академия. Люберцы, 2014. 93 с.

6. Сорокин А. М. Различия национальных систем таможенной защиты прав интеллектуальной собственности // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. 2014. № 5 (41). С. 146-151.

7. Концепция совершенствования организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: отчет о НИР (инициатив.) / Е. В. Юрьева; науч. рук. работы Е. В. Юрьева; отв. исполн. А. М. Сорокин; ФТС России, Российская таможенная академия, отд. планирования, координации и ведения науч. работы. Люберцы, 2015. 76 с.

8. Сорокин А. М. Совершенствование реализации обязательства правообладателя о залоге или равноценной гарантии при таможенной защите прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 146-150.

9. Письмо ФТС России от 26.06.2015 № 14-34/30835 «О направлении информации».

Ж. Д. Шевченко

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ТОВАРОВ

В статье рассматриваются теоретико-правовые аспекты выпуска товаров и таможенных операций, связанных с ним. Проводится сравнительный анализ содержания терминов «таможенные формальности» и «таможенные операции». Предлагаются авторские определения правового института выпуска товаров и таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенные формальности; таможенные операции; выпуск товаров; приостановление выпуска товаров; отказ в выпуске товаров; внешнеторговая деятельность.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в современных условиях имеет большое значение для любого государства. Под ВЭД понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, в том числе производственная кооперация, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [1, ст. 1]. Из приведенного определения следует, что деятельность по осуществлению сделок

в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [2, ст. 2], т. е. внешнеторговая деятельность (ВТД), является составной частью ВЭД государства.

Российская Федерация (РФ) с 1 января 2015 г. осуществляет торговлю в рамках созданного Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Импортно-экспортные операции с товарами занимают важное место в экономике нашего государства. В процессе осуществления таких операций возникают разнообразные общественные отношения, которые связаны не только с уплатой таможенных пошлин, налогов, но и с обеспечением экономической безопасности, защитой прав физических и юридических лиц, инвестиционной деятельностью, охраной окружающей природной среды и культурного наследия страны, выполнением международных обязательств, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. Законодатель устанавливает следующие методы государственного регулирования ВТД:

1) таможенно-тарифное регулирование;

2) нетарифное регулирование;

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию ВТД [2, ст. 12].

Определение термина «таможенное дело» (совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ) [3, ст. 2] позволяет сделать вывод, что именно таможенное дело представляет собой инструмент реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в РФ. Таможенное регулирование в России в соответствии с таможенным законодательством ЕАэС и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. Неотъемлемой составляющей таможенного дела являются таможенные операции. Понятие «таможенная операция» - ключевое при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе товаров с таможенной территории ЕАэС.

Под «операцией» (от лат. operatю - действие) в русском языке понимается отдельное действие в ряду других подобных [4], а также определенные действия, процессы по оформлению документов, денежных расчетов и т. п. [5].

В соответствии с подп. 29 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС или Таможенный кодекс) под таможенными операциями следует понимать действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Правовой основой определения термина «таможенные операции», используемого в ТК ТС, стало содержание дефиниции Киотской конвенции [6] «таможенные формальности». это отражено в таблице.

Необходимо указать на различия в содержании приведенных определений.

Во-первых, в определении термина «таможенные операции» обращает на себя внимание формулировка «обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза». Представляется спорным положение о том, что декларант как одно из ключевых лиц может обеспечить соблюдение таможенного законодательства.

Таблица

Киотская конвенция (Генеральное приложение, гл. 2 «Определения», Е9./Р16.) ТК ТС (ст. 4 «Основные термины, используемые в настоящем Кодексе», подп. 29 п. 1)

Термин «таможенные формальности» означает все операции, которые должны совершаться заинтересованными лицами и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства Таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза

Вторым и более существенным различием в значении рассматриваемых терминов является обязательность совершения действий. Определение термина «таможенные формальности» прямо указывает на необходимость совершения данных действий, что выделяет их из всех других возможных операций в рамках таможенных правоотношений. В определении термина «таможенные операции» такой обязательности нет.

В Таможенном кодексе таможенным операциям посвящены отдельные главы, которые законодатель классифицирует следующим образом:

- таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации (раздел 4 ТК ТС);

- таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру (раздел 5 ТК ТС).

При этом к первой группе законодатель относит:

- таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию;

- таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории;

- таможенные операции, связанные с временным хранением товаров.

Ко второй группе относятся таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском товаров.

Правовое регулирование отношений, связанных с выпуском товаров, входит в круг общественных отношений, регулируемых таможенным законодательством ЕАэС. Согласно ТК ТС выпуск товаров является юридически значимым действием таможенных органов, разрешающим заинтересованным лицам (лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально) использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры [7, подп. 5 п. 1 ст. 4]. Из данного определения следует, что выпуск товаров рассматривается во взаимосвязи с условиями избранной таможенной процедуры. Следует отметить, что существуют категории товаров, которые подлежат таможенному декларированию, но не помещаются под таможенные процедуры. К таким товарам относятся припасы, транспортные средства международной перевозки и товары для личного пользования.

Необходимо указать на то, что в современной научной литературе не дается четкого определения правового института «выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров». Так, А. Ю. Кожанков в своем диссертационном

исследовании предложил подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС изложить в следующей редакции: «Выпуск товаров - таможенная операция, совершаемая таможенными органами, разрешающая лицам, которых это касается, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых осуществляется таможенная очистка» [8]. Однако представляется, что такое определение выпуска товаров не совсем точно раскрывает сущность данной таможенной операции. Выпуск товаров как таможенная операция может завершиться не только выпуском товаров как юридически значимым действием таможенных органов.

Существуют четыре варианта завершения выпуска товаров как таможенной операции [9]. По результатам таможенного контроля таможенные органы принимают одно из следующих решений:

1) о выпуске товаров (выдают разрешение на помещение товаров под избранную таможенную процедуру);

2) об условном выпуске;

3) о приостановлении выпуска товаров;

4) об отказе в выпуске товаров.

Таможенный орган отказывает в выпуске товаров в следующих случаях:

1) страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС [7, подп. 3 п. 2 ст. 63];

2) в таможенный орган не представлены все необходимые документы и сведения;

3) не соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;

4) в отношении товаров не уплачены таможенные пошлины, налоги либо не предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС;

5) при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства ЕАЭС [7, п. 2 ст. 201], за исключением случаев, когда:

- выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

- выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 262 «Об Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров».

Необходимо отметить, что по общему правилу выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Выпуск товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией Таможенного союза [10], должен быть завершен таможенным органом не позднее четырех часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, - не позднее четырех часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), включенных в таможенный реестр ОИС, который ведется таможенным органом государства - члена ЕАЭС, или в единый таможенный реестр ОИС государств - членов ЕАЭС, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается на десять рабочих дней.

Таможенные органы также вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих ОИС, не внесенных в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории РФ на семь рабочих дней [3, ст. 308].

На основании анализа действующих норм таможенного законодательства ЕАЭС можно сделать вывод о том, что нормы, регулирующие таможенные операции, связанные с выпуском товаров, представляют собой отдельный административно-правовой институт. К факторам, позволяющим выделить данную группу норм в отдельный правовой институт, относятся:

1) наличие специфических целей совершения данных операций (непосредственная цель - помещение товаров под таможенную процедуру, последующая цель - реализация таможенного дела, т. е. обеспечение соблюдения таможенно-тарифных мер и запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу и в целом обеспечение экономической безопасности России таможенными органами [3, ст. 1, 2]);

2) обособленная группа норм, регламентирующих данные таможенные операции (соответствующие главы ТК ТС);

3) установление временных рамок совокупности данных операций;

4) различные варианты завершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров;

5) наличие специальных субъектов данных таможенных операций.

С учетом вышеизложенных фактов представляется возможным предложить следующее определение выделяемого правового института: выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров, представляют собой обособленный административно-правовой институт, состоящий из совокупности юридических норм, регулирующих совершение таможенных операций по проверке таможенными органами сведений, содержащихся в таможенных документах, и выдаче по итогам такой проверки разрешения заинтересованным лицам о пользовании и (или) распоряжении товарами в соответствии с избранной таможенной процедурой.

Таким образом, в рамках таможенного регулирования таможенных операций, связанных с выпуском товаров, нормы, регламентирующие данные операции, обособляются в отдельный правовой институт. Его выделение имеет важное значение, так как именно в рамках выпуска товаров и таможенных операций, связанных с выпуском товаров, реализуются цели таможенного дела и товары помещаются под избранную декларантом таможенную процедуру.

Использованные источники 1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Российская газета. 1999. № 146.

С. В. Стрекалов

2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 269.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.

5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

6. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 32. Ст. 4810.

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

8. Кожанков А. Ю. Развитие административно-правового института таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская таможенная академия, 2012.

9. Буваева Н. Э. К вопросу о понятии «выпуск товаров» в Таможенном кодексе Таможенного союза // Актуальные проблемы применения норм российского законодательства в условиях функционирования Таможенного союза: сборник материалов межкафедральной научно-практической конференции юридического факультета Российской таможенной академии / под ред. канд. юрид. наук А. Г. Никольской. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

10. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 815 «Об утверждении перечня товаров, при помещении которых под таможенную процедуру временного вывоза применяются положения части второй пункта 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза».

С. В. Стрекалов

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

В статье рассматривается современное состояние институтов предварительного информирования в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе в сфере авиационного транспорта. Основное внимание уделяется практическим аспектам реализации механизма предварительного информирования.

Ключевые слова: предварительное информирование; Евразийский экономический союз; информационные системы; авиационные грузоперевозки; Европейский союз.

В современных условиях переориентации отечественной экономики от сырьевой к высокотехнологичной индустриальной модели проблемы эффективного функционирования всего транспортного комплекса страны выходят на первый план. Именно поэтому приоритетными задачами являются: комплексный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.