Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВОЗИМЫЕ ТОВАРЫ / IMPORTED GOODS / ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / РОЯЛТИ / ROYALTY / ПАУШАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / FLAT PAYMENT / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / CUSTOMS VALUE / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА / CUSTOMS CONTROL AFTER GOODS RELEASE / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / CUSTOMS CHECK / АУДИТ / AUDIT / LICENSED PAYMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухарева Ирина Владимировна

В статье рассматриваются отдельные аспекты контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Основное внимание уделяется проведению посттаможенного контроля в форме таможенной проверки. Рассматривается возможность применения методов аудита при проведении контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CUSTOMS VALUE CONTROL OF INTELLECTUAL PROPERTY GOODS

The article considers the specific aspects of customs value control of intellectual property. The attention is paid to customs control after the goods release in the form of customs check of customs value validity. The article considers the possibility of audit methods application in customs control of intellectual property goods after their release.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существуют два пути сокращения задолженности перед таможенными органами: во-первых, наличие равной степени реализации установленных мер принудительного взыскания; во-вторых, создание предпосылки для добровольного погашения участниками внешнеэкономической деятельности имеющейся задолженности, в том числе без привлечения к ответственности, что приведет к сокращению безнадежной к взысканию задолженности.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «О плане мероприятий ("дорожной карте") "Совершенствование таможенного администрирования"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/mdex.php?option=com_TOntent&view=article&id=7995&Item id=1845.

4. Федеральный закон от 12.02.2015 № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

И. В. Сухарева

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье рассматриваются отдельные аспекты контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Основное внимание уделяется проведению посттаможенного контроля в форме таможенной проверки. Рассматривается возможность применения методов аудита при проведении контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.

Ключевые слова: ввозимые товары; лицензионные платежи; объекты интеллектуальной собственности;роялти; паушальный платеж; таможенная стоимость; таможенный контроль после выпуска; таможенная проверка; аудит.

В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия) основной целью таможенной службы РФ является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности РФ (ВЭД) и содействие внешней торговле [1].

Обеспечение экономической безопасности в сфере ВЭД достигается в том числе и реализацией таможенной политики, составной частью которой является применение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Евразийского экономического союза (Союз), мер таможенного регулирования [2].

Таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров - это одно из приоритетных направлений таможенной политики.

Результатом такого совершенствования является создание баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в условиях унификации таможенных процедур и сокращения времени совершения таможенных операций.

Создание транспарентной и эффективной системы таможенного администрирования за счет ускорения и упрощения таможенных операций, внедрения современных информационных технологий обусловило смещение акцентов таможенного контроля на проведение таможенного контроля после выпуска товара. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет создавать условия, исключающие использование участниками ВЭД различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС России), одним из основных направлений проведения таможенного контроля после выпуска товаров является контроль достоверности заявления таможенной стоимости. В 2014 г. доля проверок по направлению контроля достоверности заявления таможенной стоимости составила 21,1% от общего количества таможенных проверок.

Это связано с тем, что в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) базой для исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров [3].

Следует отметить, что характер большинства нарушений, связанных с недостоверным декларированием таможенной стоимости, стал таким (например, невключение в структуру таможенной стоимости платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, расходов по перевозке товаров и пр.), что выявить, проверить и доказать факт нарушения, довзыскать таможенные пошлины, налоги в полном объеме становится возможным только после выпуска товаров.

Осуществляемый таможенными органами таможенный контроль, наряду с иными функциями контроля за соблюдением мер таможенного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, включает функции контроля за исполнением обязательств по уплате таможенных платежей, которые определены Законом РФ от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе».

Как видно из таблицы, суммы поступлений от внешнеторговой деятельности, администрируемых ФТС России, постоянно растут.

Однако оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размера взимаемых таможенных пошлин, налогов - определение таможенной стоимости, является одной из самых сложных проблем в таможенном деле. Система методов определения таможенной стоимости установлена международным договором государств - членов Таможенного союза [7], но их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как у участников ВЭД, так и у таможенных органов.

Таблица

Доходы федерального бюджета от внешнеторговой деятельности в 2011-2014 гг. (млрд. руб.)

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Доходы бюджета 11 352 12 855 13 387 14 238

Темпы роста в % по отношению к предыдущему году - 13,2 4,1 6,4

Поступления от ВТД 6 029,3 6 486,7 6 565,4 7 100,6

Темпы роста в % по отношению к предыдущему году - 9,1 1,2 8,2

Источник: расчеты автора на основе официальных данных [4; 5; 6].

Обжалование участниками ВЭД решений таможенных органов по таможенной стоимости в судебных инстанциях и количество судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов (по отдельным регионам доля судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов, составляет более 90%) также свидетельствуют о том, что вопросы определения и контроля таможенной стоимости стоят очень остро.

Так, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (Соглашение) определяет таможенную стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, как стоимость сделки с ними, т. е. цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненную в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.

Цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате, дополненная в соответствии со ст. 5 Соглашения (эта величина и является стоимостью сделки) может быть использована как основа для определения таможенной стоимости только при выполнении следующих условий:

1) отсутствия ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;

2) отсутствия зависимости цены товаров от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) невозможности для продавца использовать часть дохода или выручку от последующей продажи или распоряжаться товаром иным способом, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) отсутствия взаимосвязи между покупателем и продавцом1 или наличия взаимосвязи между покупателем и продавцом таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 ст. 1 Соглашения.

1 Условия, в соответствии с которыми стороны сделки могут быть отнесены к взаимосвязанным, установлены п. 1 ст. 3 Соглашения.

62 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2015

Наряду с условиями применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, ст. 5 Соглашения устанавливает компоненты, которые должны быть добавлены к цене внешнеторговой сделки при определении таможенной стоимости, а также условия, когда эти доначисления требуется произвести, т. е. ст. 5 Соглашения определена структура таможенной стоимости.

Добавлению к цене сделки подлежат также лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права).

Вопрос включения лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров в настоящее время является также одним из самых актуальных и спорных среди представителей государственных органов и участников внешнеторговой деятельности. Все чаще этот вопрос является предметом судебного разбирательства между участниками ВЭД и таможенными органами РФ.

Таможенные органы в рамках контроля таможенной стоимости проверяют необходимость и правильность осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости, в том числе уплату лицензионных платежей. При этом выявить и документировать факты недостоверного заявления участниками ВЭД таможенной стоимости на момент таможенного декларирования не всегда представляется возможным в силу отсутствия необходимых документов и сведений. Особенно это касается платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, перечисление которых правообладателю в соответствии с условиями организации внешнеторговой операции, как правило, осуществляется уже после ввоза на таможенную территорию.

Как показывает практика, зачастую в силу минимизации своих расходов участники ВЭД умышленно скрывают существующие на момент таможенного декларирования сведения о суммах лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. Противостояние подобным действиям участников ВЭД возможно при наличии разработанных методических механизмов, в основу которых могут быть положены методы аудита.

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов применяют метод сопоставления данных бухгалтерского учета участника ВЭД, сформированных после выпуска товара, с данными, заявленными при таможенном декларировании товара, а также с информацией о деятельности организации, имеющейся у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов.

Но для того, чтобы обеспечить эффективный контроль на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности, необходимо создание методического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров.

Необходимость создания таких методик определена не только в Стратегии, но и в «Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года» [8]. Наличие методического обеспечения позволит разработать стандарты для проведения таможенной проверки, которые дают возможность:

- во-первых, закрепить общие требования к проверкам, что позволит обеспечить большую их подконтрольность и снизить затраты на разработку методических документов для их проведения благодаря унификации;

- во-вторых, оптимизировать бумажный документооборот и полнее воспользоваться преимуществами информационных технологий;

- в-третьих, формировать данные в электронном виде, накапливать их и обеспечивать доступ к накопленным в системе данным по истечении длительного периода времени. Стандартные форматы делают их сопоставимыми, обеспечивают единообразие процессов, связанных с обработкой данных [9].

По мнению автора, стандарты для проведения контроля таможенной стоимости должны содержать детально проработанные алгоритмы, позволяющие проверяющим лицам действовать не интуитивно, а последовательно по определенной схеме.

Для разработки таких алгоритмов необходима соответствующая методическая база. Например, для создания алгоритма проведения контроля достоверности заявления таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), возможно использовать следующее.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, лицензионные платежи должны быть дополнительно начислены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при соблюдении трех условий:

1) лицензионные платежи относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам;

2) лицензионные платежи прямо или косвенно должны уплачиваться покупателем в качестве условия продажи таких товаров;

3) лицензионные платежи уплачиваются в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Необходимость уплаты лицензионных платежей в качестве условия продажи товаров является частью договорных отношений между лицензиатом и правообладателем, которые могут быть определены в следующих документах:

- международное лицензионное соглашение, объектами могут быть лицензия на изобретение, ноу-хау, товарный знак;

- международный договор купли-продажи, может быть предусмотрена сопутствующая лицензия;

- комбинированный международный договор о продаже лицензий и поставке оборудования;

- договор коммерческой концессии, субконцессии;

- международный договор о проектировании и строительстве промышленных объектов;

- международный договор о научно-техническом сотрудничестве;

- международный договор о промышленном сотрудничестве.

Лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, согласно условиям лицензионного договора, в зависимости от метода подсчета можно разделить на две группы.

1. Вознаграждения, размер которых подсчитывается на базе фактического экономического результата использования лицензии:

- периодические процентные отчисления (роялти) - устанавливаются в виде определенных фиксированных процентных ставок и выплачиваются лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени. Исчисляются от стоимости продукции, произведенной по лицензии, от суммы продаж, от установленной мощности запатентованного оборудования. Составляют в среднем 2-10% (обычно 3-5%);

- участие в прибыли лицензиата - отчисление в пользу лицензиара определенной части прибыли, полученной благодаря использованию лицензии (от 20% до 30% при исключительной лицензии; до 10% при простой лицензии).

2. Вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензии, а указывается в договоре исходя из оценок возможного экономического эффекта:

- первоначальный платеж наличными - оплата определенной суммы в виде единовременного взноса в течение определенного срока или по выполнении определенных условий;

- паушальный платеж - твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения. Применяется при передаче лицензии вместе с поставками оборудования, когда единовременный характер сделки требует единовременного определения ее стоимости; при продаже лицензии малоизвестной фирме; когда в стране лицензиата существуют затруднения в отношении перевода прибылей. Преимущество - получение лицензиаром всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок без коммерческих и иных рисков;

- передача ценных бумаг - встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами в 15% соглашений. Чаще всего лицензиар получает от 5% до 20% акций лицензиата;

- передача технической документации - взаимное предоставление лицензий, применяется в сочетании с другими формами вознаграждения.

В случаях, когда необходимость дополнительных начислений выявлена, таможенные органы проверяют, начислены ли они в полном объеме, подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными. Применительно к ОИС документами, подтверждающими таможенную стоимость, являются лицензионный договор (или иной договор, где определяются отношения правообладателя и лицензиата), счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование ОИС.

Основополагающим документом, подтверждающим право использования ОИС и используемым для целей контроля включения платежей за пользование ОИС, является лицензионный договор. При анализе лицензионного договора, прежде всего, необходимо обратить внимание на:

- предоставляемый лицензиату объем прав использования ОИС в рамках оговоренной территории (исключительное или неисключительное);

- форму правовой охраны ОИС (патентная или беспатентная лицензия, ноу-хау);

- территорию договора, т. е. перечень стран (административно-территориальных районов), на территории которых лицензиату предоставлено право использования ОИС;

- вид платежа за лицензию (роялти, паушальный платеж, комбинированный);

- объем продукции, производимой и (или) реализуемой с использованием ОИС;

- срок, на который предоставлено право использования ОИС;

- зависимость лицензиата от лицензиара при поставках необходимых сырья, материалов, узлов и деталей;

- объем технической помощи, оказываемый лицензиаром лицензиату в освоении закупленной им лицензии;

- судебные издержки по возможным искам третьих лиц о нарушении их патентных прав.

При осуществлении контроля таможенной стоимости решение о включении в таможенную стоимость лицензионных вознаграждений следует принимать с учетом анализа всех фактов и обстоятельств, сопутствующих продаже и импорту товара. В качестве таких фактов и обстоятельств могут выступать:

- наличие указания на лицензионное вознаграждение в договоре купли-продажи и связанных с ним документах;

- наличие в лицензионном соглашении ссылки на договор купли-продажи;

- предусмотренная договором купли-продажи или лицензионным соглашением возможность расторжения договора в случае неуплаты покупателем лицензиару лицензионного вознаграждения, указывающая на связь между выплатой лицензионного вознаграждения и продажей оцениваемого товара;

- наличие в лицензионном соглашении условия, запрещающего производителю изготавливать и продавать импортеру товар, созданный с использованием интеллектуальной собственности лицензиара, в случае неуплаты последнему соответствующего вознаграждения;

- наличие в лицензионном соглашении условия, позволяющего лицензиару контролировать производство товара и его продажу производителем импортеру (продажа на экспорт в страну импортера) вне рамок контроля качества [10].

При проведении таможенной проверки по направлению контроля достоверности заявления таможенной стоимости в части включения лицензионных вознаграждений необходимо установить полноту и своевременность отражения операций по ввозу/вывозу товаров, осуществляемому в рамках внешнеторговой сделки, на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации (с учетом даты перехода права собственности на товар).

В связи с этим рекомендуется осуществлять анализ следующих документов и сведений:

1) документов, представленных при таможенном декларировании на предмет наличия лицензионного договора, или положений о передаче лицензионных прав во внешнеторговом договоре купли-продажи;

2) сведений о включении ОИС в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, базу Роспатента;

3) лицензионного договора (соглашения) или иных договоров, предусматривающих уплату лицензионных платежей;

4) банковских документов по расчету в рамках лицензионного договора (соглашения) и договора международной купли-продажи;

5) бухгалтерских документов, отражающих постановку товаров на учет организации, расчеты с поставщиком, правообладателем, учет затрат на приобретение ОИС, расходы на реализацию товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) расчета лицензионных платежей, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости товаров в соответствии с условиями лицензионного договора (соглашения);

7) калькуляции цены готовой продукции;

8) информации налоговых органов об учете лицензионных платежей для целей налогообложения прибыли1.

Наличие методического обеспечения контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты ОИС, сформированного на основе подобной информации, позволит повысить результативность таможенных проверок достоверности таможенной стоимости, которая выражается в конечном итоге в суммах доначисленных и довзысканных таможенных платежей.

Развитие методического обеспечения и разработка алгоритмов для проведения таможенной проверки по направлению контроля таможенной стоимости товаров будут являться предметом дальнейших исследований автора в данной области.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109.

2. Анисимов Е. Г., Анисимов В. Г., Сауренко Т. Н. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 16-19.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

4. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс]. URL: http://base.TOnsultant.ru.

5. Данные Федерального казначейства [Электронный ресурс]. URL: http://www.roskazna.ru/ federalnogo-byudzheta-rf/yi/ (дата обращения: 31.05.2015).

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http:// wwwxustoms.ru (дата обращения: 31.05.2015).

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4471.

1 Для целей налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разовые (паушальные) платежи включаются в состав расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и реализацией.

8. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2709 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров».

9. Сухарева И. В. Применение методов аудита при проведении таможенных проверок // Современные проблемы и пути их решения в области бухгалтерского учета, анализа и аудита в рамках сотрудничества государств - участников Таможенного союза: коллективная монография. Ч. II / под ред. В. Г. Гетьмана, Н. Н. Парасоцкой, В. И. Березюк. М.-Караганда: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, 2014. С. 168-178.

10. Сухарева И. В., Глазкова Г. В. Определение и контроль таможенной стоимости: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.