Научная статья на тему 'Методика организации и проведения совместной с налоговым органом выездной таможенной проверки импортных операций'

Методика организации и проведения совместной с налоговым органом выездной таможенной проверки импортных операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК / УРОВЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / КРИМИНАЛЬНЫЙ ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ГРУЗОПОТОК / СХЕМА УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГОВ / PAYMENTS UNDER A LICENSING AGREEMENT / CUSTOMS EXAMINATION EFFECTIVENESS / METHODOLOGICAL ENSURING LEVEL / CUSTOMS VALUE FORMING / CRIMINAL FOREIGN-TRADE TRAFFIC / AND SCHEME OF EVASION OF CUSTOMS AND TAX PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Экономические Дмитрий Германович

В складывающихся условиях перехода таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», должностные лица таможенных подразделений, осуществляющие контроль за товарами государств-членов Таможенного союза, сталкиваются с актуальной проблемой, которая заключается в отсутствии эффективного универсального механизма пост-таможенного контроля импортных операций. Создание и реализация данного механизма должны ориентироваться не только на выбор объектов таможенной проверки, но и на организацию и проведение, в отношении этих объектов, выездных таможенных проверок, осуществляемых совместно с налоговыми органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF IMPORT OPERATION EXIT CUSTOMS EXAMINATION JOINT WITH TAX AUTHORITY

In the forming conditions of transfer of customs control to the commodity after-output step the customs control subdivision officials carrying out the control after the after Customs union state-member commodity output faced with the actual problem of absence of effective universal mechanism of post-customs control of import operations. The creation and realization of this mechanism must be oriented not only on customs examination object choosing but also with organization of exit customs examinations joint with tax authorities.

Текст научной работы на тему «Методика организации и проведения совместной с налоговым органом выездной таможенной проверки импортных операций»

Экономические науки Economic sciences

УДК 351.713

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ С НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ВЫЕЗДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Д.Г. Власов

Ивановская таможня Центрального Таможенного управления

В складывающихся условиях перехода таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», должностные лица таможенных подразделений, осуществляющие контроль за товарами государств-членов Таможенного союза, сталкиваются с актуальной проблемой, которая заключается в отсутствии эффективного универсального механизма посттаможенного контроля импортных операций. Создание и реализация данного механизма должны ориентироваться не только на выбор объектов таможенной проверки, но и на организацию и проведение, в отношении этих объектов, выездных таможенных проверок, осуществляемых совместно с налоговыми органами.

Ключевые слова: лицензионные платежи, результативность таможенных проверок, уровень методического обеспечения, формирование таможенной стоимости, криминальный внешнеторговый грузопоток, схема уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов.

Результативность проводимых таможенных проверок и профилактический эффект таможенного контроля после выпуска в целом в существенной мере зависят от уровня методического обеспечения управлением выездной таможенной проверкой импортных операций (далее - ВТПИО), как наиболее значимой, завершающей формы таможенного контроля. Так, исследования Л.А. Поповой [1], А.А. Берзана [2], Е.П. Лунёвой [3], А.В. Агаповой [4] и др. внесли существенный вклад в развитие научно-методических основ различных аспектов таможенного контроля, однако, работы упомянутых авторов были разработаны в большей степени до образования Таможенного союза (далее - ТС) и, сфокусированы преимущественно на теоретических подходах, имеют высокую степень научной абстракции. В этих исследованиях отсутствует прикладной характер и комплексный подход к реализации целей, функций и задач пост- таможенного контроля в совокупности с несколькими приоритетными направлениями, обла-

стями (разделами) таможенного контроля после выпуска товаров [5].

Так, рассматривая сущность явления формирования таможенной стоимости, можно констатировать, что сведения о таможенной стоимости заявляются организацией - декларантом (таможенным представителем), зарегистрированным в форме юридического лица (далее - ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (далее - ИП), в графах №№12,45 электронных деклараций на товары (далее -ЭД) [6]. Эти сведения являются источником комплексной (многогранной) информации об определённой и заявленной участником ВЭД таможенной стоимости товаров, изначально требующей сосредоточенности внимания, бдительности, углублённого анализа и проверки со стороны подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее -уполномоченные подразделения или ПТКПВТ) таможенных органов. Такие сведения могут включать непосредственно не только сведения о фактурной стоимости товара, заявленной в графах №№ 22,42 ЭД (о цене само-

го товара), в которую, в свою очередь, также могут входить и дополнительные начисления к цене (возможная торговая наценка, комиссионные, агентские вознаграждения к цене в связи с продажей [перепродажей] товара покупателю за рубежом - по звеньям цепочки перепродаж, начиная от производителя, грузоотправителя, и до продавца или (агента комиссионера/посредника). В структуру заявленных сведений о таможенной стоимости могут включаться сведения о составляющих компонентах таможенной стоимости, дополняющих и увеличивающих её вследствие понесённых расходов из-за доставки груза в место назначения на единой таможенной территории ТС. Кроме того, многогранная информация, отображаемая в графах №№ 22,42 ЭД может свидетельствовать о наличии дополнительных существенных условий внешнеторговых контрактов, различных в каждом конкретном случае (условия поставки по Инкотермс-2010 [7] и используемый транспорт международной перевозки, наличие лицензионных платежей за использование товарного знака, авторского права и смежного права др.). В том числе, указанная информация требует анализа и проверки соотношения цены товара за рубежом по звеньям цепочки продаж от производителя, грузоотправителя до продавца или агента-посредника (цена по счету, счёту- фактуре, ин-войсу) в соотношении, в конечном итоге, с ценой реализации товара на внутреннем рынке.

Характеризуя в целом перемещение импортных товаров на единую таможенную территорию ТС, следует понимать, что наибольшая часть объёмов грузооборота различных товарных позиций ввозится всё-таки добропорядочными участниками ВЭД с достоверными заявленными сведениями о товаре. И лишь некоторая их доля ввозится незаконопослушными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями умышленно с занижением таможенной стоимости товара, так или иначе используя различные схемы занижения уплаты таможенных платежей и налогов. Исходя из этого, автором вводится в научный оборот расширенное понятие «криминального внешнеторгового грузопотока импортных товаров».

Так, криминальный внешнеторговый грузопоток импортных товаров - это перемещаемая и декларируемая в таможне назначения (прибытия) недобросовестным участником ВЭД импортная (-ые) партия (-ии) товаров с заведомо ложными, заниженными характеристиками товара по качеству, количеству и (или) недостоверно заявленными сведениями в ЭД и (или) внешнеторговом контракте по структуре сформированной таможенной стоимости, не включающей отдельные её компоненты с уклонением от полноты уплаты причитающихся таможенных платежей, налогов (НДС).

По этой причине, необходимо перенаправить и сконцентрировать внимание ПТКПВТ таможенных органов региона деятельности ЦТУ на существовании сложно выстроенных схем ввоза «серого» импорта [8] грузов, декларируемых участниками ВЭД с занижением таможенной стоимости и уходом от налогообложения. Следует отметить, что, в целом, к группе повышенного риска необходимо отнести товары, импортируемые из ближнего зарубежья (Украина, страны Балтии, Новая Зеландия, СНГ, Молдавия, Польша и др.) и из стран Дальневосточного региона (Китай, Тайвань, Корея) с большой долей присутствия криминальных внешнеторговых грузопотоков как сыпучих строительных материалов (щебень, песок, каолин), так и с применением сложных «не прозрачных», логистических схем ввоза сырья (хлопковое, полиэфирное волокно), отходов сырья (хлопка, полиэфирного волокна), полуфабрикатов (хлопчатобумажная, полиэфирная пряжа), готовой текстильной продукции (ткани хлопчатобумажные, ткани из химических нитей, волокон и др.), готовых текстильных изделий. При таможенном декларировании таких товарных партий в современных условиях используется электронное декларирование, и, поэтому, данные товарные партии не подпадают, как правило, под контрольные ценовые профили рисков/ индексы таможенной стоимости (обозначается в практике как, Гтс)1, под проведение

1

Индекс таможенной стоимости (1тс) в практике таможенных органов является важнейшим контрольным показателем ценовой сравнительной информации, вычисляемым как соотношение цены и веса нетто товара. Фактиче-

досмотровых операций и, в целом, менее контролируемы таможенными органами.

Наглядно, на рис. 1 представлена структура одного из вариантов использования незаконопослушными участниками ВЭД схемы уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, характерная для импорта товаров из таких стран, как Корея, Китай.

Следовательно, имеет место важная практическая задача поиска способов, подходов к разработке такого универсального механизма в интересах повышения результативности и качества системы таможенного контроля в целом.

Так, для выявления и санирования после выпуска товара такого рода «серых» схем возникновения криминальных внешнеторговых грузопотоков при импорте, автором предлагается основанная на комплексном подходе пошаговая методика организации и проведения совместной с налоговым органом ВТПИО:

Шаг I Аналитическая работа [9] предшествует подготовительной работе и проводится, в том числе, по материалам информационно-аналитических справок (далее - ИАС) [10], передаваемых функциональными подразделениями таможни. По результатам аналитической работы, используя принцип «светофора» [11], производится первоочередной выбор объектов таможенной проверки в порядке убывания набранной бальной оценки конкретными организациями - участниками ВЭД. Так, при расчете и определении степени риска нарушения таможенного и налогового законодательства участниками ВЭД, принимается окончательное решение о целесообразности организации и проведения ВТПИО в отношении первоочередных объектов проверки у потенциальных проверяемых лиц - нарушителей. Таким образом, аналитическая работа включает в себя следующие основные действия:

А) В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров производится уг-

ски, он выражает величину предельно допустимой для таможенных целей таможенной стоимости, приходящейся на 1кг веса нетто, продекларированного по ЭД товара, и является контрольным индикатором занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию ТС.

лубленный анализ представленных в процессе таможенного декларирования, в зависимости от используемых условий поставки согласно Инкотермс - 2010 и отобранных по объектам проверяемых лиц распечатанных электронных копий ЭД и комплектов следующих документов к ним: внешнеторговый контракт, счет-фактура (инвойс), прайс-лист от производителя и (или) продавца, страховой сертификат (страховой полис), товарно-транспортные документы: товарно-транспортная накладная, СМЯ, железнодорожная накладная, коносамент морской перевозки, договора транспортной экспедиции груза и др.2

B) В целях исключения случаев повторного проведения (дублирования) таможенных проверок в отношении одних и тех же товаров после выпуска в свободное обращение по ДТ (ЭД), в рамках внешнеторгового контракта, уполномоченное подразделение таможни в день принятия решения о целесообразности проведения ВТПИО, с использованием специализированного комплекса программных средств (КПС) "Постконтроль" информирует таможенные органы о принятом решении [9].

О В целях исключения случаев отсутствия информированности уполномоченных подразделений о проведенных формах таможенного контроля после выпуска используется КПС "Пост-контроль", в отдельных случаях государственной регистрации организации - участника ВЭД (потенциальных проверяемых лиц) при установлении фактов декларирования товаров вне региона деятельности таможенного органа, инициирующего проведение в его отношении ВТ ПИО, ПТКПВТ таможни направляет средствами оперативной связи (факс, электронная почта) запросы с до-сылом как в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано потенциальное проверяемое лицо - участник ВЭД (его исполнительный орган), так и в таможенные органы, в регионе деятельности

2

По результатам комплексного анализа комплектов документов по проверяемым ЭД, необходимо установить «индикаторы несоответствия», дающие основание полагать, что данные, использованные декларантом (таможенным представителем) при таможенном декларировании, не подтверждены документально, либо не являются достоверными.

которых был осуществлен выпуск этих товаров, о предоставлении электронных копий ЭД, и электронных образов ЭД, и иных документов, представленных при таможенном декларировании товаров (комплектов документов). Кроме того, в случае наличия фактов проведения в отношении этого проверяемого лица -

Мявчфй* вншжоргового кощрашд доаарироашш шуаюшх восмвш С1Р-

участника ВЭД таможенных проверок и иных форм таможенного контроля после выпуска товаров, согласно ст. 110 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) [12], осуществляется запрос о предоставлении заверенных в установленном порядке копий материалов проверок с их результатами.

ндоклишцод учсгшникйи ЮЛ Щ ЖЧАЖИНМ

■ Иваново (согшяшаш сторошшщмм едином шшШшт жрр тории 1С)

Заниженная таможенная стоимость товара при аешарированин в таможне назначения-Ж ООО у.е. на условия! поставки С1Р'

Г

Кришжтш

фушэпик наморщьте лшазрн, роствлзахш и^тлзчишш е а.!вшж>м еербщаеж (щржщ УС'Ь дсджизрру

Л

V

У

Отгрузка

Российский покупатель ■ участник ЕЗД-декларант, обладающий пригнаками «фирмы -одноднее ки» е л и це генерального директора Ф.И.О. № I

Российский покупатель на вн/треннйи рынке [фир/в-пртвдкв №)] ООО «А»Е пице генфапьнопо директора Ф.И.О. №Ц

покупатель нутреннем рынке (йшриг-ромедю \Щ ООО «Б» е лице енеральнога директора Ф.И.О.

Запхшшвюищашаш тутр Товара, нг щидсмшваиао учЕстяаколБЭ] пришноженшм дгхлфдкняаш

! Заявленнаятаможенная стоимость груза при зкспорте в стране отправления - 200 №0 у,е, наусловия! поставки ГОВ !

Рис. 1. Схема уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов, характерная для криминального внешнеторгового грузопотока импортных товаров из Китая, Кореи через оффшорную

зону в смешанном сообщении

Таким образом, установленные в ходе аналитической работы сведения и информация необходимы: ♦ Во-первых, в целях выяснения возможных фактов реализации конкретных форм таможенного контроля после выпуска товаров в отношении потенциально выбранного проверяемого лица [13] с целью обобщения информации, исключения случаев повтор-ности проведения ВТПИО (ст. 132 ТК ТС) в отношении одних и тех же товаров после их выпуска по ЭД у одного и того же проверяемого лица, а также с целью анализа результатов применения данных форм таможенного контроля после выпуска (гл. 16 ТК ТС) для принятия окончательного решения о назначении ВТПИО в отношении потен-

циально выбранного проверяемого лица (в том числе встречной выездной таможенной проверки);

♦ Во-вторых, в целях информирования, систематизации и формирования базы данных таможенных проверок, дальнейшего использования результатов ВТПИО после их окончания, взаимодействия между таможенными органами, а также в целях передачи положительного опыта инспекционных мероприятий, применив принцип обратной связи;

♦ В-третьих, в целях окончательного утверждения принятого решения об организации и проведении ВТПИО в отношении выбранных первоочередных объектов про-

верки у потенциальных нарушителей - проверяемых лиц.

Шаг II. Подготовительная работа проводится членами комиссии ПТКПВТ после аналитической работы на основании окончательно выбранного первоочередного объекта (объектов) ВТПИО в ходе аналитической работы [9]. Таким образом, подготовительная работа включает следующие основные действия:

1) Сбор сведений о проверяемом лице, заключающийся, в том числе в установлении признаков «фирмы-однодневки», посредством направления запроса в территориальный орган ИФНС России по месту государственной регистрации проверяемого лица (ЮЛ или ИП) о предоставлении выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), на основании п. 2,4 ст. 98 ТК ТС, п. 1 ст. 134 ТК ТС и ч. 2 ст. 166 Федерального закона №311-Ф3 [14] (далее - Федеральный закон). В случае наличия персонифицированного ключа доступа должностных лиц уполномоченного подразделения к электронному ресурсу единой базы данных ЕГРЮЛ или ЕГРИП, запрос также может быть реализован в режиме on-line, посредством упрощённого, ускоренного электронного поиска информации, с целью:

•S установления места фактического нахождения ЮЛ или ИП и (или) места фактического осуществления их деятельности (адрес постоянно

действующего исполнительного органа) -далее - объекты проверяемого лица. В случае расхождения данных адресатов, уполномоченному подразделению

необходимо принять меры в рамках системы управления рисками (СУР) [9] и по результатам проведения ВТПИО проинформировать налоговый орган, в регионе деятельности которого

зарегистрировано проверяемое лицо или его исполнительный орган;

•S установления лигитимности

должности, фамилии, имени, отчества (Ф.И.О.) руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридиче-

ского лица) и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также документов удостоверяющих личность, адреса их места жительства (или места пребывания), контактные телефоны;

• установления размера вклада в уставный капитал (далее - УК) предприятия, в рублях Российской Федерации;

• установления сведений о количестве, составе учредителей (участников) -физических и (или) юридических лиц, занимаемых долях в УК предприятия каждого из них; документов удостоверяющих личность, адреса места жительства (или места пребывания), контактные телефоны;

• установления общей взаимосвязанности [15] юридических лиц - контрагентов по сделке: резидента с нерезидентом в Оффшорной зоне, и между резидентами на внутреннем рынке государств-членов ТС. Так, физические лица, выступая доверенными физическими лицами, могут представлять одновременно как интересы зарубежного контрагента по сделке, так и одновременно являться представителями участников ВЭД (ЮЛ, ИП) и партнеров на внутреннем рынке государств-членов ТС (ЮЛ, ИП), выступая в качестве руководителей. Анализ осуществляется путём сопоставления сведений в коммерческих документах, представленных при таможенном декларировании (внешнеторговый контракт + дополнения, изменения к нему) со сведениями в документах о реализации товаров на внутреннем рынке (договор купли-продажи, счет-фактура) полученных по требованию о представлении документов и сведений в ходе ВТПИО.

• установления наличия бывшего руководителя ранее действующего исполнительного органа ЮЛ и, соответственно, сведений о более ранних заявлениях физических лиц при регистрации предприятия и внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, вносимые в учредительные документы при регистрации, связанные с изменением состава

учредителей (переуступкой доли в УК предприятия). Таким образом, «фирма-однодневка» может использовать 2 и более комплекта правоустанавливающих

документов исполнительного органа (учредитель, руководитель организации) с целью «запутывания», для «завуалиро-вания» друг друга, усложнения организации пост-таможенного контроля, поиска и привлечения к ответственности лиц, отвечающих за финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) предприятия.

2) Всесторонний анализ достоверности условий поставки, заявленных в ДТ (ЭД) в рамках заключенного внешнеторгового контракта, с целью проверки факта наличия или отсутствия включения в таможенную стоимость [15] такого компонента, как транспортно-экспедиционные и (или) страховые расходы, понесённые одной из сторон сделки, и возможного изменения величины таможенной стоимости при ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС (например, до пункта назначения Российской Федерации), в зависимости от фактически примененных участником ВЭД условий поставки, согласно Инкотермс -2010, заявленных в декларации на товары ЭД. И, кроме того, что особенно важно, необходимо установить лицо, от имени которого заключались такие договоры транс-портно-экспедиционного обслуживания (перевозки), страхования грузов, и какое лицо фактически производило оплату этих расходов. Все эти обстоятельства существенно влияют на величину формирования таможенной стоимости и (или) избранный декларантом (таможенным представителем) метод таможенной стоимости, заявленные в ЭД, и требующие всесторонней, углубленной проверки.

3) Всесторонний анализ соотношения закупочной цены товаров по внешнеторговому контракту товара за рубежом возможных звеньев цепочки продаж (перепродаж) начиная от производителя, грузоотправителя до продавца или агента/ комиссионера/посредника (цена по счету, счёт-фактуре, инвойсу), в соотношении, в конечном итоге, с ценой реализации товара на внутреннем рынке. Это соотношение закупочной цены

товаров по внешнеторговому контракту и розничной цены реализации товаров на внутреннем рынке может составлять значение более > 0,2 или менее или равное < 0,2, как коэффициенты, отражающие необходимость корректировки таможенной стоимости и доначислений/ довзысканий таможенных платежей и налогов (НДС) со стороны таможенных органов, а также до-начислений/довзысканий иных налогов в бюджет (налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и др.) со стороны налоговых органов.

4) Всесторонний анализ наличия лицензионных платежей в рамках заключенного внешнеторгового контракта на закупку товаров с наличием объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, авторское право, смежное право). Проверка подразумевает выявление наличия твердо установленных сумм (фиксированных роялти) или сокрытых процентных отчислений от стоимости производимой и продаваемой лицензионной покупки (роялти) или участия в прибыли лицензиата «роял-ти»3, определение объёма лицензионных платежей, соразмерно увеличивающих таможенную стоимость товара в конечном итоге. Выявление роялти производится как посредством применения метода прямого подсчёта доли лицензионного платежа к таможенной стоимости, так и посредством вычленения доли платежа на этапе реализации товара на внутреннем рынке в зависимости от объёма реализации, количества оформленных ЭД в рамках внешнеторгового контракта, общей таможенной стоимости товаров.

5) Всесторонний анализ основных сведений, заявленных в ЭД: подтверждение факта помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита на грани-

Роялти (от английского royalty) - вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставленное покупателю (лицензиату) право на использование лицензии, ноу-хау, изобретения, товарного знака, других объектов, предметов лицензионного соглашения. Роялти устанавливаются, исходя либо из действительного экономического эффекта от использования лицензии, либо из предполагаемой прибыли лицензиата, не связанной во времени с фактическим использованием лицензии [16].

це, факта прохождения таможенного контроля (наличие таможенных отметок на коммерческих и товаросопроводительных документах) при перемещении товаров от иностранного таможенного органа отправления, через таможенные органы промежуточных стран, (государств) до факта ввоза товара на единую таможенную территорию ТС через таможенный орган прибытия (на единой таможенной границе ТС). Этот анализ также подразумевает возможность проверки изначальных (первичных) основных сведений, указанных в ЭД при декларировании товаров, со сведениями, указанными в товаротранспортных и коммерческих документах (транзитная декларация, книжка МДП (TIR), инвойс, упаковочный лист и др.), следующих с грузом и представленных при ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС4.

6) Запрос информации (в форме выборки) от функционального подразделения статистики таможни с целью предоставления данных о ВЭД проверяемого лица- участника ВЭД и, при необходимости, запрос данных о внешнеэкономической деятельности непосредственных партнеров этого лица на внутреннем рынке (реализаторы товаров на внутреннем рынке, арендаторы условно выпущенных товаров - различного оборудования, транспортных средств и др.), возможно параллельно осуществляющих общую внешнеэкономическую деятельность с проверяемым лицом и являющиеся его партнёрами по «серому» бизнесу. Эти статистические данные помогают членам ко-

4 Основные сведения, заявленные в ДТ (ЭД) и имеющие существенное значение для процесса таможенного регулирования, в таможенных целях, при сверке сведений документов проходящих таможенный контроль на границе ТС с документами, представляемыми для выпуска товара при таможенном декларировании в таможенном органе назначения:

о страна отправления, порт (место) отгрузки/перевалки; даты отгрузки (в том числе, промежуточные); о отправитель, получатель; отличительные фирменные печати и образец подписи продавца-контрагента по сделке; принципал (перевозчик); №№ контейнеров, вагонов (платформ), автотранспортных средств; о название и маркировка, описание товара, количество товара (грузовых мест); условия поставки и место назначения; валюта контракта, курс валюты, фактурная стоимость (цена) товаров;

о код товара (код ЕТН ВЭД ТС); вес брутто/нетто товаров.

миссии разобраться и отследить существование подобных криминальных внешнеторговых грузопотоков импорта. Кроме того, выборка данных в отношении проверяемых лиц за некоторые периоды позволяет проанализировать и определить специфику осуществляемого направления ВЭД, цели и задачи (сущность) деятельности проверяемых лиц, а также провести сравнительный анализ индекса таможенной стоимости, фактурной стоимости ввозимых товаров, таможенной стоимости с учетом конкретных условий поставки, согласно Инко-термс-2010 5, заявленных в ЭД и тенденций их изменения.

Шаг III. Начало ВТПИО -индивидуальная выездная и камеральная работа налогового и таможенного органов при координации действий в рамках совместной ВТПИО:

В отличие от совместной плановой, совместная внеплановая выездная таможенная проверка может быть начата в любой момент рабочего времени таможенного и налогового органов без уведомления проверяемого лица о её проведении. В этом плане, она облегчает процесс начала проверки для членов комиссии ПТКПВТ, не контролируя конкретный срок начала проверки [17]. Совместная выездная таможенная проверка будет осуществляться с выездом комиссий таможенного и налогового органа по установленному адресу фактического местонахождения налогоплательщика - проверяемого лица (объект проверяемого лица (п. 1, ст. 132 ТК ТС) в скоординированном по срокам совместной с комиссией налогового органа проверки режиме. В обязательном порядке выезд должен осуществляться с участием члена комиссии - представителя правоохранительного блока таможенного органа (опытного сотрудника отдела административных расследований),

5 Толкование условий поставки, согласно Международным правилам перевозки грузов «Инкотермс-2010», в практике таможенного декларирования носит рекомендательный характер. Строго перечень условий поставки не регламентируется. Поэтому, несмотря на полное исключение отдельного перечня условий поставки группы «D» (DAF, DEQ, DES, DDU) из применения, на практике, тем не менее, заявляются в ДТ (ЭД) и принимаются таможенным органом исключённые их варианты.

что напрямую связано с необходимостью всесторонней помощи и поддержки председателя комиссии (либо члена комиссии), связанных:

• проверкой у представителей проверяемого лица (руководителя, подчиненных ему штатных лиц) документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих полномочия (ст. 184 ТК ТС);

• объективным всесторонним изучением и анализом оперативной обстановки с различных точек зрения (документов, поведения представителей проверяемого лица) на объекте (объектах);

• активным его участием, в случае необходимости изъятия у проверяемого лица документов (либо их копий), с составлением акта изъятия, наложения ареста на товары (например, изъятие для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, согласно п. 1 ст.134 ТК ТС);

• вскрытием начальных признаков потенциальных правонарушений в сфере таможенного дела, дачи подсказок, корректировки действий председателю комиссии (либо члену комиссии) на возможно изменяющуюся ситуацию по месту совместного выезда: при проведении устного опроса лиц, затребовании документов и сведений председателем комиссии, чтобы не упустить составление необходимых процессуальных документов.

В состав комиссии по проведению выездной таможенной проверки также в обязательном порядке включается наиболее опытное должностное лицо подразделения контроля таможенной стоимости, а также опытные должностные лица иных функциональных подразделений, в зависимости от компетенции выполняемых ими функций и ставящихся (дополнительно возникающих) вопросов, требующих решения в ходе ВТПИО: подразделение товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений, подразделение таможенных платежей, оперативно-розыскное подразделение и др.

Часть подготовительной работы (п. 1-6, Шаг II) может быть реализована членами комиссий обоих ведомств также и

в ходе ВТПИО (Шаг III). Так, налоговым органом в течение срока проведения ВТПИО дважды может производиться проверка полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней налогоплательщиком-участником ВЭД на внутреннем рынке: налог на прибыль, земельный налог, налог на имущество, подоходный налог (НДФЛ) и др., как в ходе проведения ВТПИО, так и на основании скорректированной таможенной стоимости по результатам ВТПИО, пополняя обоюдно бюджет.

Шаг IV. Окончание ВТПИО -оформление результатов и принятие решений таможенным и налоговым органом по её результатам:

1) По результатам проведения ВТПИО, одновременно с утверждением акта выездной таможенной проверки, принимается решение о корректировке таможенной стоимости товара, согласно ст. 68 ТК ТС и ч. 6 ст. 112 Федерального закона, и решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ЭД, с формированием после выпуска в автоматизированном режиме корректировки декларации на товары (КДТ) к ЭД [18].

2) Производится корректировка таможенной стоимости товаров по ЭД и выставление требования об уплате причитающихся сумм доначисленных таможенных платежей, НДС по результатам ВТПИО.

3) Параллельно реализуется правоохранительная составляющая: проверка на наличие признаков, состава и события административного правонарушения (далее- АП) и (или) преступления в сфере таможенного дела, вины лица.

4) В случае выявления объективной составляющей нарушения, возбуждается дело об АП (составление протокола об АП или вынесение определения об АП) с полной передачей сведений и материалов в правоохранительный блок таможенного органа для дальнейшего расследования и принятия возможных решений о наличии признаков, состава и события преступления,

отнесенного к компетенции таможенного органа.

5) Уведомление налогового органа с передачей копий оригинальных документов (ЭД, КДТ, декларации таможенной стоимости (ДТС), акта выездной таможенной проверки), свидетельствующих о занижении таможенной стоимости товаров, и подтверждающих корректировку таможенной стоимости товаров для принятия решения об отказе участнику ВЭД - «фирме-однодневке» - в возмещении, налоговом вычете (зачёте) причитающихся к уплате сумм НДС при импорте с учётом корректировки таможенной стоимости.

6) В соответствии с ч. 2, п. 1, ст. 176 НК России [19], по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов, превышающая общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, полученная разница - выявленная скорректированная сумма НДС подлежит возмещению [20] налогоплательщику-участнику ВЭД только после корректировки таможенной стоимости по ЭД, при уведомлении налогового органа по результатам ВТПИО, вне зависимости от применения или неприменения штрафных санкций к проверяемому лицу-участнику ВЭД.

7) По результатам ВТПИО, налоговый орган обязан принять решение об отказе в возмещении суммы НДС участнику ВЭД -«фирме-однодневке», заявленной к возмещению (п. 2, 3 ст. 176 НК России [19]). Отказ в возмещении/зачёте или налоговом вычете сумм НДС такому участнику ВЭД, осуществляющему деятельность путем включения фиктивных посредников в цепочку хозяйственных связей [21] - использование «фирм -прокладок», как фиктивную цепочку последующих фиктивных бестоварных перепродаж импортированного товара с искусственным наращиванием НДС на внутреннем рынке.

8) Уведомление налогового органа, в регионе деятельности которого зарегистрирован налогоплательщик -проверяемое лицо, в случае расхождения адреса места нахождения с адресом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной регистрации и принятие мер в рамках системы управления рисками (СУР) по результатам ВТПИО.

9) По результатам скорректированной таможенной стоимости по всем ЭД в рамках ВТПИО, налоговым органом в течение срока проведения ВТПИО дважды может производиться проверка полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней налогоплательщиком-участником ВЭД на внутреннем рынке: налог на прибыль, земельный налог, налог на имущество, подоходный налог (НДФЛ) и др. как в ходе проведения ВТПИО так и на основании скорректированной таможенной

стоимости по результатам ВТПИО, пополняя обоюдно бюджет.

Таким образом, предложенная автором методика в новых изменившихся условиях экономической, хозяйственной жизни страны, привносит в существующую практику исследований существенное комплексное дополнение на базе классической теории управления, построенное на конкретных общенаучных методах познания. Она основана на радикальном, управленческом, практическом, комплексном подходе к организации и проведению совместной с налоговым органом ВТПИО, позволяющем расширить палитру инструментария и возможностей реализации проверки с точки зрения доказательной базы занижения участником ВЭД таможенной стоимости товаров, с разоблачением прецедентов уклонения от уплаты причитающихся таможенных платежей, налогов (НДС) и незаконным возмещением НДС из бюджета при импорте. Кроме того, предложенная автором методика организации и проведения совместной с налоговым органом выездной таможенной проверки импортных операций, полностью координируя действия таможенного и налогового органов, позволит исключить излишнее вмешательство в коммерческую деятельность участников ВЭД, повторность проведения проверок, а также ускорить процесс реализации самих проверок с доначислением причитающихся к уплате налогов в бюджеты всех уровней на внутреннем рынке (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физи-

ческих лиц - НДФЛ и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова Л.А., Чепурнов С.А. Сущность, принципы, задачи и функции таможенного аудита // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов. - 2003. - С. 327-332.

2. Берзан А.А. Развитие методических основ посттаможенного контроля: автореф. дисс.... канд. экон. наук.: 08.00.05 / РТА. - М., 2007. - С. 15.

3. Лунёва Е.П. Методические и организационные основы таможенного аудита // Под общ. ред. д.э.н. Л.А. Поповой. - М.: РИО РТА, 2003. - С. 15.

4. Агапова А.А. Совершенствование контроля таможенной стоимости после выпуска товаров: дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2009.

5. Власов Д.Г. Управленческие аспекты комплексного подхода к проведению выездной таможенной проверки импортных операций // Вестник РТА. - 2011. - №3.

6. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 №257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.alta.ru/show orders.php?action=view&filena me=10SR0257.

7. Международные правила перевозки грузов «Ин-котермс - 2010». - [Электронный ресурс]. - Справочная правовая система «Консультант Плюс».

8. Письмо ФТС России от 19.06.2006 г. № 1722/20915. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.contactprof.ru/info.html.

9. Приказ ФТС России от 06.07.2012 №1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». -Справочная правовая система «Консультант Плюс».

10. Приказ ФТС России от 06.07.2012 №1372 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров». - Справочная правовая система «Консультант Плюс».

11. Власов Д.Г. Критерии выбора объектов выездной таможенной проверки в зависимости от степени риска нарушения таможенного законодательства // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 4. - С. 121-127.

12. Таможенный кодекс таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года, № 17. - М.: АБАК, 2011. - 256 с.

13. Власов Д.Г. Реализация управленческого потенциала выездной таможенной проверки // Академический вестник. - 2012. - №2(13). - С. 19-23.

14. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Справочная правовая система «Консультант Плюс».

15. Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008. - [Электронный ресурс]. - Справочная правовая система «Консультант Плюс».

16. Лицензионные платежи / Роялти. Патентный поверенный Российской Федерации. Юрист. Бойко Олег Николаевич. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www. 5tm.ru/services/royalties/.

17. Власов Д.Г. Отчёт о научно-исследовательской работе «Исследование проблем организации и планирования проведения выездных таможенных проверок импортных операций на единой таможенной территории Таможенного союза». - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

18. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии». -Справочная правовая система «Консультант Плюс».

19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Справочная правовая система «Консультант Плюс».

20. О возмещении налога на добавленную стоимость. Официальный портал Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.nalog.ru/rn77/news/archive/3776511/.

21. Суд признал посредника «лишним звеном». Официальный сайт «Бухгалтерия.т». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.buhgalteria.ru/news/n132361.

Рукопись поступила в редакцию 21.10.2014.

THE METHODOLOGY OF ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF IMPORT OPERATION EXIT CUSTOMS EXAMINATION JOINT WITH TAX AUTHORITY

D. Vlasov

In the forming conditions of transfer of customs control to the commodity after-output step the customs control subdivision officials carrying out the control after the after Customs union state-member commodity output faced with the actual problem of absence of effective universal mechanism of post-customs control of import operations. The creation and realization of this mechanism must be oriented not only on customs examination object choosing but also with organization of exit customs examinations joint with tax authorities.

Key words: payments under a licensing agreement, customs examination effectiveness, methodological ensuring level, customs value forming, criminal foreign-trade traffic, and scheme of evasion of customs and tax payments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.