Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ НЕУПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПУТЕМ ЗАНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ'

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ НЕУПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПУТЕМ ЗАНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГИ / CUSTOMS VALUE / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS OFFENSES / EXTERNAL-ECONOMIC ACTIVITY / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS DUTIES / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева М.Н.

Целью данного исследования является анализ практических особенностей, затрагивающих порядок выявления и доказывания правонарушений, касающихся неуплаты таможенных платежей, путем занижения базы их исчисления недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). В работе приведены обоснования актуальности данной темы: анализ статистических данных, отчетов таможенных органов (далее - ТО), напрямую связанные с темой исследования. Определены правовые основы сущности и порядка определения таможенной стоимости (далее - ТС) товаров, а также составлены соответствующие схемы. Рассмотрена роль взимаемых на основе ТС таможенных пошлин, налогов (далее - ТПН) для бюджета России. Проанализирована судебная практика за 2020 год. Рассмотрены основные распространенные схемы занижения ТС товаров. Кратко указаны способы, с помощью которых возможно сократить количество правонарушений по статье 16.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF OFFENSES RELATED TO CUSTOMS DUTIES NON-PAYMENT BY UNDERSTATING THE GOODS CUSTOMS VALUE

The purpose of this research is to analyze the practical features that affect the identifying and proving offenses procedure, which are related to customs duties non-payment by understating the base of their calculation by foreign traders. The paper presents substantiation of actuality of the topic: statistical data analysis and reports to customs bodies directly related to our research topic. There was defined the legal basis of the nature and procedure for determining the goods customs value, and were drawn up the corresponding schemes. The author considers the customs duties and taxes role for the Russian budget. The article analyses the judicial practice for the year 2020. There are also enumerated the main common schemes of understating the goods customs value. The research briefly comprises the ways by which it is possible to reduce the number of offenses under article 16.2 of the Code of Administrative Offenses.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ НЕУПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПУТЕМ ЗАНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ»

Выявление правонарушений, касающихся неуплаты таможенных платежей, путем

занижения таможенной стоимости товаров

Detection of offenses related to customs duties non-payment by understating the goods

customs value

Прокопьева М.Н.

Студент 5 курса, ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики, РФ, Санкт-Петербург e-mail: marija.pmn@yandex.ru

Prokopeva M.

5th year student,

Faculty of Technological Management and Innovations,

ITMO University, Russia, Saint Petersburg e-mail: marija.pmn@yandex.ru

Аннотация.

Целью данного исследования является анализ практических особенностей, затрагивающих порядок выявления и доказывания правонарушений, касающихся неуплаты таможенных платежей, путем занижения базы их исчисления недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). В работе приведены обоснования актуальности данной темы: анализ статистических данных, отчетов таможенных органов (далее - ТО), напрямую связанные с темой исследования. Определены правовые основы сущности и порядка определения таможенной стоимости (далее - ТС) товаров, а также составлены соответствующие схемы. Рассмотрена роль взимаемых на основе ТС таможенных пошлин, налогов (далее - ТПН) для бюджета России. Проанализирована судебная практика за 2020 год. Рассмотрены основные распространенные схемы занижения ТС товаров. Кратко указаны способы, с помощью которых возможно сократить количество правонарушений по статье 16.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) Российской Федерации.

Annotation.

The purpose of this research is to analyze the practical features that affect the identifying and proving offenses procedure, which are related to customs duties non-payment by understating the base of their calculation by foreign traders. The paper presents substantiation of actuality of the topic: statistical data analysis and reports to customs bodies directly related to our research topic. There was defined the legal basis of the nature and procedure for determining the goods customs value, and were drawn up the corresponding schemes. The author considers the customs duties and taxes role for the Russian budget. The article analyses the judicial practice for the year 2020. There are also enumerated the main common schemes of understating the goods customs value. The research briefly comprises the ways by which it is possible to reduce the number of offenses under article 16.2 of the Code of Administrative Offenses.

Ключевые слова: таможенная стоимость, таможенные платежи, таможенные правонарушения, внешнеэкономическая деятельность, Федеральная таможенная служба, таможенные пошлины, налоги

Key words: customs value, customs payments, customs offenses, external-economic activity, Federal customs service, customs duties, taxes

Корректное определение ТС товара в целях исчисления таможенных платежей играет важнейшую роль при применении мер таможенно-тарифного регулирования (далее - ТТР), потому как от этого зависит сумма таможенных пошлин и налогов (далее - ТПН), взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу.

Обеспечение таких условий, при которых уплата таможенных платежей была бы максимально полной, достоверной и своевременной, - одна из важнейших задач таможенных органов (далее - ТО) России. Это напрямую влияет на стабильность пополнения доходной части федерального бюджета [3].

Данное заявление можно подтвердить следующим фактом: по оперативным данным Минфина РФ на 01.12.2020 доля поступлений от Федеральной таможенной службы в общей структуре доходов федерального

бюджета составляла более 29%, уступая лишь объему поступлений от Федеральной налоговой службы. Соответственно, ТПН составляют заметную часть поступлений в бюджет нашей страны. Это отражает первостепенное значение фискальной функции, которая возложена на ТО в соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса (далее - ТК) Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) [1].

Статистика количества возбужденных дел об административных правонарушениях (АП), касающихся нарушений таможенного законодательства, представлена на рисунке 1 [2].

Рисунок 1. Количество АП в области таможенного дела за 2015-2019 гг., ед.

Как можно заметить по рисунку, чаще других возбуждаются дела об АП по статье 16.2 КоАП РФ, в которой идет речь и о занижении ТС товаров при декларировании, что повлекло или могло повлечь занижение сумм ТПН.

Существует 6 методов определения ТС товаров, однако в подавляющем большинстве случаев участники внешнеторговой деятельности используют 1 метод - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

ТС по данному методу рассчитывается следующим образом (ЦФУ - цена, фактически уплаченная/подлежащая уплате, в соответствии с положениями ТК ЕАЭС) (рисунок 2):

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ

ЦФУ

Доп. начисления

Вычеты

Рисунок 2. Схема определения ТС товаров

При определении ТС товара по методу 1, в ее структуру включаются следующие расходы, при условии, если они не были ранее включены в ЦФУ (таблица 1):

Таблица 2. Расходы, включаемые в ТС товаров и не включенные в ЦФУ

Расходы Подвид расхода

Расходы в размере, в котором они осуществлены/подлежат осуществлению покупателем Вознаграждение посредникам/агентам, за исключением вознаграждения, уплачиваемого покупателем своему агенту за оказание услуг по его представлению за пределами таможенной территории (далее - ТТ) ЕАЭС, связанных с покупкой ввозимых товаров

Расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ

Расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами

Стоимость товаров и услуг, прямо/косвенно предоставленных покупателем бесплатно/ по сниженной цене в связи с производством и продажей товаров на ТТ ЕАЭС Сырье, материалы, детали и иные товары, израсходованные при производстве ввозимых товаров

Проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, выполненные вне ТТ ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров

Часть дохода/выручки, полученной в результате продажи/распоряжения иным способом ввозимых товаров, которая прямо/косвенно причитается продавцу

Транспортные расходы Расходы по перевозке товаров до места прибытия таких товаров на ТТ ЕАЭС

Расходы на погрузку/разгрузку/перегрузку ввозимых товаров до места прибытия на ТТ ЕАЭС

Расходы на страхование в связи с транспортировкой товаров

Лицензионные и подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые являются условием продажи товаров Роялти

Паушальный платеж

Такие начисления осуществляются при соблюдении условий (рисунок 3):

Рисунок 3. Условия осуществления дополнительных начислений к КЦ К вычетам при определении ТС товаров относятся [5]:

1) Расходы на производимые после ввоза товаров на ТТ ЕАЭС строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении промышленных установок, машин, оборудования;

2) Расходы на транспортировку, осуществляемую на ТТ ЕАЭС;

3) Пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом/продажей товаров на ТТ ЕАЭС. Для вычетов одновременно должны соблюдаться условия (рисунок 4):

Рисунок 4. Условия применения вычетов из КЦ

По данным отчетов Федеральной таможенной службы РФ одной из распространенных схем уклонения

от уплаты таможенных платежей в 2019 г. являлся неправомерный вычет из ТС товаров расходов по перевозке (транспортировке) товаров, который осуществлялся после их прибытия на ТТ ЕАЭС, но не подтверждался документально. Соответственно, это является одним из актуальных вопросов при заявлении и контроле ТС [3].

Однако, не всегда корректировка ТС по причине невключения участником ВЭД транспортных расходов со стороны ТО является правомерной. Если лицом, осуществляющим внешнеторговую деятельность, представлены документальные доказательства того, что транспортные расходы совершены после прибытия на ТТ ЕАЭС, то судом действия ТО могут быть признаны незаконными.

Например, в 2020 году Общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни о внесении изменений и/дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, а также об обязании возвратить денежные средства, излишне уплаченные при выпуске товаров. Ранее ТО было выявлено, что цена товара отличалась в меньшую сторону от стоимости идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза. Отсутствовало достаточное документальное подтверждение участником ВЭД заявленных сведений о ТС. Также у ТО присутствовали основания полагать, что не соблюдена структура ТС: не учтены либо учтены не в полном объеме транспортные расходы. Однако, действия ТО были признаны незаконными, поскольку судом было выявлено: декларанту не была обеспечена возможность предоставить документы и пояснения, необходимые для устранения выявленных в ходе таможенного контроля сомнений в достоверности и полноте сведений о ТС товаров и возможном наличии у Общества дополнительных расходов, не включенных в ЦФУ [4].

Кроме того, правомерным было признано и решение Брянской таможни о внесении изменений/дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары в части ТС. Так, Обществом был ввезен на ТТ ЕАЭС товар «щебень гранитный» и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Перевозка товара осуществлялась в железнодорожных вагонах. В ходе проведения таможенного контроля должностными лицами отдела контроля ТС было выявлено: в структуру ТС не были включены расходы за услуги по организации предоставления грузовых железнодорожных вагонов. В отношении Общества было возбуждено дело об АП по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Не согласившись с постановлением Брянской таможни, Общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания. Однако, суд в удовлетворении требований отказал, поскольку решение таможни было признано правомерным.

Помимо этого, встречаются и споры, когда ТС товаров ниже стоимости идентичных/однородных.

Так, Общество обратилось в арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с Псковской таможни излишне взысканных ТПН. Ранее ТО было выявлено, что цена товара отличалась в меньшую сторону от стоимости однородных товаров, ввезенных при сопоставимых условиях иными участниками ВЭД. Таможня вынесла решение о взыскании неуплаченных ТПН. В свою очередь суд вынес решение об отказе в удовлетворении требования Общества, так как «взысканные таможенные платежи, пени ... не являются излишне взысканными и взысканию с ответчика не подлежат» [4].

Возникают проблемы и с включением в структуру ТС и иных дополнительных начислений к цене товара, которые предусмотрены ст. 40 ТК ЕАЭС. Например, при необходимости включения лицензионных платежей в структуру ТС.

Так, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решение Хакасской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. Общество полагало:

лицензионные платежи не подлежат включению в ТС, поскольку производимая по лицензионному договору продукция лишь частично состоит из товаров, ввезенных по данной декларации. ТО было принято решение о корректировке ТС товаров. Основание - вывод о необходимости включения в расчет ТС отчислений по лицензионному соглашению [4].

Суд установил: ТО представил достоверные доказательства, свидетельствующие об использовании ввозимых товаров для изготовления продукции в рамках лицензионного соглашения. При этом, в соответствии с лицензионным соглашением неуплата лицензионных платежей послужила бы основанием для отзыва лицензии на изготовление продукции. Было признано, что решение Хакасской таможни правомерно.

Кроме того, возникают споры и по поводу включения в ТС товаров расходов на проектирование, разработку, инженерную, конструкторскую работу, выполненные вне ТТ ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров.

Так, 9 июня 2020 г. арбитражный суд Нижегородской области вынес решение в пользу ТО по делу, касающемуся включения расходов на опытно-конструкторские работы в ТС товаров. Импортером был ввезен товар для изготовления продукции в рамках внешнеторгового контракта на изготовление и поставку товаров с иностранным лицом. С тем же лицом заключен договор на выполнение опытно-конструкторской работы по разработке конструкторской документации на производимую продукцию и ввозимые товары. По результатам проведенного таможенного контроля ТО решил, что ТС должна включать в себя расходы на опытно-конструкторские работы. Суд признал это правомерным, так как подготовка конструкторской документации была неотъемлемой частью обязательств поставщика в соответствии с внешнеторговым договором [4].

Безусловно, не все ситуации занижения базы для исчисления таможенных платежей основаны на невключении тех или иных расходов, подлежащих такому включению в структуру ТС.

Например, 10 августа 2020 года Арбитражным судом Краснодарского края правомерным было признано решение Новороссийской таможни об отказе в выпуске товаров. Общество ввезло товар «бананы свежие, зеленые...», общим весом брутто/нетто 75 396/70 638 кг. Но в ходе таможенного контроля ТО пришел к выводу о том, что фактический вес брутто/нетто больше заявленного в декларации на 1 210/240,6 кг. Соответственно, и заявленная база для исчисления таможенных платежей была также недостоверной. ТО правомерно возбудил дело об АП в отношении лица по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ [4].

Таким образом, судебная практика демонстрирует, что между участниками ВЭД и ТО часто возникают споры по поводу необходимости включения или невключения определенных расходов в структуру ТС товара. Однако, для того, чтобы таких разногласий становилось меньше, а также для того, чтобы двигаться в направлении снижения административной нагрузки на участников ВЭД в соответствии с одним из целевых ориентиров Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, важной должна стать профилактики таможенных правонарушений и деятельность по повышению правовой грамотности общественности. Например, Федеральная таможенная служба и, в частности, Пресс-служба могли бы начать разработку различных телепрограмм или видеороликов для официального сайта таможенной службы России, которые были бы направлены на освещение нюансов таможенного законодательства ЕАЭС и РФ. Помимо повышения правовой грамотности, это могло бы послужить и значительным укреплением благоприятной среды взаимодействия таможни и бизнеса.

Список используемой литературы:

1. Исполнение доходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов бюджета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iminfin.ru/areas-of-analYsis/budget/dohodY-fb/struktura-dokhodov-poadministratoram?territorv= 1.

2. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/.

3. Прокопьева, М.Н. Исследование проблемных вопросов определения таможенной стоимости товаров // Вопросы студенческой науки. - 2020. - №7(47). - С. 78-85.

4. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.