Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ИНКОТЕРМС-2020 НА РАЗМЕР ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ИНКОТЕРМС-2020 НА РАЗМЕР ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1484
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ИНКОТЕРМС-2020 / УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ / КОНТРАКТНАЯ ЦЕНА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГИ / CUSTOMS VALUE / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS OFFENSES / INCOTERMS-2020 / TERMS OF DELIVERY / CONTRACT PRICE / EXTERNAL-ECONOMIC ACTIVITY / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS DUTIES / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева М.Н.

Цель исследования, изложенного ниже, - анализ важности корректного определения и заявления таможенной стоимости (далее - ТС) товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). В работе описан процесс достоверного определения ТС товаров в соответствии с нормами действующего законодательства. Автором было определено, что важнейшим элементом в структуре ТС является контрактная цена, то есть та сумма, которая причитается иностранному продавцу в соответствии с условиями внешнеторгового контракта. В свою очередь, условия контракта кратко описываются правилами Инкотермс, для понимания которых в работе составлены схемы и таблицы. Важность правильного заявления ТС товаров участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) исследуется путем сопоставления сумм таможенных пошлин, налогов (далее - ТПН), которые начислены на некорректно определенную ТС и на ТС, которая является достоверной. Данный анализ был проведен на основе нескольких смоделированных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE INCOTERMS-2020 TERMS OF DELIVERY IMPACT ON THE SIZE OF THE IMPORTED GOODS CUSTOMS VALUE

The purpose of the study outlined below, is the importance analysis of correct customs value determination and declaration of goods imported into the customs territory of the EAEU. The paper describes the process of reliable determination of the goods customs value in accordance with the current legislation norms. The author determined that the most important element in the structure of the goods customs value is the contract price, which is the amount that’s due to the foreign seller in accordance with the foreign trade contract terms. In turn, the terms of the contract are briefly described by the Incoterms rules and there’re compiled diagrams and tables for the understanding. The importance of the correct declaration of the goods customs value by foreign economic activity participants is investigated by comparing the amounts of customs duties and taxes that are accrued on an incorrectly defined customs value and on a customs value that is reliable. The analysis was carried out on the several simulated situations basis.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ ИНКОТЕРМС-2020 НА РАЗМЕР ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ»

Исследование влияния условий поставки Инкотермс-2020 на размер таможенной

стоимости ввозимых товаров

The study of the Incoterms-2020 terms of delivery impact on the size of the imported goods

customs value

Прокопьева М.Н.

Студент 5 курса, ф-т технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики, РФ, Санкт-Петербург e-mail: marija.pmn@yandex.ru

Prokopeva M.

5th year student,

Faculty of Technological Management and Innovations,

ITMO University, Russia, Saint Petersburg e-mail: marija.pmn@yandex.ru

Аннотация.

Цель исследования, изложенного ниже, - анализ важности корректного определения и заявления таможенной стоимости (далее - ТС) товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). В работе описан процесс достоверного определения ТС товаров в соответствии с нормами действующего законодательства. Автором было определено, что важнейшим элементом в структуре ТС является контрактная цена, то есть та сумма, которая причитается иностранному продавцу в соответствии с условиями внешнеторгового контракта. В свою очередь, условия контракта кратко описываются правилами Инкотермс, для понимания которых в работе составлены схемы и таблицы. Важность правильного заявления ТС товаров участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) исследуется путем сопоставления сумм таможенных пошлин, налогов (далее - ТПН), которые начислены на некорректно определенную ТС и на ТС, которая является достоверной. Данный анализ был проведен на основе нескольких смоделированных ситуаций.

Annotation.

The purpose of the study outlined below, is the importance analysis of correct customs value determination and declaration of goods imported into the customs territory of the EAEU. The paper describes the process of reliable determination of the goods customs value in accordance with the current legislation norms. The author determined that the most important element in the structure of the goods customs value is the contract price, which is the amount that's due to the foreign seller in accordance with the foreign trade contract terms. In turn, the terms of the contract are briefly described by the Incoterms rules and there're compiled diagrams and tables for the understanding. The importance of the correct declaration of the goods customs value by foreign economic activity participants is investigated by comparing the amounts of customs duties and taxes that are accrued on an incorrectly defined customs value and on a customs value that is reliable. The analysis was carried out on the several simulated situations basis.

Ключевые слова: таможенная стоимость, таможенные платежи, Инкотермс-2020, условия поставки, контрактная цена, внешнеэкономическая деятельность, Федеральная таможенная служба, таможенные пошлины, налоги.

Key words: customs value, customs payments, customs offenses, Incoterms-2020, terms of delivery, contract price, external-economic activity, Federal customs service, customs duties, taxes.

Одной из важнейших функций ТО в соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС является обеспечение пополнения доходной части бюджета нашей страны. Это происходит за счет взимания с участников ВЭД таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. К таким таможенным платежам относят [6]:

- Ввозная таможенная пошлина;

- Вывозная таможенная пошлина;

- Таможенные сборы (за совершение таможенных операций, за сопровождение, за хранение);

- Акциз;

- Налог на добавленную стоимость.

Значимость фискальной функции ТО России подтверждается и долей поступлений от деятельности Федеральной таможенной службы в федеральный бюджет: по данным Минфина РФ на 01.12.2020 такая доля составила более 29%. Соответственно, корректное определение и заявление, а также контроль ТС товаров напрямую влияет на полноту подлежащих взиманию ТПН [2].

Статистика количества возбужденных дел об административных правонарушениях (далее - АП), касающихся нарушений таможенного законодательства, представлена на рисунке 1 [3].

Рисунок 1. Количество АП в области таможенного дела за 2015-2019 гг., ед.

По представленным данным можно проследить, что из года в год самую большую долю из всех АП, возбуждаемых ТО, занимают правонарушения по статье 16.2 КоАП: заявление декларантом таких сведений при декларировании товаров, которые послужили/могли послужить основанием для освобождения от уплаты ТПН или для занижения их размера. В статье говорится и о занижении размера ТС, являющемся причиной неуплаты/неполной уплаты таможенных платежей.

При определении ТС ввозимых товаров в ее структуру включаются следующие элементы:

- Цена, фактически уплаченная/подлежащая уплате (далее - ЦФУ) - это общая сумма платежей за товары, которая в соответствии с условиями внешнеторговой сделки уплачивается покупателем продавцу/иному лицу в счет продавца;

- Дополнительные начисления в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС [6]:

о Вознаграждение посредникам/агентам, за исключением вознаграждения, уплачиваемого покупателем своему агенту за оказание услуг по его представлению за пределами таможенной территории (далее - ТТ) ЕАЭС, связанных с покупкой ввозимых товаров;

о Расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ;

о Расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

о Стоимость товаров и услуг, прямо/косвенно предоставленных покупателем бесплатно/ по сниженной цене в связи с производством и продажей товаров на ТТ ЕАЭС (сырье, материалы, детали и иные товары,

израсходованные при производстве ввозимых товаров, проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, выполненные вне таможенной территории (далее - ТТ) ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров);

о Часть дохода/выручки, полученной в результате продажи/распоряжения иным способом ввозимых товаров, которая прямо/косвенно причитается продавцу;

о Транспортные расходы до места прибытия на ТТ ЕАЭС; о Расходы на страхование товаров;

о Лицензионные и подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые являются условием продажи товаров (роялти, паушальный платеж);

- Вычеты из ТС, подтвержденные документально и произведенные после прибытия на ТТ ЕАЭС: о Расходы на строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении промышленных установок, машин, оборудования; о Транспортные расходы;

0 Пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом/продажей товаров на ТТ ЕАЭС.

В свою очередь ЦФУ определяется исходя из условий, определенных внешнеторговой сделкой, в частности исходя из условий поставки товаров.

1 января 2020 года в силу вступила новая редакция правил Инкотермс-2020. Данные правила позволяют значительно сократить и упростить все условия поставки, описанные в той или иной внешнеторговой сделке. Структуру таких условий можно схематично представить следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2. Структура условий поставки Инкотермс Правила Инкотермс объединены в 4 группы, которые выстроены в зависимости от обязанностей,

расходов и рисков (рисунок 3):

Группа Е — Место отправки (Departure)

Группа F — Основная перевозка не оплачена (Main Carnage Unpaid)

Группа С — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid)

Группа D — Доставка (Arrival)

Рисунок 3. Группы правил Инкотермс Обязанности расходы и риски продавца и покупателя перечислены в таблице 1.

Таблица 3. Группировка обязанностей, расходов и рисков продавца и покупателя по Инкотермс-2020 [1].

Продавец Покупатель

Группа E (EXW)

Обеспечивает передачу товара покупателю в определенном им месте. Обеспечивает полностью доставку от места погрузки и основную перевозку, несет все риски с момента принятия товара у продавца

Группа F (FCA , FAS, FOB)

Обеспечивает экспортное таможенное оформление. Доставляет до места отгрузки. Определяет места отгрузки на стороне продавца. Заключает основной договор перевозки. Несет ответственность за выбор перевозчика (экспедитора). Контролирует расходы на фрахт.

Группа C (CPT CFR, aF)

Заключает основной договор перевозки. Несет ответственность за выбор перевозчика (экспедитора). Обеспечивает доставку до места погрузки на основную перевозку. Контролирует расходы на фрахт. Риск переходит на покупателя до завершения основной перевозки. Обеспечивает экспортное таможенное оформление. Несет риск утраты груза в пути перевозчиком, оплаченным продавцом. Полностью полагается на продавца в части обеспечения данными морского перевозчика. Выбор места доставки на стороне покупателя.

ГРУППА D (DPU , DAP, DDP)

Заключает контракт на основную перевозку. Отвечает за выбор основного перевозчика (экспедитора). Обеспечивает доставку до места погрузки. Контролирует расходы на фрахт. Обеспечивает оформление документации. Переход риска на покупателя в месте доставки, выгрузки. Обеспечивает экспортно-импортное таможенное оформление Определяет место доставки. Обеспечивает разгрузку в месте передачи товара (за исключением DPU)

Особенности распределения обязанностей продавца и покупателя, а также переход рисков представлен на рисунке 4 [1].

1Ш й. т

Л ^ ==* ш

ОТГРУЗКА ТОВАРА

EXW

РСА

РАБ

РОВ

СРВ

С1Р

С1Р

СРТ

РАР

йРУ

ООР

ДОСТАВКА ПОГРУЗКА ПЕРЕВОЗКА

В ПОРТ НА СУДНО ФРАХТ

ТАМОЖНЯ ИМПОРТ

I ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА I ОБЯЗАННОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ

у/ переход рисков |пс деггпБ 2020

Рисунок 4. Особенности распределения обязанностей продавца и покупателя и момента перехода рисков

Таким образом, в зависимости от избранного условия поставки, которое влияет на размер ЦФУ, в структуру ТС включаются/исключаются из нее те или иные расходы.

Приведем пример расчета ТС товаров в соответствии с одним из условий поставки каждой группы Инкотермс-2020, а также определим возможные последствия недостоверного заявления ТС в виде непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

1 группа Е (ЕХЖ)

Заключен контракт на условиях ЕХ"^Пекин. Поставка включает 3 товара весом 34 кг. Контрактная цена (далее - КЦ) товара составляет 23579 евро. Со склада продавца товары везутся в Цицикар за 100 евро. Стоимость перевозки от Цицикара до Благовещенска - 92 евро. За перевозку от Благовещенска до Хабаровска транспортная компания запросила 9 800 руб. Курс евро=91,34 руб.

Здесь важно отметить, что транспортные расходы распределяются между товарами пропорционально весу брутто, а страховые расходы - пропорционально цене товара [5].

Условие поставки ЕХЖ подразумевает, что вся ответственность, риски и расходы переходят на покупателя с момента принятия товара у продавца. Поэтому транспортные расходы от Пекина и до места прибытия на ТТ ЕАЭС (Благовещенск) несет покупатель, и данные расходы включаются в ТС товара (192 евро=17 537,28 руб.). Расходы от Благовещенска до Хабаровска являются транспортными расходами, осуществленными после прибытия на ТТ ЕАЭС, не включенными в ЦФУ и, соответственно, не подлежащими включению/исключению из ТС.

Представим расчеты в таблице 2:

Таблица 2. Расчет ТС товаров, ввозимых на ТТ ЕАЭС

Товары цена, евро цена, руб. вес брутто, кг транспортные расходы, руб. ТС, руб.

Товар 1 9 365,00 855 399,10 15 7 737,04 863 136,14

Товар 2 7 656,00 699 299,04 9 4 642,22 703 941,26

Товар 3 6 558,00 599 007,72 10 5 158,02 604 165,74

ИТОГ 23 579,00 2 153 705,86 34 17 537,28 2 171 243,14

Таким образом, ТС всех ввозимых товаров составляет 2 171 243,14 руб. Данная сумма должна использоваться в качестве основы для начисления ТПН. Однако, если не учитывать/некорректно учитывать транспортные расходы, которые должны включаться в ТС товаров (как иногда происходит на практике по тем или иным причинам), участник ВЭД способен заявить ТС в размере КЦ, то есть на 17 537,28 руб. меньше, что является нарушением и ведет к занижению сумм таможенных платежей, подлежащих уплате.

Рассмотрим, каким образом могут быть занижены подлежащие уплате ТПН (таблица 3).

Таблица 3. Расчет ТПН, подлежащих уплате при достоверном заявлении ТС

Товары ТС, руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 863 136,14 12 20 103 576,34 172 627,23 276 203,56

Товар 2 703 941,26 9 20 63 354,71 140 788,25 204 142,97

Товар 3 604 165,74 5 20 30 208,29 120 833,15 151 041,44

ИТОГ 2 171 243,14 197 139,34 434 248,63 631 387,96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно, за ввозимые товары уплате подлежит 631 387,96 руб., а с учетом таможенных сборов за таможенные операции (далее - ТСТО) (при электронном декларировании 8 530 руб.) 639 917,96 руб. [4].

Если же рассчитать ТПН, которые участник ВЭД уплатил бы, используя в качестве базы только КЦ товаров, то сумма составила бы (с учетом ТСТО) 634 806,36 руб. (таблица 4).

Таблица 4. Расчет ТПН, подлежащих уплате при недостоверном заявлении ТС

Товары ТС (КЦ), руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 855 399,10 12 20 102 647,89 171079,82 273 727,71

Товар 2 699 299,04 9 20 62 936,91 139859,808 202 796,72

Товар 3 599 007,72 5 20 29 950,39 119801,544 149 751,93

ИТОГ 2 153 705,86 195 535,19 430741,172 626 276,36

И, несмотря на то, что различие в подлежащих уплате суммах ТПН невелика (5 111,60 руб.), подобные ситуации довольно распространены, согласно отчетам Федеральной таможенной службы России, что ведет к увеличению сумм в десятки и сотни раз, особенно если покупателем помимо КЦ уплачиваются, например, расходы на страхование/лицензионные платежи, как мы увидим на следующих примерах [3].

2 группа F (FOB).

В Санкт-Петербург из Котки поставляется 5 партий различных товаров с КЦ=92 000 евро, вес брутто=234 кг. Товары следуют морским транспортом. Стоимость погрузки - 100 евро, стоимость фрахта=2 300 евро. Товар застрахован на сумму 1300 евро. Условие поставки: FOB-порт Котка. Курс евро=91,34 руб.

Условие поставки FOB подразумевает, что вся ответственность, риски и расходы переходят на покупателя с момента размещения товаров на борту судна, зафрахтованного покупателем. Соответственно, в сумму КЦ уже включена стоимость погрузки на борт судна, а транспортные и страховые расходы оплачиваются покупателем отдельно.

Произведем те же расчеты, что и ранее (таблица 5 - 7):

Таблица 5. Расчет ТС товаров, ввозимых на ТТ ЕАЭС

Товары цена, евро цена, руб. вес брутто, кг транспортные расходы, руб. страховые расходы, руб. ТС, руб.

Товар 1 15 320,00 1 399 328,80 16,5 19 773,12 14 813,47 1 433 915,40

Товар 2 34 568,00 3 157 441,12 32 44 616,02 28 729,16 3 230 786,30

Товар 3 6 352,00 580 191,68 7,5 8 198,36 6 733,40 595 123,44

Товар 4 22 292,00 2 036 151,28 98 28 771,70 87 983,06 2 152 906,04

Товар 5 13 468,00 1 230 167,12 80 17 382,80 71 822,91 1 319 372,82

ИТОГ 92 000,00 8 403 280,00 234 118 742,00 210 082,00 8 732 104,00

Таблица 6. Расчет ТПН, подлежащих уплате при достоверном заявлении ТС

Товары ТС, руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 1 433 915,40 9 20 129 052,39 286 783,08 415 835,47

Товар 2 3 230 786,30 5 20 161 539,31 646 157,26 807 696,57

Товар 3 595 123,44 12 20 71 414,81 119 024,69 190 439,50

Товар 4 2 152 906,04 7,5 20 161 467,95 430 581,21 592 049,16

Товар 5 1 319 372,82 8 20 105 549,83 263 874,56 369 424,39

ИТОГ 8 732 104,00 629 024,29 1 746 420,80 2 375 445,09

Таблица 7. Расчет ТПН, подлежащих уплате при недостоверном заявлении ТС

Товары ТС (КЦ), руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 1 399 328,80 9 20 125 939,59 279 865,76 405 805,35

Товар 2 3 157 441,12 5 20 157 872,06 631 488,22 789 360,28

Товар 3 580 191,68 12 20 69 623,00 116 038,34 185 661,34

Товар 4 2 036 151,28 7,5 20 152 711,35 407 230,26 559 941,60

Товар 5 1 230 167,12 8 20 98 413,37 246 033,42 344 446,79

ИТОГ 8 403 280,00 604 559,37 1 680 656,00 2 285 215,37

Исходя из приведенных расчетов разница между ТПН, начисленных на корректно заявленную ТС, и ТПН, начисленных на неправильно определенную ТС, (с учетом ТСТО) составляет уже 90 229,73 руб.

Группа С (ОТ):

Между шведской компанией, расположенной в Стокгольме, и московской фирмой был заключен договор на поставку 4 товаров на условиях СШ-Санкт-Петербург. Общий вес товаров - 95 кг. КЦ=150 000 долл.США. Товары застрахованы на 5 000 долл.США. Погрузка товара на борт судна составила 100 долл.США, фрахт до Санкт-Петербурга - 8 000 долл.США, разгрузка в порту Санкт-Петербурга - 80 долл.США, перевозка на автомобильном транспорте до Москвы - 150 долл.США. Товар 1 ввозится для производства продукции, которая требовала конструкторскую документацию, оформленную продавцом (Стокгольм): покупатель заплатил за нее 15 000 долл.США. Курс долл.США=75,46 руб.

Условие поставки СШ предусматривает, что продавец обязан застраховать, погрузить товар на борт судна и доставить его в порт разгрузки. Таким образом, размер страховых расходов, стоимость погрузки и фрахта уже включены в КЦ. Разгрузка товаров и перевозка автомобильным транспортом до Москвы являются расходами, произведенными после прибытия товаров на ТТ ЕАЭС, поэтому не подлежат включению в ТС. В свою очередь оплаченные услуги по разработке конструкторской документации включаются в ТС (1 131 900 руб.).

Вновь произведем соответствующие расчеты (таблицы 8 - 10):

Таблица 8. Расчет ТС товаров, ввозимых на ТТ ЕАЭС

Товары цена, долл. цена, руб. услуги по разработке конструкторской документации, руб. ТС, руб.

Товар 1 55 000,00 4 150 300,00 1131900 5 282 200,00

Товар 2 23 640,00 1 783 874,40 1 783 874,40

Товар 3 26 310,00 1 985 352,60 1 985 352,60

Товар 4 45 050,00 3 399 473,00 3 399 473,00

ИТОГ 150 000,00 11 319 000,00 11 319 000,00

Таблица 9. Расчет ТПН, подлежащих уплате при достоверном заявлении ТС

Товары ТС, руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 5 282 200,00 13,5 20 713 097,00 1 056 440,00 1 769 537,00

Товар 2 1 783 874,40 4 20 71 354,98 356 774,88 428 129,86

Товар 3 1 985 352,60 9 20 178 681,73 397 070,52 575 752,25

Товар 4 3 399 473,00 8,5 20 288 955,21 679 894,60 968 849,81

ИТОГ 11 319 000,00 1 252 088,92 2 490 180,00 3 742 268,92

Таблица 10. Расчет ТПН, подлежащих уплате при недостоверном заявлении ТС

Товары ТС (КЦ), руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 4 150 300,00 13,5 20 560 290,50 830 060,00 1 390 350,50

Товар 2 1 783 874,40 4 20 71 354,98 356 774,88 428 129,86

Товар 3 1 985 352,60 9 20 178 681,73 397 070,52 575 752,25

Товар 4 3 399 473,00 8,5 20 288 955,21 679 894,60 968 849,81

ИТОГ 11 319 000,00 1 099 282,42 2 263 800,00 3 363 082,42

В приведенном примере сумма неуплаченных таможенных платежей могла бы составить 379 186,50 руб. с учетом ТСТО (12 тыс.руб.).

Группа D (DPU): продавец обязан доставить товар до места назначения и выгрузить его.

Из Варшавы в Нижний Новгород ввозится 3 наименования товаров железнодорожным транспортом на условиях DPU-Нижний Новгород. КЦ=43 500 долл.США, вес брутто=900 кг. Товар 3 застрахован на сумму 550 долл.США (41 503 руб.), также в отношении него предусмотрен паушальный лицензионный платеж в размере 7% от его цены. Транспортные расходы по перевозке от Варшавы до Нижнего Новгорода составили 2 300 долл.США. Учитывая, что транспортные расходы, осуществленные после прибытия на ТТ ЕАЭС, подлежат вычету из ТС, покупатель рассчитал математически размер транспортных расходов от Бреста (Беларусь) до Нижнего Новгорода. Получившуюся сумму (2 150 долл.США=162 239 руб.) он вычел из ТС товаров, на основе которой должны взиматься ТПН, однако не представил никаких фактических документальных подтверждений, которые бы однозначно определяли размер транспортных расходов до прибытия на ТТ ЕАЭС и после прибытия. Курс долл.США=75,46 руб.

Соответствующие расчеты приведены в таблицах 11 - 14.

Таблица 11. Расчет некорректной ТС (не подтверждены транспортные расходы после прибытия на ТТ ЕАЭС)

Товары цена, долл. цена, руб. вес брутто, кг транспортные расходы, которые покупатель вычел из ТС руб. ТС, руб.

Товар 1 12 620,00 952 305,20 550 99 146,06 853 159,14

Товар 2 10 300,00 777 238,00 305 54 980,99 722 257,01

Товар 3 20 580,00 1 552 966,80 45 8 111,95 1 544 854,85

ИТОГ 43 500,00 3 282 510,00 900 162 239,00 3 120 271,00

Таблица 12. Расчет корректной ТС товаров, ввозимых на ТТ ЕАЭС

Товары цена, евро цена, руб. паушальный платеж, руб. страховые расходы, руб. ТС, руб.

Товар 1 12 620,00 952 305,20 952 305,20

Товар 2 10 300,00 777 238,00 777 238,00

Товар 3 20 580,00 1 552 966,80 108 707,68 41 503,00 1 703 177,48

ИТОГ 43 500,00 3 282 510,00 108 707,68 41 503,00 3 432 720,68

Таблица 13. Расчет ТПН, подлежащих уплате при достоверном заявлении ТС

Товары ТС, руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 952 305,20 5 20 47 615,26 190 461,04 238 076,30

Товар 2 777 238,00 5 20 38 861,90 155 447,60 194 309,50

Товар 3 1 703 177,48 13,5 20 229 928,96 340 635,50 570 564,45

ИТОГ 3 432 720,68 316 406,12 686 544,14 1 002 950,25

Таблица 14. Расчет ТПН, подлежащих уплате при недостоверном заявлении ТС

Товары ТС (КЦ), руб. Ставка ВТП,% Ставка НДС,% Сумма ВТП, руб. Сумма НДС,руб. Сумма таможенных платежей, руб.

Товар 1 853 159,14 5 20 42 657,96 170 631,83 213 289,79

Товар 2 722 257,01 5 20 36 112,85 144 451,40 180 564,25

Товар 3 1 544 854,85 13,5 20 208 555,40 308 970,97 517 526,37

ИТОГ 3 120 271,00 287 326,21 624 054,20 911 380,41

Исходя из рассчитанных значений, мы приходим к следующему выводу: в результате недостоверного заявления ТС в государственный бюджет могло бы не поступить с учетом ТСТО (3100 руб.) 91 569,84 руб.

Подводя итог проведенному исследованию хочется отметить: если бы ТО России не выявляли случаи умышленного/неумышленного занижения ТС, то сумма подлежащих взиманию и неуплаченных таможенных платежей действительно увеличивается в десятки и сотни раз, как было продемонстрировано в примерах. Этим и объясняется пристальное внимание и таможенный контроль ТС товаров, ввозимых на ТТ ЕАЭС. И, несмотря на то, что некоторые участники ВЭД могут быть недостаточным образом осведомлены об особенностях определения и заявления ТС товаров, это не освобождает их от ответственности.

Список используемой литературы:

1. Инкотермс 2020, изменения в условиях поставок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://anvaY.ru/incoterms-2020.

2. Исполнение доходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов бюджета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iminfin.ru/areas-of-analYsis/budget/dohodY-fb/struktura-dokhodov-poadministratoram?territorY= 1.

3. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/.

4. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 №342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров».

5. Прокопьева, М.Н. Исследование проблемных вопросов определения таможенной стоимости товаров // Вопросы студенческой науки. - 2020. - №7(47). - С. 78-85.

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.