Научная статья на тему 'Проблема полноты взимания таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности'

Проблема полноты взимания таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЛИЦЕН ЗИОННЫЙ ДОГОВОР (СУБЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР) / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ТОВАРЫ / СО ДЕРЖАЩИЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / LICENSE CONTRACT (SUBLICENSE CONTRACT) / ROYALTIES / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS VALUE / GOODS AS OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетман Анастасия Геннадьевна, Гетман Александр Николаевич

В статье рассмотрена проблема учета интеллектуальных прав при расчете таможенной стоимости товара в целях обеспечения полноты взимания таможенных платежей на примере деятельности Южного таможенного управления. Предложен показатель эффективности деятельности таможенных органов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMPLETENESS OF CUSTOMS PAYMENTS COLLECTION ON IMPORTED GOODS SPECIFIED AS OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY

In the article the problem of intellectual rights accounting at calculation of customs value of goods is described with a view of ensuring completeness of collection of customs payments. The relevant experience of the Southern customs office is analyzed. The indicator of efficiency of customs house activity in the above mentioned sphere is offered.

Текст научной работы на тему «Проблема полноты взимания таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А. Г. Гетман, А. Н. Гетман

ПРОБЛЕМА ПОЛНОТЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье рассмотрена проблема учета интеллектуальных прав при расчете таможенной стоимости товара в целях обеспечения полноты взимания таможенных платежей на примере деятельности Южного таможенного управления. Предложен показатель эффективности деятельности таможенных органов в данной сфере.

Ключевые слова: лицензионные платежи; таможенные платежи; лицензионный договор (сублицензионный договор); таможенная стоимость; товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности.

В современных экономических условиях таможенные платежи являются главной составляющей федерального бюджета РФ. С 1991 г. их доля (10,5%) постоянно увеличивалась и по итогам 2011 г. достигла 54% в федеральном бюджете. Это свидетельствует о большой зависимости доходов федерального бюджета от интенсивности внешнеторговой деятельности и от качества ее таможенного администрирования. Если говорить об абсолютных величинах, то в 2011 г. ФТС России было перечислено в федеральный бюджет свыше 6 трлн. руб., 35% из которых приходится на импортную составляющую [1].

Следует отметить, что основой для начисления всех таможенных платежей в подавляющем большинстве случаев является таможенная стоимость, поэтому крайне важно правильное определение ее величины при таможенном декларировании.

Под таможенной стоимостью ввозимых товаров понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза [2, п. 1 ст. 4]. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

В целом структуру таможенной стоимости можно упрощенно представить в виде формулы:

Таможенная стоимость = основа (цена контракта) + дополнительные начисления - вычеты (зависят от направления передвижения и т. д.).

Таможенная стоимость, как правило, является фактической налоговой базой. Определяется таможенная стоимость декларантом товаров, однако контролируется и при необходимости корректируется таможенным органом.

Федеральная таможенная служба постоянно совершенствует механизмы таможенного регулирования международной торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, направленные на предотвращение экономического ущерба и недопущение причинения вреда жизни и здоровью граждан. Второе направление связано с пресечением перемещения через таможенную границу контрафактной (поддельной) продукции, что не является темой настоящей статьи.

Риск экономического ущерба от перемещения через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, связан с занижением таможенной стоимости и, как следствие, начислением в меньшем объеме таможенных платежей.

Внешняя торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной соб-ст венности , является, по сути, передачей прав от иностранного лица-правообладателя на использование этих объектов интеллектуальной собственности применительно к определенной группе товаров российскому лицу.

В соответствии со ст. 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [3] любое использование объектов интеллектуальной собственности лицом, не являющимся правообладателем, возможно в следующих формах: путем его отчуждения по договору (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Договор об отчуждении исключительного права мы не будем рассматривать, так как в его основе лежит смена самого правообладателя, что не может повлиять на наличие лицензионных платежей.

Лицензионный (сублицензионный) договор (и его виды) в соответствии с гражданским законодательством должен быть возмездным.

Основные особенности заключенного лицензионного договора следующие:

- письменная форма;

- обязательная письменная регистрация;

- оговоренная территория его действия;

- определенный период времени;

- договор должен быть возмездным (наличие лицензионных платежей).

При несоблюдении хотя бы одного из условий договор считается незаключенным. Так, при осуществлении любой внешнеэкономической сделки, связанной с куплей-продажей товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, необходимо учитывать наличие лицензионного договора и обусловленных им лицензионных платежей.

Под лицензионными платежами понимают выплату денежного вознаграждения индивидуальным предпринимателем (физическим лицом) или юридическим лицом владельцу или создателю интеллектуальной собственности (товарного знака, изобретения, промышленного образца, произведения искусства, литературы и т. д.) за право пользования этой собственностью в коммерческих целях.

В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан

1 Имеется в виду импорт товаров.

18 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2012

от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» при определении таможенной стоимости в том числе учитываются и расходы, не включенные в цену контракта за ввозимые товары, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.

Включение в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности всегда являлось предметом споров и судебных разбирательств между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. В последние два года наблюдается рост количества корректировок таможенной стоимости в связи с учетом стоимости за использование объектов интеллектуальной собственности.

На наш взгляд, это связано как с изменениями в таможенном законодательстве в области контроля таможенной стоимости, так и с необходимостью выявления дополнительных источников пополнения федерального бюджета за счет таможенных платежей, плановое задание по перечислению которых с каждым годом увеличивается.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также путем представления подтверждающих их документов [4, ст. 65]. При этом декларация таможенной стоимости - неотъемлемая часть декларации на товары.

Если декларация таможенной стоимости в случаях, установленных решением Комиссии Таможенного союза [5], не заполняется, сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров заявляются в декларации на товары. Основным документом, раскрывающим информацию о таможенной стоимости, является декларация таможенной стоимости (форма ДТС-1).

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» в ДТС-1 предусмотрена графа (9а), касающаяся наличия лицензионных платежей.

По желанию декларанта суммарная величина платежей за использование объектов интеллектуальной собственности может быть отнесена к первой партии товаров, в отношении которых предусмотрены такие платежи.

При проверке правильности заявленной таможенной стоимости необходимо устанавливать наличие либо отсутствие в лицензионном договоре условий, позволяющих отнести лицензионные платежи к конкретной партии перемещаемых товаров. Указанный договор может содержать различные условия, различный порядок расчета платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. Порядок начисления и оплаты лицензионных платежей условно можно разделить на два вида: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированный) платеж. Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является случай, когда их величина составляет конкретную заранее оговоренную сумму либо составляет фиксированный процент от стоимости либо количества единиц товара, указанных во внешнеторговом договоре.

Наибольшую сложность для правильного определения таможенной стоимости представляют поставки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых размер лицензионных платежей зависит от успеха реализации товаров на внутреннем рынке, т. е. на момент декларирования товаров таможенному органу у декларанта отсутствует возможность количественного определения лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости. В рассматриваемом случае п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрена возможность отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей. Вместе с тем до настоящего времени механизм реализации упомянутой нормы ТК ТС не разработан. Для того чтобы взыскать таможенные платежи в полном объеме, необходимо проверить для таможенных целей бухгалтерскую документацию, в которой должны быть отражены порядок и сроки уплаты лицензионных платежей. Поскольку данная проверка не может быть проведена при декларировании товаров, единственным методом обеспечения взыскания таможенных платежей в полном объеме в рассматриваемом случае является проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки [6, п. 7 ст. 122].

На практике таможенная проверка может привести, например, к следующим результатам.

Уполномоченными должностными лицами таможенных органов проводится проверка в отношении определенной группы товаров - «бытовая техника», маркированных товарным знаком «Весна» и ввезенных фирмой А в рамках контрактов. При проведении проверочных мероприятий запрашиваются документы, на основании которых импортер обладает правом ввозить указанные товары, маркированные товарным знаком «Весна», лицензионные договоры. Получено сублицензионное соглашение, заключенное между фирмой А (Россия) и правообладателем товарного знака «Весна» (иностранное государство), в соответствии с которым уплата лицензионных платежей за использование товарного знака «Весна» осуществляется ежеквартально. Лицензионные платежи распространяются на весь перечень ввозимой готовой продукции, маркированной товарным знаком «Весна». В ходе рассмотрения указанного соглашения выявлено, что за использование товарного знака «Весна» уплачиваются лицензионные платежи в размере 1,4% от объема продаж товаров в России, но не более 6,5 млн. долл. США в год. По результатам перечислений денежных средств в течение двух первых кварталов отчетного года достигнут лимит по уплате лицензионных платежей в 6,5 млн. долл. США, установленный вышеуказанным соглашением. Обязательства по уплате лицензионных платежей за использование товарного знака «Весна» за отчетный год исполнены полностью. Подтверждающим документом выступает акт приемки к сублицензионному соглашению на использование товарного знака. По результатам таможенной проверки таможенным органом производится корректировка таможенной стоимости на сумму лицензионных платежей и доначисляются и довзыскиваются таможенные платежи. В приведенном примере доначислению и довзы-сканию подлежит около 50 млн. руб.

Рассмотрим количественное выражение размеров платежей за использование объектов интеллектуальной собственности на примере статистических данных Южного таможенного управления (далее - ЮТУ).

Акцентируем внимание исключительно на импортной составляющей, так как именно при ввозе товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности, на территорию РФ получатель товара должен соблюсти все требования, предусмотренные законодательством нашей страны, в том числе в части правильного оформления документов на передачу/использование объектов интеллектуальной собственности.

На долю ЮТУ в общей сумме перечисленных таможенных платежей по таможенной системе в 2011 г. в импортной составляющей пришлось 5,2% или в абсолютном выражении почти 110 млрд. руб. [7].

При этом, по данным статистики, доля стоимости товаров, содержащих сведения об объектах интеллектуальной собственности, составила около 58% от общей стоимости ввезенных товаров.

Проведенный анализ в данном направлении показал, что процент заявляемых лицензионных платежей в общем объеме ввозимых товаров в регионе деятельности ЮТУ незначителен. Так, стоимость товаров, по которым были уплачены лицензионные платежи, в общем объеме стоимости импорта в прошлом году составила 0,4%, средняя доля указанных лицензионных платежей в таможенной стоимости - около 5%. Столь низкие значения обусловлены, прежде всего, отсутствием достаточных правовых оснований у таможенных органов в части требования представления документов (лицензионного договора и др.) при декларировании товаров. Заявление декларантом товаров размера лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости носит заявительный характер. Таким образом, можно констатировать необходимость проведения более углубленной проверки в рамках правомочий таможенных органов, установленных ст. 122 ТК ТС «Таможенная проверка». Вектор деятельности таможенных органов в рамках рассматриваемой проблематики должен быть направлен на сокращение расхождений между расчетным и фактическим значением таможенных платежей, взысканных с учетом заявления в структуре таможенной стоимости лицензионных платежей.

Данная задача может быть подкреплена для таможенных органов введением соответствующего аналитического показателя эффективности деятельности за отчетный период, исчисляемый кварталом:

Этс = ^ х100%,

тс р >

тс

где Фтс - суммарное фактическое значение величины таможенной стоимости только тех товаров, в отношении которых включены лицензионные платежи, в том числе с учетом доначислений по результатам проведенных камеральных таможенных проверок в отчетном периоде;

Ртс - расчетное значение величины таможенной стоимости за отчетный период с включенными лицензионными платежами в документы на товары, исходя из заявленных сведений о наличии объектов интеллектуальной собственности (наличие товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров).

Чтобы просчитать возможный экономический эффект от безусловного включения лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости, проведем следующие вычисления.

Главным признаком наличия лицензионного договора, в соответствии с которым рассчитываются лицензионные платежи, является наличие самого объекта

интеллектуальной собственности. В связи с этим целесообразно взять за основу расчета значение таможенной стоимости только тех товаров, которые содержат заявленные сведения о наличии объекта интеллектуальной собственности (283 млрд. руб.). Получим размер таможенной стоимости с учетом лицензионных

платежей (Тлиц. платежи):

■ | ■ _ ■ | ■ ■ |

Т лиц. платежи Тс *

где Тс - таможенная стоимость товаров, содержащих заявленные сведения об объектах интеллектуальной собственности;

Л - средняя доля лицензионных платежей в таможенной стоимости.

Тлиц. платежи = 283 млрд. ру6. * 5% = 14,15 млрд. ру6.

Далее рассчитаем потенциальную сумму таможенных платежей, подлежащую уплате таможенным органам в 2011 г. (Поис), умножив средневзвешенную ставку по всем товарам в 2011 г. в ЮТУ (23,9%) на полученную таможенную стоимость товаров с учетом наличия лицензионных платежей:

Поис = 0,24 х 14,15 млрд. руб. = 3,4 млрд. руб.

Следовательно, к сумме взысканных в 2011 г. 67,8 млрд. руб. в виде общих платежей прибавится сумма порядка 3,4 млрд. руб., начисленная от стоимости ввезенных объектов интеллектуальной собственности. Полученная сумма составит 2,3% от результатов исполнения планового задания ЮТУ за весь 2011 г. или 5% от таможенных платежей, взысканных при ввозе товаров.

Проведенный анализ раскрывает новые аспекты деятельности таможенных органов в части использования дополнительных резервов пополнения федерального бюджета. Обеспечение учета лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости декларируемых товаров позволяет в том числе более точно оценить финансовые риски получения таможенных платежей ниже устанавливаемого ФТС России контрольного задания [8, с. 118].

Проблемой контроля таможенными органами заявления лицензионных платежей является слабая взаимосвязь законодательства РФ в области интеллектуальной собственности (ГК РФ) и правовых документов Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Так, например, при наличии в ГК РФ нормы, указывающей на обязательность возмездности лицензионного договора, у таможенных органов отсутствует право требовать лицензионный договор при декларировании товаров, а в имеющихся информационных ресурсах (база данных Роспатента) отражается лишь информация о наличии/отсутствии лицензионного договора.

Проведенный анализ заявления декларантами ввозимых товаров лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости указывает на стремление законопослушной части бизнеса открыто показывать все составляющие базы для расчета таможенных платежей. Вместе с тем в большинстве случаев лицензионные платежи имеют скрытый характер при ведении внешнеторговой деятельности, а у таможенных органов недостаточно правомочий для проведения полноценной проверки при декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В условиях существующего правового поля представляется наиболее перспективным проведение дополнительных проверок достоверности декларирования при реализации таможенными органами прав, предусмотренных при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки.

Таким образом, проблема полноты взимания таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, имеет свою специфику, заключающуюся в необходимости получения практических результатов в виде учета размера лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости.

Использованные источники

1. Таможенная статистика внешней торговли (текущие материалы таможенной статистики) [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.

2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

3. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3 // Парламентская газета. 2006. 21 декабря; Российская газета. 2006. 22 декабря; Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

7. Статистика внешней торговли субъектов Южного федерального округа [Электронный ресурс]. URL: http://yutu.customs.ru/.

8. Гетман А. Н, Кудрявцев О. Е. Оценка финансового риска получения таможенных платежей // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 5 (108). С. 117-121.

9. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

10. Приказ ФТС России от 14.02.2011 № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.