Основные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров The main directions of development of customs control after the release of goods
Полицына А. А.
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых
РФ, г. Владимир e-mail: Plicynanastya@mail. ru
Policyna A. A.
4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: [email protected]
Дмитриев Р. О.
Студент 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых
РФ, г. Владимир
Dmitriev R. O
4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir
Аннотация.
Таможенный контроль после выпуска товаров является основным проверочным мероприятием, осуществляемым после выпуска товаров. Гарантию соблюдения правовых норм при перемещении товаров обеспечивает только проведение полного таможенного контроля после выпуска товаров. Сегодня, таможенный контроль после выпуска товаров является одним из наиболее перспективных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, так как представляет собой завершающий, контрольный этап таможенного контроля. В связи с тем, что в последнее время процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС претерпевал значительные изменения, в виде автоматизации ряда процессов и упрощению формальностей, которые не позволяют осуществлять достаточно полный таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров становится особенно актуальным.
Annotation.
Customs control after the release of goods is the main verification measure carried out after the release of goods. The guarantee of observance of legal norms during the movement of goods is ensured only by carrying out full customs control after the release of goods. Today, Customs control after the release of goods is one of the most promising measures to ensure compliance with customs legislation, as it represents the final, controlling stage of customs inspection. Due to the fact that recently the process of moving goods across the customs border of the EAEU has undergone significant changes, in the form of automation of a number of processes and simplification of formalities that do not allow for sufficiently complete customs control, customs control after the release of goods becomes particularly relevant.
Ключевые слова: Таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, таможенное законодательство, стратегия развития.
Key words: Customs control after the release of goods, customs inspection, customs legislation, development
strategy.
Таможенный контроль после выпуска товаров (далее - ТКПВТ) - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) соблюдение таможенного законодательства
после выпуска товаров. ТКПВТ позволяет восполнить упрощения, возникающие на этапе декларирования и выпуска товаров для сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности.
С 2012 года субъектами ТКПВТ выступают специально уполномоченные подразделения таможенных органов - Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров.
Объектами контроля выступают правоотношения, возникающие в результате контроля за обеспечением соблюдения таможенного законодательства после выпуска товаров и транспортных средств.
Основной целью ТКПВТ является обеспечение соблюдения таможенного законодательства, при этом с одной стороны ТКПВТ должен, способствовать ускорению и упрощению совершения таможенных операций, с другой содействовать взиманию таможенных пошлин, налогов и иных платежей, а также минимизировать рискисвязанные с нарушением таможенного законодательства.
Основным направлением таможенного контроля после выпуска товаров является определение достоверности сведений, заваленных при декларировании товаров, а именно:
- контроль достоверности заявления кода товаров;
- контроль достоверности заявления таможенной стоимости товаров;
- контроль соблюдения запретов и ограничений;
- контроль достоверности страны происхождения товаров;
- контроль соблюдения условий предоставления тарифных преференций.
Проверка достоверности сведений, предоставляемых таможенным органам, осуществляется посредством их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Союза.
Прежде чем осуществить выбор форм и методов контроля таможенные органы используют технические средства таможенного контроля, а также осуществляют предварительный анализ информации о проверяемых лицах. Все эти действия необходимы для того, чтобы не допустить возможных ошибок, связанных с увеличением сроков временного хранением и выпуском товаров. Но, несмотря на это при ТКПВТ таможенные органы всегда исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. От выбора объекта контроля будет зависеть результат и эффективность проверки.
Должностные лица таможенных органов от имени таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, осуществляют ТКПВТ в соответствии с установленными должностными обязанностями.
При ТКПВТ основной формой таможенного контроля является таможенная проверка. Таможенная проверка представляет собой сопоставление сведений, которые содержатся в представленных таможенному органу документах при помещении товаров под определенную таможенную процедуру с данными бухгалтерского учета и отчётности, со счетами, а также иной информацией. Прежде чем назначить таможенную проверку таможенные органы проводят подготовительную работу, в результате которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, вместе с тем может разрабатываться программа ее проведения при возникновении такой необходимости.
Таможенная проверка подразделяется на камеральную и выездную проверку Каждая обладает своими особенностями, которые закреплены в ст. 332 и 333 ТК ЕАЭС.
Основным отличием камеральной таможенной проверки от выездной является то, что камеральная проверка осуществляется по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу. Также при
173
камеральной таможенной проверке не оформляется решение (предписание), которое является необходимой составляющей выездной проверки.
Что касаемо выездной проверки, то она проводится таможенным органом с выездом в место нахождения/осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выездную проверку законодатель подразделяет на:
1) плановую выездную таможенную проверку (на основании планов таможенных органов);
2) внеплановую выездную таможенную проверку (без ограничений по периодичности);
3) встречную внеплановую выездную таможенную проверку (в отношении контрагента участника внешнеэкономической деятельности).
К осуществлению выездной таможенной могут привлекаться иные должностные лица других контролирующих государственных органов государства-члена Союза. Порядок проведения таможенной проверки определяются ТК ЕАЭС, а также Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 289-ФЗ. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств-членов ЕАЭС.
Нормативно-правовой базой ТКПВТ выступает:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС);
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»;
Здесь, основным документом, который определяет направления развития ТКПВТ является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». Так как таможенные органы уделяют большее внимание этапу после выпуска товаров, то его развитие будет являться наиболее приоритетным в стратегии развития таможенных органов. По своему содержанию она предусматривает создание необходимых правовых основ и методологического обеспечения ТКПВТ.
Ведущим направлением развития таможенной деятельности является совершенствование нормативно-правового регулирования ТКПВТ, а также совершенствование информационной базы, позволяющей упростить ряд задач связанных с принятием решений и обобщением имеющейся у таможенных органов информации. Помимо этого, необходимо формирование условий, исключающих использование лицами, перемещающими товары, всевозможных схем уклонения от уплаты таможенных платежей. Развитие международного взаимодействия таможенных служб также является неотъемлемой составляющей развития ТКПВТ, которое реализует цели совершенствования таможенного законодательства, унификации порядка применения различных форм таможенного контроля, организации и проведения скоординированных таможенных проверок подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. Но основным направлением развития таможенного контроля остается усовершенствование информационных технологий необходимых для осуществления ТКПВТ.
Таким образом, в настоящее время ТКПВТ является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Для повышения эффективности и результативности ТКПВТ таможенные органы следуют основным направлениям развития. Их успешная реализация будут влиять на минимизацию рисков, своевременное предотвращение нарушения таможенного законодательства, созданию благоприятных
174
условий для участников внешней торговли, снижению издержек по хранению товаров под таможенным контролем и ускорению товарооборота.
Список используемой литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дата обращения: 14.10.2019);
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»;
4. Агамагомедова С.А. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие С.А. Агамагомедова, О.В. Шишкина. - СПб.: Троицкий мост, 2014. - С. 220 - 224 ;
5. Петров А. В, Рябинская Н. В. Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов // Молодой ученый. 2016. №10.1. С. 50-54.