Система управления рисками в таможенном контроле после выпуска товаров The risk management system in customs control after the release of goods
Воронов Валерий Александрович
Студент 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: voronov23-val@yandex. ru
Voronov Valeriy Aleksandrovich
4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: voronov23-val@yandex. ru
Борискова Марина Дмитриевна
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: [email protected]
Boriskova Marina Dmitrievna
4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: Boriskovamarina9 [email protected]
Научный руководитель Сальникова Анастасия Владимировна
к.и.н., доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность»
Юридического института ВлГУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых» e-mail: [email protected]
Scientific adviser Salnikova Anastasia Vladimirovna
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department "Financial Law and Customs Activities"
Law Institute of VlSU "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs " e-mail: [email protected]
Аннотация.
Любая отрасль по характеру своей деятельности сталкивается с риском. Таможенные органы осуществляют контроль движения товаропотока, что порождает наступление своего рода рисков. При перемещении товаров через таможенную границу таможенные органы декларируют каждую подконтрольную единицу товара, объем перемещения, которых безграничен. Именно поэтому таможенные органы используют систему управления рисками, как основное средство обеспечения минимизации рисков, сущность которой заключается в принципе выборочности, где таможенные органы используют только те формы и меры таможенного контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства.
Annotation.
Any industry by the nature of its activities is faced with risk. Customs authorities control the movement of goods flow, which gives rise to a kind of risk. When moving goods across the customs border, the customs authorities declare each controlled unit of goods, the amount of movement, which is unlimited. That is why the customs authorities use the
risk management system as the main means of ensuring risk minimization, the essence of which lies in the principle of selectivity, where the customs authorities use only those forms and measures of customs control that are necessary to comply with customs legislation.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, система управления рисками, минимизация рисков, принцип выборочности, соблюдение таможенного законодательства.
Key words: customs control after the release of goods, risk management system, risk minimization, the principle of selectivity, compliance with customs legislation.
Процесс перемещения товаров через таможенную границу состоит из множества этапов и элементов, связанных непосредственно с контролем. Каждый элемент в той или иной степени влияет на конечный результат и, в общем своем виде определяет основную задачу таможенных органов при осуществлении контроля за перемещением товаров - обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
В настоящее время при осуществлении таможенного контроля таможенные органы в целях сокращения времени таможенных операций переносят акцент на этап после выпуска товаров. Предотвращение нарушения таможенного законодательства является основной задачей таможенных органов, где таможенный контроль после выпуска товаров выступает немаловажным элементом.
Таможенный контроль после выпуска товара (далее — ТКПВТ) - это совокупность действий, осуществляющихся таможенными органами после выпуска товаров, направленных на установление достоверности заявленных сведений при таможенном оформлении в целях соблюдения законодательства.
В системе таможенного контроля ТКПВТ выступает существенным и завершающим этапом, поэтому создание всех необходимых условий для того, чтобы незаконное перемещение стало нецелесообразным, становится основной задачей таможенных органов.
Основной целью ТКПВТ является обеспечение соблюдения таможенного законодательства, при этом с одной стороны ТКПВТ должен, способствовать ускорению и упрощению совершения таможенных операций, с другой содействовать взиманию таможенных пошлин, налогов и иных платежей, а также минимизировать риски связанные с нарушением таможенного законодательства.
Прежде чем осуществить выбор форм и методов контроля таможенные органы используют технические средства таможенного контроля, а также осуществляют предварительный анализ информации о проверяемых лицах. Все эти действия необходимы для того, чтобы не допустить возможных ошибок, связанных с увеличением сроков временного хранением и выпуском товаров.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Данный принцип выборочности заключен в системе управления рисками.
Система управления рисками (далее - СУР) представляет собой комплекс мер, обеспечивающих осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений Концепция СУР в таможенной службе РФ. Являясь одной из основных технологий таможенного контроля, СУР обеспечивает не только выборочность самого контроля, но и определяет конкретную форму контроля, необходимую к применению определенной партии товара. Вместе с тем для таможенных органов СУР выступает крупным информационным ресурсом.
В системе СУР таможенные органы осуществляют риск-категорирование участников ВЭД, по результатам которого все лица структурируются по категориям уровней риска (низкий, средний, высокий). Осуществление риск-категорирования происходит посредством анализа информации имеющейся у таможенных
органов, которая касается непосредственно участника ВЭД, истории его деятельности, а также другой информации, которая поможет таможенным органам отнести лицо к той или иной категории.
Данная система категорирования участников ВЭД подразделяется на следующие виды:
1) Отраслевое категорирование;
2) Автоматизированное категорирование.
Отраслевое категорирование осуществляется на основании заявления участника ВЭД, в котором разработаны специальные критерии, которые определяют уровень риска по отраслям. Данный подход касается следующей деятельности лиц:
- производственные предприятия;
- автосборочные предприятия;
- импортеры рыбной продукции;
- импортеры мясной продукции;
- экспортеры собственной продукции.
Автоматизированное категорирование осуществляется на основании:
1) Анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года;
2) 35 критериев для оценки;
3) Применения штатных программных средств таможенных органов;
4) Последовательности расчетов значений каждого критерия впоследствии чего определяется итоговая оценка участника ВЭД.
С позиции достижения результатов перед таможенным контролем после выпуска товаров стоит сложный выбор дальнейшего развития: либо осуществлять автоматизированную работу с применением системы управления рисками, позволяющую выявлять и пресекать нарушения международных договоров и актов, составляющих право Союза, либо аналитическую работу, проводимую должностными лицами уполномоченных подразделений таможенных органов, и фактическую идентификацию каждой единицы товара, ввезенного в страну на постконтроле. Чтобы разобраться с решением этих вопросов, нужно понять уровень совершенства ТКПВТ на современном этапе действия таможенного контроля.
На этапе после выпуска товаров СУР осуществляется:
- Осуществление процесса управления рисками на этапе таможенного контроля после выпуска товаров;
- Разработка изменений в программные средства, которые обеспечивают действие СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;
- Реализация оценки подконтрольных рисков для подготовки предложений по разработке профилей рисков на этапах до выпуска товаров и их представление координирующему субъекту СУР;
- Разработка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР;
- Формирование предложений по разработке, применению, актуализации профилей рисков и их представление координирующему субъекту СУР.
В нормативно-правовой среде можно выделить основной аспект порядка действия должностных лиц специальных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. При управлении рисками порядок данных действий никак не определен нормативными актами, несмотря на то, что деятельность должностных лиц направлена на минимизацию тех же рисков, что и на этапах таможенного контроля до выпуска товаров.
Стоит отметить, что одним из наиболее эффективных позиций результативности таможенного контроля после выпуска товаров является метод применения СУР при организации и проведении контроля после выпуска
с учетом его дальнейшего совершенствования. А в целях упрощения деятельности участников В ЭД должностным лицам таможенных органов необходимо обеспечить осуществление совокупность мер, которые непосредственно связаны с координацией, упрощением и стандартизацией таможенных правил, в том числе в области полноценного внедрения и применения СУР.
Основной формой таможенного контроля при реализации ТКПВТ является таможенная проверка. Основной ее целью является проверка соблюдения требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств - членов ЕАЭС.
В рамках СУР аналитическая работа ведется перекрестно по различным базам данных и позволяет из общей массы товаропотока, сформировать такой круг лиц, в распоряжении которых находятся товары, при назначении таможенной проверки, в отношении которых наиболее вероятно выявление правонарушений.
Таким образом, можно сказать, что таможенная проверка, в случае ее назначения, будет эффективной. Анализ информации с целью принятия решения проводят структурные подразделения ФТС России либо региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно осуществляющие координацию и применение СУР.
Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что достижение результатов при ТКПВТ осуществляется благодаря эффективному использованию методов системы управления рисками, а для упрощения деятельности участников ВЭД в развитии и совершенствовании торговых отношений таможенным органам в рамках ЕАЭС необходимо обеспечить выполнение совокупности мер, связанных с координацией, упрощением и стандартизацией таможенных правил, в том числе в области полноценного внедрения и применения СУР.
В настоящее время в связи со сложившейся экономической ситуации в мировом сообществе во внешнеторговых отношениях применение ТКПВТ, с использованием методов СУР, является неотъемлемым инструментом обеспечения экономической безопасности страны. Недостаточное развитие системы управления рисками, включая ее нормативно-правовую базу может привести к повышение уровня ответственности должностных лиц соответствующих подразделений таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, так как именно им приходится проводить оценку уместности применения каких-либо форм таможенного контроля после выпуска товаров, а, следовательно, в настоящее время процесс ТКПВТ можно назвать недостаточно формализованным.
Таким образом, осуществление таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы управления рисками позволит обеспечить максимально высокий уровень соблюдения законодательства о таможенном регулировании и облегчить деятельность таможенных органов по осуществлению функций контроля и надзора. Как было отмечено ранее, система управления рисками являясь одной из основных технологий таможенного контроля во многом обеспечивает не только выборочность самого контроля, но и определяет конкретную форму контроля, необходимую к применению определенной партии товара. Вместе с тем для таможенных органов СУР выступает крупным информационным ресурсом.
Сегодня, необходимо качественное преобразование и развитие сложившейся системы таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы управления рисками в части разработки нормативной базы и автоматизации технологии работы системы для достижения запланированных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года контрольных показателей.
Список используемой литературы:
1. Агамагомедова С. А., Шишкина О. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб., 2014. 224 с. 4;
2. Костин А. А., Подойма Л. Ю. Комплексный подход к развитию системы управления таможенными рисками в рамках Евразийского экономического союза // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2 (54). С. 251-259;
3. Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля - СПБ.: ИЦ Интермедия, 2013. - 224 с;
4. Шамахов В.А. Таможенный контроль: Учебник.- М.: Софт Издательство, 2015 г.