БИТ 2018 Том 3 № 1(9) УДК 338.242.2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
зарубежный опыт реализации таможенного
контроля после выпуска товаров
Кравчук Д.А., Куроптев Н.Б.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
foreign experience of implementation of customs
control after release of goods
Kravchuk D., Kuroptev N.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений осуществления таможенного контроля можно считать таможенный контроль после выпуска товаров, одним из его преимуществ является -сокращение таможенного оформления товаров, формируя благоприятные условия внешней торговли, а также контроль соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Российской Федерации участниками внешнеэкономической
деятельности.
Одной из целей повышения результативности таможенного контроля после выпуска товаров является - осуществление межведомственного взаимодействия
таможенных органов с иными контролирующими органами государственной власти.
Отрегулированный механизм взаимодействия с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иными ведомствами - залог повышения уровня экономической безопасности России и обеспечения полного, своевременного поступления доходов в федеральный бюджет.
Ключевые слова: таможенная служба, таможенная проверка, пост-таможенный аудит, таможенный контроль после выпуска товаров, Киотская конвенция.
Abstract
To date, one of the priorities of customs control can be considered customs control after the release of goods, one of its advantages is the reduction of customs clearance of goods, forming favorable conditions for foreign trade, as well as control of compliance with the customs legislation of the Eurasian economic Union and the customs legislation of the Russian Federation by participants of foreign economic activity.
One of the objectives of improving the effectiveness of customs control after the release of goods is - the implementation of interdepartmental interaction of customs authorities with other regulatory authorities. The regulated mechanism of interaction with the Federal tax service, the Federal service for supervision of consumer rights protection and human well-being and other agencies is the key to improving the level of economic security of Russia and ensuring full, timely receipt of income to the Federal budget.
Keywords: customs service, customs inspection, post-entry audit, customs control after release of goods, the Kyoto Convention.
На протяжении последних лет таможенный контроль после выпуска товаров (далее - ТКПВТ) занимает существенное место в системе таможенного контроля. Федеральная таможенная служба России (Далее - ФТС России) отдаёт предпочтение в применении ТКПВТ в целях минимизации контроля на стадии выпуска товаров. Содействие торговле и обеспечение качественного контроля - две главные задачи проведения ТКПВТ.
При изучении международного опыта реализации таможенного контроля после выпуска товаров, можно сделать вывод, что зарубежный опыт таможенных служб может быть реализован в форме таможенного аудита. В настоящее время, таможенный контроль с использованием методов аудита недостаточно популярен, необходимо отметить, что чаще в зарубежной практике стали встречаться такие термины как, «пост-таможенный аудит» и «аудит после отчистки».
http://bitjournal.ru 37
Бюллетень инновационных технологий
Таблица 1.
Анализ реализации ТК ПВТ в зарубежных странах
Страна Субъекты, в Сроки Окончание Особенности
отношении проведения проверки
которых проверки
может быть
проведена
проверка
Турция В отношении Сроки Составление Таможенные
лиц и операций, проведения документа - инспекторы из
которые связаны проверки не протокола министерства
с таможенной установлены. таможенной относятся к
деятельностью Проверка может проверки; аудиторам
напрямую или быть отложена Составляется в центрального уровня.
косвенно; на неделю при двух Наличие комиссии по
Иных лиц, письменном экземплярах. оценке рисков и
имеющих уведомлении Один координации - совет,
документы, проверяемого направляется включающий в себя
сведения, лица. проверяемому заместителя
которые могут лицу. руководителя
быть связаны с таможенной службы,
таможенными начальников отделов,
операциями. руководство по
управлению
расследованиями;
Содержат план и
программу
таможенного
контроля после
выпуска товаров;
Используется понятие
аудит, в отличие от
РФ.
Королевство Импортёр, Сроки Составление Нет детализации
Таиланд экспортёр, проведения отчёта в двух участников ВЭД;
агент судна и проверки не экземплярах. Имеются
другие; установлены. Дубликат обязательства
проверяемому участников ВЭД
лицу. (ведение отчётности,
хранение документов
на протяжении пяти
лет)
Конфискованные
товары и документы
передаются в
таможенные органы
для дальнейших
исследований
Согласно пересмотренной Киотской конвенции существует стандарт, регламентирующий информацию об использовании системы таможенного контроля на основе аудита. Данный метод представляет комплекс мер, который используется таможенными органами с целью обеспечения достоверности, подлинности документов при помощи проверки соответствующей информации, указанной в декларации на товары,
коммерческой информации, которой обладает компания, а также изучение бухгалтерских сведений и систем бизнеса.
Определение таможенного аудита разъяснено экспертами Всемирной таможенной организации (далее ВТамО), как процесс, позволяющий таможенным органам осуществлять достоверность таможенных деклараций путём осмотра необходимых коммерческих материалов физических и юридических лиц, принимающих участие
БИТ 2018 Том 3 № 1(9)
в международной торговле косвенно или напрямую, а также при помощи осмотра учётных книг и записей [1, 2].
Необходимо отметить, что ВТамО были сформированы этапы осуществления таможенного контроля с применением методов аудита. Первым этапом служит определение направленности таможенного контроля. Второй этап информирует об отборе участников внешней экономической деятельности, осуществление которого, происходит с использованием системы управления рисками. Третий этап заключается в информировании участника ВЭД посредством письменного уведомления о проведении в его отношении таможенного контроля с применением методов аудита. Четвертый этап -прибытие в место проверки и непосредственное исполнение таможенного аудита, и изучение деятельности участника ВЭД. Окончание таможенного аудита — это пятый этап, который подразумевает оформление специального отчёта с отражением результатов аудита после проверки специалистами таможни. Для принятия решения отчёт направляется в таможенные органы. В роли шестого, заключительного этапа выступает контроль за соблюдением и исполнением решения таможенного органа.
Из основных направлений осуществления аудита после выпуска товаров в зарубежных странах можно выделить:
1. Возможность проведения таможенного контроля в форме периодических или циклических проверок. В основном, осуществление данных проверок производится на территории заинтересованных лиц. Поэтому таможенные органы заинтересованы в подробном, детальном изучении истории внешнеторговых операций за определенный промежуток времени, а также в проверке коммерческой документации с целью подтвердить сведения, указанные декларантом.
2. Возможность минимизации контрольных мероприятий в момент пересечения таможенной границы, а именно, отбор товаров, необходимых для допустимости, является одним из факторов высокой производительности таможенных органов. Использование аудита таможенными службами помогает произвести наиболее эффективный комплексный анализ сведений, который помогает при расчете таможенных пошлин, налогов.
3. Возможность применения данного вида контроля в части проверки на соответ-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ствие заявленных сведений, подтверждения классификации, происхождении товаров и таможенной стоимости. Следовательно, выпуск товаров может быть осуществлён сразу, а таможенные пошлины и сборы могут быть доначислены.
Пост-таможенный аудит является способом подтверждения информации, задекларированной импортёром или экспортёром, а также проверки уровня соответствия его деятельности таможенному законодательству и условиям, определённым таможенными органами для применения таможенных процедур и операций.
Пост-таможенный аудит может быть реализован в четыре этапа: подготовка, реализация, распоряжение, оценка аудита.
На этапе подготовки при помощи СУР определяются организации и товары. Собирается информация о положении организации на международном рынке, режим деятельности, сведения о совершённых правонарушениях.
Ключевым элементом этапа реализации является законность ввоза товаров, а также достоверность транспортных, коммерческих и иных документов, относящихся к товару, в том числе проводится проверка внутренней системы контроля организации и внутренних процессов [1].
К этапу распоряжения относят нарушения, выявляемые при аудите, в результате которых происходят такие меры пресечения как: уплата налогов, отзыв лицензии, административные взыскания и другие.
На этапе оценки таможенные органы проводят анализ точности признаков определенного уровня риска, соответствия организации требованиям таможенного законодательства. В результате проведенного анализа формируются модернизированные методы работы для повышения результативности таможенных органов и эффективности аудита.
Пост-аудит проводится в течение трёх лет после выпуска товаров в свободное обращение. Для его проведения создаётся специальная аудиторская группа, состоящая, как минимум, из двух специалистов-аудиторов. Таможенный орган уведомляет о проведении пост-таможенного аудита за три дня до начала его проведения. Также таможенный орган вправе проводить посттаможенный аудит, предварительно не уведомляя, проверяемое лицо при особых условиях одобрения Таможенного комиссара. При прибытии на место должностные
лица таможенных органов обязаны предоставить такое уведомление.
При проведении пост-аудита существует множество разных методов работы, таможенный орган выбирает определённый метод в зависимости от конкретного случая.
Под обычным пост-аудитом подразумевается проверка таможенным органом ежедневной деятельности организации и проверка выпуска товаров в соответствии с таможенным законодательством. Особый пост-аудит основан на выявлении, устранении нарушений требований таможенного законодательства с помощью целенаправленного аудита конкретной организации с анализом рисков. Одним из методов проведения пост-аудита с целью улучшения общего контроля над организациями является объединение обычного и особого аудита. Также одним из методов работы является объединение анализов рисков и пост-таможенного аудита. При таком методе таможенный орган отбирает для проведения аудита организацию с высоким уровнем риска. При использовании данного метода повышается точность и эффективность пост-аудита.
Далее исследуем опыт Германии в области таможенного контроля после выпуска товаров. Федеральное Министерство финансов Германии (Главное управление III) равноценно центральному аппарату Федеральной таможенной службы России. Аналогичным для Регионального таможенного управления считаются пять финансовых директоратов, которые осуществляют контроль за проведением проверок службами таможенных проверок главных таможен. В каждой главной таможне находится подразделение D, осуществляющее исключительно таможенные проверки.
В состав ВТО входят не только страны, традиционно занимающие ключевые позиции в мировой торговле. В последнее время Турцию и Королевство Таиланд можно отнести к активно развивающимся в экономической сфере странам. Ниже представлен сравнительный анализ(табл. 1) реализации таможенного контроля после выпуска товаров в указанных странах.
Необходимо отметить, что проверка может проводиться в интересах таможенной службы, а также в интересах участников внешнеэкономической деятельности. Проверки могут осуществляться в отношении лиц, принимавших участие в реализации
внешнеторговых сделок. Например, участники ВЭД, которые должны уплачивать импортные или экспортные пошлины. А также лица, которым необходимо платить исключительно национальные потребительские налоги (акцизы).
В отличие от Российского законодательства в Германии не установлен конкретный срок проведения таможенной проверки, так как он может назначаться с учётом необходимых мероприятий, без указания конкретного периода времени.
По окончании таможенной проверки, по результатам её проведения инспектор составляет отчёт.
Далее, служба таможенных проверок главной таможни анализирует отчёт инспектора. При анализе отчета принимаются решения в изменении налогообложения, и допускается корректировка. Если в результате проверки выяснена необходимость доначислить таможенные платежи, обеспечение не предусматривается, а товар не подлежит аресту.
Необходимо отметить, что в зарубежных странах определены основные направления таможенного контроля после выпуска товаров, которые реализованы на основании государственной статистики изучения правонарушений в СУР. К таким направлениям можно отнести:
- проверку полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин;
- аудит происхождения и тарифной классификации товаров;
- анализ точности расчёта таможенной стоимости товаров;
- аудит крупных импортёров;
- аудит экспорта и реэкспорта;
- аудит хозяйствующих субъектов, пользующихся льготными процедурами таможенного оформления товаров;
- аудит товаров, которые выпущены в соответствии с таможенными процедурами - свободной таможенной зоны и реимпорта.
Согласно европейскому законодательству, уполномоченные экономические операторы отнесены к добросовестным участникам внешней экономической деятельности, следовательно, аудит в отношении УЭО проводится крайне редко.
Таким образом, рассмотрев особенные черты реализации ТК ПВТ зарубежных государств, можно сделать следующие выводы:
Зарубежными странами используется такое понятие как пост-таможенный аудит,
БИТ 2018 Том 3 № 1 (9)
система которого многообразна. Каждое государство использует свои инструменты, методы и направления.
Для формирования эффективности результатов, таможенными службами зарубежных государств создаются специальные рабочие программы и планы проведения пост-аудита.
Также в ТКПВТ активно внедряются разработки принципов использования динамических экономических показателей для определения риска совершения преступлений и правонарушений в таможенной сфере [2].
К различиям в области ТК ПВТ зарубежных стран относятся субъекты, в отношении которых применяется пост-аудит.
Список литературы
1. Афонин П.Н., Хрунова А.Л., Чикишев Н.С., Яргина Н.Ю. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля // Экономика и предпринимательство. -2018. - № 3(92). - С. 175-180.
2. 2. Афонин Д.Н. Разработка принципов прогнозирования таможенных правонарушений
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
При анализе законодательства зарубежных стран отсутствует чёткое представление о сроках проведения таможенных проверок, в отличие от таможенного законодательства РФ, где они регламентированы. По мнению автора, отсутствие чётких сроков не является преимуществом для России, так как это негативно сказывается на участниках ВЭД, не удовлетворяя их интересы.
Изучив зарубежный опыт, можно выявить плюсы и минусы применения данной формы контроля. Анализ законодательства иностранных государств - первый шаг к совершенствованию законодательства РФ в области таможенного контроля после выпуска товаров.
и преступлений на основе динамических методов оценки экономической устойчивости участников внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №2. - С. 21-24..
Поступила в редакцию 04.02.2019
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru
Сведения об авторах:
Кравчук Дарья Андреевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: kravchykda@mail.ru
Куроптев Никита Борисович - кандидат экономических наук, декан факультета таможенного дела, старший преподаватель кафедры управления Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: nkuroptev@yandex.ru