Научная статья на тему 'Совершенствование информационно-технического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров'

Совершенствование информационно-технического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2577
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА / ПОСТАУДИТ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ПРОФИЛЬ РИСКА / POST-RELEASE CUSTOMS CONTROL / POSTAUDIT / RISK MANAGEMENT / RISK PROFILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова А. И., Иванова П. А.

В данной статье рассмотрены научно-методические принципы совершенствования информационно-технического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснова А. И., Иванова П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of information and technical support of customs control after release of goods

Scientific and methodological principles for improving the information and technical support of customs control after the release of goods are consided in this paper.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационно-технического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров»

БИT 2019 Tом 3 № 3 (11) УДК 629.06

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Краснова А.И., Иванова П.А.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

IMPROVEMENT OF INFORMATION AND TECHNICAL SUPPORT OF CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS

Krasnova A.I., Ivanova P.A.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В данной статье рассмотрены научно-методические принципы совершенствования информационно-технического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска, пост-аудит, управление рисками, профиль риска.

Таможенный контроль после выпуска товаров (ТК ПВТ) проводится в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). ТК ПВТ представляет собой совокупность мер, производимых таможенными органами после выпуска товаров и при их обороте, на таможенной территории ЕАЭС с помощью проведения таможенных проверок [1].

Abstract

Scientific and methodological principles for improving the information and technical support of customs control after the release of goods are consided in this paper.

Keywords: post-release customs control, postaudit, risk management, risk profile.

Организация и проведение ТК ПВТ возложены на уполномоченные подразделения ТК ПВТ - уполномоченные и функциональные [2]. В настоящее время структура Федеральной таможенной службы (ФТС) включает в себя следующие уполномоченные подразделения:

- в Центральном аппарате ФТС России - Главное управление ТК ПВТ;

Рис. 1. Модель проблем ИТО ТКПВТ на основе диаграммы Исикавы

- в региональных таможенных управлениях (РТУ) - службы ТК ПВТ;

- в таможнях - отделы ТК ПВТ.

В результате информатизации таможенных органов (ТО) информационное обеспечение их деятельности рассматривается в качестве автономной целевой функции таможенных органов.

Информационное обеспечение деятельности таможенных органов следует понимать как технологический процесс подготовки и предоставления различных информационных продуктов таможенных органов, а информационно-техническое обеспечение (ИТО) таможенных органов, в свою очередь, является оснащением данного процесса информационно-техническими и программными средствами [3].

Сегодня в ФТС созданы условия для перераспределения объема таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска на этап после выпуска товаров в отношении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отнесенных к низкому уровню риска [4], также необходимо дальнейшее проведение работ по автоматизации выбора объектов ТК ПВТ, следовательно, правильное функционирование ИТО ТК ПВТ тесно связано с четкой работой системы управления рисками (СУР).

Для успешного поиска путей решения проблем, выявленных в результате анализа современного состояния ИТО ТК ПВТ, была разработана концептуальная модель проблем информационно-технического обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров (рис. 1).

В целях повышения эффективности работы подразделений ТК ПВт следует модернизировать комплексы программных средств (КПС), применяемые в работе подразделений ТК ПВТ, которым необходимо обрабатывать гораздо больший объем информации, в сравнении с обрабатываемым в настоящее время. Модернизация КПС позволит повысить автоматизированность выбора объектов таможенных проверок. Для защиты интересов участников ВЭД целесообразно дать им возможность взаимодействия с таможенными органами в ходе таможенной проверки в «Личном кабинете участника ВЭД». Кроме того, важно уделять внимание совершенствованию межведомственного взаимодействия в рамках «единого окна» для совместной работы и обмена данными с Федеральной налоговой службой и другими государственными органами.

Рис. 2. Модель совершенствования ИТО ТК ПВТ на основе диаграммы «галстук-бабочка»

Таблица 1.

Результаты первичного распределения участников ВЭД по категориям риска в соответствии с субъектно-дифференцированным подходом к категорированию объектов таможенного контроля

Уровень риска Доля в общем массиве ДТ, % Доля участников ВЭД, % Количество участников ВЭД

Низкий уровень риска 38 3 2017

Умеренный уровень 47 80 37854

риска

Высокий уровень 12 11 7380

риска

Очень высокий уро- 3 1 490

вень риска

Источник: http://ved.customs.ru

Рис. 3. Распределение мер по минимизации рисков между этапами до и после выпуска товаров в соответствии с субъектно-дифференцированным подходом к категорированию объектов таможенного контроля

Большое значение в совершенствовании ИТО ТК ПВТ имеет решение существующих проблем в части СУР, так как при переходе к новой концепции электронно-цифровой таможни взаимодействие СУР и ТК ПВТ будет играть ключевую роль, так как именно СУР позволяет заблаговременно выявить риск еще до того, как товар прибудет на таможенную границу, а также проводить мониторинг использования выпущенного товара с целью обеспечения соблюдения всех условий, заявленных в документах при прибытии товарной партии на таможенную границу.

Важным направлением деятельности по оптимизации проведения ТК ПВТ в отношении участников ВЭД, относящихся к низкой категории риска, остается разработка и

совершенствование технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений [4] (рис. 2).

Центральным узлом диаграммы является совершенствование ИТО ТК ПВТ. По результатам ее анализа можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности ТК ПВТ и наступления позитивных последствий необходимо проводить работу, направленную на совершенствование программных средств, применяемых подразделениями ТК ПВТ, совершенствование взаимодействия ТО и участников ВЭД при проведении таможенных проверок, уменьшение количества бумажной работы, тормозящей развитие ТК ПВТ. Для целей дальнейшего исследования также необходимо отметить, что повышение эффективности

применения СУР в целях ТКПВТ возможно за счет применения субъектно-дифферен-цированного подхода к категорированию объектов таможенного контроля в рамках СУР.

В настоящий момент ТО используют для целей СУР субъектно-ориентирован-ный подход и автоматическое категориро-вание объектов таможенного контроля [5]. Субъектно-дифференцированный подход к категорированию объектов таможенного контроля можно назвать «модернизированным» вариантом субъектно-ориентирован-ного подхода. За его основу берутся как риски, формирующиеся товарной партией, так и статус участника ВЭД. Эти два фактора определяют объем и способ применения мер минимизации риска. Субъектно-дифференцированный подход разрабатывался с расчетом на то, что при декларировании в таможенный орган будет подаваться только декларация на товары (ДТ), без документов, на основе которых она была заполнена. Предполагалось, что все индикаторы рисков на момент декларирования будут выявляться только на основании анализа ДТ и решение о наличии (отсутствии) риска будет принято на основе этих данных [6].

В настоящее время, согласно ТК ЕАЭС, участники ВЭД имеют право при подаче ДТ не предоставлять в таможенный орган документы, на основе которых она была заполнена. Данный факт создает подходящие условия для применения субъектно-диф-ференцированного подхода [7].

В 2014 году, при разработке и подготовке к внедрению субъектно-дифференци-рованного подхода, было проведено распределение участников ВЭД по категориям риска, соответствующим данному подходу. Результаты первичного распределения представлены в таблице 1.

Субъектно-дифференцированное кате-горирование объектов таможенного контроля наиболее эффективно в целях ТК ПВТ, поскольку помогает правильно распределить меры по минимизации рисков между этапами до и после выпуска товаров (рис. 3). В отношении категории низкого уровня риска до выпуска целесообразны к применению только профили риска по запретам и ограничениям, целевые и правоохранительные.

Во время разработки субъектно-диф-ференцированного подхода срок выпуска товаров при импорте составлял в среднем

около 9 часов. Применение данного подхода могло снизить его в два раза - до 4,5 часов, а для низкой категории риска - до 27 раз (5-20 минут). На данный момент по прошествии пяти лет субъектно-дифференци-рованный подход все еще не применяется на практике. Однако ТК ЕАЭС устанавливает время выпуска в течение 4 часов. Субъектно-дифференцированный подход мог бы также снизить законодательно установленное время выпуска, но в данный момент таможенными органами продолжает использоваться только субъектно-ориенти-рованный подход и автоматическое катего-рирование [6].

СУР в своей деятельности опирается на специально разработанные профили риска - совокупность сведений об области, индикаторах и мерах по минимизации рисков [8]. Для данного исследования имеют значение профили риска (ПР), разработанные на основе информации подразделений ТК ПВТ. Согласно годовому отчету отдела ТК ПВТ Балтийской таможни за 2017-2018 гг. Балтийской таможней на основе информации подразделений ТК ПВТ было разработано 49 профилей риска. Данные о разработанных Балтийской таможней по информации подразделений ТК ПВТ профилях риска в 2017-18 гг. представлены в таблице 2.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что большая часть профилей рисков, созданных Балтийской таможней по данным подразделений ТК ПВТ, являются эффективными. По результатам изучения номенклатуры дел отдела ТК ПВТ Балтийской таможни на основе конкретного правонарушения участника ВЭД был разработан проект профиля риска (ППР) по классификационному коду. 24.07.2017 компанией «Р» была подана ДТ, в которой были заявлены товары для промышленной сборки моторных транспортных средств, в том числе товар «кронштейн крепления подушки безопасности», артикул 73331 -ВД06. Данный товар был заявлен под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8708299001 (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %, НДС - 18%). Должностными лицами отдела ТК ПВТ Балтийской таможни была проведена плановая камеральная таможенная проверка, в ходе которой было обнаружено, что в декларации от 24.07.2017 были заявлены недостоверные сведения, а именно - классификационный код товара «кронштейн крепления

Таблица 2.

Данные о разработанных Балтийской таможней профилях риска по информации подразделений ТК

ПВТ, 2017-2018 гг.

Услов- Код технологиче- Доначислено Доначис- Взыскано та- Взыс- Возбуж- Отка-

ный но- ской операции, таможенных лено моженных кано дено дел зано в

мер про- при которой вы- платежей, штрафов, платежей, штра- об АП вы-

филя является риск(05 тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. фов, (с указа- пуске,

риска - таможенное де- тыс. руб. нием ста- кол-во

кларирование то- тьи КоАП ДТ

варов; 18 - после РФ)

выпуска товаров)

1 18 102 1 (ч. 1 ст.

14.43)

2 18 150 1 (ч. 1 ст.

14.43)

3 18 200 1 (ч. 1 ст.

14.43)

4 18 25,07 25,07

5 05 1 (ч. 3 ст. 1

16.2)

6 18 1229,35 1 (ч. 2 ст.

16.2)

7 05 24,59 24,59

8 05 1 (ст. 1

14.10)

9 18 1779,70 790,84 1727,52 2 (ч. 2 ст.

16.2)

10 18

11 18 1007,10

12 18 2401,04 1154,44 2401,04 1154,44 23 (ч. 2 ст.

16.2)

13 18 23677,23 21707,76 8 (ч. 2 ст.

16.2)

14 18 10526,50 10526,50 18 (ч. 2 ст.

16.2)

15 18 203592,87 72181,99

16 05 1 (ч. 1 ст.

14.10)

17 18 144,85 144,85 1 (ч. 1 ст.

16.2)

18 05

19 18 10559,61 3 (ч. 2 ст.

16.2, ч. 3

ст. 16.12)

20 05 1 (ч. 1 ст.

14.10)

21 05 50 1 (ч. 1 ст.

14.10)

22 18 1980,53 1380,53

23 18 1843,37 1843,37

24 05 22,8 22,8 2 (ч.1 ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.2, ст.

14.10)

25 18

26 05 43,4 43,4

27 05

28 18

29 18

30 18

31 18

32 18

33 18

34 18

35 05

36 05 28,3 28,3

37 18 49092,00

38 18

39 18

40 18

41 18

42 18

43 05

44 05

45 18 1 (ч. 2 ст.

16.2)

46 18

47 05

48 18

49 05

ИТОГО - 307 233,46 2 592,13 111 912,87 1 299, 29 67 2

ППР

разрабатывается уполномоченным должностным лицом

Пояснительная записка

Присвоение ППР регистрационного номера

Аналитическим управлением ФТС присваивается статус

Направлено на согласование с

другими структурными подразделениями

Направлено в вышестоящий таможен ньм

Направлено на

доработку

Целесообразно

Нецелесообразно

Наложение резолюции на докладном записке

Решение об утверждении принимается: в РТУ - начальник РТУ или его заместители; в оперативных таможнях - начальник, его заместитель; в таможнях - начальник, его заместитель.

Рис. 4. Алгоритм создания проекта профиля риска

ТН ВЭД ЕАЭС.

Было установлено, что данный товар должен классифицироваться в иной под-субпозиции - 8708299009, с иной ставкой ввозной таможенной пошлины - 5%. Должностными лицами отдела ТК ПВТ Балтийской была проведена дальнейшая аналитическая работа, в ходе которой было установлено, что в период с 24.07.2017 по 10.08.2018 компанией «Р» было подано более 30 ДТ, в каждой из которых был заявлен товар «кронштейн крепления подушки безопасности». Исходя из вышесказанного, становится очевиден высокий риск недостоверного декларирования ранее выпущенного товара, поэтому целесообразность разрабатываемого ППР состоит в пресечении уклонения от уплаты таможенных платежей. Данный ППР может помочь выявлять риски, индикаторы которых содержатся в автоматических (автоматизированных) профилях рисков, применяемых при технологической операции «таможенное декларирование товаров с подачей ДТ». Данный риск будет выявляться на следующих этапах таможенного контроля:

- в момент принятия ДТ (присвоения регистрационного номера);

- в момент активации должностным лицом выпуска электронной копии ДТ;

- в момент активации должностным лицом формирования документов контроля и списания таможенных платежей, кроме таможенных сборов;

- при принятии решения об отказе в выпуске или возможности отзыва ДТ;

- при смене первоначально принятого решения о выпуске при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Алгоритм создания ППР представлен на рисунке 4.

Рассмотрим алгоритм создания и содержание ППР более подробно. Разработка ППР ведется ДЛТО с помощью программной задачи (ПЗ) «Формирование проекта профиля риска». В первую очередь ППР присваивается регистрационный номер по следующему формату:

КК/ТТТТТ/ДДММГГГГ/ХХХХХХ(В),

где

Классификация ПР по региону действия

Таблица 3.

Наименование Регион действия Код

Общероссийский Во всех ТО РФ 11

Региональный Одно РТУ 20

Зональный Одна таможня 13

Источник: ПЗ «Формирование проекта профиля риска»

Классификация ПР по сроку действия

Таблица 4.

Наименование Срок действия

Краткосрочный Менее 1 месяца

Среднесрочный 1-3 месяца

Долгосрочный 3-12 месяцев

Постоянный Без ограничения по сроку действия

Источник: ПЗ «Формирование проекта профиля риска»

Таблица 5.

Классификация направлений деятельности ТО для выявления рисков

Направление деятельности

Контроль достоверности заявленных сведений о количестве, наименовании и характеристиках товара

0101

Контроль правильности классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС

0102

Контроль правильности определения страны происхождения товара

0103

Источник: ПЗ «Формирование проекта профиля риска»

Меры минимизации рисков

Таблица 6.

Мера минимизации Код

Проверка документов и сведений 101

Устный опрос 102

Получение объяснений 103

Таможенное наблюдение 104

Таможенный досмотр товаров 109

Таможенный досмотр транспортных средств 110

Отбор проб и образцов 204

Источник: ПЗ «Формирование проекта профиля риска»

КК - признак предложения об актуализации или отмене, которому может быть присвоено значение «01» (отмена профиля риска) или «02» (актуализация профиля риска);

ТТТТТ - код таможенного органа, разработавшего предложение об актуализации или отмене (первые 5 цифр);

ДДММГГГГ - дата регистрации предложения об актуализации или отмене;

ХХХХХХ - порядковый номер;

В - версия предложения об актуализации или отмене.

Далее при формировании ППР указывается регион предполагаемого действия (таблица 3).

Далее необходимо указать срок действия ППР (таблица 4).

Следующим этапом является выбор направления деятельности ТО для выявления риска (таблица 5).

На следующем этапе указываются характеристики риска - описание риска и его индикаторов, способы и методы его выявления и возможные меры по его минимизации (таблица 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, в данном пункте указываются действия рекомендательного характера, какими положениями следует пользоваться ДЛ, какие ТСТК стоит применять. Например, при назначении в качестве меры по минимизации риска проведения таможенного осмотра (досмотра) обычно используется ИДК, применение которого регламентировано положением о действиях ДЛ при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием ИДК.

Код

ВИД ПР: Зональный

Срок действия ПР: Долгосрочный

До:12.04.2020г.

Направление деятельности ТО для выявления рисков|

Наименование направления деятельности

Код

Контроль достоверности заявленных сведений о количестве, наименовании и характеристиках товара_

0101

Технологическая операция, при которой выявляются риски

Наименование технологической операции

Код

Таможенное декларирование товаров с подачей декларации на товары

05

Описание риска

У ДЛТО имеется информация о вероятном правонарушении или есть личные предположения о том, что заявленная информация и (или) сведения о товарах и транспортных средствах международной перевозки являются недостоверными.

Примечание - профиль риска используется в случаях, когда ТО необходимо подтвердить информацию или сведения, которые были заявлены при декларировании товаров и транспортных средств. Следует провести анализ возможных правонарушений в таможенном законодательстве для минимизации рисков, если таковые имеются. В случае, если риск допускается. ДЛ обязано принять меры по минимизации. Профиль риска применятся при таможенной операции - таможенное декларирование товаров с подачей ДТ в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 К® 257 (ред. от 31.01.2018) «Об Инструкциях по заполнению таможенных декларации и формах таможенных деклараций». Меры по минимизации риска

№ пп Описание Код

1 Проверка документов н сведений 101

2 Таможенный досмотр товаров 109

3 Отбор проб и образцов 204

Примечание - при проведении должностными лицами таможенных органов таможенного контроля товаров и транспортных средств следует руководствоваться:

1. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 Л® 257 (ред. от 31.01.2018) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;

2. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

3. Приказом ФТС России от 09.12.2010 № 2354 (ред. от 05.09.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов прн таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекцнонно-досмотровых комплексов».

Рис. 5. Проект профиля риска

На основе вышеизложенной информации был составлен ППР (рис. 5).

Таким образом, разработанный ППР впоследствии может оказывать помощь в выявлении признаков правонарушений в

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Попова Л.И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие. М: Издательство Юрайт. 2016. 311 с.

области таможенного контроля при технологической операции «таможенное декларирование товаров с подачей ДТ» в автоматическом (автоматизированном) режиме.

3. Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М: Издательство «Перо». 2016. 127 с.

4. Приказ ФТС от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года»» // СПС «Консультант-Плюс».

5. Афонин П.Н. Система управления рисками: Учебное пособие. СПб.: Троицкий мост. 2016. 125 с.

6. Иванова П.А. Развитие субъектно-диффе-ренцированного подхода к категорированию объектов таможенного контроля // Таможенные чтения - 2018. Образование и наука на современном этапе развития ЕАЭС. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. В 3-х тт. Том I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА. 2018. С. 169-172.

7. Чернова Л.Г., Сорокина Е.А. Проблемы и перспективы развития технологий электронного

декларирования товаров // Логистические системы в глобальной экономике. 2016. № 6. С. 364-366.

8. Андреев В.А. Повышение экономической эффективности применения системы управления рисками ФТС России на основе совершенствования информационного обеспечения: дис. канд. экон. наук. Российская таможенная академия. Москва. 2012. 151 с.

Поступила в редакцию 25.07.2019

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

Сведения об авторах:

Краснова Анастасия Ивановна - доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент, e-mail: [email protected]

Иванова Полина Алексеевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.