Научная статья на тему 'Международный таможенный аудит в странах ЕС и России'

Международный таможенный аудит в странах ЕС и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4322
811
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СУР / МЕТОДЫ АУДИТА / CUSTOMS CONTROL / RMS / AUDIT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Даяна Баатровна

В данной статье подробно проанализированы этапы таможенного контроля с использованием методов аудита. Тщательно рассмотрен каждый из шести этапов таможенного контроля. На каждом этапе выявлены основные мероприятия, совершаемые таможенными органами для предотвращения таможенных правонарушений. Также изложены проблемы в сфере применения системы управления рисками таможенными органами Российской Федерации. На основе изучения этих проблем в сфере применения СУР таможенными органами России автором предложены пути для их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмаева Даяна Баатровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный таможенный аудит в странах ЕС и России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ В СТРАНАХ

ЕС И РОССИИ Бадмаева Д.Б. Email: Badmaeva656@scientifictext.ru

Бадмаева Даяна Баатровна - студент, факультет таможенного администрирования и безопасности,

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье подробно проанализированы этапы таможенного контроля с использованием методов аудита. Тщательно рассмотрен каждый из шести этапов таможенного контроля. На каждом этапе выявлены основные мероприятия, совершаемые таможенными органами для предотвращения таможенных правонарушений. Также изложены проблемы в сфере применения системы управления рисками таможенными органами Российской Федерации. На основе изучения этих проблем в сфере применения СУР таможенными органами России автором предложены пути для их решения. Ключевые слова: таможенный контроль, СУР, методы аудита.

INTERNATIONAL CUSTOMS AUDIT IN THE EU AND RUSSIA

Badmaeva D.B.

Badmaeva Dayana Baatrovna - Student, FACULTY OF CUSTOMS ADMINISTRATION AND SECURITY, NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, ST. PETERSBURG

Abstract: this article analyzes in detail the stages of customs control using audit methods. Each of the six stages of customs control is carefully reviewed. At each stage, the main activities carried out by customs authorities to prevent customs offenses were identified. It also outlines the problems in the application of the risk management system by the customs authorities of the Russian Federation. Based on the study of these problems in the application of the RMS, the customs authorities of Russia proposed ways to solve them. Keywords: customs control, RMS, audit methods.

УДК 339.543

В Европейском Союзе таможенный контроль после выпуска товаров реализуется в форме таможенного контроля с использованием методов аудита. Изначально термин «audit-based control» был закреплен в Руководстве по риск-менеджменту Всемирной таможенной организации, на котором основывается пост-таможенный контроль в ЕС. В России аудиторскую деятельность регулирует Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ [2, ст. 2]. Таможенный контроль с использованием методов аудита включает в себя шесть этапов. Первый этап заключается в определении направленности аудиторской деятельности. В Евросоюзе, на основе статистики правонарушений и СУР, определены такие направления пост-таможенного контроля, как:

- аудит происхождения товаров

- проверка полноты и своевременности уплаты особых пошлин

- аудит импортеров текстильных изделий, одежды, и обуви

- аудит экспорта/реэкспорта;

- проверка хозяйствующих субъектов, имеющих упрощенные процедуры таможенного оформления.

Выбрав направление аудита, начинается второй этап, на котором осуществляется отбор участников ВЭД по избранным направлениям аудита, основанный на категорирование.

На третьем этапе осуществляется предварительное уведомление участника ВЭД. Таможенные органы информируют юридическое лицо о том, что он выбран для проведения пост-таможенного контроля и запрашивают дополнительную информацию. На этом этапе у участника ВЭД есть возможность добровольно до начала таможенного аудита представить в таможенный орган сведения о совершенных им правонарушениях. В уведомлении предложены рекомендации по проведению внутреннего аудита. Если участник ВЭД проводит внутренний аудит, таможенный орган предоставляет 15 дней для его проведения. В случае обнаружения ошибок по результатам внутреннего аудита участник ВЭД имеет право добровольно изменить сведения без применения санкций. Неиспользование добровольной возможности для внесения суммы недоимки приводит к наложению дополнительных штрафов. При проведении внутреннего аудита участник ВЭД может запрашивать консультации у таможенного органа. Данный инструмент привел к тому, что участники ВЭД сами стали указывать на свои ошибки, благодаря чему что большая часть контроля после выпуска стала прекращаться на этапе предварительного уведомления.

На следующем четвертом этапе осуществляется проведение самого таможенного аудита. Проводится исследование деятельности участника ВЭД через его профиль риска. Осуществляется проверка и оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета. Осуществляется проверка таможенной стоимости посредством изучения документов, связанных с внешнеэкономической сделкой и подтверждения их подлинности. Производится анализ договоров купли -продажи, платежных документов и определяются условия поставки, а также отслеживаются журналы учета покупок.

На пятом этапе оформляется отчет, в котором указываются результаты проверок. Отчет отправляется вышестоящему таможенному органу и участнику ВЭД.

На шестом этапе осуществляется оценка соблюдения и контроль исполнения. На основе сведений, полученных в результате проверки, осуществляется категорирование участников ВЭД. В связи с этим таможенный контроль после выпуска товаров в европейских государствах стал достигать до 90% от всего таможенного контроля.

Таким образом, таможенный аудит в Евросоюзе основан на сотрудничестве между таможенными органами и участниками ВЭД и взаимодействии между таможенными подразделениями. Другими словами, наблюдается эффективная модель информационного сотрудничества.

Проблемы в сфере применения СУР таможенными органами России и предложения для их решения. Отсутствие применения системы управления рисками в таможенном контроле после выпуска товаров. Хотя и на международном, и на национальном уровнях нормативно-правовыми актами предусмотрено применение СУР в пост-таможенном контроле, на практике, в российской таможенной службе, это не исполняется. Таможенная проверка использует имеющиеся ресурсы не эффективно, и, как следствие, существует проблема низкой степени ее результативности. Отсутствуют специальное программное средство и нормативно -правовые основания механизма взаимодействия, обеспечивающих применение СУР в таможенном контроле после выпуска товаров. Для решения данной проблемы следует восполнить пробелы таможенного законодательства РФ в сфере применения СУР в таможенном контроле после выпуска товаров. А именно, следует установить механизм функционирования СУР в пост-таможенном контроле, указать порядок доступа должностных лиц структурных подразделений ТКпВТ к информации о рисках и категорированию участников ВЭД. На основе такой информации, в ходе

аналитической работы должны устанавливаться объекты таможенных проверок. Для автоматизации работы следует внедрить специальное программное средство, позволяющее выполнять данные задачи. Пост-таможенный контроль, согласно базовым международным документам по упрощению таможенных операций, должен основываться на взаимном использовании методов аудита и СУР, поэтому действенной мерой будет создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности. В посттаможенный контроль следует ввести этап предварительного уведомления участников ВЭД о проведении проверки от таможенных органов. Участники ВЭД должны получить возможность проведения внутреннего аудита и исправления выявленных ошибок. Такие меры позволят таможенным органам эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Повысится качество таможенного контроля после выпуска товаров. Участники ВЭД будут заинтересованы в добросовестном ведении своей деятельности, а различные «обходные схемы» таможенного законодательства станут для них экономически не выгодными. Стоит отметить, что в 2016 начался эксперимент по внедрению новой формы государственного контроля - таможенного аудита для компаний, осуществляющих внешнеторговую деятельность. Его организатором выступила ФТС России. В акции участвуют 4 аудиторские компании и 6 крупных игроков рынка. Участники ВЭД, которые добровольно согласились на проведение таможенного аудита, получат целый ряд преференций при перемещении товаров через таможенную границу и таможенном оформлении. В перспективе таможенный аудит заменит существующий посттаможенный контроль.

Поскольку в РФ законодательно закреплено, что аудит - это вид предпринимательской деятельности, то под таможенным аудитом в системе аудита РФ может пониматься только предпринимательская деятельность [1, ст. 1].

Согласно международной терминологии под «аудитом» также подразумевается предпринимательская деятельность. Возникает вопрос о целесообразности применения термина «аудит» к процессу таможенного контроля. Ведь таможенный контроль - это вид государственного контроля, а не вид предпринимательской деятельности.

Переход от термина «таможенный контроль с использованием методов аудита» к термину «таможенный аудит» был обусловлен развитием взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными службами: таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности.

Главные отличия таможенного аудита от таможенной проверки в РФ - это осуществление категорирования участников ВЭД с использованием перспективной СУР, применение предварительного уведомления для целей самостоятельного указания на ошибки участниками ВЭД, а также использование методов, правил (стандартов) аудита. Внедрение данных принципов в таможенный контроль после выпуска в зарубежных странах привело к повышению безопасности, снижению показателей недоимки платежей, невыгодности для участников ВЭД скрывать сумму недоимки, упрощению таможенных процедур, сокращению таможенного контроля при декларировании.

Список литературы /References

1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»/

2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.