Научная статья на тему 'Использование риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности при организации таможенного контроля после выпуска товаров'

Использование риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности при организации таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2264
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS / РИСК / RISK / КАТЕГОРИРОВАНИЕ / CATEGORIZATION / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РИСКА / LOW RISK / ВЫПУСК ТОВАРОВ / RELEASE OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудова Маргарита Владиславовна

Рассмотрен вопрос организации непрерывного процесса таможенного контроля до и после выпуска товаров, проанализированы положения системы риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности, определены условия, обеспечивающие возможность переноса акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS USING RISK-CATEGORIZATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES PARTICIPANTS

The article provides the question of organization continuous customs control before and after the release of goods, analysis of risk-categorization system of foreign trade activities participants and conditions for transfer the focus of customs control on the stage after the release of goods.

Текст научной работы на тему «Использование риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности при организации таможенного контроля после выпуска товаров»

УДК 338 М.В. Дудова

Аннотация. Рассмотрен вопрос организации непрерывного процесса таможенного контроля до и после выпуска товаров, проанализированы положения системы риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности, определены условия, обеспечивающие возможность переноса акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, риск, категорирование, низкий уровень риска, выпуск товаров.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСК-КАТЕГОРИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Margarita Dudova THE ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL

AFTER THE RELEASE OF GOODS USING RISK-CATEGORIZATION OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES PARTICIPANTS

Annotation. The article provides the question of organization continuous customs control before and after the release of goods, analysis of risk-categorization system offoreign trade activities participants and conditions for transfer the focus of customs control on the stage after the release of goods.

Keywords: customs control after the release of goods, risk, categorization, low risk, release of goods.

Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Одной из основных целей таможенного контроля после выпуска товаров является создание системы непрерывного контроля: от подачи предварительной информации и декларации на товары до осуществления таможенного контроля после выпуска.

На сегодняшний день таможенный контроль до и после выпуска товаров недостаточно связаны, а скорее представлены как две отдельные категории, два отдельных процесса. Процесс таможенного контроля разорван в точке выпуска товаров: результат проведенного таможенного контроля до выпуска товаров не является входом в процесс таможенного контроля после выпуска товаров. Отсутствие четкого порядка использования результатов таможенного контроля до выпуска товаров должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров при поиске объектов контроля приводит к дублированию аналитической работы и нерациональному использованию трудовых ресурсов. Сегодня декларация на товары может проходить проверку «с нуля» дважды: до выпуска товаров и после выпуска. Необходимо общее информационное пространство, позволяющее использовать в полной мере результаты таможенного контроля до выпуска товаров при контроле после выпуска, а также предупреждать нарушения таможенного законодательства до выпуска товаров, аналогичные нарушениям, выявленным после выпуска, с учетом принципа выборочности таможенного контроля.

Принцип выборочности таможенного контроля до выпуска товаров реализуется на основе оценки рисков путем разработки и издания профилей рисков, после выпуска товаров - путем планирования таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфе-

© Дудова М.В., 2015

ре, и проведения аналитической работы в целях выявления признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Связующим элементом между двумя практически автономными процессами таможенного контроля после выпуска товаров и таможенного контроля до выпуска призвана стать система управления рисками, позволяющая оценить риски нарушения таможенного законодательства и рационально распределить ресурсы таможенных органов на минимизацию этих рисков.

Участие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров в процессе управления рисками позволит:

- использовать результативные профили риска для проведения ретроспективного анализа;

- применять результаты таможенных проверок при разработке профилей рисков для выявления аналогичных рисков в товарных партиях до выпуска товаров и минимизации этих рисков на этапе декларирования;

- построить систему риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности, обеспечивающую оптимальное и эффективное распределение ресурсов таможенных органов до и после выпуска товаров, а также реализующую перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Использование субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками или риск-категорирование участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД) позволит определить те объекты контроля, проверку соблюдения законодательства которыми возможно проводить на этапе после выпуска товаров, минуя проведение таможенного контроля на предшествующих технологических операциях. Рассмотрим подробнее, что представляет собой система риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день участники ВЭД в рамках категорирования делятся на две категории: низкого риска нарушения таможенного законодательства и остальных. Категорирование участников ВЭД осуществляется в рамках двух подходов: автоматического и «отраслевого».

Автоматическое категорирование представляет собой анализ информации об участниках ВЭД, в основе которого лежит комплексная оценка деятельности участников ВЭД, независимо от вида перемещаемых товаров. Анализ осуществляется по утвержденным нормативно-правовым актом ФТС России и внесенным в штатное программное средство таможенных органов критериям, характеризующим как общие показатели деятельности участника ВЭД, так и его таможенную историю (результаты проведенного в отношении участника ВЭД таможенного контроля). Автоматическая технология категорирования позволяет исключить субъективный подход к оценке деятельности участника ВЭД. Так называемое «отраслевое» категорирование подразумевает оценку деятельности участника ВЭД на основе заявительного порядка и в отношении участников ВЭД, занимающихся определенной деятельностью: производственной, в том числе, промышленной сборкой транспортных средств, импортом мясной и рыбной продукции, экспортом продукции собственного производства. В результате отраслевого и автоматического категорирования в перечни лиц, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска, включено более двух тысяч организаций, на долю которых приходится около половины объема импортных операций [1].

Возможность перераспределения ресурсов таможенных органов до и после выпуска товаров заключается в применении только необходимых с точки зрения безопасности мер таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня нарушения таможенного законодательства до выпуска товаров, таких как профили рисков по направлению соблюдения запретов и ограничений, и применении остальных мер подразделениями после выпуска товаров в результате детального анализа необходимости их применения. Такая мера позволит не только эффективно распределить ресурсы таможенных органов, но и сократить издержки добросовестных участников ВЭД на прохождение та-

моженного контроля вследствие значительного сокращения времени его проведения. Тем не менее, целесообразно предусмотреть возможность при наличии информации о возможном нарушении таможенного законодательства применять на этапе до выпуска товаров меры по минимизации рисков, предусмотренные целевыми либо правоохранительными профилями рисков. Целевые профили рисков - это профили рисков, разрабатываемые в отношении конкретной партии товаров, то есть детально проанализированные и наиболее эффективные. Правоохранительные - те же целевые, только разрабатываемые в отличие от целевых профилей рисков правоохранительными подразделениями таможенных органов. При данном подходе меры таможенного контроля в отношении товаров, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, распределятся по этапам до и после выпуска в соответствии со схемой, представленной на рисунке 1.

Рис. 1 Схема проведения таможенного контроля в отношении товаров, декларируемых участниками внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства

Таким образом, вопрос «смещения» акцентов таможенного контроля на этап после выпуска сводится к определению перечня мероприятий, достаточных к проведению только в рамках таможенного контроля после выпуска, и организации условий, обеспечивающих проведение данных мероприятий, в отношении товаров, декларируемых участниками ВЭД, которым по результатам категори-рования присвоена категория низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства. «Смещение» акцентов таможенного контроля на этап после выпуска очевидно потребует, во-первых, оптимизации функций и организационно-штатной структуры структурных подразделений таможенных органов, во-вторых, создания механизма, обеспечивающего обмен информацией о результатах таможенного контроля до выпуска товаров на этап после выпуска для проведения соответствующих мероприятий, а также обратную связь в целях повышения эффективности системы управления рис-

ками, в-третьих, разработки алгоритма, обеспечивающего проведение анализа информации о таможенном декларировании участников ВЭД низкого уровня нарушения таможенного законодательства в целях повышения качества таможенного контроля после выпуска товаров.

Анализ информации о таможенном декларировании участников ВЭД низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства необходимо проводить как при выявлении рисков и передаче таможенной декларации в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров для принятия решения о проведении дополнительной проверки после выпуска товаров, а также при отсутствии выявленных рисков в целях выявления устойчивых негативных тенденций по показателям таможенного декларирования для определения объектов для проведения профилактических таможенных проверок. Анализ целесообразно проводить за последние 2,5 года деятельности участника ВЭД низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства (с учетом возможности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в течение трех лет с даты выпуска товаров). Анализ информации должен включать динамику номенклатуры товаров, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, объемов товаров, их стоимости, а также перечень контрагентов, сведения о выявленных рисках, о наличии нарушений таможенного законодательства, о проведенных проверках на этапе до выпуска товаров и их результатах и т.д. Существенные отклонения в динамических показателях, либо наличие сведений о нарушениях и результативных применениях мер по минимизации рисков до выпуска товаров являются индикаторами для проведения детального анализа деятельности участника ВЭД и принятия необходимых мер в рамках таможенного контроля после выпуска товаров.

Модель таможенного контроля, учитывающая смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска, должна обеспечивать:

- поступление таможенных и иных платежей в бюджет Российской Федерации не ниже сегодняшних плановых заданий и соблюдение мер тарифного и нетарифного регулирования в полном объеме;

- создание условий для увеличения финансовых поступлений за счет механизмов вывода финансовых средств из «теневого» оборота при создании равных конкурентных условий для перетекания участников ВЭД в «белый» сектор и обеспечении преимуществ при декларировании товаров для лиц с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства.

Библиографический список

1. Голоскоков, В. И. Как стать идеальным участников ВЭД / В. И. Голоскоков // Таможенное регулирование.

Таможенный контроль. - 2014. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.