Научная статья на тему 'Направления совершенствования форм и методов таможенного контроля после выпуска товаров'

Направления совершенствования форм и методов таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1977
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ / АREAS OF IMPROVEMENT / ASSESSMENT METHODOLOGY / EFFECTIVENESS / FEATURES OF THE CONDUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаитова Наргиза Доврановна, Лебягин Кирилл Олегович,

Одним из ключевых направлений развития таможенной службы Российской Федерации является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров, для чего в первую очередь необходимо создать методологическую базу таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизация проверочной деятельности. Для проведения таможенного контроля с использованием методов аудита требуются квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями в области таможни, но также в области аудита и финансового анализа, и других смежных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for improving the forms and methods of customs control after the release of goods

One of the key areas of development of the customs service of the Russian Federation is the improvement of customs control after the release of goods, for which it is first necessary to create a methodological base of customs control after the release of goods based on audit methods and standardization of verification activities. To carry out customs control using audit methods, qualified personnel are required, who possess not only knowledge in the field of customs, but also in the field of audit and financial analysis and other related industries.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования форм и методов таможенного контроля после выпуска товаров»

Направления совершенствования форм и методов таможенного контроля после

выпуска товаров

Directions for improving the forms and methods of customs control after the release of goods

Хаитова Наргиза Доврановна

Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: nara.16061996@mail.ru

Haitova Nargiza Dovranovna

4th year studens Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: nara.16061996@mail.ru

Лебягин Кирилл Олегович

Студент 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: nara.16061996@mail.ru

Lebagin Kirill Olegovich

4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: nara.16061996@mail.ru

Научный руководитель Сальникова Анастасия Владимировна

к.и.н., доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность»

Юридического института ВлГУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых» e-mail: salnikova-av@mail.ru

Scientific adviser Salnikova Anastasia Vladimirovna

Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department "Financial Law and Customs Activities"

Law Institute of VlSU "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs " e-mail: salnikova-av@mail.ru

Аннотация.

Одним из ключевых направлений развития таможенной службы Российской Федерации является совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров, для чего в первую очередь необходимо создать методологическую базу таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизация проверочной деятельности.

Для проведения таможенного контроля с использованием методов аудита требуются квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями в области таможни, но также в области аудита и финансового анализа, и других смежных отраслей.

Annotation.

One of the key areas of development of the customs service of the Russian Federation is the improvement of customs control after the release of goods, for which it is first necessary to create a methodological base of customs control after the release of goods based on audit methods and standardization of verification activities.

To carry out customs control using audit methods, qualified personnel are required, who possess not only knowledge in the field of customs, but also in the field of audit and financial analysis and other related industries.

Ключевые слова: Направления совершенствования, методика оценки, эффективность, особенности проведения.

Key words: ^eas of improvement, assessment methodology, effectiveness, features of the conduct.

Чтобы рассмотреть основные направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров, в первую очередь целесообразно обратиться к зарубежному опыту. За рубежом таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется на основе методов аудита и включает проверку правильности заполнения декларации на основе проверки других документов и коммерческих данных физических и юридических лиц. Основное содержание такого контроля заключается в методах контроля - проверке бухгалтерских документов и отчетов, а также в течение времени после выпуска товаров.

Сегодня наиболее актуальным и целесообразным направлением развития ТКПВТ и взаимодействия таможни-бизнеса является использование информационных технологий.

Совершенствование является необходимой мерой по созданию комфортных условий для декларанта в рамках дальнейшей реализации ведомственной Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах государственной границы Российской Федерации, направленной на ускорение и упрощение таможенных операций.

Современные таможни широко применяют передовые веб-инструменты, которые способствуют совершенствованию таможенных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

В целом новые подходы, совершенствование применяемых технологий позволяют сделать таможенные операции проще, быстрее, дешевле как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможни. Вся эта работа направлена на улучшение бизнес-среды и экономической активности компаний.

В целом новые подходы, совершенствование применяемых технологий позволяют сделать таможенные операции более простыми, быстрыми, менее затратными как для участников ВЭД, так и для таможни. Вся эта работа направлена на улучшение условий ведения бизнеса, экономической активности компаний.

В современных условиях упрощения таможенных процедур необходимо создать методы проведения таможенного контроля на основе методов аудита. Однако сейчас даже нет механизмов для внедрения такого контроля на практике. В то же время такой мониторинг должен проводиться с использованием методов аудита специалистами с соответствующими знаниями.

Внешнеторговая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства. Современные процессы глобализации и интернационализации экономической деятельности качественно изменили условия внешнеторговой деятельности, сместив акцент на уровень регионов и муниципалитетов.

Внешнеторговая деятельность направлена на изменение объемов импорта и экспорта, с целью получения экономических выгод, обеспечения экономического роста и развития.

Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности призвано содействовать достижению целей и задач такой деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите национальных интересов. Методы регулирования в большей степени соответствуют характеру рыночных отношений и поэтому играют важную роль в регулировании внешнеторговой деятельности в современных условиях. В современных условиях

таможенное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.

Во взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД значительную роль играет институт таможенного представителя. Таможенное оформление является достаточно трудоемким процессом, требующим от участника внешнеэкономической деятельности определенных знаний, квалификации и опыта в этой области. Поэтому использование услуг таможенных представителей является разумным решением, которое сэкономит время участника ВЭД и минимизирует риски, связанные с таможенным оформлением. Если вы дадите описание представителям таможни как участникам цепочки «бизнес-таможня», то вы можете назвать их своего рода «адаптером», который обеспечивает быстрое таможенное оформление для трейдера, правильно выполнив необходимые формальности.

Сегодня наиболее актуальным и целесообразным направлением развития таможенного администрирования и взаимодействия таможни и бизнеса является использование информационных технологий. В частности, Владимирская таможня активно включилась в эту тенденцию.

В целом новые подходы, совершенствование применяемых технологий позволяют сделать таможенные операции проще, быстрее, дешевле как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможни. Вся эта работа направлена на улучшение бизнес-среды и экономической активности компаний.

Во Владимирской области налажено продуктивное сотрудничество между таможней и бизнесом, которое приносит плоды обеим организациям (способность продвигать свою инициативу, возможность получить разъяснения и рекомендации по таможенному оформлению и т. д.) и таможенным органам (таможенные процедуры идут «гладко», когда трейдер имеет правильную грамотность в этом вопросе и знает все детали процесса).

Оценивая уровень и эффективность взаимодействия таможни и бизнеса во Владимирской области, можно констатировать его успех. Взаимодействие происходит практически по всем актуальным вопросам, участники внешнеэкономической деятельности получают необходимые консультации и разъяснения по вопросам осуществления таможенных операций. В частности, следует отметить, что исключительное внимание уделяется наиболее актуальным вопросам электронного декларирования, его реализации и технологической поддержке.

Владимирская таможня успешно перешла на электронную декларацию, электронный документооборот и внедряет систему удаленной оплаты таможенных пошлин. Участники ВЭД оценили эффект от этих мероприятий, и обе стороны отметили повышение эффективности таможенного администрирования и таможенной очистки, соответственно, что должно сократить затраты времени и ресурсов.

Во всяком случае даже при такой позитивной картине остаются актуальными вопросы взаимодействия таможни и бизнеса во Владимирской области, которые связаны с электронной декларацией и слишком динамичными изменениями в правовой базе таможенного регулирования.

Несмотря на то, что в качестве объекта изучения была выбрана Владимирская таможня, более корректно искать проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в целом на государственном уровне.

Выделим следующие области взаимодействия рассматриваемых субъектов, которые требуют пристального внимания: недостаточно развитая нормативно-правовая и организационно-управленческая база для обеспечения взаимодействия между таможенными органами и трейдерами, избыточные меры по регулированию деятельности таможенных представителей, необходимость дальнейшего упрощения порядок перемещения

товаров через таможенную границу, неэффективное использование обмена информацией на основе передовых таможенных технологий.

В качестве решения этих проблем были предложены принципы, которыми руководствуется таможня при осуществлении своей деятельности, определены области улучшения взаимодействия, сделан вывод о необходимости изменения формата взаимодействия между таможней и бизнесом (особенно таможней), предложен оптимальный механизм сотрудничества при проведении таможенного контроля и обоснованное функционирование мероприятия.

Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности сделает процесс осуществления внешнеэкономических операций не только более комфортным для обеих сторон, но и более эффективным в общегосударственном масштабе. Современные трейдеры широко применяют передовые веб-инструменты, которые способствуют улучшению таможенных процедур и бизнеса, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Информационная служба позволяет контролировать участника внешнеэкономической деятельности общее состояние лицевого счета и получения в электронном виде форм отчетов о движении денежных средств, об остатках, документы о расходовании средств, внесенных в виде предоплаты, подтверждение об уплате таможенных пошлин, налогов.

Здесь декларанты могут генерировать электронные документы, уведомления, отчеты, инвентаризации, а также отправлять электронные документы на таможню, хранить электронные документы; запрашивать и получать информацию от таможенных органов. Теперь появилась еще одна новая опция - возможность проверить через «личный кабинет», отправлены ли в уполномоченные банки информация о зарегистрированных декларациях.

В целом, новые подходы и усовершенствования применяемых технологий позволяют сделать таможенные операции проще, быстрее, дешевле как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможни. Вся эта работа направлена на улучшение деловой среды, экономической деятельность компании.

Передача таможенного оформления на аутсорсинг имеет свои преимущества и минусы. Главный недостаток, который останавливает руководителей компании от работы с таможенными брокерами -необходимость передачи ему полного пакета документов по внешней торговле. Некоторые топ-менеджеры очень чувствительны к коммерческим секретам предприятия и не готовы доносить информацию о своей деятельности для посторонних. Однако следует помнить, что разделение труда и специализация - это основа, на которой движется современная экономика. Хранение в собственном штате специалистов по таможне и их регистрация подразумевает большие дополнительные расходы только для себя наличие установленных подразделений и найм высококвалифицированных работников обойдется слишком дорого. Кроме того, профессиональных представителей таможни очень мало. Их время расписано буквально каждую минуту. В крупных российских городах таможенное оформление внешнеторговых поставок носит характер непрерывного

конвейера, от которого невозможно оторваться.

Соответственно, сегодня основными направлениями совершенствования методов таможенного контроля после выпуска товаров являются: развитие сотрудничества между таможенными и налоговыми органами; внедрение современных информационных технологий; создание единой информационной базы между таможенными и налоговыми органами; обучение и повышение квалификации таможенных и налоговых органов.

Основными направлениями развития форм и методов таможенного контроля после выпуска товаров являются: приведение норм национального законодательства стран ЕАЭС в соответствие с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС, регулирующими таможенный контроль после выпуска товаров, совершенствование алгоритма проведения камеральных и выездных таможенных проверок (в том числе повышение эффективности

таможенных проверок за счет повышения собираемости таможенные пошлины и штрафы, доначисленные на основании проверок), подготовка квалифицированных кадров для отделов.

При проведении последующего контроля должностные лица таможенных органов влияют на эффективность проверок, количество обжалованных решений и количество решений, принятых судом в пользу таможенного органа.

Таможенный контроль после выпуска товаров разрешает таможне изменить подход от сосредоточения на каждой операции. Руководство ориентировано на всю деятельность компании целиком. Таможенная проверка позволяет получить более широкую и полную картину транзакций на более длительный период времени. Подробную информацию для использования при таможенных проверках можно получить из региональных или национальных баз данных.

Так как таможенный контроль после выпуска товаров является составной частью общей программы модернизации таможенной службы, в том числе ее

автоматизация, прямые затраты, связанные с осуществлением такого контроля

будут относительно низкими. Основные затраты на реализацию полного последующего контроля будут потрачены на обучение таможенного руководства и персонала, а также на разработку ИТ-программ для поддержки последующего контроля.

В целом, программа модернизации должна включать следующие элементы: автоматическое таможенное оформление товаров с низким уровнем риска, таможенное оформление товаров до их прибытия на таможенную территорию, использование эффективнейших методов управления рисками, освобождения от обременения на товары от таможенного оформления.

Успех осуществления последующего контроля во многом зависит от компетентности сотрудников таможенных органов необходимых навыков, и руководства общепринятыми правилами. Таможенный контроль после выпуска товаров является мерой упрощения процедур торговли на основе специальных знаний о методах аудита.

Такие знания могут быть получены сотрудниками только после специальных учебных курсов. Система отчетности по таможенному контролю после выпуска товаров должна обеспечивать эффективное управление органами, осуществляющими меры контроля, позволяющие своевременно перераспределять силы и средства. Оценка эффективности может проводиться на регулярной основе в соответствии с руководящими принципами ВТО.

Таким образом, разработка форм и методов таможенного контроля после выпуска товаров является неотложной и необходимой мерой для любого государства, стремящегося в полной мере использовать преимущества мировой экономики и либерализации торговли.

Таким образом, подводя итоги, необходимо еще раз обратить внимание на то, что модернизация таможенного администрирования, в том числе улучшение таможенного контроля после выпуска товаров, является актуальной и необходимой мерой для любого государства, стремящегося в полной мере использовать глобальную экономику и либерализацию торговли.

Список используемой литературы:

1. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов: учебник / А.В. Зубач, Н.А. Ронжина, Р.В. Терентьев. - СПб. : Троицкий мост, 2014. - 272 с.

2. Исследование проблем организации и управления таможенным контролем после выпуска товаров и транспортных средств. Отчет о НИР/ Попова Л.А., исп. Пантелеева, Колобкова, Косорученко. Люберцы, 2016. -95 с.

3. Берзан А.А. Развитие методических основ посттаможенного контроля: дис. ... канд. эконом.наук: 08.00.05. - Москва, 2017.- 151 с.

4. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. -М.: Софт Издат, 2016.

5. Таможенное право: учебник для бакалавров/ А.В. Зубач [и др.]; под. общ. ред. А.В. Зубача.- М.: Издательство Юрайт, 2015. -479 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.