Латыпов Р. З.
ПОСТАУДИТ В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
5. НАЛОГОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
5.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАУДИТА В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Латыпов Руслан Захарович, аспирант. Должность: старший оперуполномоченный.
Место работы: Владимирская таможня, Центральное таможенное управление, Федеральная таможенная служба Российской Федерации
Место учебы: Российская таможенная академия
Аннотация: повышение эффективности таможенного
контроля на территории Таможенного союза путем разработки рекомендаций по организации постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке. Изучением проблем таможенного контроля после выпуска товаров занимались такие ученые как А.А. Берзан, Е.П. Лунева, Л.А.Попова, С.Н. Шостак, А.С. Швец, О.Е. Кудрявцев.
Модель: для изучения проблем таможенного контроля после выпуска товаров применены методы структурнофункционального анализа, дедукции, формальной логики. Выводы: в результате проведенного исследования разработаны рекомендации, позволяющие проводить постаудит в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, с наибольшей эффективностью.
Возможность последующего использования результатов научной работы: результаты данной научной работы могут быть использованы при проведении соответствующего вида таможенного контроля подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.
Практическое значение: результаты настоящего исследования помогут повысить результативность инспекционной деятельности, могут быть использованы в процессе обучения кадрового состава ФТС России.
Ценность: работа предназначена для Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.
Ключевые слова: рекомендации по проведению таможенных проверок, таможенный аудит, таможенный контроль при обороте товаров, совершенствование инспекционной деятельности.
RECOMMENDATIONS FOR ORGANIZATION OF CUSTOMS AUDIT IN POINT OF IMPORTED GOODS SOLD DOMESTICALLY IN CUSTOMS UNION
Latypov Ruslan Zaharovich, graduate student. Senior detective officer.
Work place: Vladimir customs house of the Central Customs Administration of the Federal Customs Service of Russian Federation
Study place: Russian ^stoms academy
Annotation: Objective: improving the efficiency of customs control on the territory of the Customs Union by engineering recommendations for organization of customs audit in point of imported goods sold domestically. Researching the problems of customs control after releasing goods was held by such foreign scholars as A. Berzan, E. Luneva, L. Popova, S. Shostak, A. Shvets, O. Kudryavtsev.
Model: to research the problems of customs control after releasing goods has been applied methods of structural and functional analysis, deduction and formal logic.
Conclusion: in result of held research has been obtained recommendations allowing to conduct customs audit in point of imported goods sold domestically in Customs Union with much efficiency.
The possibility of subsequent use of the results of scientific research: the results of given research can be used by customs control after releasing the goods divisions of the Russian Federal Customs Service while conducting corresponding kind of customs control.
Practical importance: the results of given research will help to increase resultativity of inspection activity, can be used in educational process of personnel of the Russian Federal Customs Service.
Value: work is for the General Department of customs control after releasing the goods of the Russian Federal Customs Service.
Keywords: recommendations for conducting customs control, customs audit, customs control in point of goods sold domestically, perfection of inspection activity
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительством РФ от 28.12.2012 № 2575-р [6], совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров определено как одно из основных направлений развития таможенной службы РФ. Таможенный аудит является мировой тенденцией развития таможенного контроля. Наиболее перспективным направлением таможенного контроля после выпуска товаров является постаудит в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза.
Процесс проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, можно разделить на 3 основных логических блока: первый блок элементов - выбор объектов таможенного контроля; второй блок - осуществление мероприятий, направленных на установление вопроса проверки; третий блок - принятие мер по результатам постаудита.
1. Выбор объектов таможенного контроля.
Важнейшими источниками информации для отбора объектов таможенного контроля являются участники рыночных отношений - юридические и физические лица, а также налоговые органы. Из отмеченных источников наиболее актуальным являются налоговые органы. В настоящее время ФТС России и ФНС России предпринимаются активные шаги, направленные на
65
Бизнес в законе
3’2014
совершенствование межведомственного взаимодействия. Например, в октябре 2013 года в ряде регионов были проведены заседания руководителей территориальных таможенных и налоговых органов, на которых рассматривались вопросы информационного обмена о деятельности участников внешнеэкономической деятельности, а также о выявленных нарушениях таможенного и налогового законодательств, организации и проведении скоординированных контрольных мероприятий. На заседаниях отмечались положительные результаты работы действующих Координационных советов, функция которых заключается в организации взаимодействия региональных таможенных и налоговых органов. Однако, несмотря на все отмеченные положительные результаты, практический опыт показывает, что в настоящее время отсутствует должный уровень информационного обмена, информация о нарушениях может поступать только по инициативе (запросу) таможенного органа. Решением данной проблемы видится совершенствование межведомственного соглашения о взаимодействии [13], развитие межведомственного сотрудничества на всех уровнях, интеграция банков данных (создание единых банков данных всех государственных органов). Обращения юридических и физических лиц о нарушениях таможенного законодательства являются на практике скорее исключением, чем основным источником информации, как это должно быть. В большинстве случаев добропорядочные предприниматели не обращаются за помощью к контролирующим органам, даже обладая сведениями о незаконности ведения экономиче
ской деятельности их конкурентами. Причинами указанной проблемы являются недостаточная осведомленность граждан о таможенном законодательстве в целом, о таких причинах возникновения недобросовестной конкуренции на рынке торговли иностранными товарами как уклонение от уплаты таможенных платежей, о возможных мерах борьбы с недобросовестной конкуренцией такого вида. Немаловажное влияние оказывает и менталитет граждан, имеющих врожденное отвращение к доносительству, и опасение «ответной реакции» со стороны недобросовестных конкурентов. Решением данной проблемы видится комплекс таких организационных мер, как повсеместное просвещение и информирование с активным привлечением средств массовой информации об основах таможенного законодательства, организация приема «анонимных» сообщений об известных фактах нарушений таможенного законодательства, местах торговли товарами иностранного происхождения, имеющими признаки незаконно ввезенных товаров, создание мотивирующих условий (материальное стимулирование лиц, оказывающих содействие таможенным органам).
Кроме того, для выбора объектов постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, необходим механизм, воспользовавшись которым таможенные органы смогут самостоятельно определять такие объекты среди иностранных товаров, находящихся в обороте, без поступления информации из внешних источников в порядке профилактики.
Отбор объектов проверки целесообразно проводить по алгоритму, приведенному на рисунке 1.
Рисунок 1. Алгоритм определения объектов таможенного контроля при обороте товаров на внутреннем рынке Таможенного союза
66
Латыпов Р. З.
ПОСТАУДИТ В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Отбор объектов по географическому признаку несложно произвести по коду причины постановки на учет (далее - КПП), присваиваемого налоговым органом каждому юридическому лицу, или идентификационному номеру налогоплательщика (далее - ИНН) для индивидуальных предпринимателей. Каждый КПП соответствует определенному налоговому органу, имеющему свой район деятельности. ИНН присваивается физическим лицам налоговой инспекцией по месту проживания.
В процессе государственной регистрации сведения о видах экономической деятельности представляются налоговому органу в форме заявления о госрегистрации, и при необходимости такие сведения в процессе деятельности предприятия могут быть изменены и дополнены. Указанные сведения для удобства обращения и заполнения заявления представляются в закодированном виде. Разработан справочник - общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), содержащий сведения о цифровой кодировке всех видов экономической активности, в соответствии с которым предприятия определяют соответствующий код, представляемый налоговому органу [3, 12]. Раздел G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» ОКВЭД, а именно коды 50.1, 50.3-50.5, 51.1-51.7, 52.1-52.6 касаются оптовой и розничной торговли товарами и транспортными средствами. Коды ОКВЭД также определяют вид реализуемого товара на уровне двух знаков товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ТС). Осуществление этапов 2, 3 алгоритма, представленного на рисунке 1, представляется оптимальным с точки зрения простоты реализации и удобства применения для целей государственного контроля, путем добавления в указанную совокупность кодов ОКВЭД специфических подкодов, уточняющих критерий иностранного происхождения товаров. Таможенным органам это позволит отбирать организации и предпринимателей, осуществляющих или предполагающих осуществлять торговлю импортными товарами.
В качестве дополнительного критерия отбора объектов для проверок, может проверяться являются ли организации и предприниматели, отобранные на предыдущем этапе участниками внешнеэкономической деятельности. Это позволит определять источник получения иностранных товаров для целей перепродажи - импорт либо приобретение на внутреннем рынке. При выявлении, что организация самостоятельно импортирует реализуемый ею товар, можно производить ее отсев из полученной совокупности, поскольку проверка такого товара может производиться на этапе совершения таможенных операций и общим контролем после выпуска товаров.
Дальнейшими действиями требуется произвести более точный отбор по виду товара и разработать механизм адекватного определения ценового уровня риска. В этом могут помочь данные статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики. Отметим, что Росстат производит раздельный сбор данных с субъектов по признаки отнесения их к какой-либо категории предприятий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что может быть также
не маловажно при отборе объектов проведения таможенного контроля [4]. Для целей постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке, можно производить сбор данных с помощью следующих форм федерального статистического наблюдения: № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» [10]. Для этого необходимо внести в указанные формы некоторые изменения:
1) в форму № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» добавить вопрос об осуществлении торговли товарами иностранными происхождения;
2) в формы № МП(микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» (раздел 2), № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (раздел 2), № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (раздел 1) в табличной части добавить строки, содержащие сведения об объемах продажи импортных товаров. При заполнении предлагаемых к дополнению данных предприятиям становится автоматически необходимо заполнить приложение «Продажа товаров иностранного происхождения», которое целесообразно заполнять в следующей таблице:
Таблица 1
Дополнение к формам статистического наблюдения «Продажа товаров иностранного происхождения»
Наименование товаров (по каждому виду товаров) Единица измерения Код товара по ТН ВЭД ТС Объем продаж за отчетный год
краткое наименова- ние код по ОКЕИ
1 2 3 4 5
Таблица будет содержать данные о видах (наименование, код ТН ВЭД ТС на уровне первых четырех знаков) и количестве (с обозначением в соответствии с ОКЕИ - Общероссийский классификатор единиц измерения [11]) объемах продаж (тыс. руб.) импортных товаров, реализуемых предприятием в отчетном периоде.
Получив доступ к таким данным, таможенные органы получат возможность в совокупности лиц, осуществляющих торговлю иностранными товарами, делать выборки по товарам, а также определять средний ценовой индекс продажи данного вида товара реализатором. Установив средний ценовой индекс продажи данного вида товара по региону (по стране), таможенные органы смогут сравнить данный показатель с таким же показателем конкретного реализатора импортного товара. Если в результате сравнения выявляется, что продавец товаров имеет значение указанного показателя, которое значительно (желательно создать техническую возможность, когда процент отклонения можно будет устанавливать по усмотрению проверяющего) отличается в меньшую сторону от среднего значения по региону (по стране), совокупность потенциальных объектов проверки сужается с учетом полученного критерия риска.
67
Бизнес в законе
3’2014
Как отмечалось в моем предыдущем исследовании1, оптимальная стратегия государства достигается при вероятности проведения проверки p у реализатора
импортных товаров достигается при def
p = T/F,
где Т - сумма неуплаченных за товар таможенных платежей, а F - штраф, включающий неуплаченные таможенные платежи и административное наказание. Средневзвешенная вставка импортного тарифа в 2008 году составляла 11,45%. К таможенным платежам также относится сумма налога на добавленную стоимость, взимаемая при импорте товаров. Примем ее равной 18% (льготной ставкой НДС 10% облагается незначительная группа товаров, при ставке НДС равной 0 % смысл незаконного ввоза товаров отсутствует (при нулевой ставке НДС товары также не облагаются таможенными пошлинами)). На территории РФ лицу, у которого обнаружены незаконно находящиеся на территории Таможенного союза товары, можно применить административное наказание, предусмотренное статьями 16.20 и 16.21 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Применим наименьший размер штрафа, каковым из указанных статей КоАП РФ является штраф по статье 16.21 в размере ЛА стоимости товаров. Таким образом, получаем:
11,45% X +18%(11,45% X + X) 31,51% X
Р =
11,45% X +18%(11,45% X + X) + 50% X 81,51 % X
- = 38,66%
Следовательно, оптимальная вероятность проведения проверки у реализаторов иностранных товаров в 2008 году составляла 38,б6 %. Значения оптимальных вероятностей проведения проверок на территории РФ по годам приведем в таблице 2.
Таблица 2
Значения оптимальных вероятностей проведения проверок на территории РФ в 2008-2012 годах
Год 2008 2009 2010 2011 2012
Средневзвешенная вставка импортного тарифа, % 11,45 10,61 9,87 9,68 7,36
Оптимальная вероятность проверки реализаторов, % 38,66 37,9 37,22 37,04 34,80
Рассчитав оптимальную вероятность проверки, и, имея выборку организаций и предпринимателей, входящих в зону риска, можно определить количество лиц, у которых необходимо провести проверку. Выбор конкретных объектов из имеющейся совокупности целесообразно осуществлять методом случайной выборки для соблюдения принципа равенства.
2. Осуществление мероприятий, направленных на установление вопроса проверки.
Рассматривая второй блок элементов предложенной методики, отметим, что для эффективного осуществления мероприятий, направленных на установление вопроса проверки - подтверждения легальности нахождения товаров в свободном обращении на территории Таможенного союза, необходимо внедрение ряда организационно-технических мер, позволяющих идентифицировать товар при обращении к базам данных таможенного оформления.
Проблема идентификации товаров для целей установления факта помещения под таможенную процеду-
1 Модели организации таможенного аудита / Р.З. Латыпов // Бизнес в законе. — 2014. - № 1. — С. 113-117.
ру на территории Таможенного союза является наиболее острой проблемой при проведении постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза. Для целей рассмотрения обозначенной проблемы все товары можно разделить на две группы: первая - товары, имеющие уникальные идентификационные признаки (назовем их «идентифицируемые товары), вторая группа - товары, не имеющие уникальных идентификационных признаков («неидентифицируемые» товары). Анализ товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза показывает, что к идентифицируемым товарам можно отнести:
- подакцизные товары, на которые наносятся акцизные марки - алкоголесодержащая продукция, табачные изделия (группы 22,24 ТН ВЭД ТС);
- сложные технические устройства, имеющие уникальные заводские или серийные номера (группы 84-93).
Акцизные марки выдаются ФТС России под строгим учетом импортерам алкоголесодержащей и табачной продукции. В последующем, импортер передает полученные акцизные марки производителю продукции для нанесения марок заводским способом. На момент пересечения таможенной границы каждая единица товара должна обладать акцизной маркой. В соответствии с пунктом 2 статьи 118 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное. Поскольку каждая марка имеет уникальный номер, идентификация товара не вызывает серьезных затруднений. Несмотря на то, что нередки случаи подделки акцизных марок, имеющиеся в арсенале сотрудников таможенных органов технические устройства с высокой вероятностью позволяют распознать такие подделки.
К техническим устройствам обладающими серийными и заводскими номерами обычно относятся машины и оборудование, электронные приборы. Серийные и заводские номера наносятся на указанные устройства изготовителями для контроля процессов производства, для последующего послепродажного гарантийного обслуживания своего изделия (идентификация собственного изделия).
Все остальные группы товаров, помимо указанных, относятся к неидентифицируемым товарам.
Анализ практической деятельности показывает, что при установлении факта помещения товаров под таможенную процедуру на территории Таможенного союза образуется несколько основных проблем. Во-первых, действующие нормативные акты ФТС России, устанавливающие в качестве требования при декларировании отдельных категорий товаров указание в графе 31 декларации на товары индивидуальных признаков, таких как, идентификационные или серийные номера [2, 8], распространяются не на все товары, имеющие уникальные идентификационные признаки. Отметим, что при совершении таможенных операций в отношении товаров, на которые распространяются требования по указанию уникальных идентификационных признаков, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности такие требования
68
Латыпов Р. З.
ПОСТАУДИТ В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
зачастую не выполняются при составлении таможенных деклараций. Решением проблемы видится доработка ведомственных нормативных актов в части введения обязательного требования по указанию в таможенных декларациях уникальных идентификационных признаков для всех групп товаров, обладающих таковыми, и усиления контроля за исполнением указанных требований. Мерой по контролю за полнотой указания сведений об идентифицируемых товарах может быть введение дополнительного пункта в графу 44 декларации на товары, содержащего сведения о серийном или заводском номере, заполнение которого обязательно при декларировании товаров указанных товарных групп. Инструментом контроля может выступать само программное средство по заполнению деклараций на товары и, дополнительно, разработанные таможенной службой профили риска. Во-вторых, существует проблема оперативного доступа должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров к базе данных, представляющей собой выборку информации об уникальных идентификационных признаках каждого товара, помещенного под таможенную процедуру в таможенных органах Таможенного союза. Указанная база данных должна отвечать требованиям актуальности, полноты и оперативности доступа. Наиболее адекватным воплощением данного информационного источника представляется комплексное программное средства, доступ к которым предоставляется с использованием технологии удаленного доступа. В данном программном средстве необходимо предусмотреть возможность направления запросов как по уникальному серийному (заводскому) номера, так и возможность производить выборки по коду ТН ВЭД ТС товаров, стране происхождения, периоду ввоза. Третьей проблемой представляется трудность установления факта помещения под таможенную процедуру товаров, не имеющих уникальных идентификационных признаков, к каковым относится большая часть ТН ВЭД ТС. Учитывая необходимость экономии бюджетных средств на внедрение механизма государственного контроля за легальностью нахождения импортных товаров внутреннем рынке Таможенного союза, а также минимизации дополнительной финансовой и организационной нагрузки на деятельность субъектов рыночных отношений, оптимальным решением данной проблемы видится применение в отношении налогоемких (облагаемых таможенной пошлиной с высокой ставкой) товаров справок, содержащих информацию о регистрационном номере декларации на товары, производителе и импортере товара, обо всех собственниках товара при его обороте на внутреннем рынке. Аналогичные справки, являющиеся приложениями к декларации на товары, в настоящее время применяются в отношении алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 «О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации» [5]. Применение незаконных схем ввоза товаров целесообразно в отношении товаров, облагаемых высокими ставками таможенных пошлин, поскольку именно в таком случае импортер получает существенное конкурентное преимущество, ради которого оправдан риск понести ответственность за совершенное правонарушение. Преобладающая ставка таможенной пошлины составляет 5% в соответствии с действующим таможенным тари-
фом Таможенного союза, соответственно для наиболее полного охвата будем считать налогоемкими все товары, ставка таможенной пошлины на которые при импорте превышает 5%, а именно товары следующих групп: 02-11, 14-21, 23, 25, 28-40, 42-44, 46-49, 51-71, 73, 75, 76, 81-83, 94-96.
3. Принятие мер по результатам постаудита.
В отношении блока проблем, касающегося принятия мер по результатам постаудита, выявлены нижеприведенные недостатки в законодательной сфере, снижающие эффективность проведения проверок и их результаты.
Во-первых, рассмотрим такую меру обеспечения сохранности товаров, нелегальность нахождения которых выявлена при проведении таможенного аудита как наложение ареста на товары. Практический опыт проведения таможенных проверок показывает, что очень часто возникают ситуации, при которых отсутствует возможность помещения товаров на склад временного хранения. В таких ситуациях единственным возможным вариантом действий после наложения ареста или изъятия товаров остается их помещение на ответственное хранение тому же лицу, у которого они обнаружены. Единственным фактором, сдерживающим собственника товаров от сокрытия товаров, находящихся в незаконном обороте на таможенной территории Таможенного союза, от таможенных органов является угроза административного или уголовного наказания. Однако, случаи подобных правонарушений не являются редкостью.
Часть 2 статья 16.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Абсолютно очевидно, что размер предусматриваемого штрафа в подавляющем большинстве случаев будет несопоставим с размером ущерба, которое потенциально может понести организация или предприниматель в случае изъятия принадлежащих ему товаров или возникновения необходимости уплаты таможенных платежей в отношении них. Поэтому, считаем необходимым увеличить размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 16.20 КоАП РФ до ощутимого размера, например, по аналогии с частью 1 указанной статьи привязав его к размеру стоимости товаров.
Кроме того, условием, существенно ограничивающим собственников незаконно ввезенных товаров в возможности распоряжения такими товарами в нарушение наложенных на них ограничений, может служить угроза уголовного наказания. Часть 1 статьи 312 Уголовного кодекса Российской Федерации. Расследование преступлений, ответственность за которые предусмотрена указанной статьей УК РФ, отнесено к компетенции Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. При этом позиция ФССП РФ по возбуждению уголовных дел по части 1 статьи 312 УК РФ, такова, что составом преступления считают совершение действий, предусмотренных диспозицией данной статьи в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту исключительно по решению суда.
Таким образом, для решения обозначенной проблемы видится целесообразным внедрение совокупности поправок и разъяснений к соответствующим статьям КоАП РФ и УК РФ, предусматривающих существенное административное наказание в случае незаконного
69
Бизнес в законе
3’2014
пользования товарами и уголовного наказания в случае растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи товаров, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест или произведено изъятие.
Внедрение предлагаемых рекомендаций позволит повысить качество проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, что будет выражаться в качественном выборе объектов контроля, достоверном установлении вопроса проверки и принятии исчерпывающих мер по обеспечению уплаты таможенных платежей, привлечению виновных лиц к ответственности. Экономический эффект от повышения качества исследуемого направления таможенного контроля можно оценить следующим образом.
По оценкам Центрального банка России, объем незаконно ввезенных в Российскую Федерацию товаров за 2008 год составляет 29299 млн. долларов США при объеме официального импорта 288673 млн. долларов США. Средневзвешенная ставка таможенной пошлины по всей номенклатуре товаров в 2008 году составляла 11,45%. Следовательно, сумма невзысканных государственным бюджетом Российской Федерации таможенных платежей, а, значит, и незаконная выгода недобросовестных предпринимателей, по методике расчета таможенных платежей составляет:
29299 млн. долларов США х 11,45% = 3354,74 млн. долларов США - таможенная пошлина;
(29299 + 3354,74) млн. долларов США х 18% = 5877,67 млн. долларов США - НДС при импорте.
Итого общая сумма уклонения от уплаты таможенных платежей за 2008 год в РФ составляет 9232,41 млн. долларов США.
Ранее в настоящей статье определено, что оптимальная вероятность проведения проверки у реализаторов иностранных товаров в 2008 году составляла 38,66%. Следовательно, учитывая допущение 100% результата проверки, сумма возможных к взысканию таможенных платежей при соблюдении оптимального правила проверки могла бы составить:
9232,41 млн. долларов США х 38,66% = 3569,25 млн. долларов США.
Кроме того, дополнительно должны быть взысканы суммы административных штрафов в размере ЛА стоимости товаров. В результате получаем:
29299 млн. долларов США х 38,66% х 50% = 5663,50 млн. долларов США.
В соответствии с приведенным расчетом, общая сумма таможенных платежей и штрафов потенциально возможных к довзысканию в бюджет в 2008 году 9232,75 млн. долларов США.
Проведем аналогичный расчет сумм таможенных платежей и штрафов возможных к взысканию в 20082013 годах в таблице 3.
Таблица 3
Оценка экономического эффекта от внедрения _______разработанных рекомендаций_______________
Показатель/Год 2008 2009 2010 2011 2012
Импорт товаров на условиях ФОБ, млн. долларов США 288673 183924 245680 318555 335709
Объем незаконно ввезенных товаров, млн. долларов США 29299 22831 24349 25416 26984
Средневзвешенная вставка импортного тарифа, % 11,45 10,61 9,87 9,68 7,36
Размер неуплаченной таможенной пошлины, млн.долларов США 3354,74 2422,37 2403,25 2460,27 1986,02
Размер неуплаченного НДС при импорте товаров, млн. долларов США 5877,67 4545,61 4815,41 5017,73 5214,60
Оптимальная вероятность проверки реализаторов, % 38,66 37,9 37,22 37,04 34,80
Сумма возможных к взысканию таможенных платежей, млн. долларов США 3569,25 2640,86 2686,86 2769,85 2505,81
Сумма возможных к взысканию административных штрафов, млн. долларов США 5663,50 4326,47 4531,35 4707,04 4695,22
Экономический эффект от внедрения млн. долларов США 9232,75 6967,33 7218,21 7476,89 7201,03
Внедрение предлагаемых мероприятий по совершенствованию таможенного контроля позволит переломить сложившуюся ситуацию в сфере внешнеторговых отношений в сторону декриминализации. Последствиями данных мероприятий будет являться то, что в результате снижения объемов уклонения от уплаты таможенных платежей, многие фирмы переключатся на развитие национальной экономики (самостоятельное производство, торговля отечественными товарами). Как было отмечено выше, количество предприятий оставшихся во внешнеторговой деятельности сократиться на первом этапе. В дальнейшем, те участники рыночных отношений, которые раньше не решались войти во внешнеторговую деятельность по причине ее криминализации все-таки вступят в рынок, тем самым, приблизив условия конкуренции к совершенным, повысив предложение и понизив равновесную рыночную цену. Произошедшее насыщение рынка новыми товарами, снижение цен приведет к развитию экономики, улучшению благосостояния населения.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары: Приказ ФТС России от
29.03.2012 № 600 // Российская газета. - 2012. - № 218.
3. О принятии и введении в действие ОКВЭД (вместе с "ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности") (Введен в действие 01.01.2003, в период с 01.01.2008 по
01.01.2013 также применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1)): Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
5. О справке, прилагаемой к таможенной декларации (вместе с Правилами заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации) (вместе с "Правилами заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации") (вместе с "Правилами заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации") (вместе с "Правилами заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации"): Постановление Правительст-
70
Латыпов Р. З.
ПОСТАУДИТ В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
ва Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 // Собрание законодательства. - 2006. - № 4. - Ст. 381.
6. О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительством РФ от 28.12.2012 № 2575-р // Собрание законодательства. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства. -2010. - № 48. - Ст. 6252.
8. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (вместе с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары): Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 // Таможенный вестник. - 2010. - №№ 12, 13, 15, 17.
9. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.
10. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29.08.2012 № 470.
11. ОК 015-94 (МК 002-97). Общероссийский классификатор единиц измерения: Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 366 // М. -ИПК Издательство стандартов. - 1995.
12. ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2015 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)).
13. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы: заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1.
14. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза): Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 // Собрание законодательства. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
16. Модели организации таможенного аудита / Р.З. Латыпов // Бизнес в законе. - 2014. - № 1. - С. 113-117.
17. Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза / Р.З. Латыпов // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. 64-71.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Р.З. Латыпова «Рекомендации по организации постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза»
В статье «Рекомендации по организации постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза», выполненной аспирантом Российской таможенной академии Латыповым Р.З., разработаны рекомендации организационного характера, которые позволят повысить эффективность исследуемого направления таможенного контроля, являющегося действенным инструментом борьбы с проблемой уклонения участников внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных платежей. Доработка отдельных нормативно-правовых актов и применение ряда предложенных мероприятий в практической деятельности таможенных органов поможет устранить имеющиеся затруднения, возникающие при проведении постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза. В статье также приведена оценка возможного к получению экономического эффекта от повышения качества исследуемого направления таможенного контроля, в соответствии с которой при должном качественном уровне проверок потенциально возможны к получению существенные суммы таможенных платежей и штрафов.
В статье приведено решение важной для науки и практики задачи - разработаны рекомендации по организации постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась. научный руководитель, д.э.н., профессор
Войтешонок Геннадий Альбертович 71
71