Научная статья на тему 'Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке таможенного союза'

Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1093
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Руслан Захарович

Задача: повышение эффективности таможенного контроля на территории Таможенного союза путем разработки алгоритма проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке. Изучением проблем таможенного контроля после выпуска товаров занимались такие ученые как А. А. Берзан, Е. П. Лунева, Л. А. Попова, С. Н. Шостак, А. С. Швец, О. Е. Кудрявцев. Модель: для изучения проблем таможенного контроля после выпуска товаров применены методы алгоритмизации и структурно-функционального анализа. Выводы: в результате проведенного исследования получен алгоритм, позволяющий проводить постаудит в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, с наибольшей эффективностью. Возможность последующего использования результатов научной работы: результаты данной научной работы могут быть использованы при проведении соответствующего вида таможенного контроля подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Практическое значение: результаты настоящего исследования помогут повысить результативность инспекционной деятельности, могут быть использованы в процессе обучения кадрового состава ФТС России. Ценность: работа предназначена для Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF CONDUCTING OF CUSTOMS AUDIT IN POINT OF IMPORTED GOODS SOLD DOMESTICALLY IN CUSTOMS UNION

Objective: improving the efficiency of customs control on the territory of the Customs Union by engineering algorithm of conducting of customs audit in point of imported goods sold domestically. Researching the problems of customs control after releasing goods was held by such foreign scholars as A. Berzan, E. Luneva, L. Popova, S. Shostak, A. Shvets, O. Kudryavtsev. Model: to research the problems of customs control after releasing goods has been applied method of algorithmization and method of structural and functional analysis. Conclusion: in result of held research has been obtained algorithm of conducting of customs audit in point of imported goods sold domestically in Customs Union with much efficiency. The possibility of subsequent use of the results of scientific research: the results of given research can be used by customs control after releasing the goods divisions of the Russian Federal Customs Service while conducting corresponding kind of customs control. Practical importance: the results of given research will help to increase resultativity of inspection activity, can be used in educational process of personnel of the Russian Federal Customs Service. Value: work is for the General Department of customs control after releasing the goods of the Russian Federal Customs Service.

Текст научной работы на тему «Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке таможенного союза»

Бизнес в законе

2’2014

3.5. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСТАУДИТА В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Латыпов Руслан Захарович, аспирант. Должность: старший оперуполномоченный

Место работы: Владимирская таможня, Центральное таможенное управление, Федеральная таможенная служба Российской Федерации Место учебы: Российская таможенная академия

rus333l@rambler.ru

Аннотация: Задача: повышение эффективности таможенного контроля на территории Таможенного союза путем разработки алгоритма проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке. Изучением проблем таможенного контроля после выпуска товаров занимались такие ученые как А. А. Берзан, Е. П. Лунева, Л. А. Попова, С. Н. Шостак, А. С. Швец, О. Е. Кудрявцев.

Модель: для изучения проблем таможенного контроля после выпуска товаров применены методы алгоритмизации и структурно-функционального анализа.

Выводы: в результате проведенного исследования получен алгоритм, позволяющий проводить постаудит в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, с наибольшей эффективностью.

Возможность последующего использования результатов научной работы: результаты данной научной работы могут быть использованы при проведении соответствующего вида таможенного контроля подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.

Практическое значение: результаты настоящего исследования помогут повысить результативность инспекционной деятельности, могут быть использованы в процессе обучения кадрового состава ФТС России.

Ценность: работа предназначена для Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России

Ключевые слова: алгоритм таможенного контроля, таможенный аудит, контроль при обороте товаров, совершенствование инспекционной деятельности.

ALGORITHM OF CONDUCTING OF CUSTOMS AUDIT IN POINT OF IMPORTED GOODS SOLD DOMESTICALLY IN CUSTOMS UNION

Latypov Ruslan Zaharovich, graduate student. Senior detective officer.

Work place: Vladimir customs house of the Central Customs Administration of the Federal Customs Service of Russian Federation

Study place: Russian ^stoms academy

rus333l@rambler.ru

Annotation: Objective: improving the efficiency of customs control on the territory of the Customs Union by engineering algorithm of conducting of customs audit in point of imported goods sold domestically. Researching the problems of customs control after releasing goods was held by such foreign scholars as A. Berzan, E. Luneva, L. Popova, S. Shostak, A. Shvets, O. Kudryavtsev.

Model: to research the problems of customs control after releasing goods has been applied method of algorithmization and method of structural and functional analysis.

Conclusion: in result of held research has been obtained algorithm of conducting of customs audit in point of imported goods sold domestically in Customs Union with much efficiency.

The possibility of subsequent use of the results of scientific research: the results of given research can be used by customs control after releasing the goods divisions of the Russian Federal Customs Service while conducting corresponding kind of customs control.

Practical importance: the results of given research will help to increase resultativity of inspection activity, can be used in educational process of personnel of the Russian Federal Customs Service.

Value: work is for the General Department of customs control after releasing the goods of the Russian Federal Customs Service. Keywords: algorithm of conducting of customs control, customs audit, control in point of goods sold domestically, perfection of inspection activity

Среди всех направлений таможенного контроля наибольшее значение имеет постаудит в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, в связи с исключительной его эффективностью. Таможенный контроль на этапе совершения таможенных операций направлен на конкретные товарные партии и ограничен во времени и в возможностях применяемых инструментов. Таможенный контроль после выпуска товаров чаще всего также имеет точечную направленность. Оба указанные виды контроля затрагивают интересы только участников внешнеэкономической деятельности. В результате, их проведение является лишь низкоэффективной борьбой с последствиями незаконного перемещения товаров через таможенную границу и не может коренным образом изменить ситуацию. Нередки случаи, когда товары ввозятся на таможенную территорию с заведомой целью уклонения от уплаты таможенных платежей с использованием разнообразных отработанных схем. Соответственно, в дальнейшем такие товары подлежат последующей перепродаже настоящему владельцу, либо добросовестному приобретателю, которому неизвестно о незаконности ввоза приобретаемой им продукции. Привлекательность этой продукции нередко придает ее низкая цена, что достигается путем экономии на таможенных пошлинах и налогах. Существенное отличие постаудита в отношении товаров иностранного происхождения при их обороте на внутреннем рынке от вышеприведенных видов таможенного контроля заключается в том, что он может касаться любого предпринимателя или организации, участвующего в цепи купли-продажи таких товаров, и, в основном, конечного приобретателя или лица осуществляющего оптовую (розничную) торговлю. Таким образом, развитие исследуемого направления таможенного контроля позволит не просто бороться с последствиями незаконного ввоза товаров, а создать на внутреннем рынке условия, при которых данная деятельность станет экономически нецелесообразной в связи с тем, что организации и предприниматели, потенциально являющиеся конечными приобретателями таких товаров сами откажутся от ее приобретения, опасаясь наступления возможных для них последствий.

Исходя из обширного имеющегося у автора опыта проведения указанного вида проверок, считаем оптимальным следующий алгоритм проведения таможенного контроля (постаудита) в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, представленный в виде блок-схемы (рис. 1). Поэтапно

64

Латыпов Р. З. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСТАУДИТА

В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ

рассмотрим каждый элемент блок-схемы (элемент алгоритма).

Выбор объекта для проведения таможенного контроля.

Это наиболее важный этап таможенного контроля. От правильного выбора объекта зависит результат всей проверки, которой можно причинить неудобства добропорядочному участнику рыночных отношений или наказать.

продолжение рисунка 1 на след, странице

65

Бизнес в законе

2’2014

Рисунок 1. Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза нарушителя, восстановить справедливость по отношению к первым названным.

В настоящее время в таможенных органах Российской Федерации определен такой порядок проведения таможенного контроля, при котором применение большинства форм таможенного контроля, в том числе и таможенной проверки, происходит только при поступлении в таможенный орган информации о нарушениях таможенного законодательства. Возможными способами поступления такой информации являются сообщения юридических и физических лиц, информация СМИ, признаки нарушений, выявленных таможенными постами и функциональными отделами таможни, поручения вышестоящих таможенных органов, информация правоохранительных и контролирующих органов, информация таможенных органов иностранных государств, предложения о проведения таможенного контроля таможенных органов стран-

участниц Таможенного союза. Касательно проведения таможенного контроля (постаудита) в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, по нашему мнению, наиболее перспективными источниками информации для отбора объектов таможенного контроля являются участники рыночных отношений - юридические и физические лица, а также налоговые органы. Из отмеченных источников наиболее актуальным являются налоговые органы. В настоящее время ФТС России и ФНС России предпринимаются активные шаги, направленные на совершенствование межведомственного взаимодействия. Например, в октябре 2013 года в ряде регионов были проведены заседания руководителей территориальных таможенных и налоговых органов, на которых рассматривались вопросы информационного обмена о

66

Латыпов Р. З.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСТАУДИТА В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ

деятельности участников внешнеэкономической деятельности, а также о выявленных нарушениях таможенного и налогового законодательств, организации и проведении скоординированных контрольных мероприятий. На заседаниях отмечались положительные результаты работы действующих Координационных советов, функция которых заключается в организации взаимодействия региональных таможенных и налоговых органов. Однако, несмотря на все отмеченные положительные результаты, практический опыт показывает, что в настоящее время отсутствует должный уровень информационного обмена, информация о нарушениях может поступать только по инициативе (запросу) таможенного органа. Решением данной проблемы видится совершенствование межведомственного соглашения о взаимодействии [6], развитие межведомственного сотрудничества на всех уровнях, интеграция банков данных (создание единых банков данных всех государственных органов). Обращения юридических и физических лиц о нарушениях таможенного законодательства являются на практике скорее исключением, чем основным источником информации, как это должно быть. Между тем, на нащ взгляд, это наиболее перспективный источник информации, поскольку в действие вступают законы рыночного хозяйствования - механизмы конкурентной борьбы. В большинстве случаев добропорядочные предприниматели не обращаются за помощью к контролирующим органам, даже обладая сведениями о незаконности ведения экономической деятельности их конкурентами. Причинами указанной проблемы являются недостаточная осведомленность граждан о таможенном законодательстве в целом, о таких причинах возникновения недобросовестной конкуренции на рынке торговли иностранными товарами как уклонение от уплаты таможенных платежей, о возможных мерах борьбы с недобросовестной конкуренцией такого вида. Немаловажное влияние оказывает и менталитет граждан, имеющих врожденное отвращение к доносительству, и опасение «ответной реакции» со стороны недобросовестных конкурентов. Решением данной проблемы видится комплекс таких организационных мер, как повсеместное просвещение и информирование с активным привлечением средств массовой информации об основах таможенного законодательства, организация приема «анонимных» сообщений об известных фактах нарушений таможенного законодательства, местах торговли товарами иностранного происхождения, имеющими признаки незаконно ввезенных товаров, создание мотивирующих условий (материальное стимулирование лиц, оказывающих содействие таможенным органам).

1. Проведение аналитической и подготовительной работы.

На данном этапе проводится сбор следующих сведений о проверяемом лице и реализуемом им товаре: наименование, регистрационные данные, место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности, сведения о руководителе, собственниках организации, сведения о банковских счетах, сведения об аффилированных лицах, экономические показатели деятельности предприятия (объемы торговли в денежном и физическом выражении, относительные экономические показатели), информации об усредненных ценовых показателях по интересующим товарам и отклонение от них. Получение ука-

занных данных возможно при взаимодействии с государственными органами: данные о проверяемом лице - во взаимодействии с Федеральной налоговой службой, экономические показатели деятельности предприятия и статистические данные - с Росстатом. Кроме того, целесообразно анализировать информацию об импорте предстоящих к проверке видов товаров (основные импортеры, стоимостные показатели при международной торговле), определять основных иностранных производителей.

2. Оформление результатов подготовительной и аналитической работы.

3. Составляются документы в соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, в которых отражается вся собранная в процессе аналитики информация, делаются выводы о вероятности незаконности ввоза товаров на территорию Таможенного союза. На основании указанных выводов на рассмотрение руководства таможенного органа выносится предложение о целесообразности проведения таможенного постаудита, либо о нецелесообразности его проведения.

4. Принятие решения о целесообразности проведения таможенной проверки.

Руководство таможенного органа рассматривает представленные предложения о целесообразности проведения таможенного постаудита и принимает решение о согласии или несогласии с ними. В случае, если руководителем принято решение о нецелесообразности, подразделением таможенного контроля после выпуска товаров составляется соответствующее заключение и происходит возврат к первому этапу -выбору объекта для проведения таможенного контроля. При принятии решения о необходимости проведения таможенного постаудита составляются необходимые документы в соответствии с действующими национальными ведомственными нормативами (оформление решения о проведения проверки, подготовка процессуальных документов).

5. Вручение документов лицу, у которого проводится таможенная проверка.

Уведомление проверяемого лица о назначении таможенного контроля и вручение ему требования о представлении документов и сведений и предъявлении товаров, иных процессуальных документов требует наличия адресных, контактных данных. В случае проведения таможенного контроля у лиц, осуществляющих оптово-розничную торговлю, адресную и контактную информацию можно получить у органов ФНС, Росстата, с использованием адресной справки и данных, размещенных в открытом доступе в глобальной сети Интернет.

6. Проведение осмотра мест хранения товаров, инвентаризации и оформление их результатов.

Проведение фактического контроля товаров, в отношении которых проводится таможенная проверка, является ответственным этапом. При проведении осмотра, во-первых, необходимо точно установить адрес места обнаружения товаров и, при наличии возможности, зафиксировать факт того, что данные товары были приобретены лицом, у которого проводится таможенный контроль в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Например, в случае если речь идет о розничной торговле, то таким фактом будет являться предложение к продаже (наличие ценников на товарах, расположение их в торговом зале или

67

Бизнес в законе

2’2014

на витрине), в случае оптовой торговли - наличие на товаре накладных и товарно-транспортных документов, размещение в отгрузочной зоне, фиксация процесса отгрузки товаров покупателям. В случае, если товар используется проверяемым лицом для собственных нужд, то подтверждением предпринимательской цели их приобретения может являться фиксация производственного или иного процесса в соответствии с видом осуществляемой деятельности. Наиболее важным является установление индивидуальных идентификационных признаков товаров, таких как серийные номера, модели, марки, производитель, специальные государственные марки и других, по которым можно произвести идентификацию в базах данных таможенных органов по таможенному оформлению. Необходимо попытаться установить страну происхождения товаров по обозначениям на товаре, упаковке (текстовые обозначения, логотипы, штрих-код). Целесообразно осмотреть упаковку товаров (индивидуальную, общую) на наличие транспортировочных стикеров, которые могут содержать информацию о местах отправления, назначения, датах загрузки, прибытия, о транспортных документах. Обобщая вышеизложенное, при проведении фактического контроля товаров, необходимо обнаружить и зафиксировать любые свидетельства, которые могут помочь установить либо не установить факт прохождения данным товаром таможенных операций в процессе перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Инвентаризацию товаров целесообразно проводить в соответствии с рекомендациями, разработанными Министерством финансов РФ [4, 5].

7. В случаях, поименованных в статье 183 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее -Закон о таможенном регулировании), производится арест или изъятия товаров в рамках таможенного законодательства. При наличии достаточных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по результатам фактического контроля, дело об административном правонарушении возбуждается на месте обнаружения товаров путем проведения процедуры ареста (изъятия) товаров.

8. Осуществление мероприятий таможенного контроля, необходимых для установления вопроса проверки.

Основным вопросом проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, является проверка факта помещения товаров под таможенную процедуру. Методика проведения мероприятий, необходимых для установления вопроса проверки сводится к следующему:

Во-первых, возможность подтвердить легальность нахождения подвергнутых таможенному постаудиту товаров предоставляется лицу, у которого он проводится. Таким подтверждением могут быть: декларации на товары, таможенные приходные ордеры, транспортные документы по перемещению товаров через таможенную границу, справки к декларациям на товары (для подакцизных товаров). Наиболее часто встречающийся в практике таможенных органов Российской Федерации вариант получения информации о совершении таможенных операций в отношении товаров является анализ счетов-фактур, полученных проверяемым лицом от поставщика при приобретении това-

ров. При получении от проверяемого лица счетфактуры необходимо:

1) проверить действительность номера декларации на товары, указанной в коммерческом документе;

2) установить соответствует ли данная декларация конкретно обнаруженным в процессе таможенного контроля товарам. Если первую задачу легко решить с применением ведомственных программных средств таможенных органов, например, таких как информационно-аналитическая система «Мониторинг-анализ», то при решении второй задачи могут возникнуть некоторые затруднения. Необходимо отметить, что проблема идентификации товаров для целей установления факта помещения под таможенную процедуру на территории Таможенного союза является наиболее острой проблемой при проведении постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке ТС. В настоящее время действуют ведомственные нормативные акты фТс России, устанавливающие в качестве требования при декларировании отдельных категорий товаров указание в графе 31 декларации на товары индивидуальных признаков, таких как, например, идентификационные или серийные номера [1, 3]. Однако данное требование относится не только не ко всем товарам, но даже не ко всем товарам имеющие уникальные идентификационные признаки. Кроме того, практика показывает, что зачастую при совершении таможенных операций в отношении товаров, на которые распространяются требования по указанию уникальных идентификационных признаков, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности такие требования не выполняются при составлении таможенных деклараций.

В случае непредставления проверяемым лицом доказательств таможенного оформления, отсутствия у него счет-фактуры, а также в случае, если информация о таможенном оформлении содержащаяся в представленной счет-фактуре не подтверждает помещение товара под таможенную процедуру, у должностных лиц таможенного органа осуществляющих таможенный постаудит возникает необходимость самостоятельно установить легальность нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время данная операция фактически осуществляется путем самостоятельного сплошного анализа всего массива деклараций на товары выбранной группы (с использованием программного средства ИАС «Мониторинг-анализ»), а также по данному направлению осуществляется поддержка таможенных органов Информационно-техническим таможенным управлением ФТС России. Для повышения достоверности и доказательности полученных результатов, целесообразно параллельно с работой с базами данных таможенных органов проводить выявление цепи поставщиков контролируемых товаров по банковским операциям указанных лиц, путем направлением запросов непосредственным поставщикам.

9. Формирование выводов по результатам мероприятий таможенного контроля по установлению вопроса проверки.

В случае если по результатам мероприятий, проведенных на предыдущем этапе, факт помещения контролируемых товаров под таможенную процедуру установлен, проведения таможенной проверки немедленно завершается. После этого производится оформление результатов проверки, доведение указанных результатов до руководства и собственника

68

Латыпов Р. З.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСТАУДИТА В ОТНОШЕНИИ ВВЕЗЕННЫХ ТОВАРОВ

товаров. В случае если по результатам мероприятий таможенного контроля, проводимых в целях установления вопроса проверки, факт помещения контролируемых товаров под таможенную процедуру не установлен, проводятся мероприятия по выяснению обстоятельств незаконного ввоза товаров, таких как время, место пресечения таможенной границы Таможенного союза, транспортного средства, на котором происходило трансграничное перемещение, по возможности, способа оплаты товаров иностранному поставщику, а также лиц причастных к незаконному ввозу.

По итогам проведенных мероприятий формируется вывод о том, установлены ли лица, ответственные в соответствии с действующим таможенным законодательством за уплату таможенных платежей в отношении контролируемых товаров.

10. Принятие мер по взысканию причитающихся к уплате таможенных платежей.

В случае если лица, ответственные за уплату таможенных платежей в отношении контролируемых товаров обнаружены, таможенным органом принимаются меры к взысканию таможенных платежей с данных лиц. Для взыскания таможенных платежей необходимо учитывать сроки взыскания таможенных платежей, предусмотренные статьей 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 150 Закона о таможенном регулировании. Однако, по нашему мнению, отсутствие возможности взыскания таможенных платежей не исключает возможность конфискации товаров в соответствии со статьей 168 Закона о таможенном регулировании.

В случае если причитающиеся таможенные платежи удалось взыскать с установленных лиц ответственных за их уплату, проведение таможенного контроля завершается, производится оформление результатов проверки, доведение указанных результатов до руководства и собственника товаров. При необходимости, материалы проверки передаются в правоохранительный блок для проведения проверочных мероприятий.

Если по результатам мероприятий таможенного контроля по установлению вопроса проверки лица ответственные за уплату таможенных платежей в отношении контролируемых товаров не обнаружены, а также, если произвести взыскание таможенных платежей с установленных лиц ответственных за их уплату не удалось, то лицу, приобретшему товары на внутреннем рынке Таможенного союза, предлагается уплатить таможенные платежи, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, осуществить таможенное декларирование товаров в соответствии со статьей 168 Закона о таможенном регулировании. При согласии лица, приобретшего товары на внутреннем рынке Таможенного союза, совершить необходимые таможенные операции с контролируемыми товарами и произвести уплату таможенных платежей, после выпуска товаров в свободное обращение проведение таможенного контроля завершается, результаты проверки оформляются и доводятся до заинтересованных лиц. Данное положение не распространяется на товары, запрещенные к ввозу и обороту на территории РФ, а также на иные отдельные категории товаров. В случае отказа указанного лица совершить таможенные операции с контролируемыми товарами и произвести уплату таможенных платежей в соответствии со статьей 168 Закона о таможенном регулировании на основании мотивированного постановления

начальника таможенного органа должностными лицами подразделения таможенного контроля после выпуска товаров производится изъятие таких товаров и помещение на склад временного хранения. Проведение таможенной проверки завершается, результаты оформляются и доводятся до руководства таможенного органа и собственника товаров. При необходимости, материалы проверки передаются в правоохранительный блок таможни для проведения проверочных мероприятий. Дальнейшие действия по распоряжению изъятыми товарами производятся в соответствии со статьей 190 Закона о таможенном регулировании.

Применение предложенного алгоритма позволит повысить качество проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, что будет выражаться в качественном выборе объектов контроля, достоверном установлении вопроса проверки и принятии исчерпывающих мер по обеспечению уплаты таможенных платежей, привлечению виновных лиц к ответственности. Важность проводимого исследования подтверждается результатами проведения рассматриваемого вида таможенного контроля приведенными в таблице 1.

Перспективность проводимого исследования также может показать прогнозирование экономического эффекта проведения исследуемого вида таможенного контроля. Прогнозирование на 2014-2016 г.г. осуществим методом экстраполяции на основе экспоненциального сглаживания [8].

Таблица 1

Экономический эффект от проведения ФТС России постаудита в отношении ввезенных товаров,

реализуемых на внутреннем рынке

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Доначислено таможенных платежей, тыс. рублей 15212,50 9214,10 15235,50 12957,10 23287,90 77059,00

Для начала необходимо определить сглаженные значения результатов таможенного контроля в денежном выражении (тыс. рублей) по годам по формуле:

-S't = a^t-Kl-or)5t_i, a €(0,1)

где St - текущее сглаженное значение;

хt - текущее значение исходного ряда;

St - 1 - предыдущее сглаженное значение;

а - сглаживающая const.

Выберем а=0,5, тогда

52008 = 15212,5

52009 = 0,5*9214,1+(1-0,5)*15212,5=12213,3

52010 = 0,5*15235,5+(1-0,5)*12213,3=13724,4

52011 = 0,5*12957,1+(1-0,5)*13724,4=13340,75

52012 = 0,5*23287,9+(1-0,5)*13340,75=18314,325

52013 = 0,5*77059+(1-0,5)*18314,325=47686,6625.

На основании полученного ряда сглаженных значений рассчитаем коэффициент роста как отношение показателя данного года к предыдущему значению. Полученные данные приведем в таблице 2.

69

Бизнес в законе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2’2014

Таблица 2

Расчет коэффициентов роста экономический эффект от проведения ФТС России постаудита в отношении ввезенных _______товаров, реализуемых на внутреннем рынке.____

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Сглаженное значение, тыс. рублей 15212,50 12213,3 13724,4 13340,75 18314,325 47686,6625

Коэф- фициент роста 0,8028 1,1237 0,9720 1,3728 2,6038

Средний коэффициент роста определяется по формуле:

К

£ К

m -1

где

К - коэффициенты роста, рассчитанные по экспоненциальному ряду,

m - число точек в экспоненциальном ряду.

- 0,8028 +1,1237 + 0,9720 +1,3728 + 2,6038

К =------------------------------------

6 -1

= 1,375.

Прогнозное значение определим по формуле: У = У *Кг где

У прогн. У баз. К ' 1де

Убаз. - базовый уровень (начальная точка экстраполяции), в качестве которого примем последнее значение экспоненциального ряда, i - степень, соответствующая порядковому номеру прогнозного года.

У2014 =47686,6625*1,375=65569,1609 тыс. руб.

У2015 =47686,6625*1,3752=90157,5963 тыс. руб.

У2016 =47686,6625*1,3753= 123966,6949 тыс. руб.

Рисунок 2. Прогнозный экономический эффект от проведения ФТС России постаудита в отношении ввезенных товаров,

реализуемых на внутреннем рынке Недобросовестное ведение внешнеэкономической деятельности, уклонение от уплаты таможенных платежей создают неравные условия конкурентной борьбы не только между участниками внешнеэкономической деятельности, но и для национальных производителей по отношению к нарушителям таможенного законодательства. Ценовая конкуренция на рынке торговли иностранными товарами при отсутствии должного контроля (таможенного) со стороны государства привела к криминализации данного рынка. Совершенствование исследуемого направления таможенного контроля переломит данную ситуацию в корне. Последствиями данных мероприятий будет являться то, что в результате уменьшения объемов уклонения от уплаты таможенных платежей как явления, многие фирмы переключаться на развитие национальной экономики (самостоятельное производство, торговля отечественными товарами).

Список литературы:

1. О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары: Приказ ФТС России от 29.03.2012 № 600 // Российская газета. -2012. - N 218.

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.

3. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций (вместе с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары): Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 // Таможенный вестник. - 2010. - №№ 12, 13, 15, 17.

4. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 // Экономика и жизнь. - 1995. -№ 29.

5. Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке: Приказ Минфина РФ от 10.03.1999 № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 // Российская газета. - 1999. - № 175.

6. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы: заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01 -69/1, № ММ-27-2/1.

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза): Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 // Собрание законодательства. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.

8. Тарасюк Н.С. Социально-экономическое прогнозирование. Курс лекций. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 103 с.

9. Модели организации таможенного аудита / Р.З. Латыпов // Бизнес в законе. - 2014. - № 1. - С. 113-117.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Р.З. Латыпова «Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза»

В статье «Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза», выполненной аспирантом Российской таможенной академии Латыповым Р.З., разработан и детально описан алгоритм проведения указанной разновидности таможенного контроля.

Приведенный алгоритм может быть использован подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в практической деятельности для повышения эффективности исследуемого направления таможенного контроля. В статье приведен прогноз экономического эффекта от проведения постаудита при обороте товаров иностранного происхождения на 2014-2016 г.г. полученный с применением метода экстраполяции на основе экспоненциального сглаживания. Полученные прогнозные значения наиболее ярко отражают важность проводимого исследования для целей пополнения федерального бюджета, борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, планирования показателей деятельности ФТС России и улучшения конкурентной среды. В статье приведено решение важной для науки и практики задачи -разработан алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза, позволяющий повысить эффективность данного вида таможенного контроля.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

научный руководитель, д.э.н., профессор

Войтешонок Геннадий Альбертович

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.