ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
УДК 338.242.2
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Лебедева А.А.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
DIRECTIONS OF CUSTOMS CONTROL IMPROVEMENT AFTER
THE RELEASE OF GOODS
Lebedeva A.A.
St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В статье проанализированы результаты реализации проектов, проводимых Федеральной таможенной службой России, направленных на повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, рассмотрены направления совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров, в частности, технологии проведения камеральной таможенной проверки на основе электронных документов и сведений.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, информационные таможенные технологии, электронная (цифровая) таможня, электронные документы.
Abstract
The results of the projects undertaken by the Federal Customs Service of Russia, aimed at improving the efficiency of the Customs control after release of goods are described in the paper. The directions for improving the Customs control after release of goods, in particular, the technology of the cameral Customs inspection on the basis of electronic documents.
Keywords: Customs control after release of goods, IT-technologies at the Customs, electronic (digital) Customs, electronic documents and information.
Современные реалии таковы, что перед таможенными органами остро встает двусторонняя задача: с одной стороны -обеспечение высокого уровня контроля, так как большая часть нагрузки переносится со стадии декларирования товаров на этап после выпуска, а с другой - содействие торговле. Всемирная таможенная организация посчитала, что при применении эффективных методов управления рисками и переносе основного таможенного контроля на этап, когда товары уже выпущены в свободное обращение, таможенные органы могут легко сократить время ожидания на границе до поразительных величин - до 80-90% от общего объема импорта. Данная статистика относится практически ко всем государствам, однако необходимо отметить, что таможенный контроль на границе все-таки продолжит осуществляться, однако только для определенных групп товаров, перечень которых определяется при помощи имеющихся у государств профилей риска [1, 2, 3].
Программа развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определяет базовые факторы, которые оказывают влияние на развитие данного таможенного института:
- изменение объемов декларирования товаров и структуры внешнеторгового оборота;
- принятие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (данный шаг уже завершен);
- применение ряда мер экономического характера в отношении некоторых групп товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
- применение мер санкционного характера против государств в качестве ответной меры на введение данных санкций против Российской Федерации;
- изменение системы налогообложения в таких сферах как нефтяная промышленность и проведение постепенного снижения
ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и нефть;
- продолжение и усиление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза;
- председательство в Совете Всемирной таможенной организации;
- реформирование полномочий Федеральной таможенной службы в аспекте валютного контроля;
- участие России и членов ЕАЭС в деятельности Всемирной торговой организации [1].
В целях дальнейшей модернизации деятельности таможенных органов, которая осуществляется параллельно с общими реформами экономической сферы в Российской Федерации и с учетом международной практики регулирования таможенного дела государством 25.05.2017 Коллегия ФТС РФ приняла программу развития таможенных органов до 2020 года.
Положения вступившего в силу в начале 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС положили основу дальнейшего упрощения таможенных процедур, путем ввода приоритета новейших электронных технологий над устаревшим бумажным документооборотом, а также придали новый импульс применению системы «единого окна», которая кардинально изменяет подходы к институту УЭО, а также дает возможность переносить дату уплаты таможенных платежей на более поздний этап - когда товары уже выпущены. Также предусмотрена возможность отсрочки и рассрочки платежей.
Как уже было сказано выше, таможенные органы Российской Федерации стараются следовать новейшим глобальным тенденциям в сфере переноса таможенного контроля с этапа декларирования товара на этап, когда товары выпущены (посттаможенный контроль). Данная практика приобретает все большее значение и постоянно доказывает свою эффективность.
Рассмотрим основные направления работы системы таможенного контроля после выпуска товаров в сложившихся условиях упрощения совершения таможенных операций:
- модернизация взаимодействия между ведомствами, а также контролирующими государственными органами по вопросам противодействия незаконному обороту промышленной продукции в России;
- постепенный перенос таможенного контроля на этап после выпуска товаров;
- создание таких условий, которые позволят полностью либо частично исключить использование лицами, являющимися объектом таможенного контроля различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, что, безусловно, позитивно скажется на результативности проведения таможенного контроля.
Данные задачи могут быть решены путем проведения определенного комплекса мероприятий, которые заключаются в модернизации законодательства и нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы деятельности таможенных органов, а также изменение подходов к организации системы таможенного контроля после выпуска товаров и выработка инновационных механизмов и методов выбора объектов таможенного контроля, повсеместное внедрение информационных технологий, постоянное развитие различных форм взаимодействия между ведомствами Российской Федерации и внутри ФТС.
Для того, чтобы исключить перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров, ввоз которых запрещен на территорию РФ, созданы на базе таможенных органов и активно осуществляют свою деятельность 35 мобильных групп, которые расположены в зонах деятельности Региональных таможенных управлений, в частности СевероКавказского, Южного, Уральского, Сибирского, Приволжского, Центрального и Северо-Западного [4].
Так с 27.11.2015, когда данные мобильные группы начали функционировать, по 01.02.2017 было выявлено около 15,5 тысяч тонн товаров, которые были ввезены на территорию Российской Федерации незаконно. В частности, это товары производственно-технического назначения - 3,2 тыс тонн, биологического назначения - 9,1 тыс. тонн, товары, ввезенные с нарушением процедуры таможенного транзита, - 3,2 тыс. тонн. Общее количество задержанных и проверенных транспортных средств составило - 106,4 тыс. Проверено 3,8 млн. тонн товаров. Данные показатели, безусловно, говорят о высокой эффективности созданных мобильных групп.
Ниже представлен график проверенных и остановленных за 2015-2017 гг. транспортных средств по разделению Региональных управлений (см. рис 1.).
Так, было возбуждено 109 административных дел и 2 уголовных дела. В Беларусь, Украину и Казахстан было возвращено 11,5 тысяч тонн товаров, которые запрещены к
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
Рис. 1. Количество транспортных средств, остановленных и проверенных мобильными
группами, 2015-2017 гг. [5]
ввозу на территорию РФ, а также уничтожено 3,2 тысячи тонны товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ [5].
Для того, чтобы повысить уровень эффективности противодействия незаконному ввозу и обороты товаров промышленного назначения на территорию РФ, в 2016 году Федеральная таможенная служба провела эксперимент, заключающийся во введении в эксплуатацию электронной маркировки (система RFID-метки) в отношении меховой продукции. Уполномочены на проведение данного эксперимента Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и Роспотребнадзор РФ [6, 7].
Данный проект запрещает в странах ЕАЭС приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу немаркированных предметов одежды, принадлежностей к одежде и изделий из натурального меха. По результатам эксперимента было выведено в легальный оборот продукции на сумму 55 млрд. рублей, и сумма таможенных платежей по этому виду товара выросла на 40% [8]. Это говорит о том, что таможенные органы успешно развивают межведомственное взаимодействие при проведении таможенных проверок, в частности с ФНС.
По данным ФТС России, в течение 10 месяцев 2017 года на 8% больше проведено совместных проверочных мероприятий с ФНС, чем в целом в 2016 году, доначислено таможенных платежей - на 30%, взыскано таможенных платежей - на 96% [8].
В ходе реализации проекта по маркировке меховых изделий удалось выработать подходы к совместному контролю и автоматизировать контрольные операции между ФТС России и ФНС России. Сейчас ФНС России ведет работу по интеграции системы маркировки с автоматизированными
системами контроля налога на добавленную стоимость и контрольно - кассовой техники.
Результаты аналитической работы подразделений таможен после выпуска товаров, а также подразделений экономического блока на основе информации, получаемой из правоохранительного блока, а также сведений, получаемых от налоговой службы и других контролирующих органов, позволяют вести эффективную работу по выявлению и пресечению незаконного ввоза товаров на территорию Российской Федерации.
Воздействие технологического фактора, который можно охарактеризовать комплексной информатизацией и автоматизацией, безусловно, оказывает положительный эффект на деятельность таможенных органов.
Сейчас упрощение таможенных операций и уменьшение сроков таможенного оформления при выпуске товаров и таможенном декларировании требует модернизации механизмов контроля товаров, которые перемещаются участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенных к низкой категории риска нарушения законодательства в сфере таможенного дела [9]. Также требуется разработка новых форм и методов контроля, которые должны быть направлены на профилактику преступлений в области таможенного дела [10].
Так, одним из направлений модернизации таможенного контроля после выпуска товаров в отношении группы лиц с низким риском является разработка методики проведения таможенных проверок на основе электронной документации. Необходимо отметить, что разработкой данной методики на данный момент занимается ГУТКПВТ вместе с другими подразделениями Федеральной таможенной службы. Данная технология должна решать следующие задачи:
- автоматизация и уменьшение времени сверки сведений, которые приходят от проверяемого лица;
- реализация системы электронного обмена сведениями и документами с проверяемым лицом.
В 2013 году на базе Приволжского и Уральского таможенных управлений ФТС России были осуществлены пилотные проекты «электронной камеральной проверки». В данных проектах участвовали крупные промышленные производственные предприятия Урала и Приволжья, как экспортеры, так и импортеры. Электронный обмен по «белому сектору» сократил время проведения камеральных проверок в 8 раз [11]. Следовательно, технология проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений является весьма эффективной.
Можно выделить ряд преимуществ использования электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД при проведении таможенного контроля после выпуска товаров: безбумажная технология; оптимизация нагрузки при проведении таможенного контроля после выпуска товаров; возможность интегрирования с информационными системами других таможенных органов и иных государственных органов; фактор удобства хранения.
Как следует из всего вышесказанного, разрабатываемая технология электронной камеральной проверки позволит уменьшить время, затрачиваемое на проведение данной проверки, что обеспечит значительное повышение эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров за счет упрощения совершения таможенных операций. Также необходимо отметить, что данная технология полностью соответствует единой системе целевых ориентиров с учетом экономических реформ и интересов Российской Федерации на внешнеполитической арене.
В 2017-2020 годы основными в качестве главных задач модернизации системы
таможенного контроля после выпуска товаров можно выделить следующие:
- модернизация взаимодействия между ведомствами Российской Федерации, что позволит увеличить эффективность противодействия незаконному обороту товаров на территории РФ;
- создание методологии отслеживания товаров с момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю. Данный шаг также подразумевает развитие института маркировки товаров, что позволит значительно сократить применение различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и платежей;
- дальнейшая модернизация инструментов, которые направлены на обеспечение собираемости таможенных пошлин и платежей в полной мере с учетом перераспределения таможенного контроля в отношении участников ВЭД, имеющих статус добросовестных;
- создание общей системы налогового и таможенного управления, валютного контроля, которые должны быть основаны на применении интегрированных технологий;
- максимально возможное уменьшение применения форм таможенного контроля с одновременным повышением их эффективности;
- развитие системы информационно-программных средств;
- введение стандартов проверочной деятельности с учетом международного опыта по данному вопросу в области постаудита, применение рекомендаций ВТаО;
- введение автоматической системы по выбору объектов контроля, а также целей осуществления посттаможенного контроля;
- модернизация системы профилактики таможенных правонарушений и преступлений;
- модернизация методов взаимодействия между налоговой и таможенной службами по вопросам администрирования таможенных и налоговых платежей [12].
Список литературы
1. Приказ Федеральной таможенной службы России от 27.06.2017 № 1065 «О решении Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года // СПС «Консультант Плюс». Ш1_: www.consultant.ru.
2. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Мютте Г.Е., Кон-драшова В.А. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу
российской федерации при реализации таможенных услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 18. С. 14-18.
3. Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Книжник С.В. Вычислительные методы анализа таможенных рисков // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2008. № 1 (30). С. 177-187.
4. Бондаренко Н.П., Тихонова А.В. Таможенный контроль после выпуска товаров - основной
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
вектор деятельности таможенной службы России // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1(26). С. 71-79.
5. Интервью начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерия Селезнева «Таможенный контроль сменил акценты» журналу «Таможня» // Официальный сайт ФТС России. URL: www.customs.ru oc.
6. Афонин П.Н., Хрунова А.Л. RFID-метка как инновационная технология таможенного контроля в контуре таможенных услуг // Бюллетень инновационных технологий. 2017. Т. 1. № 4 (4). С. 60-63.
7. Сушкина А.М., Афонин П.Н. Анализ современного состояния информационного обеспечения применения технологий контрольно-идентификационных знаков в таможенном контроле // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 1 (5). С. 52-55.
8. Материалы заседания госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством Мин-промторга // URL: https://www. alta.ru/external_n ews/54174/.
9. Гамидуллаев С.Н., Афонин Д.Н. Проблемы и
БИТ 2018 Том 2 № 2(6)
перспективы осуществления государственных таможенных услуг при осуществлении таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 905-909.
10. Гайдук Ю.С., Афонин Д.Н., Поль-Мари А.Л. Криминологический анализ незаконного перемещения оружия через таможенную границу // Бюллетень инновационных технологий. 2017. Т. 1. № 4 (4). С. 28-34.
11. Коллегия ФТС России в Ярославле обсудила электронную таможню и взаимодействие с налоговыми органами // URL: customsonline.ru/4475-kollegiya-fts-rossii-v-yaroslavle-obsudila- ocelektronnuyu-tamozhnyu-i-vzaimodeystvie-s-nalogovymi-organami.h.
12. Демоева Т.В., Афонин П.Н. Совершенствование системы электронного декларирования в интересах повышения эффективности таможенного контроля // В кн. Таможенные чтения - 2013. Современный мир: проблемы глобализации. Сб. матер. Всеросс. научно-практической конференции с междунар. участ. СПб., 2013. С. 92-96.
Поступила в редакцию 25.04.2018
Сведения об авторе:
Лебедева Анастасия Андреевна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]
Научный руководитель:
Краснова Анастасия Ивановна - кандидат технических наук, доцент кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]