Научная статья на тему 'Организация взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами при таможенном контроле после выпуска товаров'

Организация взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами при таможенном контроле после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6015
623
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS / МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ / MOBILE GROUPS / СКООРДИНИРОВАННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / COORDINATED CONTROL MEASURES / ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CHECKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгару Д. В.

В условиях сложившейся сложной социально-экономической ситуации в стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех структур власти. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие. Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с иными контролирующими органами Российской Федерации представляет особую значимость как в теории, так и на практике в связи с различными направлениями их совместной работы. Следует отметить, что развитие взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов представляется на данный момент одним из приоритетных направлений при проведении государственной политики. В статье рассматривается порядок и особенности взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булгару Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of interaction of customs bodies with other control authorities in customs control after issuance of goods

In the current complicated socio-economic situation in the country, the most acute issue is the coordinated, clear and smooth operation of all power structures. One of the ways of realizing this task is their interaction. The interaction of the customs authorities of the Russian Federation with other controlling bodies of the Russian Federation is of special importance both in theory and in practice in connection with various areas of their joint work. It should be noted that the development of interaction between customs and other regulatory bodies is currently one of the priorities in the conduct of public policy. The article deals with the procedure and peculiarities of interaction between customs and other controlling bodies during customs control after the release of goods.

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами при таможенном контроле после выпуска товаров»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2018 Том 2 № 3(7)

УДК 338.242.2

Организация взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами при таможенном контроле после выпуска товаров

Булгару Д.В.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

Organization of interaction of customs bodies with other control authorities in customs control after issuance of goods

Bulgaru D.V.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В условиях сложившейся сложной социально-экономической ситуации в стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех структур власти. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие. Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с иными контролирующими органами Российской Федерации представляет особую значимость как в теории, так и на практике в связи с различными направлениями их совместной работы. Следует отметить, что развитие взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов представляется на данный момент одним из приоритетных направлений при проведении государственной политики. В статье рассматривается порядок и особенности взаимодействия таможенных и иных контролирующих органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

Ключевые слова: Таможенные органы, налоговые органы, взаимодействие, таможенный контроль после выпуска товаров, мобильные группы, скоординированные контрольные мероприятия, проверочные мероприятия.

Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации (далее - РФ) с иными контролирующими органами РФ представляет особую значимость, как в теории, так и на практике в связи с различными направлениями их совместной работы.

В части осуществления проверочной деятельности приоритетное место Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) уделяет взаимодействию с Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России).

Abstract

In the current complicated socio-economic situation in the country, the most acute issue is the coordinated, clear and smooth operation of all power structures. One of the ways of realizing this task is their interaction.

The interaction of the customs authorities of the Russian Federation with other controlling bodies of the Russian Federation is of special importance both in theory and in practice in connection with various areas of their joint work. It should be noted that the development of interaction between customs and other regulatory bodies is currently one of the priorities in the conduct of public policy. The article deals with the procedure and peculiarities of interaction between customs and other controlling bodies during customs control after the release of goods.

Keywords: Customs authorities, tax authorities, interaction, customs control after release of goods, mobile groups, coordinated control measures, checks.

Стратегия развития ФТС до 2020 года устанавливает одной из целей повышение

- качества таможенного контроля. Она опирается на обеспечение качества совершения

- таможенных операций и таможенного контроля объектов внешней торговли и освоение инновационных таможенных технологий [2].

Для усовершенствования деятельности взаимодействия таможенных и налоговых

БИТ 2018 Том 2 № 3(7)

органов, необходимо сделать акцент на повышении эффективности проведения скоординированных контрольных мероприятий (далее - СКМ).

Реализуя данное направление, ФТС России и ФНС России был сформирован ежеквартальный план оперативных мероприятий, связанный с увеличением собираемости таможенных и налоговых платежей. Этот план учитывает направление совершенствования деятельности и формирует конкретные отрасли контроля.

Таможенными органами выявляются признаки нарушений в сфере таможенного дела, что влечет за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, и, соответственно налоговыми органами выявляются правонарушения в сфере законодательства о налогах и сборах, влекущие за собой правонарушения в сфере таможенного дела.

Начало проверочных мероприятий, как правило, синхронизируется налоговыми и таможенными органами.

Открывая проверки, таможенные органы учитывают уплату всех платежей в полном объеме, соблюдение запретов и ограничений, а также иные требования законодательства, вопросы которого отнесены к компетенции таможенных органов.

Налоговые органы открывая проверки, анализируют результаты финансовой деятельности налогоплательщика, а также иных лиц, участвующих в обороте товара.

По итогам такого контроля, можно будет говорить о том, что таможенными и налоговыми органами, в полном объеме был проведен государственный контроль. А сумма дополнительно начисленных налоговых и таможенных платежей, поступила в федеральный бюджет РФ.

Особое значение при взаимодействии ФТС России и ФНС России занимает таможенная проверка, а именно контроль таможенной стоимости товаров в сделках между взаимозависимыми лицами.

Так, например, в Северо-Западном федеральном округе (далее - СЗФО) была проведена проверка, на наличие взаимозависимости сторон в договоре поставки. После такой проверки, таможенными органами была установлена и подтверждена взаимозависимость сторон в договоре поставки и манипулирование ценой на товар, что повлияло на цену договора.

Данная проверка позволила доначислить 125 тысяч рублей, а результаты налогового контроля, повлекли за собой отказ в

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

возмещении налога на добавленную стоимость в сумме более 2 млн. рублей [3].

Важно отметить результаты взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с налоговыми органами, а также результаты скоординированных контрольных мероприятий.

За период январь-февраль 2018 года таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами проведено 101 проверочное мероприятие, что на 9,7% больше чем в аналогичном периоде 2017 года (92 проверочных мероприятия). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на общую сумму 984 млн. руб. Возбуждено 94 дела об АП и 6 уголовных дел, что меньше на 71, 3% и 50% соответственно, чем в аналогичном периоде 2017 года (328 и 12 дел соответственно).

В том числе проведено 29 скоординированных контрольных мероприятий с применением 33 форм таможенного контроля (за январь-февраль 2017 года - 33 мероприятия с применением 36 форм таможенного контроля). Дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 574,2 млн. руб., взыскано 63,2 млн. руб. В аналогичном периоде 2017 года таможенными органами дополнительно начислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 165,6 млн. руб., взыскано 5,3 млн. руб. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях составило 21, уголовных - 3 (за аналогичный период 2017 года - 24 и 1 соответственно) .

Динамика роста показателей по результатам СКМ говорит об эффективности проводимых мероприятий. Кроме того, таможенные проверки после выпуска товаров, а также совместные с налоговыми органами СКМ, в свою очередь, также влияют на собираемость таможенных платежей.

Помимо СКМ, ФТС России и ФНС России на площадке Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) участвуют в работе по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками. Цель такой маркировки - пресечение оборота таких товаров как на внутреннем рынке РФ, так и на внутренних рынках государств-участников ЕАЭС, а также борьба с контрафактной продукцией.

Посредством идентификации товаров путем маркировки, создается механизм, с помощью которого теневой бизнес, должен лишиться рынка сбыта.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2018 Том 2 № 3(7)

М Г размещен ы в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации вблизи стационарных ППУ и бывших МАПП, а также патрулирование совместно с экипажами ГИБДД объездных дорог V_

2 контур

контроль на автомагистралях, ведущих непосредственно в города федерального значения

3 контур

контроль на крупных оптово-распределительных центрах ^

■4 контур контроль на внутреннем рынке у сетевых ритейлеров

Рис. 1. Многоконтурная схема действия МГ

Одним из успешных примеров является совместная работа по направлению контроля товаров электронной и бытовой техники, а также деятельность соответствующих юридических лиц.

ФТС России помимо ФНС России, также взаимодействуют и с другими органами исполнительной власти.

Таможенные органы на постоянной основе проводят комплекс проверочных мероприятий, направленный на недопущение фактов ввоза и реализации на территории РФ товаров отдельной категории.

Проводимые мероприятия осуществляются в тесном взаимодействии с:

- территориальными подразделениями полиции;

- пограничной Федеральной службой безопасности (далее - ФСБ России);

- Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее -Россельхознадзор);

- Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);

- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребна-дзор).

Необходимо отметить, что привлечение к проверочным мероприятиям на постоянной основе данных подразделений проблематично из-за малочисленности сотрудников указанных ведомств, а также из-за выполнения ими задач и функций, отличных от таможенных.

Для того, чтобы повысить эффективность контроля за перемещением товаров, которые запрещены к ввозу РФ, в таможенных органах были созданы мобильные группы (далее - МГ).

В настоящее время функционируют 35 МГ, которые действуют на российско-белорусском, российско-казахском и российско-грузинском участке границы РФ.

Контрольно-аналитическая работа, является одним из элементов деятельности МГ. Результаты такой деятельности необходимы для формирования информационной базы, которая используется для последующего выбора объектов таможенного контроля.

На сегодняшний день ФТС изменила тактику. Чтобы не допустить ввоз и оборот товаров отдельных категорий на территории РФ, применяется многоконтурная схема (рис. 1).

Информация о проведенных мероприятиях доводится по установленной форме до Федеральной таможенной службы ежедневно, и это позволяет иметь оперативную информацию с мест функционирования мобильных групп.

Полученную информацию анализируют в целях выявления различных схем нелегального ввоза запрещенных товаров, выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также наполнения библиотеки-досье по нарушителям. В наполнении библиотеки досье также принимают участие и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Сегодня в библиотеке-досье - более 350 наименований перевозчиков и получателей товаров, у которых были выявлены нарушения. В отношении организаций-нарушителей информация направляется в главное управление по борьбе с контрабандой (далее - ГУБК). ГУБК, в свою очередь, проводят оперативные мероприятия. Вме-

20

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2018 Том 2 № 3(7)

сте с тем, МГ ориентируются для проведения у этих лиц усиленного контроля в случае пересечения ими государственной границы, а в отношении иностранных перевозчиков информация через УТС направляется в таможенные органы стран, где эти перевозчики зарегистрированы [1].

В конце первого и начале второго квартала 2017 года в некоторых регионах РФ, были организованы проверочные мероприятия, которые направленны на усиленный круглосуточный режим выявления санкци-онной продукции.

Такие круглосуточные МГ показывают высокую эффективность. Они осуществляют круглосуточное патрулирование территорий, а также проселочных дорог местного значения и стоянок большегрузного транспорта.

По результатам работы мобильных групп за 2017 год пресечен ряд схем по ввозу санкционной продукции:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

- выявлено 41 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты (в том числе 10 тыс. тонн санкционных товаров);

- возвращено в сопредельные государства 31,6 тыс. тонн товаров;

- уничтожено 8 тыс. тонн товаров;

- в отношении перевозчиков возбуждено 585 дел об АП и 27 уголовных дел.

Подводя итог, следует отметить, что развитие взаимодействия налоговых и таможенных органов на данный момент является одним из приоритетных направлений при проведении государственной фискальной политики, связанной с потребностью наиболее полного наполнения федерального бюджета за счет обязательных платежей.

Также необходимо отметить хорошие результаты и рост показателей развития взаимодействия таможенных органов и иных контролирующих органов после выпуска товаров.

Список литературы

1. Аксенова М.А. Мобильные группы: оперативно и эффективно // Журнал Таможня. -2017. - №23 (430). - С. 12.

2. Куроптев Н.Б., Зиманова М.А., Красикова С.Б. Сущность и проблематика внедрения системы менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО серии 9000 в

таможенных органах Российской Федерации // Ростовский научный журнал. - 2018. - №3. - С. 72-79.

3. Селезнев В.И. Взаимодействие как часы // Журнал «Таможня». - 2016. - №17 (400) - С. 16.

Поступила в редакцию 2.07.2018

Сведения об авторе:

БулгаруД.В. - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected] Научный руководитель:

Куроптев Никита Борисович- кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.