Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРОЕКТЕ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРОЕКТЕ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / CUSTOMS CODE / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / СРОК ВЫПУСКА ТОВАРОВ / "ЕДИНОЕ ОКНО" / "SINGLE WINDOW" / АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ / AUTOMATIC RELEASE OF GOODS / THE PERIOD OF GOODS RELEASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна

В статье рассмотрены новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, связанные с совершенствованием проведения таможенных операций. На основании анализа положений проекта кодекса автором выделены несколько направлений оптимизации таможенных операций; выявлена тенденция упрощения и ускорения таможенных операций, повышения доступности и прозрачности таможенного сервиса для бизнеса, которая нашла отражение в развивающемся законодательстве Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS OPERATIONS OPTIMIZATION IN THE DRAFT CUSTOMS CODE OF EURASIAN ECONOMIC UNION

The article deals with the novella of the draft Customs Code of the Eurasian Economic Union, related to the improvement of customs operations. The authors identified several optimization areas of customs operations in the document. These include: reducing the time of customs operations, their simplification and more detailed regulation, the development of the institute of authorized economic operators, the introduction of the principle of “single window”, the automatic regulation of the procedure for release of goods and others. Based on the analysis of the draft Customs Code of the Eurasian Economic Union the development trend of simplification and acceleration of customs operations, improving accessibility and transparency of customs services to businesses is revealed.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРОЕКТЕ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

С. А. Агамагомедова

ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

В ПРОЕКТЕ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье рассмотрены новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, связанные с совершенствованием проведения таможенных операций. На основании анализа положений проекта кодекса автором выделены несколько направлений оптимизации таможенных операций; выявлена тенденция упрощения и ускорения таможенных операций, повышения доступности и прозрачности таможенного сервиса для бизнеса, которая нашла отражение в развивающемся законодательстве Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенные операции; таможенный кодекс; Евразийский экономический союз; уполномоченный экономический оператор; срок выпуска товаров; «единое окно»; автоматический выпуск товаров.

В условиях экономической интеграции происходит стремительное развитие таможенного законодательства, при этом все большая часть аспектов таможенного регулирования переходит на наднациональный уровень правовой регламентации. Процесс этот закономерен, он отчетливо прослеживается как в уже принятых нормативных актах в области таможенного дела, так и в проектах нормативных документов, которые только обсуждаются и проходят процедуры внутригосударственного согласования. К последним относится проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Проект), в котором отразились актуальные тенденции развития современного таможенного законодательства [1], в том числе оптимизация таможенных операций.

В соответствии с ныне действующим Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) «таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза» (подп. 29 п. 1 ст. 4 ТК ТС) [2].

Согласно подп. 32 п. 1 ст. 2 Проекта «таможенные операции» - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Так, понятие «таможенные операции», являющееся одним из базовых в структуре таможенного дела, не претерпело существенных изменений в Проекте. Оно по-прежнему включает в себя действия любых участников таможенных правоотношений, которые соответствуют таможенному законодательству (не нарушают его норм и не противоречат ему). В Проекте законодатель уточняет структуру таможенного законодательства, к которому относит международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство государств-членов. В ТК ТС в связи с этим упоминается лишь таможенное законодательство Таможенного союза.

Отличием является также более логичная, по мнению автора, формулировка дефиниции в Проекте, который определяет «таможенные операции» как действия в соответствии с таможенными правовыми нормами, а не в целях обеспечения их соблюдения. Действия таможенных органов и иных лиц, которые уча-

ствуют в таможенных правоотношениях, должны соответствовать действующему законодательству. Целью подобных действий является не обеспечение соблюдения таможенного законодательства, а обеспечение прав и законных интересов всех субъектов таможенных отношений и иных заинтересованных лиц. В связи с этим оптимизация таможенных операций, безусловно, направлена на максимальное удовлетворение интересов бизнеса и иных участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Оптимизация таможенных операций в Проекте выразилась в нескольких направлениях.

Во-первых, рассматриваемая оптимизация нашла отражение в сокращении сроков совершения таможенных операций.

Так, законодателем сокращен срок регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации. Согласно п. 2 ст. 81 Проекта таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации. Напомним, что в настоящее время в соответствии с ТК ТС данный срок составляет два часа.

Важное значение для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) имеет срок выпуска товаров таможенными органами. Именно он, на наш взгляд, в значительной мере определяет удовлетворенность внешнеторгового бизнеса качеством таможенного сервиса.

Проект в целом сохраняет продолжительность данных сроков, но в то же время оптимизирует их. Согласно п. 2 ст. 89 Проекта расширяется перечень товаров, выпуск которых должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации. Это случаи, когда:

• таможенным органом не запрошены документы и (или) сведения, необходимые для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) не принято решение о проведении иных форм таможенного контроля либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

• декларант не обратился в таможенный орган с мотивированным обращением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в таможенной декларации;

• декларантом соблюдено требование таможенного органа внести изменения и (или) дополнения в сведения, заявленные в таможенной декларации.

Во-вторых, оптимизация таможенных операций выразилась в развитии института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Данный институт, введенный в таможенное законодательство с вступлением в силу ТК ТС в 2010 г., явился свидетельством доверия государства к законопослушному и стабильному бизнесу.

Законодатель в Проекте впервые вводит три типа свидетельств для УЭО. Свидетельство определенного типа предоставляет УЭО право пользоваться конкретной группой специальных упрощений. Тем самым развивается дифференциация (категорирование) участников ВЭД, которая приобретает в последние годы в таможенном деле особую актуальность.

Впервые в таможенном законодательстве дано определение термина «специальные упрощения», предоставляемые УЭО. Согласно п. 1 ст. 435 Проекта под ними понимаются «особенности совершения отдельных таможенных операций

и проведения таможенного контроля, иные особенности применения положений настоящего Кодекса, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора».

Перечень упрощений значительно расширился по сравнению с тем, который содержится в ныне действующем ТК ТС.

Так, свидетельство первого типа дает право УЭО пользоваться следующими специальными упрощениями:

1) совершение таможенных операций, связанных с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке;

2) непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает УЭО, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление обеспечения таких пошлин установлено в соответствии со ст. 112 Проекта;

3) непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров в соответствии со ст. 91 и 92 Проекта, декларантом которых выступает УЭО;

4) непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада, декларантом которых выступает УЭО, в случае, когда предоставление такого обеспечения установлено законодательством государств-членов в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 131 Проекта;

5) выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со ст. 90 и 439 Проекта;

6) проведение таможенного контроля с учетом особенностей, связанных с первоочередным характером такого контроля и уровнем риска;

7) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.

Свидетельство второго типа дает право УЭО на такие специальные упрощения, как временное хранение товаров в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках (части открытой площадки) УЭО; доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках (части открытой площадки) УЭО; совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля (включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров, находящихся в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках (части открытой площадки) УЭО; совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, в котором осуществляется их таможенное декларирование, если такие таможенные органы находятся на территории одного государства-члена; проведение таможенного контроля с учетом особенностей, связанных с первоочередным характером такого контроля и уровнем риска; применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами.

Свидетельство третьего типа дает право УЭО пользоваться всеми специальными упрощениями, указанными выше.

Важным шагом в области унификации статуса УЭО на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является признание его статуса на всей территории ЕАЭС с учетом принципа резидентства.

Отмена института резиденства с 1 января 2020 г. станет важным этапом на пути к реализации основополагающего принципа ЕАЭС - свободы движения товаров на едином рынке ЕАЭС, что позволит существенно упростить осуществление внешнеторговых операций, а также сократить финансовые издержки участников ВЭД [3].

В-третьих, оптимизация таможенных операций в Проекте нашла отражение в развитии принципа «единого окна».

Под «единым окном» в настоящее время понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими ВЭД, и участниками ВЭД, который позволяет участникам ВЭД однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением ВЭД [4].

Однако термин «единое окно» в современной научной литературе используется в двух значениях: 1) принцип информационного взаимодействия между различными субъектами (в нашем случае участниками таможенных правоотношений); 2) информационная система, основанная на этом принципе. Преимущества системы «единого окна» при осуществлении таможенных операций обсуждаются уже давно как учеными, так и практиками в области таможенного дела. Многозначность данного термина негативно сказывается на развитии профессиональной коммуникации. На наш взгляд, термин «единое окно» должен трактоваться именно как механизм взаимодействия между государственными органами власти.

Результатами проведения мероприятий по внедрению системы «единого окна» должны стать: переход на полный безбумажный документооборот при осуществлении ВЭД; сокращение временных, трудовых и финансовых затрат на совершение таможенных операций; повышение уровня прозрачности таможенных операций; повышение качества предоставления государственных таможенных и иных услуг при осуществлении ВЭД.

В-четвертых, еще одним аспектом совершенствования таможенных операций согласно Проекту является регламентация так называемого автоматического выпуска товаров.

В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного и нетарифного регулирования ВЭД с учетом активного обеспечения продвижения национальных интересов РФ во внешнеэкономической сфере, содействия развитию добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов путем формирования более благоприятных условий ведения ВЭД для законопослушных участников, а также упреждающего реагирования на угрозы экономической безопасности РФ.

Одной из основных задач в этой области является автоматизация процессов таможенного контроля, связанных с принятием решения о выпуске товаров в автоматическом режиме [5].

Отдельные таможенные органы РФ (например, Карельская и Новгородская таможни) в последние годы проводили эксперименты по оценке возможности

использования программных средств для автоматического осуществления таможенных операций и этапов таможенного контроля товаров, декларируемых в электронной форме, помещаемых под таможенную процедуру экспорта. Так называемый автоматический выпуск, когда решение принимается компьютером без вмешательства таможенного инспектора, к 2015 г. планировалось применять в 40-50% случаев декларирования товаров [6]. Проводимые эксперименты показали достаточную подготовленность программных средств таможенных органов для автоматического осуществления таможенных операций. Внедрение их в таможенную практику позволит оптимизировать издержки как участников ВЭД, так и самих таможенных органов.

В Проекте впервые на законодательном уровне предусматривается возможность автоматического выпуска товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 88 Проекта выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа о выпуске товаров либо проставления соответствующих отметок на поданных в письменном виде таможенной декларации и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) документах или на заявлении о выпуске товаров до подачи таможенной декларации.

Таким образом, в качестве субъекта, осуществляющего выпуск товаров как базовую таможенную операцию, вместо должностного лица таможенного органа (согласно действующему ТК ТС) в Проекте выступает информационная система таможенного органа. Это, безусловно, позволит минимизировать субъективный фактор при принятии решения о выпуске товара таможенным органом и еще более сократить сроки выпуска.

В-пятых, оптимизация выразилась не только в сокращении сроков осуществления отдельных таможенных операций, которые были рассмотрены выше, но и в их упрощении, а также в более подробной их регламентации.

Так, в Проекте детально регламентирован порядок выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Законодатель уточняет, что выпуск товаров до подачи таможенной декларации может быть применен только при таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления. Кроме того, предусмотрены особенности подобного выпуска в случае, если декларантом является УЭО; расширен перечень товаров, в отношении которых может быть произведен выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Важное значение, на наш взгляд, имеет регламентация выпуска товаров до завершения проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. Это относительно новая норма для таможенного законодательства. Так, согласно ст. 91 Проекта, если в ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, таможенным органом запрошены документы и (или) сведения либо направлен запрос в орган (организацию), уполномоченный (уполномоченную) выдавать и (или) проверять сертификат о происхождении товара, выпуск товаров производится до завершения проведения такой проверки, если уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Исключением в данном случае являются случаи обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты

и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, установленные в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) иные пошлины, установленные в соответствии со ст. 50 Договора о Союзе, и что декларантом не подтверждено их соблюдение.

Помимо рассмотренных выше направлений оптимизации таможенных операций в Проекте много новелл, которые также свидетельствуют о совершенствовании процесса прохождения «таможенной очистки» для участников ВЭД. Так, в Проекте закреплен приоритет электронного таможенного декларирования; совершенствуются операции, связанные с подачей и регистрацией таможенной декларации; введен новый вид таможенной декларации - декларация на экспресс-грузы; более детально регламентируется отказ в выпуске товаров таможенными органами.

В настоящее время Проект активно обсуждается, в том числе и бизнес-сообществом. Отдельные представители бизнеса называют ряд положений документа, которые, по их мнению, ухудшают условия ведения международной торговли для предпринимателей в отличие от действующих норм ТК ТС или являются проблемными. Среди них называются:

1. Установление и взимание процентов с сумм таможенных пошлин при помещении декларантом товаров под иную таможенную процедуру (с временного ввоза либо таможенной процедуры переработки на выпуск для внутреннего потребления).

2. Увеличение объема сведений, подлежащих указанию в декларации при таможенном декларировании.

3. Расширение перечня платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин), применяемых таможенными органами в качестве обеспечения уплаты.

4. Запрет на применение предварительного таможенного декларирования для товаров, в отношении которых опубликованы, но не вступили в силу акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, налогов, а также изменяющие условия предоставления льгот.

5. Вопросы отложенной таможенной стоимости, применяемые, в частности, к случаям включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.

6. Вопросы включения/невключения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.

7. Вопросы определения декларанта в Таможенном союзе и ЕАЭС при условии сохранения принципа резидентства.

8. Вопросы отсутствия необходимости декларирования программного обеспечения, результатов услуг, оказываемых через сеть Интернет [7].

Безусловно, данные положения станут предметом дальнейших исследований как ученых, так и практиков в области таможенного законодательства.

Согласно Проекту Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза является международным договором, заключенным в рамках ЕАЭС, и входит в право ЕАЭС. Таким образом, право ЕАЭС активно формируется и развивается. Несмотря на наличие отдельных проблемных моментов, вектор данного развития в таможенной отрасли законодательства направлен на максимальное ускорение и упрощение таможенных операций. Это позволит обеспечить базовые цели евразийской интеграции, которые заключаются в свободе движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Использованные источники

1. Проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/docs/projects/Lists/ProjectsList/Attachments/282/2%20 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5.pdf (дата обращения: 11.08.2015).

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, ред. от 10.10.2014). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

3. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15.04.2015 № 140-СФ «О задачах Федеральной таможенной службы в условиях функционирования Евразийского экономического союза» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 16. Ст. 2323.

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68 «Об Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 30.05.2015).

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109.

6. Карельская таможня: эксперимент по автоматическому выпуску товаров [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://sztu.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=17498:2012-10-23-07-01-48&catid=175:2011-01-12-11-12-47&Itemid=101 (дата обращения: 28.08.2015).

7. О проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Взгляд бизнес-сообщества [Электронный ресурс]. URL: www2.deloitte.com*content/dam/Deloitte/kz/ (дата обращения: 28.08.2015).

В. А. Гошин

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В статье представлены результаты анализа зарубежной судебной практики в сфере таможенного дела, имеющие научный и практический интерес. Рассмотрены некоторые дела Суда Европейского союза, затрагивающие институт таможенного декларирования товаров, который является одним из основных институтов таможенного права Европейского союза.

Ключевые слова: Европейский союз; Суд Европейского союза; таможенное право Европейского союза; таможенное декларирование товаров; таможенное регулирование.

Институт таможенного декларирования является одним из важнейших институтов права внешней торговли большинства европейских государств. При современном уровне развития таможенных технологий, а также в условиях новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.