Научная статья на тему 'Правовое регулирование таможенных отношений в ЕАЭС'

Правовое регулирование таможенных отношений в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4061
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / КОМИССИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕАЭС / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) / CUSTOMS UNION / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / CUSTOMS CODE OF THE EEU / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / OPTIMIZATION OF CUSTOMS RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горохов Виталий Николаевич

В статье рассматривается правовое регулирование таможенных отношений в ЕАЭС один из ключевых вопросов законодательства в едином экономическом пространстве шести государств -членов ЕАЭС. Подчеркивается, что написанный рабочей группой Евразийской экономической комиссии проект Таможенного кодекса ЕАЭС сегодня представляет одним из обсуждаемых документов юристами, экономистами и предпринимателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regulation of customs relations in the Eurasian Economic Union

The legal regulation of customs relations in the EEU is one of the key issues of legislation in the single economic space of six member states of the EEU. The Customs Code of the EEU draft, written by a task team of the Eurasian Economic Commission, is nowadays а subject under discussion between lawyers, economists and entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование таможенных отношений в ЕАЭС»

УДК 339.543(4/5ЕАЭС) Горохов Виталий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕАЭС

Gorokhov Vitaly Nikolaevich

PhD in Law, Assistant Professor, International Law Department, North Caucasus branch of Russian University of Justice

THE LEGAL REGULATION OF CUSTOMS RELATIONS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация:

В статье рассматривается правовое регулирование таможенных отношений в ЕАЭС - один из ключевых вопросов законодательства в едином экономическом пространстве шести государств -членов ЕАЭС. Подчеркивается, что написанный рабочей группой Евразийской экономической комиссии проект Таможенного кодекса ЕАЭС сегодня представляет одним из обсуждаемых документов юристами, экономистами и предпринимателями.

Ключевые слова:

ЕАЭС, Таможенный союз, Комиссия Евразийского экономического союза, Таможенный кодекс ЕАЭС, Всемирная таможенная организация, оптимизация таможенных отношений.

Summary:

The legal regulation of customs relations in the EEU is one of the key issues of legislation in the single economic space of six member states of the EEU. The Customs Code of the EEU draft, written by a task team of the Eurasian Economic Commission, is nowadays a subject under discussion between lawyers, economists and entrepreneurs.

Keywords:

Eurasian Economic Union (EEU), Customs Union, Eurasian Economic Commission, Customs Code of the EEU, World Customs Organization, optimization of customs relations.

29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза [1]. Документ вступил в силу 1 января 2015 г. Тогда же начал функционировать сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сайт доступен на национальных языках всех стран-участниц Союза - армянском, белорусском, казахском и русском. Также доступна англоязычная версия сайта.

2 января 2015 г. в ЕАЭС официально вступила Армения. По соглашению между ЕАЭС и Вьетнамом был подготовлен договор о его вступлении в зону свободной торговли ЕАЭС. Соответствующее соглашение подписано 29 мая в Астане. 21 июля Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС, а в августе 2015 г. завершилась процедура вступления Киргизии в Евразийский экономический союз.

Все вышеперечисленное приводит к одной мысли: как сделать сотрудничество качественным и выгодным для каждой стороны (а их (стран) сейчас шесть, и предполагается расширение Союза в течении 2-3 лет до 12 участников).

Без продуманной правовой системы внутри ЕАЭС достичь этого невозможно. Поэтому уже созданы институты права, которые по разным отношениям предложили нормативные акты, принятые на уровне руководства ЕАЭС. Больше всего принято и находится в проектах нормативных актов по таможенному регулированию.

При проведении работы по модернизации таможенного законодательства эксперты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) исследуют передовую правоприменительную практику таможенного администрирования, международный опыт, а также стандарты организации таможенного дела, разработанные ВТО, АТЭС, ЕЭС и другими международными организациями и интеграционными объединениями. Так, в целях гибкого и эффективного реагирования на потребности международного таможенного сообщества Всемирная таможенная организация (ВТО) разработала так называемый Балийский пакет - набор инструментов для упрощения процедур торговли, одним из которых является Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли (далее - Соглашение) (3-7 декабря 2013 г). Соглашение актуализирует такие важные на сегодняшний день вопросы таможенного администрирования, как выпуск и очистка товаров, система управления рисками, посттаможенный аудит, исследование времени выпуска, институт уполномоченного экономического оператора, взаимодействие контролирующих органов на границе, таможенные формальности, «единое окно», таможенный транзит и др. В ближайшей перспективе нормы Соглашения будут носить обязательный характер для таможенных служб государств-членов ВТО.

В связи с этим актуальным вопросом является анализ положений Балийского соглашения на предмет возможной реализации их в сфере таможенного регулирования в ЕАЭС. Собственно говоря, работа в этом направлении уже начата и успешно проводится. В частности, подготовлены правовые новации по «единому окну» и институту уполномоченного экономического оператора. Не снижая значимости Соглашения, необходимо отметить, что оно носит достаточно декларативный характер. Так, в нем изложены положения (извлечения) норм, уже имеющиеся в других международных документах, таких как Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, Рамочные стандарты ВТО по безопасности и упрощению мировой торговли, рекомендации Совета по таможенному сотрудничеству и отдельных институтов таможенного администрирования.

В настоящий момент ЕЭК провела работу по подготовке усовершенствованного, отвечающего современным требованиям проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК Союза). Этим направлением деятельности Евразийская экономическая комиссия начала плотно заниматься с декабря 2013 г. под руководством Министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК В.А. Гошина в рамках созданной решением Совета ЕЭК № 61 от 9 октября

2014 г. рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства. В ее состав вошли представители государственных органов членов Таможенного союза, а также представители бизнес-сообщества трех стран. Для подготовки текста проекта ТК Союза при Рабочей группе создана экспертная группа также из представителей государственных органов государств-членов ТС, сотрудников Евразийской экономической комиссии и представителей бизнес-сообщества.

При подготовке проекта ТК Союза экспертами решались такие задачи, как совершенствование, модернизация таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 г.; устранение существующих в ТК ТС недочетов и коллизий. Все вышеперечисленное требует системного пересмотра действующего Таможенного кодекса ТС, изменения его терминологии и структуры. По многим вопросам и предлагаемым нововведениям в законодательстве позиции государственных органов, бизнес-сообщества и специалистов ЕЭК совпадают.

Приведем новые подходы, которые уже нашли отражение в проекте ТК Союза. К ним относятся приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных таможенным законодательством случаях; возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов; оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации; использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием; оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза; унификация особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде; сокращение сроков выпуска товаров.

Непосредственное участие широкого круга представителей государственных органов и бизнеса в составе рабочей и экспертной групп позволило всесторонне обсуждать вопросы совершенствования таможенного законодательства, оценивать влияние предлагаемых изменений таможенного законодательства на все сферы деятельности государств-членов Таможенного союза и ЕАЭС, в том числе на транспорт, экономику, финансы, промышленность, и принимать по ним комплексные решения.

Эксперты трех стран уже не раз отмечали, что действующий Таможенный кодекс ТС несовершенен: слишком много отсылочных норм, позволяющих регулировать отдельные вопросы на национальном уровне. Специалисты насчитали 211 таких положений. Поскольку основная задача интеграционной «тройки» - это унификация таможенного законодательства, то перед разработчиками кодекса стоит задача - до минимума снизить количество отсылочных норм, поскольку полностью отказаться от них пока не удается. Большинство таких отсылок связано с тем, что другие отрасли законодательства трех государств (налоговое, валютное, административное, банковское, законодательство об электронном документе) не унифицированы, а их нормы важно соблюдать при таможенном регулировании. В связи с этим после подписания ТК ЕАЭС всем трем государствам придется приводить свои национальные таможенные законы в соответствие с новым наднациональным таможенным законодательством ЕАЭС.

Сейчас в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП наряду с Таможенным кодексом ТС входят 30 международных договоров, 9 из которых уже потеряли актуальность и отменены с 1 января

2015 г. Нормы 16 международных договоров были пересмотрены и в измененном виде включены

в проект нового кодекса. В качестве отдельных международных договоров теперь останутся только те, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Сейчас таких договоров пять. Среди них соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб государств-членов ТС, деятельности представительств таможенных служб; соглашения, определяющие особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а также оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Учитывая все вышеизложенное, группа экспертов пришла к выводу, что вносить изменения и дополнения в существующий кодекс нецелесообразно: слишком многое нужно менять. Поэтому было принято решение создать новый кодекс. Документ получился внушительный: только проект - это уже более 500 страниц текста [2].

В белорусском Бресте завершилось пятое заседание Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии, в ходе которого было объявлено о возможности введения с 1 января 2016 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

В Таможенный кодекс ЕАЭС внесен ряд новшеств, которых не было в регламенте Таможенного союза, в частности о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.

В проекте ТК ЕАЭС нашли отражение новые подходы, которые окажут значительное влияние на развитие таможенного администрирования. Среди них: возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем выдавших их государственных органов, и сокращение сроков принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации таможенной декларации с двух часов до одного часа.

Предусмотрено также сокращение сроков выпуска товаров до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации в рамках системы управления рисками не рекомендовано проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо других форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров.

При этом предусматривается совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров информационными системами таможенных органов в автоматическом режиме. В этом случае срок выпуска товаров будет составлять не более 20 минут с момента регистрации декларации на товары (для товаров, в отношении которых в автоматизированном режиме признаков риска не выявлено).

В проект ТК ЕАЭС включены положения об использовании таможенными органами систем управления рисками при проведении таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров. Предусмотрено категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков. Унифицирован порядок проведения таможенных проверок и применения других форм таможенного контроля после выпуска товаров.

Кардинальные изменения коснутся института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Унифицированы условия включения в реестр УЭО, расширен перечень лиц, которые могут претендовать на присвоение данного статуса, введены три типа свидетельств. Предусматривается применение новых специальных упрощений на всей территории ЕАЭС в зависимости от типа свидетельства о включении в реестр УЭО. Статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС с учетом принципа «резидентства».

Одним из основных инструментов построения эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с проектом ТК ЕАЭС является механизм «единого окна». Под ним понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками ВЭД (внешнеэкономической деятельности), который позволяет последним однократно представлять документы для их последующего использования государственными органами при проведении государственного контроля.

Подводя итог, хотим выделить следующие наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые предполагает ТК ЕАЭС:

- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях;

- автоматическое совершение ряда таможенных операций: выпуска и отказа в выпуске товаров, таможенного контроля с использованием информационных систем таможенных органов для проверки таможенных и иных документов и (или) сведений;

- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, таможенным декларированием и выпуском товаров;

- оптимизация сведений, которые указываются в декларации на товары и транзитной декларации;

- возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

- осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации;

- возможность выпуска товаров до завершения таможенным органом таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

- четкая регламентация условий использования товара, помещенного под таможенную процедуру, если ее содержание предусматривает ограничения по использованию на таможенной территории либо за ее пределами;

- увеличение категорий юридических лиц, которым может быть присвоен статус УЭО; трехуровневая система присвоения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширение специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории Евразийского экономического союза;

- применение при проведении таможенного контроля системы управления рисками;

- проведение таможенного контроля после выпуска товаров;

- совершение таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки;

- регулирование перемещения товаров физическими лицами для личного пользования. Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день совершенствование правовой

базы ЕАЭС в таможенной сфере включает в себя целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить следующие основные приоритеты:

- разработка модернизированного Таможенного кодекса, заменяющего собой 20 международных соглашений в таможенной сфере;

- создание национальных систем «единого окна»;

- расширение наднационального регулирования таможенных правоотношений. Сейчас на евразийском пространстве учет норм международного права, использование

прогрессивного опыта других интеграционных группировок являются крайне актуальными.

Ссылки:

1. Международный договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 24.12.2015).

2. Таможенный кодекс ЕАЭС (проект) [Электронный ресурс] // Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.