Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ'

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / INTEGRATION UNIONS / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / CUSTOMS MANAGEMENT / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович

На базе сравнительного анализа таможенного администрирования в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе показаны особенности развития современных интеграционных объединений. Определены возможности использования механизмов интеграции для совершенствования таможенно-тарифного регулирования, упрощения процедур таможенного контроля в отношении отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности, а также совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS MANAGEMENT OF THE INTEGRATION ASSOCIATIONS AT THE PRESENT STAGE OF GLOBAL ECONOMIC CONNECTIONS

The article, based on the comparative analysis of the customs management in the European Union and the Eurasian Economic Union, represents the specifications of modern integration unions development. The author defines the possibilities of using the integration mechanisms in enhancing the customs tariff regulation, facilitating the customs control regarding certain categories of foreign trade participants and, also, the execution of customs operations with goods sent via international mail.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В. Б. Мантусов

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

На базе сравнительного анализа таможенного администрирования в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе показаны особенности развития современных интеграционных объединений. Определены возможности использования механизмов интеграции для совершенствования таможенно-тарифного регулирования, упрощения процедур таможенного контроля в отношении отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности, а также совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях.

Ключевые слова: Европейский союз; Евразийский экономический союз; интеграционные процессы; интеграционные объединения; Германия; таможенные органы; таможенное администрирование; таможенно-тарифное регулирование.

В настоящее время происходят коренные изменения системы международных отношений. Все более масштабным становится процесс глобализации. В науке распространена точка зрения, согласно которой ни одно действие (экономическое, социальное, юридическое, политическое, военное и т. д.) нельзя рассматривать отдельно. Глобализация, особенно во внешнеэкономической сфере, обусловлена интернационализацией хозяйственной жизни. Она приобретает новые черты в связи с международной экономической интеграцией, затрагивающей не только экономику.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь во всех направлениях, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимное приспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, управленческих структур. Основная цель интеграционного процесса - наращивание объемов и расширение набора предлагаемых товаров и услуг на основе и в результате обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.

Мировой опыт показывает, что эффективность региональных групп интеграционного типа выражается в более высоких (примерно в 1,5 раза) темпах роста ВВП по сравнению с большинством других государств, не входящих в интеграционные объединения и союзы, а также по сравнению с темпами роста мирового

ВВП [1]. Региональные интеграционные объединения более интенсивно используют фактор влияния роста взаимного товарообмена на увеличение производства ВВП и эффективность его использования.

С начала 80-х гг. минувшего столетия научные учреждения Европейского союза (ЕС) провели серию исследований проблем коллективного управления интеграционными процессами, увязывая их с механизмом коллективных действий. В результате было показано (пока в ЕС это подтверждается и на практике), что система принятия децентрализованных решений, как это бывает в случае проведения преимущественно национальных политик, не дает оптимальных результатов. Выбор же коллективного решения будет зависеть от того, каким образом это решение принимается. Для создания оптимального режима принятия решений в экономической и валютно-финансовой сферах требуется разработка общих правил, норм, регламентов, связанных с созданием наднациональных институтов [2].

Согласно одной из гипотез развития интеграционных процессов наиболее мощная в группировке страна, если она еще и сравнима по силе с совокупностью остальных партнеров, должна взять на себя и пропорционально большую часть бремени по издержкам, особенно в период становления и развития интеграционного блока.

В связи с этим была разработана и соответствующая теоретическая концепция своеобразной «гегемонистской стабильности», в которой в качестве «гегемона» выступает наиболее мощная страна. При этом отмечается, что такой страной может быть и не самая большая по размерам территории страна группировки.

В современной практике международной экономической интеграции выделяются шесть ступеней (или последовательных этапов) развития интеграционных процессов [3]:

- зона свободной торговли;

- таможенный союз;

- единый, или общий, рынок;

- экономический союз, а в высшей стадии своего интеграционного развития -экономический и валютный союз;

- полная политическая и экономическая интеграция.

В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран -Европейский союз - реально прошла первые четыре из указанных этапов. Другие интеграционные группировки, включая формирующийся сегодня Евразийский экономический союз (ЕАЭС), пока прошли первый, второй и отчасти третий уровни [4].

Представляется актуальным проведение анализа опыта интеграции и таможенного администрирования в ЕС с целью совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и таможенного администрирования в ЕАЭС.

В ЕС наиболее существенным элементом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенно-тарифное регулирование, которое представляет собой единую систему и базируется на общих принципах. Рассмотрим в качестве примера экспортный тариф Германии, своеобразного ядра европейской интеграции.

экспортный тариф, как и импортный, должен быть оптимальным (т. е. максимизирующим благосостояние государства и его населения), тем более если

страна-экспортер обладает монопольной властью на продажу данного товара на мировом рынке. Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но в последние десятилетия их роль существенно изменилась. Так, в ходе многосторонних переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов про-мышленно развитых стран снизился с 40-50% в период 40-х гг. XX в. до 4-5% в настоящее время [5]. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны применяют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Экспортный тариф в Германии отсутствует, т. е. в отношении экспортируемых товаров ставки вывозных таможенных пошлин не установлены.

Импортный таможенный тариф в странах ЕС является единым и основным инструментом таможенно-тарифного регулирования. В соответствии с обязательствами перед ВТО средняя ставка импортного таможенного тарифа в странах ЕС постоянно снижается. В связи с этим на первый план выходит применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам в целях защиты экономических интересов производителей ЕС. Такие меры вводятся по результатам исследования, предшествующего применению антидемпинговых мер, проводимого Комиссией ЕС.

Анализ показывает, что в ЕАЭС принципы проведения исследований, предшествующих применению антидемпинговых мер, и установления антидемпинговых пошлин аналогичны механизмам, применяемым в странах ЕС. Статьей 25 Договора о ЕАЭС (с изменениями от 08.05.2015, редакция, действующая с 01.10.2015) определены принципы функционирования Таможенного союза, согласно которым в рамках Таможенного союза государств-членов:

1) функционирует внутренний рынок товаров;

2) применяются Единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

3) действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;

4) осуществляется единое таможенное регулирование;

5) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных в Договоре о ЕАЭС [6].

Особенностью администрирования антидемпинговых пошлин в странах ЕС, в частности в Германии, является то, что в случаях возврата излишне взысканных сумм данных пошлин проценты (пени) за пользование денежными средствами из бюджета государства в пользу налогоплательщика не выплачиваются.

Помимо взимания антидемпинговых пошлин на таможенные органы возложены полномочия по администрированию таможенных сборов, ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза, взимаемых при импорте товаров, транспортного налога, страховых взносов, в том числе миграционных и медицинских платежей.

Декларирование товаров, перемещаемых в рамках торгового оборота, в Германии осуществляется посредством подачи декларации на товары в электронном виде.

При совершении таможенных операций таможенными органами используется автоматизированная информационная система ATLAS. При этом современные информационные технологии таможенного контроля, такие как автоматическая регистрация, автоматический выпуск и удаленный выпуск товаров, в Германии не применяются.

Совершение таможенных операций при вывозе товаров с таможенной территории ЕС, декларирование товаров осуществляются по месту нахождения товаров. Импортные товары могут быть задекларированы резидентом любой страны ЕС как в стране ввоза товара, так и в стране назначения. При декларировании товаров в стране ввоза возможно несколько вариантов исполнения обязанности по уплате таможенных платежей [7]:

- если товар предназначен для страны ввоза и после декларирования остается в ней, то ввозная таможенная пошлина и НДС уплачиваются в полном объеме при декларировании;

- если товар предназначен для иной страны ЕС, то ввозная таможенная пошлина уплачивается в стране ввоза, а НДС может быть уплачен в стране назначения, при этом транзит товаров осуществляется с применением обеспечительных мер.

Выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществляется при условии поступления денежных средств на счет таможенного органа либо предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом в случаях проведения дополнительного контроля сведений, заявленных в декларации на товары (о таможенной стоимости, классификационном коде, стране происхождения), выпуск под обеспечение не предусмотрен. Товар выпускается только после завершения проверочных мероприятий, но не позднее десяти дней со дня подачи декларации на товары.

Таможенным законодательством ЕС предусмотрена уплата таможенных платежей после выпуска товаров в виде предоставления отсрочки. Отсрочка уплаты таможенных платежей является одним из специальных упрощений и предоставляется при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

В Германии существуют семь таможенных органов, уполномоченных на принятие решений о предоставлении отсрочек. Наиболее распространенным способом обеспечения является банковская гарантия, в единичных случаях предоставляется обеспечение в форме денежного залога. Такие формы обеспечения, как договор поручительства и договор залога, в Германии не применяются.

Максимальный срок предоставления отсрочки составляет 1,5 месяца. Таможенные платежи должны быть уплачены до 16-го числа месяца, следующего за месяцем поставок товаров. При этом проценты за предоставление отсрочки не начисляются.

Для получения права на отсрочку участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо подать в электронном виде заявление с приложением разрешения (поручения) на безакцептное списание денежных средств с его расчетного счета в случае несвоевременной уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки принимается при условии, что участник ВэД воспользуется ею не менее 24 раз в год.

Размер обеспечения при предоставлении отсрочки определяется участником ВЭД самостоятельно, исходя из объемов и номенклатуры ввозимых товаров и размера причитающихся к уплате таможенных платежей. Законодательством ЕС при декларировании товаров не предусмотрены случаи снижения размера суммы обеспечения по отношению к размеру суммы причитающихся к уплате таможенных платежей, т. е. обеспечивается 100% уплата таможенных платежей.

Учет использования обеспечения ведется в режиме онлайн «револьверным» способом в электронном виде. При этом контроль достаточности обеспечения осуществляют как таможенный орган, так и Федеральная касса, которая администрирует единый счет таможенных органов (аналог Казначейства России).

В случае если размер причитающихся к уплате таможенных платежей в отношении ввезенных в течение отчетного периода товаров превышает размер внесенного декларантом обеспечения, предоставление отсрочки приостанавливается, выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных платежей либо внесения дополнительного обеспечения.

При нарушении срока уплаты таможенных платежей таможенные органы проводят их взыскание за счет предоставленного обеспечения. При этом за каждый день просрочки начисляются пени по ставке 1% от суммы недоимки в месяц. Взыскание осуществляется как с декларанта, так и с банка-гаранта в безакцептном порядке.

Проведенный анализ показал, что действующая в Германии система предоставления отсрочек с использованием гарантийных обязательств позволяет обеспечить поступление таможенных платежей в доход бюджета в полном объеме, сокращая издержки участника ВЭД без снижения уровня контроля достоверности заявляемых сведений.

Для государств - членов Таможенного союза и ЕАЭС вопрос о возможности изменения сроков уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС также имеет важное значение. Государства - члены ЕАЭС поддержали инициативу Республики Казахстан о закреплении в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС положений о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозной таможенной пошлины сроком на один месяц участникам ВЭД на любые товары при условии уплаты процентов и предоставления обеспечения обязанностей по уплате таможенных платежей сроком на шесть месяцев (в определенных проектом кодекса случаях - без уплаты процентов).

В целях модернизации системы уплаты таможенных платежей и определения оснований, условий и порядка предоставления отсрочек в ЕАЭС можно рекомендовать аналогичный с ЕС механизм изменения сроков уплаты таможенных платежей без создания рисков для федерального бюджета.

Следует также отметить, что для участников ВЭД любого интеграционного объединения важным элементом в таможенном администрировании является упрощение таможенных операций при помещении товаров под таможенные процедуры. В качестве специальных упрощений в отношении отдельных категорий участников ВЭД (уполномоченных экономических операторов - УЭО) в странах ЕС осуществляется выпуск товаров до подачи таможенной декларации (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

В ЕС статус УЭО присваивается организациям, главным образом производителям товаров, после проведения таможенным органом полного финансового

аудита. Товары, ввозимые УЭО, размещаются на складах закрытого типа, принадлежащих указанным лицам, при условии помещения их под таможенную процедуру таможенного склада.

Одними из основных условий помещения ввозимых товаров под указанную таможенную процедуру являются применение программного обеспечения ATLAS и наличие электронного документооборота между таможенным складом УэО и таможней, что позволяет таможенным органам осуществлять контроль движения товаров на складе в режиме, приближенном к реальному времени.

Владелец склада обладает возможностью свободно распоряжаться товаром, помещенным под таможенную процедуру, но обязан подать итоговую декларацию на товары, вывезенные со склада, и уплатить причитающиеся таможенные платежи не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем распоряжения товаром.

Выдача разрешений на применение процедуры таможенного склада осуществляется при предоставлении соответствующего обеспечения. Контроль соответствия размера обеспечения сумме подлежащих уплате таможенных платежей осуществляется каждые 45 дней.

Размер предоставленного обеспечения не должен быть меньше суммы подлежащих уплате таможенных платежей. В случае если размер причитающихся к уплате таможенных платежей в отношении товаров, выданных со склада, превышает размер внесенного обеспечения, таможенный орган имеет право принять решение о сокращении срока подачи декларации на товары либо потребовать внесения дополнительного обеспечения.

Применение в ЕС специальных упрощений в отношении отдельных категорий участников ВэД (УэО) за счет введения таможенной процедуры таможенного склада и соответствующего обеспечения вывоза со склада товаров в сравнении с применяемым в таможенных органах Российской Федерации (РФ) порядком выпуска товаров до подачи декларации обеспечивает упрощение таможенного контроля за выпущенными товарами, минимизирует риски экономических потерь за счет достаточности размера обеспечения и затраты участников ВЭД за счет «револьверного» способа учета обеспечения, исключает случаи неуплаты таможенных платежей в отношении выпущенных товаров.

Анализ таможенного администрирования в отношении товаров, перемещаемых в рамках трансграничной интернет-торговли, показывает, что в Германии принципы совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях (МПО), в основном соответствуют порядку, установленному в РФ «Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» [8].

В ЕС в качестве таможенных деклараций принимаются почтовые декларации CN22/CN23, прикрепленные к упаковке МПО. Контроль почтовых отправлений осуществляется вручную. Информационный обмен сведениями о товарах в электронном виде между таможенными органами и почтой Германии отсутствует.

Ответственность по уплате таможенных платежей в отношении МПО возлагается на почтового оператора (почта Германии). МПО выдается почтой получателю после оплаты таможенных платежей. Если в отношении пересылаемых товаров возникает необходимость уточнения наименования товара, таможенной стоимости или представления разрешительных документов, то МПО

с уведомлением направляется на специализированный таможенный пост по месту жительства получателя.

Декларирование МПО на специализированном таможенном посту осуществляется посредством подачи упрощенной таможенной декларации. Данный вид декларирования применяется при условии, что стоимость товаров не превышает 1 000 евро независимо от статуса лица (юридическое либо физическое), в адрес которого перемещается товар. Если стоимость товаров превышает 1 000 евро, то товары, ввозимые в адрес юридического лица, подлежат декларированию посредством подачи декларации на товары.

Действующие в ЕС нормы, в пределах которых товары, приобретенные в иностранных интернет-магазинах и пересылаемые в МПО либо доставляемые перевозчиком, могут ввозиться без уплаты таможенных платежей, значительно ниже действующих в ЕАЭС и составляют 22 евро. В случае если стоимость товара не превышает 150 евро, при декларировании взимается только НДС; если стоимость товара свыше 150 евро, то взимаются НДС и таможенная пошлина.

Данная норма применяется независимо от того, в чей адрес следуют товары (физического или юридического лица) и каким способом они перемещаются (МПО или экспресс-грузы). Законодательством ЕС в отношении товаров, перемещаемых в рамках трансграничной интернет-торговли, не предусмотрена их дифференциация по назначению (для личного пользования либо иных целей). Такие товары рассматриваются как коммерческие (возмездные) поставки.

Для МПО, перемещаемых без сделки купли-продажи (для подарков), установлена не облагаемая таможенными платежами стоимостная норма в размере 45 евро. Предназначение товаров определяется должностным лицом таможенного органа субъективно на основании общих положений законодательства ЕС.

Для удобства уплаты таможенных платежей в таможнях размещены отделения Государственной кассы (Bundeskasse), принимающие как наличные денежные средства, так и банковские карты и безналичные переводы. При приеме наличных денежных средств и банковских карт перечисление таможенных платежей обеспечивает оператор таможенных платежей. Электронное предоставление сведений в отношении товаров, пересылаемых в МПО, не требуется. Работа ведется с документами на бумажных носителях.

Таким образом, анализ таможенного администрирования в интеграционных объединениях на современном этапе развития мирохозяйственных связей показывает, что интеграционный механизм того или иного объединения не всегда можно просто «скопировать» и получить экономический эффект. Необходимо учитывать различия экономических систем, уровни развития национальных экономик, территорию, численность населения, сопоставимость экономик и их потенциальную способность и готовность к объединению и взаимному приспособлению для достижения экономически выгодного для всех участников результата.

Именно поэтому главная цель всех государств евразийского пространства -формирование и всемерное развитие внутренних цивилизованных рынков для экспорта отечественных товаров и услуг, усиление взаимодействия между странами, создание благоприятных условий развития взаимной торговли. При этом основными задачами являются формирование и дальнейшее развитие реального таможенного союза с переходом в его высшую стадию - экономический и валютный союз.

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2017

Использованные источники

1. Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности / под общ. ред. Т. Д. Валовой. М., 2017. 168 с.

2. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.

3. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Проспект, 2011. 416 с.

4. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук В. А. Шамахова и канд. юрид. наук Ю. А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012. 952 с.

5. Липатова Н. Г. Применение математических методов при решении задач повышения эффективности таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 116-122.

6. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs. cntd.ru/document/420205962.

7. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

8. Приложение к приказу ГТК России от 03.12.2003 № 1381 «Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» (с изм. и доп. от 01.10.2009, 07.09.2010) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12133960/#ixzz4fwEgZjSV.

О. Г. Боброва

ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье представлены результаты сравнительно-правового анализа положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с международными стандартами оказания взаимной административной помощи, а также с нормами действующего Таможенного кодекса Таможенного союза. Особенности правового регулирования сотрудничества таможенных органов Евразийского экономического союза выявлены на основе сравнения с действующим международным законодательством о взаимной административной помощи.

Ключевые слова: таможенное сотрудничество; взаимная административная помощь; информационный обмен; запрос; Евразийский экономический союз; таможенный контроль; международные стандарты.

В современных условиях процесс объединения на евразийском пространстве связан с переходом на более высокий уровень взаимодействия таможенных и иных государственных органов для достижения одной из заявленных целей интеграции - беспрепятственного перемещения между государствами товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.