Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИННОВАЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CUSTOMS TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / PRELIMINARY INFORMING / АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИЙ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ / AUTOMATIC REGISTRATION OF DECLARATIONS AND AUTOMATIC CLEARANCE OF GOODS / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / УПРОЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР / SIMPLIFICATION OF CUSTOMS PROCEDURES / ELECTRONIC DOCUMENTS TURNOVER / ELECTRONIC CUSTOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович

Статья посвящена анализу новаций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, вводимых в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено инновационным информационным и таможенным технологиям, расширению практики использования документов в электронном виде и инструментов электронной (цифровой) таможни, а также развитию экономических и правовых инструментов таможенного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN CUSTOMS REGULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The author analyzes innovations in customs regulation of the Russian Federation foreign economic activity introduced in accordance with the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Major attention is paid to innovation information and customs technologies, increasing the use of documents in electronic form and instruments of electronic (digital) customs as well as developing economic and legal instruments of customs regulation.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

актуальные проблемы таможенной деятельности

current problems of customs business

В. Б. Мантусов

инновации таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности российской федерации

Статья посвящена анализу новаций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, вводимых в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено инновационным информационным и таможенным технологиям, расширению практики использования документов в электронном виде и инструментов электронной (цифровой) таможни, а также развитию экономических и правовых инструментов таможенного регулирования.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; таможенное регулирование; таможенные операции; информационные технологии; таможенные технологии; электронный документооборот; предварительное информирование; автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров; электронная таможня; упрощение таможенных процедур.

The author analyzes innovations in customs regulation of the Russian Federation foreign economic activity introduced in accordance with the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Major attention is paid to innovation information and customs technologies, increasing the use of documents in electronic form and instruments of electronic (digital) customs as well as developing economic and legal instruments of customs regulation.

Keywords: foreign economic activity; customs regulation; customs operations; information technologies; customs technologies; electronic documents turnover; preliminary informing; automatic registration of declarations and automatic clearance of goods; electronic customs; simplification of customs procedures.

После вступления в силу с 01.01.2018 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) ключевой задачей в области внешнеэкономической политики является актуализация законодательства Российской Федерации (РФ) о таможенном регулировании. В результате анализа новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» выявлено, что он базируется на статьях ТК ЕАЭС и в некоторых статьях конкретизирует их положения [1].

V. B. Mantusov

innovations in customs regulation of the Russian federation foreign economic activity

В ТК ЕАЭС переработаны положения, определяющие деятельность таможенных органов и лиц в сфере таможенного дела, порядок взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, проведения таможенного контроля, совершения таможенных операций, а также положения, регулирующие таможенные процедуры, особенности перемещения отдельных категорий товаров (товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (МПО); товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; транспортных средств международной перевозки, припасов), в том числе особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач [2].

Большое внимание в ТК ЕАЭС уделяется нормативной регламентации применения инновационных информационных технологий и расширения практики использования документов в электронном виде как основы для создания электронной (цифровой) таможни. Современные мировые стандарты по вопросам электронной (цифровой) таможни создают предпосылки для дальнейшего развития таможенного регулирования в государствах - членах Всемирной таможенной организации (ВТамО) [3].

2016 год был объявлен ВТамО годом цифровой таможни (Digital Customs). Согласно видению ВТамО понятие «электронная таможня» включает в себя следующие элементы: электронную обработку, упрощение и дематериализацию документов для таможенных целей; автоматизацию работы таможни по принципу «24/7»; электронную уплату пошлин и налогов; электронный калькулятор пошлин; мобильные услуги; электронный возврат товаров и уплаченных за них таможенных платежей; досмотр и другие служебные проверки на территории торгового оператора; подачу предварительной дополнительной информации до погрузки товара; электронные версии таможенных деклараций форм CN22 и CN23 на товары, перемещаемые в МПО; систему таможенного декларирования; установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки [4]. Эти технологии обеспечивают пользователям платформу для проведения анализа по множеству критериев и гармонизированную модель данных, способствующую сокращению издержек на поддержание информационных таможенных систем. Применение технологий больших данных (Big Data) включает, помимо ввода данных, любых операций с ними, совершаемых таможенными органами, еще использование и передачу данных от других (кроме таможни) государственных органов (например, сведения о регистрации юридических лиц, транспортных средств) для целей подтверждения заявленных на таможне сведений.

Понятие «цифровая таможня» подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий, баз данных, облачных технологий, объединение информации, полученной посредством технологий электронной таможни, а также глобальной сети «Интернет», СМИ и сотовых сетей. Инструменты, применяемые в цифровой таможне, позволяют не просто осуществлять информационный обмен, а налаживать эффективное взаимодействие таможенных служб и бизнеса на основе использования технологий интеллектуального анализа, обработки и накопления больших данных.

В Европейском союзе (ЕС) проект электронной таможни успешно зарекомендовал себя в качестве совокупности комплексных мер, которые включают

совершенствование организационных процессов в таможенных органах и внедрение новых взаимосвязанных таможенных информационных систем. Новые таможенные информационные системы обеспечивают электронный обмен данными между предпринимателями и таможенными органами стран ЕС, а также остальными государственными учреждениями, задействованными в процессе контроля по передвижению товаров через границы [5].

Таможенными органами государств - членов ЕАЭС в настоящее время осуществляется переход от широкого использования отдельных инструментов электронной таможни (электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск и др.) к внедрению комплексных информационно-технологических решений в области таможенного дела, связанных с механизмами «единого окна» и прослеживаемости движения товаров по таможенной территории с момента пересечения ими таможенной границы до момента доставки конечному потребителю [6].

В ТК ЕАЭС также включены нормы, устанавливающие отсутствие необходимости повторного представления ранее представленных документов и сведений (реализация принципа «единого окна»). Документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.

В Евразийской экономической комиссии в рамках Рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации «Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» функционирует тематический блок «Электронная таможня». На заседании тематического блока «Электронная таможня», которое состоялось 27.03.2017, был рассмотрен вопрос «О концептуальных подходах и причинах перехода к цифровой таможне». По итогам обсуждения указанного вопроса было принято решение продолжить работу по изучению квалифицирующих характеристик «безбумажная таможня», «электронная таможня», «цифровая таможня». В план работы тематического блока «Электронная таможня» включено мероприятие по подготовке проекта стратегии (концепции) развития электронной/цифровой таможни [7].

Внедрение лучших мировых практик и инструментов электронной таможни в России определено в качестве одного из приоритетных направлений «Комплексной программы развития таможенной службы до 2020 года» [8]. Таможенное администрирование поэтапно перемещается в цифровую среду: электронное декларирование, удаленный выпуск товаров, автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров; развивается электронный транзит; создается единый механизм администрирования таможенных, налоговых и иных платежей и многое другое. Внедрение подобных технологий не только сокращает время таможенных операций и издержки бизнеса, связанные с перемещением через границу товаров, но и сводит к нулю коррупционную составляющую в таможенных органах и минимизирует человеческий фактор в процессе принятия решений [9].

На сегодняшний день таможенными органами, в которых максимально сосредоточено применение передовых информационных таможенных технологий,

являются центры электронного декларирования (ЦЭД) [10]. ЦЭД - таможенный пост, который непосредственно не осуществляет фактический контроль, выпускает товары в электронном виде, имеет автоматические связи, обеспечивающие применение технологии удаленного выпуска. В ближайшей перспективе именно ЦЭДы станут основными таможенными органами, в которых будет сконцентрировано декларирование товаров. Увеличение количества ЦЭДов, постепенный перенос декларирования с таможенных постов на границе в ЦЭДы и совершенствование системы удаленного выпуска являются, на наш взгляд, перспективными направлениями развития электронной таможни в РФ.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит нормы, реализующие возможность автоматической регистрации декларации на товары (ДТ) и автоматического принятия решения о выпуске товаров информационной системой без участия должностного лица таможенного органа, т. е. технологии автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров. Также оптимизировано предварительное информирование, позволяющее на основе предварительной информации принимать решения, имеющие юридическое значение, в частности: унифицированы структура и порядок предоставления предварительной информации; установлена возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа, который может использоваться в качестве транзитной декларации, декларации на транспортное средство, а также при прибытии товаров и их помещении на временное хранение.

Одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) является внедрение в процесс таможенного контроля перспективных таможенных технологий автоматической регистрации ДТ и автоматического выпуска товаров, направленных на сокращение сроков выпуска товаров. Уже сегодня 36% ДТ регистрируется автоматически, а в отношении экспортируемых товаров практически каждая вторая ДТ проходит автоматическую регистрацию. Среднее время авторегистрации ДТ - от 20 секунд до минуты, в отличие от двух часов, предусмотренных таможенным законодательством. Наибольший эффект от применения автоматических алгоритмов достигается при автоматическом выпуске товаров, время автовыпуска составляет от 2 до 5 мин. Технология автоматического выпуска товаров сегодня распространена на категорию участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), деятельность которых отнесена к низкой области риска; автоматически выпускаются как вывозимые, так и ввозимые товары [10].

В ТК ЕАЭС включены нормы по изменению сроков совершения ряда таможенных операций, в частности, срок выпуска товаров сокращен до 4 ч с момента регистрации таможенной декларации. Предусматривается ряд упрощений для товаров, перемещаемых в МПО, и товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Например, допускается использование в качестве пассажирской декларации иных документов, что позволяет возложить на экспресс-перевозчиков обязанность по декларированию товаров, приобретаемых физическими лицами в интернет-магазинах.

В современных условиях инновационного развития таможенной службы РФ роль перспективных таможенных технологий велика. Результатом реализации этих мероприятий должна стать существенная поддержка бизнеса за счет переноса бизнес-процессов в электронный формат, гарантии равной и справедливой

конкуренции, минимизации издержек бизнеса при одновременном снижении фискальных рисков для бюджета страны.

Однако информационные системы и информационные технологии, применяемые таможенными органами, и действующие нормы законодательства, предусматривающие бумажный документооборот при взаимодействии таможенных органов и декларантов, стали входить в противоречие с практикой работы таможенных органов.

Таможенный кодекс ЕАЭС создает юридическую основу для расширения международного взаимодействия таможенных органов, реализуемого в настоящее время в рамках проектов «Зеленый коридор» и «Упрощенный таможенный коридор», направленных на оптимизацию порядка совершения таможенных операций. Такое взаимодействие предусматривается не только с таможенными службами иных государств, но и с иными иностранными государственными органами и международными организациями [2].

Российская экономика постепенно выходит из кризиса: при стабильном уровне товарооборота на протяжении последних двух лет отмечается рост количества участников ВЭД и рост количества ДТ. Этому способствует курс ФТС России, направленный на сокращение времени проведения таможенных процедур, на уменьшение издержек законопослушного бизнеса, в том числе за счет разработки и применения современных таможенных технологий, а также за счет значительных изменений, которые внесены в институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Специальные упрощения для УЭО позволят участникам ВЭД претендовать на получение различных типов сертификатов УЭО в зависимости от заинтересованности в получении тех или иных упрощений и удовлетворении соответствующим условиям ВЭД.

В соответствии с положениями ТК ЕАЭС новое законодательство о таможенном регулировании в РФ предусматривает возможность использования авансовых платежей для уплаты всех видов платежей (таможенных сборов, налогов, вывозных пошлин, ввозных таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин). Это позволит существенно упростить администрирование денежных средств плательщиков, сократить количество электронных документов, используемых при ведении учета денежных средств, реализовать технологию автоматического зачета сумм, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в качестве авансовых платежей. При этом появляется возможность централизованного учета таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами [11].

Важными новациями в таможенном законодательстве ЕАЭС можно считать уточненные нормы, определяющие случаи, когда денежные средства подлежат возврату. Помимо признания факта излишней уплаты или излишнего взыскания, к таким случаям можно отнести случаи ошибочной уплаты, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возврата уплаченных сумм при реэкспорте или реимпорте товаров.

Для национального законодательства немаловажным является то, что в ТК ЕАЭС предложены новые подходы к применению обеспечения по уплате таможенных пошлин, налогов. Например, на национальном уровне может быть расширено применение способов обеспечения в электронном виде между таможенным органом и участниками ВЭД при полном исключении в некоторых случаях

бумажного документооборота. Кроме этого допускается возможность снижения размера обеспечения, а в отношении отдельных лиц - возможность освобождения от предоставления такого обеспечения.

Новый ТК ЕАЭС нормативно закрепил переход на электронный документооборот между таможенными органами и участниками ВЭД при оформлении сертификатов обеспечения, подтверждающих предоставление обеспечения при таможенном транзите товаров. При этом приоритетным будет оформление сертификатов обеспечения в виде электронного документа.

Кроме указанных новаций, особого внимания в таможенном регулировании ВЭД России заслуживает совокупность норм, которые в полной мере обеспечивают возможность осуществления контроля таможенной стоимости товаров. Также расширен перечень таможенных процедур, для которых таможенная стоимость товаров не определяется, изменены основания корректировки таможенной стоимости товаров.

Как уже было отмечено, одним из перспективных направлений развития электронной таможни в РФ является совершенствование технологий автоматической регистрации ДТ и автоматического выпуска товаров, а также увеличение доли данных форм регистрации и выпуска. Для этого необходимо совершенствовать систему управления рисками (СУР) в части категоризации участников ВЭД для обеспечения безопасности и ликвидации каких-либо рисков при применении автоматического выпуска. В ТК ЕАЭС определен новый, более широкий подход к СУР: введены новые термины и их определения; расширены цели и области применения СУР; введен институт категорирования участников ВЭД; предусмотрена возможность применения таможенными органами СУР при проведении иных видов государственного контроля; включены дополнительные отсылочные нормы к национальным законодательствам, позволяющие издавать нормативные правовые акты по вопросам СУР.

В ТК ЕАЭС содержится ряд новаций в части организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров и таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе направленных на предупреждение уклонения участников ВЭД от проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Вопросы привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушения таможенных правил в соответствии с ТК ЕАЭС отнесены на уровень национального законодательства. Это повлечет за собой необходимость пересмотра национальных норм, которые предусматривают ответственность за такие нарушения.

Масштабные изменения таможенного законодательства требуют перестройки уже налаженной работы таможенных органов, участников ВЭД и иных лиц, вовлеченных в таможенную деятельность. Меняя правила или закон, регулирующие отношения между субъектами таможенной деятельности, необходимо четко понимать цели, которых следует достичь, выработать действенные способы претворения нововведений в таможенную деятельность и деятельность участников ВЭД при внешнеторговых поставках товаров.

В то же время вызывает озабоченность тот факт, что рассмотренные выше широкомасштабные и кардинальные изменения таможенного законодательства ставят своей целью решение скорее частных задач, имеющих значение только на

настоящий момент времени. Столкнувшись с новыми реалиями, законодателю необходимо будет принимать очередной таможенный кодекс, вводить новые понятия, принципы, подходы, которые актуальны для соответствующего периода времени.

Также следует отметить, что в новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» практически отсутствуют положения, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов для таможенных органов и проведением научных исследований в области таможенного дела в РФ как основных ресурсов обеспечения таможенной деятельности.

Таким образом, оптимальными путями решения проблем, которые связаны с быстро меняющимися общественными отношениями в таможенной сфере, на наш взгляд, являются:

а) модульный подход к формированию таможенного законодательства, особенно если речь идет о международных актах;

б) создание теоретических основ формирования таможенной политики и развития системы таможенного контроля, в том числе систем понятийного и терминологического аппарата данной сферы, которые станут базой при формировании новых правовых предписаний;

в) приоритет совершенствования таможенного законодательства, а не его полное изменение;

г) создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела, системы подготовки специалистов для таможенных органов и проведения научных исследований в области таможенного дела.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Мантусов В. Б., Жуков Д. Б. Совершенствование таможенных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 24-31.

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) от 18.05.1973 и иные правовые инструменты [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Кадыркулов М. А., Мозер С. В., Липатова Н. Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 172 с.

5. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 216 с.

6. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.

7. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www. eurasiancommission.org.

8. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Липатова Н. Г. Таможенный контроль как механизм оказания государственных услуг в сфере таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 85-92.

10. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Информационные таможенные технологии в обеспечении соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле и защиты прав интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 4. С. 78-85.

11. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

И. В. Шарощенко

развитие таможенно-логистических терминалов дальнего востока россии как условие активизации внешнеторговой деятельности региона

В статье представлены результаты анализа состояния и эффективности деятельности таможенно-ло-гистических терминалов Дальневосточного федерального округа за 2013-2016 гг. Выявлен ряд проблем, затрудняющих качественное осуществление функций таможенными органами и снижающих транспортно-логистический и транзитный потенциал Дальнего Востока. Сформулированы предложения по совершенствованию таможенно-логистической инфраструктуры региона.

Ключевые слова: грузооборот; таможенно-логистический терминал; склад временного хранения; таможенный контроль; транспортировка; пропускная способность; участники внешнеэкономической деятельности.

I. V. Sharoshchenko

developing customs and logistic terminals in the Russian far east as a condition to intensify the foreign trade activity in the region

This article brings the analysis results of the state and effectiveness of customs and logistic terminals DVFO for the period of 2013-2016. The author reveals a number of problems affecting qualitative fulfillment of functions by the Customs authorities and reducing transport-logistic and transit potential of the Far East. Propositions to improve customs-logistic infrastructure are formulated.

Keywords: cargo handling; customs and logistic terminal; warehouse of temporary storage; customs control; transportation; carrying capacity; participants of foreign economic activity.

Актуальность темы данной статьи обусловлена повышением роли таможенных органов в глобальных логистических цепях системы внешней торговли, в рамках которой предоставляется широкий спектр государственных услуг участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также необходимостью соблюдения современных требований, предъявляемых к таможенно-логистической инфраструктуре, в том числе требований по сокращению временных и финансовых затрат участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры способствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.