Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1289
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / CUSTOMS CODE / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / PRELIMINARY INFORMING / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ELECTRONIC DECLARATION / ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ / INSTITUTE OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / CUSTOMS PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мантусов Владимир Бадьминович, Жуков Дмитрий Борисович

В статье проведен анализ особенностей таможенных операций при внешнеторговой деятельности в связи с введением в действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Определены актуальные задачи таможенных органов Российской Федерации, связанные с реализацией таможенных операций в новых условиях, а также направления их решения с учетом удовлетворения интересов участников правоотношений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CUSTOMS OPERATIONS WHEN CARRYING OUT FOREIGN TRADE ACTIVITY IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Special features of customs operations in foreign trade activity connected with the introduction of the Customs Code of the Eurasian Economic Union (EAEU) are analyzed in the article. The authors have defined the urgent tasks of the customs authorities of the Russian Federation connected with the realization of customs operations in modern conditions and ways of their solution considering the interests of legal relations participants when moving goods across the customs border of the EAEU.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Б. Мантусов, Д. Б. Жуков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

В статье проведен анализ особенностей таможенных операций при внешнеторговой деятельности в связи с введением в действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Определены актуальные задачи таможенных органов Российской Федерации, связанные с реализацией таможенных операций в новых условиях, а также направления их решения с учетом удовлетворения интересов участников правоотношений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Евразийский экономический союз; Таможенный кодекс; внешнеторговая деятельность; таможенные органы; таможенные операции; предварительное информирование; электронное декларирование; институт уполномоченных экономических операторов; таможенные процедуры.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) является международной региональной организацией на постсоветском пространстве, объединяющей потенциал государств - членов ЕАЭС и учрежденной в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе [1]. Основная цель создания ЕАЭС - обеспечение условий для всесторонней модернизации национальных экономик государств - членов ЕАЭС на основе межгосударственной кооперации. Это должно привести к повышению конкурентоспособности национальных экономик и их динамичному развитию в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Согласно Договору в ЕАЭС обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводится согласованная единая экономическая политика [2].

Создание ЕАЭС является переходом к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции. В связи с этим согласованная позиция сторон Союза по вопросу о новом Таможенном кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС) представляется весьма актуальной в контексте нововведений, призванных обеспечить транспарентность и простоту таможенных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в частности экспортно-импортных операций во внешней торговле.

В ТК ЕАЭС нашли отражение актуальные тенденции развития современного таможенного законодательства, направленные на совершенствование таможенных операций, что позволит удовлетворить интересы участников

правоотношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза [3; 4].

Совершенствование таможенных операций предполагает:

- развитие института предварительного информирования;

- совершение таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов;

- приоритет электронного декларирования;

- сокращение сроков совершения таможенных операций;

- развитие института уполномоченных экономических операторов;

- совершенствование порядка проведения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру.

Развитие института предварительного информирования. Наличие предварительной информации позволяет провести предварительный анализ поставки, оценить возможные риски нарушения законодательства и спланировать перечень контрольных мероприятий. Здесь важным является то, что изменения в ТК ЕАЭС коснулись института предварительного информирования о товарах, планируемых к ввозу на таможенную территорию Союза. В отличие от действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [5] в ТК ЕАЭС предусмотрено обязательное представление предварительной информации на всех видах транспорта [6]. Кроме того, обеспечена возможность представления предварительной информации в виде электронного документа и закреплена возможность передачи предварительной информации иным государственным контролирующим органам.

В отличие от действующего таможенного законодательства новый ТК ЕАЭС устанавливает срок, в течение которого перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС. В части, касающейся совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, необходимо отметить, что указанный срок устанавливается в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров:

- для товаров, перевозимых автомобильным видом транспорта, - в течение одного часа с момента доставки товара в место прибытия;

- в отношении иных видов транспорта - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) работы морского порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, устанавливаемого законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Совершение таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов. ТК ЕАЭС нормативно закрепил возможность совершения таможенных операций информационной системой таможенного органа без непосредственного участия должностных лиц таможенного органа, т. е. использование технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров. В таможенных органах Российской Федерации (РФ) данные механизмы уже реализованы в экспериментальном режиме. С 01.04.2017 автоматическая регистрация деклараций и автоматический выпуск товаров применяются на всех таможенных постах, правомочных регистрировать декларации.

Следует отметить, что определение порядка совершения таможенных операций информационной системой таможенных органов отнесено на уровень

Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), где в настоящее время проходит обсуждение проектов соответствующих решений.

Приоритет электронного декларирования. В ТК ЕАЭС электронное декларирование товаров предусматривается в качестве приоритетного. Традиционная форма декларирования на бумажных носителях применяется только в определенных таможенным законодательством случаях, а именно:

- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении товаров для личного пользования, в отношении транспортных средств международной перевозки;

- при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами.

При этом существенно переработан порядок представления документов при декларировании товаров. Установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при ее подаче. В то же время указанные документы могут быть запрошены у декларанта в рамках системы управления рисками.

Новый ТК ЕАЭС также предусматривает ряд упрощений для физических лиц. Например, в качестве пассажирской таможенной декларации могут использоваться иные документы. Это позволит упростить декларирование товаров для личного пользования и сократить время совершения таможенных операций.

Расширен перечень случаев, когда будет возможно передать временно ввезенное транспортное средство иному лицу без таможенного декларирования как с разрешения таможенного органа, так и без него. ТК ЕАЭС также определены особенности взимания таможенных платежей в случаях выявления нарушений установленного срока в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования (ТСЛП).

В настоящее время при выявлении нарушения срока временного ввоза ТСЛП таможенные платежи подлежат уплате таможенному органу, который оформил такой временный ввоз, вне зависимости от того, на территории какого государства - члена ЕАЭС выявлено нарушение. Такие таможенные платежи будут уплачиваться в государстве - члене ЕАЭС, на территории которого выявлены соответствующие нарушения.

При передаче ТСЛП без разрешения таможенного органа для лица, временно ввозившего данное транспортное средство, и лица, фактически им управляющего, новым кодексом предусмотрена солидарная ответственность.

Сокращение сроков совершения таможенных операций. Приоритет электронной формы декларирования и автоматизация совершения таможенных операций позволяют значительно сократить время совершения таможенных операций.

Сравнительные характеристики сроков регистрации и выпуска таможенной декларации представлены в табл. 1.

В ТК ЕАЭС также подробно регламентированы случаи, допускающие внесение изменений в таможенную декларацию до выпуска товаров, определены нормы поэтапного продления сроков выпуска товаров. Так, при запросе таможенным органом документов для проверки сведений, заявленных в декларации на товары, и (или) принятом решении о проведении таможенного контроля в иных формах срок выпуска товаров не должен превышать один день. ТК ЕАЭС предусмотрено

продление срока выпуска товаров сверх предельных сроков выпуска товаров (10 дней) только в случае назначения таможенной экспертизы.

Таблица 1

Сроки регистрации декларации на товары (ДТ) и выпуска товаров

Таможенный кодекс Таможенного союза [5] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [6]

Сроки регистрации ДТ Два часа с момента подачи ДТ (ст. 190 ТК ТС) Один час с момента подачи ДТ (ст. 111 ТК ЕАЭС)

Сроки выпуска товаров Один рабочий день (при импорте); четыре часа (при экспорте) (ст. 196 ТК ТС) Четыре часа с момента регистрации (при импорте / экспорте) (ст. 119 ТК ЕАЭС)

Вывод: сокращение времени совершения таможенных операций

Кроме того, в ТК ЕАЭС определены случаи, когда по мотивированному обращению декларанта выпуск товаров может быть аннулирован таможенным органом.

Следует особо подчеркнуть, что ТК ЕАЭС предполагает создание условий для декларирования товаров в электронной форме. Это положение распространяется в том числе и на товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита. Электронное декларирование транзита позволяет максимально упростить процедуру транзита, сохранив при этом требуемый уровень контроля.

ТК ЕАЭС введены и иные упрощения для транзита. Так, например, расширен перечень видов транспорта, на которых не предоставляется финансовое обеспечение при таможенном транзите.

Действующий ТК ТС (п. 2 ст. 217) предусматривает отказ от предоставления финансовых гарантий лишь на железнодорожном транспорте. В то же время ТК ЕАЭС предполагает применение таможенной процедуры таможенного транзита без обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов как на железнодорожном, так и на воздушном и морском виде транспорта.

В ТК ЕАЭС более детально урегулированы вопросы применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по иностранной территории. Станет возможным применение процедуры транзита в отношении иностранных товаров, помещенных под такие таможенные процедуры, как переработка на таможенной территории и временный ввоз (допуск), без завершения указанных таможенных процедур.

Перевозка товаров ЕАЭС по территории иностранных государств, как и прежде, будет осуществляться в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Однако ТК ЕАЭС предполагает исключение для товаров, перемещаемых воздушным и водным транспортом. Например, товары ЕАЭС, перевозимые водным транспортом между территорией Калининградской области и остальной частью территории Союза в пределах Балтийского моря без захода в иностранные порты, не должны будут помещаться под таможенный транзит.

Ряд новаций ТК ЕАЭС касается такой операции, как завершение таможенной процедуры таможенного транзита. Помимо сроков завершения таможенной процедуры таможенного транзита урегулирован порядок завершения транзита

в случае, если товары будут доставляться напрямую на площадку к уполномоченному экономическому оператору. Предусмотрено обязательство перевозчика по размещению товара на складах временного хранения (СВХ) либо декларированию товаров после их доставки в таможенный орган назначения в случае, если указанные таможенные операции не совершаются получателем товаров. Особенности совершения таможенной процедуры таможенного транзита представлены в табл. 2.

Таблица 2

Особенности совершения таможенных операций при транзите товаров

Таможенный кодекс Таможенного союза [5] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [6]

Транзит без обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов Железнодорожный транспорт (ст. 217 ТК ТС) Железнодорожный, авиа- и водный транспорт (ст. 146 ТК ЕАЭС)

Срок завершения транзита 24 часа (ст. 225 ТК ТС) 4 часа (ст. 151 ТК ЕАЭС)

Вывод: сокращение сроков совершения таможенных операций при транзите товаров

Развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО). В ТК ЕАЭС дальнейшее развитие получил институт УЭО. Самым значимым изменением стало разделение статуса УЭО на три категории. Каждой из указанных категорий соответствует тип свидетельства УЭО.

Новым ТК ЕАЭС и проектом Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [7] расширены полномочия таможенных органов по приостановлению деятельности УЭО. В частности, число оснований для приостановления действия свидетельства УЭО увеличено в два раза по сравнению с действующим Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [8]. Основные направления совершенствования института УЭО представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные направления совершенствования института УЭО

Таможенный кодекс Таможенного союза [5] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [6]

Типы свидетельств УЭО 1 тип 3 типа

Основания для приостановления действия свидетельства 6 оснований (в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-Ф3 [8]) 12 оснований

Взаимное признание национальных УЭО всеми государствами ЕАЭС - +

Получение статуса УЭО Импортеры и экспортеры Расширен перечень категорий участников ВЭД

Анализ показал, что глава «Уполномоченный экономический оператор» ТК ЕАЭС содержит нормы прямого действия. Это означает, что положения указанной

главы будут применяться с даты вступления в силу ТК ЕАЭС, вне зависимости от того, вступит ли в силу новый Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» или нет. Например, возможности приостановления деятельности УЭО с момента возникновения задолженности по уплате таможенных платежей либо в случае неисполнения обязанностей УЭО, установленные ТК ЕАЭС, будут реализованы с даты вступления кодекса Союза в силу.

Свидетельства о включении в реестр УЭО, которые были выданы до вступления в силу кодекса Союза, будут действительными в течение двух лет после его введения.

Совершенствование порядка проведения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру. Нормы ТК ЕАЭС значительно расширят возможности использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). Процедура становится более удобной для бизнеса, в первую очередь, при осуществлении деятельности, связанной с производством товаров. При этом на таможенный орган, осуществляющий контроль за применением таможенной процедуры СТЗ, возлагается ряд новых задач. Для их понимания рассмотрим два примера.

Пример 1. Кодексом предусмотрена возможность совершения операций с товарами за пределами ОЭЗ без завершения процедуры. Это касается отдельных производственных операций, технического обслуживания и ремонта, демонстрации товаров на выставках. Но проведение таких операций не должно повлечь нарушения условий таможенной процедуры СТЗ и неуплату таможенных платежей. При выдаче разрешения на их проведение таможенный орган должен будет осуществлять идентификацию товаров, контролировать нормы выхода готовой продукции, т. е. совершать фактически те же таможенные операции, что и в рамках таможенных процедур, связанных с переработкой или временным ввозом товаров.

Пример 2. Этот пример относится к контролю за товарами, в отношении которых применяются специальные, защитные или антидемпинговые меры, а также к таможенным операциям завершения таможенной процедуры СТЗ в отношении готовой продукции, полученной с использованием таких товаров. Согласно ТК ЕАЭС, если в готовой продукции содержатся такие товары, то она может быть выпущена на внутренний рынок только при условии идентификации таких товаров в готовой продукции и уплате соответствующей пошлины. Если идентификации нет, то такую продукцию можно поставлять только на экспорт. В связи с этим в рамках таможенной процедуры СТЗ необходима организация контроля, основанного на мониторинге и аналитике. Особенно это актуально для Калининградского региона, где такие товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, фактически находятся в свободном обороте и возможна их многократная перепродажа.

Отдельно необходимо отметить, что после вступления ТК ЕАЭС и нового Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [7] появляется возможность создания свободных складов, которые являются аналогом особой экономической зоны (ОЭЗ).

Изменения в регулировании таможенной процедуры СТЗ с учетом практики ее применения приведены в табл. 4.

Таблица 4

Изменения в регулировании таможенной процедуры СТЗ

Соглашение об ОЭЗ [9] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [6]

Передача товаров от одного резидента ОЭЗ другому резиденту При завершении действия таможенной процедуры СТЗ Без завершения действия таможенной процедуры СТЗ

Совершение операций по ремонту, техобслуживанию, тестированию, а также демонстрация на выставках за пределами ОЭЗ При условии завершения таможенной процедуры СТЗ Без завершения действия таможенной процедуры СТЗ с разрешения таможенного органа

Совершение операций по переработке товаров Только на территории ОЭЗ За пределами ОЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ с разрешения таможенного органа

Ввоз (вывоз) на (с) территорию(-ии) ОЭЗ Уведомительно-разрешительный порядок Порядок не применяется в случаях, установленных национальным законодательством

При анализе особенностей совершенствования порядка проведения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру целесообразно рассмотреть изменения в части таможенных процедур беспошлинной торговли, временного ввоза, а также перемещения припасов.

Статьей 243 ТК ЕАЭС предусмотрена возможность реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли:

- физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Союза воздушным и водным видами транспорта, в местах перемещения товаров через таможенную границу, определенных законодательством РФ (алкогольные напитки и пиво, табак и табачные изделия реализуются в пределах норм ввоза товаров для личного пользования);

- физическим лицам, выезжающим из одного государства - члена Союза в другое государство Союза, и физическим лицам, въезжающим в одно государство - член ЕАЭС из другого государства - члена ЕАЭС, в местах перемещения товаров через таможенную границу воздушным видом транспорта;

- иным организациям или их представительствам и их персоналу, если такая реализация будет предусмотрена национальным законодательством, в частности законодательством РФ.

В ТК ЕАЭС (ст. 246) дополнительно предусмотрена возможность завершения действия таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении иностранных товаров выпуском таких товаров для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС на бортах водных или воздушных судов.

Вводится также возможность продления установленного таможенным органом срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза не позднее одного месяца после его истечения (ст. 221 ТК ЕАЭС).

Новым ТК ЕАЭС делегированы полномочия ЕЭК по определению критериев отнесения отдельных категорий товаров к товарам, используемым в качестве припасов, в зависимости от вида транспорта, которым перемещаются товары.

В настоящее время Федеральная таможенная служба (ФТС России) совместно с представителями бизнес-сообщества проводит работу по реализации отсылочных норм ТК ЕАЭС в проекте Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Данным проектом Федерального закона предусмотрена дальнейшая оптимизация таможенных операций, направленная на сокращение сроков их совершения.

Таким образом, результаты проведенного анализа таможенных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности в соответствии с новым ТК ЕАЭС, а также понимание необходимости удовлетворения ожиданий бизнеса, связанных со значительным сокращением сроков совершения таможенных операций, определяют основные направления деятельности таможенных органов. Они заключаются в том, что таможенные органы в настоящее время должны решать задачи совершенствования таможенных операций, что позволит усилить контроль за соблюдением сроков совершения таких операций в целях удовлетворения интересов участников правоотношений во внешнеторговой деятельности.

Многие нормы нового ТК ЕАЭС уже реализованы на уровне экспериментов и не являются для таможенных органов РФ новшеством. В то же время в целях информационного и консультативного сопровождения работы должностных лиц таможенных органов РФ, в том числе и по направлению организации таможенного контроля, с 01.12.2017 начинает функционировать Консультационный центр ФТС России. В настоящее время в ФТС России существуют все необходимые субъективные и объективные условия для реализации требований ТК ЕАЭС.

Использованные источники

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности / под общ. ред. Т. Д. Валовой. М., 2017. 168 с.

3. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

4. Кадыркулов М. А., Мозер С. В., Липатова Н. Г. Всемирная таможенная организация как современный институт совершенствования таможенного администрирования и упрощения процедур торговли: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 172 с.

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Договор о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.