Таможенный союз -один из функционалов Евразийского экономического союза
М. А. Асаул,
д. э. н., заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)
А. Е. Мохов,
к. п. н., заместитель начальника отдела естественных монополий Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК
Создание единого транспортного пространства для стран -участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возможно при соблюдении условий международного права. Развернутый анализ нового Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС и его значение для разработки отраслевых документов приведены в данной статье.
В современных условиях мировой экономики вопросы интеграции все в большей мере становятся сферой национальных интересов. Так, например, вопрос интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который освещается в работах [1-4], определяется необходимостью рационального использования транспортных сетей в государствах, входящих в ЕАЭС. Преимущества географического положения союза должны реализовываться на базе комплексной модернизации транспортной сети, построения интеллектуальной мультимо-дальной транспортной системы ЕАЭС. В печати довольно часто обсуждаются суть и место Евразийского проекта в мировом сообществе [5].
Словосочетание «таможенный союз» употребляется достаточно часто. По всей видимости, необходимо дать некоторые пояснения относительно указанного термина и относительно Таможенного союза, образованного на постсоветском пространстве в 2007-2010 гг. Таможенный союз (ТС) — это соглашение нескольких независимых государств (организационная
форма межгосударственного соглашения, скрепленная особым международным договором) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного внешнеторгового протекционизма в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает образование единой таможенной территории: страны — участницы ТС применяют единые таможенные тарифы и другие меры экономического и административного регулирования в торговле с третьими странами. Участники союза договариваются о создании координирующих межгосударственных органов, осуществляющих проведение согласованной внешнеторговой политики. Кроме того, проводятся периодические совещания профильных министров, руководителей соответствующих ведомств государств — членов союза. Создание наднациональных полномочных органов, фактически обретающих функцию постоянно действующего секретариата ТС, необходимо для осуществления заданного уровня межгосударственной интеграции, целью которой становится достижение экономического кумулятивного эффекта от согласованного взаимодействия стран — участниц ТС. Это значительно более продвинутый и продуктивный тип интеграционной организации, интеграции экономического пространства, нежели зона свободной торговли. В последнем случае между государствами-участниками отменяются таможенные пошлины, налоги, сборы, количественные ограничения во взаимной торговле, но каждая страна сохраняет право на самостоятельное определение торгового режима с третьими странами, таможенные границы, посты для контроля происхождения товаров, пересекающих границы.
6 октября 2007 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской
Федерацией был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. В 2009 г. на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы международные договоры, составившие основу ТС Беларуси, Казахстана и России [6]. Для создания условий функционирования и развития союза был образован наднациональный регулирующий орган — Комиссия ТС.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России начал действовать с 1 января 2010 г., тогда же вступил в силу единый таможенный тариф, определяющий одинаковые для трех стран ставки ввозных таможенных пошлин. С 1 июля 2010 г. введен в действие единый Таможенный кодекс ТС, определяющий правила единого таможенного пространства. Наконец, с 1 июля 2011 г. весь таможенный контроль был вынесен с государственных границ стран — членов ТС на внешний периметр союза, но пограничный и миграционный контроль был сохранен.
Формирование ТС означало создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках ТС был применен единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли с так называемыми третьими странами.
После подписания Россией, Казахстаном и Беларусью Договора о ЕАЭС 29 мая 2014 г. функции ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации перешли к ЕАЭС, полифункциональному экономическому интеграционному объединению. 2 января 2015 г. к ЕАЭС присоединилась Армения,
12 августа 2015 г. — Кыргызстан. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России утратил свое прежнее название и прежнюю организационную форму и теперь существует в качестве ипостаси ЕАЭС (в качестве совокупности его таможенных правил, программ и процедур).
С 1 января 2018 г. вступил в силу новый единый Таможенный кодекс (ТК) ЕАЭС [7], соответственно он вступил в действие и во всех пяти странах союза. Таможенный кодекс — это ясный и всеобъемлющий свод таможенных правил регулирования внешнеторговой деятельности России, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси и Армении.
И теперь образовавшийся ТС ЕАЭС — это форма торгово-экономической интеграции Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Подчеркнем, что сегодня ТС ЕАЭС — не организационная форма, но набор функций (функционал) союза. Он может приобрести характеристики организации (аналогично существовавшему ранее ТС Беларуси, Казахстана и России), если, допустим, к комплексу таможенных договоров (к ТК ЕАЭС) присоединится какая-либо из «третьих стран», не входя при этом в ЕАЭС. Например, Турецкая Республика участвует в Таможенном союзе Европейского союза, но не входит в последний. В тот же Таможенный союз входят несколько так называемых мини-государств Европы: Андорра, Монако, Сан-Марино, не представленных в Европейском союзе [8].
Вместе с ТК ЕАЭС обретают юридическую силу и другие принятые в одном пакете профильные решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Они определяют, в частности: порядок применения таможенной процедуры таможенного транзита, принципы работы свободной таможенной зоны, порядок подтверждения статуса товаров ЕАЭС, алгоритм применения таможенных пошлин и налогов относительно товаров для личного пользования, порядок совершения таможенных операций в отношении временно ввозимых на таможенную территорию транспортных средств (ТС) международной перевозки, а также размеры обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя (в эквиваленте не менее 500 тыс. евро) и таможенного перевозчика (в эквиваленте 200 тыс. евро).
Остановимся подробнее на принятом и подписанном государствами, входящими в ЕАЭС, ТК ЕАЭС, отметив его основные особенности [9]. Кодекс (по сути, пятисторонний международный договор базисного характера) значительно упрощает комплекс таможенных процедур, переводя их применение в цифровой вид, и предусматривает подачу «цифровой» электронной таможенной декларации вместо привычной бумажной. Прежние, бумажные таможенные декларации предоставляются только в ограниченном количестве случаев — при процедуре таможенного транзита, в отношении международных почтовых отправлений, пересылаемых товаров для личного пользования, транспортных средств при международных перевозках. В силу принятия Кодекса исключается обязанность представления таможенному инспектору пакета документов, на основании которого была заполнена декларация. Правда, оставлена обязанность (это следует из правового таможенного процесса) представлять эти документы по требованию в тех случаях, когда срабатывает так называемая система управления рисками.
В ТК ЕАЭС введен принцип однократности подачи необходимой информации (и принцип одного окна), что должно избавить перевозчиков-предпринимателей от подачи одной и той же документации при таможенном декларировании товаров [10], если они подавались ранее при совершении других таможенных операций или по запросу таможенного органа при проведении таможенного контроля. Согласно ТК ЕАЭС допускается внесение в таможенную декларацию изменений, пока таможенный орган не запросил документ в подтверждение заявленных
4 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 4 (77) 2018
в ней сведений, а таможенный инспектор официально не уведомил о месте и времени таможенного досмотра (речь идет о допущении формальных ошибок, так как изменять в поданной декларации наименование и количество товара не разрешается). Теперь появилась возможность получать предварительные решения таможни по такой важной позиции, как «страна происхождения товара». В условиях торговых войн это немаловажно.
В ТК ЕАЭС вводится такое понятие, как предварительная величина таможенной стоимости. Иными словами, можно отложить определение точной величины таможенной стоимости. В таких случаях таможенную стоимость устанавливают на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и уплачивают налоги и пошлины согласно предварительно определенной стоимости.
Вместе с тем расширен перечень оснований для отказа в отзыве таможенной декларации (если таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы или таможенного осмотра товаров). В перечень необходимых представляемых в таможенной декларации сведений включены пункты о продавце, перевозчике, покупателе товаров, товарные знаки.
По новым нормам ТК ЕАЭС уменьшилось время выпуска товаров при импорте из-под юрисдикции таможенных органов, ныне оно составляет четыре часа после завершения регистрации таможенной декларации (ранее одни сутки). Теперь таможенная декларация автоматически регистрируется соответствующими техническими средствами информационной системы таможенной службы, что позволяет снизить риск ошибки, связанной с действием человеческого фактора. Таможенные процедуры упростились, процесс таможенного декларирования ускорился вследствие цифрового (электронного) взаимодействия потребителей таможенных услуг с соответствующими органами. Существенное упрощение состоит в том, что нет необходимости подавать подтверждающие документы наряду с декларацией (если нет запроса таможни). Таким образом, электронное»взаимодействие с таможенными органами обещает стать более прозрачным для потребителя.
Определен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО), который смогут получать согласно ТК организации, подпадающие под кодифицированные требуемые критерии. Они станут наделяться статусом организации — государственного
партнера. Финансовые взаимоотношения государственных органов с УЭО также становятся проще и прозрачнее.
Согласно ТК каждое государство ЕАЭС самостоятельно сможет устанавливать тарифы на беспошлинно ввозимые на таможенную территорию союза товары для личного пользования, транспортируемые почтовыми службами. Таким образом, действие ТК ЕАЭС отразится и на интернет-торговле, нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования (весовые, количественные, стоимостные) определит ЕЭК. Объем беспошлинной интернет-торговли уменьшается: после первого (адаптационного) года применения ТК ЕАЭС предложено снизить порог беспошлинной торговли до 0,5 тыс. евро в месяц, пошлина составит 30 % от суммы превышения порога, но не менее четырех евро за один килограмм. После двух лет действия кодекса порог должен быть снижен до двухсот евро без учета частоты перемещения товара. Пошлина, превышающая эту норму, составит 15 % от суммы, превосходящей порог, но не менее четырех евро за один килограмм.
В целом кодекс позволит довольно полно регулировать таможенные отношения на надгосударственном уровне. Таможенный кодекс ЕАЭС, регулирующий значительно больше таможенных процедур, чем утративший силу ТК Беларуси, Казахстана и России, будет способствовать более эффективному преодолению и устранению торговых барьеров, мешающих осуществлению любой экономической интеграции [11].
Сохранены определенные прерогативы государственных органов. Например, в кодексе предусмотрена возможность получать предварительные решения по выбору метода определения таможенной стоимости, но решение этого вопроса отдано на национальный уровень регулирования.
Относительно обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя в ТК ЕАЭС не указана прямая сумма, размер обеспечения будет определяться ЕЭК или законодательством государств — членов ЕАЭС.
Все виды таможенных процедур и институтов таможенного права в ТК ЕАЭС представлены в полной аналогии с имеющими место в предшествовавшем ему ТК Беларуси, Казахстана и России.
Создание ЕАЭС с возможностью дальнейшего совершенствования в его структуре функций таможенного союза приводит не только к формированию единой
таможенной территории, но и к реальному продвижению в сторону образования единого для пяти евразийских стран транспортного пространства. □
Литература
1. Асаул М. А. Развитие интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Фундамент. исслед. 2016. № 2-1. С. 120-124.
2. Асаул М. А. Некоторые аспекты реализации и развития транзитного потенциала в рамках Евразийского экономического союза // Экон. и управл. 2016. № 6 (128). С. 4-7.
3. Асаул М. А. Интеграционные направления деятельности в сфере транспорта и инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: матер. XVII науч.-техн. конф. / под науч. ред. А. Н. Асаула. СПб., 2015. С. 238-246.
4. Асаул М. А., Мохов А. Е. Новые транспортные маршруты между Европой и Азией // Транспорт РФ. 2017. № 6 (73). С. 31-35.
5. Асаул А. Н. Евразийский проект: истоки, суть и место в мировом сообществе // Матер. конф. Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества. М., 2015. Т. 40. С. 95-115.
6. Доклад «Итоги деятельности Минэкономразвития России в 2009 г. и задачи на 2010 г.» // Мин-во экон. развития России.
7. Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу. Евразийская экономическая комиссия (1 января 2018). - URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/01-01-2018-1.aspx.
8. Article 3(1) of Council Regulation 2913/92/EEC of 12 October 1992 establishing the Community Customs Code (as amended) (OJ L 302, 19.10.1992, p. 1-50).
9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (11 апреля 2017). - URL: http://docs.eaeunion.org/docs/ ru-ru/01413569/itia_12042017
10. Ганеева М. В. Внутренние угрозы экономической безопасности Евразийского экономического союза // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Экономика. 2017. № 2. С. 168-177.
11. Ганеева М. В. Проблема эффективности региональных интеграционных проектов в современной экономике // Там же. 2016. № 2. С. 50-61.