198
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5, с. 198-203
УДК 343.1; 343.9
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2015 г. Л.Г. Гревцева, А.В. Аносов
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступила в редакцию 05.06.2015
В настоящее время Евразийская экономическая комиссия плотно работает над новой редакцией Таможенного кодекса ЕАЭС. В представленной публикации говорится о том, какие принципиальные новеллы появятся в этом документе, облегчат ли они жизнь бизнесу и каких перемен стоит ожидать Беларуси, России и Казахстану в сфере таможенных технологий. Рассматриваются вопросы, актуальные для государств - членов ЕАЭС, такие как совершенствование, модернизация таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий, прослеживаются тенденции изменения таможенного законодательства к увеличению ответственности участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: ТК ЕАЭС, электронное таможенное декларирование, модернизация таможенного регулирования, статус УЭО, автоматическая регистрация декларации.
Таможенное администрирование является сейчас одной из наиболее активных сфер интеграции в Таможенном союзе. С 1 января 2016 года, как ожидается, вступит в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Сам Договор «О Евразийском экономическом союзе» подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. Что и ознаменовало принятие нового таможенного кодекса ЕАЭС на смену таможенному кодексу ТС РБК. Решение Совета ЕЭК от 09.10.2013 г. № 61 «О создании при Евразийской экономической комиссии Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства» и Решение Коллегии ЕЭК от 12.11.2013 г. № 256 «О Рабочей группе по совершенствованию таможенного законодательства» (в ред. Решения ЕЭК от 08.04.2014 г. № 50) декларируют следующие принципы подготовки проекта ТК ЕАЭС: [1-6]:
- согласованность проекта ТК ЕАЭС по терминологии с положениями и понятийным аппаратом Договора о ЕАЭС;
- систематизация и кодификация таможенного законодательства путем отмены части соглашений, не соответствующих правовой базе ЕАЭС, и включения норм части соглашений в проект ТК ЕАЭС;
- модернизация таможенного регулирования с учетом современного уровня развития информационных технологий;
- сокращение национального сегмента таможенного регулирования;
- учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО;
- устранение правовых коллизий [7].
Структура проекта Таможенного кодекса
ЕАЭС включает в себя 9 разделов, 60 глав,
Сроки разработки и вступления в силу ТК ЕАЭС [8, 9]
и основной итог - это имплементация в ТК ЕАЭС положений 16 международных договоров [10]. Наиболее важными изменениями таможенного законодательства, которые нашли своё отражение в проекте ТК ЕАЭС, являются:
- приоритет электронного таможенного декларирования (письменное - в исключительных случаях);
- автоматическое совершение ряда операций: выпуска и отказа в выпуске товаров, таможенного контроля с использованием информационных систем таможенных органов для проверки документов и (или) сведений;
- принцип «единого окна» при совершении операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, с таможенным декларированием и выпуском товаров;
- оптимизация сведений, которые указываются в декларации на товары и транзитной декларации;
- возможность подачи декларации без представления таможне документов, на основании которых она заполнена;
- выпуск товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации;
- возможность выпуска товаров до завершения таможенным органом таможенного контроля;
- четкая регламентация условий использования товара, помещенного под таможенную процедуру, если ее содержание предусматривает ограничения по использованию на таможенной территории либо за ее пределами;
- увеличение категорий юридических лиц, которым может быть присвоен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО).
Для наглядности приводим таблицу сравнительного анализа отдельных статей ТК ТС и ТК ЕАЭС, где отчётливо прослеживаются тенденции изменения таможенного законодательства, отвечающего модернизированным целям и задачам
ЕАЭС.
Таблица
Ставнительный анализ отдельных статей ТК ТС и ТК ЕАЭС_
ТК ТС РБК [11] I ТК ЕАЭС [6, 10]
ПРИОРИТЕТ ЭЛЕКТРОННОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПИСЬМЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ
Пункт 3 статьи 179 «Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) в электронной форме с использованием таможенной декларации». Пункт 3 статьи 179 «Таможенное декларирование товаров производится в электронной форме. Таможенное декларирование может производиться в письменной форме: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, устанавливаемых Комиссией, а если это предусмотрено настоящим Кодексом - законодательством государств-членов». Пункт 4 статьи 179 «Вне зависимости от положений пункта 3 настоящей статьи таможенное декларирование может быть произведено в письменной форме, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, используемых таможенными органами, вызванной техническими сбоями, нарушениями работы средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии».
ОПТИМИЗАЦИЯ НОРМЫ ПО СРОКУ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ
Пункты 1 и 2 статьи 170 «1. Срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. 2. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 месяцев». Статья 170 «1. Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца. 2. В отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого через таможенную границу Союза воздушным транспортом, срок временного хранения составляет 6 месяцев».
Продолжение таблицы
ТК ТС РБК [11] | ТК ЕАЭС [6, 10]
АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКИМ ВЫПУСК ТОВАРОВ
Пункт 3 статьи 173 «От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями». Пункт 5 статьи 190 «Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа». Статья 173 «2. От имени таможенных органов таможенные операции совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. 3. Таможенные операции могут совершаться информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов». Статья 195 «2. Выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа...». Статья 201 3. Отказ в выпуске товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа...». Статья 95 « 2. ...Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений может проводиться информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов».
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАЧИ ТАМОЖЕННОМ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОМУ ОРГАНУ ДОКУМЕНТОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОНА ЗАПОЛНЕНА
Пункт 1 статьи 183 «1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом». Пункт 4 статьи «Подача таможенной декларации» «4. Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта». Исключения: сертификат происхождения товаров, представление оригинала которого для предоставления тарифных преференций предусмотрено международным договором; документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию на товары, при письменной форме декларирования. Пункт 3 статьи 183 «3. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которое в соответствии с законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров».
СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Статья 196 «Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом». «Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа». Статья 196 «Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом». «Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 (четырех) часов с момента регистрации таможенной декларации, а в случае, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа - в течение 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, если до истечения этого срока: • таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 111 настоящего Кодекса не запрошены документы и (или) сведения, необходимые для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) не принято решение о проведении иных форм таможенного контроля либо о приме-
Окончание таблицы
ТК ТС РБК [11] ТК ЕАЭС [6, 10]
• нении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля; • декларант не обратился в таможенный орган о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, в соответствии с пунктом 1 статьи 191 настоящего Кодекса; декларантом соблюдено требование таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, в соответствии с пунктом 2 статьи 191 настоящего Кодекса».
СВИДЕТЕЛЬСТВО УЭО
Единое свидетельство на все упрощения Свидетельство I типа: упрощения при совершении таможенных операций Свидетельство II типа: упрощения при проведении таможенного контроля Свидетельство III типа: упрощения, предусмотренные для свидетельств первого и второго типа
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ ДЛЯ УЭО
1. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. 2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации. 3. Проведение таможенных операций связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. 4. Иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза. 1. Совершение таможенных операций в первоочередном порядке*. 2. Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенного склада, декларантом которых выступает УЭО, без предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин. 3. Выпуск товаров до подачи декларации на товары. 4. Приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение и оптимизацию совершения таможенных операций. 5. Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО. 6. Доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках уполномоченного экономического оператора. 7. Совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров. 8. Удаленный выпуск товаров. 9. Признание таможенными органами в качестве средств идентификации средства идентификации, используемые УЭО. * Изменения выделены данным шрифтом.
- Изменение подходов к регламентации в Кодексе положений о применении запретов и ограничений;
- Изменение подходов к основаниям для изменения и отзыва предварительных решений о классификации товаров и срокам вступления в силу решений таможенных органов об изменении или отзыве таких предварительных решений;
- Определение порядка принятия предварительных решений о происхождении товаров;
- Унификация подходов к неполному и периодическому таможенному декларированию;
Нормы, несомненно, прогрессивные, и в частности, сулят ужесточение ответственности участников внешнеэкономической деятельности.
Нововведения проекта ТК ЕАЭС можно сформулировать как:
- Закрепление понятия «решение (разрешение) таможенного органа»;
- Включение нормы, регулирующей установление и поддержание отношений консультативного характера между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества;
- Разграничение понятий «таможенные операции» и «таможенный контроль»;
- Закрепление возможности подачи таможенной декларации при предварительном таможенном декларировании не только до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Союза, но и до доставки товаров в место доставки;
- Закрепление подхода, предусматривающего взимание таможенных платежей однократно за одни и те же товары;
- Установление возможности обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов сразу несколькими способами;
- Изменение оснований для исключения из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- Установление возможности подтверждения статуса таможенного перевозчика при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита без представления свидетельства о включении в такой реестр.
Весьма актуальные для государств - членов ЕАЭС задачи - это совершенствование, модернизация таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года; устранение существующих в ТК ТС недочетов и коллизий.
Успешное решение задач при подготовке проекта ТК ЕАЭС будет являться плюсом для государств - членов ЕАЭС, которые получат новое, модернизированное, соответствующее
международным стандартам таможенное законодательство.
Список литературы
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consul-tant.ru.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года № 61 «О создании при Евразийской экономической комиссии Рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Решение Коллегии ЕЭК от 12.11.2013 г. № 256 «О Рабочей группе по совершенствованию таможенного законодательства» (в ред. Решения ЕЭК от 08.04.2014 г. № 50) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. «Российская бизнес-газета» № 963 (34). Новое законодательство.
6. Доклад Н.Л. Зубик: О ходе работы над проектом Таможенного кодекса ЕАЭС. 27 Ноябрь 2014. РТА [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. http://palata-taraz.kz/index.php/novosti/207-proekt-tamozhennogo-kodeksa-eaes-obsudili-v-npp-rk
8. http://www.rg.ru/2014/09/02/tamozh.html
9. http://www.logistic.ru/news/news.php?num=2014/ 08/06/55/31230352
10. http://customsexpert.ru/articles/biznesu-predstavili-proekt.htm
11. www.tks.ru/codex_ts
12. http://www.tks.ru/reviews/2014/10/17/01
13. http://customsexpert.ru/articles/noviy-kodeks-s-nim-vse-tol.htm
THE OTSTOMS ^DE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS
L.G. Grevtseva, A.V. Anosov
Currently, the Eurasian Economic Commission is working intensively on a new version of the Customs Code of the EAEU. In this paper, we consider some fundamental innovations that are expected to appear in this document, how they will facilitate the life of business entities and what changes can be expected in Belarus, Russia and Kazakhstan in the field of customs technologies. We also discuss some issues of current importance for member states of the EAEU, such as improving and modernizing customs administration with the use of modern information technologies, as well as the trends of changes in customs legislation to increase the responsibility of the participants of foreign economic activity.
Keywords: Customs Code of the EAEU, electronic customs declaration, modernization of customs regulation, AEO status, automatic registration of customs declarations.
References
1. Dogovor o Evrazijskom ehkonomicheskom soyuze (Astana, 29 maya 2014 goda) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
2. Federal'nyj zakon RF ot 27.11.2010 № 311-FZ «O tamozhen-nom regulirovanii v Rossijskoj Federacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
3. Reshenie Soveta Evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii ot 9 oktyabrya 2013 goda № 61 «O sozdanii pri Evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii Rabochej gruppy po sovershenstvovaniyu tamozhennogo zakonodatel'stva» [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consul-tant.ru.
4. Reshenie Kollegii EEhK ot 12.11.2013 g. № 256 «O Rabochej gruppe po sovershenstvovaniyu tamozhen-nogo zakonodatel'stva» (v red. Resheniya EEhK ot
08.04.2014 g. № 50) [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
5. «Rossijskaya biznes-gazeta» № 963 (34). Novoe zakonodatel'stvo.
6. Doklad N.L.Zubik: O hode raboty nad proektom Tamozhennogo kodeksa EAEhS. 27 Noyabr' 2014. RTA [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consul-tant.ru.
7. http://palata-taraz.kz/index.php/novosti/207-proekt-tamozhennogo-kodeksa-eaes-obsudili-v-npp-rk
8. http://www.rg.ru/2014/09/02/tamozh.html
9. http://www. logistic.ru/news/news. php?num=2014/ 08/06/55/31230352
10. http://customsexpert.ru/articles/biznesu-predstavili-proekt.htm
11. www.tks.ru/codex_ts
12. http://www.tks.ru/reviews/2014/10/17/01
13. http://customsexpert.ru/articles/noviy-kodeks-s-nim-vse-tol.htm