Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС'

Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14413
4127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ УПРОЩЕНИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / INTERNATIONAL CONVENTION ON THE SIMPLIFICATION AND HARMONIZATION OF CUSTOMS PROCEDURES / CONCEPT AND TYPES OF CUSTOMS PROCEDURES / THE CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиновска Виктория Михайловна

В статье рассматривается система международно-правовых актов, регулирующих применение таможенных процедур в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Автор дает понятие таможенных процедур как инструмента таможенного дела и определяет его место в системе таможенного законодательства ЕАЭС. Приведены различные классификации таможенных процедур, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation General terms standardization in the CIS countries in order to stimulate the improvement of quality of goods, works and services

The article considers the system of international legal acts of customs procedures in the Eurasian Economic Union (EAEU). The author gives the concept of customs procedures as an instrument of customs and determines its place in the system of customs legislation of the Eurasian Economic Union (EAEU). The author gives various classifications of customs procedures, established by the customs legislation of the Eurasian Economic Union (EAEU).

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС»

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Международно-правовое регулирование применения таможенных процедур в ЕАЭС

МАЛИНОВСКАЯ ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА

Доцент кафедры административного и финансового права МГИМО (У) МИД России, кандидат юридических наук

Аннотация: В статье рассматривается система международно-правовых актов, регулирующих применение таможенных процедур в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Автор дает понятие таможенных процедур как инструмента таможенного дела и определяет его место в системе таможенного законодательства ЕАЭС. Приведены различные классификации таможенных процедур, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.

Ключевые слова: понятие и виды таможенных процедур, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенный кодекс Таможенного союза

Legal regulation General terms standardization in the CIS countries in order to stimulate the improvement of quality of goods, works and services

MALINOVSKAYA VICTORIA MIHAILOVNA

Associate Professor Department of Administrative and Financial Law, MGIMO (University), Candidate of Laws

Abstract: The article considers the system of international legal acts of customs procedures in the Eurasian Economic Union (EAEU). The author gives the concept of customs procedures as an instrument of customs and determines its place in the system of customs legislation of the Eurasian Economic Union (EAEU). The author gives various classifications of customs procedures, established by the customs legislation of the Eurasian Economic Union (EAEU).

Key words: concept and types of customs procedures, International convention on the simplification and harmonization of customs procedures, the Customs code of the Customs Union

70

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Единая таможенная политика государств — членов ЕАЭС содействует обеспечению экономической безопасности государств

29.05.2014 г. в Астане (Казахстан) был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, а с 01.01.2015 г. Евразийский союз перешел на новую ступень экономической интеграции и расширил число государств-участников. В настоящее время в состав Евразийского экономического союза входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Договором о ЕАЭС предусмотрена возможность вступления в Союз любого государства, разделяющего цели и принципы Евразийского экономического союза (ст. 108).

Политики, экономисты и официальные представители таможенных служб государств - членов ЕАЭС, а также зарубежные исследователи по-разному оценивают практические шаги евразийской экономической интеграции. Однако позиции отечественных и зарубежных правоведов сводятся к единому мнению - механизм таможенного регулирования в государствах, задействованных в процессе евразийской экономической интеграции, значительно услож-нился1.

Планируется, что в 2016 г. страны ЕАЭС в рамках Таможенного союза перейдут на электронное декларирование товаров, перемещаемых в рамках ЕАЭС. Кроме того, предстоит либерализация сферы автомобильных перевозок. Реализация программы начнется с 01.01.2016 г. и позволит обеспечить доступ автотранспортных компаний ЕАЭС к внутреннему рынку грузо-

1 Бакаева О.Ю. Таможенный союз - Единое экономическое пространство - Евразийский экономический союз: этапы интеграции // Международное публичное и частное право. 2014. № 4. С. 7-10; Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 98-107; Козырин А.Н. Таможенное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: международный, наднациональный и национальный уровни // Право и экономика. 2013. № 3. С. 51-58.

перевозок, сократить порожние пробеги и снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта. Также странам - участницам ЕАЭС придется действовать в условиях начала функционирования зоны свободной торговли между Украиной и ЕС с 10.01.2016 г.

С введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза было положено только начало созданию единого механизма таможенного регулирования в государствах - членах Евразийского экономического союза. Если раньше национальная таможенная политика предопределяла основные направления таможенного регулирования и элементы таможенного дела в пределах своей таможенной территории, то теперь на единой таможенной территории ЕАЭС должна быть, во-первых, определена единая таможенная политика, во-вторых, сформирована единая структура таможенного дела, и, в-третьих, установлены единые таможенные правила.

Для этого государства - члены ЕАЭС передали часть полномочий своих государственных органов (по вопросам таможенного регулирования и некоторым другим смежным вопросам) в компетенцию наднационального регулирующего органа ЕАЭС - Евразийскую экономическую комиссию.

Единая таможенная политика, проводимая совместно государствами - членами ЕАЭС, должна содействовать обеспечению экономической безопасности государств, входящих в международную организацию региональной экономической интеграции.

Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития государств - членов Союза, неуязвимость и независимость их политических

71

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государств - членов ЕАЭС таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государств - членов ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС. Свою деятельность она осуществляет на основе ст. 18 Договора о ЕАЭС. Статус, состав, задачи, функции и полномочия, а также порядок работы Евразийской экономической комиссии определены Положением о Евразийской экономической комиссии, содержащимся в Приложении № 1 к Договору о ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия состоит из Совета и Коллегии. Совет комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Евразийской экономической комиссии. Коллегия ЕЭК является исполнительным органом Комиссии. Совет и Коллегия Евразийской экономической комиссии в пределах своих полномочий принимают решения, распоряжения и рекомендации. Решения Совета и Коллегии ЕЭК имеют обязательную силу для всех государств - членов ЕАЭС и не требуют последующего утверждения или ратификацииорганами государственной власти государств - членов Союза. В соответствии с п. 6 Положения о Евразийской экономической комиссии Высший совет ЕАЭС может наделить

ЕЭК правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

Вся работа по созданию единого механизма таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе направлена на решение важных и весьма позитивных экономических задач: унификацию таможенных процедур в государствах - членах ЕАЭС, упрощение таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории ЕАЭС, снижение фискальных и административных барьеров внутри Единого экономического пространства и, как итог, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории ЕАЭС (как резидентов, так и нерезидентов государств - членов ЕАЭС).

Отдельным институтом таможенного законодательства ЕАЭС выступает институт таможенных процедур. Таможенное законодательство любого государства предусматривает обязательное требование к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, обязаны пройти таможенную очистку. Под таможенной очисткой понимается совершение необходимых таможенных формальностей или осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Соотношение международно-правового и национального таможенного регулирования

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур дает следующее определение таможенной очистки: «очистка» означает совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процеду-

ру (абз. E5./F9 Главы 2 Генерального приложения Конвенции).

Национальным законодательством или международно-правовыми договорами государств -участников Таможенного союза (иного регионального интеграционного объединения) устанавливаются виды таможенных процедур. В госу-

72

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

дарствах - членах ЕАЭС виды таможенных процедур определены исключительно Таможенным кодексом Таможенного союза.

В систему международно-правовых актов, регулирующих применение таможенных процедур в ЕАЭС, входят:

• Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, 1973 г. (Киотская конвенция в редакции 1999 г.).

• Таможенный кодекс Таможенного союза (Раздел 6).

• Международные договоры государств ~ членов ЕАЭС по вопросам применения отдельных таможенных процедур (например, Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза от 18.06.2010 г., Соглашение

0 свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010 г.).

• Решения Комиссии Таможенного союза и решения Евразийской экономической комиссии по вопросам применения отдельных таможенных процедур (например, Решение Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 20.09.2010 г. № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»).

Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18.05.1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26.06.1999 г. (Российская Федерация присоединилась к ней 26.06.1999 г.)1 Она устанавливает стандарты (унифицированные правила) и рекомендации по применению следующих таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; обратный ввоз товаров в неизменном виде; прямой вывоз товаров с таможенной территории; таможенный склад; свободная зона; таможенный транзит; транзитная перегрузка товаров; каботажная транспортировка товаров; пе-

1 Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ. http://docs. cntd.ru/document/1901082

реработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз.

До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 г. и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со ст. 99 Договора о ЕАЭС.

Департамент таможенного законодательства ЕЭК ЕАЭС подготовил Проект Таможенного кодекса ЕАЭС. В частности, в раздел ТК ЕАЭС, регулирующий применение таможенных процедур внесены следующие изменения: разграничены случаи, когда действие таможенных процедур завершается, а когда прекращается или приостанавливается; конкретизированы таможенные процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур; единообразно структурированы положения, регулирующие таможенные процедуры, по содержанию, условиям помещения товаров под таможенные процедуры и условиям использования товаров в соответствии с таможенными процедурами. В содержании каждой таможенной процедуры четко определено, к каким товарам ~ иностранным или товарам ЕАЭС ~ такая процедура применяется

В процессе разработки Таможенного кодекса ЕАЭС реализовывалась концепция таможенных процедур в рамках «единого окна». Было принято Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 г. № 68 «Основные направления развития механизма „единого окна“ в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». В рамках унификации таможенного законодательства ЕАЭС государства будут способствовать сближению подходов по развитию

73

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

национальных механизмов «единого окна»; взаимному признанию электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности; организации информационного взаимодействия.

Среди важнейших нововведений ТК ЕАЭС 2016 г. следует отметить:

• приоритет электронного таможенного декларирования;

• непредставление при подаче декларации (как электронной, так и письменной) на товары документов, на основании которых заполнена таможенная декларация;

• возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенных деклараций и выпуском товаров, информационной системой таможенных органов автоматически без участия должностных лиц таможенных органов;

• использование механизма «одного окна» при совершении таможенных операций;

• смещение акцента проведения таможенного контроля на этап после выпуска товаров;

• установление условий использования товаров, в отношении которых таможенная процедура временного ввоза (допуска) применяется без уплаты таможенных пошлин, налогов, в пределах всей таможенной территории Союза;

• сокращение срока выпуска товаров до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена, либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;

• принятие предварительных решений по происхождению товаров;

• кардинальным образом усовершенствованный институт уполномоченных экономических операторов.

На II Евразийском экономическом конгрессе 03.12.2015 г. в Москве подвели итоги первого года существования Евразийского экономиче-

ского союза. Был обсужден новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который проходит процедуры согласования государствами-членами в рамках ЕАЭС и вступит в силу в середине 2016 г. Форум был организован Евразийским коммуникационным центром при поддержке ряда международных организаций. Участники отметили перспективность Союза и успешность решения им поставленных и возникающих задач.

Председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий подчеркнул, что «евразийская интеграция спускается с уровня глав государств, чиновников, депутатов уже на уровень самих народов наших стран. Созданы совершенно иные преференциальные условия для малого и среднего бизнеса на союзном пространстве. Было много проблем, которые нужно было решать, несколько десятков межстрановых соглашений предстояло ратифицировать парламентами этих государств, этот огромный объем работы проделан. И сегодня можно с уверенностью констатировать: Евразийский экономический союз состоялся, прошел точку невозврата»1.

В действующем ТК ЕАЭС имеется семь базовых оснований для присвоения административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, а именно:

• обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

• осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного национальным законодательством;

• отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

• отсутствие задолженности в соответствии с налоговым законодательством;

1 Выступление Слуцкого Л.Э. на I Евразийском экономическом конгрессе 03.12.2015 г.: «ЕАЭС прошел точку невозврата». http://www.gumilev-center.ru/eaehs-proshel-tochku-nevozvrata/#more-39164

74

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

• отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;

• наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым национальным законодательством;

• иные требования и условия, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза

Унификация нормативных положений, касающихся применения таможенных процедур, произошла и на уровне государств - членов Евразийского экономического союза. В ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрены следующие виды таможенных процедур.

В зависимости от целей таможенного регулирования различают следующие виды таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура.

Указанный перечень видов таможенных процедур является исчерпывающим. Подготовленный проект Таможенного кодекса ЕАЭС1 предусматривает такие же виды таможенных процедур (ст. 97).

Таможенный кодекс Таможенного союза установил двухуровневую систему таможенного регулирования - наднационального и национального регулирования с приматом наднационального регулирования (п. 2 ст. 1). В соответствии с

1 Разработка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС ведется с конца 2013 г. Рабочая версия проекта Таможенного кодекса ЕАЭС размещена на официальном веб-сайте Евразийской экономической комиссии в разделе «Таможенное сотрудничество», «Горячий документ».

ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ

ТАМОЖЕННЫЙ

КОДЕКС

ТАМОЖЕННОГО

данным правилом виды таможенных процедур, их содержание и условия установлены таможенным законодательством ЕАЭС. Однако временно допускается регулирование отдельных таможенных процедур национальным законодательством государств - членов ЕАЭС до принятия соответствующего акта таможенного законодательства ЕАЭС. На основе Таможенного кодекса Таможенного союза государства - члены Союза приняли собственное законодательство о таможенном деле. Применение отдельных таможенных процедур может регулироваться на национальном уровне, как законами, так и подзаконными актами. В частности, институту таможенных процедур отведены соответствующие разделы в таможенных законах государств - членов ЕАЭС: Раздел 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30.06.2010 г. № 296-IV; Раздел VI Федераль-

75

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

ного закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; Раздел VI Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»; РазделV Зако-

Классификация таможенных процедур в ЕАЭС

Установленные законодательством ЕАЭС таможенные процедуры можно классифицировать на три группы в зависимости от их целевого назначения.

Первую группу составляют основные таможенные процедуры. К ним следует отнести так называемые «простые» или «обычные» таможенные процедуры, предусмотренные законодательством многих стран (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит). Так, например, наиболее часто при импорте товаров применяется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с которой ввозимые на таможенную территорию государства иностранные товары остаются постоянно на этой территории без обязательного их обратного вывоза. Основные таможенные процедуры представляют собой самостоятельную и завершенную коммерческую операцию (по импорту, экспорту или транзиту).

Во внешнеторговой практике все остальные таможенные процедуры принято именовать экономическими процедурами, поскольку данные таможенные процедуры имеют целью решение определенных экономических задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во вторую группу таможенных процедур можно включить все остальные таможенные процедуры, кроме специальной таможенной процедуры (подп. 4-16 п. 1 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза). Помещение товаров под эти таможенные процедуры имеет экономический характер. Экономические процедуры предназначены для развития предпринимательской дея-

на Республики Армения от 17.12.2014 г. «О таможенном регулировании»; Раздел IV Закона Кыргызской Республики от 31.12.2014 г. № 184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике».

тельности в сфере промышленности, торговли и транспорта, а также привлечения иностранных инвестиций. Эти таможенные процедуры допускают использование товаров в строго определенных целях и при соблюдении условий, предусмотренных законодательством для данной таможенной процедуры.

Из сферы регулирования Таможенного кодекса Таможенного союза исключены две экономические таможенные процедуры - таможенная процедура свободной таможенной зоны и таможенная процедура свободного склада. Согласно п. 2 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза указанные таможенные процедуры устанавливаются международными договорами государств - членов ЕАЭС.

Третью группу составляют специальные таможенные процедуры. Под специальную таможенную процедуру допускается помещение только тех категорий товаров, которые определены решением Евразийской экономической комиссии. Использование товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, возможно только для строго определенных целей и при соблюдении условий, определенных решением Евразийской экономической комиссии. Применение специальных таможенных процедур регулируется национальным законодательством государств - членов ЕАЭС (п. 3 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, в Российской Федерации правила помещения отдельных товаров под специальную таможенную процедуру определены Постановлением Правительства РФ

76

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

от 3.11.2011 г. № 911 «Об утверждении Правил применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Рассмотренная классификация таможенных процедур может быть применима только в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров. К транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, применяются таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза.

Сравнение содержания и условий, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС таможенных процедур, позволяет классифицировать эти процедуры и по другим критериям.

По направлению перемещения товаров таможенные процедуры различают экспортные (вывозные), импортные (ввозные), транзитные (провозные) и комбинированные (смешанные). Экспортные таможенные процедуры обслуживают вывоз товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС. К ним относятся: экспорт; реэкспорт; переработка вне таможенной территории; временный вывоз. Импортные таможенные процедуры предусматривают ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Импортными таможенными процедурами являются выпуск для внутреннего потребления; реимпорт; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); уничтожение и отказ в пользу государства. Провозные таможенные процедуры представлены различными видами таможенной процедуры таможенного транзита. Комбинированные таможенные процедуры обслуживают одновременно операции и по ввозу, и по вывозу товаров (таможенный склад; свободная таможенная зона; свободный склад; беспошлинная торговля; специальная таможенная процедура).

По условиям выпуска товаров таможенные процедуры можно подразделить на три группы: таможенные процедуры режима выпуска, режима условного выпуска и таможенные процедуры, исключающие выпуск. К первой группе относятся таможенные процедуры, при помещении под которые товары передаются в полное распоряжение лица, перемещающего их (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, реимпорт, реэкспорт). Вторую группу составляют таможенные процедуры, при помещении под которые права владения, пользования и распоряжения товарами ограничиваются особенностями конкретной процедуры. К ним относятся все другие таможенные процедуры, кроме таможенной процедуры уничтожения и таможенной процедуры отказа в пользу государства. Последние две таможенные процедуры входят в третью группу таможенных процедур. Дальнейшее владение, пользование и распоряжение товарами лицом, поместившим эти товары под соответствующую процедуру, не предусмотрено. При помещении товаров под одну из указанных таможенных процедур право собственности на декларируемый товар прекращается.

По продолжительности действия таможенные процедуры можно классифицировать на срочные и бессрочные. Для срочных таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрены в качестве обязательных условий их соблюде-

77

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

g&jg ФЕДЕРАЛЬНАЯ

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

’' ~ УЧАСТНИКАМ ВЭД

ния определенные сроки совершения таможенных операций. Например, на таможенном складе товары могут храниться не более трех лет; срок временного ввоза (допуска) товаров составляет два года. Для соблюдения условий бессрочных таможенных процедур никаких сроков не устанавливается. Бессрочными таможенными процедурами являются выпуск для внутреннего потребления; экспорт; отказ в пользу государства; беспошлинная торговля; специальная таможенная процедура.

Термин «таможенная процедура» можно использовать в нескольких значениях:

• инструмент таможенной политики;

• специальный правовой режим;

• институт таможенного законодательства.

В первом из указанных значений таможенная процедура представляет собой систему мер и приемов, обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеторговых отношений. В таком значении таможенная процедура является определенным средством реализации таможенной политики государства или союза государств, т. е. самостоятельным элементом таможенного дела.

Совершенствование понятия таможенных процедур в таможенном законодательстве ЕАЭС

Понятие «таможенная процедура» может быть использовано для обозначения специального правового режима. В научных исследованиях по общей теории права встречается выделение таких видов правовых режимов, как налоговый, валютный, таможенный и некоторые другие.

Под таможенной процедурой как одним из видов правовых режимов следует понимать особый порядок правового регулирования, включающий определенный набор юридических средств и инструментов, обеспечивающих правовое воздействие на функционирование системы таможенного дела в конкретном государстве или союзе государств. При этом правовое воздействие непосредственно осуществляется на сферу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства (союза государств) и их использования на или вне таможенной территории данного государства (данного союза).

Таможенная процедура как институт таможенного законодательства представляет собой сово-

купность правовых норм, определяющих правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства (союза государств) и использования таких товаров и транспортных средств.

Правовые нормы, составляющие институт таможенных процедур в ЕАЭС, регулируют определенную группу общественных отношений, возникающих в процессе или по поводу использования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами. Институт таможенных процедур состоит из норм, определяющих: а) конкретный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу с учетом предназначения или цели перемещения; б) условия нахождения или содержания и допустимое использование товаров и транспортных средств на либо вне таможенной территории; в) права и обязанности бенефициара таможенной процедуры; г) правовой статус

78

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу. Под бенефициаром таможенной процедуры в теории таможенного права понимается лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми полномочиями (пользования, распоряжения) в отношении помещенных под таможенную процедуру товаров и транспортных средств, а также имеет право использовать в полном объеме все льготы и преимущества, являющиеся условиями данного таможенной процедуры.

В действующем таможенном законодательстве ЕАЭС дается следующее определение таможенной процедуры: «Таможенная процедура - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории союза либо за ее пределами» (подп. 26 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза). В соответствии с данным определением (т. е. формально) таможенную процедуру следует рассматривать как специальный правовой режим, поскольку под таможенной процедурой понимается совокупность нормативных положений, регламентирующих порядок совершения определенных действий для таможенных целей, именуемых таможенными операциями. Такой подход к пониманию таможенных процедур можно считать узким.

В правоприменительной деятельности таможенных органов термин «таможенные процедуры» фактически используется и в широком смысле. Той или иной таможенной процедурой называют совершение определенных таможенных формальностей, т. е. совокупность действий,

обязанность совершения которых возложена на того или иного участника таможенных правоотношений по правилам таможенного законодательства ЕАЭС.

При перемещении товаров и транспортных средств лицо, перемещающее такие товары и транспортные средства, обязано совершить все предусмотренные таможенным законодательством ЕАЭС таможенные операции по помещению товаров и транспортных средств под выбранную таможенную процедуру. На основе анализа положений Таможенного кодекса Таможенного союза можно перечислить следующие виды таможенных процедур (в широком смысле):

• помещение товаров под таможенную процедуру;

• уплата таможенных платежей;

• совершение таможенных операций для таможенной очистки;

• перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется исключительно с разрешения таможенного органа государства - члена ЕАЭС.

Для принятия решения, разрешающего выпуск товаров под выбранную декларантом таможенную процедуру, таможенный орган должен проверить соблюдение декларантом требований и условий помещения товаров под таможенную процедуру. Под таможенной процедурой в широком смысле следует понимать совокупность действий, совершение которых необходимо для соблюдения таможенного законодательства.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Киото, 1973. (В редакции Протокола 1999 г.).

2. Таможенный кодекс Таможенного союза, приня тый решением Межгосударственного Совета Евразий ского экономического сообщества от 27.11.2009 г.

79

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

3. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 2014.

4. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

5. Бакаева О.Ю. Таможенный союз - Единое экономическое пространство - Евразийский экономический союз: этапы интеграции // Международное публичное и частное право. 2014. N 4. С. 7-10.

6. Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 98-107.

7. Козырин А.Н. Таможенное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС: международный, наднациональный и национальный уровни // Право и экономика. 2013. № 3. С. 51-58.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.