Научная статья на тему 'Развитие института уполномоченного экономического оператора'

Развитие института уполномоченного экономического оператора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2737
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терешенкова Анна Юрьевна

В статье сравнивается содержание норм Таможенного кодекса Таможенного союза 2010г. и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (2018г.). Дается оценка изменений законодательства в части регулирования деятельности уполномоченного экономического оператора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие института уполномоченного экономического оператора»

УДК 338.49, 339.5, 339.9

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОПЕРАТОРА

А.Ю. Терешенкова1

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43

В статье сравнивается содержание норм Таможенного кодекса Таможенного союза 2010г. и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (2018г.). Дается оценка изменений законодательства в части регулирования деятельности уполномоченного экономического оператора.

Ключевые слова: таможенный кодекс, Евразийский экономический союз, таможенное регулирование, декларирование товаров, уполномоченный экономический оператор.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF THE AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR

A.J. Tereshenkova

North-WestInstitute of Management, branch of RANEPA 199178, St. Petersburg, V.O., Sredny Ave. V.O., 57/43

The article compares the content of the norms of the Customs Code of the Customs Union in 2010. and the Customs Code of the Eurasian Economic Union (2018). The assessment of legislative changes in the regulation of the activities of the authorized economic operator is given.

Keywords: rastoms Code, Eurasian Economic Union, Customs Regulation, Declaring of goods, Authorized economic operator

Институт уполномоченного экономического оператора (УЭО) был введен в Таможенном кодексе Таможенного союза 2010 г. Отметим, что в российском законодательстве (не только в таможенном, но ив других отраслях законодательства) схожего правового до этого не существовало. По итогам семи лет функционирования Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) можно утверждать, что статус УЭО востребован участниками внешнеторговой деятельности. В настоящее время в Реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России включено 197 [3] юридических лиц, из них около 100 организаций осуществляют деятельность по производству товаров или экспортируют товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Для сравнения приведем данные за 2015 г. по материалам Евразийской экономической комиссии - см. табл.1.

В соответствии со ст. 41 ТК ТС и ст. 86 Закона «О таможенном регулировании» лицо, имеющее статус УЭО, может применять специальные упрощения:

—временное хранение товаров на своих складах (код 117);

— выпуск товаров до подачи таможенной декларации (код 119);

— проведение отдельных таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на складах УЭО (код 109);

—ограничения на поведение плановых проверок при осуществлении таможенного контроля;

— освобождение от предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите;

— применение единой декларация на товары, ввезенные/вывезенные за определенный период поставок;

—уплату таможенных платежей за определенный период поставок;

— выпуск до подачи таможенной декларации (код 119);

— предварительное декларирование (код

90).

Все, выше указанные специальные упрощения, предоставляемые УЭО, не применяются в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, перечень которых определяется законодательством государств - членов таможенного союза;

Терешенкова Анна Юрьевна - кандидат экономических наук, руководитель проектов ЗАО «ЭксКонт», СевероЗападный институт управления РАНХиГС, e-mail: Atereshenkova@gmail.com

Таблица 1 - Количество уполномоченных экономических операторов в разных странах мира, 2015 г.

Существующий институт уполномоченного экономического оператора, имеет ряд недостатков, не позволяющих компаниям полноценно использовать заложенные в законодательстве упрощения и возможности. В рамках подготовки проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) была разработана отдельная глава 61 «Уполномоченный экономический оператор».

Таможенный кодекс ЕАЭС - кодифицированный нормативно-правовой акт, проект которого был одобрен главами правительств 12.08.2016 г., вступление в силу ТК ЕАЭС запланировано на 01.01.2018, как только страны -участницы выполнят все внутригосударственные процедуры и проинформируют Комиссию ЕЭК. Вступление в законную силу этого документа автоматически означает прекращение действия ТК ТС.

В структуре документа нового ТК ЕАЭС среди 9 разделов, деятельность УЭО отнесена к разделу VIII. В Приложениях 1-3 к Договору о ТК ЕАЭС, приведены списки международных договоров, прекращающих действие или утрачивающих силу в связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

В январе-феврале 2017 г. Евразийская экономическая комиссия (Комиссия ЕЭК) совместно с уполномоченными представителями государственных органов и бизнеса государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сформировала перечень решений Комиссии, которые должны вступить в силу одновременно с новым Таможенным кодексом ЕАЭС

(26 док-в)3 и разработала проекты этих решений, которые размещаются для целей публичного обсуждения и проведения оценки регулирующего воздействия на Правовом портале Комиссии в разделе «Общественное обсуждение и Оценка регулирующего воздействия». Также Комиссией подготовлен перечень решений Комиссии, которые должны быть разработаны до конца 2017 г (17 шт., см. там же).

Действующие национальные нормы будут действовать в части не противоречащей ТК ЕАЭС, как это было при вступлении в силу ТК ТС в 2010 г. и было разъяснено в Письме ФТС4.

Среди новых документов, касающихся работы УЭО и вступающих в силу одновременно с ТК ЕАЭС выделим:

- Решение Коллегии ЕЭК № 128 от 26.09.2017 «О заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов»;

- Решение Коллегии ЕЭК № 129 от 26.09.2017 «О форме свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядке ее заполнения»;

- Решение Коллегии ЕЭК № 131 от 03.10.2017 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов»;

- Решение Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр».

- Проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федера-

3 Информация о Решениях Комиссии ЕЭК разработанных к моменту вступления в силу ТК ЕАЭС размещена на официальном сайте // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_t amoj_zak/Pages/hot. aspx

4 Письмо ФТС РФ от 29.06.2010 г. N 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ»

п/н Страна Количество УЭО, в

ед.

1. Беларусь 337

2. Казахстан 90

3. Российская Федера- 151

ция

4. Китай 3 000

5. США 10 854

6. Нидерланды 1 440

7. Германия 5 614

8. Канада 1 500

9. Юная Корея 500

10 Япония 500

ции" (находится на этапе «Оценка регулирующего воздействия», ноябрь 2017г.).

Основные изменения в регулировании работы уполномоченного экономического оператора

В ТК ЕАЭС вводится Раздел VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор». Как и прежде - при включении юридического лица в реестр УЭО выдается Свидетельство о включении в реестр. Пункт 3 ст. 430 дополняет, что с даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр УЭО, юридическое лицо относится к категории низкого уровня риска. Статьёй 432 ТК ЕАЭС вводятся три типа Свидетельств о включении в реестр УЭО. Статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС.

Свидетельство первого типа предоставляет УЭО право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными п. 2 ст. 437 ТК ЕАЭС:

1. первоочередной порядок совершения таможенных операций, связанных с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров;

2. непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада либо при дополнительной проверке;

3. выпуск товаров до подачи декларации на товары;

4. особенности таможенного контроля;

5. приоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах.

Условия присвоения статуса УЭО, Свидетельства I типа:

1. Юридическое лицо участвует во внешнеторговой деятельности не менее 3 лет, в течение которых:

- было подано не менее 10 таможенных деклараций и (или) суммарная стоимость товаров составляет не менее 500 тысяч евро;

- для таможенного представителя и таможенного перевозчика: не менее 1000 таможенных деклараций и (или) суммарная стоимость товаров составляет не менее 500 тысяч евро;

- для владельцев СВХ и таможенных складов: суммарная стоимость товаров составляет не менее 500 000 евро.

2. Предоставлено обеспечение обязанностей УЭО.

3. Отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей во всех государствах-членах ЕАЭС.

4. Отсутствие налоговой задолженности в государстве, где зарегистрировано юридическое лицо.

5. Отсутствие фактов привлечения юридического лица к административной ответственности (в соответствии со статьями, определяемыми ЕЭК), во всех государствах-членах ЕАЭС в течение 1 года до дня регистрации заявления.

6. Отсутствие фактов привлечения физических лиц государств-членов, имеющих 10 и более процентов акций юридического лица, к уголовной ответственности.

7. Наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям.

Свидетельство 1-го типа является наиболее простым, т.к не предполагает необходимости удовлетворения требованиям финансовой устойчивости, безопасности и надежности. Этот тип свидетельства может быть наиболее интересен лицам, не имеющим собственных площадей для хранения товаров, но заинтересованным в «непредоставлении» обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, в первоочередном порядке совершения таможенных операций, в выпуске товаров до подачи декларации на товары. Такими лицами могут быть таможенные представители, перевозчики, экспедиторы.

Свидетельство второго типа предоставляет право пользоваться специальными упрощениями п. 3 ст. 437:

1. удалённый выпуск товаров;

2. временное хранение товаров на складах УЭО;

3. совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля на складах УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров;

4. признание в качестве средств идентификации для таможенных целей пломб, печатей или иных средств идентификации УЭО;

5. доставка товаров в зону таможенного контроля на склад УЭО;

6. особенности проведения таможенного контроля.

Условия присвоения статуса УЭО, Свидетельство II типа:

Выполнены условия для получения Свидетельства I типа (за исключением требований к обеспечению) и вводятся ряд дополнительных условий.

1. Значения показателей финансовой устойчивости соответствуют критериям, определенным ЕЭК. В случае несоответствия критериям финансовой устойчивости компания, осуществляющая деятельность только по производству товаров или экспортирующая товары, вправе внести обеспечение в размере 150 тысяч евро.

2. В собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде на срок не менее 1 года находятся сооружения, помещения (части помещения) и (или) открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для временного хранения товаров.

3. Соблюдены требования Комиссии к сооружениям, помещениям (частям помещения) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, будут совершаться таможенные операции и (или) проводиться таможенный контроль, а также транспортным средствам и работникам юридического лица (требования к работникам УЭО, обеспечивающим информационную безопасность), претендующего на включение в реестр УЭО.

Предполагается, что Свидетельство второго типа будет наиболее востребовано у лиц, осуществляющих производственную деятельность и, прежде всего, поставляющих товары на экспорт. Для таких лиц актуально снижение издержек, связанных с хранением товаров, поскольку все таможенные операции с товарами будут производиться на их собственных площадях.

Свидетельство третьего типа предоставляет право пользоваться специальными упрощениями п. 4 ст. 437 - совокупностью специальных упрощений предусмотренных для Свидетельств первого и второго типов.

Вводятся новые критерии для оценки возможности включения в реестр уполномоченных экономических операторов (ст. 433), в частности, введены требования по количеству деклараций в год и их суммарная стоимость, а также понятие финансовой устойчивости.

Условия присвоения статуса УЭО, Свидетельство III типа:

Выполнены условия получения свидетельства II типа и вводятся дополнительные условия.

Юридическое лицо присутствует в реестре УЭО с выдачей свидетельств I или II типов не менее 2 лет до дня обращения в таможенный орган за получением свидетельства III типа.

Евразийская экономическая комиссия может установить случаи и (или) категории товаров, когда отдельные специальные упрощения, предусмотренные для оператора, не применяются. Сейчас, перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения определяется Решением КТС № 323 от 18.06.2010 г. «О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору». Решением также установлено, что специальные упрощения, не применяются:

- в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке, перечень которых определяется законодательством государств - членов ЕАЭС (на территории РФ перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 Налогового кодекса РФ);

- в отношении иных товаров в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС (по законодательству РФ пока не установлено иных товаров).

В главе 61 ТК ЕАСЭ «Уполномоченный экономический оператор», отсутствуют положения, препятствующие для включения в реестр уполномоченных экономических операторов перевозчиков, таможенных представителей, экспедиторов, владельцев складов временного хранения и таможенных складов.

В ТК ЕАЭС сохранился принцип рези-дентства - такое упрощение, как выпуск товаров до подачи таможенной декларации, можно будет применять только на территории того государства - члена ЕАЭС, в котором лицу присвоен статус уполномоченного экономического оператора.

При этом специальные упрощения в виде непредоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру транзита и первоочередной порядок совершения таможенных операций будут доступны на всей территории ЕАЭС.

Введение трех типов свидетельств видится существенным шагом на пути к повышению доступности статуса уполномоченного экономи-

ческого оператора путем дифференциации требований и предоставляемых упрощений в зависимости от возможностей и потребностей соискателя статуса. Нельзя не отметить усиление роли критерия добросовестности в предоставлении статуса уполномоченного экономического оператора, выраженного в поэтапном снижении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для законопослушных уполномоченных экономических операторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также одним из требований для присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора с выдачей свидетельства первого или третьего типа является соответствие лица значениям, характеризующим его финансовую устойчивость, т.е. показателям, отражающим состояние финансов, платежеспособность и финансовую безопасность. Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает необходимость определения критериев финансовой устойчивости Евразийской экономической комиссией и (или) законодательством государств -членов ЕАЭС, если это предусмотрено Евразийской экономической комиссией.

Особенности применения показателей финансовой устойчивости претендента на статус УЭО:

- Методика их расчета определяются ЕЭК и (или) законодательством государств-членов, если это предусмотрено ЕЭК;

- Показатели будут оцениваться по балльной шкале. Общая сумма баллов - 100, для получения статуса УЭО необходимо набрать 50 баллов.

- Незначительное отклонение одного из установленных критериев от контрольного значения не должно приводить к автоматическому выводу о несоблюдении условий финансовой устойчивости, если другие показатели соответствуют таким требованиям.

С 01.01.2018 г. вступит в силу Решение Совета ЕЭК № 65 от 15.09.2017 «Об утверждении Порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр».

Таможенный кодекс ЕАЭС также предполагает, что отдельные специальные упрощения, предусмотренные ТК ЕАЭС, могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам государств, не являющихся членами ЕАЭС.

Полагается, что предлагаемые Таможенным кодексом ЕАЭС новеллы ощутимо повысят доступность статуса уполномоченного экономического оператора и создадут новые конкурентные преимущества для субъектов национального рынка государств — членов ЕАЭС.

Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу с 1.07.2010 г., однако в России уполномоченные экономические операторы на практике начали работать лишь с 2012 г., когда были приняты все необходимые подзаконные акты, поскольку в пяти статьях ТК ТС, посвященных УЭО (ст. 38-41, 217), лишь перечисляются базовые упрощения и дополнительные преимущества, а также оговариваются условия предоставления этого статуса, все остальное передано на национальный уровень. В результате реальные условия работы уполномоченных экономических операторов во всех странах ТС оказались весьма различными. Так, в Беларуси таможенные органы имеют право выдавать УЭО пломбираторы или иные приспособления для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства, используемые таможенными органами, в Казахстане к УЭО не применяются содержащиеся в профилях рисков меры по минимизации рисков (кроме метода случайного отбора), в каждом государстве ТС разные минимальные сроки осуществления внешнеторговой деятельности для получения статуса УЭО, разные требования к системе учета товаров и т. п.

Наиболее сложные условия для работы УЭО сложились в России (гл. 6 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Больше всего бизнес возмущали необоснованные различия в объеме специальных упрощений для предприятий производственного и непроизводственного типа (возможность таможенного оформления на своих площадках была предусмотрена только для УЭО, осуществляющих производственную деятельность) и ограничение возможности выпуска товара до подачи декларации размером обеспечения, предоставленного при включении в реестр. Отметим, что в 2014 году эти и некоторые другие недостатки были устранены в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» (Федеральный закон от 05.05.2014 № 115-ФЗ), в правовой базе остается еще достаточно пробелов, в связи с чем ряд компаний, включенных в реестр УЭО, на практике не пользуются преимуществами этого статуса. Приведем лишь один пример. В ТК ТС

есть прямая норма о том, что при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, если в качестве декларанта выступает уполномоченный экономический оператор (п. 2.1 ст. 217), поскольку он уже внес обеспечение при включении в реестр. Однако УЭО далеко не всегда могут воспользоваться этим упрощением, так как сами в качестве перевозчиков выступают крайне редко, как правило, это третье лицо (не имеющее статуса УЭО), и складывается ситуация, когда в отношении товаров, идущих в адрес УЭО, таможенные органы все равно требуют обеспечение, то есть законодательством упрощение формально предоставлено, но никто не подумал о том, что для его реализации необходимо предусмотреть для уполномоченного экономического оператора возможность выступать доверителем в отношении третьего лица. Среди дополнительных упрощений отметим возможность не предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру транзита на всей территории союза даже в условиях сохраняющегося принципа резиденства. С другой стороны, в числе условий присвоения статуса УЭО появится такой показатель, как финансовая устойчивость компании.

Впрочем, и в рамках союзного законодательства возможности данного статуса довольно ограничены: и территориально (только в том государстве ТС, где зарегистрирован УЭО), и по перечню лиц, которые вправе пользоваться специальными упрощениями (только декларант), и по перечню товаров, в отношении которых не могут использоваться специальные упрощения (подакцизные и иные товары, подлежащие маркировке). Первые два ограничения, планируется, будут сняты в Таможенном кодексе ЕАЭС (глава 60). Также предполагается расширение специ-

альных упрощений с 4 до 11, при этом их количество зависит от типа получаемого свидетельства.

Изменения, заложенные в ТК ЕАЭС, должны сделать институт уполномоченного экономического оператора более доступным и удобным для бизнеса всех стран Евразийского экономического союза.

Литература

1. Реестр уполномоченных экономических операторов по состоянию на 01.07.2017г. // Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: http://ved.customs.ru/index.php?id=1690&Itemid=1971& option=com content&view=article Дата обращения: 01.11.2017.

2. Терешенкова А.Ю. Проект таможенного кодекса Евразийского экономического союза: основные изменения в сфере таможенного регулирования // Научные труды Северо-Западного института управления. -СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС. - 2017. Т. 8 № 3 (30). С. 41-50.

3. Д.В. Некрасов. Доклад Директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Д.В. Некрасова «Перспективы развития института уполномоченного экономического оператора»./ Российская таможенная академия, г. Люберцы, 2013, 13 Ноября. Электронный ресурс: http://www.customs-academy. ^1^=4427

4. Донцова Г.Н. Изменения в регулировании деятельности Уполномоченного экономического оператора // Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/30391/ Дата обращения: 09.06.2014 г.

5. Жуков Д. Уполномоченный экономический оператор. Теория и практика» //Журнал «Ракурс», выпуск № 4. Режим доступа: http://vch.ru/event/view.html?alias =upolnomochennyi ekonomicheskii _operator. _teoriya_i_praktika Дата обращения: 11.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.