Научная статья на тему 'Таможенное сотрудничество стран — членов ЕАЭС: новые горизонты'

Таможенное сотрудничество стран — членов ЕАЭС: новые горизонты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
8309
1497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / таможенное сотрудничество / Таможенный кодекс / Всемирная таможенная организация / Соглашение по упрощению процедур торговли / Eurasian Economic Union / customs cooperation / customs code / World Customs Organization / Trade Facilitation Agreement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гошин Владимир Анатольевич

Рассмотрены состояние дел и перспективы развития таможенного сотрудничества стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности, ход работы над проектом его Таможенного кодекса. На примерах показано, что в новом кодексе нашли свое отражение современные подходы к таможенному администрированию, принятые и апробированные в мировой практике, что повысит эффективность внешнеторговых операций государств — членов указанного союза. Кроме того, освещены проблемы, выявившиеся при подготовке проекта Таможенного кодекса союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs cooperation of the member-states of the Eurasian Economic Union: new horizons

The author considers the state of affairs and perspectives of development of customs cooperation among member-states of the Eurasian Economic Union (EEU), in particular the ongoing work on the draft Customs Code of the EEU. On a number of examples it is demonstrated that the new Customs Code has incorporated quite a few modern approaches to customs administration, adopted and tested in world practices. This will enhance efficiency of foreign economic operations of the EEU member states. The problems that have emerged in the process of preparation of the draft Customs Code are also elucidated. It is opined that the objective need of the Union member states in moving integration processes further and strengthening the EEU will help them to overcome the still existing barriers and divergences.

Текст научной работы на тему «Таможенное сотрудничество стран — членов ЕАЭС: новые горизонты»

Гошин В.А.1

ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН — ЧЛЕНОВ ЕАЭС: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Рассмотрены состояние дел и перспективы развития таможенного сотрудничества стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности, ход работы над проектом его Таможенного кодекса. На примерах показано, что в новом кодексе нашли свое отражение современные подходы к таможенному администрированию, принятые и апробированные в мировой практике, что повысит эффективность внешнеторговых операций государств — членов указанного союза. Кроме того, освещены проблемы, выявившиеся при подготовке проекта Таможенного кодекса союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенное сотрудничество, Таможенный кодекс, Всемирная таможенная организация, Соглашение по упрощению процедур торговли.

Прошло немногим более года со дня вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В течение этого времени Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) продолжала вести сложную и кропотливую работу по созданию унифицированной нормативной базы государств-членов с целью формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которая была начата еще в 2007 г. с принятием решения об образовании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Главы государств — членов ЕАЭС неоднократно заявляли о необходимости максимальной либерализации условий экономической деятельности в союзе, и ЕЭК совместно со странами «пятерки» (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия) последовательно реализует поставленную перед ней задачу.

На сегодняшний день интеграционным направлением, на котором странам-членам удалось достичь, пожалуй, наибольшего прогресса, стала сфера таможенного сотрудничества. Что представляется закономерным, поскольку уже в течение нескольких лет их внешняя торговля осуществляется че-

1 Гошин Владимир Анатольевич — член Коллегии ЕЭК (министр) по тамо-

женному сотрудничеству, магистр юридических наук, доцент.

рез общую границу, объективно подталкивая страны-члены к выработке и имплементации единого механизма таможенного регулирования, которым призван стать новый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК).

Выработка нового ТК началась не на пустом месте. Уже более пяти лет без особых проблем действует Таможенный кодекс Таможенного союза, который до вступления в силу ТК ЕАЭС продолжает регулировать отношения стран-членов в сфере таможенного сотрудничества. Вместе с тем переход на новый этап интеграции — создание ЕАЭС, пересмотр договорно-правовой базы, действовавшей ранее, появление новых технологий — потребовал пересмотра и юридических инструментов, регулирующих таможенные правоотношения. При подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений целого ряда международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, были решены многие другие задачи: вопросы модернизации таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, сокращения национального сегмента таможенного регулирования, учета положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО.

К наиболее важным нововведениям таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК Союза, можно отнести такие положения, как:

• автоматическое совершение ряда таможенных операций и таможенного контроля с использованием информационных систем таможенных органов для проверки таможенных и иных документов и сведений;

• приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях;

• использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, таможенным декларированием и выпуском товаров;

• оптимизация сведений, указываемых в декларации на товары и транзитной декларации;

• возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основе которых она заполнена;

• существление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации;

• возможность выпуска товаров до завершения таможенным органом таможенного контроля в форме проверки таможенных и иных документов и сведений при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

• четкая регламентация условий использования товара, помещенного под таможенную процедуру, если ее содержание предусматривает ограничения по использованию на таможенной территории либо за ее пределами;

• расширение категорий юридических лиц, которым может быть присвоен статус уполномоченного экономического оператора (УЭО); трехуровневая

система присвоения такого статуса и модернизация критериев и условий его присвоения, расширение перечня специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории АЭЕ.

Нынешний ТК действует совместно еще с 30 международными договорами, девять из которых уже потеряли актуальность и были отменены с 1 января 2015 г. Как отмечалось выше, в ходе подготовки проекта ТК союза нормы 16 международных договоров были пересмотрены и в измененном виде включены в текст этого документа. В качестве отдельных международных договоров останутся только пять соглашений, затрагивающих таможенные вопросы, но непосредственно не регулирующих таможенные правоотношения. Эти соглашения касаются работы объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, особенностей привлечения лиц к административной и уголовной ответственности. К числу таких правовых документов относятся следующие соглашения.

1. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза от 5 июля 2010 г.

2. Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза от 22 июня 2011 г.

3. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 22 июня 2011 г.

4. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 г.

5. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2010 г.

Кроме того, предполагается, что Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. будет продолжать действовать в части функционирования свободных экономических зон, но утратит силу в части, регулирующей вопрос применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Необходимо также отметить, что с учетом сложившейся правоприменительной практики по сравнению с ТК ТС структура ТК союза была изменена, главы,

касающиеся институтов таможенного права, систематизированы. Содержание ТК союза не делится на общую и специальную части. Положения, регламентирующие совершение таможенных операций, которые предваряют подачу декларации на товары, и операций при помещении товаров под таможенную процедуру, объединены в самостоятельный раздел «Таможенные операции и лица, их совершающие». В свою очередь, положения о таможенных процедурах дополнены главами «Таможенная процедура свободной таможенной зоны» и «Таможенная процедура свободного склада». В проект ТК союза были включены отдельная глава «Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины» и раздел «Таможенные органы», который регулирует общие вопросы функционирования таможенных органов, применения ими информационных систем и технологий, системы управления рисками, информационного взаимодействия таможенных органов и др. По сравнению с ТК ТС, в котором только четыре статьи посвящены УЭО, в ТК союза появилась отдельная гл. 60 «Уполномоченный экономический оператор». В целом в настоящее время проект ТК Союза состоит из 8 разделов, 60 глав и 448 статей.

В ходе разработки проекта ТК союза был использован имеющийся международный опыт таможенного регулирования. Так, к настоящему времени Всемирная таможенная организация (ВТамО) и другие международные организации разработали около 40 инструментов таможенного администрирования и упрощения процедур торговли. Это конвенции, рекомендации и стандарты, специализированные руководства по институтам таможенного права, обзоры наилучших практик таможенного администрирования, компендиумы и глоссарии. Серьезное внимание при подготовке проекта ТК союза было уделено инкорпорированию таких инструментов, как, например, предварительное информирование, система управления рисками, посттаможенный аудит, институт УЭО, «единое окно», институциональное строительство. В связи с этим следует особо упомянуть Соглашение по упрощению процедур торговли, заключенное в ходе 9-й Министерской конференции Всемирной торговой организации (ВТО) (Бали, декабрь 2013 г.).

По оценкам ОЭСР, имплементация данного Соглашения приведет к сокращению торговых издержек почти на 14,5% для стран с низким уровнем доходов и на 10% — для стран с высоким уровнем доходов. В докладе Международного экономического форума (МЭФ) содержатся еще более впечатляющие цифры. Эксперты МЭФ пришли к выводу, что сокращение барьеров в цепочке поставок за счет улучшения администрирования и транспортно-коммуникационной инфраструктуры может привести к росту мирового ВВП на 4,7%, а мирового экспорта — на 14,5%.

Соглашение по упрощению процедур торговли зафиксировало значительный объем передовых таможенных технологий (прозрачность правил, «единое окно», УЭО), которые необходимы для функционирования современной таможни, ориентированной на содействие легитимной торговле. Фактически данное Соглашение вобрало в себя все ключевые принципы,

зафиксированные в стандартах ВТамО. При этом в отличие от стандартов ВТамО, которые в большинстве своем носят рекомендательный характер, Соглашение ВТО является обязательным для ее членов, что в перспективе приведет к масштабному внедрению прогрессивных таможенных технологий в торговле большинства стран мира. Страны ЕАЭС последовательно внедряют современные таможенные стандарты и технологии в законодательство Союза, поэтому особых проблем с реализацией данного соглашения на таможенной территории стран «пятерки» быть не должно. Напомним, что для вступления Соглашения ВТО в силу необходима его ратификация 2/3 членов ВТО, т.е. 108 государствами (в настоящее время в ВТО 162 члена, включая Европейский Союз). Число государств, ратифицировавших это Соглашение, уже приближается к 70 (ЕС ратифицировал данное Соглашение от имени своих стран-членов), и можно надеяться, что в обозримом будущем оно вступит в силу. ЕЭК не только внимательно наблюдает за ходом его ратификации, но и участвует в специально созданной при ВТамО Рабочей группе по Соглашению об упрощении процедур торговли, где обсуждаются конкретные механизмы его реализации.

Рост трансграничных перемещений и возрастающая роль мировой торговли в развитии национальных экономик заставляют государства разрабатывать и внедрять более эффективные инструменты таможенного администрирования. В этом смысле ЕАЭС не исключение. Государства-члены активно проводят политику по созданию комплексных правовых инструментов, направленных на создание эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности, упрощение таможенных формальностей путем внедрения передовых информационных технологий. Одним из нововведений нового ТК является, в частности, полный переход на электронный документооборот и практически полный отказ от бумажных носителей. Речь идет об использовании всех возможных мер для того, чтобы декларирование и выпуск товаров осуществлялись в возможно короткие сроки. Кроме того, еще одним способом применения информационных технологий в практике таможенного регулирования станет дальнейшее развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска.

Так, реализация перспективных технологий найдет свое отражение в рамках проекта по развитию механизма «единого окна», предусматривающего создание интеллектуального механизма, способного в режиме реального времени автоматически оказывать комплекс услуг. Среди них такие, как оперативная обработка и анализ документов и сведений, их перераспределение между государственными органами и уполномоченными организациями исходя из запрашиваемых услуг, информирование заинтересованных лиц о ходе рассмотрения заявок, оценка рисков, рекомендация решений. Внедрение механизма «единого окна» имеет огромное значение. Рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) выявил следующую тенденцию: пятерка мировых лидеров по показателю «международная торговля» — это те страны, в которых механизм «единого окна» охватывает все сферы государствен-

ной деятельности, регулирующие и контролирующие внешнеэкономическую деятельность. У ЕАЭС другого пути тоже нет: чем быстрее это будет сделано, тем раньше все заинтересованные стороны почувствуют улучшения и упрощения не только в сфере таможенных правоотношений, но и во внешнеэкономической деятельности. Реализация эксперимента по автоматическому выпуску товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, началась в России с апреля 2015 г., в нем участвуют порядка 32 таможенных органов РФ. Подобный эксперимент начался и в Республике Беларусь.

Помимо реализации механизма «единого окна», в проекте ТК союза, как отмечалось, дальнейшее развитие получил институт УЭО. Напомним, что он был введен в законодательство Союза еще в 2010 г. с принятием КТС. Институт УЭО является важным элементом системы упрощения таможенных формальностей и ускорения перемещения товаров через таможенные границы. Приобретая статус УЭО, юридическое лицо в соответствии с таможенным законодательством ТС получает право на применение специальных упрощений. В проекте ТК ЕАЭС предусмотрен концептуально новый подход в деятельности УЭО, заложены нормы, существенно расширяющие возможности данных лиц. Работа в этом направлении была организована таким образом, чтобы сохранить баланс интересов бизнеса и государственных органов. ЕЭК постаралась учесть пожелания бизнес-сообщества прежде всего в части расширения спектра специальных упрощений, допущения к данному институту большего количества участников цепи поставок (перевозчиков, экспедиторов, складов, таможенных представителей). Кроме того, упрощения были сгруппированы по различным типам свидетельств (всего предусмотрено три типа упрощений) и соответственно также разделены условия в зависимости от типа свидетельства. Подобная конструкция дает юридическому лицу право выбора типа свидетельства (набора упрощений), что является потенциалом для роста популярности данного института.

Перечень упрощений для УЭО был увеличен в несколько раз. Это первоочередной порядок, хранение и совершение таможенных операций с товарами на складах УЭО, удаленный выпуск, участие в экспериментах, отказ от необходимости предоставлять обеспечение при помещении товаров под таможенную процедуру транзита, при дополнительной проверке и таможенной экспертизе и т.д. Особо необходимо отметить тот факт, что товары, перемещаемые УЭО, относятся к низкому уровню риска, т.е. уже являются категорированными. Таким образом, таможенный контроль в отношении УЭО минимизируется и проводится в максимально комфортных условиях.

Предусматривается возможность применения специальных упрощений на всей таможенной территории ЕАЭС, и закладывается основа для возможности взаимного признания УЭО другими странами, не являющимися членами ЕАЭС. Это позволит операторам пользоваться преимуществами в пяти государствах — членах союза, а также рассчитывать на потенциальные привилегии в других странах (Европейского Союза, Латинской Амери-

ки, Юго-Восточной Азии и т.д.), если с ними будут подписаны соглашения о взаимном признании УЭО. В условиях непростой экономической ситуации такие нововведения особенно актуальны для предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поскольку позволяют оптимизировать логистические и таможенные операции, а также сэкономить финансовые ресурсы. Кроме того, в новом подходе в максимальной степени учтены интересы таможенных органов, предусмотрены более прозрачные и понятные условия для получения статуса УЭО, заложена основа для взаимодействия таможенных органов государств — членов союза на всех этапах администрирования деятельности УЭО. Это позволит отсортировать действительно добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности и создать новый партнерский, обоюдно выгодный, формат сотрудничества бизнеса и таможенных органов.

Важно то, что статус УЭО помогает выстраивать безопасную цепь поставок, что на сегодняшний день — главная цель деятельности по повышению эффективности таможенного администрирования. Это — важнейшая задача, стоящая в основе развития программ УЭО во всем мире.

Особенность действующего таможенного законодательства (ТК ТС) заключается в следующем: оно жестко устанавливает, что только лицо, правомочное выступать в качестве декларанта товаров, может применять специальные упрощения. Соответственно право пользоваться привилегией применения специальных упрощений имеет только одна категория лиц из нескольких лиц, вовлеченных в международную цепь поставок. Такое системное ограничение было предметом многочисленных дискуссий в деловых кругах и поводом для критики существующей системы УЭО, искусственно ограничивавшей в правах других участников таможенных правоотношений, что, в свою очередь, негативно сказывалось на безопасности цепи поставок. В проекте ТК союза отсутствуют ограничения, препятствующие применению специальных упрощений, предусмотренных для УЭО, всеми лицами, участвующими в международной цепи поставок (перевозчиками, таможенными представителями, экспедиторами, владельцами складов временного хранения и иными лицами), что автоматически предоставляет им право пользоваться соответствующими привилегиями УЭО. В результате все участники таможенных правоотношений могут быть задействованы в программе УЭО. Это, безусловно, позитивно отразится на безопасности цепи поставок. Однако следует признать следующий факт. Несмотря на то что проект ТК ЕАЭС является очевидным шагом вперед по сравнению с ныне действующим таможенным законодательством, пока, к сожалению, не удается реализовать все планы по созданию полностью унифицированной базы таможенного администрирования. Развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС проходит не без сложностей. Как и во всяком важном начинании, движению вперед зачастую мешают инерция мышления, боязнь нового, лоббистские интересы, в результате чего формирование эффективного общего рынка пяти государств — членов ЕАЭС тормозится сохраняющимися ограничениями, изъятиями, нетарифными барьерами и прочими препятствиями.

Не секрет, что действующий ТК ТС несовершенен и содержит достаточно много отсылочных норм, позволяющих регулировать определенный круг вопросов на национальном, а не наднациональном уровне. Эксперты насчитывают свыше 200 таких положений, что, естественно, не может не сказываться на эффективности функционирования создаваемого государствами — членами ЕАЭС единого экономического пространства. Наличие подобных отсылок прежде всего объясняется тем, что другие сферы законодательства государств-членов (налоговое, валютное, административное, банковское, об электронном документе) остаются неунифицированными, однако нормы соответствующих юридических инструментов необходимо соблюдать при таможенном регулировании.

В связи с этим при разработке нового ТК особое внимание было уделено выстраиванию нового Кодекса на нормах прямого действия. Но пока рано подводить итоги, в какой мере это удалось, поскольку в ходе внутригосударственного согласования проекта ТК ЕАЭС от государств-членов поступило около 1,5 тыс. замечаний и предложений, которые в настоящий момент еще находятся в стадии обсуждения, а ТК дорабатывается исходя из достигаемых договоренностей.

Количество отсылочных норм будет также во многом зависеть от позиции Казахстана, предложившего пересмотреть положения проекта ТК ЕАЭС с учетом сохранения принципа «резидентства», который, на наш взгляд, в настоящее время является основным барьером для дальнейшего развития взаимной торговли. Напомним, что по действующему законодательству участники внешнеэкономической деятельности обязаны подавать декларации на товары таможенным органам того государства, в котором они зарегистрированы. Кроме того, Казахстан выступает за то, чтобы вернуть на национальный уровень регулирование таких вопросов, как порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, формы таможенных документов и порядок их заполнения, а также высказывается за отнесение к регулированию на уровне законодательства государств-членов вопросов, связанных с установлением сроков уплаты налогов, обстоятельств возникновения и прекращения обязанности по их уплате. В настоящее время эти вопросы единообразно урегулированы соответствующими положениями ТК ТС.

При этом остальные государства — члены ЕАЭС настаивают на сохранении ранее достигнутых договоренностей. Так, поправки, предложенные российской и белорусской сторонами (Армения и Кыргызстан приступили к работе над проектом ТК союза позже), в основном носят юридический и технический характер, в то время как Казахстан предлагает кардинально пересмотреть концепцию проекта. Нынешняя позиция казахстанских коллег существенно отличается от подходов, с которыми согласились ранее все государства — члены союза, в том числе и сам Казахстан, и которые были заложены в проекте ТК ЕАЭС. Основная проблема состоит в том, что предложения этого государства противоречат базовому документу союза — Дого-

вору о ЕАЭС, т.е. если будут приняты предложения казахстанской стороны, то тем самым будет не только изменен подход в осуществлении таможенного регулирования, но и снижена уже достигнутая степень интеграции.

Предложения Казахстана пока находятся в стадии обсуждения. В зависимости от достигнутых договоренностей количество отсылочных норм в проекте ТК союза по сравнению с действующим ТК ТС может не только не уменьшиться, но даже возрасти. Отметим, например, что из 23 ранее неурегулированных вопросов в таможенной сфере к настоящему времени осталось 8. Но это — непростые вопросы. Они носят не столько таможенный, сколько экономический характер. О сложности остающихся проблем свидетельствует то, что такой экономический вопрос, как отмена принципа «резидентства», рассматривался на уровне глав правительств. Его отмена упирается в необходимость изменения налогового и валютного законодательства в каждой стране, необходимость организовывать взаимодействие налоговых служб на новом уровне. В Казахстане налоговое законодательство более либеральное, в Белоруссии и России более жесткое. Однако стороны констатировали, что пока не готовы к решению этих вопросов и повторно вернутся к их рассмотрению лишь в 2020 г.

Не удается пока унифицировать и систему управления рисками, которая по-прежнему будет использоваться таможенными органами в соответствии с национальным законодательством. Иными словами, процесс управления рисками, а также стратегия и тактика применения системы управления рисками остаются в компетенции государств-членов. То же относится и к унификации подходов к контролю таможенной стоимости, осуществляемому таможенными органами на основе системы управления рисками. Работа по унификации стоимостных индикаторов риска будет продолжена в рамках Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза.

Продолжается работа по совершенствованию транзитной системы ЕАЭС, предусмотренной ТК, а также установлены способы обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите, налажен информационный обмен таможенных органов. Например, 29 мая 2015 г. было принято распоряжение Евразийского межправительственного совета № 13, которым определены основные подходы к совершенствованию транзитной системы союза, в том числе применение современных информационных технологий и снижение затрат для лиц, участвующих в таможенном транзите. Комиссией было организовано несколько заседаний Рабочей группы по совершенствованию единой транзитной системы и единых гарантийных механизмов при таможенном транзите, результатом чего стал проект соглашения об особенностях применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Основная цель будущего соглашения — снижение затрат лиц, участвующих в перевозке товаров, на обеспечение уплаты таможенных платежей (применение упрощений) и использование передовых

информационных технологий (максимальное применение электронных документов). Оно, в частности, предусматривает:

• возможность генерального обеспечения уплаты таможенных платежей при таможенном транзите;

• применение поручительства как способа обеспечения уплаты таможенных платежей;

• применение упрощений, позволяющих снизить размер обеспечения уплаты таможенных платежей;

• возможность оформления сертификата обеспечения в виде электронного документа;

• использование в качестве подтверждения предоставления обеспечения сведений из информационных систем таможенных органов.

В настоящее время проекты разработанных документов проходят обсуждение в государствах-членах.

Как известно, в процессе разработки проекта ТК союза представители бизнеса высказывались по проблемам, связанным с проведением контроля таможенной стоимости. В частности, предлагалось отказаться от дублирования контроля таможенной стоимости в отношении идентичных товаров, поставляемых по одному контракту, а также обеспечить возможность проведения контроля таможенной стоимости с использованием информации, предоставленной в рамках процедуры предварительного информирования. Были отмечены проблемы в оформлении таможенных грузов: их классификации по кодам, имеющим более высокую таможенную ставку налога, и при определении контрактной стоимости товара. Типичная ситуация выглядит так: таможенный орган определяет, что заявленная таможенная стоимость ниже, чем указанная в профиле риска. После этого таможенный орган назначает дополнительную проверку сведений о таможенной стоимости по различным основаниям. Далее таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости до той, которая установлена профилем риска по любым основаниям. Данные основания, как было отмечено, не соответствуют сомнениям таможенного органа, изложенным в решении о дополнительной проверке, а также законодательству и фактическим обстоятельствам конкретной сделки.

ЕЭК подготовил соответствующий проект решения, согласно которому предусматривается возможность не проводить дополнительную проверку таможенной стоимости товаров в случае, если по ранее ввезенным идентичным товарам таможенная стоимость была принята таможенным органом по результатам дополнительной проверки. Проектом решения предполагается также внесение соответствующих изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары и Классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании. Проект решения прошел оценку регулирующего воздействия. По ее итогам признано, что проект решения окажет позитивное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.

ОЭСР, разработав комплекс из 12 показателей упрощения процедур торговли, придерживается мнения, что наибольшим потенциалом снижения затрат на торговые операции обладают мероприятия по оптимизации процедур и предварительные решения. По оценкам ОЭСР, меры по оптимизации процедур имеют потенциал снижения торговых издержек на 5,4% и предварительные решения — на 3,7%.

Эти оценки были учтены при подготовке проекта ТК ЕАЭС. Так, действующий ТК ТС регулирует порядок принятия предварительных решений по классификации товаров, предусматривая их обязательность при декларировании товаров на территории того государства — члена союза, таможенным органом которого такие решения приняты. Проектом ТК ЕАЭС предусматривается расширение сферы действия предварительных решений по классификации товаров, если они приняты в отношении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде. Подобные решения будут применяться также на территории другого государства — члена союза при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Порядок принятия предварительных решений о происхождении товаров, регулируемый в настоящее время национальными законодательствами государств — членов союза, предложено определить в ТК ЕАЭС. Предварительные решения о происхождении будут применяться на территории того государства — члена союза, таможенный орган которого принял их. Проект ТК ЕАЭС предусматривает и возможность принятия предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, если это установлено законодательством государств-членов. Порядок и условия выдачи таких решений, порядок и сроки их применения будут регулироваться законодательством государств-членов. Данный подход к регулированию предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров соотносится с положениями Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, в соответствии с которыми предварительные решения по классификации товаров и предварительные решения о происхождении товаров отнесены к категории обязательных, а предварительные решения по таможенной стоимости — к разряду рекомендованных.

Как известно, увеличение трансграничных перемещений заставляет многие государства активнее использовать современные информационные технологии. В этом смысле ЕАЭС не исключение. В качестве примера можно назвать интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли. Данная система предназначена для решения задач информационного взаимодействия государств — членов ЕАЭС не только в таможенной сфере, а во всех сферах, в которых протекают интеграционные процессы. В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС эти сферы расширились и направлены на достижение четырех свобод: движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поэтому указанным Договором предусмотрено, что

по мере завершения формирования правовой базы для достижения этих свобод будет происходить функциональное расширение данной системы до интегрированной информационной системы ЕАЭС.

Указанная интегрированная информационная система и изначально, и тем более сейчас предназначена не только для обеспечения реализации механизмов «единого окна». Первоначально ее создание задумывалось для реализации общих процессов в рамках ТС, уже тогда предусматривавших взаимодействие не только таможенных органов. В настоящее время в связи с созданием ЕАЭС перечень общих процессов, подлежащих реализации с использованием интегрированной информационной системы, расширен примерно до 70 процессов, из которых таможенную сферу затрагивают 26. При этом с использованием данной системы союза должно быть обеспечено только информационное взаимодействие между национальными информационными системами, реализующими механизмы «единого окна».

В настоящее время проводятся межгосударственные испытания названной интегрированной информационной системы союза. Фактически уже начато информационное взаимодействие по контролю за таможенным транзитом и фактическим вывозом товаров между таможенными органами государств-членов в рамках присоединения к союзу Республики Армения и Киргизской республики. Но в полном объеме разработка необходимой правовой базы завершена только для трех общих процессов, связанных с формированием единых реестров таможенных представителей, перевозчиков и владельцев складов временного хранения.

Очевидно, что внедрение и реализация механизма «единого окна», в первую очередь, зависят от готовности самого бизнеса к переходу на электронное взаимодействие с государственными органами с использованием национальных информационных систем, реализующих эти механизмы. Интегрированная информационная система союза будет только обеспечивать информационное взаимодействие между этими системами на наднациональном, межгосударственном уровне. В государствах — членах ЕАЭС работы по созданию таких систем ведутся в соответствии с национальными программами, которые, как планируется, в ближайшее время будут скоординированы и взаимоувязаны.

Как известно, в рамках Таможенного союза должны применяться единые ставки таможенного тарифа. Однако в ходе своего процесса присоединения к ВТО, членом которой Казахстан стал в ноябре 2015 г., он по целому кругу товаров зафиксировал более низкие ставки, чем те, что предусмотрены Единым таможенным тарифом (ЕТТ) ЕАЭС. Проблема, связанная с применением тарифных изъятий для Казахстана из ЕТТ союза, была, к счастью, решена. На заседании Высшего Евразийского экономического совета, состоявшемся 16 октября 2015 г., был подписан ряд документов, направленных на имплементацию обязательств Республики Казахстан в рамках ВТО в правовую систему ЕАЭС. В их число вошли следующие документы.

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 22, которое наделяет Совет ЕЭК правом устанавливать для Казахстана перечень изъятий из ЕТТ ЕАЭС, а также предусматривает иные поручения в области повышения эффективности информационного взаимодействия уполномоченных органов в процессе администрирования торговли, в том числе формирование профилей рисков по таможенной стоимости в отношении наиболее чувствительных категорий товаров.

2. Протокол о внесении дополнений в Договор о Евразийском экономическом союзе, на основе которого Казахстану было предоставлено право применять изъятия в связи с обязательствами в ВТО.

3. Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС, который установил обязательства Казахстана принять меры по недопущению вывоза товаров за пределы страны без доплаты пошлин. В данном Протоколе была определена общая схема обращения товаров, подпадающих под изъятия, в том числе информационное взаимодействие таможенных органов, обеспечение мониторинга перепродаж товаров и т.д., а также механизм администрирования и контроля за их оборотом.

В своей деятельности ЕЭК отнюдь не замыкается лишь в рамках ЕАЭС. Большинство проектов комиссии разрабатывается с учетом потенциального международного сотрудничества союза, имеющего огромный потенциал в качестве экономического партнера ведущих мировых стран и их объединений как на Западе, так и на Востоке. В частности, уже подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Еще ряд стран проявляют интерес к союзу и изучают возможность заключения подобных соглашений. Кроме того, блоком таможенного сотрудничества ЕЭК готовятся предложения по заключению с ВТамО меморандума о взаимодействии с перспективой дальнейшего участия в качестве наблюдателя в рабочих органах этой организации. В рамках сотрудничества ЕЭК с ВТа-мО интерес представляют следующие направления:

• совершенствование таможенного администрирования на основе международных стандартов;

• разработка эффективных, действенных и современных стандартов таможенного регулирования;

• оптимизация и повышение эффективности использования ресурсов таможенных администраций;

• повышение эффективности таможенного контроля; развитие таможенной инфраструктуры.

В настоящее время ведутся переговоры по проекту соглашения об информационном обмене между таможенными службами Китая и стран — членов ЕАЭС. Кроме того, китайские коллеги уже выразили готовность пойти дальше в наших партнерских отношениях и в перспективе рассмотреть возможность взаимного признания уполномоченных экономических опе-

раторов. Это абсолютно конкретное и, что самое важное, реализуемое предложение. Как отмечалось выше, в проекте ТК ЕАЭС институт УЭО был серьезно усовершенствован, а принципы его создания и деятельности были в максимальной степени унифицированы с международными аналогами именно с прицелом на последующее международное сотрудничество. Те нормы УЭО, которые начнут работать с вступлением в силу нового таможенного законодательства, позволят ЕАЭС заключать соглашения с крупнейшими торговыми партнерами о взаимном признании таких операторов, а это значит, появляется возможность перемещать товары во взаимной торговле практически без участия таможенных органов.

Еще одно направление, где ЕЭК сможет оказать существенное содействие внешней торговле, — создание единой трансконтинентальной системы таможенного транзита. Эта идея озвучивается на разных площадках уже несколько лет. Хочется думать, что данное предложение найдет отклик у Евросоюза на Западе, а на Востоке — в рамках китайской инициативы по созданию экономического пояса Шелкового пути.

Мировая экономика сейчас испытывает непростые времена. Все отчетливее наблюдается процесс перехода от глобализации к регионализации, т.е. образованию региональных экономических центров, позволяющих определить новые форматы взаимодействия между государствами. И у ЕАЭС есть все предпосылки для того, чтобы занять свою нишу в этом процессе. Но при этом нужно признать, что новому Союзу есть еще что улучшать и над чем серьезно работать. Для того чтобы полноценно сотрудничать с третьими странами, необходимо сначала устранить проблемы в «своем доме». Иначе формулировка «182-миллионный потребительский рынок», которую ЕАЭС презентует на мировой арене, может остаться лишь пустой фразой. В этом отношении скорейшее принятие и имплементация ТК ЕАЭС станет важной вехой в упрочении его международных позиций.

Goshin V.1

Customs cooperation of the member-states of the Eurasian Economic Union: new horizons

The author considers the state of affairs and perspectives of development of customs cooperation among member-states of the Eurasian Economic Union (EEU), in particular the ongoing work on the draft Customs Code of the EEU.

1 Goshin Vladimir — Board Member of the Eurasian Economic Commission (Minister)

in charge of customs cooperation, Master of Law, senior lecturer.

On a number of examples it is demonstrated that the new Customs Code has

incorporated quite a few modern approaches to customs administration, *

S S

adopted and tested in world practices. This will enhance efficiency of foreign | §

economic operations of the EEU member states. The problems that have §- Ц

emerged in the process of preparation of the draft Customs Code are also ^ §

elucidated. It is opined that the objective need of the Union member states s 'g

in moving integration processes further and strengthening the EEU will help | §

them to overcome the still existing barriers and divergences. 11

Key words: Eurasian Economic Union, customs cooperation, customs code, World Customs Organization, Trade Facilitation Agreement.

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.