9. Елистратов А. И. Административное право. М.; Л.: Госиздат, 1929. 366 с.
10. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000. 640 с.
11. Машаров И. М. Административная деятельность как объект административно-правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 1. С. 33.
12. Шайдуко Н. В. К вопросу административной деятельности таможенных органов в сфере обеспечения общественной безопасности // Оперативник (Сыщик). 2013. № 2. С. 72-76.
13. Шайдуко Н. В. Основные направления административной деятельности таможенных органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы административного и информационного права». М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013. С. 241-245.
М. В. Искоскова, С. В. Мозер
ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ ПРОЕКТА ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье анализируются новации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, посвященные институту таможенного декларирования товаров. Основное внимание уделяется преимуществам, которые будут предоставлены участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Евразийский экономический союз; таможенное декларирование; таможенное регулирование.
В настоящее время подготовка Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) является важным направлением работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Экспертное сообщество ожидает, что в ближайшее время участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) получат современный инструмент таможенного регулирования, который существенно упростит таможенные операции и будет максимально содействовать международной торговле. В связи с этим анализ новелл ТК ЕАЭС применительно к различным институтам таможенного права с учетом современных условий развития таможенного дела в ЕАЭС является актуальным направлением исследовательской деятельности. Рассмотрим основные новации института таможенного декларирования товаров в проекте ТК ЕАЭС.
Решением Коллегии ЕЭК от 18.12.2014 № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» был одобрен проект Договора, в соответствии с которым государства - члены ЕАЭС примут ТК ЕАЭС [1]. Эксперты и научное сообщество впервые ознакомились с версией нового кодекса, основная цель которого - единое регулирование таможенных правоотношений на всей территории ЕАЭС.
Разработка проекта нового кодекса осуществлялась при тесном взаимодействии экспертов государств-участников ЕАЭС с представителями предпринимательского сообщества. В связи с этим важным вопросом является учет предложений представителей бизнеса по модернизации действующего таможенного администрирования при разработке ТК ЕАЭС. Одна из первых консолидированных позиций предпринимателей Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации была формализована в предложениях белорусско-казахстан-ско-российского бизнес-сообщества по приоритетным направлениям внесения изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) в целях совершенствования правовой базы Таможенного союза в области таможенного дела и таможенного администрирования до 2015 г.
В перечень предложений, затрагивающих системные вопросы и специфику таможенного декларирования, вошли: кодификация актов таможенного законодательства Таможенного союза; сокращение отсылочных норм к национальному законодательству; установление электронной формы обмена для официальной переписки между таможенными органами и участниками ВЭД; использование электронных документов без обязанности представления документов на бумажных носителях; освобождение участника ВЭД от представления документов, имеющихся в базе данных таможенных органов и других государственных органов; сокращение сведений, указываемых в декларации на товары; построение деятельности всех контролирующих органов по принципу «единого окна» в соответствии с международными рекомендациями и правилами; автоматическое принятие решений о выпуске товаров (без участия должностных лиц таможенных органов и с учетом категорирования участников ВЭД); описание прав и обязанностей таможенных органов и декларантов в случаях технических сбоев в информационных системах таможенных органов и др.
Сравнительный анализ ТК ТС и ТК ЕАЭС позволяет выявить правовые новации и современные инструменты таможенного администрирования, которые будут доступны участникам ВЭД государств - членов ЕАЭС с момента вступления в силу нового кодекса в 2016 г. Рассмотрим основные положения ТК ЕАЭС применительно к институту таможенного декларирования товаров, а также правовые конструкции, созданные экспертами рабочей группы, в том числе на основе предложений предпринимательского сообщества.
Прежде всего отметим, что институт таможенного декларирования является важным институтом таможенного права [4]. Этим и определяется повышенное внимание к нему со стороны предпринимательского сообщества в настоящее время. Принимая во внимание уровень развития современных таможенных технологий, а также новые подходы международного таможенного сообщества к выстраиванию безопасной цепи поставки товаров и качеству таможенного администрирования, рассматриваемый институт требует соответствующей модернизации. Необходимость такой модернизации также определена следующими факторами: разработка на платформе Всемирной таможенной организации (ВТамО) современных инструментов таможенного регулирования; упрощение процедур торговли; углубление взаимовыгодных отношений между таможенными администрациями и предпринимательским сообществом на пространстве ЕАЭС; приоритет применения безбумажных технологий при совершении таможенных операций; активное развитие механизма «единого окна».
1. Одна из основных новаций института таможенного декларирования -установление приоритета электронного декларирования. В соответствии с ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации [2, п. 3 ст. 179]. В проекте ТК ЕАЭС его разработчики в ст. 74 намеренно разделили данную норму на две части, отдав приоритет таможенному декларированию товаров в электронной форме [1, п. 3 ст. 74]. Согласно п. 3 ст. 74 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров производится в электронной форме. В то же время согласно п. 4 этой же статьи таможенное декларирование может производиться в письменной форме в следующих случаях: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования; в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; в отношении транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, определяемых ЕЭК1.
Разработчики ТК ЕАЭС предусмотрели возможность применения письменной формы таможенного декларирования также и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии.
2. Одним из наиболее дискуссионных вопросов при подготовке проекта ТК ЕАЭС является вопрос о сведениях, которые содержатся в декларации на товары при таможенном декларировании. В ТК ТС этому вопросу посвящена ст. 181 (декларация на товары), в то время как в ТК ЕАЭС - ст. 76 (сведения, содержащиеся в декларации на товары). Сравнительный анализ ТК ТС и ТК ЕАЭС показывает, что в новом кодексе изменяется состав сведений, подлежащих указанию в декларации на товары. Перечень сведений дополняется такими сведениями, как: сведения о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарном знаке и торговой марке,
0 ц^не товаров, а также о цене и весе нетто единицы товара согласно коммерческим документам. На первый взгляд, такое увеличение может быть рассмотрено как «антипредпринимательская» мера, идущая вразрез с общепринятой концепцией о необходимости максимального содействия торговле, минимизации временных и стоимостных затрат участников ВЭД при совершении таможенных операций.
Однако, если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, данное нововведение является элементом, который обеспечивает реализацию другой очень важной новации ТК ЕАЭС, направленной на содействие интересам предпринимательского сообщества, - возможность подать декларацию на товар без представления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
В проекте ТК ЕАЭС декларация на товары приобретает еще большую значимость, так как в ряде случаев до выпуска товаров таможенные органы не будут требовать представления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
1 В переходных положениях к проекту ТК ЕАЭС (п. 4 ст. 445) предусмотрено, что до 1 января 2020 г. таможенное декларирование товаров в Республике Казахстан производится по выбору декларанта в письменной или электронной форме.
86 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2015
По нашему мнению, это существенное упрощение для законопослушного бизнеса. Если декларанту разрешается представить только таможенную декларацию и при этом не требуются никакие иные документы, то в этой декларации должен содержаться необходимый объем сведений, достаточный в том числе для форматно-логического контроля, принятия решений информационной системой таможенного органа о регистрации декларации на товары и выпуске товаров в автоматическом режиме. Состав сведений, который сейчас предусмотрен в проекте ТК ЕАЭС, подлежащих указанию в декларации на товары, позволит отнести товары к одному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и убедиться в правильности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдения запретов и ограничений, а также специальных защитных мер, если такие установлены.
В этом контексте можно сказать, что проект ТК ЕАЭС в рассматриваемой части не создает дополнительные барьеры для бизнеса, а, наоборот, их устраняет, минимизируя количество представляемых при таможенном декларировании документов, исключая дублирование сведений в различных таможенных и других документах. С учетом разрабатываемого на платформе ЕЭК механизма «единого окна» получаемые предпринимательским сообществом выгоды становятся более чем очевидными.
Проводя сравнительный анализ ТК ТС с ТК ЕАЭС, нельзя не отметить, что в новом кодексе реализована не менее важная правовая новелла - непредставление документов, на основании которых заполнена декларация на товары. Так, согласно действующему порядку подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация [2, п. 1 ст. 183]. В проекте нового кодекса данный подход модернизирован. В соответствии с п. 4 ст. 79 ТК ЕАЭС подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за ис-
1
ключением ряда случаев .
Для соблюдения баланса интересов в части выполнения таможенными органами своих контрольно-надзорных функций в проект ТК ЕАЭС введена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации [1, п. 3 ст. 78]. Исключение касается документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, которые в соответствии с национальным законодательством могут быть представлены после выпуска товаров.
3. На сегодняшний день ТК ТС регламентирует порядок совершения таможенных операций в рамках института таможенного декларирования. В частности, в главе 27 ТК ТС «Таможенное декларирование товаров» выделены следующие операции: представление документов при таможенном декларировании товаров (ст. 183 ТК ТС); подача и регистрация таможенной декларации (ст. 190 ТК ТС);
1 Если представление документов является обязательным в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (за исключением случая, когда в соответствии с такими правилами сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены в рамках информационного взаимодействия с органами (организациями) государств, не являющихся членами Союза) или правилами определения происхождения вывозимых товаров; при представлении таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары.
изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации (ст. 191 ТК ТС); отзыв таможенной декларации (ст. 192 ТК ТС); предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 193 ТК ТС).
На основе предложений предпринимательского сообщества в новый кодекс введено положение о «проверке и регистрации поданной таможенной декларации» (ст. 81 ТК ЕАЭС). Таким образом, произошло разделение процессов подачи таможенной декларации и ее регистрации. Связано это, прежде всего, с применением электронной формы декларирования и физическим нахождением декларанта и таможенного органа на удалении друг от друга в отличие от письменного таможенного декларирования, когда таможенные декларации подавались в окошко к инспектору. По настоянию предпринимательского сообщества в ТК ЕАЭС определена цель проверки поданной таможенной декларации - установление отсутствия оснований для отказа в ее регистрации [1, п. 1 ст. 81].
4. Основываясь на передовой практике таможенного администрирования, эксперты рабочей группы рассмотрели вопрос о сокращении времени регистрации (отказе в регистрации) таможенной декларации. В статье 81 ТК ЕАЭС (проверка и регистрация поданной таможенной декларации) закреплена важная новация о регистрации таможенным органом или отказе в регистрации таможенной декларации не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации. Ранее этот срок составлял два часа [2, п. 3 ст. 190].
5. Здесь же на нормативном уровне уточнены основания для отказа в регистрации таможенной декларации: не соблюдена форма таможенного декларирования; структура и форма электронной таможенной декларации или электронного вида письменной таможенной декларации не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов1; в отношении декларируемых товаров не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров, установленные национальным законодательством, которые должны выполняться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Следует добавить, что, работая над этой нормой, эксперты старались изложить основания для отказа в регистрации таможенной декларации так, чтобы была возможность их проверки в автоматическом режиме, без участия должностного лица таможенного органа.
6. В соответствии с действующим ТК ТС отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа [2, п. 5 ст. 190]. В новом кодексе аналогичная норма дополнена обязательством таможенного органа «предложить рекомендации по устранению» таких причин [1, п. 4 ст. 81]. Учитывая, что в проекте ТК ЕАЭС упразднена письменная форма указания причин отказа, реализация данной нормы будет осуществлена в рамках информационного взаимодействия с таможенными органами. Предполагается, что такие действия, равно как и подготовка самих рекомендаций, в перспективе могут быть реализованы в рамках создаваемого механизма «единого окна». По нашему мнению, такой подход позволит уменьшить
1 Таможенные органы и сейчас отказывают в регистрации таможенной декларации, если не выполнено данное условие, руководствуясь таким основанием для отказа в регистрации таможенной декларации, как «в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации». Данная норма введена с целью однозначности и четкости понимания участниками ВЭД требований, которые должны быть выполнены.
88 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2015
временные затраты добропорядочных участников ВЭД при взаимодействии с таможней. В дополнение отметим, что закрепленная в проекте ТК ЕАЭС обязанность таможенного органа предложить рекомендации по устранению выявленных причин для отказа в регистрации таможенной декларации рассматривается нами как некая форма услуги, предоставляемой таможней участнику ВЭД. В то же время данная новация не является инструментом давления на таможенный орган, увеличивающим затраты времени последнего при консультировании неквалифицированного участника ВЭД. Стоит помнить, что таможня - это, прежде всего, государственный орган, осуществляющий функции контроля, а не сервисная служба.
7. Изменение сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров. Согласно ТК ТС допускается изменение или дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации [2, п. 1 ст. 191]. Условиями для совершения таких операций являются положения, в соответствии с которыми:
1) вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений (ч. 2 п. 1 ст. 191 ТК ТС);
2) если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
В проекте ТК ЕАЭС первое положение исключено как рудимент, препятствующий торговле.
Второе условие для предоставления возможности внесения изменений сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров также подверглось изменению в пользу декларанта: если в настоящее время внесение изменений в сведения, заявленные в таможенную декларацию, невозможно, если таможенный орган принял решение о проведении таможенного досмотра, а также практически любой формы таможенного контроля в отношении товара, то в проекте ТК ЕАЭС уточняется, что речь идет только о таможенном осмотре и (или) назначении проведения таможенной экспертизы.
В то же время разработчики нового кодекса внесли уточнение в перечень рассматриваемых условий, введя положение, которое ограничивает возможность внести изменения, дополнения, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со ст. 326 ТК ЕАЭС (проверка таможенных, иных документов и (или) сведений).
Вследствие этого в рассматриваемой части новые правила ТК ЕАЭС стали более ясными и понятными для декларанта, а предлагаемая норма точно определяет формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение, начало которых является основанием для отказа во внесении изменений в сведения до выпуска товаров.
8. Отзыв таможенной декларации. Новый и действующий таможенные кодексы предусматривают возможность подачи обращения об отзыве таможенной декларации в виде письменного документа. В то же время ТК ЕАЭС предусматривает возможность совершения этого же действия в виде электронного документа [1, п. 1 ст. 183].
В соответствии с действующим ТК ТС по письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары Таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров [2, п. 2 ст. 192].
Однако новый кодекс уточняет, что в отношении ряда иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления, продуктов переработки таких товаров, отходов и остатков, образовавшихся в результате совершения операций по переработке на таможенной территории или операций по переработке для внутреннего потребления, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (кроме транспортных средств, используемых в качестве транспортных средств международной перевозки), перевозимых под таможенной процедурой таможенного транзита через территории государств, не являющихся членами Союза, транзитная декларация может быть отозвана декларантом до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров либо после принятия решения о выпуске товаров до_фактического убытия таких товаров с таможенной территории ЕАЭС [1, п. 2 ст. 83].
Наконец, ТК ЕАЭС дополняет перечень оснований для отказа в отзыве таможенной декларации такими основаниями, как:
- уведомление декларанта о назначении таможенной экспертизы;
- установление влекущих административную или уголовную ответственность нарушений законодательства государств-членов, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
9. Предварительное таможенное декларирование. Основные изменения в части предварительного таможенного декларирования товаров:
- установление возможности подачи декларации не только до ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, но и до доставки товаров в место доставки, определенное таможенным органом отправления;
- определение сведений, которые при предварительном таможенном декларировании в обязательном порядке должны быть заявлены в таможенной декларации (это сведения, необходимые для исчисления и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик);
- уточнение положений ТК ТС в части норм о предъявлении товаров таможенному органу. Проект ТК ЕАЭС определяет, что после ввоза на таможенную территорию ЕАЭС либо после доставки в место доставки, определенное таможенным органом отправления, товары, в отношении которых применено предварительное таможенное декларирование, должны быть размещены в зоне таможенного контроля, указанной в таможенной декларации, о чем декларант уведомляет таможенный орган, зарегистрировавший таможенную декларацию;
- установление дополнительных оснований для отказа в выпуске товаров, в отношении которых было применено предварительное таможенное декларирование, - в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, приняты и опубликованы, но не вступили в силу акты ЕЭК и (или) законодательства государств-членов, устанавливающие (увеличивающие) ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, акты ЕЭК и (или)
законодательства государств-членов, изменяющие условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или отменяющие такие льготы, относящиеся к этим товарам, а также введены меры защиты внутреннего рынка;
- закрепление необходимости совершения декларантом таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, в случае если срок выпуска товаров продлен либо принято решение об отказе в выпуске товаров.
10. Неполное и периодическое таможенное декларирование. В проекте ТК ЕАЭС унифицированы неполное и периодическое таможенное декларирование.
Согласно ст. 194 ТК ТС (особенности таможенного декларирования товаров) в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе: 1) если декларант располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования; 2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени (неполное и периодическое таможенное декларирование. - Прим. авторов).
Тем самым на сегодняшний день особенности неполного и периодического таможенного декларирования установлены национальным законодательством государств - членов ЕАЭС.
В целях совершенствования таможенного администрирования в ЕАЭС разработчики нового кодекса, как было отмечено выше, унифицировали применяемые сторонами правила о неполном и периодическом декларировании. Соответствующие новации ТК ЕАЭС закреплены в ст. 85-86.
11. Унифицирован и упрощен порядок декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном либо незавершенном виде. ЕЭК наделяется полномочиями по определению перечня товаров, в отношении которых принимаются решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде.
12. Использование механизма «единого окна». Анализ проекта ТК ЕАЭС показывает, что модернизированный в проекте ТК ЕАЭС институт декларирования содержит положения, которые можно соотнести с механизмом «единого окна» в системе регулирования ВЭД, разрабатываемым на экспертной площадке ЕЭК. Определено это, прежде всего, новыми подходами, а также технологиями взаимодействия таможни и бизнеса. Перечислим некоторые из них.
Общие положения о таможенном декларировании товаров содержат норму о том, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме [1, п. 3 ст. 74].
Положения о подаче таможенной декларации содержат нормы о получении сведений о документах в рамках информационного взаимодействия с органами (организациями) государств.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, может быть осуществлено по мотивированному обращению декларанта в виде электронного документа [1, п. 1 ст. 82].
Таможенная декларация на товары Союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Союза по обращению декларанта в виде электронного документа [1, п. 3 ст. 83].
Таковы основные новации института таможенного декларирования в проекте ТК ЕАЭС, которые представилась возможность исследовать в тексте проекта, направленного для проведения внутригосударственного согласования.
Безусловно, следует ожидать, что проект ТК ЕАЭС после его доработки по результатам внутригосударственного согласования может претерпеть существенные изменения.
Однако мы ожидаем, что рассмотренные нововведения ТК ЕАЭС, которые представляются основными элементами кардинальной модернизации таможенного регулирования в ЕАЭС, останутся в этом проекте и после его доработки, а результаты экспертной работы в целом положительно отразятся на бизнес-климате, а также упрощении процедур торговли в ЕАЭС.
Использованные источники
1. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»).
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультатнПлюс».
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg= 0&print=1&ID=5956.
4. Адриашин Х. А., Свинухов В. Г. Таможенное право: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006.
Д. В. Некрасов
ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
В статье рассматриваются новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено новеллам, затрагивающим правовой институт уполномоченного экономического оператора на современном этапе развития таможенного регулирования.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; уполномоченный экономический оператор (УЭО); правовой статус УЭО; таможенное регулирование.
С 2010 г. на территории Таможенного, а потом и Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) функционирует институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). За это время в государствах - членах Союза уже накоплен определенный практический опыт по развитию данного института, а также выявлены первые проблемы, препятствующие его дальнейшему развитию. Для разрешения проблемных аспектов функционирования института УЭО в проекте