Научная статья на тему 'Деятельность таможенных органов в воздушных пунктах пропуска как вид государственной услуги'

Деятельность таможенных органов в воздушных пунктах пропуска как вид государственной услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1849
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ВОЗДУШНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS OPERATIONS / AIR BORDER CHECKPOINTS / GOVERNMENT SERVICES / SERVICE-ORIENTATION / CUSTOMS SERVICES / GOODS MOVING / CUSTOMS BORDER / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпранюк С. Ю.

В статье раскрыто содержание понятия «государственная услуга, предоставляемая таможенными органами». Проведен анализ этапов совершения таможенных операций при перемещении товаров воздушным транспортом, а также взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в рамках данных этапов, приведены основные примеры таможенных операций, совершаемых участниками процесса международной перевозки. Выявлена основная проблема совершенствования процесса предоставления государственных услуг таможенными органами при перемещении товаров воздушными судами, определены возможные направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цыпранюк С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN AIR BORDER CHECKPOINTS AS A TYPE OF PUBLIC SERVICE

The article describes the concept of "state service provided by customs authorities". The analysis of the stages of customs operations during the movement of goods by air transport, as well as the interaction of customs authorities and participants in foreign economic activity within the framework of these stages, provides the main examples of customs operations carried out by participants in the international transport process. The main problem of improving the process of provision of public services by customs authorities when goods are moved by aircraft has been identified, and possible directions for improvement have been identified.

Текст научной работы на тему «Деятельность таможенных органов в воздушных пунктах пропуска как вид государственной услуги»

УДК: 339.543

ББК: 67.401.143.1

Цыпранюк С.Ю.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ВОЗДУШНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Tsypranyuk S.Yu.

THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN AIR BORDER CHECKPOINTS AS A TYPE OF PUBLIC SERVICE

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные операции, воздушные пункты пропуска, государственные услуги, сервис-ориентированность, таможенные услуги, перемещение товаров, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, таможенный контроль.

Keywords: customs authorities, customs operations, air border checkpoints, government services, service-orientation, customs services, goods moving, customs border, foreign economic activity, customs control.

Аннотация: в статье раскрыто содержание понятия «государственная услуга, предоставляемая таможенными органами». Проведен анализ этапов совершения таможенных операций при перемещении товаров воздушным транспортом, а также взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в рамках данных этапов, приведены основные примеры таможенных операций, совершаемых участниками процесса международной перевозки. Выявлена основная проблема совершенствования процесса предоставления государственных услуг таможенными органами при перемещении товаров воздушными судами, определены возможные направления совершенствования.

Abstract: the article describes the concept of "state service provided by customs authorities". The analysis of the stages of customs operations during the movement of goods by air transport, as well as the interaction of customs authorities and participants in foreign economic activity within the framework of these stages, provides the main examples of customs operations carried out by participants in the international transport process. The main problem of improving the process of provision of public services by customs authorities when goods are moved by aircraft has been identified, and possible directions for improvement have been identified.

Постоянное и динамичное развитие международных цепей поставок товаров ставят перед таможенной службой Российской Федерации новые задачи по разработке и внедрению моделей функционирования, которые будут адекватны современным условиям. Ориентация на качественное и оперативное предоставление государственных услуг в данный период является одним из приоритетных направлений развития, так как сервис-ориентированность - важный показатель уровня развития таможенной службы страны на международной арене.

Предоставление государственных услуг в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления

государственных и муниципальных услуг». В соответствии со ст. 2 данного правового акта государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, представляет собой деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги1.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г.

1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

№ 809 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, согласно которому Федеральная таможенная является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации1.

На сегодняшний день законодательно закреплено 13 государственных услуг, которые оказывает Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее -ФТС России) в пределах своей компетенции, а именно:

- ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;

- ведение реестра владельцев таможенных складов;

- ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;

- ведение реестра владельцев складов временного хранения;

- ведение реестра таможенных перевозчиков;

- ведение реестра таможенных представителей;

- ведение реестра уполномоченных экономических операторов;

- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;

- информирование об актах таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее - Союза), законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам тамо-

1 Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»).

женного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

- контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров;

- принятие предварительного решения о стране происхождения товара;

- принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Предоставление каждой государственной услуги таможенными органами осуществляется в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми отдельными приказами ФТС России.

Однако ряд ученых считают, что понятие «государственная услуга, предоставляемая таможенными органами», то есть «таможенная услуга», является более широким понятием, и не должно ограничиваться только услугами, определенными в 13 административных регламентах. Тем более, что понятие «таможенная услуга» в настоящий момент законодательно не закреплено. Отнесение только данного ограниченного перечня видов деятельности к таможенным услугам не совсем правомерно, так как в рамках сложившейся в мире концепции «сервисной» таможни под услугами должны пониматься все виды деятельности, реализуемые специальными таможенными инструментами с целью повышения потребительской полезности сферы внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) для государства и участников ВЭД. Концепция «сервисной» таможни исходит из восприятия таможенного органа как «сервисной организации», «государственного поставщика», то есть государственного учреждения, ориентированного на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД, а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения та-

моженных процедур1.

Исходя из этого, таможенные услуги целесообразно рассматривать как комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД.

При перемещении товаров воздушным транспортом (как при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, так и при вывозе товаров таможенной территории Союза) с каждым годом становится все более актуальным вопрос совершенствования процесса предоставления государственных услуг таможенными органами в воздушных пунктах пропуска в связи со следующими обстоятельствами:

- увеличением объема международных перевозок товаров воздушным транспортом (2000 г. - 0,3 млн т, 2012 г. - 0,7 млн. т, 2015 г. 0,8 млн т)2;

- скоростью перемещения товаров воздушными судами как важному фактору выбора данного способа перемещения товаров участниками ВЭД.

При рассмотрении государственных услуг, предоставляемых таможенными органами в воздушных пунктах пропуска, на наш взгляд, целесообразно классифицировать данные услуги по критерию заказчика следующим образом:

- услуги, оказываемые государству;

- услуги, оказываемые участникам ВЭД.

При ввозе товаров на таможенную территорию Союза конечным результатом, то есть выполненной услугой для участников ВЭД со стороны таможенных органов, является выпуск товаров, то есть действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой3. Услугу, оказываемую таможенными органами государству в процессе ввоза

1 Гупанова Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. -2010. - №4. - С. 205-206.

2 Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. - Р76. - М., 2016. - 725 с. - С. 441.

3 «Таможенный кодекс Евразийского экономиче-

ского союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - Ст. 2.

товара, можно рассматривать как контроль за соблюдением условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.

При вывозе товаров с таможенной территории Союза под конечным результатом оказанной услуги таможенными органами участникам ВЭД следует понимать разрешение таможенного органа на убытие товаров, под услугой государству - контроль за фактическим вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Для определения основной проблемы, возникающей в процессе предоставления государственных услуг таможенными органами при перемещении товаров воздушным видом транспорта, необходимо определить цепочки этапов совершения таможенных операций, суть каждого этапа и показать примеры совершаемых участниками процесса международной воздушной перевозки таможенных операций в рамках этих этапов, а также проанализировать линии взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на каждом этапе.

Этапы совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию Союза воздушным транспортом представлена на рисунке 1.

Более подробно разберем каждый этап и совершаемые участниками действия в рамках данных этапов:

1. Предварительное информирование.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса ЕАЭС состав предварительной информации, структура и формат такой информации, порядок и сроки ее представления, в том числе предварительной информации, представляемой в виде электронного документа, порядок формирования и использования предварительной информации в виде электронного документа, лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию, определяются в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и целей использования таможенным органом такой предварительной информации4.

4 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

Временное хранение товаров

Рисунок 1 - Этапы совершения таможенных операций при ввозе товаров

воздушным транспортом

Решением Коллегии ЕЭК от 1 декабря 2015 г. № 158 введено обязательное представление предварительной информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта.

На данном этапе предусмотрена реализация следующих таможенных операций:

- представление перевозчиком предварительной информации в таможенные органы;

- принятие предварительной информации с присвоением уникального идентификационного номера либо отказ в принятии предварительной информации к рассмотрению (с указанием причин отказа);

- использование таможенными органами предварительной информации для принятия предварительных решений по выбору объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза, в том числе для подготовки решений о разгрузке воздушных судов1.

Как видно из вышеуказанных таможенных операций, взаимодействие в рамках предварительного информирования происходит только между перевозчиком и таможенным органом, то есть линия взаимодей-

1 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

ствия выглядит следующим образом: «таможенный орган - перевозчик».

2. Прибытие товаров.

После пересечения таможенной границы Союза товары должны быть доставлены перевозчиком в место прибытия. На данном этапе перевозчик уведомляет таможенный орган о прибытии товаров, то есть, как и на предыдущем этапе, линию взаимодействия можно определить как «таможенный орган - перевозчик».

3. Временное хранение товаров.

Под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса)2.

Временное хранение не является обязательным этапом таможенных операций при ввозе товаров, если после прибытия товаров в течение установленного срока была подана и зарегистрирована таможенная декларация. На данном этапе участники про-

2 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - ст. 98

цесса совершают следующие таможенные операции:

- предоставление перевозчиком в таможенный орган установленного пакета документов для размещения товаров на складе временного хранения (далее - СВХ);

- осуществление регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачу подтверждения о регистрации документов;

- размещение перевозчиком товаров на СВХ с помощью услуг владельца склада;

- предоставление отчета владельца СВХ перед таможенным органом по установленной форме (ДО-1, ДО-2, ДО-3);

- выдача разрешения таможенных органов лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, совершать с такими товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения;

- информирование таможенным органом владельца склада временного хранения о возможности выдачи товаров1.

Из приведенных примеров таможенных операций на этапе временного хранения товаров можно выделить три линии взаимодействия: «таможенные органы - перевозчик», «таможенные органы - владелец СВХ», «перевозчик - владелец СВХ».

4. Таможенное декларирование.

В соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. При этом таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным предста-

1 Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688 (с изм. от 19.12.2016) «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 № 28894).

вителем.

Из большого спектра таможенных операций на данном этапе целесообразно выделить следующие:

- подачу декларантом (или таможенным представителем) декларации на товары в таможенный орган;

- проверку таможенным органом поданной таможенной декларации;

- регистрацию или отказ в регистрации таможенным органом таможенной декларации;

- регистрацию или отказ в регистрации изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары2;

- регистрацию или отказ в регистрации отзыва декларации на товары.

В рамках данного этапа таможенные органы взаимодействуют только с декларантом либо таможенным представителем (линия взаимодействия: «таможенные органы - декларант или таможенный представитель»).

5. Выпуск товаров.

Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой3. На этапе выпуска товаров таможенными органами совершаются следующие таможенные операции:

- выпуск товаров;

- отказ в выпуске товаров;

- приостановление выпуска товаров.

В данном случае имеем одностороннее взаимодействие «таможенный орган - декларант или таможенный представитель».

Процесс вывоза товаров воздушным транспортом с таможенной территории ЕАЭС состоит из следующих этапов (рисунок 2):

2 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (ред. от 16.01.2018) «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».

3 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - ст. 2.

Таможенное Выпуск товаров Убытие товаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

декларирование

Рисунок 2 - Этапы совершения таможенный операций при вывозе товаров воздушным транспортом

При вывозе товаров воздушным транспортом на первом и втором совершаются уже рассмотренные ранее таможенные операции, а также проявляются такие же линии взаимодействия участников. При убытии товаров с таможенной территории совершаются следующие таможенные операции:

- предоставление перевозчиком установленного пакета документов в таможенные органы;

- оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории. Линия взаимодействия при совершении таможенных операций на данном этапе аналогична линии взаимодействия на этапе прибытия - «таможенные органы -перевозчик».

Следует отметить, что вместо указанных в примерах лиц, участвующих в совершении таможенных операций на каждом этапе, документы могут предоставляться иными лицами, действующими от имени и по поручению данных участников, если это допускается в соответствии с законодательством.

При анализе действий участников процесса международной перевозки товаров воздушным транспортом при совершении таможенных операций на каждом из этапов отмечается проблема двусторонности отношений в части взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД в процессе представления государственных услуг. На каждом этапе таможенные органы взаимодействуют только с одной категорией участника ВЭД, а другие участники процесса не могут видеть сам процесс в онлайн-

режиме. Это сказывается на скорости совершения таможенных операций, что является на текущий момент одним из показателей качества предоставления таможенных услуг, особенно в воздушных пунктах пропуска в связи со спецификой перемещения товаров данным видом транспорта.

Также стоит отметить, что в рамках этих этапов совершения таможенных операций можно было бы выделить линии взаимодействия таможенных органов с другими государственными контролирующими органами. Такое взаимодействие на сегодняшний день носит также двусторонний характер, что негативно сказывается на скорости совершения таможенных операций и качестве предоставления государственных услуг.

Таким образом, по мнению автора, совершенствование процесса представления таможенными органами государственных услуг в воздушных пунктах пропуска необходимо осуществлять в двух направлениях:

- ускорение процесса совершения таможенных операций внутри каждого этапа;

- минимизация времени непосредственно между этапами таможенных операций в процессе перемещения товаров.

При этом разработка методов, инструментов и технологий совершенствования таможенных операций в воздушных пунктах пропуска в контексте указанных выше направлений может позволить в целом ускорить процесс представления таможенных услуг в воздушных пунктах пропуска, тем самым повысив качество их предоставления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) «О Феде-

ральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»).

3. Приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688 (с изм. от 19.12.2016) «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах№» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 № 28894).

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (ред. от 16.01.2018) «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии».

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

6. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

7. Гупанова, Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - №4. - С. 205-207.

8. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. / Росстат. - Р76. - М., 2016. -

725 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.