Научная статья на тему 'Принципы размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры Российской Федерации'

Принципы размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1948
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ / ПЕРЕВОЗКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИНАЛ / ПРИНЦИПЫ / КОНЦЕПЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / НОВЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротаева Наталья Сергеевна

Рассмотрены принципы размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры лежат в основе совершенствования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Соблюдение принципов способствует быстрому и качественному прохождению товарами таможенного контроля и таможенных операций. Разработанные принципы определяют основные направления совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры, ее задачи и функциональные особенности. Представлены основные требования к принципам размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры в целях реализации новых таможенных технологий при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коротаева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры Российской Федерации»

Принципы размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры Российской Федерации The principles of placement and functioning of customs and logistics infrastructure of the Russian Federation

Коротаева Наталья Сергеевна, аспирант кафедры Экономики таможенного дела ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия»

Korotaeva Natalia Sergeevna, the post-graduate student of Department of Economics customs

GKOU VPO "Russian Customs Academy"

Аннотация. Рассмотрены принципы размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры лежат в основе совершенствования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Соблюдение принципов способствует быстрому и качественному прохождению товарами таможенного контроля и таможенных операций. Разработанные принципы определяют основные направления совершенствования таможенно-логистической инфраструктуры, ее задачи и функциональные особенности. Представлены основные требования к принципам размещения и функционирования таможенно-логистической инфраструктуры в целях реализации новых таможенных технологий при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Ключевые слова: перемещение товаров, перевозка товаров, таможенно-логистическая инфраструктура, таможенно-логистический терминал, принципы, концепция, таможенные операции, таможенный контроль, размещение объектов, функционирование, новые таможенные технологии.

Annotation. The principles of placement and functioning of customs and logistics infrastructure, improvement of the underlying movement of goods and vehicles across the customs border of the Customs Union. Compliance with the principles contributes to the of quality and rapid passage of goods, customs

control and customs operations. The principles define the basic directions of perfection of the customs and logistics infrastructure, its objectives and functional features. The basic requirements for the principles of placement and functioning of customs and logistics infrastructure for the implementation of the new customs technologies when the goods cross the customs border of the Customs Union.

Keywords: movement of goods, transportation of goods, customs and logistics infrastructure, customs and logistics terminal, principles, concepts, customs operations, customs control, placement of objects, functioning of objects, new custom technology.

Введение. Современное состояние внешней торговли Российской Федерации напрямую зависит от направления государственного регулирования, совершенствование которого оказывает большое влияние на развитие национальной экономики и, как следствие, национальной безопасности страны.

Одним из направлений государственного регулирования внешней торговли является таможенное регулирование, осуществляемое таможенными органами страны. Таможенное регулирование, в целях развития внешней торговли, направлено на регулирование процессов перемещения товаров при международной торговле. Поэтому, одной из основных функций (обязанностей) таможенных органов является обеспечение на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза [2, ст. 12].

Для повышения эффективности перемещения товаров необходимо создавать в приграничных субъектах Российской Федерации современную таможенно-логистическую инфраструктуру (далее - ТЛИ). Представленная задача обозначена в Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Решение указанной задачи сделает более доступными

транспортно-логистические услуги с учетом осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. Указанная задача объясняется еще тем, что для эффективного проведения таможенных операций и таможенного контроля и упрощения таможенных формальностей требуется наличие необходимой развитой ТЛИ, способной обеспечивать применение новых таможенных технологий при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

ТЛИ является центральным звеном в перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Она должна способствовать быстрому и качественному прохождению товарами таможенного контроля. Главным объектом ТЛИ являются таможенно-логистические терминалы, способствующие проведению таможенных операций в зоне таможенного контроля вдоль государственной границы Российской Федерации [3].

Для создания системы ТЛИ, способствующей решению задач, стоящих перед таможенными органами, необходимо развивать научно-методический аппарат в этой области. При планировании направлений развития и совершенствования ТЛИ целесообразно реализовывать разработанные практикой принципы. Под ними, как известно, понимаются основополагающие идеи, руководящие положения, правила, посредством которых органы управления добиваются рационального размещения и развития ТЛИ. Таким образом, считается целесообразным для совершенствования ТЛИ определить принципы ее создания и функционирования.

Для определения принципов размещения и функционирования объектов ТЛИ следует учитывать разработанные ранее принципы таможенной инфраструктуры, принципы логистики, принципы системного анализа, принципы деятельности таможенных органов [2, ст.11] и особенностей функционирования объектов ТЛИ.

К принципам размещения объектов ТЛИ относятся следующие:

1. Принцип рациональной пространственной концентрации объектов

ТЛИ.

2. Принцип комплексности в размещении объектов ТЛИ.

3. Принцип рационального использования имеющихся ресурсов регионов (материальных, финансовых и трудовых).

4. Принцип недопущения возложения на участников ВЭД, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек.

5. Принцип обязательного научного обоснования и проведения экономического анализа размещения объектов ТЛИ (ТЛТ).

К принципам функционирования объектов ТЛИ относятся следующие:

1. Принцип целеполагания (достижение целей и решение поставленных задач).

2. Принцип системности функционирования ТЛИ.

3. Принцип комплексности элементов ТЛИ.

4. Принцип оптимальности функционирования объектов ТЛИ

5. Принцип устойчивости и адаптивности системы ТЛИ.

6. Принцип надежности и гибкости функционирования ТЛИ.

7. Принцип компьютеризации (внедрения новых технологий обработки данных) деятельности на ТЛИ.

8. Принцип недопущения возложения на участников ВЭД, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек.

9. Принцип содействие совершенствованию таможенного контроля и таможенных операций.

10. Принцип обязательного научного обоснования и проведения экономического анализа размещения и совершенствования объектов ТЛИ (ТЛТ).

Раскроем каждый принцип. Содержание принципов размещения будет следующим.

Принцип рациональной пространственной концентрации объектов ТЛИ предполагает эффективное размещение ТЛТ в зоне таможенного

контроля (в приграничных районах) «в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста и в непосредственной близости от федеральных автомобильных и железнодорожных дорог» [4].

Принцип комплексности в размещении объектов ТЛИ указывает на необходимость оборудования приграничных территорий Российской Федерации объектами ТЛИ и содействие экономическому и инфраструктурному развитию приграничных субъектов на основе тесного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, пограничными войсками.

Комплексное размещение объектов ТЛИ предполагает рационально сочетать направления природного, экономического и социального характера. При размещении ТЛТ обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический — предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду; экономический - развитие регионов (субъектов) Российской Федерации и уменьшение затрат участников ВЭД; социальный -создание новых рабочих мест в приграничных субъектах Российской Федерации.

Принцип рационального использования имеющихся ресурсов регионов (материальных, финансовых и трудовых) говорит о том, что необходимо для рационального размещения объектов ТЛИ учитывать имеющиеся ресурсы регионов и использовать их наиболее эффективно, то есть привлекать так, чтоб была максимальная отдача. Под материальными ресурсами понимается существующая в регионе производственная и социальная инфраструктура (дороги, земельные площади, здания, сооружения, складские площади, транспортное сообщение и др.). Использование финансовых ресурсов предполагает финансирование местной администрацией (региона) создание и развитие объектов ТЛИ для дальнейшего получения от инвестирования прибыли и постепенного развития региона. Благодаря созданию объектов ТЛИ создаются новые

рабочие места в приграничных регионах, что способствует снижению безработицы и повышению уровня образования и занятости.

Принцип недопущения возложения на участников ВЭД, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек заключается в том, что действия таможенных органов по реализации положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, не должны отрицательно повлиять на деятельность участников внешнеэкономической деятельности. Наоборот, отмечается возможность повышения эффективности транспортных потоков внутри страны при ввозе товаров в Российскую Федерацию или вывозе из нее.

Другой важный момент в размещении объектов ТЛИ в приграничных регионах, это недопущение возложения на участников ВЭД дополнительных затрат по хранению на складах временного хранения ТЛТ и иных оказываемых услуг в связи с вынужденным перемещением таможенного контроля в приграничные территории.

Реализация принципа обязательного научного обоснования и проведения экономического анализа размещения объектов ТЛИ предполагает учитывать для рационального размещения объектов ТЛИ результаты экономических исследований, научного изучения проблем размещения.

Далее рассмотрим принципы функционирования объектов ТЛИ.

Принцип целеполагания утверждает, что ТЛИ как любой сложный объект должен рассматриваться с точки зрения поставленных задач и целей. Цель, как известно, определяет формы описания объекта. Задачи и цели, которые ставятся перед созданием ТЛИ, в частности ТЛТ, определяются ФТС России. Следовательно, от направлений развития таможенной службы зависит и состав ТЛИ.

Создание объектов ТЛИ в приграничных районах внесет свой вклад в достижение целей Концепции [3]:

— совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения в практику таможенного оформления новых технологий таможенного оформления;

— инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации;

— снижение транспортной нагрузки на крупные города Российской Федерации;

— обеспечение взимания в полном объёме обязательных к уплате таможенных платежей.

Принцип системности функционирования ТЛИ направлен на комплексный подход к изучению экономических процессов и явлений, обязательное понимание их как целостных систем, все части которых взаимосвязаны и взаимозависимы.

ТЛИ рассматривается как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (ТЛТ, ЦТО (электронного декларирования) «Сухой порт», ТЛЦ и т.д.).

На рисунке изображена функциональная зависимость этих объектов:

Интернет-декларирование

Удаленное декларирование

Предварительное информирование

Технология «Одного окна»

Рисунок - Основные объекты ТЛИ и их взаимодействие.

Объекты ТЛИ имеют одно общее направление функционирования - это содействие (оказывание помощи) в перемещении товаров и транспортных средств и проведение таможенного контроля. Следовательно, современная ТЛИ Российской Федерации требует внедрения и использования новых таможенных технологий в области таможенного дела, в частности такими являются:

— Интернет-декларирование;

— Технология удаленного выпуска и удаленное декларирование;

— Предварительное информирование;

— Технология «Одного окна».

Поэтому, функционирование ТЛИ невозможно без перечисленных элементов, позволяющих эффективно функционировать и совершенствовать таможенные операции и таможенный контроль, в первую очередь упрощение таможенных формальностей и сокращение сроков.

Элементы ТЛИ рассмотрим на примере ТЛТ, который является основой для развития всей системы ТЛИ.

Основные элементы следует определять из назначения и основных операций, происходящих на терминале (1).

Все элементы отобразим в функциональной зависимости:

^ ТЛТ = ^ {тО; ^шт ;Уч,; тт), (1)

Где ЯГЛТ - результативность функционирования ТЛТ;

ТО - таможенные органы, результат деятельности которого определяется скоростью таможенных операций УГО (то есть количество ТД, оформленных за один день) и качестве таможенного контроля КТК;

8ТЛТ - площадь ТЛТ (сумма открытой площадки на которой могут разместиться ТС, ЗТК, СВХ, СОХ и площади всех закрытых помещений, расположенных на территории ТЛТ (помещения обслуживания, помещения для участника ВЭД, помещение для таможенного органа). Площадь определяеп пропускную способность СВХ ТЛТ

Уч - участники ВЭД и владельцы ТЛТ (декларанты, таможенные представители, владельцы СВХ, СОХ, работники ТЛТ)

ТТ - таможенные технологии, которые определяются в применении новых таможенных технологий в области таможенных операций и таможенного контроля.

Таким образом, все элементы и объекты ТЛИ взаимосвязаны и взаимодействуют между собой для достижения единой цели результативного таможенного администрирования и проведения таможенного контроля.

Принцип комплексности элементов ТЛИ говорит о том, что для достижения поставленных целей создания ТЛИ необходимо, чтобы все элементы и процессы работали/действовали согласованно над решением задач. Только в этом случае обеспечивается наибольшая эффективность функционирования объектов ТЛИ.

Этот принцип полностью соответствует направлению развития таможенной службы Российской Федерации. Для создания ТЛТ требуется иметь четкое представление о направлениях развития таможенной службы, согласование действий по созданию объектов ТЛИ, плана и требований к созданию, а также показателей оценки результативности функционирования и размещения ТЛТ.

Очень важно, чтобы при этом основные усилия были направлены на содействие развитию внешней торговли и не препятствовали законной деятельности участников ВЭД.

Принцип оптимальности функционирования объектов ТЛИ связан с тем, что необходимо создание более выгодных условий перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. В Концепции [3] указывается на то, что «развитие ТЛИ в транспортных узлах, расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации ... повысит эффективность системы движения товаров, сделает более доступными транспортно-логистические услуги с учетом

осуществления таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации».

Принцип устойчивости и адаптивности указывает на то, что ТЛИ как логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов как внешней, так и внутренней среды.

Параметры - это величины или значения величин, которые служат для различения групп элементов некоторого множества между собой. Факторы -это причины, движущие силы какого-либо процесса, определяющие его характер или отдельные его черты, в нашем случае работу ТЛТ и порядок размещения.

Для работы ТЛТ требуется определить факторы, которые оказывают влияние на результативность функционирования ТЛТ и выгодное размещение, для решения поставленных целей таможенной службы Российской Федерации

Принцип надежности и гибкости функционирования объектов ТЛИ указывает на то, что необходимо создавать таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы функционирование ТЛИ необходимыми материальными ресурсами для выполнения целей высокой степень приспосабливаемости к условиям ее функционирования и требованиям всех заинтересованных сторон.

Данный принцип согласуется с принципом устойчивости и адаптивности, то есть учитываются показатели, факторы и параметры. Но в данном случае роль отводится определения требований и создание условий в материальном выражении для возможности надежного функционирования системы.

Принцип компьютеризации (внедрения новых технологий обработки данных) заключается в том, что для результативного функционирования ТЛИ в системе таможенных органов и участников ВЭД, для решения поставленных задач, необходимо внедрение в работу современных технических средств таможенного контроля, новых технологий таможенных

операций (например, Интернет-декларирование), информационных технических средств и технологий.

Например, от работы информационных средств таможенных органов контроля и оформления (например, АИСТ) зависит весь процесс таможенных операций и как следствие таких параметров как скорость таможенных операций, информационная поддержка, выявление рисков, возможность Интернет-декларирования и удаленного выпуска, таможенного контроля. От этого напрямую зависит и количество оформленный ДТ за один рабочий день.

Компьютеризация позволяет обрабатывать большие объемы информации за короткий срок, что немаловажно для самих владельцев СВХ. К программным средствам обработки информации относятся, например программы по ведению прибытия ТС, отслеживания движения документов, ДО, окончания таможенных операций и убытия товаров с ТЛТ.

А также, если СВХ оснащен автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, то должно быть наличие электронной системы размещения и учета товаров, позволяющих таможенному органу в режиме реального времени отслеживать движение документов, проведение осмотров, досмотров, разрешать или запрещать доступ к товарам путем электронной блокировки ячеек.

Для участников ВЭД (декларантов, таможенных представителей) возможность создания декларации на товары (далее - ДТ), подачи ДТ в электронном виде, отслеживания и обмена информацией.

Помимо компьютерных средств и программы, на территории ТЛТ требуется наличие технических средств таможенного контроля (далее -ТСТК), средств телефонной и факсимильной связи общего пользования, автоматизированной системы учета товаров, системы видеонаблюдения прилегающей территории, открытой площадки и помещения СВХ с предоставлением доступа [4].

Принцип недопущения возложения на участников ВЭД, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек определен Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2]. В отношении совершенствования ТЛИ определим, что действия таможенных органов не должны пагубно повлиять на деятельность участников ВЭД. Так, создание ТЛТ в связи с реализацией положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации является процессом директивным.

Принцип содействие совершенствованию таможенного контроля и таможенных операций также определен Федеральным законом №311-Ф3 [2]. Указывает на то, что ТЛИ должна применять совершенные формы таможенного контроля, новые технологии таможенного оформления и не препятствовать, а позволять дальнейшему развитию таможенных органов.

Принцип обязательного научного обоснования и проведения экономического анализа размещения и совершенствования объектов ТЛИ (ТЛТ) говорит о необходимости учитывать результаты экономических исследований, научного изучения проблем размещения и создания ТЛТ.

Заключение. Рассмотренные принципы размещения и

функционирования ТЛИ сочетают в себе принципы таможенного дела, логистики, системного анализа, что в свою очередь влияет на дальнейшее направление развития всех форм объектов ТЛИ. Для совершенствования ТЛИ необходимо учитывать рассмотренные принципы в интересах совершенствования перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Сочетая принципы размещения и функционирования объектов ТЛИ позволит создавать и развивать ТЛИ, отвечающую требованиям таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

На основе разработанных принципов необходимо развивать научно-методический аппарат совершенствования ТЛИ.

Библиографический список.

1. Таможенные кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон №311-Ф3 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в российской Федерации» (принят ГД РФ 19.11.2010).

3. Концепция таможенного оформлении и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (утв. 29.08.2008).

4. Приказ ФТС России №1587 от 31 августа 2009 г. «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.