Научная статья на тему 'Анализ размещения таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты'

Анализ размещения таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1518
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИНАЛ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗМЕЩЕНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / CUSTOMS LOGISTICS TERMINAL / LOGISTICS / LOGISTICS INFRASTRUCTURE / ACCOMMODATION / TRANSPORT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добринский В.П.

Таможенно-логистическая инфраструктура представляет собой комплекс, предназначенный для осуществления движения товаров и оказания таможенно-логистических услуг. Она находится в тесной связи с логистической инфраструктурой, которая объединяет все отрасли и предприятия,выполняющие перевозки, а также обеспечивающие их выполнение и обслуживание. С целью повышения эффективности перемещения товаров через российскую границу реализуются решения о приближении совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров к государственной границе Российской Федерации, важным моментом в решении которых является организация таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), как важного элемента таможенно-логистической инфраструктуры. Размещение таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты, происходит в настоящее время негармонично, наблюдается несбаласированность как размещения, так и загрузки ТЛТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PLACING CUSTOMS AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE CARGO VOLUMES PASSING THROUGH ITS FACILITIES

Customs and logistics infrastructure is a complex designed to monitor the movement of goods and the provision of customs and logistics services. It is closely related to the logistics infrastructure that brings together all industries and companies operating transport, as well as providing ihvypolnenie obsluzhivanie.S and to improve the efficiency of movement of goods across the Russian border solutions are implemented on the approximation of customs operations and customs control of goods to the state border of the Russian Federation, an important point in the decision which is the organization of the customs and logistics terminals (TLT), as an important element of the customs and logistics infrastruktury. Razmeschenie customs and logistics infrastructure in the Russian Federation and the cargo volumes passing through its facilities, there is currently far from harmonious, there is a nesblasirovannost placing and loading TLB.

Текст научной работы на тему «Анализ размещения таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты»

УДК 339.543

АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РФ И ОБЪЕМОВ ГРУЗОПОТОКОВ, ПРОХОДЯЩИХ

ЧЕРЕЗ ЕЕ ОБЪЕКТЫ

Добринский В.П., аспирант кафедры «Таможенное дело», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический

университет»

Таможенно-логистическая инфраструктура представляет собой комплекс, предназначенный для осуществления движения товаров и оказания таможенно-логистических услуг. Она находится в тесной связи с логистической инфраструктурой, которая объединяет все отрасли и предприятия,выполняющие перевозки, а также обеспечивающие ихвыполнение и обслуживание.С целью повышения эффективности перемещения товаров через российскую границу реализуются решения о приближении совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров к государственной границе Российской Федерации, важным моментом в решении которых является организация таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), как важного элемента таможенно-логистической инфраструктуры. Размещение таможенно-логистической инфраструктуры в РФ и объемов грузопотоков, проходящих через ее объекты, происходит в настоящее время негармонично, наблюдается несбласированность как размещения, так и загрузки ТЛТ.

Ключевые слова: таможенно - логистический терминал, логистика, логистическая инфраструктура, размещение, транспортная отрасль.

ANALYSIS OF PLACING CUSTOMS AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE CARGO VOLUMES PASSING THROUGH ITS

FACILITIES

Dobrinsky V., the post-graduate student, Customs chair, FSFEI HE «Saint Petersburg State University of Economics»

Customs and logistics infrastructure is a complex designed to monitor the movement of goods and the provision of customs and logistics services. It is closely related to the logistics infrastructure that brings together all industries and companies operating transport, as well as providing ihvypol-nenie obsluzhivanie.S and to improve the efficiency of movement of goods across the Russian border solutions are implemented on the approximation of customs operations and customs control of goods to the state border of the Russian Federation, an important point in the decision which is the organization of the customs and logistics terminals (TLT), as an important element of the customs and logistics infrastruktury.Razmeschenie customs and logistics infrastructure in the Russian Federation and the cargo volumes passing through its facilities, there is currently far from harmonious, there is a nesblasirovannost placing and loading TLB.

Keywords: customs - logistics terminal, logistics, logistics infrastructure, accommodation, transport industry.

Общее понятие инфраструктуры включает в себя совокупность зданий, сооружений, дорог, коммуникаций, систем, служб, которые необходимы для функционирования отраслей народного хозяйства и для обеспечения жизнедеятельности общества.

Единая система таможенных органов РФ в качестве приоритетной цели имеет повышение эффективности перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. В настоящее время реализуются решения о приближении совершения таможенных операцийи таможенного контроля товаров к государственной границе Российской Федерации [1].Ключевым моментом в решении поставленной задачи, является организация таможенно-логистических терминалов (далее - ТЛТ), которые являются важным элементом таможенно-логистической инфраструктуры. Таможенно-логистический терминал - это объединенный в единое целое комплекс зданий, сооружений, территорий, на территории которого предоставляются услуги, связанные перемещением товаров границы (совершение таможенных операций, хранение товаров, транспортировка товаров вглубь страны и т.д.), расположенный в непосредственной близости от контрольно - пропускного пункта на государственной границе. ТЛТ является частью транспортно -логистической инфраструктуры и одновременно частью таможенной инфраструктуры (см. рис.1)

Решение о развитии системы ТЛТ не случайно, поскольку как таможенная, так и транспортно - логистическая инфраструктура оказывают прямое влияние на эффективность внешнеэкономической деятельности.

По состоянию на сентябрь 2016 года в Российской Федерации

насчитывалось 54 ТЛТ. Большая часть ТЛТ (85%) размещены в европейской части страны (см. рис.2.)

Вместе с тем, размещение пунктов пересечения границы представляется более однородным (рис. 3.).

Территориально, ТЛТ размещены в 7 федеральных округах РФ (за исключением Приволжского ФО), в 16 субъектах Российской Федерации, что составляет 18,8% регионального покрытия от всех субъектов РФ (85) и 34% от приграничных субъектов РФ (47).

ТЛТ размещены в следующих областях: Псковская область - 10 ТЛТ; Смоленская область-6; Ленинградская область - 6; Брянская область - 5; Приморский край - 5; Курская область - 4; Белгородская область - 3; Калининградская область - 3; Ростовская область - 3; Забайкальский край - 2; Челябинская область - 2; Амурская область - 1; Республика Дагестан - 1; Еврейский АО - 1; Краснодарский край - 1; Республика Крым - 1 .

Главным критерием оценки ТЛТ является их пропускная способность [2], под которой следует понимать «возможность одновременного размещения транспортных средств на площадке, прилегающей к складу временного хранения». Исходя из этого показателя ТЛТ разделяются на:

1. ТЛТ 1 категории: пропускная способность свыше 300 транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение или находящимися под таможенным контролем;

2. ТЛТ 2 категории: пропускная способность от 50 до 300 транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение или находящимися под таможенным контролем;

3. ТЛТ 3 категории: пропускная способность от 10 до 50

Рисунок 1. Место ТЛТ в системе таможенной и транспортно - логистической инфраструктур

Рисунок 3. Места пересечения границы РФ2

транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение или находящимися под таможенным контролем;

В настоящее время в России существует 10 ТЛТ 1 категории, 38 ТЛТ 2 категории, и 6 -ТЛТ 3 категории.

Однако фактическая пропускная способность этих ТЛТ значительно отличается от заявленной как в большую, так и в меньшую стороны (см рис.4.).

Из представленного рисунка видно, что более 50% от указавших статистические данные ТЛТ (26 ТЛТ) пропускают в день меньше грузов, чем запланировано пропускной способностью ТЛТ. Суммарно это составляет задержку 2888 машиномест в сутки. Причем большая часть задержек приходится на Калининградскую область (18,4% от ежесуточной общероссийской задержки), Псковскую область (16,6%) и Ленинградскую область (16,4%) (см. рис.5.)

9 ТЛТ пропускают больше, чем запланировано их пропускной способностью (см. табл 1.).

Из последнего факта можно было бы сделать вывод, что все 9 ТЛТ относятся к ТЛТ 1 категории, однако это не так: все ТЛТ с фактической пропускной способностью выше запланированной относятся ко 2 категории (8 ТЛТ) и 3 категории (1 ТЛТ), что дает на возможность сделать вывод о том, что ТЛТ 1 категории, несмотря на их размер, являются

1 Составлено автором с использованием сервиса Гугл - карты

2 Составлено автором с использованием сервиса Гугл - карты

популярными, расположены на загруженных транспортных маршрутах и требуют, по возможности, своего дальнейшего увеличения.

Вместе с тем, основная загрузка по количеству оформленных таможенных деклараций, зарегистрированных впериод 2014 - 2015 годов приходится на ЦФО и СЗФО (см. табл.2.):

В этих округах - ЦФО и СЗФО - расположено 68% ТЛТ (37), при том, что на эти два округа приходится чуть менее 50% (49,6%) всех оформленных таможенных деклараций (см. табл.3.)

Диспаритет размещения ТЛТ в федеральных округах по сравнению с количеством оформленных в нихтаможенных деклараций представлен на рисунке 6.

Из представленного рисунка видно, что в СЗФО и ДФО наблюдается значительное превышение количества ТЛТ по сравнению с количество поданных таможенных деклараций, в то время как в ЦФО, СФО и ПФО наблюдается их явная нехватка.

Однако анализ на соответствие количества поданных деклараций и пропускной способностью ТЛТ опровергает эти выводы (см. табл.4. и рис.7.). Так, в ЦФО наблюдается не нехватка, а даже небольшой запас с точки зрения пропускной способности ТЛТ, что, в свою очередь, позволяет говорить о том, что в ближайшее время организация дополнительных ТЛТ в этом округе не потребуется. Крайне недозагруженными являются ТЛТ СЗФО. Остальные округа испытывают нехватку либо в ТЛТ, либо в увеличении их пропускной способности.

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2017 | 11

заявляемой

Таблица 1. ТЛТ увеличенной пропускной способности3

-400 -300 -200 -100 0 100 200 300

Рисунок 4. Разница в пропускной способности ТЛТ фактической и

Рисунок 5. Недоработки ТЛТ по пропуску машин по регионам, в сутки

Таблица 3. Распределение ТЛТ по федеральным округам5

ПС[1] ППС[2] ФПС[3] Разница между [3] и [1]

ОАО "Центр по 3000 25 26

перевозке грузов в контеин

контеиенерах "ТрансКонтейнер" еров

ООО "Пострейд" 140 269 370 230,00

ООО "Логистик-Чел" 200 300 403 203,00

ООО "Выборг 140 800 252

Терминал" 112,00

ООО "ТЕРМИНАЛ 70 110 158

Лоджистикс" 88,00

ООО "Эксперт" 124 135 178 54,00

ООО "Крымский ТЛТ" 53 0 81 28,00

ЗАО "Восход" 300 1300 317 17,00

ООО "РУС-СЕРВИС 300 300 311

Терминал" 11,00

ООО "ТЛТ-Юг" 45 110 46 1,00

ООО "Речной пункт 25 23 25

пропуска

"Нижнеленинское" 0,00

Федеральный округ РФ ТЛТ, ед

Приволжский федеральный округ 0

Северо - кавказский федеральный округ 1

Сибирский федеральный округ 2

Уральский федеральный округ 2

Южный федеральный округ 5

Дальневосточный федеральный округ 7

Центральный федеральный округ 18

Северо - западный федеральный округ 19

Таким образом, можно говорить о несбалансированности как размещения, так и загрузки ТЛТ. Данный факт может объясняться как недоработками в управлении отдельными ТЛТ, так и необходимостью перенаправления транспортных потоков. На наш

взгляд, необходимо действовать в двух направлениях:

- разработка методологического подхода к формированию объектов таможенно-логистической инфраструктуры;

- формирование методики управления грузопотоками, проходящих через объекты таможенно-логистической инфраструктуры.

При гармонизации существующих ТЛТ и определении мест размещения новых объектов таможенно-логистическихтерминалов на всех уровнях необходимо учесть следующие требования:

• объекты размещаются с учетом перспективных схем развития инфраструктуры различных видов транспорта;

3 Составлено автором по данным ФТС РФ

4 Составлено автором по данным ФТС РФ

5 Составлено автором по данным ФТС РФ Таблица 2. Количество оформленных таможенных деклараций по округам4

2014 2015

ВСЕГО 4 337 779 3 769 063

10100000 - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1 346 533 1 139 176

10200000 - СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1 047 617 737 117

10400000 - ПРИВОЛЖСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 302 433 283 471

10600000 - СИБИРСКОЕ ТАМОЖЕ1ПIOE УПРАВЛЕ1 IMF. 279 571 272 304

10700000 - ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 324 309 238 192

10300000 - ЮЖНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 221 610 231 883

10005000 - ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ 193 916 182 726

10012000 - КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ 49 285 164 371

10500000 - УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 170 581 160 632

10009000 - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ 173 066 111 883

10006000 - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ 86 096 105 956

10002000 - ДОМОДЕДОВСКАЯ 73 724 68 544

10800000 - СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 42 015 38 781

10001000 - ВНУКОВСКАЯ 24 334 20 901

10010000- КРЫМСКАЯ 1 450 10 252

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10011000 - СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ 1 239 2 874

1% в общем количестве оформленных ГТД ■96ТЛТ, приходящийся на долю ФО, в общем количестве ТЛТ

Рисунок 6. Диспаритет размещения ТЛТ в федеральных округах и объемов таможенного декларирования

Рисунок 7. Диспаритетпропускной способности ТЛТ в федеральных округах и объемов таможенного декларирования

Таблица 4. Пропускная способность региональных ТЛТ, м/м/сутки

Регион ПС ТЛТ в регионе

Смоленская область 2277

Псковская область 2201

Ленинградская область 1065

Калининградская область 982

Брянская область 901

Белгородская область 460

Курская область 446

Челябинская область 400

Приморский край 325

Забайкальский край 300

Ростовская область 245

Республика Дагестан 152

Амурская область 120

Краснодарский край 120

Республика Крым 53

Еврейский АО 25

• размещение объектов преимущественно производить в узловых точках устойчивого градостроительного развития;

• объекты формируются в местах зон тяготения грузов, существующей транспортной сети и там, где проходят международные транспортные коридоры;

• при размещении объектов обеспечить комплексность, пропорциональность и сбалансированность развития прилегающих территорий.

Литературы:

1. Приказ ФТС РФ от 01.10.2008 г. № 1221 «О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 г. «О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»

2. Письмо ФТС №21-16/13318 от 22.03.2010 «О направлении категорий ТЛТ»

3. Официальный сайт ФТС РФ. Режим доступа: www.fts.ru

ТЯАШРОЯТ ВШШЕ88 Ш ЯШ81Л | №1 2017 | 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.