Создание таможенно-логистических терминалов как фактор эффективного размещения таможенных органов
Ю.В. Рожкова, к.э.н., Н.Н. Пишак, соискатель,
А.И. Бабушкина, соискатель, Оренбургский ГУ
Образование Таможенного союза (ТС) остро поставило вопрос о наличии таможенных органов на внутренних границах стран — участниц ТС. Предполагается, что внутренние границы между странами — участницами ТС станут «прозрачными», а таможенное оформление и таможенный контроль перенесутся на внешние границы ТС. Но при этом Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливает принцип национального резидентства, т.е. декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом [1]. Так как товары до торгового центра могут перемещаться по различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т.д.), то для прохождения всех формальностей их направляют во внутренние таможни и таможенные посты.
Разрешить данную дилемму, по нашему мнению, можно с помощью эффективного и целесообразного размещения таможенных организаций на территории Российской Федерации, а именно создания таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) в экономически активных регионах страны.
Под эффективностью и целесообразностью размещения таможенных организаций на территории РФ понимается планомерное размещение, обеспечивающее достижение наивысшей народно-хозяйственной эффективности в целом,
т.е. наиболее эффективное использование трудовых, финансовых и других ресурсов экономических регионов РФ [2].
Размещение таможенных организаций на территории РФ осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и внешней и внутренней политики государства. К таким принципам можно отнести:
1) наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых ресурсов всех экономических регионов РФ;
2) сложившуюся территориальную организацию производства;
3) роль региона с точки зрения перспектив экономики РФ и интересов сопредельных стран;
4) поддержание рационального территориального разделения труда, стимулирование развития отраслей специализации региона;
5) содействие комплексному развитию экономических районов, гармоничному сочетанию их производственной и непроизводственной сфер, повышению уровня жизни отстающих территорий за счёт успешной внешнеэкономической деятельности [3].
Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике, целесообразно учитывать следующие факторы:
1) транспортный (наличие ж/д, авто- и авиатранспорта);
2) природный (географическое положение территории; рельеф местности; ценность земель);
3) энергетический (наличие дешёвых энергоресурсов (электроэнергия, топливо), доставка которых осуществляется дешёвым, быстрым и удобным способом);
4) здания и сооружения, необходимые для работы таможен и таможенных постов;
5) околотаможенная инфраструктура (склады временного хранения, таможенные склады, таможенные представители, таможенные перевозчики, магазины беспошлинной торговли, информационные услуги по таможенному оформлению).
Влияние перечисленных факторов носит опосредованный характер, в конечном счёте они определяют маршруты перемещения товаров, пассажиров, концентрацию участников внешнеэкономической деятельности, потребителей импортной продукции.
Рост внешнеторгового оборота РФ с каждым годом усиливает проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу. Федеральная таможенная служба России утвердила концепцию переноса таможенного оформления в места, приближённые к государственной границе. Вдали от границы таможенное оформление будет проходить лишь определённый перечень грузов (багаж граждан, международные почтовые отправления, сырьё для промышленных предприятий и т.д.). В приграничной зоне для таможенного оформления будут созданы современные ТЛТ.
Таможенно-логистический терминал — это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединённых в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой в глубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенные в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу РФ [4].
Понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную:
— к коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров (склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также пункты питания, гостиницы, страховые компании и т.д.);
— к таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров (т.е. наличие структурного подразделения таможенного органа на ТЛТ) [5].
Положительными моментами при создании ТЛТ являются сокращение времени на прове-
дение таможенного оформления и таможенного контроля товаров; минимальные расходы участников внешнеэкономической деятельности; обеспечение декриминализации таможенной сферы; значительное снижение транспортных нагрузок и возможность расширения инфраструктурного и социально-экономического развития приграничных регионов.
Главный критерий оценки ТЛТ — это его пропускная способность, т.е. возможность одновременного размещения транспортных средств на площадке, предназначенной для транспортных средств с товарами, помещёнными на временное хранение, а также транспортных средств с товарами, находящимися под таможенным контролем, на территории, прилегающей к складу временного хранения (СВХ). Исходя из этого к 1-й категории будут относить ТЛТ, способные единовременно разместить у себя свыше 300 транспортных средств, ко 2-й категории — комплексы с показателем от 50 до 300 транспортных средств, к 3-й категории — объекты с пропускной способностью от 10 до 50 транспортных средств [6].
При выборе наиболее оптимального и перспективного с таможенной точки зрения варианта размещения ТЛТ следует исходить из того, что ТЛТ могут быть расположены на базе СВХ, или пункта пропуска (ПП) через государственную границу (когда терминал находится на расстоянии нескольких десятков километров от ПП, на расстоянии от нескольких сотен метров до нескольких километров от ПП, и когда он непосредственно прилегает к территории ПП).
По нашему мнению, наиболее предпочтительным вариантом размещения ТЛТ является тот вариант, когда ТЛТ и ПП фактически объединены, так как перемещение грузовых транспортных средств с ПП непосредственно на территорию терминала является наиболее рациональным. Размещение ТЛТ по данному принципу имеет ряд значительных преимуществ:
— непосредственная интеграция процесса пограничного таможенного контроля и основного таможенного оформления;
— возможность формирования единых информационных баз данных и однократное введение сведений;
— реализация мер по минимизации рисков на территории ТЛТ;
— сокращение временных затрат на оформление товаров.
Размещение ТЛТ на базе СВХ является менее предпочтительным, так как:
— в некоторых приграничных регионах в настоящее время отсутствуют СВХ, отвечающие разработанным требованиям;
— создание и развитие таких СВХ требует существенных капитальных вложений.
Главная задача предлагаемой нами модели размещения ТЛТ заключается в том, что она должна способствовать увеличению товарооборота. Отметим, что для этого необходимо определённое упрощение таможенных процедур, особенно в условиях функционирования ТЛТ по принципу «совместного размещения ПП и ТЛТ», где риски максимально минимизированы. Ведь эффективность функционирования таможенных органов заключается в обеспечении эффективности таможенного контроля без длительных процедур и трудозатратных мер.
Оптимизацию процесса таможенного оформления на базе предложенной нами модели видим в совершенствовании технологической и информационно-технической составляющих предлагаемой модели. Так, её технологическая составляющая предусматривает наличие только двух этапов оформления: на ПП и на ТЛТ На первом этапе на ПП должны осуществляться только пограничный и таможенный контроль, при этом последний включает несколько ступеней: радиационный контроль; транспортный контроль (инструментальный и документальный); документальный контроль при принятии сообщения о прибытии с использованием предварительной информации; фактический контроль с применением инспекционно-досмотрового комплекса. На втором этапе на ТЛТ будет проводиться контроль со стороны иных государственных органов: санитарно-карантинный, фитосанитарный, ветеринарный и основное таможенное оформление.
Данная модель несёт положительный потенциал не только в части экономической составляющей деятельности таможенных органов. Её эффективность и действенность значительно шире и многограннее. Так, в социальном плане — это развитие приграничных территорий; в правоохранительной области — укрепление законности в таможенной сфере, предотвращение деятельности фирм-нарушителей. Кроме того, прозрачность и высокая скорость таможенного оформления, упрощение таможенных процедур, применение новейших информационных технологий, а также современный уровень обустройства околотаможенной инфраструктуры на ТЛТ кардинально повысят сервисный уровень таможенного оформления и сделают его оптимальным для участников ВЭД и конкурентоспособным в рамках ТС.
Будучи приграничным регионом, Оренбургская область в результате образования ТС теряет данный статус, т.к. внутренние границы между странами — участницами ТС становятся «прозрачными» и говорить о наличии таможенных органов в Оренбургской области нецелесообразно. Но, как уже говорилось выше, принцип национального резидентства подразумевает под
собой наличие хотя бы нескольких таможенных органов в регионе.
Оренбургская область является уникальным примером сосредоточения разнообразных природных ресурсов, развития разнонаправленных отраслей экономики, реализации внешнеэкономических связей.
Приграничное положение Оренбургской области определяет направленность и характер внешнеэкономических связей. Пятая часть валового регионального продукта обеспечивается за счёт ВЭД.
Оренбургская область располагает развитым транспортным комплексом, который представлен автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Общая протяжённость автомобильных дорог области составляет 28452 км. На территории Оренбургской области успешно функционируют два филиала ОАО «РЖД»: Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги и Самарское отделение Куйбышевской железной дороги. Воздушный транспорт представлен федеральным государственным унитарным предприятием «Оренбургские авиалинии», предоставляющим весь комплекс услуг, существующих на сегодняшний день в гражданской авиации РФ, и муниципальным унитарным предприятием «Аэропорт Орск».
В Оренбургской области функционируют Ириклинская ГРЭС и Сакмарская ТЭЦ, которые обеспечивают всю область электроэнергией, а также осуществляется добыча нефти как основного сырья для топлива.
На территории области действуют динамично развивающиеся компании — ООО «Мега-Транс» и ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», которые оказывают широкий спектр услуг участникам ВЭД в околотаможенной сфере, а также множество небольших компаний таможенных представителей, предоставляющих услуги по таможенному оформлению товаров.
Проведённое нами исследование позволило сделать вывод о том, что для стратегического развития региона необходимо строительство ТЛТ в местах пропуска через государственную границу России с Казахстаном в рамках развития и на основе государственно-частного партнёрства, что в свою очередь способствует росту доверия со стороны бизнес-сообществ к государству
По нашему мнению, с учётом геополитического положения Оренбургской области в целях ускорения её социально-экономического развития строительство ТЛТ будет вполне целесообразно.
Для строительства ТЛТ в Оренбургской области нами выбран железнодорожный пункт пропуска Илецк-1, т.к. он является важным центром, связывающим Европу с Азией. Также наш выбор связан с привлекательностью местоположения данной территории:
1) в одном месте сконцентрированы все виды транспортных коммуникаций;
2) минимальные затраты на строительство;
3) присутствует развитая инженерная и строительная индустрии;
4) есть возможность привлечения высококвалифицированных научных специалистов.
Реализация предложенного нами проекта будет способствовать решению таких социально-экономических задач федерального и регионального уровней, как: создание благоприятной социально-экономической обстановки в Оренбургской области; создание новых рабочих мест; привлечение иностранного капитала в инвестирование экономики региона; расширение международных связей в регионе; повышение эффективности внешней торговли; наращивание экспортного потенциала страны; устранение угроз экономической безопасности региона и страны.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г., № 17 // КонсультантПлюс: справочная правовая система/разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1998—2010. URL:http//www.consultant.ru.
2. Андрейчук E.JL, Дианова В.Ю. Экономика таможенного дела: учебник. Российская таможенная академия (Владивостокский филиал). Владивосток: ВФ РТА, 2006. 304 с.
3. Барамзин С-.В. Управление качеством таможенной деятельности: учебник. М.: РИО РТА, 2004. 356 с.
4. Концепция таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. URL: http//www.cust oms.ru.
5. О направлении информации. Письмо ФТС РФ от 8 сентября 2009 г. № 04-21/42519 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1998—2010. URL: http//www.consultant.ru.
6. О направлении категорий TJIT. Письмо ФТС РФ от 22 марта 2010 г. № 21-16/13318 // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». М.: КонсультантПлюс, 1998—2010. URL: http//www.consultant.ru.