Научная статья на тему 'Современный подход к развитию таможенной инфраструктуры (на примере Уссурийской таможни)'

Современный подход к развитию таможенной инфраструктуры (на примере Уссурийской таможни) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1382
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИНАЛ / ПУНКТ ПРОПУСКА / СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ / ТОВАРООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игошина Юлия Сергеевна, Шарощенко Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. По итогам проведенного анализа загруженности существующих пунктов пропуска сделана попытка обосновать создание таможенно-логистического терминала в регионе ответственности МАПП «Пограничный» Уссурийской таможни для повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игошина Юлия Сергеевна, Шарощенко Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный подход к развитию таможенной инфраструктуры (на примере Уссурийской таможни)»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Ю.С. ИГОШИНА, И.В. ШАРОЩЕНКО

Современный подход к развитию таможенной инфраструктуры (на примере Уссурийской таможни)

В статье рассматриваются проблемы реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. По итогам проведенного анализа загруженности существующих пунктов пропуска сделана попытка обосновать создание таможенно-логистического терминала в регионе ответственности МАПП «Пограничный» Уссурийской таможни для повышения эффективности таможенного оформления и таможенного контроля.

Ключевые слова: Концепция, таможенное оформление и таможенный контроль, государственная граница, таможенно-логистический терминал, пункт пропуска, склад временного хранения, товарооборот.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем таможенной службы является исполнение основных положений Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее — Концепция). Реализация данной Концепции позволит таможенным органам более оперативно оформлять товары и транспортные средства, а участникам ВЭД сократить расходы, связанные с таможенным оформлением, что положительно скажется на конъюнктуре рынка в целом [3].

Концепция была разработана Федеральной таможенной службой с целью защиты экономических интересов России и ее товаропроизводителей, оптимизации процессов таможенного оформления и совершенствования таможенного администрирования, развития приграничных регионов страны (в том числе создания новых рабочих мест, развитие сферы услуг и транспортного

ИГОШИНА Юлия Сергеевна — старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра Уссурийского таможенного поста, г. Владивосток.

ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

сообщения), а также снижения транспортной нагрузки на крупные российские города, обусловленной возрастающим внешнеторговым оборотом Российской Федерации. Следует отметить, что Концепция направлена не на запрет таможенного оформления товаров во «внутренних таможнях» и не на полный таможенный контроль и таможенное оформление товаров в пунктах пропуска, а на перераспределение таможенных операций между регионами в пользу приграничных субъектов России. Ключевым понятием Концепции является таможенно-логистический терминал (ТЛТ), который является новым элементом таможенно-логистической инфраструктуры.

Таможенно-логистический терминал — это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, и расположенных в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу России.

При рассмотрении особенностей ТЛТ с точки зрения таможенных органов и участников ВЭД понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную.

К коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров. Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т. д.).

К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров. Основой для таможенной составляющей, а также для формирования и развития ТЛТ, являются склады временного хранения (СВХ), на базе которых должен располагаться таможенный орган (таможенный пост) [1].

При создании в регионе деятельности одного таможенного органа двух и более ТЛТ на каждом из них должно присутствовать его структурное подразделение. При размещении таможенного поста предпочтение отдается месту, которое имеет наибольшее приближение к пункту пропуска. В других случаях предполагается создавать его структурные подразделения. Нахождение на территории ТЛТ таможенного органа позволит эффективно осуществлять таможенный контроль, в первую очередь за счет соответствия СВХ более высоким требованиям. Также для выполнения государственных функций на территории ТЛТ могут создаваться таможенные склады, располагаться стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования. В настоящее время действуют Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположе-

ния складов временного хранения, утвержденные приказом ФТС России от 06.12.2007 № 1497 [4].

На базе данного нормативного правового акта разработаны дополнительные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения ТЛТ (за основу взяты требования, предъявляемые к складам класса «А», в соответствии с классификацией складских помещений, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank):

1) располагать ТЛТ только в наземном здании (сооружении), специально предназначенном для хранения товаров;

2) определить минимальное количество товаров и транспортных средств, подлежащих размещению на складе;

3) обеспечить наличие специального обустроенного места для проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, отвечающее правилам его эксплуатации и санитарным нормам;

4) установить многоуровневое стеллажное оборудование для хранения товаров;

5) установить систему видеонаблюдения прилегающей территории, открытой площадки и помещения СВХ с предоставлением доступа к указанной системе таможенному органу;

6) оборудовать офисные и вспомогательные бытовые помещения;

7) обеспечить наличие современных средств связи и оргтехники.

Оборудованный в соответствии с указанными требованиями СВХ позволит повысить качество таможенного контроля в отношении значительного объема товаров и транспортных средств.

Вместе с тем предварительный анализ объемов перемещения товаров и транспортных средств в зависимости от пункта пропуска, его обустроенности, перспектив развития, в том числе со стороны сопредельного государства позволил выявить следующие проблемы:

1) отсутствие в приграничных районах в настоящее время складов, отвечающих разработанным требованиям;

2) необходимость вложения существенных капитальных вложений в создание и развитие таких складов;

3) отсутствие четкой информационной политики со стороны ФТС России в вопросе переноса таможенного оформления товаров в места, приближенные к государственной границе, для поэтапного развития конкретных пунктов пропуска;

4) низкая загруженность большинства пунктов пропуска, что делает нецелесообразным создание ТЛТ в непосредственной близости от них.

В проекте приказа об установлении требований к складам, являющихся базой для ТЛТ, предусмотрена возможность снижения разработанных требований в зависимости от пропускной способности пункта пропуска и сложившихся объемов товаропотоков.

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе России, предполагает подготовку и перевод таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь между развитием таможенной инфраструктуры и развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона. Основой для развития таможенной инфраструктуры и должны стать ТЛТ. Данное положение закреплено Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р, в которой определено, что в целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, одним из которых является создание современных складских ТЛТ [2, 4].

В целях рационального определения места расположения ТЛТ нами проведен анализ загруженности существующих пунктов пропуска, характеристик товарных потоков, перемещаемых через различные пункты пропуска на примере многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Пограничный» Уссурийской таможни (табл. 1).

Таблица 1

Динамика пропущенных грузов через МАПП «Пограничный» за 2005-2009 гг.

Год Всего пропущено грузов по ГТД, тыс. т Абсолютный прирост, тыс. т Темп роста, %

цепной метод базисный метод цепной метод базисный метод

2005 214,95 - - - -

2006 251,99 37,04 37,04 117,23 117,23

2007 313,04 61,05 98,09 124,23 145,63

2008 362,69 49,65 147,74 115,86 168,73

2009 405,26 42,57 190,31 111,74 188,54

Как видно из данных табл. 1, наблюдается тенденция к увеличению количества грузов, пропускаемых через МАПП «Пограничный». В 2009 г. абсолютный прирост показателя составил 42,57 тыс. т по сравнению с 2008 г. и 190,31 тыс. т по сравнению с 2005 г., что составляет 11,74 % и 188,54 %, соответственно.

Неравномерность инфраструктурного развития наблюдается и по другим объектам таможенных органов РФ, в частности, между центральными и приграничными субъектами страны, в том числе чрезмерная транспорт-

ная нагрузка на крупные российские города. Выявлена существенная диспропорция загруженности пунктов пропуска, расположенных в северо-западном и центральном регионах России и в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском и Южном регионах. Концепцией определено, что указанные проблемы решаются развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации.

В результате проведенного анализа выработаны некоторые предложения по определению мест расположения ТЛТ.

ТЛТ должны располагаться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы по пути следования транспортных средств из пункта пропуска вглубь страны на прилегающей к дорожной артерии территории или находящейся от нее на расстоянии не более 2 километров. В настоящее время функционируют СВХ, которые могли бы стать основой для ТЛТ, но которые располагаются на расстоянии более 30 километров от линии таможенной границы.

Существуют пункты пропуска, через которые перемещаются не более 20 грузовых транспортных средств в сутки в обоих направлениях. В непосредственной близости от таких пунктов пропуска целесообразность создания ТЛТ необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Реализация положений Концепции в подобных пунктах пропуска возможна путем создания ТЛТ на пересечении транспортных артерий, что позволит обеспечить развитие дорожной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р. Решение о размещении ТЛТ за пределами 30-километровой зоны от таможенной границы будет приниматься в каждом конкретном случае ФТС России.

В данной статье сделана попытка обосновать создание ТЛТ в регионе ответственности МАПП «Пограничный» Уссурийской таможни, в частности — на базе СВХ «Терминал-ДВ», который бы обеспечил более быстрое, качественное и своевременное проведение таможенного оформления и таможенного контроля.

В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, в настоящее время Дальневосточное таможенное управление рассматривает пять мест возможного размещения ТЛТ. В первую очередь — это в пгт. Пограничный Пограничного района Приморского края, который находится в регионе деятельности Уссурийской таможни (МАПП «Пограничный») [6]. Самым перспективным действующим СВХ, располагающимся на данном таможенном посту, является ООО «Терминал-ДВ», владелец которого уже изъявил желание о создании ТЛТ. Рассмотрим соответствие характеристик данного склада вышеизложенным требованиям (табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица сведений для обоснования создания ТЛТ на базе СВХ ООО «Терминал-ДВ»

Название пропускного пункта (ПП) МАПП «Пограничный»

Пропускная способность ПП (максимальная/среднесуточная) 130 груз. АТС/100 груз. АТС

Название СВХ ООО «Терминал-ДВ»

Расположение СВХ относительно ПП Примыкает к МАПП «Пограничный»

Возможность СВХ по обеспечению ежедневного размещения грузовых АТС на открытой площадке СВХ (импорт), не менее 100 ед. АТС Полезная площадь 2350 кв. м, или 39-39 груз. АТС: по ПП не менее — 65 груз. АТС/50 груз. АТС

на прилегающей к СВХ территории (экспорт), не менее 300 ед. АТС Прилегающей территории нет

Возможность расположения на СВХ таможенного поста 104,3 + 250 = 354,3 кв. м или 18 + 42 = 60 чел. (необходимо 50 чел. при односменной работе)

В данной таблице нами представлены показатели, которые позволяют сделать заключение, что создание ТЛТ на базе СВХ ООО «Терминал-ДВ», примыкающего к МАПП «Пограничный», целесообразно в первоочередном порядке, объективными основаниями для этого являются:

1) удобство месторасположения, что идеально соотносится с технологией создания ТЛТ;

2) незначительная удаленность от железнодорожной станции Гродеково, что делает МАПП «Пограничный» основным пунктом пропуска на российско-китайском участке границы в Приморье;

3) осуществление строительства по проектированию и строительству нового МАПП «Пограничный», ввод которого в эксплуатацию запланирован на 2011 год, что будет способствовать развитию Пограничного района в целом.

Такой проект предполагает:

а) расширение параметров открытой площадки (открытых площадок) СВХ, предназначенных для временного хранения товаров и (или) одновременного размещения на ней транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение, на первом этапе — вместимостью не менее 50-53, а на втором этапе — не менее 100 таких транспортных средств;

б) обустройство прилегающей охраняемой, огороженной и имеющей твердое покрытие территории, обеспечивающей одновременное размещение на ней на первом этапе — не менее 100, а на втором — не менее 300 транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся

под таможенным контролем, включая территорию, необходимую для маневрирования большегрузных транспортных средств;

в) выполнение иных дополнительных требований, предъявляемые к СВХ в соответствии с приложением к приказу ФТС России от 31.08.2009 № 1587 [5].

Таким образом, на наш взгляд создание ТЛТ является экономически и социально оправданным. Функционирование такого объекта таможенно-логистической инфраструктуры повысит качество и ускорит процесс проведения таможенного оформления и таможенного контроля, позволит развить транспортную и складскую инфраструктуру Пограничного района, упростит и удешевит логистическую цепочку, что позволит участникам ВЭД сократить расходы, а это приведет к более сбалансированным ценам на рынке импортных товаров.

Список литературы

1. На Дальнем Востоке планируется создать пять таможенно-логисти-ческих терминалов // Экспертный информационный канал «Федерал Пресс». URL: http://www.fedpress.ru/25/polit/society

2. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р. URL: http://www.consultant.ru/law/doc/2225

3. О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации: протокол заседания Гос. погранич. комис. от 09.07.2009 № 1.

4. Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения: приказ ФТС России от 06.12.2007 № 1497. URL: http://www.kontur-normativ.ru/for-users/ knnew/2008/1/3439

5. Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации и являющихся местом расположения таможенных органов, производящих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации: приказ ФТС России от 31.08.2009 № 1587. URL: http://www.tamognia.ru/legislation/27847

6. Стецуренко П.Л. На дальнем Пограничном // Таможня. 2010. № 3 (242).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.