Научная статья на тему 'Анализ особенностей функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры Российской Федерации'

Анализ особенностей функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3989
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ОБЪЕКТЫ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТАМОЖЕННЫЙ СКЛАД / ПРЕДПРИЯТИЯ-УЧАСТНИКИ ВЭД / ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ДЕКЛАРАЦИЙ НА ТОВАРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FOREIGN TRADE TURNOVER / NEAR-CUSTOMS INFRASTRUCTURE OBJECTS / CUSTOMS CLEARANCE / CUSTOMS CARRIER / ROAD TRANSPORT / BONDED WAREHOUSE / COMPANIES PARTICIPATING FOREIGN TRADE / BROKERAGE SERVICES / DECLARATION OF GOODS / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна, Иванова Дина Олеговна

Внедрение современных таможенных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск товаров требуют создания соответствующей таможенной инфраструктуры и единого информационного обеспечения деятельности объектов околотаможенной инфраструктуры. Кроме того, современные условия хозяйствования требуют переход на более высокий качественный уровень таможенной системы. В статье систематизированы основные требования таможенного законодательства, предъявляемые к объектам околотаможенной инфраструктуры и условия включения отдельных объектов в соответствующие реестры, как объективные условия их функционирования. Авторами статьи сделана попытка отразить возможные изменения таможенного законодательства, согласно обсуждаемого проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Авторами статьи произведена работа по сбору информации о фактическом количестве объектов околотаможенной инфраструктуры из соответствующих реестров за 2010-2016 гг. Авторами показала роль и значение отдельных объектов таможенной инфраструктуры в создании условий для осуществления внешнеторговой деятельности. В статье представлены результаты анализа динамики объектов околотаможенной инфраструктуры: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов. Кроме того, произведен анализ их распределения по таможенным органам РФ, по дате включения в реестр, по типам объектов и другим признакам. Авторами сделан вывод о закономерностях в развитии отдельных объектов околотаможенной инфраструктуры России и сделаны предположения об изменении потребности в отдельных объектах. Кроме того, в статье представлены факторы, которые оказывают влияние на состояние отдельных объектов околотаможенной инфраструктуры РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна, Иванова Дина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the functioning of the objects near-customs infrastructure in Russian Federation

The introduction of modern customs techniques, such as electronic declaration, preliminary information, the remote release of goods requires the establishment of appropriate customs infrastructure and a single information support of activity of objects of near-customs infrastructure. The main requirements of the customs legislation to the near-customs infrastructure objects and conditions for the inclusion of some objects in the appropriate registers, as objective conditions of their operation were systematized in the article. The authors made an attempt to reflect possible changes in customs legislation, according to the discussion of the draft Customs Code of the EEU. The authors carried out work to collect information on the actual number of near-customs infrastructure of the respective registers for the years 2010-2016. The authors showed the role and importance of the individual objects of customs infrastructure to create conditions for the implementation of foreign trade. The article presents an analysis of the dynamics of near-customs infrastructure: customs representatives, customs carriers, temporary storage warehouses, bonded warehouses, duty free shops, authorized economic operators. In addition, the analysis of their distribution to the customs authorities of the Russian Federation, on the date of the roster, by object type and other attributes. The authors concluded that the laws governing the development of individual objects Russian near-customs infrastructure and made suggestions on changing needs of individual objects. In addition, the article presents the factors that have an impact on the status of individual objects Russian near-customs infrastructure.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры Российской Федерации»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN616.pdf

Статья опубликована 20.01.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Шарощенко И.В., Иванова Д.О. Анализ особенностей функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 334.71

Шарощенко Ирина Валерьевна

ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал, Россия, Владивосток Профессор кафедры «Экономика таможенного дела» Кандидат экономических наук E-mail: irinochka003@inbox.ru

Иванова Дина Олеговна

ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия» Владивостокский филиал, Россия, Владивосток

Магистрант E-mail: koketochka._1@mail.ru

Анализ особенностей функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры Российской Федерации

Аннотация. Внедрение современных таможенных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование, удаленный выпуск товаров требуют создания соответствующей таможенной инфраструктуры и единого информационного обеспечения деятельности объектов околотаможенной инфраструктуры. Кроме того, современные условия хозяйствования требуют переход на более высокий качественный уровень таможенной системы.

В статье систематизированы основные требования таможенного законодательства, предъявляемые к объектам околотаможенной инфраструктуры и условия включения отдельных объектов в соответствующие реестры, как объективные условия их функционирования. Авторами статьи сделана попытка отразить возможные изменения таможенного законодательства, согласно обсуждаемого проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Авторами статьи произведена работа по сбору информации о фактическом количестве объектов околотаможенной инфраструктуры из соответствующих реестров за 2010-2016 гг. Авторами показала роль и значение отдельных объектов таможенной инфраструктуры в создании условий для осуществления внешнеторговой деятельности. В статье представлены результаты анализа динамики объектов околотаможенной инфраструктуры: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов. Кроме того, произведен анализ их распределения по таможенным органам РФ, по дате включения в реестр, по типам объектов и другим признакам. Авторами сделан вывод о закономерностях в развитии отдельных объектов околотаможенной инфраструктуры России и сделаны предположения об изменении потребности в отдельных объектах. Кроме того, в статье представлены факторы, которые оказывают влияние на состояние отдельных объектов околотаможенной инфраструктуры РФ.

Ключевые слова: внешнеторговый оборот; объекты околотаможенной инфраструктуры; таможенное оформление; таможенный перевозчик; автомобильный транспорт; таможенный склад; предприятия-участники ВЭД; посреднические услуги; деклараций на товары; экономическое сотрудничество

Часть 1. Основные требования таможенного законодательства, как объективные условия функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры

Все большее вовлечение России в мировые экономические связи предполагает создание и развитие полноценной рыночной инфраструктуры. Существование операторов, являющихся посредниками между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, позволяет последним минимизировать временные, финансовые затраты и дает возможность им управлять рисками.

На данном этапе совершенствования торгово-экономических отношений развитие околотаможенной инфраструктуры необходимо для эффективного функционирования в современных рыночных условиях. Так, в рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года предполагается переход на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности.

Околотаможенная инфраструктура включает коммерческие организации, которые совершают логистическую, финансовую, брокерскую, информационную и другую посредническую деятельность в таможенной сфере. Кроме того, околотаможенная инфраструктура способствует повышению эффективности взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Такие объекты призваны оказывать участникам ВЭД посреднические услуги по подготовке таможенной документации, приему, хранению, таможенному оформлению несопровождаемого багажа, правовому консультированию [10].

Согласно Таможенному Кодексу Таможенного союза (ТК ТС)1 основные объекты, подконтрольные таможенным органам, - это таможенный представитель, таможенный перевозчик, склад временного хранения, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли. К прочим объектам, относительно не подконтрольным таможенным органам, можно отнести таможенные лаборатории, консультативные и обучающие организации, научно-исследовательские и учебные центры, транспортные и экспедиторские компании, информационные системы (связь, компьютерные сети) [10, 2]. Помимо этого, в ТК ТС вместе с объектами околотаможенной инфраструктуры приведены положения относительно института уполномоченного экономического оператора, а в Проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза2 к числу лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, добавлены владельцы свободных складов.

Таможенный представитель - это юридическое лицо, совершающее «... от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр».

1 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17 «Таможенный кодекс Таможенного союза».

2 Решение Коллегии Евразийского экономического союза от 18.12.2014 г. №233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

Таможенным представителем может признаваться только юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр. Основные условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей сдержатся в ст.13 ТК ТС:

1. Наличие в штате заявителя не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям.

2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, позволяющего компенсировать ущерб, нанесенный представляемым лицам вследствие причинения вреда их имуществу (нарушение сроков подачи декларации и сведений о товарах, штрафные санкции, начисленные таможенными органами за неправильно проведенные операции по таможенному оформлению) или нарушения условий договора с ними [1; 7]. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов ТС.

3. Обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 1 млн. евро и иные требования и условия.

Дополнительные условия включения в реестр Таможенных представителей содержатся в ФЗ 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно ст.15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и предоставляемое лицо. Помимо этого таможенный представитель вправе требовать от предоставляемого лица документы (в том числе содержащие конфиденциальную информацию), необходимые для таможенных целей; иметь доступ к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей. Таможенный представитель вправе ограничить сферу своей деятельности совершением операций в отношении отдельных товаров в соответствии ТН ВЭД ТС, или перемещаемых определенным видом транспорта; совершением отдельных таможенных операций; рамками региона деятельности одного таможенного органа.

Таможенный перевозчик - это участник околотаможенной инфраструктуры, который осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза [3; 11].

Согласно ТК ТС «таможенный перевозчик - юридическое лицо государства - члена ТС, отвечающее условиям, определенным ст. 19 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков».

Условия включения таможенного перевозчика в реестр:

1. Осуществление перевозки грузов в течение не менее 2 лет.

2. Обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 200 тыс. евро.

3. Наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов.

4. Владение транспортными средствами, в том числе пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями.

5. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней.

6. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела и иные.

Склад временного хранения (СВХ) - специально выделенные и обустроенные помещения и открытые площадки, которые должны быть обустроены и оборудованы так, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц и обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля3.

Владельцем СВХ и таможенного склада является юридическое лицо государства -члена таможенного союза, отвечающее условиям включения в соответствующий реестр. Условия включения в реестр владельцев СВХ и таможенных складов одинаковы:

1. Владение помещениями и открытыми площадками, пригодными для использования в качестве склада.

2. Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности.

3. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней.

4. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела и иные.

Магазины беспошлинной торговли - это универсальные магазины, функционирующие в специально отведенных для этого местах, являющихся зонами таможенного контроля [11]. Это магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории таможенного союза, а так же для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

В целях соответствия таможенного администрирования ТС международным нормам был создан институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Институт УЭО -одна из основных форм ускорения перемещения товаров через таможенную границу и упрощения таможенных формальностей, он обеспечивает сотрудничество таможенных органов с предпринимательским сообществом [5].

Уполномоченный экономический оператор - «юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее ввоз товаров в РФ и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов».

Условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов согласно ТК

ТС:

1. Обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 1 млн. евро или 150 тыс. евро, если потенциальный УЭО производит или экспортирует товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

2. Осуществление внешнеторговой деятельности в течение не менее одного года до дня обращения в таможенный орган.

3. Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, задолженности.

4. Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

5. Наличие системы учета товаров, сопоставимой с системой учета в таможенных органах и иные условия.

В п.4. ст.88 ФЗ №311 закреплены дополнительные условия присвоения юридическому лицу статуса УЭО.

Уполномоченным экономическим оператором признается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями:

A - временное хранение товаров в помещениях и на открытых площадках УЭО без включения его в реестр владельцев СВХ;

B - выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

C - проведение таможенных операций на площадках УЭО;

D - проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе в РФ [6].

Специальные упрощения применяются к соответствующим товарам, если УЭО вправе выступать декларантом данных товаров.

Существенные изменения коснутся деятельности УЭО при утверждении Проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Данные корректировки будет способствовать повышению доступности статуса УЭО - предполагается введение трех типов свидетельств, поэтапное снижение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов для добросовестных УЭО, предоставление специальных упрощений уполномоченным экономическим операторам других государств и другие изменения.

Проект ТК ЕАЭС вводит новые положения в части сферы околотаможенного сервиса -гл.58 посвящена владельцам свободных складов. Однако и до вступления в силу данного проекта деятельность свободных складов регулировалась в России. В 2010 году было принято Соглашение между Правительством РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада»4.

Согласно данному Соглашению, свободным складом признается «сооружение (помещение), в пределах которого ... могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, а также иные товары в соответствии с настоящим Соглашением».

Таможенная процедура свободного склада предполагает, что товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, без применения мер нетарифного регулирования к иностранным товарам и без применения запретов и ограничений к товарам ТС.

Время нахождения товаров под таможенной процедурой свободного склада может быть ограничена только сроком функционирования склада.

Создание развитой околотаможенной инфраструктуры необходимо для обеспечения внешней торговли товарами и услугами. В свою очередь, увеличение внешнеторгового оборота является объективной предпосылкой для развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры.

Часть 2. Анализ функционирования объектов околотаможенной инфраструктуры РФ 2.1. Анализ особенностей функционирования таможенных представителей

По данным таможенной статистики за 2011-2015 гг. внешнеторговый оборот существенно вырос (рис. 1). В такой ситуации потребность в таможенных представителях увеличивается каждый год.

Рисунок 1. Внешнеторговый оборот России за 2011-2015 гг., млн. долл. США5

Число таможенных представителей, включенных в реестр, за анализируемый период возросло более чем в 2 раза (рис. 2). Снижение количества действующих свидетельств таможенного представителя РФ с 2011-2012 гг., возможно, связано с изменением таможенного законодательства в отношении объектов околотаможенной инфраструктуры.

800 700 600 500 400 300 200 20

686 15

627 61

85 619

47 50 484 5

373 433

287

04 20 05 20 06 20 07 20 08 20 09 20 10 20 11 20 12 20 13 20 14 20

Рисунок 2. Количество действующих свидетельств таможенного представителя РФ в

период с 2004 г. по 2015 г., шт.6

Стоит отметить, что некоторые участники ВЭД осуществляют таможенное оформление самостоятельно. Как правило, это крупные и средние компании, имеющие возможность содержать в своем штате сотрудника или подразделение, отвечающее за организацию ВЭД и

5 Составлено авторами на основе данных ФТС России.

6 Составлено авторами на основе данных ФТС России и сайта www.таможенныепредставители.рф. 6

таможенное оформление. Самостоятельное оформление дает возможность контролировать все этапы перемещения, финансовые операции, но и риски участник ВЭД, в таком случае, несет самостоятельно.

5 000 000

4 500 000

4 000 000

3 500 000

3 000 000

2 500 000

2 000 000

1 500 000

1 000 000

500 000

0

2010 2011 2012 2013

Всего ДТ Ш Оформлено самостоятельно

2014

Под печать брокера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015

Рисунок 3. Объёмы оформления деклараций на товары в России за 2010-2015 гг., шт.1

Данный вывод подтверждается информацией, представленной на рисунке 3. Общее количество деклараций на товары (ДТ), оформленных самостоятельно участниками ВЭД несколько больше, чем количество ДТ, оформленных силами таможенных представителей.

Роль таможенных представителей трудно переоценить, доля таможенных платежей, уплаченных за 2015 г. в бюджет РФ таможенными представителями, составляет 73% (рис. 4). Экономика страны, в большей степени, сырьевая, экспортируются в основном энергоресурсы и, соответственно, таможенное оформление сырьевых товаров приводит к увеличению доли таможенных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет таможенными представителями.

□ Оформлено таможенным

представителем

13% /

■ Оформлено самостоятельно

Рисунок 4. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет РФ в 2015 г., %8

Количество ДТ является основным критерием рейтинга таможенных представителей информационно-правового портала ExpertFT.ru9. Включение в рейтинг характеризует таможенных представителей как надежных и квалифицированных посредников. Таковыми являются компании, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Крупнейшие таможенные представители РФ за 2015 г. по количеству ДТ10

№ Наименование компании Количество ДТ

1 ООО «ДХЛ Экспресс» 36928

2 ЗАО «РОСТЭК-Таможенный брокер» 34547

3 ООО «С.В.Т.С. - Альянс» 34137

4 ООО «Таможенно-Логистический Оператор» 24855

5 ООО «Альфа Транс Брокер» 24067

6 ЗАО «Таможенный брокер» 21974

7 ООО «Восход» 21544

8 ООО «ИнстарЛоджистикс Групп» 20886

9 ООО «Байкальский таможенный представитель» 20642

10 ООО «Елтранс+» 20444

11 ООО «Центурион-Логистик» 20080

12 ООО «ТАМАРИКС Лоджистикс» 19338

13 ООО «Мэйджор Карго Сервис» 19208

14 ЗАО «СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ» 17915

15 ООО «Профиль-Евро» 16389

2.2. Анализ особенностей функционирования таможенных перевозчиков

Число таможенных перевозчиков в России так же ежегодно растет. В период с 2012 по 2016 года (рис. 5) число таможенных перевозчиков увеличилось почти в 3 раза11.

300 229 215

179

200 /

я

100 / / р / Р / Р /

0 / У У У у

2012 2013 2014 на 06.05.2016

Рисунок 5. Количество таможенных перевозчиков в России за 2012-2016 гг., шт.12

По состоянию на 06.05.2016 года в реестр таможенных перевозчиков включены 215 организации, из них 182 были включены в реестр только в 2015, 2016 гг. (рис. 6). Т.к. срок действия свидетельства о включении в реестр не ограничен, то данная ситуация может быть объяснена необходимостью ежегодного подтверждения обеспечения уплаты таможенных платежей. Соответственно, 4 компании, включенные в реестр в 2010-2011 гг., являются успешными таможенными перевозчиками, которые имеют необходимые средства для подтверждения обеспечения уплаты платежей. К ним относятся: ООО «Дальимпэкс ДВ Сервис», ООО «Транзит - Авто», ООО «Интеграл», ЗАО «Контейнершипс Санкт-Петербург».

10 Составлено авторами на основе данных сайта www.таможенныепредставители.рф.

11 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.

12 Составлено авторами на основе данных Евразийской экономической комиссии и ФТС России. 8

■ 2010 ■ 2011 ■ 2012

■ 2013

■ 2014

■ 2015

■ 2016

Рисунок 6. Распределение таможенных перевозчиков России по дате включения

в реестр с 2010 по 2016 гг., %13

Большинство таможенных перевозчиков осуществляют перевозки автодорожным транспортом, т.к. это наиболее выгодный вид транспорта по соотношению скорости доставки грузов и затрат на их перемещение (табл. 2).

Таблица 2

Распределение таможенных перевозчиков России по типу транспорта, на котором разрешена перевозка товаров, по состоянию на 06.05.2016 г.14

Тип транспорта Количество таможенных перевозчиков, шт. Доля, %

Автодорожный 207 96,28

Морской, речной 3 1,40

Воздушный 3 1,40

Автодорожный и морской 1 0,47

Автодорожный и воздушный 1 0,47

Кроме того, преобладание автодорожного транспорта связано с местонахождением самих таможенных перевозчиков. Подавляющая часть перевозчиков действует в европейской

части России, занимающей лишь от общей площади РФ (рис. 7). Преобладание

таможенных перевозчиков в регионе деятельности центрального таможенного управления (ЦТУ) (54,18%) связано с нахождением там основных транспортных развязок, грузопотоков, наибольшего количества таможен и таможенных постов, большой численностью населения.

Калининградская областная таможня Северо-Кавказское ТУ Дальневосточное ТУ Сибирское ТУ Уральское ТУ Приволжское ТУ Южное ТУ Северо-Западное ТУ Центральное ТУ

Рисунок 7. Распределение таможенных перевозчиков России по таможенным органам

по состоянию на 06.05.2016 г., шт.15

14

10

2 1

23

41

117

0

7

2.3. Анализ особенностей функционирования складов временного хранения

Такие объекты околотаможенной инфраструктуры, как СВХ и таможенные склады создавались по инициативе и с участием иностранных компаний, которые были заинтересованы в скорейшем прохождении их грузов. Первыми в организации складов были финские строительные фирмы, которые совместно с российскими предприятиями создали таможенные терминалы «СОФИ» и «ИРБИС» в 1991 году. Данный бизнес оказался настолько прибыльным, что до 1995 года только в Москве было зарегистрировано более 400 СВХ и таможенных складов [8; 9].

Рисунок 8. Количество СВХ в России за 2013-2016 гг., шт.16

Однако в последние годы наблюдается снижение количества СВХ (рис. 8). По состоянию на 06.05.2016 года в реестр владельцев СВХ включены 709 компаний, из них большая часть (446 шт.) является складами открытого типа (рис. 9). Это объясняется тем, что к числу открытых СВХ относятся все склады, принадлежащие таможенным органам.

37,09% □ СВХ открытого типа

1 ) у62,91% ■ СВХ закрытого типа

Рисунок 9. Распределение СВХ РФ по типу по состоянию на 06.05.2016 г.17

Основными типами транспорта, на которых доставляют грузы на СВХ, являются автодорожный (43,16%) и комбинированный - автодорожный и железнодорожный (30,89%) (табл. 3), что позволяет доставить грузы «до двери». Кроме того, скорость доставки автомобильным транспортом достаточно высокая, что снижает затраты участника ВЭД. При этом до некоторых СВХ возможна доставка товаров различными типами транспорта, что значительно упрощает осуществление данной процедуры.

Таблица 3

Распределение СВХ России по типу транспорта, которым возможна доставка товаров на склад, по состоянию на 06.05.2016 г.18

Тип транспорта Количество СВХ, шт. Доля, %

Автодорожный 306 43,16

Автодорожный и железнодорожный 219 30,89

Автодорожный и воздушный 97 13,68

Тип транспорта Количество СВХ, шт. Доля, %

Железнодорожный 33 4,65

Воздушный 22 3,10

Автодорожный и морской 15 2,12

Автодорожный, железнодорожный и морской 12 1,69

Морской 4 0,56

Автодорожный, железнодорожный и воздушный 1 0,14

Разнообразие типов транспортных средств обусловлено распределением СВХ по всей территории России. В регионе деятельности каждого таможенного управления расположено несколько СВХ (рис. 10). Их количество зависит от таких факторов, как уровень экономического и торгового развития региона, числа таможен и таможенных постов, состояния транспортных коммуникаций и других.

Крымская таможня 1

Домодедовская таможня 2

Шереметьевская таможня ■ 7

Внуковская таможня ■ 4

Калининградская областная таможня ™ 16

Северо-Кавказское ТУ Дальневосточное ТУ Сибирское ТУ Уральское ТУ Приволжское ТУ Южное ТУ 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

77

104 72

Северо-Западное ТУ Центральное ТУ

Рисунок 10. Распределение СВХ России по таможенным органам по состоянию на 06.05.2016г., шт.19

Среди действующих СВХ по состоянию на 06.05.2016 г. 13 складов было включено в реестр в 2010-2011 гг. (рис. 11). Соответственно, данные СВХ на протяжении долгого времени удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к обустройству складов, что позволяет продлевать лицензию владельцам СВХ в течение 6 лет.

9,31%_ 1,13% 0,71% ■ 2010

■ 2011

Ж 27,36% ■ 2012

33,15% ■ 2013

11,85% ■ 2014

16,50% ■ 2015

■ 2016

Рисунок 11. Распределение СВХ России по дате включения в реестр за 2010-2016 гг., %20

На территории РФ по состоянию на 06.05.2016 года действует 112 предприятия, предоставляющих услуги таможенного склада. С 2013 года количество складов практически не изменилось (рис. 12).

Рисунок 12. Количество таможенных складов в РФ за 2013-2016 гг., шт.21

Количество таможенных складов в 7 раз меньше, чем количество СВХ. Это объясняется возможностью применения в отношении товаров на СВХ любых таможенных процедур, а на таможенном складе лишь одноименной процедуры. Помимо этого, выбор СВХ местом хранения является наиболее простым вариантом осуществления внешнеэкономической сделки и характерен для разовых или быстро осуществляемых сделок. Хранение товаров на таможенном складе целесообразно, если планируется постоянная внешнеэкономическая активность при значительных объемах регулярных поставок. В данном случае участнику ВЭД невыгодно отвлекать собственные денежные ресурсы на таможенные и налоговые платежи [4; 12].

Сегодня функционируют практически равное количество таможенных складов открытого и закрытого типа (рис. 13). Некоторое преобладание открытых складов является логичной тенденцией ввиду неограниченности видов хранимых товаров. Популярность закрытых складов может быть объяснена выгодностью хранения в течение длительного времени, например, ввозимых из-за рубежа товаров, которые используются в производственной деятельности организации - владельца таможенного склада.

49 \ 50,89% __

, /и^^^- ^ х > □ Открытого типа

I Закрытого типа

Рисунок 13. Распределение таможенных складов России по типу на 06.05.2016 г., %22

Для таможенного склада самым распространенным типом транспорта, на котором осуществляется доставка товаров на склад, является автодорожный (67,86%) (табл. 4).

Таблица 4

Распределение таможенных складов России по типу транспорта, которым возможна доставка товаров на склад, по состоянию на 06.05.2016 г.23

Тип транспорта Количество складов, шт. Доля, %

Автодорожный 76 67,86

Автодорожный и железнодорожный 26 23,21

Автодорожный, железнодорожный и морской 5 4,46

Железнодорожный 4 3,57

Морской, речной 1 0,89

Стоит отметить, что всех таможенных складов, несмотря на наличие

дополнительных требований, предназначены для работы с акцизными товарами (рис. 14).

Рисунок 14. Распределение таможенных складов России по возможности работы с акцизными товарами по состоянию на 06.05.2016 г., %24

Наибольшая концентрация таможенных складов наблюдается в регионе деятельности ЦТУ (рис. 15). Количество складов, находящихся в регионах деятельности других таможенных управлений, соотносится с уровнем их торгового потенциала.

Число таможенных складов, функционирующих в регионе деятельности одной центральной акцизной таможни (ЦАТ), больше в 2 раза, чем в самом большом по площади дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ). Данный факт обусловлен спецификацией ЦАТ и ее местонахождением в европейской части России, куда поступает наибольший объем товаров из западных стран. В 2015 году 52% от внешнеторгового оборота России было оформлено в Центральном федеральном округе.

ЦАТ 8

Калининградская областная таможня 1

Северо-Кавказское ТУ 4

Дальневосточное ТУ 3

Сибирское ТУ 10

Уральское ТУ 7

Приволжское ТУ 17

Южное ТУ 16

Северо-Западное ТУ Центральное ТУ 11 35

Рисунок 15. Распределение таможенных складов России по таможенным органам по

состоянию на 06.05.2016г., шт.25

В отличие от других объектов околотаможенной инфраструктуры, количество действующих таможенных складов, включенных в реестр в каждый год с 2010 по 2016 гг., примерно одинаковое (рис. 16). Поэтому длительное нахождение в реестре, в данном случае, не является критерием надежности и эффективности деятельности владельца таможенного склада.

■ 2010 И2011 И2012

■ 2013 И2014 И2015

■ 2016

Рисунок 16. Распределение таможенных складов России по дате включения

в реестр за 2010-2016 гг., %26

2.4. Анализ особенностей функционирования магазинов беспошлинной торговли

Первый в России магазин беспошлинной торговли (МБТ) «Аэроферст» Moscow Duty Free в «Шереметьево-2» был открыт в 1989 году. Его соучредителями выступили «Аэрофлот -советские международные авиалинии» и ирландская компания Aer Rianta International, позже к ним присоединили Международный аэропорт Шереметьево27.

По состоянию на 18.01.2013 г. в реестр включены 213 магазинов беспошлинной торговли. Обновление реестра не происходит, возможно, в связи с отсутствием изменений -магазины не включаются и не удаляются из реестра.

Таблица 5

Компании-лидеры по количеству магазинов беспошлинной торговли в России по состоянию на 18.01.2013 г.28

Название компании Количество магазинов, шт. Местонахождение магазинов

ЗАО «Аэроферст» 23 Аэропорт «Шереметьево» (г. Москва)

ЗАО «АРИАЛ» 22 Аэропорты «Шереметьево», «Домодедово» (г. Москва), «Толмачево» (г. Новосибирск)

ООО «Регстаэр-М» 19 Аэропорты «Шереметьево», «Внуково» (г. Москва)

ЗАО «КАПО Дьюти Фри» 17 Нижегородская, Ленинградская, Мурманская, Челябинская, Свердловская, Псковская области и Забайкальский край

ООО «ВЕКТОР М» 13 Аэропорт «Шереметьево» (г. Москва)

Первый российский МБТ ЗАО «Аэроферст» и сегодня продолжает успешно функционировать и лидировать в данной сфере, что подтверждается нахождением в реестре 23 магазинов данной компании (таблица 5), но все они располагаются на территории терминалов московского аэропорта «Шереметьево».

К лидерам на рынке магазинов беспошлинной торговли относится и ЗАО «КАПО Дьюти Фри», т.к. оно имеет наиболее территориально разветвленную сеть магазинов. Кроме того, ЗАО «КАПО Дьюти Фри» является одной из четырех компаний, входящих в «Дьюти Фри Холдинг», который представлен помимо России в Беларуси, Украине и Грузии29.

По территории России МБТ распространены пропорционально количеству пунктов пропуска через государственную границу РФ. Наибольшая концентрация МБТ наблюдается в Шереметьевской таможне (рис. 17), имеющей значительный пассажирооборот, а, соответственно, большое количество потенциальных покупателей.

¡Количество магазинов □ Количество п/п

83

53

53

37 — 40

28 —

6 12

ш я ■

42

21

17

¿п:

13

14

24

10

¿у

¿У ^

^ / 0°

* с/ ^ /

.<ь>

Рисунок 17. Распределение магазинов беспошлинной торговли и пунктов пропуска по таможенным органам РФ на 06.05.2016 г., шт.30

Однако владельцы магазинов беспошлинной торговли сталкиваются с проблемой дефицита места в пунктах пропуска, пригодного для создания магазина. Общая площадь функционирующих сегодня магазинов, включающая площадь торгового зала и складов, отлична (табл. 6). Но 40% всех магазинов имеет площадь до 200 кв. м, что свидетельствует о нехватке мест, особенно в международных аэропортах.

Таблица 6

Распределение магазинов беспошлинной торговли России по общей площади

по состоянию на 18.01.2013 г.31

Общая площадь магазина, кв. м Количество магазинов, шт.

До 50 25

50-200 60

200-500 43

500-1000 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более 1000 35

Ограниченное количество площадей для организации МБТ, их неприспособленность к торговле теми или иными товарами и жесткие требования к владельцам, помещениям

29 Официальный сайт компании «КАПО Дьюти Фри».

30 Составлено авторами на основе данных ФТС России.

31

9

4

магазина являются главными барьерами, затрудняющими вход новых участников на рынок беспошлинной торговли. Вследствие чего Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что данный рынок является закрытым и необходимо сделать его более конкурентным. В ходе проверки было определено, что в 67 пунктах работает по одному МБТ, в 14 пунктах - по два, в 3 пунктах - по три, что не соответствует удовлетворительному уровню конкуренции [13].

2.5. Анализ особенностей функционирования института уполномоченного

экономического оператора

Институт уполномоченного экономического оператора, появившись в 2010 году, сегодня активно развивается. По состоянию на 01.04.2016 г. в реестр включено 136 юридических лиц. Среди действующих УЭО, большинство получило свидетельство в 2015 году (рис. 18).

Рисунок 18. Распределение УЭО России по дате включения в реестр за 2012-2016 гг., %32

Подавляющее большинство УЭО действуют в регионе деятельности ЦТУ (45%) (рис. 19). В регионе деятельности ДВТУ, охватывающего 36% от общей площади РФ, действует только один УЭО, что указывает на непривлекательность региона для участников ВЭД и на наличие некоторых ограничений и проблем.

Калининградская областная таможня Северо-Кавказское ТУ Дальневосточное ТУ Сибирское ТУ Уральское ТУ Приволжское ТУ Южное ТУ Северо-Западное ТУ Центральное ТУ

Рисунок 19. Распределение УЭО России по таможенным органам по состоянию на 01.04.2016 г., шт?ъ

Действующим УЭО, в большей степени, предоставляются специальные упрощения сразу трех или четырех типов (таблица 7), что значительно расширяет возможности УЭО при осуществлении внешнеторговых операций.

Таблица 7

Специальные упрощения, предоставляемые УЭО России, по состоянию на 01.04.201634

Условное обозначение специального упрощения Количество УЭО, шт. Доля, %

А в, c 55 40.44%

А B, ^ D 40 29.41%

B 15 11.03%

А c 10 7.35%

B, D 5 3.68%

A 3 2.21%

А в 3 2.21%

B, C 2 1.47%

C 1 0.74%

D 1 0.74%

А ^ D 1 0.74%

Околотаможенная инфраструктура России развивается, что подтверждается положительной динамикой количества объектов и совершенствованием уровня их технического обеспечения. С прогнозируемым ростом внешнеторгового оборота России ожидается дальнейшая концентрация объектов околотаможенной инфраструктуры в регионе деятельности ЦТУ, Северо-западного таможенного управления (СЗТУ) ввиду наращивания объемов экспортно-импортных операций в данных регионах. По данным ФТС России прогнозируется увеличение импорта в зоне деятельности ЦАТ и экспорта в зоне деятельности Центральной энергетической таможни (ЦЭТ). В этой связи, возможно, произойдет рост количества таможенных представителей в регионах деятельности обеих таможен, а также СВХ и таможенных складов.

В целях повышения эффективности взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами главным направлением развития околотаможенной инфраструктуры должно стать сокращение звеньев в цепочке, по которой проходит товар от момента ввоза до выпуска и повышение уровня технологичности услуг такой инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник [Текст] / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2012. - 240 с.

2. Асеев И.В. Формирование модели околотаможенной инфраструктуры в системе внешнеторговой деятельности юга России [Текст]: дис. ... канд. эк. наук / И.В. Асеев. - Ростов на Дону, 2005. - 211 с.

3. Жуков, Д. Уполномоченный экономический оператор. Теория и практика [Текст] / Д. Жуков // Ракурс. - 2015. - №4. - С. 42-48.

4. Забалуев Т. Склад временного хранения или таможенный склад - что выбрать? [Электронный ресурс]: информационный портал. - Режим доступа: http://customsonline.ru/2986-sklad...sklad-chto-vybrat.html (дата обращения: 25.10.2016).

5. Игнатова, Л.В. Развитие околотаможенной инфраструктуры как один из методов повышения эффективности функционирования таможенных органов [Текст] / Л.В. Игнатова // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 2003. - 448 с.

6. Козырина А.Н. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / по ред. А.Н. Козыриной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.02.2016).

7. Колобкова В.А. Страхование ответственности в околотаможенной сфере [Текст] / В.А. Колобкова, А.П. Рудюк // Таможенное дело: проблемы и перспективы: сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и слушателей. - М.: РИО РТА, 2005. - 468 с.

8. Королев П.Ю. Прогнозные исследования в процессе формирования пространственной организации таможенной инфраструктуры на границе [Текст] / П.Ю. Королев // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2009. - №1. - С. 5-22.

9. Круглова Л. Бизнес-план: склад временного хранения и оказание услуг при таможенном оформлении грузов и получение лицензии таможенного брокера [Электронный ресурс]: блок Ланиты Кругловой о начале собственного дела. -Режим доступа: http://bizlana.ru/biznes-nogo-brokera/ (дата обращения: 17.10.2016).

10. Молчанова О.В. Таможенное дело [Текст]: учебное пособие / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - 2-е изд., доп. и испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 317 с.

11. Парфенов А.В. Таможенное посредничество [Текст]: учебное пособие / А.В. Парфенов, Е.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 120 с.

12. Пащенко А.В. Таможенная процедура беспошлинной торговли [Текст] / А.В. Пащенко // Реформы и право. - 2011. - №1. - С. 25-33.

13. Рожкова Ю.В. Создание таможенно-логистических терминалов как фактор эффективного размещения таможенных органов / Ю.В. Рожкова, Н.Н. Пишак, А.И. Бабушкина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012. - №36-1. - С. 179-182.

Sharoshchenko Irina Valeryevna

Russian customs academy, Russia, Vladivostok E-mail: irinochka003@inbox.ru

Ivanova Dina Olegovna

Russian customs academy, Russia, Vladivostok E-mail: koketochka._1@mail.ru

Analysis of the functioning of the objects near-customs infrastructure in Russian Federation

Abstract. The introduction of modern customs techniques, such as electronic declaration, preliminary information, the remote release of goods requires the establishment of appropriate customs infrastructure and a single information support of activity of objects of near-customs infrastructure.

The main requirements of the customs legislation to the near-customs infrastructure objects and conditions for the inclusion of some objects in the appropriate registers, as objective conditions of their operation were systematized in the article. The authors made an attempt to reflect possible changes in customs legislation, according to the discussion of the draft Customs Code of the EEU. The authors carried out work to collect information on the actual number of near-customs infrastructure of the respective registers for the years 2010-2016. The authors showed the role and importance of the individual objects of customs infrastructure to create conditions for the implementation of foreign trade. The article presents an analysis of the dynamics of near-customs infrastructure: customs representatives, customs carriers, temporary storage warehouses, bonded warehouses, duty free shops, authorized economic operators. In addition, the analysis of their distribution to the customs authorities of the Russian Federation, on the date of the roster, by object type and other attributes. The authors concluded that the laws governing the development of individual objects Russian near-customs infrastructure and made suggestions on changing needs of individual objects. In addition, the article presents the factors that have an impact on the status of individual objects Russian near-customs infrastructure.

Keywords: foreign trade turnover; near-customs infrastructure objects; customs clearance; customs carrier; road transport; bonded warehouse; companies participating foreign trade; brokerage services; declaration of goods; economic cooperation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.