Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕХАНИЗМ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫБНАЯ ПРОДУКЦИЯ / CUSTOMS REGULATION / STATE REGULATION / IMPORT / EXPORT / FISHING INDUSTRY / FISH PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Елена Ивановна

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии рыбной промышленности Российской Федерации. Рассмотрены результаты анализа существующего механизма таможенного регулирования перемещения рыбной продукции, выявлены основные проблемы, предложены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF CUSTOMS REGULATION OF FISH PRODUCTS MOVEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The role of customs regulation in the development of fishing industry of the Russian Federation is shown in the article. The results of the analysis of the existing mechanism of customs regulation of fish products movement are considered, the main problems are revealed and the directions of their solution are offered.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Е. И. Филиппова

МЕХАНИЗМ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье показана роль таможенного регулирования в развитии рыбной промышленности Российской Федерации. Рассмотрены результаты анализа существующего механизма таможенного регулирования перемещения рыбной продукции, выявлены основные проблемы, предложены направления их решения.

Ключевые слова: таможенное регулирование; государственное регулирование; импорт; экспорт; рыбная промышленность; рыбная продукция.

E. I. Filippova

MECHANISM OF CUSTOMS REGULATION OF FISH PRODUCTS MOVEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The role of customs regulation in the development of fishing industry of the Russian Federation is shown in the article. The results of the analysis of the existing mechanism of customs regulation of fish products movement are considered, the main problems are revealed and the directions of their solution are offered.

Keywords: customs regulation; state regulation; import; export; fishing industry; fish products.

Государственная политика по импортозамещению направлена на обеспечение продовольственной безопасности страны по ряду стратегически важных отраслей экономики, одной из которых является рыбная промышленность. Необходимость развития рыбной промышленности обозначена в ряде стратегических и нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации (РФ). Согласно «Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью является достижение к 2020 г. уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции [1].

Развитие рыбной промышленности требует комплексного подхода к государственному регулированию отрасли. Одним из элементов комплексного подхода государственного регулирования по развитию и повышению эффективности функционирования рыбной промышленности может стать таможенное регулирование [2].

Таможенное регулирование перемещения рыбной продукции предполагает наличие соответствующего механизма таможенного регулирования. На сегодняшний день нет кодифицированного определения термина «механизм таможенного регулирования». Различные авторы формулируют его, опираясь на дефиницию термина «экономический механизм». При этом авторы отмечают, что экономический механизм состоит из множества самостоятельных механизмов: таможенного, налогового, финансового, ценового, кредитного, инвестиционного, воспроизводственного и т. д. Все эти механизмы - составная часть единого экономического механизма, а их выделение необходимо лишь для уточнения содержания данного понятия [3].

148 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2019

Исходя из анализа содержания понятия «экономический механизм» [3; 4] можно сформулировать определение термина «механизм таможенного регулирования перемещения рыбной продукции» как совокупность взаимодействующих субъектов, реализующих при использовании определенного методического аппарата функции по регулированию перемещения рыбной продукции через таможенную границу.

Проведенное исследование показало, что механизм таможенного регулирования перемещения рыбной продукции РФ одновременно выступает не только как часть государственного механизма регулирования экономики страны, с помощью которого можно оказывать влияние на различные секторы и отрасли национального хозяйства, но и как часть механизма таможенного регулирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) [5].

Поскольку механизм носит комплексный характер и включает в себя определенную систему методов [4], то можно выделить основные методы механизма таможенного регулирования перемещения рыбной продукции. К основным методам, на наш взгляд, можно отнести меры таможенно-тарифного регулирования, которые, в свою очередь, включают систему инструментов и экономико-правовых мер.

Разработка мер, регулирующих импорт рыбной продукции, осуществляется Евразийской экономической комиссией. Таможенное регулирование экспорта рыбной продукции входит в полномочия Правительства РФ. Национальные органы (министерства и ведомства), предприятия и отраслевые союзы принимают участие в работе посредством направления предложений и участия в обсуждении (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие субъектов механизма таможенного регулирования перемещения рыбной продукции

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов [6].

Непосредственное регулирование в сфере рыболовства и рыбоводства осуществляет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), находящееся в ведении Минсельхоза России. В полномочия агентства входит внесение в Мин-сельхоз России предложений по проектам федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, подготовка предложений по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности, и участие в их реализации [7].

В рамках своих полномочий Минсельхоз России может вносить предложения по изменению таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при ввозе товаров на территорию РФ в Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России), которое, в свою очередь, принимает решение о целесообразности их реализации. После этого предложения поступают в Евразийскую экономическую комиссию. Предложения, затрагивающие таможенно-тарифное и нетарифное регулирование экспорта, рассматриваются Правительством РФ. Реализация принятых мер по таможенному регулированию осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Однако наряду с Минсельхозом России свои предложения по изменению таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в Минэкономразвития России могут направлять предприятия и отраслевые союзы рыбной промышленности. С одной стороны, это дает возможность предприятиям оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия и сигнализировать государству о существующих проблемах в отрасли, а с другой - увеличивает нагрузку на бизнес-сообщество.

Данный факт свидетельствует о том, что на сегодняшний день в государстве отсутствует единая система управления рыбной промышленностью, которая бы осуществляла координацию и контроль за ее эффективным функционированием.

Как уже было отмечено, таможенное регулирование перемещения рыбной продукции в России осуществляется посредством применения мер таможенно-тарифного регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю рыбной продукцией.

Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является таможенная пошлина.

Проанализировав уровень ставок таможенных пошлин на рыбную продукцию в период с 2006 г. по 2017 г., можно отметить, что ставки находились на одном уровне до 2012 г. Образование Таможенного союза в 2010 г. не повлияло на уровень ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин. Средняя ставка ввозной таможенной пошлины на рыбную продукцию составляла 10%, ставка вывозной пошлины - 5%.

Изменения уровня ставок начались после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 г. Перед поэтапным снижением ставок они были унифицированы по всей группе товаров; при их унификации не учитывалась степень переработки рыбного сырья, что противоречит принципу эскалации таможенного тарифа. В качестве примера можно привести товарные позиции 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304» и 0305 «Рыба сушеная, соленая или в рассоле;

рыба копченая ...; рыбная мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу» единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС); несмотря на разную степень переработки, ставки по данным позициям составляли 10%.

Последующее снижение происходило в несколько этапов и завершилось в 2016 г., ставки вывозных таможенных пошлин на рыбную продукцию были отменены (за исключением подсубпозиций 0302 35 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, 0302 99 000 9 «тунца синего, или обыкновенного (Thunnus thynnus)» ТН ВЭД ЕАЭС), а ввозные пошлины в среднем стали равны 6,62%, что привело к снижению тарифной защиты рыбной промышленности РФ.

После снижения ставок на рыбную продукцию, в рамках обязательств перед ВТО, можно констатировать, что снижение не имело под собой экономической обоснованности и не учитывало степени переработки и ценности рыбного сырья.

Поскольку применение мер таможенно-тарифного регулирования является одним из методов государственного регулирования экономики, то необходимо дать оценку влияния данного метода на развитие рыбной промышленности России в современных условиях.

Для этого следует определить степень взаимосвязи уровня ставки таможенной пошлины на объем импорта и экспорта рыбной продукции.

Анализ взаимосвязи уровня ставки таможенной пошлины на объем импорта проведем на примере товарной подсубпозиции 0304 81 000 0 «филе лосося, мороженное» ТН ВЭД ЕАЭС, так как данный товар является одним из наиболее востребованных на российском рынке. Найти зависимость можно с помощью метода корреляционного анализа. Корреляционный анализ помогает установить, есть ли связь между показателями импорта и уровнем ставок таможенных пошлин.

При анализе использовалось два массива данных: объем импорта и размер ставок таможенных пошлин в период с 2006 г. по 2017 г. (табл. 1).

С помощью программного средства MC Excel было получено значение корреляции r = -0,01. На основе применения шкалы Чеддока для оценки степени связи установлено, что прямая связь между размером ставки и объемом импорта отсутствует, так как коэффициент корреляции находится в пределах до 0,1.

Таблица 1

Объем импорта и ставка ввозной таможенной пошлины в 2006-2017 гг.

LJ Lj

Товар о О CD CD

сч CN CN CN СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ

Филе лосося замороженное (0304 81 000 0), тыс. т 233 482 256 56 101 238 132 239 104 221 228 233

Ставка пошлины, % 10 10 10 10 10 10 10 10 7,5 4 4 4

Аналогичный статистический метод оценки влияния размера ставки вывозной таможенной пошлины на объем экспорта использовался в отношении подсубпозиции 0303 67 000 0 «минтай замороженный» ТН ВЭД ЕАЭС, так как эта рыба преобладает в структуре экспорта (табл. 2).

Таблица 2

Объем экспорта и ставка вывозной таможенной пошлины в 2006-2017 гг.

Товар ю о Г"-. о со о СЛ о о го 1-П

Г\| с^ с^ с^ с^ с^ Г\| 20

Минтай замороженный (0303 67 000 0), тыс. т 464 579 608 670 846 830 801 795 705 779 794 1 774

Ставка пошлины, % 5 5 5 5 5 5 5 3,75 3,75 2,5 0 0

В данном случае анализ показал, что коэффициент корреляции г = -0,7. Данное значение показывает, что между размером ставки и объемом экспорта есть средняя обратная связь, т. е. при снижении ставки пошлины объем экспорта возрастает, но поскольку связь средняя, то можно говорить о сильном влиянии других факторов внешней среды [5].

При анализе существующего механизма также необходимо учитывать его наднациональный аспект в рамках ЕАЭС, поскольку в некоторых случаях бывают исключения - примером может служить Казахстан. После вступления Казахстана в ВТО в отношении ряда товаров, ввозимых на его территорию, применяются ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная таблица ставок ввозных таможенных пошлин на рыбную продукцию

Код ТН ВЭД ЕАЭС / наименование Ставка ЕТТ ЕАЭС [8], % Ставка для Казахстана [9], %

1604 19 920 0 «Готовая или консервированная продукция из трески (вАРиБ МОИНиА, вАРиБ ОвАС, вАРиБ МАСИОСЕРНАШБ), целиком или в кусках, но не фаршированная» 14 9

0306 16 910 0 «Креветки вида СИА^ОИ СИА^ОИ, мороженые, прочие» 5 0

Действие ставок пошлин, более низких по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, является сдерживающим фактором для развития рыбной промышленности РФ. Применение более низких ставок пошлин повышает конкурентоспособность ввозимой из других стран рыбной продукции на рынке Казахстана, что не стимулирует развитие экспортного потенциала рыбной промышленности РФ и создает риск попадания на рынок России рыбной продукции через страны Союза.

В рамках системы таможенного регулирования перемещения рыбной продукции нетарифный метод не применяется, однако на современном этапе применение данного метода представляется наиболее актуальным, поскольку роль таможенно-тарифного регулирования снижена из-за обязательств в рамках ВТО. При этом таможенная пошлина как основной инструмент не может выполнять регулирующую и защитную функции. Также нетарифное регулирование является методом оперативного реагирования на изменения в экономической деятельности, что позволяет в краткосрочный период получать необходимый результат.

Существующие меры нетарифного регулирования в рамках Союза не распространяются на отношения, касающиеся вопросов технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований, мер в области экспортного контроля и военно-технического сотрудничества. Однако классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ВТО / ГАТТ, включает вышеупомянутые категории, что может служить основой для расширения существующего инструментария.

В настоящее время национальной системой государственного регулирования приняты специальные экономические меры, направленные на защиту национальных интересов и обеспечение безопасности государства. Применение данных мер оказало заметное влияние на рыбную промышленность России. Меры реализуются посредством запрета ввоза (эмбарго) на территорию РФ рыбной продукции, страной происхождения которой являются государства, принявшие решение о введении экономических санкций [5].

Последствиями введения данных мер стало снижение доли импортной продукции в потреблении: в 2015 г. - до 20,6%, в 2014 г. - 28,3%, в 2013 г. - 31,4%. При значительном сокращении импортных поставок рыбы и рыбной продукции (за 2015 г. на 35,5%) и росте производства в 2015 г. относительно 2014 г. на 4,2% было отмечено существенное снижение внутреннего потребления (порядка 10,2%), что стало следствием низкой экономической и физической доступности отечественной рыбной продукции для населения.

Производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных в 2015 г. выросло относительно 2014 г. на 4,2% за счет увеличения объемов добычи (вылова) водных биоресурсов на 4,5% [10]. Несмотря на рост производства, отечественная рыбная промышленность не смогла удовлетворить спрос, что привело к росту теневых товаропотоков по доставке рыбной продукции через страны Союза. Данная проблема наносит ущерб не только рыбной промышленности, но и снижает поступление доходов в государственный бюджет РФ.

Таким образом, следует отметить, что существующий механизм таможенного регулирования перемещения рыбной продукции не направлен на развитие рыбной промышленности. Здесь отсутствует последовательность и согласованность в применении мер государственного регулирования. Инструменты таможенно-тарифного регулирования являются неэффективными по следующим причинам:

- вывозная таможенная пошлина не предотвращает вывоз рыбного сырья в зарубежные страны, что отрицательно сказывается на объемах внутреннего производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;

- ввозная таможенная пошлина не стимулирует создание благоприятных условий для наращивания отечественного производства;

- таможенная пошлина выполняет только фискальную функцию.

Также прослеживается проблема зависимости национального механизма таможенного регулирования от общей системы таможенного регулирования ЕАЭС при перемещении товаров через границу.

При снижении влияния таможенно-тарифного регулирования в условиях членства в ВТО нетарифные инструменты регулирования должны превалировать при решении задачи по развитию рыбной промышленности, однако данные инструменты используются только в чрезвычайных ситуациях. Данный факт

свидетельствует о дисбалансе при применении методов внешнеторгового регулирования.

Деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенного регулирования должна быть направлена на совершенствование таможенного администрирования и взаимодействия с производственными и торговыми предприятиями.

Анализ данных, полученных при информационном взаимодействии, позволит выявлять и решать проблемы деятельности таможенных органов, в частности касающиеся обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при экспорте и импорте рыбной продукции.

Результаты проведенного анализа также свидетельствуют о необходимости совершенствования существующего механизма таможенного регулирования в контексте государственной политики по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Необходимо создать эффективную систему мер, направленную на долгосрочное развитие и поддержание стабильности функционирования рыбной промышленности. При этом разработка мер должна производиться во взаимодействии с другими заинтересованными органами исполнительной и законодательной власти в целях формирования единой государственной системы поддержки рыбной промышленности России.

Использованные источники

1. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2003 № 1265-р (ред. от 21.07.2008) «О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Филиппова Е. И. Анализ факторов, влияющих на эффективность функционирования рыбной промышленности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов / под общ. ред. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Н. Г. Липатовой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. С. 135-139.

3. Фукс Е. Н. Механизм таможенного регулирования импорта обуви: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbook-shop.ru/69465.html.

4. Бычкова А. Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестник Омского университета. Сер. «Экономика». 2010. № 4. С. 37-43.

5. Современное состояние механизма таможенного регулирования рыбной промышленности РФ: отчет о научно-исследовательской работе / Ю. Е. Гупанова; руководитель работы Ю. Е. Гупанова; отв. исполнитель Е. И. Филиппова; Российская таможенная академия, кафедра экономики таможенного дела. Люберцы, 2018. 86 с.

6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (ред. от 30.12.2018) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 (ред. от 11.04.2018) «О Федеральном агентстве по рыболовству» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации,

154 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2019

применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 10. Тенденции развития в секторах экономики, 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// economy.gov.ru/.

А. А. Комиссаров

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СФЕРАХ

В статье проведен анализ текущего состояния торговых взаимоотношений России и Китая. Основное внимание уделено формату взаимодействия таможенных администраций данного государства. Определены основные направления сотрудничества между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: торговое сотрудничество; таможенное сотрудничество; Федеральная таможенная служба; Главное таможенное управление Китайской Народной Республики; товарооборот; межправительственные комиссии; Подкомиссия по таможенному сотрудничеству.

A. A. Komissarov

COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN FOREIGN TRADE AND CUSTOMS

The analysis of the current state of trade cooperation between Russia and China is carried out in the article. The main attention is paid to the format of cooperation between the customs administrations of the states. The main areas of cooperation between the Federal Customs Service and the General Customs Administration of the Peoples' Republic of China are determined.

Keywords: trade cooperation; customs cooperation; the Federal Customs Service; the General Customs Administration of the Peoples' Republic of China; goods turnover; intergovernmental commissions; Sub-Commission on customs cooperation.

Внешнеторговое взаимодействие России и Китая является важнейшей составляющей двусторонних отношений, которые в «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» от 16.07.2001 определены как «отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Китай с 2010 г. - крупнейший торговый партнер Российской Федерации (РФ). Главами двух государств поставлена задача по увеличению к 2020 г. объема двустороннего товарооборота до 200 млрд долл., а объема китайских прямых инвестиций в экономику России - до 12 млрд долл.

Задача по увеличению товарооборота может быть реализована только при тесном контакте таможенных служб, которые несут ответственность в части упрощения торговых и административных барьеров в трансграничной торговле.

Основными задачами исследования являются анализ текущего состояния торговых взаимоотношений России и Китая, а также изучение формата их взаимодействия на уровне таможенных администраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.