УДК 336.02:339.543
Д. А. Иванова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ФИНАНСОВО-ТАМОЖЕННЫЙ МЕТОД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены особенности государственного регулирования экспортно-импортных операций. Приведена классификация методов и инструментов государственного регулирования экспортно-импортных операций, утвержденная законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза, а также используемая в современной экономической литературе. Выявлена и обоснована необходимость уточнения классификации методов. На основе проведенного исследования предложено выделить метод финансово-таможенного регулирования экспортно-импортных операций, дано его определение, обозначено место в системе государственного регулирования, перечислены его инструменты и основные функции. Изучены особенности регулирования экспортно-импортных операций на наднациональном уровне с учетом действия Договора о Евразийском экономическом союзе, а также влияние международных обязательств и условий, принятых Россией при вступлении во Всемирную торговую организацию, на использование инструментов финансово-таможенного регулирования. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Государственное регулирование; методы государственного регулирования; внешняя торговля товарами; финансово-таможенное регулирование; финансовые инструменты; таможенные платежи; Всемирная торговая организация; Евразийский экономический союз.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 9 марта 2016 г.; дата принятия к печати 28 марта 2016 г.; дата онлайн-размещения 31 мая 2016 г.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Государственное задание № 2014/52 на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 326 «Финансово-бюджетное проектирование как основа управления социально-экономическим развитием ресурсного региона Сибири» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458898).
D. A. Ivanova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
FINANCE AND CUSTOMS METHOD IN SYSTEM OF GOVERNMENTAL REGULATION OF EXPORT-IMPORT OPERATIONS
ABSTRACT. The article considers the features of governmental regulation of export-import operations. It brings forth a classification of methods and tools of governmental regulation of export-import operations approved by legislation of the Russian Federation and the Eurasian Economic Union and used in modern economic literature. It identifies and substantiates the necessity of specifying classification of the methods. On the bas is of the investigation performed it offers to place emphasis on a method of finance-customs regulation of export-import operations, gives its definition, specifies its place in the system of governmental regulation, sums up its tools and main functions. It studies the features of regulating export-import operations at the supranational level in terms of functioning of the Eurasian Economic Union Treaty, as well as an influence of international obligations and terms, adopted by Russia before entering the World Trade Organization, on using the tools of financial-customs regulations.
KEYWORDS. Public regulation; methods of public regulation; foreign trade; financial-customs regulation; financial tools; customs duties; World Trade Organization; Eurasian Economic Union.
© Д. А. Иванова, 2016
ARTICLE INFO. Received March 9, 2016; accepted March 28, 2016; available online May 31,2016.
FINANCING. State task № 2014/52 for state-sponsored research in the framework of the basic part of Project № 326 «Financial and Budgetary Planning as a Basis for Governing the Socio-Economic Development of the Resource Region of Siberia» (state registration in the «Center of Information Technologies and Systems» number 01201458898).
Внешнеторговая деятельность играет важную роль в обеспечении стабильного роста российской экономики и в решении важных социально-экономических задач. Экспортно-импортные операции на протяжении многих лет являются одним из главных источников доходов федерального государственного бюджета (до 52 % доходов), в связи с чем вопросы государственного регулирования требуют особого внимания при разработке и проведении внешнеторговой политики.
В научной литературе при исследовании денежно-финансовых операций внешней торговли используются такие понятия, как «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД), «внешнеторговая деятельность», «внешняя торговля товарами» и «экспортно-импортные операции». Как справедливо отмечает А. А. Евдокимов, понятие «экспортно-импортные операции» является наиболее узким из указанных трех [1, c. 11], их значение соответствует категории «внешняя торговля товарами» и закреплено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.
Под ВЭД следует понимать внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе правами на них. Данное определение отражено в Федеральном законе «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3. Таким образом, сущность внешней торговли товарами заключается в совершении экспортно-импортных операций, которые являются разновидностью ВЭД (рис. 1).
ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговая деятельность
Внешняя торговля товарами (экспортно-импортные операции)
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Рис. 1. Соотношение понятий «внешнеэкономическая деятельность», «внешнеторговая деятельность» и «экспортно-импортные операции»
Общая стратегия политики государства определяет приоритеты и инструменты государственного регулирования экономики для реализации его политической стратегии и характеризует направления деятельности государства для реализации его стратегических задач. Исходя из взаимосвязей общей стратегии политики России, ВЭД, внешнеторговой деятельности и внешней торговли товарами можно сделать вывод о том, что государственное регулирование должно обеспечивать приоритеты и государственные интересы этих видов деятельностей.
Под государственным регулированием ВЭД понимается система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики [2, с. 11] и преследующих цель формирования рыночных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД [3, с. 13].
Следовательно, и государственное регулирование экспортно-импортных операций обусловлено приоритетом государственных интересов (прежде всего, экономической безопасности государства и пополнения финансовых ресурсов федерального бюджета). В значительной степени благодаря воздействию на экспортно-импортные операции государственное регулирование должно стать одним из факторов экономического роста.
Учитывая взаимодействие категорий «ВЭД», «внешнеторговая деятельность», «экспортно-импортные операции» и руководствуясь наиболее часто встречающимся в экономической литературе определением, значение государственного регулирования экспортно-импортных операций можно свести к системе мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнюю торговлю товарами в интересах национальной экономики и направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования экспортно-импортных операций главным образом нацелен на выполнение следующих функций:
- защиту государством прав и законных интересов участников внешней торговли товарами, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров;
- равенство и недискриминацию участников внешней торговли товарами;
- взаимность в отношении другого государства (группы государств);
- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
- обоснованное и объективное применение мер государственного регулирования;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- стимулирование развития национальной экономики.
На достижение этих целей ориентирована торговая политика, реализация которой осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешней торговли товарами.
В экономической литературе в качестве методов государственного регулирования экспортно-импортных операций выделяют административные — прямое ограничение экспорта или импорта, реализуемое при помощи системы организационно-правовых и специальных мер (например, квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, административные барьеры), имеющие явно выраженный политический характер, и экономические. Последние основаны на применении финансово-кредитных и фискальных механизмов — управление процентной ставкой, налоги, таможенные пошлины и сборы [2, с. 164].
На законодательном уровне методологические основы государственного регулирования экспортно-импортных операций определяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, который предусматривает использование таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. При этом под таможенно-тарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, а под нетарифным регулированием — метод государственного регулирования внешней торговли товара-
ми, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 указанные два метода определены как составляющие дефиниции «таможенное регулирование», которое заключается в установлении порядка и правил регулирования совокупности средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе в РФ и вывозе товаров из РФ.
В рамках того или иного метода, применяемого в целях осуществления государственного регулирования экспортно-импортных операций, используется большое разнообразие инструментов, которые можно объединить в две группы [4]. Первую составляют инструменты, воздействующие через стоимостные показатели на динамику, объем, структуру и географию внешнеторговых потоков. Сюда относятся таможенные пошлины и таможенные сборы, налогообложение экспортно-импортных операций, система тарифных льгот и т. д. Во вторую группу входят административные средства — квотирование, лицензирование, установление запретов на перемещение отдельных товаров, предписания санитарного и ветеринарного характера, технические стандарты и т. д. Совокупность применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, применение нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер (вторая группа перечисленных инструментов государственного регулирования).
К инструментам, используемым при таможенно-тарифном регулировании, действующее законодательство России и Евразийского экономического союза1 (ЕАЭС) относит таможенные пошлины, тарифные льготы, преференции и квоты2. При этом таможенные сборы и налоги, подлежащие уплате при осуществлении внешней торговли товарами и используемые также для регулирования экспортно-импортных операций, на законодательном уровне не установлены в качестве инструментов ни одного из предусмотренных методов государственного регулирования внешней торговли товарами. В связи с этим считаем необходимым определение метода, предусматривающего их использование, и уточнение его содержания.
Ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию, а также таможенные сборы относятся к таможенным платежам3 и являются инструментами таможенного регулирования. Однако, как отмечалось ранее, действующее законодательство не позволяет отнести НДС, акциз и таможенные сборы ни к таможенно-тарифному, ни к нетарифному методу государственного регулирования внешней торговли товарами. В то же время таможенные платежи рассматриваются рядом авторов в качестве инструмента финансового регулирования.
Так, например, в монографии С. В. Барулина и В. И. Самарухи «Теория финансов и экономическое развитие регионов России» читаем: «Многообразны инструменты государственного финансового регулирования, применяемые в рамках того или иного метода регулирования. Важнейшими из них являются денежные агрегаты, облигации государственных (муниципальных) займов, ставки рефинансирования и регулятивные нормативы центрального банка, валютные курсы и валютные резервы, предельные и нормируемые цены и тарифы, таможенные платежи и их
1 Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и функционирует с 1 января 2015 г., 2 января в организацию официально вступила Армения, а в августе завершилась процедура по принятию Киргизии.
2 Договор о Евразийском экономическом союзе : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. (ред. от 8 мая 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3 Таможенный кодекс Таможенного Союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского эко-номического сообщества на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. № 17 // СПС «Кон-сультантПлюс», ст. 70.
элементы... и другие финансовые инструменты» [5, с. 396]. Авторы учебника «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики» также рассматривают составляющие элементы таможенных платежей в качестве инструментов таможенного регулирования [6] и, ссылаясь на отсутствие в законодательстве разных стран единого подхода по поводу отнесения таможенных пошлин и сборов к налогам, определяют налоги в качестве инструментов налогового метода, а таможенные пошлины и сборы — неналогового (таможенного) метода финансового регулирования, сущностью которого, на наш взгляд, является достижение определенных государственных интересов.
Само понятие «финансовое регулирование» исследуется с различных подходов, в частности, в зависимости от объекта, на который такое регулирование направлено. Анализ экономической литературы, отражающей точки зрения современных авторов, показал, что чаще всего в ней говорится о финансовом регулировании социальных, социально-экономических процессов, инвестиционной деятельности [7-9] и о приоритетной роли государства в этих сферах. Далее будем руководствоваться определениями, данными известными учеными в области финансов и финансового регулирования.
М. В. Романовский, О. В. Врублевская и Б. М. Сабанти определяют термин «финансовое регулирование» как организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства [10, с. 98].
С. В. Барулин и В. И. Самаруха под финансовым регулированием понимают «целенаправленную деятельность органов государственной (муниципальной) власти и менеджмента организаций по воздействию на различные объекты регулирования путем принятия финансовых регулирующих мер для достижения стратегических целей и решения тактических задач финансовой политики» [5, с. 393], которая может выступать в формах прямого и косвенного регулирования.
Косвенное государственное финансовое регулирование предполагает стимулирование или сдерживание развития одного субъекта (субъектов) через воздействие на другие регулируемые объекты и субъекты. Например, государственное денежно-кредитное, валютное и ценовое регулирование предполагают воздействие на одни элементы или сегменты экономики, а эффект (убыток) получают другие субъекты (экспортеры и импортеры, заемщики и депозитарии, производители и потребители). Прямое государственное финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на регулируемый объект и получение регулируемым субъектом дополнительного финансового эффекта, выгоды (при стимулировании) и ограничение в получении субъектом финансовых ресурсов, выгоды (при сдерживании). Примерами могут служить таможенное и налоговое регулирование, прямая бюджетная поддержка территорий отраслей, граждан и т. д. [5, с. 396].
Таким образом, из изложенного следует: таможенное регулирование является видом прямого государственного финансового регулирования, при этом набор инструментов двух видов регулирования совпадает в части использования таможенных платежей. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости выделения метода финансово-таможенного регулирования и определении его как метода государственного регулирования экспортно-импортных операций в целях достижения определенных государственных интересов, осуществляемый путем применения следующих инструментов:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- таможенные сборы;
- налог на добавленную стоимость;
- акциз;
- тарифные льготы;
- тарифные преференции;
- тарифные квоты.
Перечисленные инструменты играют важную роль в механизме государственного регулирования экспортно-импортных операций и пополнении государственного федерального бюджета. Так, по итогам 2015 г., за счет таможенных платежей обеспечено более 4,9 трлн р. дохода федерального бюджета4.
Анализ методов и инструментов государственного регулирования внешней торговли товарами, закрепленных на законодательном уровне и используемых при классификации в экономической литературе, а также выделение метода финансово-таможенного регулирования позволяет представить систему государственного регулирования экспортно-импортных операций в следующем виде (рис. 2).
Рис. 2. Система государственного регулирования экспортно-импортных операций,
ее инструменты и методы
4 Федеральная таможенная служба. URL : http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=22388:-491-&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835.
Посредством использования инструментов финансово-таможенного регулирования, адекватного современным экономическим реалиям, можно добиться выполнения многих задач, стоящих на данном этапе перед государством. На применение этих средств (инструментов) непосредственное влияние оказывают условия, принятые Россией при подписании различных межгосударственных договоров, а также соглашений, предусматривающих участие страны в международных интеграционных объединениях, организациях.
Вступление России во Всемирную торговую организацию5 (ВТО) и создание Таможенного союза на территории трех государств6, а затем и ЕАЭС определили возможность и приоритеты дальнейшего использования мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных операций в целях устойчивого социально-экономического развития государства. Одним из основополагающих принципов и правил ВТО, помимо взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле, является отказ от использования количественных и иных ограничений и регулирование торговли преимущественно тарифными методами.
На протяжении долгих 18 лет Россия стремилась вступить в ВТО, однако уже за прошедший период (более трех лет участия в организации) страна (и ее регионы в частности) успела ощутить на себе влияние подписанных соглашений [11; 12]. В соответствии с Протоколом «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», подписанным 16 декабря 2011 г. в Женеве, Россия обязуется «не увеличивать экспортные пошлины или сократить / отменить их в соответствии с приведенным графиком и не вводить и не увеличивать их свыше уровня, указанного в данном графике, за исключением случаев, предусмотренных ГАТТ 1994 г.»7. Кроме того, указанным нормативным актом предусмотрено использование тарифных квот в отношении вывозимых товаров: необработанной древесины ели и сосны определенных пород. Следует обратить внимание на тот факт, что данный инструмент финансово-таможенного регулирования впервые введен в механизм государственного регулирования экспортно-импортных операций.
Данное положение предусматривает также установление Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин в соответствии с указанным протоколом и предопределяет существенное влияние на применение важнейшего инструмента финансово-таможенного регулирования — таможенной пошлины. Россия, являясь членом ВТО, при определении оптимального уровня пошлин, способного обеспечить соответствующую защиту отечественного производства, а также существенный доход в государственный федеральный бюджет, не может руководствоваться лишь своим видением проблемы, но также должна учитывать международные обязательства.
На таможенной территории ЕАЭС действует Единый таможенный тариф, представляющий собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на данную территорию из третьих стран и систематизированным в соответствии с единой Товарной номенклатурой ВЭД ЕАЭС. Этот факт свидетельствует о том, что разработка ставок ввозных таможенных пошлин также ведется в соответствии с международным договором, только утверждает их Евразийская
5 Россия стала полноправным членом 22 августа 2012 г. и под номером 156 была включена в официальный список стран-участниц Всемирной торговой организации.
6 Единая таможенная территория Таможенного союза начала функционировать с 1 июля 2010 г.
7 URL : http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1771.
экономическая комиссия8 (ЕЭК), которая имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом (рис. 3).
Рис. 3. Уровни регулирования экспортно-импортных операций и органы управления Евразийского экономического союза
При этом ЕЭК как наднациональный орган определяет границы государственного регулирования экспортно-импортных операций для стран-участников ЕАЭС.
К национальным органам власти РФ (в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ), имеющим полномочия в области государственного регулирования внешней торговли товарами, относятся Президент РФ, Правительство РФ и Министерство промышленности и торговли. Кроме того, непосредственное отношение к финансово-таможенному регулированию внешней торговли России имеют Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Министерство экономического развития РФ, Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ.
Сложная экономическая и политическая обстановка в мире, падение цен на нефть, стремительный рост курсов иностранных валют (доллара США, евро и др.)
8 В 20-летней истории евразийского интеграционного процесса такая комиссия была создана впервые как постоянно действующий наднациональный регулирующий орган и начала действовать со 2 февраля 2012 г., заменив ранее функционирующую Комиссию Таможенного союза. См.: Расширяя пространство возможностей : отчет Евраз. экон. комис. 2012-2015. URL : http://www.eurasiancommission. org/ru/Documents/EEC_ar2015_preview.pdf.
по отношению к рублю, усиливающаяся неопределенность актуализируют важность вопроса формирования доходов федерального бюджета как основной части финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения им своих функций, а введение западными странами санкций против России обостряет процессы разработки программ по импортозамещению и поддержки экспортно-ориентированных производств.
В связи с этим важнейшими приоритетными направлениями государственного регулирования внешней торговли товарами являются создание условий для перехода от сырьевой экономики к знаниевой экономике инновационного типа, технико-технологического перевооружения всех отраслей народного хозяйства и переориентации промышленности с первичной на глубокую переработку природного сырья [5, с. 396].
При регулировании экономики комбинация методов и инструментов зависит от целей и задач экономической и финансовой политики. Финансового-таможенное регулирование как метод государственного регулирования экспортно-импортных операций в современных условиях приобретает важное значение при решении вопросов формирования доходов федерального бюджета, стимулирования отечественных производителей в производстве товаров с высокой добавленной стоимостью и обеспечения экономической стабильности государства.
Сущность финансово-таможенного регулирования экспортно-импортных операций опосредуется следующими функциями:
- пополнение федерального бюджета;
- обеспечение защиты рынка отечественных товаропроизводителей;
- поддерживание конкурентной среды на внутреннем рынке;
- совершенствование экспортного потенциала и внешней торговли товарами в интересах национальной экономики;
- обеспечение положительного сальдо внешнеторгового баланса;
- выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
- стимулирование развития национальной экономики.
Резюмируя изложенное, приходим к следующему выводу: на современном этапе экономического развития страны совершенствованию использования финансово-таможенного регулирования должно уделяться особое внимание, так как эффективное использование его инструментов призвано обеспечить решение важных задач — оптимизацию структуры доходов федерального бюджета России и содействие повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции как для внутреннего (с учетом импортозамещения), так и внешнего рынков.
Список использованной литературы
1. Евдокимов А. А. Налоговое регулирование экспортно-импортных операций : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / А. А. Евдокимов. — Саратов, 2007. — 173 с.
2. Внешнеэкономическая деятельность: вспомогательные операции и государственное регулирование : учеб. пособие / В. П. Марьяненко и [др.] ; под ред. В. И. Черенкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 632 с.
3. Щукина Т. В. Финансы внешнеэкономической деятельности предприятия : учеб. пособие / Т. В. Щукина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. — 142 с.
4. Трошкина Т. Н. Современный механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации / Т. Н. Трошкниа // Право и политика. — 2006. — № 2. — С. 36-53.
5. Барулин С. В. Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С. В. Барулин, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 600 с.
6. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика : учебник / под ред. М. А. Абрамовой, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркиной. — М. : Юрайт, 2014. — 551 с.
7. Михайлов В. В. Финансовое регулирование процессов в контексте устойчивого развития социально-экономических систем / В. В. Михайлов // Сибирская финансовая школа. —
2012. — № 6 (95). — С. 85-88.
8. Воробьева Е. И. Государственное финансовое регулирование социальных процессов / Е. И. Воробьева // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 4. — С.16-23.
9. Горбачёва И. А. Методологические подходы к финансовому регулированию инвестиционных процессов [Электронный ресурс] / И. А. Горбачева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-2. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=19781.
10. Финансы : учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабан-ти. — М. : Юрайт-М, 2004. — 504 с.
11. Федотов Д. Ю. Институциональные последствия и преимущества вступления России в ВТО / Д. Ю. Федотов // Известия Иркутской государственной экономической академии. —
2013. — № 6 (92). — С. 31-35.
12. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики / А. П. Киреенко, Д. Ю. Федотов, Л. В. Санина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 252 с.
References
1. Evdokimov A. A. Nalogovoe regulirovanie eksportno-importnykh operatsii. Kand. Diss. [Tax regulation of export-import operations. Cand. Diss.]. Saratov, 2007. 173 p.
2. Maryanenko V. P. et al.; Cherenkova V. I. (ed.). Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost': vspomogatel'nye operatsii i gosudarstvennoe regulirovanie [Foreign economic activity: auxiliary operations and governmental regulation ]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008. 632 p.
3. Shchukina T. V. Finansy vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti predpriyatiya [Finance in the Company's Foreign Economic Activities]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2003. 142 p.
4. Troshkina T. N. Modern mechanism of governmental regulation of foreign trade activity in the Russian Federation. Pravo ipolitika = Law and Politics, 2006, no. 2, pp. 36-53. (In Russian).
5. Barulin S. V., Samarukha V. I. Teoriya finansov i ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [The Theory of Finance and Economic Development of Russian Regions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 600 p.
6. Abramova M. A., Goncharenko L. I., Markina E. V. Finansovye i denezhno-kreditnye metody regulirovaniya ekonomiki. Teoriya i praktika [Financial and monetary-credit regulation of economy. Theory and practice]. Moscow, Yurait Publ., 2014. 551 p.
7. Mikhailov V. V. Financial regulation of processes in the context of the sustainable development of socio-economic systems. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2012, no. 6 (95), pp. 85-88. (In Russian).
8. Vorobeva E. I. Governmental financial regulation of social processes. Nauchnyi vestnik: Finansy, banki, investitsii = Scientific Bulletin: Finance, banks, investments, 2014, no. 4, pp. 16-23. (In Russian).
9. Gorbacheva I. A. Methodological approach to financial regulation of investment process. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19781. (In Russian).
10. Romanovsky M. V., Vrublevskaya O. V., Sabanti B. M. (eds). Finansy [Finance]. Moscow, Yurait-M Publ., 2004. 504 p.
11. Fedotov D. Yu. Institutional consequences and advantages of Russia's WTO accession. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 6 (92), pp. 31-35. (In Russian).
12. Kireyenko A. P., Fedotov D. Yu., Sanina L. V. et al. Posledstviya vstupleniya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu dlya regionalnoi ekonomiki [The Consequences of Russia's
entry into the World Trade Organization for the Regional Economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 252 p.
Информация об авторе
Иванова Дарья Александровна — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Институт национальной и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Darya A. Ivanova — PhD Student, Chair of Tax and Customs, Institute of National and Economic Security, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Иванова Д. А. Финансово-таможенный метод в системе государственного регулирования экспортно-импортных операций / Д. А. Иванова // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 3. — DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(3).8.
Reference to article
Ivanova D. A. Finance and customs method in system of governmental regulation of export-import operations. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 3. DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(3).8. (In Russian).