Ю. Е. Гупанова
таможенно-логистический фактор снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности
Статья посвящена исследованию сущности и роли таможенно-логистического фактора в снижении издержек участников внешнеэкономической деятельности. Представлены результаты анализа нормативно-правовых основ и практики работы таможенных органов по снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, выявлены этапы возникновения непроизводительных издержек при совершении таможенно-логистических операций, определены ключевые элементы системы тамо-женно-логистического обслуживания, влияющие на перспективы ее дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: таможенная логистика; издержки; таможенная услуга; таможенные операции; критерии и показатели деятельности; цепь поставки товаров; перспективные таможенные технологии; взаимодействие.
Yu. E. Gupanova
customs and logistics factor for reducing the costs of participants in foreign economic activity
The article is devoted to the study of the essence and role of the customs and logistics factor in reducing the costs of participants in foreign economic activity. The results of the analysis of the legal framework and practice of customs authorities to reduce the costs of participants in foreign economic activities are presented, the stages of unproductive costs when performing customs and logistics operations are identified and the key elements of the customs and logistics service system that affect the prospects for its further improvement are determined.
Keywords: customs logistics; costs; customs service; customs operations; performance criteria and indicators; supply chain of goods; promising customs technologies; interaction.
Актуальным направлением деятельности таможенных органов является содействие развитию международной торговли, ускорение и упрощение перемещения товаров через таможенную границу государств. Данное направление предполагает создание благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и стремление снизить издержки участников ВЭД при совершении таможенных операций.
Важность данного подхода была заложена еще в «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы», в которой были установлены такие цели, как снижение административных барьеров и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг [1]. В «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» особое внимание уделено вопросу создания благоприятных условий для интенсификации ВЭД и минимизации издержек участников ВЭД путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела [2].
В принятой Федеральной таможенной службой (ФТС России) «Публичной декларации целей и задач на 2020 год» [3] в качестве важного компонента миссии
службы выделена необходимость создания конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД на основе принципов простоты, удобства, безопасности и эффективности. Скорость совершения таможенных операций и связанные с этим издержки заинтересованных лиц являются одним из трех критериев оценки работы таможенных органов в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289) [4]. Следовательно, важной составляющей целевой направленности деятельности таможенных органов является содействие развитию бизнеса и сокращение непроизводительных издержек при совершении таможенных операций.
В то же время усложнение логистики товаропотоков, повышение значимости временного аспекта в оценке деятельности таможенных органов определяют необходимость учета логистического фактора в таможенном деле. Совершенствование системы таможенного обслуживания участников ВЭД основано на эффективном управлении таможенно-логистическими операциями с учетом критериев и показателей, заложенных в действующие нормативные требования (табл. 1).
Таблица 1
Критерий и показатели оценки деятельности таможенных органов по совершенствованию таможенных операций
Критерий Показатели Нормативный правовой акт
Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию (РФ) и вывозе товаров из РФ, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций 1. Время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, мин. 2. Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, мин. 3. Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары (по нерисковым поставкам), %. 4. Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров (по нерисковым поставкам), % Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 1 ст. 266) [4]; постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [5]
1. Временные затраты участников ВЭД при импорте товаров. 2. Финансовые затраты участников ВЭД при импорте товаров. 3. Временные затраты участников ВЭД при экспорте товаров. 4. Финансовые затраты участников ВЭД при экспорте товаров Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р (ред. от 17.01.2020) «Об утверждении плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [6]
Анализ табл. 1 показал, что критерий скорости совершения таможенных операций, установленный ФЗ № 289 [4], оценивается показателями временных затрат
участников ВЭД и связанных с ними финансовых затрат, закрепленных в принятом в 2019 г. плане «Трансформация делового климата» и оцениваемых на основе рейтинга Всемирного банка Doing Business.
Фактические показатели деятельности таможенных органов, отражающие критерий скорости совершения таможенных операций, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Динамика показателей работы таможенных органов по критерию скорости совершения таможенных операций за 2013-2019 гг.
Наименование показателя Годы
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1. Время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, мин: - для товаров, подлежащих фитосанитарному, ветеринарному и санитарно-карантинному контролю; - для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений 47,9 30,4 39,4 27,7 32,5 21,4 29,5 18,2 29.1 18.2 28,5 17,7 28,3 17,2
2. Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, мин 390,5 410,0 354,8 419,1 401,6 309,6 307,6
3. Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары (по нерисковым поставкам), % 61,00 99,2 99,72 99,95 99,90 99,93 99,95
4. Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров (по нерисковым поставкам), % 57,50 98,73 99,4 99,90 99,51 99,81 99,88
Источник: составлено автором по данным [7; 8].
Данные табл. 2 отражают общую положительную тенденцию как к сокращению времени совершения таможенных операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, так и времени до момента выпуска товаров при их импорте. Также начиная с 2014 г., связанного с переходом на 100% электронное декларирование, динамика показателей доли деклараций и стоимости товаров, оформленных в электронном виде, стремится к максимуму.
Однако, по оценкам рейтинга Всемирного банка Doing Business, временные затраты на осуществление экспорта и импорта в РФ не имеют такой однозначно положительной тенденции. Так, в ноябре 2019 г. время на экспорт (пограничный и таможенный контроль) оценивается на уровне 66 ч (не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.), а время на импорт - 30 ч (12 ч за аналогичный период 2018 г.). В рейтинге по комплексному показателю «Международная торговля» Россия в 2019 г., равно как и в 2018 г., заняла 99-е место при общем 28-м месте в рейтинге Doing Business в 2019 г. (31-е место в 2018 г.) [9]. Это
свидетельствует о сохранении актуальности задачи ускорения и упрощения процесса перемещения товаров через таможенную границу и необходимости развития системы таможенно-логистического обслуживания сферы ВЭД.
Реализация данных показателей предполагает эффективное управление потоками в цепях поставки товаров, что является предметом исследования таможенной логистики. Она представляет собой ряд мероприятий, основная задача которых состоит в решении различных вопросов, связанных с организацией и документальным обеспечением доставок грузов между странами. Предмет таможенной логистики составляет проверка грузов на соответствие декларации, проведение рейсов, подготовка всех необходимых документов и многое другое. Из этого следует, что таможенная логистика занимает существенное место в организации совершения таможенных операций и снижении при этом издержек участников ВЭД.
Проведенный анализ подходов к определению сущности понятия «таможенная логистика» [10, с. 102] позволяет выделить два ключевых направления в понимании сущности данной категории:
- совокупность методов рационализации применения таможенных процедур и технологий, целевой ориентацией которой является повышение эффективности таможенного администрирования;
- совокупность средств и методов оптимизации потоковых процессов во внешнеэкономической деятельности, направленных на сокращение издержек участников ВЭД.
Оценка данных подходов позволяет отметить, что рассмотрение таможенной логистики только с позиций одной из сторон процесса перемещения товаров через таможенную границу представляется неполным, поскольку таможенная логистика как деятельность по оптимизации потоковых процессов (материальных, финансовых и информационных) решает задачи двух направлений и имеет конечной целью достижение баланса их интересов.
Кроме того, потребность в таможенной логистике возникает также в случае формирования глобальной логистической системы внешнеторгового оборота, когда таможенные органы выступают звеньями логистической цепи [11, с. 118]. Это означает, что таможенная логистика охватывает область взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами в международной цепи поставки товаров и возникает тогда, когда таможенные органы выступают в качестве институционального участника этой цепи поставки. В условиях обязательного характера таможенных процедур для участников ВЭД таможенная логистика представляет собой по сути инструмент оптимизации взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. В качестве критерия данной оптимизации следует рассматривать скорость движения потоков (материальных, финансовых, информационных) и, соответственно, время совершения таможенно-логистических операций. Под последними понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, обеспечивающие согласованность материальных (товарных), информационных и финансовых потоков, оптимальную технологию перемещения товаров через таможенную границу с целью ускорения этого процесса и снижения различного рода издержек участников ВЭД и таможенных органов [12, с. 173]. Рассмотрение таможенно-логистических операций
представляет интерес с точки зрения их влияния на непроизводительные издержки участников ВЭД.
Анализ действующего законодательства и практики работы таможенных органов показал, что к таможенно-логистическим операциям, которые могут быть связаны с непроизводительными издержками участников ВЭД, можно отнести:
- прибытие транспортных средств в таможенный орган;
- временное хранение товаров в транспортных средствах и на складах временного хранения (СВХ);
- таможенное декларирование;
- выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
При прибытии транспортных средств в таможенный орган назначения издержки связаны прежде всего с закрытием процедуры транзита и простоем транспортных средств, который обусловлен несвоевременной регистрацией прибытия, несвоевременным закрытием процедуры таможенного транзита.
При размещении товара на временное хранение в транспортных средствах и на СВХ издержки связаны с перемещением товаров от мест доставки товаров на СВХ, погрузочно-разгрузочными работами, необходимостью уплаты сборов за хранение товаров. Обязательное предварительное информирование (с 01.07.2019 введено и на водном виде транспорта) оптимизирует данные процессы и дает резервы для сокращения непроизводительных затрат участников ВЭД.
На этапе таможенного декларирования товаров причинами непроизводительных издержек участников ВЭД являются некачественные услуги таможенного представителя по оформлению деклараций и формированию пакета документов, необходимость представления дополнительных документов и сведений, в том числе разрешительных, а также неверная классификация товаров в таможенных целях.
При совершении операций по выпуску товаров издержки возникают из-за предъявления товара, досмотровых и связанных с ними грузовых и иных операций в рамках системы управления рисками (СуР), отбора проб и образцов.
Следует отметить, что внедрение и активное применение перспективных информационных таможенных технологий способствуют снижению издержек участников ВЭД при взаимодействии с таможенными органами. К таким технологиям необходимо отнести автоматическую регистрацию декларации на товары, автоматический выпуск товаров, технологию удаленного выпуска и ряд других. Статистика применения таможенными органами РФ перспективных информационных таможенных технологий представлена в табл. 3.
Данные табл. 3 свидетельствуют об устойчивом росте показателей применения информационных таможенных технологий. Так, например, в настоящее время активно развивается технология автоматического выпуска товаров. Впервые в России автоматический выпуск был осуществлен в 2015 г. В 2019 г. автоматически выпущено почти в два раза больше деклараций по сравнению с 2018 г. и более чем в 400 раз по сравнению с 2015 г.
При этом наша страна в рассматриваемых процессах является преемницей мирового опыта, так как проблема облегчения торговых процедур и снижения издержек участников ВЭД при совершении таможенно-логистических операций является первоочередной и для зарубежных таможенных служб.
Таблица 3
Динамика применения перспективных информационных таможенных технологий таможенными органами РФ в 2015-2019 гг.
Показатель Ед. изм. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Автоматическая регистрация декларации на товары (ДТ), поданной в виде электронного документа Тыс. ДТ > 110 > 520 >963 > 1 800 > 2 800
Автоматический выпуск товаров Тыс. ДТ 1,5 28,9 84 324 643
Результаты эксперимента по внедрению технологии электронного транзита: количество оформленных электронных транзитных деклараций Тыс. транзитных деклараций > 1,3 > 126 >614 >822 >940
Источник: составлено автором на основе данных [7].
Исследование зарубежного опыта управления таможенными органами [13; 14] позволяет отметить, что высокая эффективность деятельности достигается при развитии партнерских взаимоотношений между таможенными органами и бизнесом. Поэтому Всемирная торговая организация (ВТО) в рекомендациях по перспективам функционирования таможенных органов в XXI в. уделяет основное внимание вопросам таможенного сервиса. Эти направления уже оказывают влияние на преобразование зарубежных таможенных служб, которые проявляют стремление к пониманию своей деятельности как сервисной (т. е. связанной с предоставлением государственных услуг). При этом понимается, что от качества функционирования таможенной службы зависят условия и возможности развития всей внешнеторговой деятельности страны. Таможня выступает непосредственным регулятором процессов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, и оказывает влияние на различные составляющие национальной безопасности государства (наполнение федерального бюджета, защита жизни и здоровья населения, предотвращение таможенных правонарушений, обеспечение благосостояния и удовлетворение потребителей ввозимых товаров).
Развитие данного направления имеет приоритетное значение в реализации требований ВТО по обеспечению безопасности торговли и содействию бизнесу, а также «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли» Всемирной таможенной организации (ВТамО).
«Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли» прямо указывают на то, что таможенные органы обладают необходимыми инструментами обеспечения безопасности мировой цепи поставок товаров, применение которых в том числе основано на минимизации рисков в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Это позволяет таможенным органам реализовать стратегию повышения безопасности мировой торговли таким способом, чтобы это не препятствовало торговле, а, наоборот, способствовало ее развитию.
Таким образом, в соответствии с действующими стратегическими и нормативными документами таможенные органы, выступая институциональным участником международной цепи поставки товаров, регулируют процессы движения материальных, финансовых и информационных потоков в сфере ВЭД посредством предоставления таможенных услуг, обеспечивая при этом достаточный уровень экономической безопасности и минимизации рисков. В совокупности данные
элементы формируют систему таможенно-логистического обслуживания сферы ВЭД, взаимосвязь элементов которой приведена на рисунке.
Таможенные услуги
Рис. Взаимосвязь ключевых элементов системы таможенно-логистического обслуживания сферы ВЭД
Рисунок демонстрирует, что первоочередным вопросом, влияющим на выполнение таможенными органами их основных функций в соответствии с современными тенденциями развития таможенной службы, является предоставление качественных таможенных услуг на основе управления таможенными операциями и развития методов логистики. Это указывает на необходимость совершенствования методологии таможенной логистики как важного фактора, влияющего на общий уровень предоставляемых таможенных услуг, в целях удовлетворения потребностей участников ВЭД.
Решение обозначенных вопросов позволит внедрить в практику работы таможенных органов современную методологию таможенной логистики, нацеленную на достижение баланса интересов государства в лице таможенных органов и участников ВЭД и в целом способствующую развитию ВЭД, снижению торговых издержек бизнеса, поддержанию экономической устойчивости государства.
Проведенный анализ показал значимую роль таможенно-логистического фактора в снижении издержек участников ВЭД и формировании благоприятной среды ведения их предпринимательской деятельности. Развитие системы тамо-женно-логистического обслуживания сферы ВЭД предполагает разработку методологии управления потоковыми процессами в сфере ВЭД, основанной на учете интересов непосредственных участников всей цепи поставки товаров; совершенствование механизма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на основе партнерских отношений с бизнесом, а также дальнейшее внедрение перспективных технологий и методов снижения временных затрат участников ВЭД на таможенно-логистические операции.
Использованные источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2020).
3. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2020 год [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/publichnaya-deklaracziya-czelej-i-z (дата обращения: 27.03.2020).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2020).
5. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р (ред. от 17.01.2020) «Об утверждении плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2020).
7. Ежегодные сборники «Таможенная служба Российской Федерации» за 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г. и 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/ac-tivity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 27.03.2020).
8. Итоговые доклады о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г., 2018 г. и 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// customs.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 27.03.2020).
9. Статистические данные проекта «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс]. URL: https:// russian.doingbusiness.org (дата обращения: 27.03.2020).
10. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е. Применение методологии таможенной логистики в повышении качества таможенных услуг // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Экономика». 2018. № 1. С. 101-107.
11. Гриненко Г. П. Экономические аспекты таможенной логистики // Наукоемкие технологии и инновации: юбилейная Международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию БГТУ им. В. Г. Шухова (XXI научные чтения). Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2014. С. 117-121.
12. Елисееева Д. С. Непроизводительные издержки участников внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 172-178.
13. Focusing Customs on client service // WCO News. 2010. № 61. P. 24.
14. Федоренко Р. В. Возможности модернизации системы таможенного администрирования в условиях новой экономической ситуации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 2. С. 198-200.