13. Kharlamova O.V., Experimental Study of Ways of Increasing the Level of Ecological Safety of Hydrosphere Objects., Kyiv National University of Civil Engineering and Architecture., Environmental Safety and Environmental Management, [online] № 3-
4, 2016 Available: https: // itgip .org / wp-content / uploads / 2018/08 / ecol-sat-№22.pdf [Accessed 17 May 2019].
14. Khrzhanovskyi V.G., Ponomarenko S.F. 1989. Workshop on the Course of General Botany. M. Agropromizdat, P. 190.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА В ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ
Щербак В.Г.
д.э.н., профессор,
профессор кафедры предпринимательства и бизнеса, Киевский национальный университет технологий и дизайна
Дудорова Т.Ю. аспирант,
Киевский национальный университет технологий и дизайна
MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OUTSOURCING IN CUSTOMS LOGISTICS
Shcherbak V.,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Entrepreneurship and Business, Kiev National University of Technologies and Design
Dudorova T. aspirant,
Kiev National University of Technologies and Design
Аннотация
В данной статье рассмотрено состояние рынка логистических услуг в сфере таможенных операций на современном этапе. Приведены основные предпосылки передачи таможенных логистических операций на аутсорсинг и рассмотрены ключевые преимущества, которые получают участники внешнеэкономической деятельности от передачи таможенного оформления и сопровождения перемещаемых через границу грузов таможенным посредникам, в том числе основанные на исследовании зарубежных авторов. Выделены основные тенденции развития аутсорсинга в таможенной логистике на современном этапе.
Аbstract
This article describes the current state of the market of logistic services in the field of customs operations. The article discusses the main reasons for use of customs outsourcing and key advantages which are got by the participants of foreign economic activity from transfer of customs registration and maintenance of the freights moved through border to customs intermediaries including based on a research of foreign authors. We have emphasized the main current tendencies of development of outsourcing in customs logistics.
Ключевые слова: таможенная логистика, таможенные процедуры, аутсорсинг, таможенные представители, внешнеторговые операции, таможенное дело, логистический сервис.
Keywords: customs logistics, customs procedures, outsourcing, customs intermediaries, foreign trade operations, customs affairs, logistic service.
В процессе ведения внешнеэкономической деятельности компании, осуществляющие экспортные и импортные операции, сталкиваются с необходимостью соблюдения таможенных формальностей, что требует от них наличия специальных знаний и ведет к увеличению финансовых и временных затрат в ходе движения материального потока. Для небольших и средних компаний, а также для фирм, впервые осуществляющих внешнеэкономические операции, целесообразным становится передача функций по таможенному сопровождению на аутсорсинг.
Организация товародвижения на основе аутсорсинга является достаточно распространенной логистической практикой в современном бизнесе. Аутсорсинг услуг в таможенной сфере обладает как характерными для логистического аустосринга
чертами, так и некоторыми специфическими особенностями.
Согласно международным исследованиям, наиболее часто на аутсорсинг передаются такие направления логистической деятельности, как транспортировка, таможенное оформление, грузо-переработка, складирование, организация снабжения, обработка заказов и логистика возвратных потоков [4].
Результаты проведенного опроса среди представителей крупнейших американских компаний показывают, что почти три четверти респондентов считают, что именно аутсорсинг позволяет компаниям выжить в современной мировой экономике. Они утверждают, что в результате использования аутсорсинга фирмы становятся более динамичными и гибкими (60% опрошенных), и что деньги, сэкономленные от передачи некоторых функций на
аутсорсинг, могут содействовать росту компании (70% респондентов) [7].
Цель статьи. Выделены основные тенденции развития аутсорсинга в таможенной логистике на современном этапе.
Существует множество теорий о причинах использования аутсорсинга. Аутсорсинг услуг стал распространенной практикой среди компаний, работающих в высококонкурентной среде. Аутсорсинг услуг в таможенной сфере может иметь для участников ВЭД очень большое значение, так как привлечение профессионалов в ходе таможенного обслуживания позволяет заказчику использовать все современные возможности по упрощению таможенного оформления, что ускоряет процесс выведения товаров на целевой рынок [3].
Многие факторы побуждают компании выбирать аутсорсинг. К наиболее упоминаемым в литературе факторам относятся специализация поставщика услуг, фокусировка на ключевых компетенциях, повышение производительности, доступ к новым технологиям и знаниям, отсутствие внутренних ресурсов, повышение уровня обслуживания клиентов, увеличение гибкости в управлении, сокращение издержек, разделение рисков, увеличение конкурентоспособности.
Большинство компаний в качестве важнейшей причины использования аутсорсинга называют сокращение издержек. При аутсорсинге услуг в таможенной сфере эта причина имеет особое значение, так как выполнение своими силами ряда операций по таможенному сопровождению внешнеторговой сделки оказывается для отдельной компании либо слишком дорогим, либо даже невозможным [4].
Так, организация временного хранения товаров, не прошедших таможенного контроля, для рядового участника ВЭД, не являющегося уполномоченным экономическим оператором, возможна только на СВХ и таможенных складах.
Самым недорогим вариантом организации временного хранения товаров собственными силами является получение статуса владельца СВХ закрытого типа. В результате, использование собственного СВХ или таможенного склада ведет к значительным финансовым затратам для участника ВЭД, что делает экономически оправданным аутсорсинг услуг по временному хранению даже при больших объемах внешнеторгового оборота.
В условиях высокой конкуренции задача сокращения собственных расходов становится приоритетной для большинства компаний. Если фирма способна уменьшить свои расходы за счет передачи некоторых функций на аутсорсинг, то при условии, что продажи останутся прежними, у компании высвободятся дополнительные финансовые средства, которые можно будет использовать на маркетинг, погашение долгов, проведение исследований, рост зарплаты и увеличение чистой прибыли [6].
Аутсорсинг имеет прямое отношение к повышению конкурентоспособности. Именно поэтому лучше всего отдать на аутсорсинг некоторые виды деятельности и сконцентрироваться на том, что компания может сделать с лучшими показателями
качества и производительности и при меньших затратах.
Компании, предоставляющие услуги в околотаможенной сфере, способны оказать заметное воздействие на уровень временных и финансовых издержек в ходе прохождения таможенного оформления и контроля. Таможенный представитель, предлагающий услуги по декларированию товаров, обладает более высоким уровнем профессионализма в таможенных вопросах, нежели рядовой участник ВЭД, поэтому он с большей вероятностью способен найти возможности сокращения размеров таможенных платежей.
Кроме того, для многих компаний, занятых во внешней торговле, большое значение имеют сроки движения товаров от продавца к конечному покупателю. Любая ошибка в ходе таможенного оформления приводит к увеличению этих сроков, поэтому с возрастанием стоимости оформляемого груза и его важности для заказчика обращение к специализированному посреднику становится все более оправданным.
Таможенный представитель, подающий в таможенный орган декларацию на товары, несет с участником ВЭД солидарную ответственность в случаях, предусмотренных таможенным законодательством. При этом, репутационные потери для таможенного представителя могут быть намного более серьезными, нежели денежные штрафы. Такая ситуация приводит к обеспечению достаточно высокого качества услуги по таможенному оформлению.
Необходимо отметить, что даже при условии наличия всей необходимой документации и отсутствия вопросов со стороны таможенного органа, обязательным остается прохождение таможенного контроля. Эта процедура может осуществляться в отношении различных внешнеторговых партий по-разному, как с проведением досмотра, так и без него.
При необходимости проведения таможенного досмотра товар помещается на СВХ, что ведет к увеличению затрат времени и удорожанию процесса таможенной очистки. Решение о проведении досмотра принимается в соответствии с системой управления рисками, согласно которой вероятность применения досмотра в отношении благонадежного декларанта намного меньше, нежели в отношении компании, впервые оформляющей внешнеторговую поставку. В результате, участник ВЭД с небольшим опытом взаимодействия с таможней чаще будет нести дополнительные затраты при самостоятельном оформлении, чем при использовании услуг таможенного представителя [2].
Помимо снижения издержек можно выделить еще три направления совершенствования деятельности компании, обусловленные использованием аутсорсинга: это повышение эффективности работы организации в целом, рост удовлетворенности клиентов и упрощение внедрения улучшений.
Применение аутсорсинга в современных экономических реалиях является очень распространенной практикой. Множество фирм обращаются к
аутсорсингу как способу освобождения от непрофильной деятельности и усиления конкурентных преимуществ. Аутсорсинг как бизнес-стратегия основан на передаче непрофильных функций внешним провайдерам, которая позволяет компаниям эффективно использовать свои ресурсы, распределять риски и сосредоточиваться на направлениях, наиболее важных для выживания и роста в будущем.
В условиях все более усиливающейся конкуренции в формирующейся глобальной экономике, производственные и торговые предприятия все чаще обращаются к аутсорсингу логистических функций. Логистический аутсорсинг, в котором аутсорсер в рамках единого контракта обеспечивает выполнение всех или части логистических операций, демонстрирует в последнее время постоянный рост. Существуют плюсы и минусы исполь-
Потенциальными экономическими преимуществами логистического аутсорсинга являются: устранение инфраструктурных инвестиций; доступ к процессам, продуктам, услугам или технологиям мирового класса; способность быстро реагировать на изменения в бизнес-среде; разделение рисков; улучшение денежных потоков; уменьшение экс-
полной мере еще не изучены. В ходе внешнеэкономической деятельности организация международного товародвижения связана с последовательным выполнением ряда логистических функций, в числе которых многие эксперты называют и прохождение таможенного оформления [5].
В силу стремительного роста логистического аутсорсинга в мире и, в частности, на Украине, возникает необходимость исследования основных рисков, сопровождающих функциональное перераспределение, и мер их профилактики.
Рынок логистического аутсорсинга продолжает расти. По данным исследования 2013 года [6], чаще всего на аутсорсинг передаются тринадцать основных логистических функций. Более половины операций по таможенному оформлению, экспедированию, складированию, организации внутренних и международных перевозок выполняется аутсор-
плуатационных расходов; замена постоянных расходов переменными; доступ к ресурсам, не доступным в собственной организации.
В развитых странах организация комплексного логистического обслуживания осуществляется силами 3PL-провайдеров. Всего десять лет назад подход 3PL был формирующейся отраслью в передо-
зования логистического аутсорсинга, которые в серами (рис. 1).
Рис. 1. Логистические функции, передаваемые на аутсорсинг, %
вых странах мира. Однако, скорость, с которой увеличивалось его использование, темпы и причины роста в разных странах были и остаются неравнозначными. В Европе, фирмы предпочитают использовать 3PL-провайдеров как для международных перевозок, так и для распределения товаров на внешних рынках. Почти две трети европейских распределительных центров, обслуживающих американских, японских, корейских и тайваньских производителей, используют услуги сторонних поставщиков логистических услуг [1]. 3PL-провайдеры помогают фирмам, занятым во внешнеэкономической деятельности, осуществлять товародвижение в соответствии с международными требованиями и правилами. На Украине рынок услуг 3PL-провайдеров до сих пор находится на этапе формирования.
Преимущества аутсорсинга логистических услуг в некоторых случаях могут быть значительными. Для многих компаний рост спроса на новые ресурсы, использование современных информационных систем, необходимость контролировать производство и поставки в реальном времени и прочие требования часто могут быть эффективно выполнены только с помощью аутсорсинга.
Однако не всегда использование аутсорсинга является успешным, так как существует множество рисков, ограничивающих возможности его применения. Основные виды рисков аутсорсинга могут быть классифицированы по четырем направлениям. Первое представляет финансовые риски. Второе включает управленческие риски. Третье характеризует рыночные риски, при которых фирма не может реагировать на изменения тенденций рынка и предпочтений потребителей в связи с зависимостью от аутсорсера. Четвертое связано с эффектом информационного хаоса, возникающего в результате недоверия и асимметрии информации [3].
Одним из основных рисков аутсорсинга выступают скрытые издержки. Выгоды от применения аутсорсинга могут быть ослаблены за счет расходов, которые менеджеры компаний-заказчиков не всегда могут точно определить. Многие фирмы недооценивают затраты, связанные с выбором аут-сорсера, ведением переговоров и составлением контракта. Дополнительное время и расходы на ранней стадии имеют важное значение, так как позволяют избежать проблем в дальнейшем, например, необходимости пересматривать условия договора или постоянно контролировать провайдера услуг для обеспечения необходимой производительности.
Большое значение имеют риски, связанные с возможностью неэффективного управления. Если фирма имеет налаженную и хорошо управляемую систему логистики, передача функций этой системы на аутсорсинг не может снизить эксплуатационные расходы. Если же выполнение логистических функций собственными силами осуществлялось на низком уровне, компания может принять решение о передаче этих функций на аутсорсинг
третьей стороне. Однако, если фирма выбирает аутсорсинг, руководители должны знать, как осуществлять управление взаимоотношениями с провайдерами логистических услуг. Если же фирма плохо справлялась с логистической деятельностью своими силами, качество управления взаимоотношениями с внешним поставщиком услуг также может быть низким.
При использовании аутсорсинга управление логистическими операциями остается сложной задачей. В некоторых случаях требования к профессионализму менеджеров, управляющих организацией взаимодействия с провайдерами логистических услуг, оказываются даже более высокими. Компания должна постоянно отслеживать все изменения в организации деятельности третьей стороны, знать ее финансовое состояние, учитывать изменения в организационной структуре, составе персонала и иметь четкое понимание того, как осуществляются все работы, переданные на аутсорсинг.
Аутсорсинг может сопровождаться развитием конфликта интересов заказчика и аутсорсера. Цели каждой из сторон часто разные, и факторы, определяющие коммерческую выгоду партнерства, рассматриваются с разных точек зрения. Стили управления и степень бюрократии внутри фирмы также могут быть различными. Учет этих факторов является необходимым условием для обеспечения жизнеспособности совместной работы и дальнейшего успеха партнерства. Особое значение данная проблема имеет при аутсорсинге услуг по таможенному оформлению, так как в большинстве случаев таможенный представитель не получает дополнительной прибыли при уменьшении для заказчика суммы подлежащих уплате таможенных платежей. При этом, поиск возможностей такого уменьшения связан для провайдера услуги с дополнительными затратами труда, в результате чего возникает ситуация, когда простейший вариант таможенного оформления оказывается для таможенного представителя самым привлекательным [2].
К возникновению специфических рисков логистического аутсорсинга приводит нестабильность окружающей рыночной среды. Заказчик, передающий на аутсорсинг всю или часть логистической деятельности, рискует попасть в зависимость от провайдера услуг. В случае использования долгосрочных отношений с одной и той же компанией-аутсорсером, фирма может оказаться в уязвимом положении и даже потерять контроль над частью своей логистической деятельности. При аутсорсинге услуг в таможенной сфере подобные риски усугубляются тем, что по ряду направлений обслуживания, особенно на региональных рынках, выбор между компаниями-аутсорсерами достаточно невелик.
Применение аутсорсинга сопровождается информационной асимметрией. Провайдеры услуг редко имеют полную информацию о компании-заказчике; аналогично заказчик может иметь неполную информацию об аутсорсере. Современное та-
моженное законодательство предоставляет участникам ВЭД различные возможности для оптимизации затрат на таможенную очистку. Однако, выбор наиболее подходящих для компании возможностей таможенного сопровождения требует от аусторсера хорошего знания особенностей работы заказчика.
Совместные проекты могут приводить к потере контроля. При аутсорсинге контроль частично переходит от заказчика к исполнителю. Степень, с которой фирма может эффективно контролировать аутсорсинг ключевых бизнес-функций, в значительной мере определяется объемом полученной информации и возможностью раннего обнаружения проблем.
Отсутствие информационного единства может привести к увеличению затрат аутсорсера и снижению эффективности обслуживания.
Наличие рассмотренных рисков аутсорсинга требует постоянного мониторинга, разработки и принятия мер по их минимизации. Расчетные показатели для оценки эффективности аутсорсинга призваны учитывать как качество обслуживания, так и его стоимость. Показатели должны систематически отражать производительность аутсорсинга, отношения между заказчиком и аутсорсером, интеграцию сторонних провайдеров услуг и пользователей.
В логистическом аутсорсинге, ключевая оперативная информация, такая как затраты, планы поставок, мощности и т.д., должна быть легко доступной для участников. Такая информация должна быть точной и своевременной, что делает ее полезной для обеих сторон при планировании и регулировании своей деятельности. Помимо этого, важно, чтобы механизм поощрения обмена информацией обеспечивал максимальную своевременность внесения необходимых изменений [4].
Подводя итоги отметим, что дальнейшему активному развитию рынка аутсорсинга логистических услуг в таможенной сфере будет способство-
вать стремление к повышению объемов внешнеэкономической деятельности, включая выход на международные рынки, расширение линейки используемых таможенных процедур, модернизацию производства с использованием импортного оборудования, зачастую обуславливающую необходимость приобретения сырья и материалов зарубежных производителей.
Список литературы
1. Альбеков А.У. Таможенная логистика: учеб. пособие: [Гриф УМО] / А.У. Альбеков, С.Н. Гами-дуллаев, А.В. Парфенов. - СПб.: Троицкий мост, 2013. - 175 с.
2. Арабян М.С. Таможенный представитель и его место в системе аутсорсинга таможенных услуг / М.С. Арабян, Е.В. Попова // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 53-64.
3. Бшоводська O.A. Оцшка лопстичного аутсорсингу шновацшно активного пвдприемства [Текст] / O.A. Бшоводська, Д.А. Латунова // Маркетинг i менеджмент шновацш. 2013, № 3. - С. 13-23.
4. Гончарова Т.А. Переваги використання лопстичного аутсорсингу / Т.А. Гончарова // Транспортные проблемы крупнейших городов: между-нар. науч.-практ. конф., 12-16 мар. 2012 г.: тезисы докл. - Режим доступу: http://eprints.kname.edu.ua/29599/1/47.pdf.
5. Киладзе А.Б. Логистика в таможенном деле: учебное пособие / А.Б. Киладзе - М.: Проспект, 2016. - 144 с.
6. Федоренко Р.В. Логистизация таможенного обслуживания как фактор повышения эффективности работы участников ВЭД / Р.В. Федоренко // Управленец - 2014. - № 4 (50). - С. 64-67.
7. Rupert Gasser «Outsourcing Strategies in Manufacturing» The Outsourcing Project Volume 1, 2002. 11.