Научная статья на тему 'ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, В СЛУЧАЯХ ОТКАЗА ЛИЦА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В МОМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ ДТП'

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, В СЛУЧАЯХ ОТКАЗА ЛИЦА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В МОМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСЛЕДСТВЕННАЯ ПРОВЕРКА / ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Залескина Анна Николаевна, Мандарханова Людмила Михайловна

В статье рассмотрены основные виды нарушений прав и свобод предпринимателей как участников уголовного процесса, допускаемые в ходе производства осмотра места происшествия на этапе проверки сообщения о преступлении. Обратившись к практике рассмотрения жалоб, поданных в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального закона Российской Федерации, выявлено, что нарушения, с которыми сталкиваться предприниматели, связаны с искажением процесса осмотра места происшествия сотрудниками правоохранительных органов, его процессуального оформления, а также непринятием необходимых действий по его завершению. Одной из наиболее серьезных проблем, выявленных в ходе изучения судебной практики, стала подмена данного следственного действия другим, мотивированная невозможностью производства обыска и выемки до возбуждения уголовного дела. Кроме того, важным неурегулированным на законодательном уровне вопросом остается возвращение изъятого в ходе проверки сообщения о преступлении имущества законному владельцу после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В результате изучения практических материалов сделаны научные выводы и предложены рекомендации по устранению и недопущению ошибок при производстве осмотра места происшествия в целях соблюдения конституционных прав и свобод предпринимателей как участников уголовного судопроизводства на этапе проверки сообщения о преступлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Залескина Анна Николаевна, Мандарханова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTICAL FEATURES OF THE CRIME SCENE SEARCH DURING THE ROAD ACCIDENT INVESTIGATION, IN CASES OF PERSON'S REJECTION OF DRIVING AT THE TIME OF THE ACCIDENT

The article deals with the investigative situations that develop during preliminary inquiry of the commission of crimes referred to in Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, when the person driving a car during the accident is not identified or refuses to drive the vehicle at the time of the accident. The difficulty of inspection on the matters before us lies in the fact that the guilty person refuses to drive the vehicle at the time of the accident, in the contradictory testimony of the participants themselves and in the absence of eyewitnesses. Therefore, the article proposes a phased algorithm of the investigator's actions aimed at establishing all the circumstances of the accident and the person who was driving the vehicle during the accident, in order to establish his guilt. Timely receipt of evidence which complement each other and the establishment of the truth based on the material of the verification of a traffic crime report are expected as a result of the proposed complex of investigative and procedural actions, as well as operational investigative measures. So, in the inspection in the order of Art. 144 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation includes crime scene search, interviews of participants and eyewitnesses of an accident, additional inspection of the accident site, seizure of objects and documents, their inspections, obtaining samples for comparative research, appointment and conduct of forensic medical, biological, automotive technical examinations, complex and commission examinations, and other.

Текст научной работы на тему «ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, В СЛУЧАЯХ ОТКАЗА ЛИЦА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В МОМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ ДТП»

Научная статья УДК: 343.985.5

DOI: 10.55001/2587-9820.2022.93.39.005

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, В СЛУЧАЯХ ОТКАЗА ЛИЦА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В МОМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ ДТП

Анна Николаевна Залескина

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: zaleskina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7213-6033 Людмила Михайловна Мандарханова

Специализированный следственный отдел по расследованию ДТП ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области, e-mail:lm.iv@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-3876-7608

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды нарушений прав и свобод предпринимателей как участников уголовного процесса, допускаемые в ходе производства осмотра места происшествия на этапе проверки сообщения о преступлении. Обратившись к практике рассмотрения жалоб, поданных в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального закона Российской Федерации, выявлено, что нарушения, с которыми сталкиваться предприниматели, связаны с искажением процесса осмотра места происшествия сотрудниками правоохранительных органов, его процессуального оформления, а также непринятием необходимых действий по его завершению. Одной из наиболее серьезных проблем, выявленных в ходе изучения судебной практики, стала подмена данного следственного действия другим, мотивированная невозможностью производства обыска и выемки до возбуждения уголовного дела. Кроме того, важным неурегулированным на законодательном уровне вопросом остается возвращение изъятого в ходе проверки сообщения о преступлении имущества законному владельцу после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В результате изучения практических материалов сделаны научные выводы и предложены рекомендации по устранению и недопущению ошибок при производстве осмотра места происшествия в целях соблюдения конституционных прав и свобод предпринимателей как участников уголовного судопроизводства на этапе проверки сообщения о преступлении.

Ключевые слова; доследственная проверка; проверка сообщения о преступлении; осмотр места происшествия; отказ в возбуждении уголовного дела; орган дознания.

Для цитирования: Залескина А. Н., Мандарханова Л.М. Тактические особенности производства осмотра места происшествия при расследовании дорожно-транспортных преступлений, в случаях отказа лица от управления транспортным средством в момент совершения ДТП // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — Т. 21. — № 1. — С. 48—59. DOI: 10.55001/25879820.2022.93.39.005

Залескина А. Н., Мандарханова Л.М., 2022

TACTICAL FEATURES OF THE CRIME SCENE SEARCH DURING THE ROAD ACCIDENT INVESTIGATION, IN CASES OF PERSON'S REJECTION OF DRIVING AT THE TIME

OF THE ACCIDENT

Anna N. Zaleskina

East-Siberian Institute of the MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: zaleski-na@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7213-6033 Lyudmila M. Mandarkhanova

Specialized Investigative Department for the investigation of road accidents of the GSU GU of the MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail:lm.iv@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-3876-7608

Abstract. The article deals with the investigative situations that develop during preliminary inquiry of the commission of crimes referred to in Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, when the person driving a car during the accident is not identified or refuses to drive the vehicle at the time of the accident. The difficulty of inspection on the matters before us lies in the fact that the guilty person refuses to drive the vehicle at the time of the accident, in the contradictory testimony of the participants themselves and in the absence of eyewitnesses. Therefore, the article proposes a phased algorithm of the investigator's actions aimed at establishing all the circumstances of the accident and the person who was driving the vehicle during the accident, in order to establish his guilt. Timely receipt of evidence which complement each other and the establishment of the truth based on the material of the verification of a traffic crime report are expected as a result of the proposed complex of investigative and procedural actions, as well as operational investigative measures. So, in the inspection in the order of Art. 144 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation includes crime scene search, interviews of participants and eyewitnesses of an accident, additional inspection of the accident site, seizure of objects and documents, their inspections, obtaining samples for comparative research, appointment and conduct of forensic medical, biological, automotive technical examinations, complex and commission examinations, and other.

Key words: preliminary inquiry; traffic accident; vehicle; investigative situations; crime scene search.

For citation: Zaleskina A.N., Mandarkhanova L.M. Takticheskie osobennosti pro-izvodstva osmotra mesta proisshestviya pri rassledovanii dorozhno-transportnyh prestuplenij, v sluchayah otkaza lica ot upravleniya transportnym sredstvom v moment soversheniya DTP [Tactical features of the crime scene search during the road accident investigation, in cases of person's rejection of driving at the time of the accident]. Krimi-nalistika: vchera segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2022, vol.21 no. 1, pp. 48—59 (in Russ.). DOI: 10.55001/2587-9820.2022.93.39.005

Введение

расследования любых преступления.

Быстрота, своевременность и качество проведения доследст-венных проверок являются неотъемлемый и основополагающей частью успешного раскрытия и

Необходимо отметить важность института доследственной проверки, особенно при рассмотрении сообщения о преступлении, связанного совершением дорожно-

транспортного происшествия, имеющего признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, т. е. совершение ДТП, в результате которого причинен по неосторожности тяжкий вред здоровью человека либо смерть. [1, с. 409]

Проверка сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является базой для доказывания вины лица, которое отказалось от управления транспортным средством (далее — ТС) в момент дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП), так как основное количество доказательств добывается именно в период ее проведения. Соответственно, от результата проверки непосредственно зависит возбуждение уголовного дела, качество, сроки и дальнейшая перспектива его успешного окончания и направления в суд.

Основная часть

В результате обобщения следственной практики, выявлено, что основная сложность представленных ситуаций, когда на момент ДТП не очевидно кто управлял ТС, характерна для 20 % преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Перечень таких ситуаций может быть обширен, в связи с чем в статье анализируются самые распространенные случаи.

В основном это случаи умышленного оставления места ДТП участниками, или когда все участники ДТП погибли, либо получили телесные повреждения, различной степени тяжести и бы-

ли госпитализированы с места ДТП в медицинские учреждения до прибытия следственно-оперативной группы (далее — СОГ).

Охарактеризуем основные следственные ситуации, складывающиеся на этапе проверки сообщения о преступлении:

Первая ситуация, когда один из участников ДТП умышленно покинул его место. Так, гр.В., управляя автомобилем № 1 в состоянии алкогольного опьянения1, грубо нарушая требования ПДД РФ (п.2.7, 9.1 ПДД РФ.), превышая допустимый скоростной режим, не справился с управлением и допустил выезд своего автомобиля на полосу встречного движения, где в дальнейшем произошло столкновение с автомобилем № 2, под управлением гр. А., следовавшем во встречном направлении по своей полосе движения и автомобилем № 3 под управлением гр.Б, следовавшем во встречном направлении по своей полосе движения за автомобилем № 2. В результате ДТП гр. А., получил телесные повреждения, от которых скончался на месте происшествия до приезда врачей скорой помощи, гр. Б, получил телесные повреждения и был госпитализирован с места ДТП в медицинское учреждение. Гр. В., получив телесные повреждения легкой степени тяжести, оценил тяжесть последствий совершенного им ДТП и принял решение покинуть место его со-

1 Также наркотического опьянения или болезненного состояния.

вершения до приезда сотрудников полиции.

Вторая следственная ситуация, когда все участники ДТП получили тяжкие телесные повреждения и в момент ДТП покинули (вылетели) салон автомобиля, из-за не пристегнутых ремней безопасности. Наиболее распространенный пример такой ситуации — опрокидывание транспортных средств, в последствие чего пострадавшие находятся вне салона автомобиля, на разных участках местности или дороги. После чего все пострадавшие госпитализируются в медицинские учреждения прибывшими службами спасения.

Третья ситуация, когда все участники скончались от полученных травм и находились на месте ДТП, вне салона автомобиля, т. е. к приезду СОГ обстановка ДТП не изменялась (трупы не перемещались).

Основной задачей проверки является установление водителя ТС и рассадка пассажиров в салоне, затем выясняются обстоятельства и причины ДТП. В связи с чем в зависимости от особенностей рассмотренных следственных ситуаций алгоритм действий по каждой из них будет отличаться.

Важно отметить, что к проведению доследственных проверок по ст. 264 УК РФ, необходимо привлекать следователей, владеющих методикой расследования ДТП, что объясняется спецификой совершенного преступления.

Общим первоначальным следственным действием на этапе проверки будет осмотр места про-

исшествия (далее — ОМП). ОМП должен производиться незамедлительно, качественно, всесторонне, поскольку невыполнение каких-то действий (например, упущения в изъятии следов или в их фиксации) приведет к невосполнимой утрате вещественных доказательств, что в дальнейшем повлияет на исход расследования уголовного дела. Протокол ОМП по данной категории дел является первоначальным и основополагающим доказательством. По этим причинам качество его проведения и процессуального оформления непосредственно влияет на раскрытие преступлений в случаях, когда водитель отказывается от управления ТС.

В связи с необходимостью отражения в протоколе осмотра специфических особенностей обстановки происшествия, бланк осмотра места ДТП отличается от классического и предусматривает особенности места совершения ДТП (трасса или населенный пункт), профиль пути (горизонтальный, уклон, подъем), дорожное покрытие (асфальт, гравийное, бетонное) и его состояние (мокрое, сухое, гололед), наличие дорожных знаков в районе места ДТП, техническое состояние ТС, расположение трупов, соприкосновение ТС или трупа с другими предметами (световые опоры, деревья), следы и прочее.

Успех раскрытия преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ во многом зависит от скоординированного взаимодействия подразделений системы МВД, а

также государственных служб и органов привлекаемых к производству ОМП [2, с. 100]. К осмотру места ДТП обязательно привлекаются: инспекторы ГИБДД, задачей которых является обеспечение безопасности всех лиц, находящихся на месте происшествия, а также сохранность следов и регулирование движения на месте происшествия, без ущерба для следов, составление схемы места ДТП, в которой отражаются замеры и расстояния, координаты предметов на месте ДТП; специалист автотехник, который осматривает ТС, следы шин, осыпь стекла и пластмассы на месте происшествия; специалист-криминалист занимается обнаружением и изъятием следов; специалист-медик, осматривает труп, фиксирует наличие повреждений, трупные пятна [3, с. 140]. Кроме того, если установлены очевидцы, наблюдавшие непосредственный момент ДТП, то они также могут привлекаться к участию в ОМП.

Осмотр места ДТП начинается с определения границ участка местности, где оно произошло, так как следы от автомобиля и пострадавших часто расположены на значительном удалении друг от друга. Затем фиксируется опорная точка, от которой начинается осмотр, собирание следов и фиксация обстановки. Опорной точкой в большинстве случаев становиться место, где расположено транспортное средство. Далее осматриваются следы, ведущие от транспортного средства — шин, торможения, скольжения, волочения,

съезда с дороги, технических жидкостей, осыпи стекла, пластмассы и других его частей.

В ситуации, когда участники погибли на месте происшествия, необходимо перейти к осмотру трупов, фиксации их месторасположения, т.к. при опрокидывании автомобиля тела людей выбрасывает из машины, и они могут располагаться на разном расстоянии друг от друга. Следовательно, по месторасположению трупов относительно ТС, следов от трупов (если их не передвигали службы спасения либо очевидцы), выдвигаются версии о том, где мог находиться пострадавший в салоне автомобиля в момент ДТП.

Например, если один из трупов расположен в непосредственной близости автомобиля, а именно, возле водительского сидения, либо какая-то часть тела частично находится в салоне, например нижние конечности, то можно предположить, что данное лицо могло находиться за управлением автомобиля. Как правило остальные трупы расположены на определённом расстоянии друг от друга в нескольких метрах от автомобиля в определённой последовательности, примерно той, по которой происходило выбрасывание тел из салона. В частности, если автомобиль начинает опрокидываться сначала на правый бок и происходит выбрасывание пассажира, находящегося справа, затем автомобиль опрокидывается на крышу, затем налево, соответственно может происходить выбрасывание пассажира слева и т д.

Или если один из трупов расположен возле задней части автомобиля, то можно предположить, что он в момент удара или опрокидывания, вылетел через заднее стекло. Соответственно, если труп находиться перед передней частью автомобиля, то он находился на переднем пассажирском сидении. Водитель, наиболее часто покидает автомобиль последним, так как его внимание сконцентрировано на управлении и до последнего момента он держится за руль, в критической ситуации рефлекс удержания за руль усиливается, а пассажиры, не пристегнутые ремнем безопасности и находящиеся в расслабленном состоянии, начинают в хаотичном порядке вылетать из салона.

Осмотр трупа на месте ДТП включает в себя подробное описание позы трупа, его одежды (обувь на полу, обрывки одежды при повреждении могут оставаться в салоне), следов крови и повреждений на трупе (кровь на руке, голове, отрыв конечностей), что в дальнейшем потребуется для назначения судебно-медицинской экспертизы. Так при вынесении постановления о назначении экспертизы, перед экспертом ставят вопросы о причине смерти, локализации, тяжести и механизме телесных повреждений, для кого характерны телесные повреждения: водителя или пассажира, наличие алкоголя и НС в крови. В распоряжение эксперта предоставляется труп и в дальнейшем, по необходимости предоставляются мате-

риалы проверки с протоколом ОМП.

Важной задачей ОМП является изъятие генетического материала (далее — ДНК) с транспортного средства, во избежание его утраты из-за погодных условий. ДНК пострадавших - кровь, волосы могут остаться на лобовом стекле, оплетке руля, подголовниках. Также следы ДНК изымаются с любых поверхностей автомобиля и окружающих его предметах. Конкретные места осмотра в целях обнаружения следов пригодных для ДНК-анализа определяются в зависимости от конкретной следственной ситуации. [4, с. 58].

В первых двух следственных ситуациях, когда на месте происшествия нет трупов и пострадавших, целью осмотра является максимально тщательная фиксация обстановки и изъятие генетического материала и других предметов (таких как личные вещи пострадавших). Например, при изъятии в ходе осмотра телефонов пострадавших, в последующем существует вероятность установить цепочку событий непосредственно предшествующую ДТП.

Кроме того, в ходе ОМП осматриваются документы на автомобиль, выяснятся собственник транспортного средства, находился ли он в момент ДТП в нем, если нет, то кому передавал право управления, проверяется страховой полис, круг лиц, которые допущены к управлению транспортным средством, с целью отработки каждого лица; устанавливается

наличие видеорегистратора, тахографа и системы ГЛОНАСС.

Органу дознания дается поручение на установление и изъятие видеозаписей момента ДТП: с видеорегистраторов автомобилей очевидцев и камер наружного наблюдения. Необходимо проведение ОРМ, с целью установления начала маршрута, непосредственно перед ДТП и определения рассадки участников в салоне автомобиля: изъятие видеозаписей с камер наружного наблюдения и опроса очевидцев, по месту жительства участников ДТП, либо их последнего места нахождения (какое-либо общественное заведение). Наличие «непрямых» доказательств, таких как видеозапись [5] движения автомобиля с начала маршрута, опросы очевидцев и др. могут помочь в раскрытии преступления. Например, с места происшествия изъята видеозапись с видеорегистратора очевидца, на которой видно, как в 12.20 (момент ДТП 12.15) гражданин А., после ДТП, покидает салон автомобиля, через переднюю пассажирскую дверь (в ходе осмотра ТС было установлено, водительская дверь заблокирована из-за механических повреждений, в результате ДТП). Находящиеся на месте происшествия очевидцы подумали, что гр.А, покинул ТС через пассажирскую дверь, так как был пассажиром и стали задавать вопрос: где водитель? Гр.А, оценив обстановку, ответил, что не знает, после чего как пострадавший был госпитализирован в медицинское учреждение. При этом внимание оче-

видцев было пострадавших получивших более тяжкие телесные повреждения и находились без сознания. Позже был установлен маршрут движения гр. А., началом маршрута являлся жилой комплекс, где были изъяты видеозаписи с камер наружного наблюдения, на которых видно, как в 12.10 автомобиль, под управлением данного гр. выезжает со двора. В последствии генетической экспертизой установлено что кровь обнаруженная на подушке безопасности водителя принадлежала гр. А. Таким образом совокупностью всех добытых доказательств установлено, что гр. А. находился за управлением ТС и допустил ДТП.

Также органом дознания осуществляются меры по поиску скрывшегося водителя: установление личности, включая проверку по криминалистическим учетам [6], мест его возможного нахождения и другое. Меры розыска водителя должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее отыскать скрывшегося водителя, а затем незамедлительно провести его освидетельствование с участием медработника, изъять одежду и обувь, получить образцы для сравнительного исследования [7, с. 17].

Обязательно в ходе осмотра ТС проверяется исправность рулевого управления, тормозной системы, осветительных приборов, наличия и характер груза, марка и модель шин, состояние износа шин, давление воздуха в шинах, повреждений и деформации кузо-

ва, наличие биологических следов от пострадавших, обрывков одежды и других предметов. В случае невозможности определить исправность технического состояния автомобиля на месте происшествия, проводится дополнительный осмотр ТС, с участием специалиста-автотехника, в ходе которого устанавливается, был ли технически исправен автомобиль на момент ДТП, если нет, то какие неисправности существовали и в результате чего возникли, могли ли стать причиной ДТП. Немаловажно исследовать колеса, шины автомобиля, на предмет повреждений, а при их наличии определить влияние на управляемость автомобиля [8, с. 58].

Важно отметить особенности ОМП, в ситуациях, когда к моменту прибытия СОГ, местоположение трупов было изменено, т.е. их переместили с первоначального места с целью оказания медицинской помощи, угрозы возгорания или устранения препятствий на дороге. В связи с этим, перед началом ОМП необходимо опросить лиц, находящихся на месте происшествия: очевидцев, сотрудников ГИБДД, МЧС, скорой помощи и других лиц, которые могут пояснить первоначальное положение трупов и обстоятельства ДТП, при этом в протоколе фиксируется положение тел на момент осмотра места ДТП следователем.

Далее устанавливаются родственники пострадавших, для выяснения обстоятельств ДТП, а именно, возможности управления тем или иным лицом транс-

портным средством. В первую очередь у родственников пострадавших выясняется наличие водительского удостоверения и иные интересующие следствие обстоятельства (цель поездки, и данные о лицах, с которыми планировалась поездка и т. п.).

В результате опроса работников и сотрудников служб спасения: МЧС, пожарных, скорой помощи, ГИБДД устанавливается обстановка места происшествия на момент прибытия данных служб. У врачей скорой помощи выясняется, откуда были извлечены пострадавшие, их предварительные диагнозы, поясняли ли пострадавшие что-нибудь о механизме и обстоятельствах ДТП. Сотрудникам МЧС, задаются вопросы относительно расположения пострадавших, в какую одежду они были одеты, каким образом извлекались пострадавшие из автомобилей. Кроме того сотрудники МЧС и пожарные чаще всего первыми прибывают на место ДТП, поэтому важно выяснить и изъять (при их наличии) фото и видео материалы первоначальной обстановки места ДТП.

При опросе очевидцев выясняется, имеются ли видеорегистраторы, видели ли они сам момент ДТП, их действия после ДТП, и иные обстоятельства (например, поясняли ли что-то пострадавшие). Если пострадавшие были госпитализированы в медицинские учреждения, доступны к контакту и в состоянии давать показания, то у них выясняют данные

водителя, пассажиров, механизм и обстоятельства ДТП.

Выводы и заключение

Согласно анализу следственной практики первоначальный этап характеризуется отсутствием точной информации о том, кто находился за управлением ТС, поэтому результат правильно проведенного осмотра места про-исшествия[9] позволяет установить не только обстоятельства совершенного преступления, но и лицо, его совершившее. А после проведения первоначальных действий: ОМП и опросов у следователя складывается примерная картина ДТП и выдвигаются версии о виновном лице.

После проведения возможных процессуальных и следственных действий, предусмотренных ст. 144 УПК РФ, установления всех обстоятельств ДТП и обнаружения признаков преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ принимается решение о ВУД. Немаловажным является и своевременный анализ исходной следственный ситуации, что позволяет скоординировать деятельность по организации расследования преступлений на первоначальном этапе. [10 ,с. 29]

Учитывая специфику методики расследования рассматриваемого преступления, отметим, что качество и своевременность до-следственной проверки является залогом успешного и быстрого раскрытия преступления, так как собранные на ее этапе доказательства становятся основой для доказывания вины. Упущения, допускаемые в ходе ОМП, такие как несвоевременность обнаружения, фиксации и изъятия информации и следов станут невосполнимой утратой и негативно повлияют на исход дела, вплоть до невозможности принятия решения о возбуждении уголовного дела или установления виновного лица. Следует учитывать определенный уровень широты мышления следователя и его возможность нестандартного подхода к расследованию (например поиску следов в нетипичных местах), что способствует быстрой оценке следственной ситуации и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП, так как установление даже незначительных деталей произошедшего, способствует его раскрытию и расследованию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сучков А. И. Проблемы, возникающие на стадии доследственной проверки по материалам о дорожно-транспортных происшествиях / А. И. Сучков // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. — 2021. — № 1 (4). — С. 408—414.

2. Залескына А. Н. Методика расследования мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.12 — Ростов н/Д. — 2020. — 218 с.

3. Пермяков А. Л. Некоторые особенности проверки сообщения о преступлении, связанном с нарушениями правил дорожного движения / А.Л. Пермяков// Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2021. — №3 (19). — С.135—144.

4. Ващенко Б. М. Использование ДНК-анализа в расследовании дорожно-транспортных преступлений / Б.М. Ващенко // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в сфере судебно-экспертной деятельности и ДНК-регистрации населения Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2019. — С. 57—59.

5. Грибунов О. П. К вопросу использования средств видеозаписи в расследовании дорожно-транспортных происшествий / О. П. Грибунов, А. И. Коновалов // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2018. — №3. — С. 29—32.

6. Грибунов О. П. Всеобщая дактилоскопическая регистрация граждан как элемент реализации криминалистического предупреждения преступлений / О. П. Грибунов // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 402. — С. 188—191.

7. Варданян А. В. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений в условиях, когда личность водителя не установлена / А.В. Варданян, В.Ф. Васюков, Н.А. Коновалов. — Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2018. — 74 с.

8. Семенченко П. И. Особенности проведения экспертного исследования при установлении факта эксплуатации автомобиля с шинами, не соответствующими по размеру конструкции модели автотранспортного средства, как причины дорожно-транспортного происшествия / П. И. Семеченко, О. В. Айвазова // Юристъ-Правоведъ. — 2015. — №2 (69). — С. 56—60.

9. Грибунов О. П. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учебное пособие/ О. П. Грибунов, О. В. Трубкина, Е. И. Третьякова. — Иркутск. —2016. — 92 с.

10. Грибунов О. П. Влияние исходной следственной ситуации на тактику следственного осмотра по делам о дорожно-транспортных преступлениях, совершенных с участием междугородных автобусов / О. П. Грибунов, Б. М. Ващенко / / Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2020. — № 3 (15). — С. 28—34.

REFERENCES

1. Suchkov A.I. Problemy, voznikayushchie na stadii dosledstvennoj proverki po materialam o dorozhno-transportnyh proisshestviyah [Problems that arise at the stage of pre-investigation verification of materials on road accidents]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya — Managing of activities to ensure road safety: state, problems, ways of improvement, 2021, no1 (4), pp.408-414 (in Russian).

2. Zaleskina A.N. Metodika rassledovaniya moshennichestva, sopryazhennogo s prednamerennym neispolneniem dogovornyh obyazatel'stv v sfere predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Methodology of investigation of fraud associated with deliberate failure to fulfill contractual obligations in the field of entrepreneurship]. dis. ... cand. ju-rid. sciences, Rostov-on-don, 2020, 218 pp. (in Russian).

3. Permyakov A.L. Nekotorye osobennosti proverki soobshcheniya o prestuplenii, svyazannom s narusheniyami pravil dorozhnogo dvizheniya [Certain features of verify-

ing a traffic offence]. Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra — Forensics: yesterday, today, tomorrow, 2021, no 3 (19), pp. 135—144. (in Russian).

4. Vashchenko B.M. Ispol'zovanie dnk-analiza v rassledovanii dorozhno-transportnyh prestuplenij [The use of DNA analysis in the investigation of traffic crimes // In the collection: Fundamental and applied research in the field of forensic expertise and DNA registration of the population of the Russian Federation]. V sbornike: Funda-mental'nye i prikladnye issledovaniya v sfere sudebno-ekspertnoj deyatel'nosti i DNK-registracii naseleniya Rossijskoj Federacii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem — Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, 2019, pp. 57-59. (in Russian).

5. Gribunov O.P., Konovalov A.I. K voprosu ispol'zovaniya sredstv videozapisi v rassledovanii dorozhno-transportnyh proisshestvij [On the question of using video recording to investigation of road transport accidents]. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii — Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no 3, pp. 29—32 (in Russian).

6. Gribunov O.P. Vseobshchaya daktiloskopicheskaya registraciya grazhdan kak element realizacii kriminalisticheskogo preduprezhdeniya prestuplenij [Universal dactyloscopic registration of citizens as an element of crime prevention]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta —Tomsk State University Journal, 2016, no 402, pp.188191. (in Russian).

7. Osobennosti rassledovaniya dorozhno-transportnyh prestuplenij v usloviyah, kogda lichnost' voditelya ne ustanovlena [Features of investigation of traffic crimes in conditions when the identity of the driver is not established]. / A.V. Vardanyan, V. F. Vasyukov, N. A. Konovalov. — Orel: Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, 74 p. (in Russian).

8. Semenchenko P.I., Aivazova O.V. Osobennosti provedeniya ekspertnogo issledovaniya pri ustanovlenii fakta ekspluatacii avtomobilya s shinami, ne sootvetstvuyush-chimi po razmeru konstrukcii modeli avtotransportnogo sredstva, kak prichiny dorozh-no-transportnogo proisshestviya [Features of expert research in determining whether the operation of the vehicle with tires that do not match the size of the design model of the vehicle is the cause of an accident]. YUrist"-Pravoved"— Jurist-Pravoved, 2015, no. 2 (69). pp. 56-60 (in Russian).

9. Takticheskie osobennosti provedeniya sledstvennogo osmotra. Uchebnoe posobie [Tactical features of the investigative examination. Textbook]. / O.P. Gribunov, O.V. Trubkina, E.I. Tret'yakova. — Irkutsk, 2016.

10. Gribunov O.P., Vachenko B.M. Vliyanie iskhodnoj sledstvennoj situacii na tak-tiku sledstvennogo osmotra po delam o dorozhno-transportnyh prestupleniyah, sovershennyh s uchastiem mezhdugorodnyh avtobusov [The influence of the basic investigative situation on the tactics of the investigative examination in cases of traffic accidents involving the coaches] Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra — Forensics: yesterday, today, tomorrow, 2020, no 3 (15), pp. 28—34 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Залескина Анна Николаевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики. Восточно-Сибирский институт МВД России, 664071, Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Людмила Михайловна Мандарханова, старший следователь специализированного следственного отдела по расследованию ДТП ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области, 664047, Россия, Иркутск, ул. Трудовая, 9.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Anna N. Zaleskina, Candidate of law, Senior lecturer of the Department of Criminalistics. East-Siberian Institute of the MIA of Russia. 110, Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664071.

Lyudmila M. Mandarkhanova, Senior investigator of the specialized investigation department for the investigation of accidents of the GSU of the MIA of Russia in the Irkutsk region. 9, Trudovaya str., Irkutsk, Russia, 664047.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.