Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонтарев А. А.

В данной статье анализируется деятельность органов внутренних дел в сфере раскрытия и расследования преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, акцентируется внимание на специфике подготовки к проведению следственного действия - осмотра места дорожно-транспортного происшествия как одного из основных следственных действий, а также утверждается о важности действий следователя, связанных с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. В статье подчеркивается: методика документирования преступлений, совершенных в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, характеризуется своей особенностью в связи с тем, что уже с момента поступления сообщения о таких фактах важное значение имеют квалифицированные, своевременные и грамотные действия следователя, связанные с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, а также изъятием материальных объектов и следов, в связи с тем что они подвергаются изменению в течение короткого временного промежутка. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия представляется в виде следственного действия, сущность которого заключается в непосредственном восприятии лицом, его производящим, материальной обстановки, отобразившейся на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) в результате дорожно-транспортного происшествия, в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов и обстоятельств, дающих возможность впоследствии воссоздать механизм произошедшего события, а также иные обстоятельства происшествия, которые необходимо установить в целях решения задач уголовно-процессуального производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF THE PREPARATORY STAGE OF THE INSPECTION OF THE SCENE OF A TRAFFIC ACCIDENT

This article analyses the activities of the internal affairs bodies in the field of solving and investigating crimes, related to the violation of traffic rules and the operation of vehicles, focuses on the specifics of preparation for the investigative action - inspection of the scene of a traffic accident, as one of the main investigative actions, as well as the importance of the actions of the investigator, related to the detection and fixation of the material and road situation at the scene of a traffic accident. The article emphasizes: a methodology for documenting crimes committed in the field of traffic safety and operation of transport, characterized by the fact that qualified persons are important from the moment such facts are reported, timely and competent actions of the investigator related to the detection and recording of the physical and road situation at the scene of a traffic accident, and the seizure of physical objects and traces due to the fact that they are subject to change within a short period of time. The inspection of the scene of a traffic accident is presented in the form of an investigative action, the essence of which is the direct perception by the person producing it of the material situation displayed on the road and the elements adjacent to it (objects) as a result of a traffic accident, in order to detect, fix and remove material traces and circumstances that make it possible to subsequently recreate the mechanism of the event, as well as other circumstances of the incident that need to be established in order to solve the tasks of criminal procedure.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»

КРИМИНАЛИСТИКА И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА CRIMINALISTICS AND FORENSIC ENQUIRY

DOI: 10.18287/2542-047X-2021-7-4-136-141 L^mI^H

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 343.1

Дата поступления: 10.11.2021 рецензирования: 11.12.2021 принятия: 12.12.2021

Организационные основы подготовительного этапа осмотра места дорожно-транспортного происшествия

А. А. Гонтарев

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина,

г. Белгород, Российская Федерация E-mail: Gontarevandrey@mail.ru

Аннотация: В данной статье анализируется деятельность органов внутренних дел в сфере раскрытия и расследования преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, акцентируется внимание на специфике подготовки к проведению следственного действия - осмотра места дорожно-транспортного происшествия как одного из основных следственных действий, а также утверждается о важности действий следователя, связанных с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. В статье подчеркивается: методика документирования преступлений, совершенных в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, характеризуется своей особенностью в связи с тем, что уже с момента поступления сообщения о таких фактах важное значение имеют квалифицированные, своевременные и грамотные действия следователя, связанные с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, а также изъятием материальных объектов и следов, в связи с тем что они подвергаются изменению в течение короткого временного промежутка. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия представляется в виде следственного действия, сущность которого заключается в непосредственном восприятии лицом, его производящим, материальной обстановки, отобразившейся на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) в результате дорожно-транспортного происшествия, в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов и обстоятельств, дающих возможность впоследствии воссоздать механизм произошедшего события, а также иные обстоятельства происшествия, которые необходимо установить в целях решения задач уголовно-процессуального производства.

Ключевые слова: безопасность; транспортная безопасность; безопасность дорожного движения; Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; дорожно-транспортное происшествие; осмотр места дорожно-транспортного происшествия; полномочия следователя.

Цитирование. Гонтарев А. А. Организационные основы подготовительного этапа осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Юридический вестник Самарского университета. 2021. Т. 7, № 4. С. 136-141. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-4-136-141.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. © Гонтарев А. А., 2021

Андрей Александрович Гонтарев - старший преподаватель кафедры уголовного процесса, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 308024, Российская Федерация, г Белгород, ул. Горького, 71.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 10.11.2021 Revised: 11.12.2021 Accepted: 12.12.2021

Organizational bases of the preparatory stage of the inspection of the scene

of a traffic accident

А. А. Gontarev

Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russian Federation

E-mail: Gontarevandrey@mail.ru

Abstract: This article analyses the activities of the internal affairs bodies in the field of solving and investigating crimes, related to the violation of traffic rules and the operation of vehicles, focuses on the specifics of preparation for the

investigative action - inspection of the scene of a traffic accident, as one of the main investigative actions, as well as the importance of the actions of the investigator, related to the detection and fixation of the material and road situation at the scene of a traffic accident. The article emphasizes: a methodology for documenting crimes committed in the field of traffic safety and operation of transport, characterized by the fact that qualified persons are important from the moment such facts are reported, timely and competent actions of the investigator related to the detection and recording of the physical and road situation at the scene of a traffic accident, and the seizure of physical objects and traces due to the fact that they are subject to change within a short period of time. The inspection of the scene of a traffic accident is presented in the form of an investigative action, the essence of which is the direct perception by the person producing it of the material situation displayed on the road and the elements adjacent to it (objects) as a result of a traffic accident, in order to detect, fix and remove material traces and circumstances that make it possible to subsequently recreate the mechanism of the event, as well as other circumstances of the incident that need to be established in order to solve the tasks of criminal procedure.

Key words: safety; transport safety; Road safety; traffic rules and operation of vehicles; traffic accident; inspection of the scene of a traffic accident; powers of the investigator.

Citation. Gontarev A. A. Organizatsionnye osnovy podgotovitel'nogo etapa osmotra mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya [Organizational bases of the preparatory stage of the inspection of the scene of a traffic accident]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2021, vol. 7, no. 4, pp. 136-141. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-4-136-141 [in Russian]. Information about a conflict of interest: the author declares that there is no conflict of interest.

© Gontarev A. A., 2021

Andrey A. Gontarev - senior lecturer of the Department of Criminal Procedure, Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 71, Gorky Street, Belgorod, 308024, Russian Federation.

В современное время постоянный рост количества эксплуатируемых человечеством транспортных средств неумолимо приводит к росту совершаемых с их участием дорожно-транспортных происшествий, в том числе влекущих за собой причинение вреда здоровью и гибель людей, что является сложной социально-экономической проблемой как для Российской Федерации в частности, так и для всего мира в целом.

В этой связи Правительством Российской Федерации принята Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, согласно которой на органы внутренних дел возлагается функция по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

За 9 месяцев 2021 года на дорогах России совершено 96 314 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ранено 121 573 человека и 10 534 погибли.

За указанный период на территории Белгородской области зарегистрированы 777 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых телесные повреждения получили более 1000 человек и 90 человек погибли [1].

Определение дорожно-транспортного происшествия дано в статье 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [2], под которым понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, соору-

жения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) [3].

Методика документирования преступлений, совершенных в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, характеризуется своей особенностью в связи с тем, что уже с момента поступления сообщения о таких фактах важное значение имеют квалифицированные, своевременные и грамотные действия следователя, связанные с обнаружением и фиксацией вещественной и дорожной обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, а также изъятием материальных объектов и следов, в связи с тем, что они подвергаются изменению в течение короткого временного промежутка.

Указанная специфика требует от следователя наличия определенного опыта, а также специальной подготовки в организации проведения следственных действий и их тактике.

Именно по этой причине осмотр места дорожно-транспортного происшествия в подавляющем большинстве случаев имеет огромное значение в расследовании преступлений указанной категории.

Его важность заключается в том что несвоевременное и неквалифицированное проведение осмотра места дорожно-транспортного происшествия может привести к невосполнимым утратам следов и объектов, имеющих значение в качестве вещественных доказательств, искажению дорожной обстановки, сложившейся на момент произошед-

шего события, которые зачастую в результате проведения повторного осмотра и других следственных действий восстановить уже не удастся.

Как уже отмечалось выше, осмотр места дорожно-транспортного происшествия обладает определенной спецификой, связанной с тем, что на дороге и прилегающих к ней элементах непосредственно после интересующего нас события (момента дорожно-транспортного происшествия) довольно затруднительно длительное время в неизменном виде сохранить вещественную обстановку, и в связи с этим эффективность результата проведения указанного следственного действия во многом зависит от своевременности и тактической правильности его проведения, что, в свою очередь, требует его грамотной подготовки и организации.

Исходя из этого, с учетом специфики осмотра места дорожно-транспортного происшествия проведение указанного следственного действия можно разделить на три основных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный [4; 5].

Следует отметить, что знание следователем задач каждого этапа осмотра, обеспечит эффективность проведения указанного следственного действия.

В настоящей публикации мы рассмотрим специфику и особенности подготовки к проведению следственного действия - осмотра места дорожно-транспортного происшествия, как одного из основных следственных действий, направленного на установление обстоятельств совершения преступления, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания и порядок производства осмотра регламентированы главой 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осмотр места происшествия производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и может быть произведен до возбуждения уголовного дела [6].

При этом в самом уголовно-процессуальном законе не дано определения понятия осмотра места происшествия, оно сформулировано в юридической литературе.

Так, по мнению С. В. Корнаковой и О. С. Сергеевой, осмотр места происшествия представляет собой эмпирический метод исследования - включенное наблюдение, особенностью которого является целенаправленное и планомерное взаимодействие следователя с исследуемыми объектами на основе исходных знаний криминалистической характеристики преступления, позволяющей строить конкретные предположения о сути расследуемого события [7, с. 121].

По мнению Л. И. Полтавцевой и А. К. Чичель-ницкой, осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, состоящее из познавательных и удостоверительных действий

следователя, выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного преступления путем личного его восприятия и аналитического изучения следов преступления, предметов и объектов, позволяющих понять механизм преступления, а также последующая фиксация полученных результатов с целью использования их при раскрытии и расследовании преступлений [8, с. 138].

Применительно к специфике рассматриваемого вопроса можно сформулировать определение, что осмотр места дорожно-транспортного происшествия - это следственное действие, сущность которого заключается в непосредственном восприятии лицом, его производящим, материальной обстановки, отобразившейся на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) в результате дорожно-транспортного происшествия, в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов и обстоятельств, дающих возможность впоследствии воссоздать механизм произошедшего события, а также иные обстоятельства происшествия, которые необходимо установить в целях решения задач уголовно-процессуального производства.

Исходя из этого, основными задачами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются:

1) обнаружение, фиксация и изъятие на дороге и прилегающих к ней элементах (объектах) следов, оставленных транспортными средствами, участниками дорожного движения и иными предметами;

2) фиксация обстановки, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие;

3) проверка и фиксация технического состояния транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии;

4) выявление причин и условий, способствовавших произошедшему дорожно-транспортному происшествию, и принятие незамедлительных мер к их устранению [9, с. 6-7].

На месте происшествия следователь осуществляет руководство следственно-оперативной группой и определяет порядок ее работы [10], а также обеспечивает качество, полноту и результативность осмотра места происшествия, достоверное отражение сведений в заполняемых им документах.

Для выполнения вышеперечисленного объема возложенных на следователя задач на первый план выходит его деятельность по организации проведения следственного действия, то есть деятельность по подготовке проведения осмотра места дорожно-транспортного происшествия, которая основана на его взаимодействии с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, иных министерств и ведомств, организаций и учреждений, должностных лиц и граждан, привлекаемых следователем для оказания помощи в проведении, а также участия в проведении указанного следственного действия для решения задач уголовного судопроизводства.

Все вышеперечисленные действия следователя составляют подготовительный этап осмотра места

дорожно-транспортного происшествия, которые, в свою очередь, можно подразделить на две стадии:

- действия следователя при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии;

- действия следователя по прибытии на место дорожно-транспортного происшествия.

Следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, так как без ознакомления с обстоятельствами непосредственно на месте невозможно составить полного представления о характере происшествия.

С учетом этого, опираясь на практический опыт, считаем необходимым отметить, что работа следователя по подготовке к проведению указанного следственного действия должна начаться еще до выезда следственно-оперативной группы на место происшествия, а своевременно предпринятые им на первой стадии подготовительного этапа действия помогут сохранить первоначальную обстановку на месте происшествия, сократить время проведения следственного действия и значительно облегчить предстоящую работу на месте.

При получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии (первая стадия) следователь должен:

1) Исходя из характера полученной первоначальной информации об обстоятельствах произошедшего события и наступивших последствиях, определить круг лиц, которых ему необходимо привлечь к участию в осмотре либо для оказания помощи (специалисты, сотрудники ГИБДД, работники дорожной организации, иные лица). При проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия первостепенное значение имеет состав следственно-оперативной группы. Особое внимание необходимо уделять обеспечению участия в осмотре специалистов различных областей знаний (криминалистов, судебных медиков, автотехников и др.) [11]. Их участие направлено на оказание следователю консультативной, технической и иной помощи в целях фиксации в протоколе вещественной обстановки, материальных следов, повреждений и технического состояния транспортных средств, повреждений на трупе и др.

2) Определить технические и иные средства, необходимые для применения при производстве следственного действия. Занимающемуся расследованием дорожно-транспортных происшествий следователю необходимо знать, что от его подготовки к проведению следственного действия напрямую зависит результат его проведения (поиска, сбора и фиксации доказательств). Для этих целей ему необходимо в своем арсенале иметь специальные принадлежности (измерительную рулетку, чертежные принадлежности, строительный уровень, осветительный фонарь, мел, специализированные бланки протоколов и схем, чемодан следователя и др.). Также следователю необходимо определить, какие технические средства нужно использовать привлекаемым к участию в следственном действии специалистам (фото-видео-ка-

мера, источники ультрафиолетового и иного освещения и др.).

3) Определить необходимость привлечения специальной техники для оказания помощи в проведении следственного действия (эвакуаторов, кранов, автомобилей МЧС, ритуальных служб и др.). Заблаговременное ее привлечение позволит повысить эффективность работы следователя на месте происшествия, а также сократить сроки его проведения и нахождения следственно-оперативной группы на месте происшествия.

4) Выяснить, какие меры были приняты для оказания помощи пострадавшим и куда они были направлены с целью ее оказания. При наличии пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи на месте происшествия, незамедлительно принять к этому меры. В целях оперативного, а также объективного получения информации об обстоятельствах произошедшего дорожно-транспортного происшествия необходимо дать указание оперативному дежурному о направлении в медицинское учреждение, куда были доставлены пострадавшие, сотрудников органа внутренних дел для установления характера полученных ими телесных повреждений и по возможности их опроса об обстоятельствах произошедших событий.

5) Принять меры для организации охраны места происшествия. Характерной особенностью дорожно-транспортного происшествия является то, что указанное событие происходит неожиданно и быстротечно, что усложняет условия его восприятия свидетелями и участниками. В этой связи через оперативного дежурного территориального органа внутренних дел необходимо связаться с сотрудниками, которые первыми прибыли на место происшествия, и поручить им осуществить его охрану с целью предотвращения изменения первоначальной обстановки и уничтожения следов, а также проведение мероприятий, направленных на установление свидетелей и очевидцев происшествия.

По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия (вторая стадия) и перед началом рабочего этапа осмотра следователь должен:

1) Принять меры к установлению личности водителей и пассажиров транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, а также его свидетелей и очевидцев (привлекая сотрудников ГИБДД и иных служб), предварительно составив с ними беседу для получения представления о механизме и обстоятельствах произошедшего в целях выбора дальнейшего способа проведения осмотра. В случае необходимости установления таковых - дать соответствующие поручения о проведении поисковых и оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам уголовного розыска, ГИБДД и других служб.

2) Установить, подвергалась ли изменению обстановка на месте происшествия, имеются ли средства фиксации (видеорегистраторы транспортных средств, камеры наружного наблюдения и т. п.), подлежащие изъятию либо внесению в протокол.

3) Принять меры для удаления посторонних лиц и пресечения их доступа на место происшествия, обеспечения безопасности дорожного движения и проведения следственного действия, привлекая сотрудников ГИБДД и иных служб.

4) Определить и уточнить круг лиц, которые будут участвовать в осмотре, помимо входящих в состав следственно-оперативной группы (водители транспортных средств - участников дорожно-транспортного происшествия, понятые и др.). Несмотря на то что положения части 11 статьи 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют следователю право самостоятельно принимать решение о привлечении для участия в осмотре места происшествия понятых, практика проведения указанного следственного действия именно по делам о преступлениях в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта указывает на необходимость применения института понятых для удостоверения его хода и содержания. В последующем при возникновении каких-либо споров со стороны участников уголовного судопроизводства относительно достоверности и объективности отражения следователем обстановки дорожно-транспортного про-

исшествия в соответствующем протоколе и приложениях к нему (схемах, планах, фототаблицах и др.) понятые могут быть допрошены по этим обстоятельствам в качестве свидетелей.

5) Осуществить предварительный обзор места происшествия с целью ознакомления с обстановкой, которую предстоит исследовать, предварительного определения механизма произошедшего и границ осмотра, выбора точек ориентира (дорожные знаки, указатели километров, здания, опоры линий электропередачи и т. п.), а также способа и тактики осмотра.

Важным моментом также является то, что в соответствии с частью 5 статьи 164 УПК РФ перед началом осмотра следователь в обязательном порядке всем участникам следственного действия объясняет цель и задачи его проведения, а также разъясняет предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации права и предупреждает об ответственности.

По окончании перечисленных выше подготовительных действий, проанализировав полученную информацию, следователь переходит к рабочему этапу осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

Библиографический список

1. Показатели состояния безопасности. Сайт Госавтоинспекции ГИБДД МВД России URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 09.11.2021).

2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (приводится по состоянию на 9 ноября 2021 г.)] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63-Ф3: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (приводится по состоянию на 9 ноября 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699.

4. СУ при УВД по Тульской области. Организация осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Информационный бюллетень Следственного комитета России при МВД России. Москва: Следственный комитет при МВД России, 2010. № 1 (143). С. 78-84.

5. Следственный департамент МВД России. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия // Информационный бюллетень Следственного департамента МВД России. Москва: Следственный департамент МВД России, 2013. № 1(155). С. 84-188.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 174-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года (приводится по состоянию на 9 ноября 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481.

7. Корнакова С. В., Сергеева О. С. Осмотр места происшествия при расследовании насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними: условия эффективности // Юридический вестник Самарского университета. 2017. Т. 3, № 4. С. 121-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35127008; https://journals.ssau.ru/jtjsu/article/ view/6055.

8. Полтавцева Л. И., Чичельницкий А. К. Взаимодействие членов следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия: тактические и процессуальные ошибки правоприменительной практики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 3 (130). С. 137-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44804578.

9. Сергеев В. В., Скоморохов О. Н., Юрин А. М. Особенности проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий: тактико-криминалистический аспект: учебное пособие / под ред. к. ю. н. В. В. Сергеева. Белгород: БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина, 2021. 89 с.

10. Приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495 «Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Приказ МВД России от 11 января 2009 г. № 7 «Об утверждении наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://docs.cntd. ru/document/902159638.

References

1. Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti [Security status indicators]. Retrieved from the official website of the Main Directorate for Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Available at: http://stat.gibdd.ru (accessed 09.11.2021) [in Russian].

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 № 1090 (red. ot 31.12.2020) «O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya» (vmeste s «Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnykh sredstv k ekspluatatsii i obyazannosti dolzhnostnykh lits po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya») (privoditsya po sostoyaniyu na 9 noyabrya 2021 g.) [Decree of the Government of the Russian Federation as of 23.10.1993 № 1090 (revised at 31.12.2020) «On the Rules of the Road» (together with the «Basic provisions on the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety») (given as of November 9, 2021). Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709 [in Russian].

3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 63-FZ: [prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 24 maya 1996 goda: odobren Sovetom Federatsii 5 iyunya 1996 goda (privoditsya po sostoyaniyu na 9 noyabrya 2021 g.) [Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law № 63-FZ: [adopted by the State Duma on May 24, 1996: approved by the Federation Council on June 5, 1996] (given as of November 9, 2021). Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699 [in Russian].

4. SUpri UVD po Tul'skoi oblasti. Organizatsiya osmotra mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya [Investigative department at the Ministry of Internal Affairs in the Tula region. Organization of inspection of the scene of a traffic accident]. Informatsionnyi byulleten' Sledstvennogo komiteta Rossii pri MVD Rossii. Moscow: Sledstvennyi komitet pri MVD Rossii, 2010, no. 1(143), pp. 78-84 [in Russian].

5. Sledstvennyi departament MVD Rossii. Osmotr mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya [Investigative Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Survey of the place of the road accident]. Informatsionnyi byulleten' Sledstvennogo komiteta Rossii pri MVD Rossii. Moscow: Sledstvennyi departament MVD Rossii, 2013, no. 1 (155), pp. 84-188 [in Russian].

6. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon № 174-FZ: [prinyat Gosudarstvennoi Dumoi 22 noyabrya 2001 goda: odobren Sovetom Federatsii 5 dekabrya 2001 goda (privoditsya po sostoyaniyu na 9 noyabrya 2021 g.) [Code of Criminal Procedure of the Russian Federation]: Federal Law № 174-FZ: [adopted by the State Duma on November 22, 2001: approved by the Federation Council on December 5, 2001 (given as of November 9, 2021). Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34481 [in Russian].

7. Kornakova S. V, Sergeeva O. S. Osmotr mesta proisshestviya pri rassledovanii nasil'stvennykh prestuplenii, sovershennykh nesovershennoletnimi: usloviya effektivnosti [Inspection of the scene during the investigation of violent crimes committed by juveniles: conditions of effectiveness]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2017, vol. 3, no. 4, pp. 121-125. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35127008; https://journals.ssau.ru/jjsu/article/view/6055 [in Russian].

8. Poltavtseva L. I. Chichelnitsky A. K. Vzaimodeistvie chlenov sledstvenno-operativnoi gruppy pri osmotre mesta proisshestviya: takticheskie i protsessual'nye oshibki pravoprimenitel'noi praktiki [Interaction of members of the investigative-operational group during the inspection of the scene: tactical and procedural errors of law enforcement practice]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, 2021, no. 3 (130), pp. 137-140. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=44804578 [in Russian].

9. Sergeev V. V, Skomorokhov O. N., Yurin A. M. Osobennostiprovedeniya sledstvennykh deistvii napervonachal'nom etape rassledovaniya dorozhno-transportnykhproisshestvii: taktiko-kriminalisticheskii aspekt: uchebnoeposobie. Pod redaktsiei k.yu.n. Sergeeva V. V. [Features of conducting investigative actions at the initial stage of the investigation of traffic accidents: tactical and forensic aspect: textbook. Sergeev V. V. (Ed.)]. Belgorod: BelYuI MVD Rossii im. I. D. Putilina, 2021, 89 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Prikaz MVD Rossii ot 29 aprelya 2015 g. № 495 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii sovmestnoi operativno-sluzhebnoi deyatel'nosti podrazdelenii organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii pri raskrytii prestuplenii i rassledovanii ugolovnykh del» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 29, 2015 № 495 «On approval of the Instructions for organizing joint operational and official activities of units of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the detection of crimes and the investigation of criminal cases»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» [in Russian].

11. Prikaz MVD Rossii ot 11 yanvarya 2009 g. №7 «Ob utverzhdenii nastavleniya po organizatsii ekspertno-kriminalisticheskoi deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 11, 2009 № 7 «On approval of the manual on the organization of forensic activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia2]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://docs.cntd. ru/document/902159638 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.