Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСМОТР / СЪЕМКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозова Н. В.

В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся особенностей применения современных информационных технологий и основанных на них технико-криминалистических средств для обеспечения более точной фиксации обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. Автор отмечает несомненную эффективность использования при осмотре места происшествия фотограмметрических технологий, которые начали использоваться в конце 70-х годов прошлого века, однако быстро потеряли актуальность ввиду трудоемкости процесса. Тем не менее в связи с развитием технологий данный метод вновь приобрел практическую значимость при расследовании преступлений, в том числе и дорожно-транспортных происшествий. В статье раскрываются отдельные положения действия фотограмметрических технологий, которые позволяют обеспечить полноту и достоверность фиксации обстановки места дорожно-транспортного происшествия, повысить скорость проведения осмотра и минимизировать возможность совершения ошибок. Автор также рассматривает технологии 3D-сканирования как наиболее усовершенствованные способы фиксации обстановки места происшествия, которые позволяют существенно повысить качество проводимых мероприятий, обеспечить достоверность фиксации следов дорожно-транспортного происшествия, что в дальнейшем должно положительно повлиять на результаты расследования данного вида преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES WHEN INSPECTING A ROAD ACCIDENT SITE

In the article the author examines the issues related to the features of the use of modern information technologies and technical and forensic tools based on them to ensure a more accurate recording of the situation at the scene of a road traffic accident. The author notes the undoubted efficiency of using photogrammetric technologies when inspecting the scene of an incident, which began to be used in the late 70s of the last century, but quickly lost their relevance due to the laboriousness of the process. Nevertheless, due to the development of technologies, this method has again acquired practical significance in the investigation of crimes, including road accidents. The article reveals the principles of operation of photogrammetric technologies that allow to еnsure the completeness and reliability of fixing the situation at the scene of a road traffic accidеnt, increase the speed of the inspection and minimize the possibility of making mistakes. The author in the article also considers 3-D scanning technologies as the most improved methods of recording the situation of the scene of the incident, which can significantly improve the quality of the measures taken, ensure the reliability of recording the traces of a traffic accident, which in the future should positively affect the results of the investigation of this typе of crime.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»



ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

FEATURES OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES WHEN INSPECTING A ROAD ACCIDENT SITE

УДК 343.98

Н.В. МОРОЗОВА,

кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) mоrоzоvа[email protected]

NATALIA V. MОRОZОVА,

Candidate of Law (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)

Аннотация: в статье автор рассматривает вопросы, касающиеся особенностей применения современных информационных технологий и основанных на них технико-криминалистических средств для обеспечения более точной фиксации обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия.

Автор отмечает несомненную эффективность использования при осмотре места происшествия фотограмметрических технологий, которые начали использоваться в конце 70-х годов прошлого века, однако быстро потеряли актуальность ввиду трудоемкости процесса. Тем не менее в связи с развитием технологий данный метод вновь приобрел практическую значимость при расследовании преступлений, в том числе и дорожно-транспортных происшествий.

В статье раскрываются отдельные положения действия фотограмметрических технологий, которые позволяют обеспечить полноту и достоверность фиксации обстановки места дорожно-транспортного происшествия, повысить скорость проведения осмотра и минимизировать возможность совершения ошибок.

Автор также рассматривает технологии 3D-сканирования как наиболее усовершенствованные способы фиксации обстановки места происшествия, которые позволяют существенно повысить качество проводимых мероприятий, обеспечить достоверность фиксации следов дорожно-транспортного происшествия, что в дальнейшем должно положительно повлиять на результаты расследования данного вида преступлений.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, информационные технологии, осмотр, съемка.

Для цитирования: Морозова Н.В. Особенности использования информационных технологий при осмотре места дорожно-транспортного происшествия // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021 № 2. С. 61-64.

Abstract: in the article the author examines the issues related to the features of the use of modern information technologies and technical and forensic tools based on them to ensure a more accurate recording of the situation at the scene of a road traffic accident. The author notes the undoubted efficiency of using photogrammetric technologies when inspecting the scene of an incident, which began to be used in the late 70s of the last century, but quickly lost their relevance due to the laboriousness of the process. Nevertheless, due to the development of technologies, this method has again acquired practical significance in the investigation of crimes, including road accidents. The article reveals the principles of

operation of photogrammetric technologies that allow to ensure the completeness and reliability of fixing the situation at the scene of a road traffic accident, increase the speed of the inspection and minimize the possibility of making mistakes. The author in the article also considers 3-D scanning technologies as the most improved methods of recording the situation of the scene of the incident, which can significantly improve the quality of the measures taken, ensure the reliability of recording the traces of a traffic accident, which in the future should positively affect the results of the investigation of this type of crime.

Keywords: road traffic accident, information technology, inspection, shooting.

For citation: Morozova N.V. Features of using information technologies when inspecting a road accident site // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2. P. 61-64.

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий1 на автодорогах России погибают и получают ранения тысячи людей. Поэтому вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время являются крайне острыми и актуальными.

Исследуя проблематику расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отметим, что качественный осмотр и фиксация обстановки места дорожно-транспортного происшествия служат основой, на которой строится последующая работа по расследованию указанных преступлений [1, с. 95].

Дорожно-транспортные происшествия по своей криминалистической характеристике являются одними из наиболее сложных в расследовании. Сложности в осмотре и фиксации обстановки на месте происшествия, преобладание материальных следов над идеальными, а также отсутствие практических навыков по работе с указанными следами у сотрудников сказываются на конечном результате расследования.

Безусловно, осмотр места происшествия сопровождается рядом объективных трудностей, не позволяющих следователю в полной мере произвести фиксацию всех обстоятельств произошедшего, к которым относятся:

- большая площадь места происшествия;

- большое количество материальных следов;

- сложность достоверного описания технических частей транспортного средства;

- необходимость оперативного закрепления и изъятия следов произошедшего;

- влияние погодных условий на результаты осмотра дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее эффективным способом преодоления рассмотренных трудностей, и в этом мы солидарны с мнением А.Н. Сретенцева, является применение современных информационных технологий и основанных на них технико-криминалистических средств [2, с. 120].

1 Далее - ДТП.

Соответственно, нельзя не согласиться с тем, что внедрение указанных технологий в оперативно-служебную деятельность следователей позволит повысить качество расследования, избавить их от возможных просчетов и ошибок и повысить оперативность производства следственных действий.

Одним из элементов, входящих в систему информационных технологий, выступают фотограмметрические приборы, которые начали использоваться в конце 70-х годов прошлого века, но они быстро потеряли актуальность ввиду трудоемкости процесса. Однако в связи с развитием технологий фотограмметрические измерения вновь приобрели практическую значимость при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Одним из приборов, сочетающих в себе высокую точность измерений, а также высокую степень автоматизации процесса измерений и связанную с этим объективность их результатов, является аппаратно-программный комплекс «Ракурс», использующий фотограмметрические технологии при осмотре места дорожно-транспортного происшествия [3, с. 80].

Принцип действия технологий основан на определении расстояний между объектами по двум цифровым фотографиям, сделанным из двух разных точек, расстояние между которыми выступает базой съемки. При этом обязательным условием проведения съемки является использование мерного объекта, устанавливаемого таким образом, чтобы он оказался в поле зрения обоих камер.

После производства съемки снимки обрабатываются специализированным программным обеспечением, результатом которого является готовая схема места дорожно-транспортного происшествия.

Полагаем, что применение рассмотренной технологии позволяет решить ряд трудностей, возникающих в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия, и достичь следующих показателей:

- полноты и достоверности фиксации обстановки дорожно-транспортного происшествия;

- повышения оперативности проведения осмотра за счет автоматизации ряда процессов.

Помимо этого использование фотограмметрических технологий аппаратно-программного комплекса «Ракурс» позволяет обеспечить высокий уровень защиты данных от несанкционированного изменения путем использования ряда защитных мер, таких как проверка целостности программного кода метрологической библиотеки, идентификационного номера аппаратного и программного обеспечения2.

Однако кроме целого ряда преимуществ у фотограмметрических технологий имеются и определенные недостатки, выражающиеся в том, что в случае анализа большого количества фотографий возникает необходимость использования большего числа точек поверхности для помещения на нем мерного объекта.

Нельзя обойти стороной и недостатки, связанные с аппаратным обеспечением действия технологий, что вызывает необходимость применения компьютеров более высокого технического класса для обработки фотографий с места ДТП. Также эффективность применения фотограмметрических технологий снижается при использовании фотографий низкого качества, что, в свою очередь, вызывает необходимость в более современном техническом оборудовании.

Продолжателем фотограмметрических технологий являются технологии 3D-сканиро-вания, применяемые в настоящее время во многих сферах жизнедеятельности человека. Кроме того, существует положительный опыт их применения и при расследовании дорожно-транспортных происшествий.

Отметим, что существует несколько методов 3D-сканирования, таких как:

1. Технология лазерного триангуляционного 3D-сканирования. Принцип действия подобной технологии заключается в следующем: сканер наводит лазерный луч на конкретную точку, этот лазерный луч отражается от объекта, а его начальная траектория фиксируется датчиком. Далее в зависимости от того, как далеко лазер отражается от поверхности, лазерная точка проявляется в различных местах поля зрения камеры, и таким образом формируется треугольник, параметры которого известны, в дальнейшем не составляет труда рассчитать расстояние до объекта [4, с. 232].

2 Комплексы фотограмметрические. Ракурс [Электронный ресурс]. - URL: https://all-pribors.ru/opisanie/53756-13-rakurs-57249 (дата обращения: 20.01.2021).

2. Технология структурированного света 3D. 3D-o<aHepbi со структурированным светом проецируют световой узор на объект и отслеживают его деформацию, в свою очередь, рисунок проецируется на объект с помощью ЖК-проек-тора или другого стабильного источника света. Камера, которая немного смещена относительно проектора рисунка, смотрит на форму рисунка и точно рассчитывает расстояние до каждой точки в поле ее зрения [5, с. 317].

3. Технология 3D-сканирования на основе контакта. Данная технология позволяет построить трехмерную цифровую модель окружающего пространства и предметов, включающую в себя геопространственные данные и визуальную информацию. Одним из практических воплощений подобных технологий стали программно-аппаратные комплексы фирмы «Faro», которые представляют ряд различных технических средств для 3D-сканирования различных объектов.

Большинство авторов в своих исследованиях положительно характеризуют комплекс <^аго Fоcus 3D», имеющий в своей линейке два аппарата «Faro Fоcus 3D X330» и «Faro Fоcus 3D X130» [6, с. 25], позволяющих фиксировать значительную часть следов на месте дорожно-транспортного происшествия с точностью до 2 мм [8, с. 58].

Посредством 3D-сканирования фиксируется: взаиморасположение транспортных средств, части поврежденных транспортных средств, осколки стекла, частицы грязи, следы разлития горюче-смазочных и иных веществ, следы торможения, юза, дефекты на автомобилях, причем время работы сканеров указанной линейки в среднем составляет 10-15 минут, после чего полученные данные обрабатываются программным обеспечением.

Рассмотрев указанные информационные технологии, отметим несомненную целесообразность их применения при расследовании любых преступлений, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения.

Вместе с тем с учетом научно-технического прогресса, по нашему мнению, предпочтение должно отдаваться технологиям 3D-сканирования.

Преимущества технологий 3D-сканирования заключаются в следующем:

- мгновенной трехмерной визуализации обстановки места дорожно-транспортного происшествия;

- высокой точности измерений;

- быстром сборе данных.

Исходя из этого можно прийти к выводу, что наиболее верным решением при расследовании преступлений будет использование технологий 3D-сканирования.

Однако в противовес данному мнению можно привести ряд контраргументов. К ним относится, во-первых, достаточно высокая стоимость трехмерного лазерного аппарата, которая в разы превышает цену фотограмметрического комплекса; во-вторых, в большинстве случаев дорожно-транспортных происшествий настолько подробное отображение обстановки места дорожно-транспортного происшествия, которое дает 3D-сканер, не является необходимостью.

Тем не менее, подводя итоги вышесказанному, отметим, что применение современных информационных технологий в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия необходимо. За счет использования достижений науки и техники можно существенно повысить качество проводимых мероприятий, обеспечить достоверность фиксации следов дорожно-транспортного происшествия, что в дальнейшем должно положительно повлиять на результаты расследования данного вида преступлений.

Литература

1. Чаплыгина В.Н., Морозова Н.В. Проблемные аспекты использования технико-криминалистических средств при раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений // Современное общество и право. - 2020. - № 1 (44). - С. 95-99.

2. Срeтeнцeв А.Н. Возможности современных технических средств фиксации и их использования при осмотре места дорожно-транспортного происшествия // Наука и практика. - 2014. - № 2 (59). - С. 120-123.

3. Болeeв А.А. Тактика осмотра места дорожно-транспортного происшествия на участках искусственных дорожных сооружений с применением технических средств фиксации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 6. - С. 80-83.

4. Добромилов В.Н., Евтюков С.С., Голов Е.В. Современные технологии первичного осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Вестник гражданских инженеров. - 2017. - № 2 (61). - С. 232-239.

5. Машоншин Д.Ф. Возможности трехмерного сканирования трасологических объектов // Следственная деятельность: проблемы, их решение, перспективы развития: сборник материалов II Всероссийской молодежной научно-практической конференции. - Москва, 2019. С. 316-318.

6. Шведова Л.Е., Я^стиди М.В. Характеристика основных методов 3D-сканирования // Векторы развития информационных технологий: перспективы и направления: сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Гурзуф, 2017. С. 25-26.

7. Косушкин П. Лазерное 3D-сканирование и портативные КИМ для контроля геометрических параметров и обратного проектирования // Вектор высоких технологий. - 2016. - № 2 (23). - С. 56-63.

References

1. Chaplygina V.N., Morozova N.V. Problemnye aspekty ispol'zovaniya tekhniko-kriminalisticheskikh sredstv pri raskrytii i rassledovanii dorozhno-transportnykh prestuplenii // Sovremennoe obshchestvo i pravo. - 2020. - № 1 (44). - S. 95-99.

2. SretentsevA.N. Vozmozhnosti sovremennykh tekhnicheskikh sredstv fiksatsii i ikh ispol'zovaniya pri osmotre mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya // Nauka i praktika. - 2014. - № 2 (59). - S. 120-123.

3. Boleev A.A. Taktika osmotra mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya na uchastkakh iskusstvennykh dorozhnykh sooruzhenii s primeneniem tekhnicheskikh sredstv fiksatsii // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2018. - № 6. - S. 80-83.

4. Dobromilov V.N., Evtyukov S.S., Golov E.V. Sovremennye tekhnologii pervichnogo osmotra mesta dorozhno-transportnogo proisshestviya // Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. - 2017. - № 2 (61). - S. 232-239.

5. Mashonshin D.F. Vozmozhnosti trekhmernogo skanirovaniya trasologicheskikh ob''ektov // Sledstvennaya deyatel'nost': problemy, ikh reshenie, perspektivy razvitiya: sbornik materialov II Vserossiiskoi molodezhnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva, 2019. S. 316-318.

6. Shvedova L.E., Yakystidi M.V. Kharakteristika osnovnykh metodov 3D-skanirovaniya // Vektory razvitiya informatsionnykh tekhnologii: perspektivy i napravleniya: sbornik materialov regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Gurzuf, 2017. S. 25-26.

7. Kosushkin P. Lazernoe 3D-skanirovanie i portativnye KIM dlya kontrolya geometricheskikh parametrov i obratnogo proektirovaniya // Vektor vysokikh tekhnologii. - 2016. - № 2 (23). - S. 56-63.

(статья сдана в редакцию 29.01.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.