Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1009
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ БЛАНК ПРОТОКОЛА ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагоринский Б. П., Деревягин Е. В.

В статье авторами рассматриваются теоретические и организационные вопросы, направленные на повышение качества работы следователей при производстве осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Раскрываются особенности действий следователя на подготовительном, рабочем и заключительном этапах следственного действия, применения фото-, видеосъемки для фиксации следов и обстановки места происшествия. Как показывает следственно-судебная практика, следователи не всегда обладают соответствующими знаниями и навыками, несмотря на существование значительного количества теоретических разработок, практических рекомендаций, в связи с чем возникают затруднения с применением в ходе осмотра места происшествия новейших технико-криминалистических средств и современных методов выявления, фиксации и изъятия следов на месте их обнаружения. Каждое следственное действие призвано решать свои специфические задачи. Однако именно с осмотра места происшествия, как правило, начинается расследование преступлений, в том числе связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта. Объективность и полнота, значимость полученной информации оказывают непосредственное влияние на ход дальнейшего расследования и принятие решения по уголовному делу. Эффективность производства осмотра места происшествия находится в прямой зависимости от профессионализма лица, его осуществляющего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смагоринский Б. П., Деревягин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS SITE EXAMINATION DURING CRIMINAL INVESTIGATION OF TRAFFIC OFFENCE AND VEHICLE ABUSE

In this article, the authors consider theoretical and organizational issues aimed at improving the performance quality of investigators’ work during the examination of the road traffic accident site. The aspects of the investigator’s actions during the preparatory, operational, and final stages of the investigative activity, the use of photo and video shooting to record the traces and the scene of the accident are revealed. Investigative and judicial practice shows that investigators do not always have the appropriate knowledge and skills, despite the existence of a significant number of theoretical developments, practical recommendations, which makes it difficult to use the latest forensic equipment and modern methods of detection, fixation and collection of traces at the place of their detection during the scene examination. Each investigative action is aimed at solving its specific tasks. However, the investigation of crimes, including those related to the traffic offence and vehicle abuse, as a rule, begins with accident scene examination. The objectivity, completeness and significance of the received information have a direct impact on the course of further investigation and decision-making in a criminal case. The effectiveness of the scene examination directly depends on the professionalism of the person who carries it out. Key words: road traffic accident, accident site examination, specialized record form of road traffic accident site examination, investigator, investigation of road traffic crimes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 343.985.7 DOI 10.25724/VAMVD.LHIJ

ББК 67.23.13

Б. П. Смагоринский, Е. В. Деревягин

ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В СФЕРЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В статье авторами рассматриваются теоретические и организационные вопросы, направленные на повышение качества работы следователей при производстве осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Раскрываются особенности действий следователя на подготовительном, рабочем и заключительном этапах следственного действия, применения фото-, видеосъемки для фиксации следов и обстановки места происшествия.

Как показывает следственно-судебная практика, следователи не всегда обладают соответствующими знаниями и навыками, несмотря на существование значительного количества теоретических разработок, практических рекомендаций, в связи с чем возникают затруднения с применением в ходе осмотра места происшествия новейших технико-криминалистических средств и современных методов выявления, фиксации и изъятия следов на месте их обнаружения.

Каждое следственное действие призвано решать свои специфические задачи. Однако именно с осмотра места происшествия, как правило, начинается расследование преступлений, в том числе связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта. Объективность и полнота, значимость полученной информации оказывают непосредственное влияние на ход дальнейшего расследования и принятие решения по уголовному делу. Эффективность производства осмотра места происшествия находится в прямой зависимости от профессионализма лица, его осуществляющего.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, осмотр места происшествия, специализированный бланк протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия, следователь, расследование дорожно-транспортных преступлений.

B. P. Smagorinsky, E. V. Derevyagin

ASPECTS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS SITE EXAMINATION

DURING CRIMINAL INVESTIGATION

OF TRAFFIC OFFENCE AND VEHICLE ABUSE

In this article, the authors consider theoretical and organizational issues aimed at improving the performance quality of investigators' work during the examination of the road traffic accident site. The aspects of the investigator's actions during the preparatory, operational, and final stages of the investigative activity, the use of photo and video shooting to record the traces and the scene of the accident are revealed.

Investigative and judicial practice shows that investigators do not always have the appropriate knowledge and skills, despite the existence of a significant number of theoretical developments, practical recommendations, which makes it difficult to use the latest forensic equipment and modern methods of detection, fixation and collection of traces at the place of their detection during the scene examination.

Each investigative action is aimed at solving its specific tasks. However, the investigation of crimes, including those related to the traffic offence and vehicle abuse, as a rule, begins with accident scene examination. The objectivity, completeness and significance of the received information have a direct impact on the course of further investigation and decision-making in a criminal case. The effectiveness of the scene examination directly depends on the professionalism of the person who carries it out.

Key words: road traffic accident, accident site examination, specialized record form of road traffic accident site examination, investigator, investigation of road traffic crimes.

В Российской Федерации зарегистрировано более 51,8 млн единиц автомобильной техники [1]. При этом за последние 10 лет число автотранспортных средств, состоящих на учете, выросло почти два раза. Увеличение парка автомобилей оказывает существенное влияние в целом на безопас-

ность дорожного движения. Согласно официальной статистике Госавтоинспекции [2], несмотря на наметившуюся тенденцию снижения общего количества дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), число погибших в них граждан остается значительным (рис. 1).

2014

2015

2016

2017

2018

□ общее количество ДТП □ количество погибших в ДТП

Рис. 1. Динамика количества совершенных ДТП и погибших в них граждан в России в 2014—2018 гг.

Высокий уровень дорожно-транспортного травматизма отрицательно сказывается на социально-экономической жизни нашей страны. Государство тратит внушительные средства на выплату пособий, оказание медицинской помощи, лечение пострадавших и т. д. Так, согласно статистике Российского союза автостраховщиков в 2018 г. совокупные расходы компаний на выплаты пострадавшим по полисам ОСАГО составили более 142,2 млрд руб. [3].

Расследование дорожно-транспортных преступлений имеет свою специфику, что обусловлено несколькими причинами:

— возросшими основными техническими характеристиками транспортных средств;

— увеличением средней скорости движения на автодорогах общего пользования и автомагистралях, движение по которым осуществляется, в том числе, на платной основе;

— изменяющимися требованиями Правил безопасности дорожного движения, введением новых дорожных знаков и другими факторами.

Таким образом, очевидна актуальность дальнейших теоретических исследований, анализа практики расследования ДТП, производства отдельных следственных действий, в частности осмотра места происшествия, значение которого как

источника доказательственной информации состоит в том, что он:

— включает в себя важные этапы исследования обстоятельств ДТП и дает наиболее достоверные и объективные сведения;

— позволяет на месте в конкретной ситуации исследовать элементы системы «водитель — автомобиль — дорога — среда»;

— дает возможность сформировать четкое представление о механизме происшествия, выдвинуть наиболее обоснованные версии и правильно определить ход расследования;

— в совокупности с другими материалами дела обеспечивает возможность осуществления уголовного преследования лица, причастного к преступлению, защиту прав потерпевших, законных интересов организаций.

С осмотра места происшествия начинается расследование подавляющего большинства преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта (ст. 264, 266, 268 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)). По мнению В. И. Жулева и А. С. Степанищева, «по делам о ДТП осмотр места происшествия является узловым процессуальным действием, от качества проведения которого зависит ход всего расследова-

ния и правильность принимаемых решений, поскольку позволяет получить широкий круг доказательственной информации, определить путь поиска сведений из других источников, а также обеспечить проверку их объективности» [4, с. 13].

Осмотру места ДТП присущи особенности, обусловленные сложностью познания механизма происшествия, его скоротечностью. Кроме того, «обстановка на месте события не может сохраняться длительное время, в связи с тем что проезжая часть должна быть в кратчайшие сроки освобождена для движения <...> и следы на месте происшествия достаточно быстро уничтожаются проходящим транспортом и в результате воздействия окружающей среды» [5, с. 45].

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ) осмотр места происшествия относится к числу следственных действий, осуществление которых возможно в ходе проверки сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок осуществления этого следственного действия регламентируется ст. 180 УПК РФ, содержащей общие требования к протоколу следственного действия без учета специфики расследования отдельных видов преступлений. Согласно ст. 151 УПК РФ по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264, чч. 2, 3 ст. 266, чч. 2, 3 ст. 268 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел [6]. Верно утверждение о том, что «лицо, производящее расследование данной категории преступлений, обязано: разбираться в типах и марках транспортных средств; знать правила дорожного движения; иметь представление об устройстве различных типов транспортных средств и управлении ими; о возможных действиях водителя в различных ситуациях; о динамике различных видов ДТП; об их причинах и т. п.» [7, с. 366].

В ходе изучения 54 уголовных дел, возбужденных по признакам состава преступлений, предусмотренных ст. 264, чч. 2, 3 ст. 266, чч. 2, 3 ст. 268 УК РФ, на территории Волгоградской области, некачественный осмотр места ДТП обычно связан с недостаточными знаниями процессуальных положений, теоретических, практических, методических рекомендаций производства этого следственного действия. Отсюда необходимо более подробно рассмотреть особенности осмотра места ДТП на каждом из его этапов: подготовительном, рабочем и заключительном.

Подготовительный этап включает в себя решение важных организационных вопросов с момента получения следователем сообщения о ДТП и некоторые действия по прибытии на место про-

исшествия. Имеющуюся информацию о происшествии следователю, как правило, предоставляет оперативный дежурный органа внутренних дел, следователь же должен перечислить лиц для вызова и привлечения к участию в осмотре места происшествия в конкретной ситуации. Например, при необходимости принятия мер по установлению местонахождения скрывшегося с места происшествия водителя в состав следственно-оперативной группы (далее — СОГ) включаются сотрудники, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, кинолог со служебно-разыскной собакой. Обычно нужно обеспечить выезд на место происшествия в качестве специалистов криминалиста, врача (специалиста в области судебной медицины), автотехника. При осмотре сложных участков возможно участие специалиста в области строительства и эксплуатации дорог.

Особое внимание стоит обратить на необходимость принятия мер по обеспечению безопасности привлекаемых в качестве специалистов лиц и иных участников осмотра. Скажем, обеспечить или проконтролировать наличие верхней одежды: жилетов, жилетов-накидок, оборудованных полосами из световозвращающего материала. Это позволит в дальнейшем при нахождении на месте осмотра соблюсти выполнение требований п. 2.3.4 Правил дорожного движения Российской Федерации [8]. В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях нужно подобрать и проверить на работоспособность осветительные приборы. С учетом того что с места происшествия могут быть изъяты следы и предметы, подготавливается различный по свойствам и вместительности упаковочный материал. Кроме того, необходимо проверить укомплектованность криминалистического чемодана и при отсутствии специалистов (криминалиста, автотехника) быть готовым использовать приборы и средства измерения: электронноциф-ровой измеритель пути (ЭЦИП), имеющий сертификат соответствия; мерное колесо (курвиметр) для измерения расстояний от ближайших стационарных объектов до места ДТП по карте; рулетку не менее 10 м; планшет для ведения записей; письменные и чертежные принадлежности для составления схемы места происшествия; мелок для нанесения отметок на дорожном покрытии; технические средства фотографирования и видеозаписи (фотоаппарат, видеокамера); специализированный бланк протокола осмотра места ДТП [9] (далее — протокол); миллиметровую бумагу (листы), а при ее отсутствии бумагу в клеточку для составления масштабных планов (схем) места происшествия.

По прибытии на место происшествия следователю нужно установить у сотрудников дорожно-патрульной службы, патрульно-постовой службы полиции и т. д. известные им обстоятельства происшествия. При этом обязательно выяснить, кто из них оказался на месте первым, и выслушать его доклад. Необходимо получить сведения о действиях, предпринятых водителями, пассажирами, очевидцами после ДТП, мерах по оказанию помощи пострадавшим, охране места ДТП, сохранению следов и расположения предметов, автотранспортных средств, обстановки на месте и попытках ее изменения, установлению очевидцев и лиц, причастных к происшествию.

Непосредственно перед началом следственного действия после распределения обязанностей между участниками СОГ следователь объясняет цель и задачи осмотра, разъясняет всем участникам их права, обязанности и ответственность, информирует об использовании технических средств, предупреждает о необходимости соблюдении мер безопасности при перемещениях по проезжей части автодороги, заполняет вводную часть протокола, после чего предлагает им поставить в нем подписи. Стоит отметить, что пригласить для участия в осмотре места происшествия понятых или использовать технические средства фиксации — исключительная прерогатива следователя [10, с. 93]. В отличие от иных видов осмотров в качестве понятых желательно привлекать лиц, обладающих навыками управления автотранспортными средствами, знанием особенностей дорожного движения. Нужно учитывать, что понятые в дальнейшем могут быть допрошены по делу в качестве свидетелей.

По окончании указанных подготовительных действий следователь приступает непосредственно к осмотру места ДТП.

Рабочий этап осмотра объединяет обзорную, общую и детальную стадии.

Обзорная стадия включает: а) ориентирование на месте происшествия; б) определение границы подлежащей осмотру территории; в) определение направления движения участников осмотра; г) выбор исходной точки и направления движения участников осмотра; д) выбор опорных точек для производства ориентирующей и обзорной фотосъемок и их осуществление.

Ориентирование в населенном пункте, помимо его наименования, включает название улицы (или их пересечения), вида объекта улично-дорожной сети (путепровод, тоннель, регулируемый пешеходный переход и т. п.), расположенных рядом объектов капитального строительства. Вне населенных пунктов указывается название автомо-

бильной автодороги и расстояние до ближайшего километрового столба. Для более точного ориентирования приводятся географические координаты места происшествия (посредством системы навигации ГЛОНАСС/GPS). На проселочных дорогах в качестве ориентиров могут быть выбраны легко различаемые объекты. Расстояние до ориентиров может определяться от ближайшего населенного пункта по карте с использованием курвиметра либо по одометру автомобиля.

Границы исследуемой территории включают в себя участок дороги, где конкретно произошло ДТП, а также прилегающую территорию, которая устанавливается в зависимости от элементов дороги и наличия следов происшествия. Границы осмотра определяются из содержания исходной информации о событии, конкретной обстановки происшедшего, решаемых задач в ходе ее исследования. Учитываются вид ДТП, рельеф местности, выдвигаемые версии, действия лиц, причастных к происшествию. Выявляются главные объекты осмотра и прилегающие к ним участки. Все имеющие значение для дела объекты должны быть внесены в границы осмотра.

Выбор направления движения участников осмотра от исходных точек также обусловливается особенностями дорожной обстановки, рельефа местности, механизма ДТП, наступивших последствий. Для прямых и ровных участков наиболее подходит линейно-фронтальная форма направления движения. При осмотре ограниченных по площади участков могут применяться концентрический или эксцентрический способы осмотра. Перемещение участников осуществляется по часовой или против часовой стрелки, что способствует наиболее тщательному исследованию территории вокруг главных объектов.

Выбор опорных точек для производства ориентирующей и обзорной фотосъемок предполагает возможность фиксации окружающей обстановки с тем условием, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам установить место совершения ДТП среди иных объектов. При выполнении съемки можно использовать метод получения фотоснимков с изменением соотношения между сторонами фотокадра путем увеличения его длины, т. е. панорамной съемки (возможны как линейная, так и круговая панорамы). Фотосъемка должна быть произведена с возвышенного места, например с крыши грузового автомобиля, здания или сооружения, и раньше, чем с проезжей части будут удалены транспортные средства и другие объекты. Это в полной мере относится и к применению видеозаписи, позволяющей запечатлеть ход, содержание и результаты следственного действия (например,

факт изъятия каких-либо предметов материального мира [11, с. 153]). В некоторых случаях целесообразно делать на проезжей части меловые пометки мест расположения перемещаемых значимых объектов, границ слабовидимых следов юза, волочения. Проведение в дальнейшем необходимых измерений позволит объективно отразить обстановку события.

Общая стадия осмотра места ДТП состоит в проведении необходимых поисковых мероприятий, сопровождаемых узловой и детальной фотосъемкой. Фотосъемка обычно производится специалистом-криминалистом, а в его отсутствие — следователем. По правилам узловой фотосъемки фиксируются находящиеся на месте происшествия транспортные средства и дефекты дорожного покрытия на пути их движения, дорожные знаки, включая временные, камеры видеонаблюдения и секторы их обзора, трупы, отдельные элементы обстановки, предметы и их фрагменты, следы. В качестве особенности такой фотосъемки отметим, что она фиксирует не только объекты, но и точное расстояние между ними. Сведения вносятся в протокол. Составляется схема места происшествия.

После того как характер и расположение объектов на месте происшествия будут зафиксированы в статическом состоянии, начинается динамическая стадия (третья стадия рабочего этапа) — детальный осмотр. Ему подвергаются все ранее зафиксированные объекты. Производится детальная фотосъемка. Отражаются и тщательно изучаются, фиксируются все выявленные негативные обстоятельства.

Особенность осмотра места ДТП — наличие большого количества различных динамических следов: протектора шин автомобилей; перемещения (скольжения) тела пешехода, отброшенного ударом; отделившихся частей автомобиля; повреждения объектов дорожной инфраструктуры, прилегающих зданий и сооружений.

Как правило, основное усилие направлено на обнаружение следов, указывающих на местонахождение центра контактирования автомобиля с препятствием или другим транспортным средством, и его координат. Место контактирования транспортного средства можно определить по следам колес, осыпи грязи с частей транспорта и месту нахождения осколков разрушенных стекол. Например, при наезде в первую очередь уделяют внимание поиску осыпей грязи с брызговиков, крыльев, бамперов, почвенных наслоений, осколков стекла, частиц лакокрасочного покрытия автомобиля и фиксации их положения на дороге. Место наезда располагается в непосредственной

близости от начала осыпи мелких частиц, поскольку крупные обладают большей инерцией и перемещаются на значительные расстояния. Гораздо реже обнаруживаются и фиксируются следы сдвига обуви пешехода в момент наезда, хотя именно они указывают на точное место контакта с автомобилем.

При столкновениях транспортных средств место контакта, как правило, устанавливается по следам бокового сдвига следов протекторов шин заблокированных колес, пересечения их траекторий, прерывания следа при подбрасывании колеса в момент удара. При деформации кузова автомобиля отделившиеся мелкие детали и осколки образуют осыпи, крупные оставляют следы падения — выбоины — и последующего трения о поверхность дорожного покрытия при волочении — царапины, борозды, содержащие частицы металла и лакокрасочного покрытия. При этом мельчайшие частицы остаются непосредственно на месте удара. Чем большее количество следов удается обнаружить, тем точнее можно определить место контактирования.

Особенностью фиксации следов, их описания в протоколе является указание длины, ширины, разновидности следа (качения, торможения), его принадлежности конкретному транспортному средству, конфигурации, расположения начала и окончания следа относительно края дороги, линии дорожной разметки. Нужно описать и отразить на схеме место смены разновидности следов, например, перехода следов торможения в боковое скольжение.

Осмотр находящихся на месте происшествия транспортных средств производится после необходимых измерений и указания их расположения. Необходимо уделить внимание описанию места соприкосновения частей и деталей автомобиля с иным транспортным средством, пешеходом, различными препятствиями. Отдельные поврежденные части и навесное оборудование фотографируются по правилам детальной фотосъемки. Чаще всего фиксируются внешние повреждения в виде различных деформаций, отслоения краски, отсутствие деталей. При осмотре нижней части кузова нужно сделать акцент на состоянии протектора колес, деталей подвески и их крепления.

При осмотре салона отражаются показания одометра, положение стрелок спидометра, тахометра, рычагов коробки передач и иных органов управления, изымаются обнаруженные следы, в том числе биологического происхождения, на рулевом колесе, приборной панели, подушке безопасности. При осмотре повреждений руля, панели, обшивки панелей дверей автомобиля создается мысленное

представление о том, как из поврежденной машины выбрался водитель, за какие детали он мог зацепиться своей одеждой, оставить ее фрагменты. Именно эти следы могут быть доказательствами, указывающими на нахождение того или иного человека в транспортном средстве на месте водителя во время происшествия. Фрагменты одежды, которые были обнаружены в салоне, в дальнейшем могут быть сравнены с одеждой скрывшегося с места происшествия водителя.

Специфика поиска и фиксации следов протектора шин скрывшегося транспортного средства заключается в необходимости определения направления его движения, мест разворота и остановки. При этом нужно помнить, что при прямолинейном движении следы протекторов шин задних колес стирают следы передних полностью или частично особенно на влажном и рыхлом грунтовом покрытии. Для фиксации следов протектора шин всех колес стоит отыскать место разворота или смены направления движения, например заезда на обочину. На дорогах с твердым покрытием при торможении остаются лишь поверхностные следы в виде лентообразных полос. На сухом асфальте пригодные для идентификации следы можно обнаружить лишь после проезда колеса автомобиля через грязь, технические жидкости, мел, краску, гудрон. В этом случае, а также при установлении ширины колеи и базы можно получить информацию о типе и предполагаемой модели транспортного средства.

1. Отчет о состоянии парка легковых автомобилей в России, представленный аналитическим агентством «Автостат». URL: https:// www.autostat.ru (дата обращения 01.10.2019).

2. Сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий в России за период с 2014 по 2019 г. URL: httpsV/гибдд.рф (дата обращения 01.10.2019).

3. Отчет Российского союза автостраховщиков за 2018 г. URL: https://autoins.ru (дата обращения 01.10.2019).

4. Жулев В. И., Степанищев А. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: метод. рекомендации. М., 2004.

5. Демидова Т. В. Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 45—47.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.10.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Заключительный этап осмотра места ДТП связан с процессуальным оформлением, изъятием следов, принятием мер по сохранности имущества и качественной упаковке предметов, необходимых для назначения судебных экспертиз, особенно если водитель скрылся на автомобиле. В протоколе обязательно должна быть зафиксирована последовательность действий СОГ и участников осмотра места ДТП. К протоколу прилагаются фототаблица, содержащая фотоснимки, выполненные по правилам ориентирующий, обзорной, узловой и детальной фотосъемок; видеозапись осмотра (если применялась) на соответствующем носителе; схема места ДТП (одна или несколько). Обнаруженные в ходе осмотра и изъятые объекты должны быть тщательно упакованы и опечатаны. Труп направляется в судебно-экспертное учреждение. При необходимости изъятия транспортного средства его двери до направления к месту хранения опечатываются.

В завершение отметим, что в данной статье мы коснулись лишь некоторых особенностей осмотра места ДТП на каждом из его этапов. Надеемся, что использование рассмотренных теоретических аспектов позволит повысить эффективность производства осмотра места происшествия при расследовании преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

1. Report on the state of the car fleet in Russia, submitted by the analytical agency Avtostat. Available from: https: //www.autostat.ru. Accessed: 1 October 2019.

2. Information on the number of traffic accidents in Russia for the period from 2014 to 2019. Available from: https://hydd.rf. Accessed: 1 October 2019.

3. Report of the Russian Union of Auto Insurers for 2018. Available from: https://autoins.ru. Accessed: 1 October 2019.

4. Zhulev V. I., Stepanishchev A. V. Investigation of traffic crimes. Guidelines. Moscow; 2004.

5. Demidova T. V. Qualitative inspection of the scene of an accident in accidents as one of the conditions for preventing expert errors. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015; 3: 45—47.

6. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation No. 174-FZ of 18 December 2001 (as amended on 01/10/2019). Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

7. Криминалистика: учебник / под ред. А. А. За-катова, Б. П. Смагоринского. Волгоград, 2000.

8. О Правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 08.01.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Попов И. А., Мусеибов А. Г., Муженская Н. Е. Тактика и методика осмотра места происшествия с использованием специализированного бланка протокола осмотра места ДТП с приложением памятки следователю: метод рекомендации. М., 2018.

10. Бирюков С. Ю. Деятельность следователя на месте происшествия: процессуальный и организационный аспекты // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 1 (48). С. 92—97.

11. Стешенко Ю. С. О некоторых правилах применения видеосъемки в ходе осмотра места происшествия // Научный фундамент практической деятельности по расследованию преступлений: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 6 апреля 2017 г.). Самара, 2017. С. 153—155.

© Смагоринский Б. П., Деревягин Е. В., 2019

7. Forensics. Textbook. Ed. by A. A. Zakatov, B. P. Smagorinsky. Volgograd; 2000.

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1090 of 23 October 1993 (as amended on 08/01/2019). "On the Rules of the Road (together with the Basic Provisions for the Admission of Vehicles to Operation and the Obligations of Officials to Ensure Road Safety)". Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

9. Popov I. A., Museibov A. G., Muzhenskaya N. E. Tactics and methods of inspecting the scene using a specialized form of the protocol for inspection of the scene of an accident with a memo to the investigator. Guidelines. Moscow; 2018.

10. Biryukov S. Yu. Activities of the investigator at the scene: procedural and organizational aspects. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia. 2019; 48 (1): 92—97.

11. Steshenko Yu. S. On some rules for the use of video during the inspection of the scene. In: Scientific basis of practical activities for the investigation of crimes: collection of articles of international scientific practical conference, 6 April 2017, Samara, Russia. Samara; 2017: 153—155.

© Smagorinsky B. P., Derevyagin E. V., 2019

Смагоринский Борис Павлович,

профессор кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор; e-mail: [email protected]

Деревягин Евгений Викторович,

старший преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России; e-mail: [email protected]

Smagorinsky Boris Pavlovich,

professor at criminology department of the training and scientific complex of preliminary investigation in law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of juridical sciences, professor; e-mail: [email protected]

Derevyagin Eugeny Victorovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

senior lecturer at criminology department

of the training and scientific complex

of preliminary investigation

in law-enforcement bodies

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia;

e-mail: [email protected]

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.